Почему у ребенка 4 месяцев. Основы коррекции психологического развития. Новые достижения, которые волнуют всех

Коррекция поведения ребенка

К сожалению, все чаще современные дети подвержены различным психоэмоциональным отклонениям, которые могут проявиться в разном возрасте и выражаться в агрессивном поведении и неадекватной реакции на окружающих. В таких ситуациях требуется немедленная коррекция поведения ребенка. Под коррекцией понимают деятельность профильного специалиста, который сначала наблюдает за поведением ребенка, делая определенные выводы, а затем посредством консультирования, тренингов, ролевых и развивающих игр оказывает ребенку необходимую психологическую помощь.

При помощи определенного набора методов психологического воздействия детский психолог старается изменить и по ходу работы исправить шаблон поведения ребенка.

В результате работы по коррекции агрессивного поведения у детей не только повышается адаптивность ребенка в обществе, но также снижается до нормального уровня агрессивность и психоэмоциональная нагрузка на детский организм.

Коррекция агрессивного поведения детей

С агрессивным поведением ребенка может столкнуться каждый родитель. Главное в такой ситуации проявить внимание и заботу, а не ответной агрессией и раздражительностью еще больше усугубить ситуацию. Детские психологи, работающие над коррекцией поведения ребенка, утверждают, что агрессивность – это не что иное, как защитная реакция детской психики на эмоциональную нестабильность и воздействие внешних отрицательных факторов.

Ребенок просто не может самостоятельно справиться с переизбытком накопившихся негативных эмоций, поэтому при помощи агрессивного поведения дает сигнал, в первую очередь своим родителям, о том, что он нуждается в помощи. Если в результате наблюдения за поведением ребенка вы отметили такие симптомы как излишняя тревога, раздражительность, возбудимость, несговорчивость, обидчивость, упрямство или же постоянную враждебность к окружающим, то, скорее всего ваш малыш нуждается в профессиональной помощи.

При нарушениях психоэмоциональной сферы ребенок может столкнуться с такими проблемами как:

  • Психологические травмы и отклонения, которые выражаются в эмоциональной нестабильности. В данном случае без коррекции поведения ребенок привыкает негативно воспринимать себя и окружающих, в итоге у него развивается неадекватная самооценка и повышается уровень раздражительности;
  • Отклонения поведенческого характера выражаются в наличии трудностей взаимодействия в социуме. Без соответствующей коррекции агрессивного поведения у детей развивается дезадаптация, а также отсутствует позитивная проекция на будущее. Другими словами, ребенок замыкается в себе и превращается постепенно в социопата;
  • Неврологические отклонения, возникающие и прогрессирующие на фоне других нарушений, например нарушенное внимание или слабая память, также могут стать сигналом для обращения к специалисту за коррекцией поведения ребенка.

Основные этапы и способы коррекции поведения ребенка

Пожалуй, главной целью наблюдения за поведением ребенка и его дальнейшей коррекции является развитие способности к адекватной оценке окружающей ситуации и способности к самоконтролю в будущем. В процессе работы по коррекции поведения ребенка специалист решает следующие задачи:

  • снижение уровня психоэмоционального напряжения;
  • обучение адекватной реакции на окружающих, техникам подавления гнева и самоконтролю;
  • снижение тревожности;
  • формирование позитивной оценки себя и окружающих.

В настоящее время самым действенным способом коррекции агрессивного поведения детей считаются индивидуальные и групповые занятия. На первоначальном этапе терапии детский психолог, осуществляя наблюдение за поведением ребенка, знакомится с ним ближе и пытается наладить контакт, чтобы снять напряжение в дальнейшем общении и заслужить доверие малыша. Далее для анализа отклонений в поведении ребёнка психолог использует опросники или тесты, в том числе изображения.

После того, как специалист собрал весь необходимый материал и проанализировал психоэмоциональное состояние ребенка, начинается непосредственно этап коррекции поведения. Практически все детские психологи полагают, что развивающие игры, а также групповая активность – это лучшие методы коррекции поведения ребенка. На заключительном этапе работы с эмоционально нестабильными детьми специалист анализирует результаты, полученные при проведении финального тестирования, и использует их при необходимости для составления программы дальнейшей индивидуальной терапии.

Для оценки успешности коррекции поведения ребенка используют беседы и так называемые рисуночные ассоциативные тесты. Эти средства помогают выявить уровень агрессивности, а также наличие или отсутствие негативной реакции у ребенка на окружающих его людей. Стоит отметить, что для достижения успешных результатов коррекция агрессивного поведения детей должна носить систематический, а не эпизодический характер.

Кроме того, психологическую помощь и поддержку ребенку во время работы по коррекции его поведения должен оказывать не только специалист, но и родители. В противном случае даже высококвалифицированный детский психолог не сможет добиться устойчивых результатов, а ваш ребенок будет и дальше страдать от эмоциональной нестабильности и психических отклонений.

Чем может помочь психологическая коррекция ребенка?

Психологическая коррекция (психокоррекция) ребенка – это специально разработанная система психологических воздействий, направленная на уменьшение эмоционального дискомфорта, повышение активности и самостоятельности. Посещая специальные занятия, ребенок избавляется от негативных личностных реакций, возникающих в результате эмоциональных нарушений, становится менее агрессивным, возбудимым и мнительным.

Читать еще:  Странные истории для детей. Клуб полуночников: две дюжины страшилок для детей к Хэллоуину

Цель коррекции

Главная задача психологической коррекции заключается в том, чтобы помочь ребенку, изменить некоторые модели мышления и поведения, которые осложняют жизнь ему и окружающим. Психокоррекция помогает привить позитивное мышление, создать условия для полноценного развития личности, самоактуализации. При этом раскрываются индивидуальные способности и личностный потенциал.

Показания для назначения

Те или иные методы психокоррекции применяют, если в поведении ребенка начинают наблюдаться следующие нарушения:

  • гиперактивность, импульсивность;
  • неконтролируемая агрессия;
  • тревожность, мнительность;
  • чрезмерная стеснительность, боязливость;
  • неоправданные страхи;
  • трудности запоминания;
  • неусидчивость;
  • нарушения мышления;
  • трудности в процессе обучения.

Этапы психологической коррекции

Психологическая коррекция обычно предусматривает соблюдение следующих этапов:

  • сбор информации;
  • создание программы проведения психокоррекции;
  • установочный этап;
  • процесс психологической коррекции;
  • завершающий этап.

Сбор информации происходит на первой встрече со специалистом, который будет составлять программу последующих занятий. Обычно она проходит без ребенка. Основной задачей предварительной встречи является передача психологу детальной информации о развитии ребенка, особых чертах его поведения. Может оказаться полезным изучение его индивидуальной медицинской карты.

Создание программы происходит с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Она включает в себя определение расписания посещаемых занятий, а также изменений, которые должны произойти в домашней обстановке и поведении родителей для осуществления психокоррекционного процесса.

Установочный этап представляет собой процесс формирования положительной установки на проведение занятий. На этом этапе все действия будут направлены на снижение эмоционального напряжения, активизацию самостоятельной психологической работы, повышение веры в достижение положительных результатов, формирование доверительного контакта специалиста с ребенком и его родителями.

Процесс психологической коррекции подразумевает точное выполнение всех рекомендаций в рамках психокоррекционной программы. Выполнение предписаний, направленных на решение конкретных задач: преодоление кризиса внутри семьи, изменение родительских позиций и установок, устранение дезадаптации в поведении ребенка, расширение сферы социального взаимодействия, формирование адекватного отношения к себе и окружающим.

Завершающий этап представляет собой оценку достигнутых результатов. При этом обычно просматривают отчеты родителей о поведении ребенка на начальном и конечном этапе занятий. Также происходит разбор и анализ поведенческих и эмоциональных реакций ребенка при помощи метода наблюдения. Анализ проделанной работы может выявить необходимость проведения дополнительных занятий.

Основные методы

Программу психологической коррекции специалист составляет индивидуально для каждого пациента, выбирая наиболее подходящие методы.

Самыми популярными методами психокоррекции детей являются игры. Игровые методы бывают направленные и ненаправленные. Направленная игротерапия построена на активном участии психолога в игре ребенка. Ненаправленная игротерапия проходит в свободной форме. Играя, ребенок учится самовыражаться, достигать эмоционального равновесия. К методам директивной игровой коррекции относят сюжетноролевые игры и психодрамы.

Сюжетноролевые игры помогают формированию достаточной самооценки ребенка и положительных отношений с окружающими. В начале игры психолог задает сюжет, выбирает игровой материал, планирует определенные ситуации. Этот метод эффективен в борьбе с межличностными конфликтами и нарушениями поведения.

Игры драматизации хорошо подходят для детей с ограниченным социальным опытом. Такая игра помогает рассмотреть характер межличностных отношений и прожитых ситуаций исходя из сюжетов знакомых сказок. При этом свои эмоции и личностные качества ребенок переносит на игровой образ, наделяя ими персонажей.

Арт-терапия это специализированный метод психотерапии, основанный на изобразительном искусстве, задачей которого является развитие самовыражения и самопознания ребенка. В рисунках детей отражается их уровень умственного развития и индивидуальные личностные особенности. Это своеобразная проекция личности. Анализируя детский рисунок необходимо выражать одобрение. Похвала вызовет гордость у ребенка за выполненное задание. В процессе псикоррекции методом арт-терапии, ребенку могут предложить изготовить маску, фигурку из пластилина, конструкцию из подручных материалов.

Музыкотерапия прекрасно помогает справиться с эмоциональными нарушениями. Основные психологические механизмы музыкотерапии: катарсис (эмоциональная разрядка, регулирование эмоционального состояния), эмоциональная экспрессия, повышение социальной активности. Эффективными методами музыкотерапии являются рецептивная методика (восприятие музыки с определенной целью) и активная терапия (коррекционно-направленная, активная музыкальная деятельность).

По завершению курса коррекции психолог обязательно даст рекомендации по дальнейшему развитию ребенка, с учетом приобретенных навыков и качеств.

Почему у ребенка 4 месяцев. Основы коррекции психологического развития. Новые достижения, которые волнуют всех

Современные мама и папа внимательно следят за развитием своего малыша, поэтому каждому из них нужно знать, что должен уметь . Конечно, нельзя утверждать, что все дети развиваются одинаково. Но в целом большинство из них осваивают определённые навыки к этому возрасту.

Конечно, некоторые из них могут несколько опаздывать в развитии. Но это никак не повод паниковать. Наоборот, родители должны помочь своему малышу развиваться правильно.

В 4 месяца ребёнок начинает стремительно развиваться. И мальчик, и девочка учатся новому и приобретают много полезных навыков.

Физиологическое развитие

Развитие ребёнка в 4 месяца не должно слишком беспокоить его родителей. Достаточно следить за его весом и ростом. Мальчики в этом возрасте прибавляют около 2,5 сантиметров в росте и достигают 61,5–66 сантиметров. Девочки вырастают на 2 сантиметра, их рост составляет 59–64 сантиметра.

В весе дети должны набрать примерно одинаковое количество граммов – около 700. Особо педантичным родителям пригодится таблица, в которую они будут записывать вес и рост своего крохи в каждый период его жизни.

В этом возрасте малыш становится всё более активным и подвижным. Количество его навыков стремительно растёт. Спинка у крохи ещё недостаточно крепкая для сидения, но это не мешает ему постоянно пытаться принять вертикальное положение. Для этого ребёнок всё время подтягивается на ручках. Малышу нравится чувствовать движение. Он постоянно двигает ножками и ручками и очень любит, когда его поднимают вверх.

Читать еще:  Новогодние конкурсы для взрослых на новый год. Лучшие идеи игр и развлечений на Новый год. Новогодние игры для детей

К 4 месяцам у ребёнка сокращается длительность сна. Днём он теперь спит не более трёх раз. Промежуток бодрствования продлевается до двух часов, иногда – дольше. Карапуз уже не засыпает сразу же после кормления, он готов играть и познавать мир.

В 4 месяца что только не интересует вашего малыша! Он быстро растёт, поэтому весь окружающий мир очень интересует его. Карапуз пытается дотянуться до любимой игрушки или до ближайшего яркого предмета. Родители должны быть очень внимательны к его движениям, следить, чтобы не приключилось беды.

Зрительные функции

  • Кроха уже начинает различать формы предметов и цвета; ему нравятся определённые игрушки, которые он с удовольствием рассматривает.
  • В это время развивается зрительная память. Малыш может внимательно рассматривать какой-то один предмет, а потом переводить взгляд на другой.
  • Перед началом 5 месяца он уже понимает разницу между объёмными и плоскими фигурами.

Изменения в области слуха

  • Слух завершает своё формирование: услышав резкий звук, малыш оборачивается в его сторону.

Ребёнок слушает речь взрослых, прислушивается к интонациям.

  • Малыш начинает отличать спокойные мелодии от быстрых ритмов.
  • При резком звуке кроха пугается и широко открывает глаза.

Развитие речи

  • Родители могут радоваться первым звукам, ведь именно в четыре месяца кроха начинает агукать.
  • Простые звуки ребёнок складывает в более сложные, но это ещё не значит, что он начинает разговаривать.
  • Довольный 4-месячный ребёнок может заливисто смеяться.

Кроме того, появляется ещё одна немаловажная особенность, которая очень обрадует уставших родителей: малыш начинает хорошо спать ночью. Он может не просыпаться всю ночь.

Ключевые навыки четырёхмесячного ребёнка

Что должен уметь делать ребёнок в 4 месяца? Нужно отметить тот факт, что дети в этом возрасте начинают активнее взаимодействовать с окружающим миром. Это возможно из-за улучшения работы опорно-двигательного аппарата, развития нервной системы. Итак, что умеет ребёнок в 4 года (или что он должен уметь):

  • Когда исполняется ребёнку 4 месяца, его хватательный рефлекс немного слабеет и хватание происходит осознанно. До этого малыш сжимал свой кулачок рефлекторно, для этого нужно было лишь поднести какой-либо предмет к его ладошке. Но в возрасте четырёх месяцев ребёнок должен делать это сознательно, то есть только тогда, когда ему это на самом деле нужно. Этот навык – огромный прогресс в развитии малыша, так как именно в это время кроха начинает управлять собой, своим телом, вырабатывает координацию движений. Сознательное хватание предмета – это совсем новый процесс для ребёнка. Когда его интересует игрушка, то он самостоятельно берёт её. А для этого необходимо запустить в действие множество новых нервных импульсов.
  • Ребёнку становятся интересны разнообразные предметы. Теперь малыш может проделывать различные манипуляции, рассматривать игрушку, тянуть её в рот. Кроме того, дети должны пытаться постучать этим предметом, выдать из него некий звук. Родителям не стоит постоянно запрещать малышу отправлять все предметы в рот. Такое поведение – естественный этап в его развитии, таким образом он познает этот мир.
  • Четвёртый месяц жизни ребёнка подразумевает овладение новыми навыками. Теперь малыш может поворачиваться не только на живот, но и обратно на спинку. В этом возрасте родители опасаются падений, а поэтому часто перемещают малыша с кровати на пол. Но это совсем не мешает ребёнку изучать мир вокруг. Наоборот, теперь перед ним открывается новый огромный мир, где можно найти большое количество интересных предметов. И важно, чтобы никакой из них не мог нанести вреда маленькому исследователю.

  • Во время лежания на спине малыш может пробовать приподнимать плечи и головку. Некоторым родителям это может показаться попыткой сесть. Но это не так. Это умение вырабатывается по-другому. В большинстве случаев малышу проще научиться садиться с бока.
  • Ещё совсем недавно считали, что приобретённые навыки у ребёнка в 4 месяца уже позволяют ему сидеть. Но современные педиатры и ортопеды не рекомендуют сажать ребёнка насильно. Стоит ждать до тех пор, пока кроха сделает это самостоятельно. Категорически не рекомендуется насильно сажать ребёнка и обкладывать подушками.
  • Новое умение получает малыш в положении лёжа. Речь идёт об умении ползать. 4–5 месяц в развитии детей не может обойтись без этого навыка. Четырёхмесячный малыш может отталкиваться ножками, приподнимать попку. Некоторые дети уже вовсю ползают по-пластунски. Очень интересно, что многие дети с большим удовольствием ползут назад, а не вперёд. Чтобы заинтересовать ребёнка и мотивировать его ползать, можно показать ему интересную игрушку, и тем самым мотивировать его к ней добраться. Такую забаву можно осуществить, поставив игрушки на небольшом расстоянии (так, чтобы малыш имел возможность к ним дотянуться). Если же предметы поставлены слишком далеко, то малыш просто не сможет их заполучить, расстроиться и потеряет к ним интерес.
  • Зрение у малыша также существенно улучшается. Сейчас он может чётко видеть предметы, которые расположены на расстоянии до 3,5 метров. Это позволяет ему рассматривать комнату, наблюдать за действиями взрослых. Кроме того, изменения происходят и со слухом. Дети различают разные типы звуков, могут слушать музыку. В это время они с наслаждением вслушиваются в мамин голос.
  • В это время развивается речь малыша. Наблюдая за артикуляцией взрослых, ребёнок пробует своими губами повторить. Это позволяет ему выговаривать некоторые слоги. Родители могут даже принять эти слоги за полноценные слова. Особенно много таких «слов» можно услышать от ребёнка, когда ему весело. Родители, зная значение эмоциональной беседы с ребёнком, должны всячески поддерживать стремление своего малыша к общению, поощрять его.
  • Социальное общение также очень важно в этом возрасте. Самыми близкими людьми для крохи остаются его родители. Но в этот период своей жизни дети уже должны хорошо различать «своих» и «чужих». И это разграничение совсем не зависит от того, близкие это родственники или же просто друзья их родителей. «Чужими» могут стать даже бабушка с дедушкой, если они редко проведывают внука.
Читать еще:  Веселые конкурсы к новому году в школе. Новогодние фильмы - это моя фишка. Новогоднее веселье: игры, викторины, конкурсы для детей всех возрастов

В присутствии незнакомых людей малыш может не только вести себя беспокойно, но и плакать, напрягаться всем телом. Самыми близкими малыш считает только тех людей, которых видит каждый день. Это связано с тем, что ребёнок ещё не может надолго запоминать лица и события, его долговременная память пока ещё развита очень слабо.

Эмоциональное развитие

Эмоциональное развитие малыша не менее важно. Какие изменения происходят с малышом в психологическом плане? Давайте разбираться.

  1. Малыш чувствует себя намного более оживлённым, чем до сих пор. Услышав мамин голос, он радостно улыбается, агукает, двигает ножками и ручками. Ребёнок может улыбаться не только родителям или другим знакомым людям, но и красивой игрушке, животному.
  2. В это время дети начинают запоминать и реагировать на своё имя.
  3. У крохи развивается мышление. Теперь он понимает не только то, что происходит в настоящий момент, но и может предугадать последствия некоторых действий.
  4. К четвёртому месяцу кроха уже должен испытывать разные чувства, например, радость, страх или обиду.
  5. Дети в этом возрасте любят рассматривать себя, щупать и даже засовывать в рот ножки. Некоторые просто обожают смотреть на себя в зеркало.
  6. Ребёнок остро нуждается в мамином присутствии. Он может чувствовать её настроение. Ему необходим постоянный тактильный и эмоциональный контакт.

Вот основные навыки и умения грудничка в 4 месяца. Впереди – пятый месяц жизни. А это значит, что грядут новые достижения, умения, свершения и поводы для радости!

Малышу исполнилось 4 месяца. Настает новый этап его жизни. Уверенно освоив первые двигательные навыки, карапуз стремится узнать суть окружающих его вещей и научиться всему, что только возможно.

Какой он 4-й месячный малыш

Движения стали не только уверенными, но и осознанными. Теперь кроха уже без особых трудностей хватает подвешенные игрушки, тянется за предложенным предметом или руками, совершенствует технику переворотов со спины на живот и обратно. Руки и ноги уже достаточно скоординированы, чтобы в ближайшие 2 месяца начать ползать.

Мышцы спины окрепли и при помощи взрослого малыш может подняться в положение сидя, и ему это нравится. Но не стоит усердствовать. Любой двигательный навык должен приходить самостоятельно. Поднимая кроху за руки вверх, стоит ориентироваться на его возможности и не торопить события. Излишняя спешка может привести к нежелательным последствиям. Малыш обязательно сядет сам, но только после того, как мышцы его спины будут достаточно крепкими, чтобы поддерживать позвоночник.

Кроха изменился не только в своих умениях, но и в поведении. Все больше он требует общения. Улыбка, смех, лепет, разные интонации крика помогают карапузу лучше донести свое отношение к происходящему, а маме понять его желания. Ведущую роль в стимуляции эмоциональных и двигательных изменений теперь играют слух и зрение. Малыш узнает своих родителей и других людей не по запаху, а по голосу и виду.

Период между 4 и 5 месяцами жизни играет важную роль в формировании двигательных, эмоциональных и умственных навыков. Малыш еще не сидит, но уже вовсю стремится увидеть, что его окружает.

Изменился он и внешне. Вместо пуха на голове начинают расти гладкие волосы, постепенно закрываются, образовавшиеся за первые четыре месяца, залысины на голове. Ногти на руках и ногах стали твердыми, растут очень быстро. Следует следить за их длиной, чтобы малыш не поцарапался. У некоторых карапузов поменялся цвет глаз. Кто-то обзавелся складочками, кто-то вытянулся вверх. Уже хорошо прослеживаются особенности характера и тип темперамента.

Физиологические изменения и физическое становление

На пятом месяце жизни малыш все еще достаточно быстро набирает вес и рост. На ближайшие 30 дней целью становится 600 грамм массы тела и 1-3 см высоты. Практически все дети в этот период весят в два раза больше, чем при рождении. В среднем вес приближается к отметке 7 кг, а рост — к 64 см.

Созревание нервной системы позволяет крохе практически полностью отказаться от врожденных рефлексов и действовать исходя из собственных желаний. Умение управлять своими мышцами, осваивать навыки дает карапузу новые возможности, показывает, каким образом достичь поставленных целей.

Если первый зуб у малыша еще не появился, то к этому времени у большинства детей наблюдается усиленное слюнообразование. В норме, первый молочный зуб может появиться до 6-ти месяцев, поэтому в период между 4 и 5 стоит позаботиться о приобретении специальных игрушек-прорезывателей. Обычно они продаются в аптеке или в детском отделе в магазинах.

Источники:

http://www.neboleem.net/stati-o-detjah/6843-korrekcija-povedenija-rebenka.php
http://mezhdunami.net/dety/chem-mozhet-pomoch-psikhologicheskaya-korrektsiya-rebenka.html
http://bumtorg.ru/rezhissyory/pochemu-u-rebenka-4-mesyacev-osnovy-korrekcii-psihologicheskogo-razvitiya/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector