Пестушки: русские традиции и обычаи. Фольклорные развивающие игры и занятия для детей: пестушки, потешки, прибаутки

Пестушки, потешки, прибаутки как средства воспитания в народной педагогике.
учебно-методический материал на тему

Пестушки, потешки, прибаутки как средства воспитания в народной педагогике.

Предварительный просмотр:

Пестушки, потешки, прибаутки как средства воспитания в народной педагогике.

«Согласно правилам народной педагогики, отмечает исследователь детского фольклора М.Н. Мельников, – чтобы воспитать физически здорового, жизнерадостного и любознательного человека, в ребенке необходимо поддерживать в часы его бодрствования радостные эмоции». Наступает время пестушек. В словаре В. И. Даля сказано, что пестовать – значит «нянчить, носить, вынашивать на руках ребенка, растить, холить, ходить за ним». Поэтому пестушки представляют собой как бы свод приемов физического воспитания, разработанных русским народом и передаваемых из поколения к поколению. Они очень кратки, порой состоят из одного предложения.

Распеленав ребенка, пестуют, делая своего рода массаж:

А в ножках ходунюшки,

А в ручках хватунюшки,

А в роток говорок,

А в головку разумок.

Малыша учат осознанному движению руками:

А Ванюшеньке – Большую, пребольшую.

Стимулируя жизненные функции организма, ребенка подбрасывают на коленях, приговаривают:

С орехами, с орехами!

С калачами, с калачами!

По кочкам, по кочкам

Так малыша готовят к неожиданным «падениям» на своих первых шагах.

Утешают ребенка при первых ушибах, воспитывая выносливость и терпение:

На березу в лес улети.

Уча ребенка плясать, топать и прыгать, для развития мышц, подвижной активности используют такую пестушку:

Большие ноги шли по дороге:

Маленькие ножки бежали по дорожке:

Народная педагогика заложила в пестушки не только приемы физического, но и умственного воспитания: они стимулируют познание окружающего мира, пополняют запас слов, ускоряют их запоминание и осмысление. Поэтому поэзия пестушек вызывает у ребенка радость, улыбку, развивает память.

Потешки – песенки к первым играм и забавам с пальцами, ручками, ножками. Их воспитательное назначение – сначала потешить, развеселить, позабавить ребенка, а вслед за этим приготовить его к познанию окружающего мира в процессе игры, которая в период пестования является основной. Одна из самых популярных и любимых детьми потешек-игр, очень умная и полезная – в «ладушки». По ней малыш распознает доброту и строгость:

Где были? – У бабушки.

Поварешкой стук в лоб.

Конец потешки сопровождается легким шуточным щелчком в лоб, повторяется несколько раз и вызывает детское волнение, смех и восторг.

Игра в «сороку-ворону», кроме того, что призвана развивать мелкую моторику рук ребенка, несет простейший нравственный урок. Играя с ребенком, бабушка или мама учат его работать – игрушки за собой убирать, одежду на место класть. Так происходит постепенное приучение к труду. Мораль: получил больше тот, кто трудился – воду носил, дрова колол, а кто ничего не делал, тот ничего и не получил:

Этому дала – он воду носил.

Этому дала – он баньку топил,

Этому дала – он дрова колол,

Этому не дала – он воду не носил,

Баньку не топил.

А чтобы дать ребенку разрядку, развеселить его, идет в ход концовка:

А здесь ключики,

Стимулом во время кормления детей служит такая припевка:

Будешь выше нас.

Таких игр-потешек у русского народа существует много, и все они, постепенно усложняясь, несут новую информацию в сознание ребенка, ведут к познанию богатств родного языка, народной поэзии, становятся для него уроками трудового, нравственного и умственного воспитания.

Дети растут, и на смену потешкам приходят прибаутки – смешные короткие рассказы, чаще всего в стихотворной форме, или смешные рифмованные выражения, придающие речи юмористический оттенок. Прибаутками также потешают, развлекают детей, но от потешек их отличает то, что они не сопровождаются определенными игровыми действиями.

Потешки, подготовив ребенка к игре, дали ему необходимый запас слов, чтобы узнавать многие предметы и явления окружающего мира. Так заканчивается колыбельный период. Прибаутки же развивают богатое воображение детей, в них много фантастики, они схожи со сказкой, так как птицы, насекомые и звери наделены человеческими качествами, ворон играет на трубе, таракан колет дрова, кошка шьёт ширинку (полотенце), коза собирает орехи, утка играет на дудке и т.п.

Среди прибауток есть и короткие песенки, которые используют обычно как похвалу ребенку, возможность поставить его в пример:

Наша доченька в дому

Что оладушек в меду

Что оладушек в меду,

Сладко яблочко в саду.

Такие хвалебные песенки имеют большое воспитательное значение: они заставляют детей обратить на себя внимание и поступать таким образом, чтобы оправдать добрые слова. Осмысление прибауток расширяет мировоззрение ребенка до понимания социальных проблем, классовых отношений, элементарных философских категорий, что для него жизненно необходимо», – замечает В. А. Николаев.

Различают прибаутки-шутки, схожие с колыбельными песнями, в которых действуют насекомые, птицы, животные, выполняющие человеческие дела. Они ненавязчиво внушают ребенку мысль о необходимости трудиться членам всей семьи, чтобы жить в достатке:

Кошка в лукошке

Три сдобные лепешки.

А у нашего кота

Три погреба молока.

Прибаутки также учат строить диалогическую речь. Например:

Где ты была? – Коней стерегла,

– А где кони? – В лес ушли .

Наиболее же поучительны занимательные прибаутки-притчи, высмеивающие лодырей, глупых, нерасторопных, людей. К примеру: – Федул, а Федул,

Чего губы надул?

– А велика ли дыра?

– Один ворот остался!

Тем детям, что вечно торопятся, делают все кое-как, наспех, часто приговаривают:

– Вот колесо. Сел да поехал

– Ах, хорошо! Оглянулся назад

– Одни спицы лежат!

Резюмировав вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что потешки, пестушки и прибаутки могут служить не только средством развлечения малыша. Как подтверждают приведенные выше тексты, пестушки кроме этого помогают стимулировать физическое развитие, потешки – развить мелкую моторику. Прибаутки хорошо организованы, они легко запоминаются, так как сложены в рифму, содержат много повторов, интересных сравнений. Подобно другим жанрам детского творчества, пестушки, потешки и прибаутки выполняют важную педагогическую функцию: они несут обширную сумму знаний, помогают разобраться в окружающем мире, подготавливают ребенка к восприятию более сложных средств народного воспитания.

Читать еще:  С новым годом дети. Поздравление с Новым годом для детей в прозе. Поздравленье с Новым годом для детей

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представлен теоретический материал условий развития и руководства театрализованной деятельностью дошкольников, а так же план руководства деятельностью в младшей группе ДОУ.

Нравственно патриотическое воспитание в музейной педагогике как средство реализации ФГОС.

Всем вместе надо «зародить» в детях то зёрнышко, которое даст ростки уважения, любви, чувства гордости за свой народ, свою страну.

В реферате подобран материал о играх с детьми дошкольного возраста в помощь родителям .

В детском фольклоре необходимо различать произведения взрослых для детей, произведения взрослых, ставшие со временем детскими, и детское творчество в собственном смысле этого слова.Детский фольклор ру.

Статья предназначена для воспитателей детского сада.

Методическая разработка занятия «Фольклор. Колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки»

Сердюк Ольга Николаевна
Методическая разработка занятия «Фольклор. Колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки»

Методическая разработка занятия «Фольклор.

Колыбельные песни,

пестушки, потешки,прибаутки»

Знакомство с жанром «Фольклор»

Ознакомление детей с художественной литературой старшего дошкольного возраста

Сердюк Ольга Николаевна, воспитатель МДОУ д/с «Солнышко» Черепановского района, р. п. Дорогино

Цель: Познакомить дошкольников с понятием «фольклор», с видами устного народного творчества.

— дать знания об этом виде жанра, истории возникновения «фольклора»

— закрепить знания о многообразии потешек, пестушек, прибауток, колыбельных песнях

— способствовать формированию интереса к устному народному творчеству.

— развивать элементы творчества, учить использовать прочитанное в других видах деятельности (игровой, продуктивной в общении)

— развивать самостоятельность и инициативу, художественно- эстетический вкус

— дать информацию о важности знаний этого жанра

— воспитывать умение слушать и понимать произведения этого жанра, выражать эмоции

— воспитывать дружелюбие и любовь к окружающему.

Используемые технологии: ИКТ

Материалы и оборудование: иллюстрации «мать и дитя», различные книжки с потешками, колыбельными песнями, пестушками, прибаутками, костюмы «курицы и кошки»

Ход занятия: под музыку входит курица и кошка.

-Доброго здравия, Вам, гости дорогие (кланяются). А зовут нас курочка Рябушечка и Кисонька -Мурысенька. А пришли мы к вам в гости, чтобы рассказать о творчестве нашем народном.

-Как у нас на Руси уж давно повелось,

Чтобы весело всем и счастливо жилось,

Чтоб не плакал никто и никто не скучал

Сам народ для себя песни-шутки слагал.

Наши дедушки,бабушки, нам говорили,

Как плясали они хороводы водили.

Как смеялись, шутили, песни звонкие пели

Своих деток учили петь еще с колыбели!

Кисонька: — А вы знаете что такое фольклор (ответы детей)

Хотите послушать? Ну тогда слушайте!

Нет на свете ни одного человека, которому бы не нравилось многообразие детских колыбельных песен, различных потешек и пестушек, шуток и прибауток. В них можно найти всё- непосредственность, грусть и напевность. И, наверное, самое главное, что привлекает в них нас всех так это неповторимое ощущение чего -то родного, теплого, светлого.

Итак, фольклор-это устное народное творчество. Произведения устного народного творчества создавались всем народом, но народные песни и сказки, разные прибаутки и потешки, поговорки и пословицы, не могли складываться сами собой, без автора. Каждое произведение выдумывал или создавал какой-нибудь рассказчик. Имя этого рассказчика никем не запоминалось, но иногда это произведение было таким удачным, что люди услыхав его, сразу запоминали и передавали его из уст в уста. Поэтому эти произведения и приживались в народе.

Фольклор включает в себя очень много жанров, но мы хоти вас познакомить сегодня только с малыми жанрами, такими как колыбельные,пестушки, потешки и прибаутки.

Колыбельные песни-это особые песни, с помощью которых мамы убаюкивали своих деток. Колыбельные песни-это главная песня в мире, она является началом всех человеческих песен. Для каждого младенца и колыбельная песня своя, потому что каждому младенцу ее поёт родная мать, поэтому считалось, что эта песня являлась оберегом для этого ребенка.

Колыбельные песни несут в себе ласку, нежность, успокоение, душевный покой

Колыбельная песня-это как бы руки мамы, обнимающие ребенка и не допускающие проникновение зла.

Курочка: Послушайте колыбельную песню

Приди, котя, ночевать

Нашу деточку качать.

Уж как я тебе,коту

За работу уплачу,

шубку новую сошью

Да сапожки закажу

Дам кувшин молока

Ешь ты, котя, не кроши

Котя, больше не проси

-Дети, а вы сможете спеть какую-нибудь колыбельную песню (дети по желанию поют)

-Ребята, а вы знаете что у каждого произведения есть свой автор?

-А кто же создал колыбельные песни (Ответы детей)

-Скорее всего, колыбельная песня когда-то была придумана чьей-то мамой или няней, только мы не знаем их имен.

Затем эта песня переходила от мамы к дочке, а от дочки к ее дочке.

Один человек сочинил, другой услышал, запомнил, добавил что-то свое и передал третьему, так и сохранились колыбельные песни до наших дней. А вы знаете, что колыбельные песни создаются и в наше время, их можно услышать по телевидению или радио.

-А в какой же детской передачи можно услышать колыбельную песню (ответы детей:спокойной ночи,малыши)

Кисонька: за колыбельными песнями в жизнь ребенка приходят и пестушки.

Пестушки-это еще один жанр русского народного творчества, предназначенный для самых маленьких детей.

Пестушки-это короткие песенки и стишки, которыми сопровождается движение ребенка в первые месяцы жизни.

Проснется младенец, потягивается, его гладят по животику и нараспев приговаривают:

Встанем мы на цыпочки

Ручки вверх потянем

Бо-о-льше, вы-ы-ше станем!

Прямо до макушки

Курочка: Послушайте пестушку и скажите для чего она нужна?

Неси котик калач

Недалеко на мостике

Несет калач на хвостике

-Вспомните, какими словами, вас успокаивают когда вы плачете?

-Какими словами успокаивают малыша в прочитанной пестушке?

-Как вы думаете, а для чего придумывали пестушки? Кто же в них особенно нуждался? (ответы детей)

Физ. минутка-пестушка:

Ходит котик с веничком (шагают на месте)

Подметает семечки (метут влево)

Подметает крошки (метут вправо)

Да кладет в лукошко (складывают)

Кормит он птичек голубей, синичек (посыпают крошки щепотью)

А ты крошки собери,

Тоже птичек покорми (кидают вверх крошки)

Кисонька: А вот потешки они всегда забавные. Они учат детей различать звуки близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, учат улавливать повышение и понижение голоса. Для детей по старше использовались потешки для утешения и развлечения. Запоминая слова и сочетающиеся с ними движения, ребенок тренирует память и мелкую моторику, запоминает название частей тела, животных и многое другое.

Курочка: Давайте вспомним любую потешку (дети называют)

А послушайте мою потешку:

Читать еще:  Очень детские загадки. Советские загадки для детей: примеры

Как цветочек мой спал?

Как по маме скучал?

Сейчас на ручки возьму,

Прямо к сердцу прижму

К небу сына подниму.

-Дети, а что я сейчас сделала? (рассказала потешку)

-А о ком идет речь (о малыше)

-А кто к нему обращается (мама)

-Как нужно читать эту потешку? (ласково, с любовью)

А теперь давайте по играем?

Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте. И Кисонька- Мурысенька тоже

Что из муки пекла?

С кем прянички ела?

-Не ешь одна! Не ешь одна!

-Ребята, какие слова вам не понятны?

-Для каких ребят придумана эта потешка-шутка (для жадных)

-А как вы догадались (Кисонька-Мурысенька все съела одна)

-С какой интонацией вы произнесли последние слова (с наставлением и укором за жадность)

Кисонька: Что же такое прибаутки? Оказывается это один из самых интересных жанров детского фольклора. В народе их называют «забавушки», прибаутки созданы для развлечения малых деток.

Курица: Послушайте прибаутку.

Пошёл котик на торжок,

Купил котик пирожок,

Пошел котик на улочку

Купил котик булочку

Или Бореньке снесть

Да и Бореньке снесу.

Итог: Что нового вы сегодня узнали?

-Что вам особенно понравилось, запомнилось?

-Что же это такое устное народное творчество?

— как давно это творчество было придуманно?

— назовите одну прибаутку, пестушку, потешку и колыбельную песню.

«Колыбельные песни». Конспект непрерывной образовательной деятельности по музыкальному развитию. Старшая группа Конспект непрерывной образовательной деятельности по музыкальному развитиюСтаршая группаТема: «Колыбельные песни» Цель: Познакомить детей.

Конспект по развитию речи во второй младшей группе «Котенок в детский сад пришел». Потешки, колыбельные песни Цель: закрепить знания детей о некоторых видах устного народного творчества (потешка, колыбельная). Задачи: Обучающая: организовать деятельность.

Консультация для родителей «Колыбельные песни — счастливый мир детства» Родившись, ребёнок попадает в новый удивительный мир. И первый, кто его встречает – мама, её это забота и внимание. С первых дней ребёнок.

Методическая разработка занятия «Путешествие по лабиринту живой природы» Методическая разработка МОУ детского сада по теме: «Путешествие по лабиринту живой природы» Вид методической разработки — конспект занятия.

Методическая разработка. Памятка «Ребенок и дополнительные занятия» 1) Зачем ребенку дополнительные занятия? Посещение кружка это прежде всего возможность развития. Область этого развития варьируется в пределах.

Методическая разработка занятия «Зачем людям нужна одежда» Методическая разработка занятия на тему: «Зачем людям нужна одежда». Цели: — рассказать, для чего людям нужна одежда; — различать мужскую.

Методическая разработка занятия по ознакомлению с куклой-закруткой «Куватка» Тема: «Кукла-закрутка Куватка». Цель — прививать интерес и любовь к русской тряпичной кукле как виду народного художественного творчества.

Методическая разработка занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ Методическая разработка занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ. В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма.

Методическая разработка занятия с элементами театрализованной деятельности «Путешествие колобка» Конспект НОД с элементами театрализованной деятельности на тему: «Путешествие колобка» Форма проведения: подгрупповая Количество детей:.

Методическая разработка занятия по физкультуре «В гости к солнышку» Организационный момент: Здравствуйте, ребята! Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие, в гости к Солнышку. Дружно за руки возьмёмся.

Развивающие потешки или русккий фольклор малышам

Сидя с малышом на коленях, я невольно стала приговаривать: «По кочкам, по кочкам…» Эта прибаутка как-то сама выплыла из памяти, из детства. Кому-то из нас ее приговаривала бабушка (дедушка, мама, тетя …), а им, в свою очередь, их бабушки-дедушки. Материнская нежность, поцелуи, напевы, ласковые прикосновения в созвучии с прибаутками, присказками, пестушками – все это составляет русский фольклор, с которого и начинается материнское воспитание.

Фольклор имел и имеет важнейшее значение в жизни малыша, особенно в первые дни и месяцы — ведь это единственная возможность для него и для мамы эмоционально окрасить общение друг с другом.

Наши пращуры с величайшим вниманием относились к детству и всемерно использовали это время как почву для «возделывания души» — для последующего знакомства с окружающим миром, с обычаями этого мира, его места в нем. С мудрой помощью всевозможных приговорок, прибауток, сказок, песенок ребенка заговаривали на крепкое здоровье, красоту, ум, благоприятную судьбу; закладывались знания о своей культуре, духовных и нравственных традициях, воспитывали настоящего славянина.

Детский фольклор имеет множество форм (жанров), каждая из которых несет свою обучающую нагрузку, что позволяет маленькому человеку сбалансировано развиваться физически и духовно.

Так, уже с первых дней жизни, когда у малыша еще не сформированы осознанные движения, реакции на действия и т.п., мама бережно ухаживает за ребенком, играя с ним — «пестует» :

«Потягушечки!
Порастушечки!
Поперек толстушечки,
Руки — хватушечки.
Ноги – бегушечки!
Она поглаживает ножки, ручки, поворачивает головку, делает массаж, приговаривая при этом:
Ладошка-локоток, Ладошка-локоток,
Локоток-ладошка, Будь здорова крошка! (приговаривают девочке)
Расти крепеньким, сынок! (приговаривают мальчику).

При поглаживании ручек:

«Трушечки-потрушечки,
Пекла бабка ватрушечки,
Ватрушечки, колобушечки».

«Мешу, мешу тесто,
Есть в печи место,
Пеку, пеку каравай!
Головоньку — валяй, валяй!» — а малыш уже чувствует внимание, как может, реагирует на него – первая улыбка, потягивания, повороты головы — всё это говорит о желании контакта со взрослым; здесь, с помощью «пестушек», закладываются основы воспитания, игрового обучения ребенка.

В месяц мама учит малютку раскрывать кулачки – «хлопаем» кулачками, приговаривая:

«Вьюшки, вьюшки,
Вьюшки вью
Колотушки колочу,
Приговариваю!»

Постукивая малышу попеременно по левой и правой стопе, повторяя:

«Куй, куй, ножки –
Бегать по дорожке,
Летом по песочку
Зимой по снежочку»

«Токи-токи-тошки,
Кую, кую ножки.
Ножки у Антошки
Едут по дорожке,
Дорожка кривая,
Ни конца, ни края!» – мама тактильно «показывает» ему первые прикосновения маленьких ножек о поверхность, формирует начальные представления о ходьбе.

Мама поможет и когда малютка начнет похлопывать ладошками, развивая ритмику:

«Хлоп, хлоп, ты ладошечка,
Хлоп, хлоп, моя крошечка!»
Утром, просыпаясь, малыш услышит:
Потягушечка-дорогушечка
Гони прочь дремушку!
(Имя) встань, поднимись,
Подбоченься, подбодрись,
Оглянись по сторонам –
Идет солнце в гости к нам!
Потягушеньки-порастушеньки!
А в ножки – ходушеньки,
А в ручки – хватушеньки,
Поперек – толстушеньки,
А в ушки – слышушеньки,
А в глазки – глядушеньки,
А в носик — сопушеньки,
А в ротик – говорок,
А в головку – разумок!

Когда кроха начнет сидеть, он полюбит такие пестушки (приговаривают, покачивая малыша на коленях, будто на кочках, а на слове «бух» — «роняют»):

«Ехали мы, ехали,
За шишками, орехами
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке.
А потом по кочкам, по кочкам,
По узеньким дорожкам.
Вприпрыжку, вприскочку
В ямку бух!»

Читать еще:  Кормление ребенка в годик. Молочные продукты для детей от года. Каким должен быть перекус у детей

«Ехал пан, пан, пан,
Ехал сам, сам, сам
По ровной дорожке, по ровной дорожке,
По кочкам, по кочкам –
Бух в ямку!»

Делая первые шаги с поддержкой взрослого ребенок услышит:

«Большие ноги шли по дороге: топ-топ, топ-топ.
А маленькие ножки бежали по дорожке: топ, топ, топ, топ, топ».

«Та-та-та, та-та-та,
Вышла кошка за кота;
Кот ходит по лавочке,
Водит кошку за лапочки,
Топы-топы по лавочке,
Цапы-цапы за лапочки».

На смену «пестушкам» приходят «потешки», вовлекающие в игру самого малыша.

Ему открываются новые сенсорные ощущения, начинается развитие мелкой моторики, внимательности, способности сосредотачиваться. Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела, успокоят, переключат внимание.

Загибая поочередно пальчики ребенка, произносят:

«Пальчик-мальчик,
Где ты был?» —
«С этим братцем
В лес ходил.
С этим братцем
Щи варил.
С этим братцем
Песни пел».

Или ( Водят указательным пальцем по ладошке малыша, приговаривают, загибая пальчики малыша по одному, начиная с большого, в конце потешки теребят мизинчик):

Сорока-белобока
Кашу варила, деток кормила.
Этому дала, он в лес ходил.
Этому дала, он дрова рубил.
Этому дала, он воду носил.
Этому дала, он печь топил.
А самому маленькому ничего не дала.
В лес не ходил, дров не рубил,
Воды не носил, печь не топил.

Совсем скоро Вы обнаружите, как кроха «помогает» Вам, активно участвуя в игре, подавая пальчик. Это значит, что пальчики вашего малыша становятся «умнее», активизируется речевой центр и улучшается развитие речи.

Малыш с удовольствием похлопает в ладошки, если мама скажет:

«Ладушки, ладушки
Где были?- У бабушки
Что ели?- Кашку!
Что пили? — Бражку!
Кашка масляная!
Бражка сладенькая!
Сели — посидели
Ш-у-у — полетели!
На головку сели!
Ладушки запели!» — в этот момент ручки ребенка кладут на головку, что обычно приводит его восторг.

Важно отметить, что в такие, на первый взгляд, простые стишки, древние славяне вкладывали особый смысл: здесь и упоминание Богини Лады («Ладушки»)- Богини лета, любви, счастливой любви и материнства, «Бабушки» — что в славянской традиции значило — «прабаба», т.е. Земля- Кормилица, «ели кашу» — каша являлась древнейшей ритуальной едой, «пили бражку» – напиток, употреблявшийся славянами во время ритуалов и подносившийся Богам. Эти символы легко «читались» древними славянами — таким образом младенец программировался на правильный выбор духовного и жизненного пути, традиционное славянское мировоззрение…

Потешки способны «раскрасить» будничные дела малыша: умывание, кормление, купание и др.. Например, умывая, мама ласково говорит:

«Водичка-водичка,
Умой наше личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок».

Причесывая волосы дочке, напевает:

«Уж я косу заплету,
Уж я русу заплету.
Я плету, плету, плету.
Приговариваю:
Ты расти, расти, коса,
Всему городу краса!»

Кормление пойдет веселее, если взрослый будет приговаривать:

«Ай, люленьки, люленьки,
Прилетели гуленьки.
Стали гули говорить,
Чем же (имя) накормить?
Один сказал: «Кашкою!»,
Другой: «Простоквашкою!»,
Ну, а третий: «Молочком
И румяным пирожком!»

«Пришел кисель,
На лавочке присел,
На лавочке присел,
Поесть Ванечке велел!»

Собирая малышку на прогулку, мама любуется:

«Наша …(имя) маленька,
На ней шубка аленька,
Опушка бобровая,
…(имя) чернобровая».

Раскачивая ребенка на качелях, взрослый «помогает»:

«Есть качели на лугу –
Вверх, вниз! Вверх, вниз!
(или кач-кач, кач-кач)
Я качаться побегу–
Вверх, вниз! Вверх, вниз!»
(или кач-кач, кач-кач)

Когда малыш купается, то услышит:

«Вода текучая,
Дитя растучее.
С гуся вода,
С дитя худоба!
Вода книзу,
А дитя кверху!»

Ребенок расстроен? Мама успокоит, приговаривая:

«Ты не плачь, не плачь, не плачь,
Я куплю тебе калач.
Если будешь плакать –
Куплю худой лапоть!»

Еще интереснее звучат «прибаутки», ведь в них, помимо простых красочных описаний разворачивается сказочное действо:

«Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Маслена головушка!
Шелкова бородушка!
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?»

Прибаутка вызовет больший интерес у ребенка, если она будет рассказана артистично, меняя голоса и интонации – так малыш быстрей поймет, на что делается акцент, по-новому откроет для себя окружающий мир.

«— Федул, что губы надул?
— Кафтан прожег.
— Можно зашить.
— Да иглы нет.
— А велика дыра?
— Один ворот остался»

«Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому,
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку».

Настал вечер. Малыш устал, ведь за долгий день он узнал много нового, мама рассказала ему про петушка, похлопала с ним в «Ладушки», покормила с «Сорокой-белобокой»…Пришло время колыбельной:

«Баю-баюшки-баю,
Баю Машеньку мою!
Приди котик ночевать,
Мою детоньку качать,
Качать, прибаюкивать
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кусок пирога
И кувшин молока».

«Ай, люли-люленьки.
Прилетели гуленьки.
Сели гули на кровать
Стали гули ворковать
Стали гули ворковать,
Стал наш …(имя) засыпать».

Почти всегда в народных колыбельных есть напев «Лю-ли, люшеньки».И это неспроста. До сих пор колыбельку называют «люлькой», а младенца – «лялей», «лялечкой», отсюда же понятие «лелеять». Все эти ласковые слова происходят от имени дочери богини Лады – Лели. Славянская Леля – это Богиня Весны, первых ростков, цветов, юной женственности. Наши предки верили, что именно Леля заботится о только показавшихся всходах – будущем урожае. Леля, как и Роженица-мать Лада, заботится о домашнем уюте, о материнстве, о детках. Старинные колыбельные всегда содержат имя ребенка. Поэтому такая песня – это своеобразное обращение мамы к внимательной, берегущей малютку Богине Лели.

Постскриптум. Детский народный фольклор оказывает глубочайшее влияние на развитие человека, прививая ему буквально с рождения чувство прекрасного, музыкальность, эмоциональность, развивая творческие способности, память, интеллект, а с другой стороны, формируя его духовно, нравственно, определяя его мировоззрение. И в наши дни не стоит отказываться от этих «бабушкиных прибауток», ведь они, слагавшиеся веками, имеют не столько «развлекательный» характер.. Детский фольклор обучает ненавязчиво, дает знание о мире , несмотря на мудрость, в очень понятной форме. И невозможно не удивиться гению древних славян, которые создали и накопили весь этот сказочный педагогический опыт, а наши пра – пра – пра — прабабушки любовно хранили и бескорыстно отдавали его каждому поколению, воспитав таким образом уникальный славянский народ.

Источники:

http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/12/22/pestushki-poteshki-pribautki-kak-sredstva-vospitaniya-v-narodnoy
http://www.maam.ru/detskijsad/metodicheskaja-razrabotka-zanjatija-folklor.html
http://mamochka-club.com/baby/razvivayushchie-igry-dlya-detey/razvivayushchie-poteshki-ili-ruskkiy-folklor-malysham.html

Ссылка на основную публикацию