Почему дети не могут сидеть на месте? Гиперактивный и агрессивный ребенок

Агрессивный и гиперактивный ребенок

Агрессивный ребенок

«Мой сын излшне агрессивен. Я вижу это сама, об этом мне говорили воспитатели в детском саду, а сейчас говорят учителя в школе. Он часто дерется, кусается, дразнит младших, постоянно спорит и ругается. Из-за этого у него возникли проблемы в общении со сверстниками, никто не хочет с ним играть и не зовет к себе в гости, что еще сильнее злит и раздражает его».

Детская агрессия не считается нарушением психического развития. Она заложена в каждом человеке от природы, являясь инстинктивной формой поведения, в основе которого – самозащита и выживание. Однако люди используют агрессию по-разному. Одни – чтобы созидать и защищать, другие – для разрушения и нападения. Задача родителей – научить ребенка конструктивным формам использования агрессии – для самозащиты, для защиты слабых и близких людей, для того, чтобы добиваться цели, разозлившись на самого себя, и т. д. Если родители сами ведут себя агрессивно по отношению к ребенку, постоянно применяя наказания, в том числе и физические, излишне контролируют все действия ребенка или, напротив, не обращают на него внимания, ребенок может решить, что единственный способ добиться того, что он хочет, – это агрессивное поведение.

Установите в семье запрет на любое физическое наказание ребенка! Не шлепайте его. не раздавайте подзатыльников, не бейте ремнем. Подумайте: вы наказываете ребенка за то, что он бьет маленьких, а сами поступаете точно так же.

Не учите детей агрессии. Я много раз видела, как мама или папа советуют ребенку ударить стул, подоконник или скамейку, о которые ударился ребенок. «У. какая нехорошая скамейка. – говорит мама. – Ударь ее за то. что она сделала тебе больно». Таким образом у малыша вырабатывается стойкий рефлекс: если мне больно – надо бить. Немудрено, что таким родителям, возможно, вскоре придется обращаться к психологу с вопросом об излишней агрессивности ребенка.

Если вы видите, как ваш малыш ударил другого ребенка, сначала подойдите к обиженному. Обнимите его и скажите: «Мой сын (дочь) не хотел(а) обидеть тебя. Давай поиграем вместе, пока он отдохнет». Затем начинайте играть с малышом, лишая своего ребенка внимания. Ваше чадо быстро заметит, что он остался в одиночестве, и захочет присоединиться. В этом случае пригласите его в игру, но предупредите, что, если опять возникнет конфликт, вы сразу уведете его домой. Сдержите свое обещание. Обычно требуется повторить это 2-3 раза – и драчун поймет, что агрессивность не в его интересах.

Скажите ребенку: «Мы никого не бьем, и нас никто не бьет». Помогайте ребенку справиться с собственными порывами. Если вы видите, что ваш малыш готов ударить другого ребенка, чтобы отнять игрушку, вмешайтесь в игру. Спросите ребенка: «Как нужно попросить? Что сказать? » Приносите с собой на прогулку или в детский сад собственные игрушки, чтобы ребенок мог обмениваться ими. Обговорите правила игры: если кто-то взял игрушку, подожди, пока она не освободится. Помогайте детям освобождаться от излишней агрессии. Предложите смять бумагу, взбить подушку, пять раз подпрыгнуть, помыть руки и т. д. Иногда достаточно потушить в ребенке первый импульсивный порыв, чтобы далее он отреагировал адекватно.

В детской драке не принимайте ничью сторону. В любой потасовке принимают участие как минимум двое. Всегда есть зачинщик, и есть жертва, но бывает очень трудно выяснить, кто есть кто. Словесная агрессия часто бывает гораздо обидней, чем удар. Дайте возможность драчунам успокоиться, разведи их по разным углам комнаты. Скажите, что они могут самостоятельно выйти оттуда, как только разрешат друг другу это сделать. Таким образом вы ставите детей перед необходимостью компромисса, а это – первый шаг к примирению. Тайм-аут. Усадите драчунов на стульчики или разведите по разным комнатам. Скажите: «Вам необходимо научиться не только драться, но и успокаиваться. Сделайте это сейчас. Я даю вам … минут». Время должно быть ограничено. Обычно дается столько минут, сколько ребенку лет.

Не скупитесь хвалить ребенка за добрые поступки. Не говорите просто: «Молодец»; лучше зафиксируйте еще раз вслух, что сделал ребенок: «Ты поделился с мальчиком игрушкой и предложил ему поиграть вместе. Ты поступил правильно. Я горжусь тобой».

Гиперактивный ребенок

«Моему сыну 7 лет. В этом году он пошел в школу, и сразу на нас cвалилась масса проблем. Учитель жалуется на неусидчивость, повышенную подвижность и рассеянность ребенка. Он не может ни минуты усидеть на месте, постоянно задает вопросы, во время урока встает и ходит по классу, поет песни, поднимает руку, но не отвечает, если его спрашивают. Классная руководительница посоветовала нам пройти обследование у невропатолога. Она считает, что наш малыш – гиперактивен, а это требует лечения. Я всегда считаю, что в основе подобного поведения лежит обычная активность мальчика. Есть ли необходимость обращаться к врачу, естли в ребенке столько энергии ?»

Вы абсолютно правы, не всякого подвижного или возбужденного ребенка следует относить к гиперактивным. Часто в эту категорию записывают упрямых, непослушных, быстроутомляемых, подвижных, шумных и нетерпеливых детей. То, что ребенок становится как заводной, давая выход своей скуке, вовсе не признак гиперактивности. Ребенок, имеюший мотивированные отклонения в поведении, тоже не относится к разряду гиперактивных. Определить, является ли ваш малыш гиперактивным, может только врач. Однако есть ряд симптомов, на которые родителям следует обратить внимание. Симптомы эти почти всегда появляются до 7 лет. обычно года в четыре. Средний возраст при обращении к врачу – 8-10 лет: в этом возрасте учеба и работа по дому начинают требовать от ребенка самостоятельности, целеустремленности и сосредоточенности.

Детям более раннего возраста диагноз при первом обращении обычно не ставят, а ждут несколько месяцев, в течение которых симптомы должны сохраняться. Это позволяет избежать диагностических ошибок.

Как же проявляется гиперактивное поведение?

Вам следует обратиться к специалисту, если в поведении ребенка присутствует более 6 симптомов из 9:

  1. беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, ребенок постоянно крутится как юла и ведет себя так. будто у него внутри моторчик;
  2. ребенок встает со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставать ся на месте;
  3. он проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это совершенно неуместно;
  4. он совершенно не может тихо и спокойно играть сам с собой;
  5. ребенок болтает без умолку:
  6. он отвечает на вопросы, не задумываясь и не выслушав их до конца;
  7. ребенок мешает другим играть или заниматься, он пристает к взрослым (например, постоянно вмешивается в беседы),
  8. подобное поведение длится не менее 6 месяцев;
  9. гиперактивность проявляется как минимум в двух местах (например, дома и в садике или школе).

Врач не имеет права ставить диагноз «гиперактивность», основываясь только на этом наборе симптомов, обычно специалист рекомендует пройти дополнительное обследование мозговой деятельности: ЭЭГ, ЭХО ЭГ или УЗДГ.

Предположим, в результате медицинского обследования диагноз «гиперактивность» подтвердился. Что делать?

Читать еще:  Отчего ребенок плохо растет. Причины остановки роста ребенка. Способы и методы увеличения роста

Гиперактивному ребенку, как никакому другому, требуется четкий режим дня, сбалансированная диета и обязательный дневной сон,

В питании избегайте таких продуктов, как: шоколад, конфеты, лимонад, пирожные, торты, консервы, сухие колбасы. Прием пищи должен проходить в четко определенное время, но соответствовать суточным биоритмам ребенка. Не позволяйте делать перекусы! Разделите прием пищи на 6 частей: завтрак, второй завтрак или полдник, обед, полдник, ужин, сонник. Не перегружайте ребенка едой, не заставляйте съедать все до конца. Придерживайтесь принципа: плохо позавтракал, лучше пообедает. При составлении распорядка дня уделите особое внимание прогулке. Ребенок должен находиться на улице максимальное количество времени. Гулять с ним надо в любую погоду. Пребывание на свежем воздухе способствует улучшению работоспособности мозга, что приводит к улучшению внимания, памяти ребенка, а это так необходимо гиперактивному малышу! Предоставьте ребенку на улице максимум свободы. Пусть он бегает и прыгает, пачкается, ходит по лужам, стучит палкой по столбу и т. д. Его энергия должна находить выход. Старайтесь составить расписание таким образом, чтобы активные и спокойные виды деятельности сменяли друг друга с частотой 15-30 минут. Исключение составляет только сон.

В младшем школьном возрасте гиперактивным детям обязательно нужен дневной сон. Его продолжительность должна составлять от 2 до 4 часов. Постарайтесь выработать определенный ритуал отхода ко сну. Ему должен предшествовать прием теплой ванны с успокаивающими травами. Даже в холодное время года старайтесь купать ребенка в ванне (не под душем!) не реже 2 раз в день по 5-15 минут. Вода оказывает чрезвычайно успокаивающее действие на гиперактивных детей.

Пока малыш засыпает, посидите с ним рядом, почитайте ему сказку, погладьте по руке, положите с ним рядом на ночь его любимую игрушку. Можно сделать ему перед сном расслабляющий массаж.

Приблизительный вариант режима дня для гиперактивного ребенка – дошкольника.

9:00 – 9:15 Подъем

9:15 – 9:30 Умывание

9:30 – 10:00 Завтрак (каша и др.)

10:00 – 12:00 Прогулка

12:00 – 12:10 Полдник (яблоко, сок)

12:10 – 12:45 Спокойные игры, развивающие занятия

12:45 – 13:15 Обед (салат, суп и т. д.)

13:15 – 13:30 Спонойные игры

13:30 – 13:45 Теплая ванна, массаж

13:45 – 15:45 Дневной сон

15:45 – 16:30 Активные игры дома

16:30 – 16:45 Полдник (кефир, печенье)

17:00 – 19:00 Прогулка

19:00 – 19:30 Ужин

19:30 – 20:00 Спокойные игры

20:00 – 20:15 Теплая ванна, массаж

20:15 – 20:30 Спокойной ночи, малыши! (мультфильм)

20:45 – 21:00 Чтение сказки на ночь

Приблизительный вариант режима дня для гиперактивного младшего школьника.

7:00 – 7:15 Подъем 7:15 – 7:30 Умывание

7:30 – 8:00 Завтрак (каша и др.)

8:00 – 8:30 Дорога до школы

8:30 – 13:00 Занятия в школе

13:00 – 13:45 Прогулка на улице

13:45 – 14:15 Обед (салат, суп и т. д.)

14:15 – 15:45 Дневной сон

15:45 – 16:45 Выполнение домашнего задания

16:45 – 17:00 Полдник (кефир, печенье)

17:00 – 19:00 Прогулка, занятия в секциях

19:00 19:30 Ужин

19:30 – 20:00 Спокойные игры

20:00 – 20:15 Теплая ванна, массаж

20:15 – 20:30 Спокойной ночи, малыши! (мультфильм)

20:30 – 20:45 Сонник (стакан молока)

20:45 – 21:00 Чтение сказки на ночь

Как исправить поведение ребенка ?

Не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость, поэтапно используйте методы: предупреждение, игнорирование, тайм-аут, «тихое место» (спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка).

Чаще хвалите ребенка и, напротив, старайтесь не обращать внимания на мелкие нарушения дисциплины. Гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям.

Заведите дневник самоконтроля, используйте балльную или знаковую систему для оценки и самооценки ребенком своего поведения. Продумайте систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение.

Составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену. Постепенно расширяйте круг обязанностей, предварительно обсудив их с ребенком; не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время; не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям; помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как для него это – самый трудный этап. Не давайте одновременно несколько указаний. Задание должно быть коротким и ясным.

Для ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:

  • лишение удовольствий, лакомства;
  • запрет на приятную деятельность: компьютерные игры, просмотр телепередач;
  • прием -выключенного времени– (угол или скамья штрафников, досрочное укладывание в постель).

Гиперактивность – это не поведенческая проблема. не результат плохого воспитания, а медицинский и нейро-психологический диагноз, который может быть поставлен только но результатам специальной диагностики; она требует своевременной и комплексной коррекции: психологической, медицинской и педагогической.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности – как решить проблему «трудного ребенка»

Симптомы СДВГ очень разнообразны, и далеко не все возникают у каждого ребенка с синдромом гиперактивности. Типичная клиническая картина включает в себя чрезмерную подвижность ребенка, отсутствие концентрации и эмоциональные расстройства. В лечении важно психотерапия, а также лекарственные препараты.

Причины СДВГ

Они, как правило, понимают социальные нормы, но имеют проблемы с их исполнением, не задумываются над последствиями своих поступков. Часто не завершают начатые действия, перейдя к последующим.

Дети с СДВГ не могут найти себе места!

Развитию болезни способствуют также ослабленные процессы нейронного торможения. При развитии болезни происходит нарушение баланса между дофаминергической и норадренергической системами.

Симптомы СДВГ

В связи с этим выделяют 3 основных подтипа СДВГ :

  • с преобладанием нарушения концентрации;
  • с преобладанием импульсивности и гиперактивности;
  • смешанный.

У мальчиков чаще наблюдается смешанный подтип, в то время как у девочек доминирующим является подтип с преобладанием нарушений внимания.

  • нарушение внимания;
  • импульсивность;
  • психомоторная гиперактивность;
  • бег и подскакивание без цели;
  • эмоциональная неустойчивость;
  • болтливость;
  • чрезмерная чувствительность на стимулы окружающей среды;
  • агрессивность;
  • тревожное состояние;
  • нарушения речи (задержка развития речи, проблемы с артикуляцией, проблемы со структурой предложений, неправильная укладка звуков);
  • трудности с налаживанием контактов;
  • нарушения сна (раннее пробуждение, трудности с засыпанием, беспокойный сон).

Поведение ребенка, указывающее на СДВГ :

  • постоянно ёрзает на стуле, размахивает руками и ногами;
  • не хочет спать;
  • быстро возбуждается;
  • дразнит и цепляет сверстников;
  • часто прерывает или мешает другим;
  • нечаянно ломает игрушки;
  • не может сосредоточиться на одной задаче;
  • не помнит деталей;
  • часто теряет или забывает вещи.

Диагностика и лечение СДВГ

В абсолютном большинстве случаев СДВГ развивается до 7 лет, а непрерывность симптомов должно сохраняться не менее 6 месяцев. В диагностике заболевания главную роль играет, проведенное врачом интервью с ребенком и его наблюдение. Когда у ребенка появляется отсутствие внимания, чрезмерная активность и импульсивность, а также стремление быть сразу в двух разных местах (дом, школа), все это может указывать на СДВГ . Важна также беседа с родителями о поведении ребенка в различных ситуациях.

Лечение СДВГ , в основном, базируется на использовании препарата под названием метилфенидат. Это препарат относится к группе психостимулирующих препаратов – тормозит обратный захват дофамина из синаптической щели и одновременно приводит к задержке выделения допамина в синапсах.

Механизм действия на гиперактивных детей до конца не известен, но он вызывает успокоение и улучшает концентрацию внимания. Однако, имеет некоторые побочные эффекты: может вызвать нарушение сна, аппетита, замедление роста. Также, как правило, вызывает сильную зависимость.

Очень важным в лечении СДВГ является психотерапия и соответствующее воспитание ребенка, страдающего от гиперактивности. Рекомендуется систематизация повседневной жизни, а также постановка для ребенка некоторых конкретных коротких задач.

Последние исследования показывают, что эта болезнь в 70% случаев самостоятельно проходит в подростковом возрасте. Не известно, почему так происходит, вероятно, в результате гормональной перестройки, а также изменений в работе мозга. Однако, следует учесть, если ребенка до этого времени оставить без какой-либо помощи – это может иметь неблагоприятные для него последствия.

Читать еще:  Что должен ребенок на 9 месяце. Покоряем новые трудности. Физическое развитие: умения и навыки

Статистика распространенности СДВГ

СДВГ в рамках жизненного цикла

Синдром гиперактивности имеет довольно медленный и длительный характер развития, тем не менее, симптомы, возникающие во время болезни, меняются с возрастом пациента.

СДВГ в период младенчества и раннем детстве

Что может привлечь внимание родителей, – это чрезмерная подвижность при первых удачных попытках ходить, нарушение аппетита, малое количество сна. Момент, когда ребенок идет в детский сад, сочетается с многочисленными травмами, рискованным и безрассудным поведением, увеличение времени, необходимым для выполнения основных действий.

СДВГ в период школьного возраста

Первым сигналом являются отзывы о ребенке со стороны учителей. Чаще всего для родителей доходят сведения, что ребенок не может спокойно сидеть на уроке, постоянно вертится, громко разговаривает, мешает другим ученикам, агрессивен по отношению к сверстникам.

СДВГ у взрослых

Как уже упоминалось ранее, с возрастом симптомы, связанные с гиперактивностью уступают место нарушениям внимания. К сожалению, они могут в значительной степени усложнить жизнь пациента.

Несмотря на то, что симптомы не видны для окружающих, у человека с СДВГ могут возникнуть проблемы, связанные с работой и личными отношениями. Близкие пациента с этим заболеванием часто воспринимают его, как человека с трудным характером.

Каковы характерные осложнения СДВГ

  • Раннее детство: для этой возрастной группы наиболее характерны симптомы, связанные с гиперактивностью. Ребенок с СДВГ часто подвергается травм. Несчастные случаи могут быть очень опасны, так как дети с СДВГ часто пытаются произвести впечатление на своих сверстников безрассудным поведением. Это означает, что часто прибегают к рискованному поведению, которое может представлять для них бо́льшую опасность, чем разбитое колено.
  • Школьный возраст: момент начала обучения в школе является дополнительным, активизирующим симптомы СДВГ , фактором. В это время, подвижность ребенка, как правило, дополнительно усиливается. Это может привести к еще большей опасности получения травм и несчастным случаям. Так как ребенок начинает читать и писать, у него могут выявиться такие осложнения СДВГ , как дислексия, дисграфия, дизорфография. Дислексией называются трудности в обучении чтению и письму, возникающие у ребенка правильно развитого интеллектуально при использовании стандартных методик. Дисграфия включает в себя проблемы, связанные с овладением навыков правильного написания в графическом плане. На практике, такого рода расстройство проявляется искажением букв, неспособностью их воспроизведения, а также правильного соединения. Буквы выглядят так, как будто они написаны дрожащей рукой. В результате, написанное человеком дисграфией, размыто или совершенно неразборчиво. Имейте в виду, что дислексия или дисграфия вместе с общими симптомами СДВГ могут быть причиной проблем в школе. Дети с этими расстройствами, как правило, имеют более низкие результаты в учебе, чем их сверстники. Если своевременно не начать работать над этой проблемой, то в будущем это может привести к тому, что ребенок закончит образование на много более низком уровне, чем это вытекает из его интеллектуальных возможностей. Стоит также помнить, что у детей с СДВГ часто появляются тики. Это внезапные, непроизвольные движения или звуки, издаваемые ребенком.
  • Период взрослой жизни: несмотря на то, что в зрелом возрасте довольно часто происходит исчезновение симптомов СДВГ , к сожалению, могут обнаружиться некоторые осложнения болезни. Пациенты с этим заболеванием довольно часто имеют проблемы с законом. К сожалению, многие становятся виновниками дорожно-транспортных происшествий. Очень грозным осложнением, которого можно избежать, применяя соответствующую профилактику, является наркомания. Было отмечено, что лица с СДВГ имеют большую склонность к зависимости от алкоголя, наркотиков и сигарет. Также следует обратить внимание на возможные осложнения, касающиеся отношений с другими людьми. Несмотря на то, что люди с СДВГ , создают семьи, их браки гораздо чаще распадаются. Как было отмечено, в этой группе чаще встречаются ранние, случайные беременности.

Эмоциональные нарушения при СДВГ

СДВГ снижает качество жизни пациента. В результате болезни может развиться депрессия. Депрессия – это заболевание, принадлежащее к группе расстройств настроения и характеризуется значительным снижением самочувствия. Кроме того, присоединяются замедление мышления и движений.

Человек с депрессией – это грустная, апатичная личность, которая стремиться отстраниться от жизни общества. Кажется, что он не видит смысла собственной жизни. Иногда присоединяются соматические (телесные) симптомы, например, хронические боли.

Фобия – это состояние тревоги, без определенной причины. Человек, испытывающий это чувство, не в состоянии точно определить, чего он боится, что представляет для него угрозу. А в случае страха причина строго определена и реальная. Тревожные расстройства могут в значительной степени осложнить функционирование пациента. Влияют на мышление, эмоции, а также здоровье.

Мифы об СДВГ

Жизнь с ребенком, пострадавшим от СДВГ

Причины аутизма ещё не до конца ясны.

hepingting, lic. CC BY-SA 2.0

Помните, что чем быстрее проблема ребенка будет надлежащим образом диагностирована, а также будет назначено правильное лечение СДВГ , тем быстрее уменьшатся его страдания.

В свою очередь, направление дела по излечению на правильный курс приносит облегчение родителям – они понимают, что не бессильны. Очень полезно будет получить информацию о фондах и ассоциациях, работающих в области проблемы детей с СДВГ , в которых можно встретится с другими семьями, пострадавшими от этой проблемой, и получить психическую поддержку, советы, обменяться опытом.

Беспокойный ребенок. Синдром гиперактивности

Любовь Кулагина
Беспокойный ребенок. Синдром гиперактивности

Кулагина Любовь Леонидовна

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад № 227»

Мотовилихинского района г Перми.

БЕСПОКОЙНЫЙ РЕБЕНОК.

СИНДРОМ ГИПЕРАКТИВНОСТИ

Многих родителей беспокоит, что их дети недостаточно внимательны, неусидчивы, рассеяны. При этом проблемы в начальных классах бывают даже у детей, с которыми много занимались в дошкольном возрасте, активно развивали внимание, память и мышление. Родители не могут понять, в чем лежит причина школьной неуспеваемости. Одно из весьма распространенных объяснений – синдром нарушения внимания с гиперактивностью (СДВГ). Синдром гиперактивности может возникнуть в процессе развития очень рано. Младенцы имеют повышенный мышечный тонус, чрезмерно чувствительны к раздражителям (свету, шуму, плохо спят, плохо едят, много плачут, и их трудно успокоить. В 3-4 года отчетливой становится неспособность ребенка сосредоточенно чем-либо заниматься: он не может спокойно слушать сказку, не способен играть в игры, требующие концентрации внимания, его деятельность носит преимущественно хаотический характер. Пик проявления синдрома – 6-7 лет. Его главными характеристиками являются: чрезмерная нетерпеливость, особенно в ситуациях, требующих относительного спокойствия, тенденция переходить от одного занятия к другому, не завершая ни одного из них, ерзанье, извивание в момент, когда нужно сидеть. Эта поведенческая особенность становится наиболее очевидной в организационных ситуациях (школе, транспорте, поликлинике, музее и пр.)

Но и самые обычные дети бывают порой очень активны и неуправляемы, не проходя при этом по разряду гиперактивных. Не следует любого возбужденного ребенка относить к категории гиперактивных. Если ваш ребенок полон энергии, если она бьет через край, отчего малыш порой становится упрямым и непослушным – это не значит, что он гиперактивен. Если вы заболтались со своей подругой, а ребенок начинает злиться, не может устоять на месте, усидеть за столом – это нормально. Утомляют детей и длительные переезды. У всякого ребенка время от времени случаются минуты гневливости. А сколько детей начинают «разгуливать» в постели, когда пора спать, или балуются в магазине! То, что ребенок становится как заводной, давая выход скуке, вовсе не признак гиперактивности. Шумный «ребенок-баловник» или малыш, который просыпается ни свет, ни заря, но полный сил и энергии – это радость, а не повод для беспокойства. И, наконец, ребенок, имеющий отклонения в поведении, тоже не относится к разряду гиперактивных. Хотя порой бывает трудно отличить нормального подвижного ребенка от гиперактивного, существует ряд характерных критериев. Гиперактивный ребенок наверняка проявлял себя подобным образом и в младенческом возрасте: он много плакал, мало спал, имел сбитый режим сна, его трудно было успокоить, он страдал от коликов, плохо ел, был раздражителен, не любил, когда его жалели, вздрагивал от каждого звука, все время хотел пить, у него все время текли слюнки. Многие из ниже перечисленных признаков довольно типичны для двухлеток, но не для детей более старшего возраста.

Читать еще:  Календарь кто родится мальчик или. Расчет пола ребенка по обновлению крови

Чтобы определить, есть ли у Вашего ребёнка особенности, характерные для детей с гиперактивностью, ознакомьтесь с тестом на гиперактивность. Похоже на детскую игру «Найди 5 отличий»

Большую часть дня не «сидит на месте», предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы, но если его заинтересовать — может и книжку с мамой почитать, и тот же пазл собрать.

Быстро и много говорит, задаёт бесконечное количество вопросов.

Для него нарушение сна и пищеварения (кишечные расстройства) – скорее исключение.

Он активный не везде. К примеру, беспокойный и непоседливый дома, но спокойный — в садике, в гостях у малознакомых людей.

Он не агрессивный. То есть случайно или в пылу конфликта может и наподдать «коллеге по песочнице», но сам редко провоцирует скандал.

Гиперактивный ребёнок:

Он находится в постоянном движении и просто не может себя контролировать, то есть даже если он устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и истерит.

Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задаёт миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них.

Его невозможно уложить спать, а если он спит, то урывками, беспокойно. У него часто кишечные расстройства. Для гиперактивных деток всевозможные аллергии не редкость.

Ребёнок – неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детсад, детская площадка) ведёт себя одинаково активно.

Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию – дерётся, кусается, толкается, причём пускает в ход подручные средства: палки, камни…

Если в возрасте до 7 лет проявляются перечисленные моменты, требуется консультация специалиста. Необходимо сначала проконсультироваться с педагогами, психологом, а потом уже обращаться к невропатологу.

Установите причину гиперактивности, проконсультируйтесь со специалистами. Часто в анамнезе такого ребёнка есть родовая травма, ММД (минимальная мозговая дисфункция). Если врач-невропатолог назначает курс лекарств, массаж, особый режим, необходимо строго соблюдать его рекомендации.

Сообщите педагогам, воспитателям о проблемах ребёнка, чтобы они учитывали особенности его поведения, дозировали нагрузку.

Всегда убирайте опасные предметы с поля зрения ребёнка (острые, бьющиеся предметы, лекарства, бытовую химию и т. д.).

Вокруг ребёнка должна быть спокойная обстановка. Любое разногласие в семье усиливает отрицательные проявления.

Важна единая линия поведения родителей, согласованность их воспитательных воздействий.

С таким ребёнком необходимо общаться мягко, спокойно, т. к. он, будучи очень чувствительным и восприимчивым к настроению и состоянию близких людей, «заражается» эмоциями, как положительными, так и отрицательными.

Не превышайте нагрузки, не стоит усиленно заниматься с ребёнком, чтобы он был таким, как другие сверстники. Бывают, что такие дети обладают неординарными способностями, и родители, желая их развить, отдают ребёнка сразу в несколько секций, «перескакивают» через возрастные группы. Этого делать не следует, т. к. переутомление ведёт к ухудшению поведения, к капризам.

Не допускайте перевозбуждения. Важно строго соблюдать режим до мелочей. Обязателен дневной отдых, ранний отход ко сну на ночь, подвижные игры и прогулки должны сменяться спокойными играми, приём пищи в одно и тоже время и т. д. Друзей не должно быть слишком много.

Старайтесь делать меньше замечаний, лучше отвлекайте ребёнка. Количество запретов должно быть разумным, адекватным возрасту.

Чаще хвалите за то, что получается. Хвалите не слишком эмоционально во избежание перевозбуждения.

Когда просите что-то сделать, старайтесь, чтобы речь не была длинной, не содержала сразу несколько указаний. («Пойди на кухню и принеси оттуда веник, потом подмети в коридоре» — неправильно, ребёнок выполнит лишь половину просьбы.) Разговаривая, смотрите ребёнку в глаза.

Не заставляйте ребёнка долгое время спокойно сидеть. Если вы читаете сказку, дайте ему в руки мягкую игрушку, ребёнок может встать, походить, задать вопрос. Следите за ним, если вопросов становится слишком много, он часто отвлекается, значит, ребенок уже устал.

Приобщайте ребёнка к подвижным и спортивным играм, в которых можно разрядиться от бьющей ключом энергии. Ребёнок должен понять цель игры и учиться подчиняться правилам, учиться планировать игру. Желательно занять каким-то видом спорта, доступным по возрасту и темпераменту.

Освойте элементы массажа, направленные на расслабление и регулярно проводите его. Поможет сосредоточиться легкое поглаживание по руке, по плечу в процессе чтения или другого занятия.

Прежде чем отреагировать на неприятный поступок ребёнка, сосчитайте до 10 или сделайте несколько глубоких вдохов, постарайтесь успокоиться и не терять хладнокровие. Помните, что агрессия и бурные эмоции порождают те же чувства и у малыша.

Гасите конфликт, в котором замешан ваш ребёнок, уже в самом начале, не ждите бурной развязки.

Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в кафе оказывает на ребёнка чрезмерно стимулирующее воздействие.

Обдумывая рацион ребёнка, отдавайте предпочтение правильному питанию, в котором не будет недостатка витаминов и микроэлементов. Гиперактивному ребёнку больше, чем другим детям, необходимо придерживаться золотой середины в питании: поменьше жирного, острого, солёного, копчёного, побольше варёного, тушёного и свежих овощей и фруктов. Ещё одно правило: если ребёнок не хочет есть, не заставляйте его!

И не забывайте говорить ребёнку, как сильно вы его любите.

В педагогической и психологической литературе представлено большое количество игр с гиперактивными детьми. Предлагаем Вам некоторые из них.

Цель: обучение ребёнка одному из приёмов саморегуляции.

Содержание. Расшалившемуся ребёнку можно предложить смотать в клубочек яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться всё больше и больше. Взрослый сообщает ребёнку, что клубочек не простой, а волшебный. Как только мальчик или девочка начинает его сматывать, то сразу же успокаивается.

Цель: развитие мышечного контроля.

Содержание. Взрослый опускает кисть руки в таз с песком или крупой и засыпает её. Ребёнок осторожно «откапывает» руку – делает археологические раскопки. При этом нельзя дотрагиваться до кисти руки. Как только ребёнок коснётся своей ладони, он тут же меняется ролями со взрослым.

ИГРЫ С ПЕСКОМ И ВОДОЙ.

Специалисты считают, что игры с песком и водой просто необходимы для гиперактивных детей. В эти игры необязательно играть только летом у озера. Можно их организовать и дома. Такие игры успокаивают ребёнка. Первое время взрослые должны помочь ребёнку в организации игры. Желательно, чтобы они подобрали соответствующие игрушки: лодочки, тряпочки, мячики, трубочки и т. д. Если кто-то из родителей не хочет вносить в дом песок (а затем делать уборку в квартире, можно заменить его крупой, предварительно поместив её в горячую духовку.

Гиперактивный ребёнок – особый, являясь очень чувствительным, он остро реагирует на замечания, запреты, нотации. Иногда ему кажется, что родители его совсем не любят, поэтому такой малыш очень нуждается в любви и понимании. Причём в любви безусловной, когда ребёнка любят не только за хорошее поведение, послушание, аккуратность, но и просто за то, что он есть! Когда становится совсем тяжело, вспомните, что к подростковому возрасту, а у некоторых детей и раньше, гиперактивность проходит. Важно, чтобы ребёнок подошёл к этому возрасту без груза отрицательных эмоций и комплекса неуверенности в себе.

Девиз нашего ДОУ » КАЖДЫЙ РЕБЕНОК ПОЛУЧИТ ЗДЕСЬ ЛАСКУ, КАЖДОГО ВСТРЕТЯТ ТЕПЛО И УЮТ. КАЖДУЮ ДЕВОЧКУ. КАЖДОГО МАЛЬЧИКА ЗДЕСЬ УВАЖАЮТ, ЛЮБЯТ И ЖДУТ» Мы стараемся.

Источники:

http://iambaby.ru/agressivniy-i-giperaktivniy-rebenok.html
http://sekretizdorovya.ru/publ/sdvg/3-1-0-2
http://www.maam.ru/detskijsad/bespokoinyi-rebenok-sindrom-giperaktivnosti.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector