Плохое поведение: какая реакция правильная? Как сказать ребенку »нет». Ограждайте от любых трудностей. Что такое хорошо и что такое плохо

Что такое «плохо» и как исправить плохое поведение ребенка

Маленькие дети и дети постарше могут действительно плохо себя вести, поэтому вам придется потратить время и силы на исправление такого поведения или, по крайней мере, на «сглаживание углов». Учтите нижеприведенные основные тактические задачи воспитателя, когда будете вырабатывать свою стратегию в отношении нежелательного поведения ребенка.

Установите причину. Проникните в мысли ребенка и постарайтесь понять, почему он ведет себя таким образом. Что толкает его к проказам? Просматривается ли какая-то линия в его плохом поведении? Он утомлен, голоден, перегружен впечатлениями, ему скучно (например, время близится к ужину, а вы с ходунком в супермаркете)? Выяснив, что́ кроется за нежелательным поведением ребенка, вы сумеете предотвращать такое поведение.

Поощряйте положительные действия. Маленькие дети не узнают, что такое «хорошо» и что такое «плохо», пока вы не разъясните им этого. Видя положительный отклик на свои действия, дети тем самым получают стимул продолжать совершаемые действия. Неоднократно встречая отрицательный отклик, дети отказываются от своего поведения (если только не примут отрицательный отклик за положительный, то есть за проявление внимания к ним). Вот почему крайне важно как можно раньше подкреплять желательное поведение и исправлять нежелательное. Иначе плохие поступки войдут в норму у ребенка, и вам будет труднее что-либо изменить.

Лелейте цветы, выпалывайте сорняк и. У растущего ребенка желательное поведение соседствует с нежелательным – цветы растут вперемешку с сорными травами. При хорошем уходе цветы так пышно распускаются, что вы вряд ли увидите за ними сорняки. Но часто эти цветы увядают в определенную пору, и тем заметнее становятся сорняки. Если вы просто запасетесь терпением и дождетесь, пока минует критическая пора, сорняки вновь отступят и цветы вновь расцветут – иногда столь дивно, что вы позабудете о том, что когда-то видели сорняки. Бывает так, что сорняки опережают в росте цветы, и вам надо выпалывать их, чтобы они не заглушили цветы. С поведением растущего ребенка все обстоит точно так же. Воспитание ребенка включает «выпалывание» нежелательных поступков, которые делают жизнь рядом с ребенком неприятной, и тогда преобладают желательные поступки, превращая ребенка в радость для окружающих.

Если ребенок кусается, бьет, толкает, пинает вас

Растущие зубы, руки и ноги нередко могут набедокурить. Ходунки часто вступают в драку, мало задумываясь о последствиях своих действий. Агрессивные действия причиняют боль и должны быть устранены из поведения ребенка, прежде чем кто-то в семье серьезно пострадает от них физически или морально.

Почему маленькие дети кусаются и бьют вас. Не относите эти действия на свой счет. Да, младенцы кусают руку, кормящую их (и материнскую грудь). Всё, совершаемое маленькими детьми, замыкается на их руках и рте. Руки и рот – их первые инструменты общения, и младенцы тренируются в использовании этих инструментов. Как только прорезываются зубы и ручки уже умеют хлопать и шлепать, дети проверяют действие вновь обретенных инструментов на разных объектах – чтобы узнать, каковы ощущения при этом. А что может быть ближе и доступнее родительского тела? Задача младенца – научиться пользоваться этими инструментами; ваша задача – научить его правильно пользоваться ими. Укусы и шлепки раннего младенчества, как бы они ни ужасали вас в физическом и моральном смысле слова, – это проявление игривости, в худшем случае – симптом огорчения, но не агрессивности или неуважительного отношения к вам.

Выражением агрессивности укусы и шлепки становятся чаще всего у детей в возрасте от полутора до двух с половиной лет, когда дети еще не владеют речью и не способны словесно выразить свои потребности; вместо этого дети прибегают при общении к действиям. Обыкновение кусаться, как правило, проходит, когда ребенок овладевает речью, чего нельзя сказать про обыкновение «давать волю рукам».

Почему ходунки кусаются, бьют, толкают и пинают вас. То, что у младенцев является всего лишь неадекватным выражением акта общения, у детей постарше может превращаться в агрессивность, если вы вовремя не обуздаете детей. Вот почему вам следует устранить такие привычки у ребенка еще во младенчестве, с тем чтобы они не сделались нормой у подрастающего ребенка. Ходунки становятся агрессивными, когда они раздражены, устали, когда они хотят изменить ситуацию, продемонстрировать силу или же когда намерены завладеть игрушкой. Некоторые дети прибегают к озорству в отчаянной попытке приблизить к себе держащихся на расстоянии родителей.

Что делать

Поведение ходунков заметно утрачивает агрессивность, когда дети подрастают и уже могут общаться при помощи речи, а не действий. Родители должны твердой рукой навсегда искоренить агрессивность у ребенка. Вот советы, как удержать ребенка от причинения вреда другим.

Поищите причины агрессивности. Что толкает ребенка к агрессивности? Ведите дневник проступков или хотя бы мысленно устанавливайте связи между поведением ребенка и обстоятельствами, провоцирующими его действия. Вот пример: «Кейт укусила Сьюзи во время групповой игры. Сьюзи взяла любимый мяч Кейт. Время близилось к дневному сну. На маленькой площадке собралось много детишек. Сьюзи любит командовать».

Ребенок бьет, кусает родителей. Младенцы наносят «пробные» шлепки вам по лицу, неадекватным образом налаживая общение с вами. Предложите ребенку социально приемлемую замену: «Дай ручку!» Указывайте ребенку в возрасте более полугода, кусающему ваши соски: «Нельзя кусаться. Ой! Маме больно!» (огорченное выражение лица); затем предлагайте ему исправить поведение: «Обними маму. Вот хорошо!» (улыбка и ответное объятие). Если ребенок бьет вас по лицу, выражая таким образом свое недовольство (например, малышка «ходункового» возраста, сидя у вас на коленях, злится и бьет вас по лицу, потому что вы не разрешили ей взять конфету), вам надо познакомить ребенка с естественными последствиями его действий. Твердо, но спокойно скажите: «Нельзя бить!» – и опустите девочку на пол. Она все еще будет злиться из-за конфеты, поэтому вы можете высказать за нее ее чувства. (См. главу 5 «Как справиться с капризами» и статью «Отвлекайте и переключайте внимание ребенка».) Отклик родителей на поведение ребенка, когда он кусает, толкает или пинает их, будет практически одинаковым: следует остановить ребенка. Не допускайте, чтобы ваш ходунок использовал вас вместо подвесной боксерской груши. Если вы не позволите ребенку бить вас, когда он еще очень мал, он вряд ли позволит другим бить его самого, когда он подрастет. Вы можете на своем примере научить его, как остановить удар, например, подняв руку в защитном жесте; вы не позволяете бить себя, но отказываетесь от нанесения удара со своей стороны.

Ходунок бьет маленьких. Если ваш полуторагодовалый ребенок, играя в группе, бьет по голове других малышей своим игрушечным молотком, уберите все предметы, которыми можно ударить. Скажите ребенку, что нельзя никого бить, и покажите ему лучший выбор – как погладить малыша. «Будь хорошим, погладь маленького», – с этими словами вы мягко проводите его рукой по головке маленького ребенка.

Не кусайтесь в ответ. «Но ведь ребенок должен знать, что укушенному больно!» – можете вы возразить. Да, верно, однако ребенок не поймет, что кусаться нельзя, если вы тоже кусаетесь. Попробуйте вот такую замену: покажите ребенку, как болезненны укусы. Прижмите руку ребенка к его верхним зубам, но не в порыве яростной мести, а с видом ученого-экспериментатора, доказывающего свою мысль («Видишь, больно, когда кусаются!)». Преподайте этот урок ребенку сразу же после того, как он укусит вас или кого-то другого. Надо, чтобы ребенок научился проникаться чувствами других; но не ждите особой чуткости от ребенка, не достигшего трех.

Не бейте ребенка за то, что он бьет кого-то. Кейти бьет Томми. Мать Кейти, смущенная и разозленная, подскакивает к дочери и шлепает Кейти по руке со словами: «Нельзя бить!» Наверняка вы бы недоумевали в такой ситуации. Что же сказать о маленькой девочке? Но давайте вспомним о нас с вами… Вам не приходилось из-за досады и раздражения совершать что-то нелогичное? Все мы способны на это. Поэтому обдумайте заранее, что́ вы сделаете, если ваш ребенок ударит кого-то.

Читать еще:  Отпуск по уходу за ребенком папа. Отпуск по уходу за ребенком для отца. Пособие по уходу за ребёнком

Ребенок бьет другого ребенка. Вы видите, как один ребенок бьет (толкает или пинает) другого, для того чтобы завладеть игрушкой. Покажите и научите, как получить игрушку. «Нельзя никого бить. Если тебе хочется поиграть этой игрушкой, подожди, пока твой друг наиграется ею, или скажи маме, и я отсчитаю время, и тогда друг поделится с тобой. Если я хочу чего-нибудь от тебя, я тебя не бью. Я вежливо прошу тебя». Драчун не желает слушаться? Тогда обратитесь к обиженному и посоветуйте, что́ сказать обидчику: «Я больше не буду играть с тобой, пока ты не извинишься и не перестанешь драться». Двухлетние дети, вероятно, не сумеют сказать столько слов, но они поймут сказанное вами; итак, вы выскажетесь вместо детей, а затем примете участие в развитии событий.

Тайм-аут для агрессора. «Тому, кого бьют, больно; нельзя делать кому-то больно. Теперь ты будешь сидеть рядом со мной». Обычно в два года ребенок уже может провести связь между своим агрессивным поведением и последствиями такого поведения. Побуждайте ребенка произносить слово: «Прости». Если он уже не злится, возможно, пришло время обняться и расцеловаться. (См. раздел «Учите ребенка извиняться».)

Показывайте пример поведения, л ишенного агрессивности. Ребенок, который в жизни сталкивается с агрессивностью, становится агрессивным. Как сами вы выражаете свое неудовольствие, справляетесь с конфликтной ситуацией, проводите свою линию? Агрессивность заразительна. Ходунки и маленькие дети также перенимают агрессивное поведение своих старших братьев и сестер. Если маленькие дети видят, как старшие бьют друг друга, малыши решат, что так принято, так и нужно относиться к людям. Пусть это будет наукой для детей постарше. Укажите им, какой пример они подают, и призовите их достойно вести себя ради их благополучия и ради благополучия малышей.

Захватить что-то – типичное агрессивное поведение, свойственное ходункам и детям дошкольного возраста. (Следите за тем, чтобы вы невольно не подавали дурной пример детям, выхватывая что-либо из маленьких ручонок.) Спокойно объясните ребенку, почему нельзя оставить себе то, что он вырвал у соседа, и попросите его вернуть предмет другому ребенку или отдать вам. Вы можете предложить ребенку что-то взамен предмета, от которого он должен отказаться. Если ребенок вот-вот разобьет что-то ценное или причинит вред себе схваченным им предметом, обратитесь к ребенку в очень серьезном тоне, мимикой и жестами дайте понять, что он должен немедленно вернуть на место то, что взял.

Избегайте неудачных замыслов. Пришедшим на день рождения к сыну гостям – компании мальчишек – мать устроила игру под названием «Мусорщик идет на охоту» по всему дому. И чтобы подогреть страсти, припасла приз победителю. Можете вообразить, что случилось. Дом был перевернут вверх дном, дети передрались. Отталкивая друг друга, они обшаривали каждый угол, каждую щель в поисках спрятанных «сокровищ». Ссадины на теле, на душе обиды – вот чем кончился праздник для каждого. Мораль: избегайте ситуаций, которые пробуждают худшее в детях, обнаруживают весь кроющийся в них «мусор».

Смягчайте озлобленность. Понаблюдайте за ребенком «ходункового» возраста, который постоянно бьет игрушки, колотит кукол, пинает кошек, стучит по стенам. Хотя такое поведение отчасти является нормой для этого возраста, вместе с тем оно может быть сигналом накопившегося в ребенке напряжения и гнева. Существует опасность того, что ребенок будет относиться и к людям подобным образом. Вникните в корень проблемы, а также склоняйте ребенка к более гуманным играм. «Обними мишку». «Погладь котеночка». «Приласкай куклу».

Награды. Дети старше трех лет хорошо откликаются на систему вознаграждения, например, повесьте на стене «график отсутствия тычков и колотушек». «Каждый день, когда ты не обижаешь своих друзей, приклеивай на графике веселую рожицу. Когда наберешь три веселые рожицы, мы пойдем и купим тебе мороженое».

Программируйте самоконтроль. Некоторые импульсивные дети бьют прежде, чем думают. Помогите детям старше трех лет контролировать такой импульс – предлагайте им замещающие модели поведения, на которые дети могут переключиться при побуждении ударить. «Как только у тебя появляется драчливое настроение, хватай подушку и колоти ее или обеги двор». Вы можете подать ребенку пример в том, как обуздывать свои порывы. Например, в следующий раз, когда вам захочется шлепнуть ребенка, покажите ему, что вы в состоянии отговорить себя от этого. Удержите «порывистую» руку другой и произнесите: «Ну-ка, рука, остановись, не надо бить людей». Ребенок, конечно же, обратит внимание на ваши действия.

Применяйте «двойную дозу» воспитания. Если привычка драться у ребенка подрывает ваш родительский авторитет, являясь симптомом неуважительного отношения к вам, она нуждается в исправлении и «двойной дозе» воспитания – и со стороны мамы, и со стороны папы. Шестилетний Томми разозлился и ударил маму. Она немедленно усадила его на стул, посмотрела ему прямо в глаза и внушила ему, что он никогда не должен поднимать руку на родителей; такое поведение совершенно нетерпимо и строго наказывается. Мать отправила ребенка в его комнату. После тайм-аута они поговорили о том, почему мальчик разозлился. Позже в тот же день мать рассказала об инциденте отцу, и отец тоже имел беседу с Томми. Отец подчеркнул всю серьезность происшествия и заявил Томми, что такое поведение абсолютно недопустимо: «Я не позволю тебе бить женщину, которую я люблю». Этот мудрый отец придал своей воспитательной речи дополнительную пользу, упомянув о чувствах к жене.

Руководство старших. Безответственно и небезопасно позволять агрессивным ходункам играть с их потенциальными жертвами без родительского присмотра. Если ваш ребенок отличается агрессивностью, поделитесь своей озабоченностью по этому поводу с другими родителями или учителями, когда дети играют в группе, и попросите у них помощи в обуздании агрессивных наклонностей вашего ребенка. Не колеблясь расскажите им о вашей проблеме. Можете не сомневаться, что им тоже известно об этом этапе агрессивности из опыта воспитания собственных детей. Ваша откровенность свидетельствует о том, что вы заботитесь и о чужих детях. Иначе агрессивность вашего ребенка, особенно в случае, если он кусается, разрушит дружбу. Родители кусающегося ребенка обычно смущены донельзя, в то время как родители укушенного донельзя возмущены. Вторые родители обвиняют первых в дурном поведении их ребенка («плохие родители плохого ребенка»), и дружеские отношения между взрослыми затухают.

Учителям и воспитателям в дошкольных учреждениях тоже следует зорко следить за их агрессивным подопечным, иначе агрессивность заразит всю группу. В группе дети обучаются социально приемлемому поведению. Если они видят, что агрессивность допустима, – особенно если кусающийся ребенок оказывается в центре внимания («Осторожно, он кусается!»), – они могут и сами попробовать… Да, агрессивное поведение требует немедленного пресечения, однако будьте осторожны и не подавайте детям мысль, что такое поведение – способ привлечь внимание. Находите возможность похвалить детей за хорошее поведение.

Плохое поведение ребенка. Что это такое и что делать?

Плохое поведение ребенка.Что это такое и что делать?

Когда говорят, что ребенок плохо себя ведет всем сразу ясно, о чем идет речь. Однако, когда я, как психолог, начинаю прояснять, на что конкретно жалуются взрослые, то получаю очень разные ответы. Давайте же разберемся, что мы имеем ввиду, говоря «плохое поведение».

Поведением вообще называют некую активность, проявление личностных качеств, чувств, внутреннего содержания и особенностей человека (в нашем рассмотрении ребенка) в виде действий и поступков.

Когда мы говорим «плохое поведение» – то имеем ввиду оценку взрослыми этих проявлений, действий и поступков.

Давайте постараемся уйти от оценивания, которое субъективно, и объективно рассмотрим, какое поведение считается нормальным, а какое отклоняющимся от этих, конечно условных, норм.

Нормальным поведение считается тогда, когда ребенок успешно адаптируется к окружающей его действительности.

При этом должно соблюдаться равновесие между личными ценностями, стремлениями ребенка и требованиями социальной среды.

Для этого, как минимум, необходимо уважение потребностей и инициатив ребенка, чтобы он мог воплощать в жизнь свои потребности, и очень понятно сформулированные требования взрослых, так же чтобы он мог их реализовывать.

Проявлением же дезадаптации будет сниженная способность или нежелание соблюдать социально приемлемые формы поведения (так проявляется негативное отношение к окружению и своим обязанностям перед другими) или игнорирование ребенком своих личных потребностей и чувств (так проявляется негативное отношение к себе и своему развитию), т.е. безынициативность, пассивность,конформизм, полное подчинение личных интересов другим.

Таким образом, для успешной адаптации, ребенок должен иметь: в целом положительное отношение к себе, т.е. иметь адекватную (не заниженную и не слишком завышенную) самооценку; в целом положительное отношение к другим людям, и положительное отношение к процессу труда, роста и развития.

Читать еще:  Ребенок не идет на. Если ребенок не идет на контакт

Нарушения в данных сферах происходят при неблагоприятных влияниях различных стрессовых и травмирующих психику ребенка факторах.

Таким образом, отклоняющееся поведение — это выражение неблагополучного внутреннего мира ребенка.

Как проявляется и что собой выражает отклоняющееся поведение.

Самые основные проявления неблагополучного внутреннего мира ребенка – это агрессивное, саморазрушительное, зависимое поведение, и поведение, нарушающее основные социальные нормы.

Агрессивное поведение-самый первый симптом неблагополучия внутреннего мира ребенка. Оно порождается чувством злости, которое появляется, когда человеку плохо, если у него что-то не получается или ему был причинен вред. Агрессия может быть направлена на других — это поведение нацеленное на оскорбление или причинение вреда другим. Может проявляться напрямую — драки, угрозы, ругань, ненормативная лексика, причинение физического вреда. Может проявляться косвенно — хлопанье дверью, разбрасыванием или порчей вещей, слишком громким пением или криками, воспроизводимыми действиями с целью привлечь внимание и разозлить или ввести в смятение окружающих.

Злость не нашедшая выхода вовне, может быть направлена на самого себя- так называемая аутоагрессия, самонаказание. То есть саморазрушительное поведение, нацелено на то, чтобы причинить вред себе, а в дополнение, возможно, досадить или привлечь внимание взрослых: «отморожу уши назло бабушке» или «вот заболею, пусть поймут, как мне плохо». Сюда, относятся и поступки, которые ребенок совершает осознанно, например, курение, экстремальные занятия. Так же к этой категории относятся бессознательные проявления самонаказания — психосоматические заболевания, повышенная склонность к травматизации. К этой же категории относится и депрессия — подавленная, как бы спрессованная агрессия внутри себя.Самым тяжелым случаем аутоагрессии является суицидальное поведение, как осознанное, так и пассивный суицид (например, не смотреть по сторонам при переходе улицы).

Агрессия может быть смещенной. Ребенок, разозлившись на родителей, и не имея возможности выразить это чувство к ним, может обидеть кошку, младшую сестру, или подраться в школе.

Бывает, что поведение ребенка нарушает основные социальные нормы, и вполне благополучные родители удивляются, почему их дети врут, или без спросу берут чужие вещи.

Обычно такое поведение является защитным, и указывает на отсутствие у ребенка чувства безопасности или выявляет внутреннюю опустошенность, и желание с помощью действий или фантазий скрасить свой внутренний мир.

Зависимое поведение — это как разрушительные вредные привычки, так и чрезмерная поглощенность компьютерными играми или опасными видами спорта, или даже поглощенность другим человеком. Зависимое поведение – это так же способ уйти от своих переживаний как бы в другую реальность, с помощью которой можно изменить неудовлетворительное эмоциональное состояние и обрести хоть временное облегчение.

Что же делать, если поведение ребенка вас огорчает?

  • Самое главное, для того, чтобы ребенок не выражал свое неблагополучие через поведение, необходимо понять, что именно его травмирует или травмировало в прошлом, чтобы убрать негативное влияние этого фактора.
  • Возможно, только поняв, что происходит с ребенком, и почему он так себя ведет, вы перестанете злиться на него. Но это необходимо, так как чтобы справиться с ситуацией, вам необходимо перестать бороться с ребенком, становясь его врагом, а начать вместе с ним бороться с «симптомами», как проявлением неблагополучия, став его союзником.
  • В первую очередь подумайте, нет ли в данный момент времени ситуации, которая является стрессовой для ребенка. Потому, что любое отклоняющееся поведение — это реакция на стресс, и даже способ совладания со стрессом. То есть такое поведение носит защитный характер, хотя, зачастую приносит больше вреда.
  • Если ребенок проявляет отклоняющееся поведение, присмотритесь внимательнее, что именно он выражает своим поведением. Чего на самом деле он хочет добиться? Задавайте прямые вопросы. Что ты хочешь? Чем я могу тебе помочь? Попросите его выразить свои мысли и чувства словами. Или озвучьте происходящее сами. Например: «Ты кричишь, похоже, ты злишься? На что?».
  • Отражайте, как зеркало поступки ребенка. Говорите, что видите, но без осуждения. Зеркало же не осуждает нас, если мы плохо выглядим. Так вы поможете ребенку увидеть его поведение, как это видно окружающим, потому что люди, а тем более дети, не всегда осознают что делают, и отрицают, стараются не замечать тревожную правду.
  • Разбирайте происходящее, когда улягутся эмоции. Не вступайте в скандалы и споры, если вы видите, что ребенок находится под влиянием эмоций. Дайте ему время и возможность выплеснуть эмоции. Остыньте сами. Пусть у вас будет подушка, которую можно бить. А когда накал останется позади, и ребенок сможет рассуждать, скажите, что вы видели, и спросите, что его так расстроило, и мог бы он в следующий раз это выразить другим способом?
  • Ведите дневник, в котором записывайте свои реакции на ребенка. Постарайтесь наблюдать за собой, как вы общаетесь с ним, что делаете и говорите. Поставьте себя на его место. Что бы вы чувствовали, если бы с вами так общались. Если поймете, что ваше обращение может его огорчать, постарайтесь измениться.
  • Старайтесь не ругать и обвинять, а говорить о своих чувствах, в форме так называемых «Я-высказываний». То есть вы говорите о себе, о том, что с вами происходит, когда ребенок делает то, что вам не нравится. Например: «Я очень расстраиваюсь, когда ты не учишь уроки», «Я волнуюсь, если ты не приходишь домой вовремя», «Я боюсь за тебя, когда ты так быстро гоняешь на велосипеде». Это поможет вам выразить свои чувства, а ребенку понять, что с вами происходит, а главное, несмотря на ваше недовольство, он будет чувствовать, что дорог вам.
  • Ставьте понятные и логичные границы. Старайтесь уходить от наказаний (которые как раз снижают самооценку и подрывают доверие к взрослым). Ставьте такие условия, чтобы ребенок сталкивался с последствиями своих поступков. Конечно, не надо крайностей. Ваши ограничения должны в первую очередь защищать ребенка. «Если ты не сделаешь уроки сегодня, то мы не сможем завтра пойти в парк, т.к. тебе надо будет заниматься».
  • Обговорите правила поведения, приемлемые в вашем доме. Но не делайте их слишком жесткими и трудными. Дети чувствуют себя в безопасности, если им понятно, чего от них ждут. Обозначьте самое основное, то, что больше всего вас волнует. Обговорите логичные последствия, если правила не будут выполняться.
  • Если вы сами готовы меняться, спросите, чего бы ребенок хотел, чтобы изменилось в вашем поведении относительно него. Может, вы слишком опекаете, или наоборот не уделяете ему внимания. Может, кричите, а может, молчите, когда злы. И если уж спрашиваете, то примите критику спокойно, ведь если вы за его честность его еще и отругаете, то потеряете доверие надолго.
  • Все что бы вы ни делали, делайте любя. Не бойтесь перелюбить ребенка. Любовь исцеляет, ее не может стать слишком много. Потребность в любви – важнейшая потребность. Дети, у которых эта потребность удовлетворяется, впоследствии умеют и принимать и давать любовь. Ведь давать можно только то, что имеешь. Однако, любить и всему потакать – не одно и то же. Но если вы что-то запрещаете, или ограничиваете, находите в себе силы сочувствовать огорчению ребенка.
  • Часто взрослые плохим поведением называют капризность ребенка. Однако, капризы, слезы, страхи – это не плохое поведение, а проявление чувств ребенка, которые так выражаются. Это нормальное явление, если когда ребенку страшно или больно, он кричит, а если он чувствует грусть, разочарование – плачет.

Обязательно позволяйте ребенку выражать чувства, именно невыраженные здоровым образом чувства приводят к так называемому отыгрыванию, то есть реализуются в отклоняющемся поведении.

  • Если у вас не получается самостоятельно справиться с проблемой, стать союзником ребенка, найти подход к нему, принять проявление его чувств и понять, что с ним происходит, не тяните, обращайтесь к специалисту, потому что конфликтные отношения с родителями так же являются сильным стрессом для ребенка, и поводом плохо себя вести.

Здоровый образ жизни: что такое хорошо и что на самом деле плохо

Принимать ли в качестве профилактики от гриппа ударную дозу витаминов? Целенаправленно искать на магазинных полках всё с маркировкой «Organic» и «Без ГМО»? Избегать продуктов с глутаматом натрия и глютеном? Или отказываться от яблока, в составе которого консерванты и антиокислители? Мы собрали мифы, не дающие покоя современному человеку, который озабочен состоянием своего организма, и обсудили их с биологом, популяризатором науки, лауреатом премии «Просветитель» за книгу «Сумма биотехнологии», членом Комиссии РАН по борьбе со лженаукой Александром Панчиным.

Никогда человек не питался безопаснее, чем сейчас. Поэтому первое, что я всем настоятельно рекомендую, когда речь заходит о еде — это успокоиться. Самое страшное, что может случиться: продукт испортился, в нём завелись болезнетворные организмы, способные вызвать, например, дизентерию.

Читать еще:  Как правильно давать первый прикорм малышу. Первый прикорм ребенка: когда, как и сколько

Такая проблема искоренена ещё не полностью, но всё меньше людей оказывается в больницах с кишечными отравлениями. Во многом это заслуга очень широкой области пищевой безопасности, где используются различные консерванты, которые помогают не допустить размножения патогенных организмов. А разные методы защиты растения от вредителей — это уже одна из областей биоинженерии.

Мы можем создать растение, устойчивое к грибковым инфекциям. Например, белок тауматин обладает фунгицидными (Противогрибковыми. — Прим. ред.) свойствами. Тауматин в тысячи раз слаще сахара, но применяется не в качестве его заменителя, а для коррекции вкуса, то есть содержание сахара при использовании тауматина в продукте не увеличивается. Так, разработав более сладкие фрукты или растения, мы одновременно защитим их ещё и от грибков.

Или возьмём папайю. Обычная папайя на Гавайях была почти полностью уничтожена вирусом, но учёные создали генномодифицированную, которую вирус не берёт. Это единственное её новое свойство, больше она ничем от обычной папайи не отличается. Культивирование растения вновь пошло в гору, а о недавних проблемах все забыли, как о страшном сне.

Собственно, что такое ГМО: ученые используют методы генной инженерии, чтобы изменить наследственный материал какого-либо организма более точным и надёжным способом, чем раньше.

Потому что люди давно изменяют генетический материал с помощью селекции. Только при селекции гены меняются очень сильно и бесконтрольно. Давайте сравним современную кукурузу и её дикого родственника теосинте. Последний окажется невзрачным, тёмненьким, едва съедобным колосочком, очень сильно отличающимся от современной кукурузы — за этим стоят изменения генов.

У людей выражена так называемая «натуралистическая ошибка» — утверждение, что всё натуральное полезно, а искусственное вредно. Это очень легко опровергнуть.

В США ежегодно возникает более 40 миллионов случаев пищевых отравлений, из-за которых погибает более трех тысяч людей. В подавляющем большинстве случаев отравления связаны с натуральными болезнетворными вирусами и микроорганизмами, которые попадают в наш желудочно-кишечный тракт вместе с немытыми овощами, зеленью, сырой рыбой или мясом.

Клостридии, вырабатывающие альфа-токсин и ботулотоксин, патогенные штаммы (болезнетворные разновидности) кишечной палочки, сальмонелла, листерия, шигелла, устойчивый ко многим антибиотикам золотистый стафилококк, вирус гепатита А, норовирусы, энтеровирусы, ротавирусы, патогенные амебы, аскариды и другие круглые черви, а также паразитические плоские черви — это далеко не полный список совершенно натуральных патогенных организмов, встречающихся в продуктах (в том числе с наклейкой «Organic»), «не содержащих ГМО».

В противовес, «искусственные» консерванты, которых все так боятся, помогают подавлять рост микроорганизмов, предохраняют продукт от плесени и образования токсинов микробного происхождения.

Важно, чтобы еда была качественной, безопасной, вкусной и полезной. И тут естественное не гарантирует положительного результата. Искусственное, впрочем, тоже не гарантирует. Но искусственное хотя бы пытаются сделать максимально безопасным и хорошим.

Глутамат — это соль глутаминовой кислоты, которая является аминокислотой, входящей в состав любых белков. А натрий — то, что входит в обычную поваренную соль. То есть глутамат натрия — вещь абсолютно нечужеродная для нашего организма.

Для чего его используют: у нас есть специальные рецепторы, благодаря которым мы различаем вкус сладкого, солёного, горького, кислого. а есть ещё «вкус мяса» — он называется «умами». Это и есть вкус глутамата натрия. Просто в белковой пище его и так много, а вот немясным продуктам глутамат позволяет придавать этот ощутимый вкус (За счет возникающего при диссоциации аниона кислоты. — прим. ред.).

Летальная доза глутамата натрия гораздо выше, чем у поваренной соли. И, допустим, если блюдо пересолить, оно же становится невкусным, верно? То же самое происходит с пищей, если туда добавить много глутамата. Она приобретет отвратительный вкус, и вы в жизни добровольно не съедите порцию, в которой содержится опасная для здоровья доза глутамата натрия.

А опасения на самом деле начались после распространённой легенды о так называемом «синдроме китайских ресторанов». Был анекдотический случай: один человек сообщил, что у него после похода в китайский ресторан были странные ощущения, некоторое онемение, возникло которое предположительно из-за глутамата натрия (Роберт Хо Ман Квок, занимающийся биомедицинскими исследованиями, написал в рубрику «Письма читателей» самого авторитетного периодического издания по медицине во всем мире The New England Journal of Medicine — прим. ред.). Впоследствии это, конечно, так и не было подтверждено.

Стандартная ситуация со СМИ. Причем они даже не понимают, какой на самом деле наносят ущерб. Потому что люди так устроены: если их чем-то запугивать, это может сказаться не только на их настроении, но и на здоровье. А если у человека больное сердце, и ему сообщить, что он только что съел страшную отраву? Человек может здорово перенервничать.

Было даже такое исследование: людей поделили на две группы, половине сообщили, что беспроводное излучение очень опасно, а вторую половину убедили в его безопасности. И тем, и другим объявили, что включают Wi-Fi (на самом деле нет). Люди из первой группы на полном серьёзе хватались за сердце, просили остановить эксперимент.

Глютен, или клейковина, — это же группа белков, которая входит в состав семян злаковых растений. Есть небольшой процент людей с генетической особенностью — непереносимостью глютена (генетическая поломка при которой глютен вызывает воспаление кишечника — прим.ред). Им и правда лучше воздержаться от его употребления, но такой диагноз могут поставить только врачи. Однако идея, что он очень опасен и его в принципе нельзя есть, быстро распространилась.

«Е. » в составе означает, что в европейском классификаторе пищевых добавок веществу после определения его безопасной дозы был присвоен некоторый код. Если на упаковке в составе указано «Е. », мы понимаем, что это вещество будет присутствовать в продукте в регламентированной дозе.

Самое натуральное яблоко содержит антиокислители E300, E330, E334, E363, E375; красители E101, E140, E160a, R163, E181; консерванты E260; E270; E280; E296; а также упомянутый глутамат и много чего другого с буквой E. Например, E300 — это витамин C, аскорбиновая кислота. Или яблочная, янтарная, щавелевая кислота.

Множество разных вполне себе природных естественных компонентов. И даже не важно, что они природные — как мы уже выяснили, это натуралистическая ошибка. Но важно, что это просто некоторые соединения, которые совершенно нормально утилизируются человеческим организмом.

Заявление «Мы против E-добавок!» абсурдно в принципе, потому что тогда вообще ничего есть нельзя.

Такие компоненты есть в некоторой концентрации в любой пище.

Бывают люди, страдающие авитаминозом — нехваткой витаминов. Но такой диагноз тоже ставит врач на основании обследования. И только если врач по результатам анализов выяснил, что в организме нехватка конкретного витамина, можно начинать его пить.

В целом, гипервитаминоз, то есть избыток, тоже плох. И чрезмерное увлечение витаминизацией при отсутствии реальных к этому показаний ни к чему хорошему не приводит.

Просто некоторые из них очень вкусные. Применять витамины следует по медицинским показаниям или если человек вынужден соблюдать специализированную диету.

Например, диетолог, исключив по своим соображениям из вашего рациона какие-то продукты, может порекомендовать вам добавки, чтобы компенсировать нехватку определенных витаминов. Но такие решения следует принимать вместе со специалистом — сами себе вы подобное заключение не вынесете.

Если люди питаются сбалансированно, употребляют разного типа пищу, скорее всего, проблем и не будет. Мы живём во времена, когда еда в изобилии, она очень разная — ешь не хочу. Это раньше возникали проблемы, например, у мореплавателей, отправившихся в длительное путешествие.

Когда у вас на борту только сушеное мясо и катастрофически не хватает витамина С, могут выпасть зубы из-за цинги. Согласитесь, в современном мире такое представить очень сложно. Поэтому, если чувствуете себя нормально, то продолжайте в том же духе. Если плохо — идите к врачу.

Сложный вопрос. Примеров людей, которые отказались пить гомеопатические средства, полно. Но такой аргумент в духе гомеопатов — это они могут заявить, что раз их бабушке помогло, значит, это работает. Тот факт, что несколько человек бросили употреблять гомеопатию после выхода Меморандума, не исключает, что не было и тех, кто, напротив, начал её употреблять из протеста.

Статистики на этом не построишь, да.

Зато большинство СМИ в позитивном ключе поделились этой историей, объяснили читателям, почему гомеопатия не работает. Значит, люди, как минимум, информированы. Теперь они будут принимать решения с учетом научного знания. Может, они и пойдут вразрез с идеями, изложенными в Меморандуме, но по крайней мере это будет их осознанный выбор.

Источники:

http://megaobuchalka.ru/5/45597.html
http://www.b17.ru/article/67377/
http://yandex.ru/turbo?text=https://talk.yandex.ru/user/yamd.nenaprasno/zdorovyj-obraz-zhizni—chto-takoe-khorosho-i-chto-na-samom-dele-plokho

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector