Понимает ли ребенок в 2 месяца. Органы чувств ребенка. Игры и упражнения

9 интересных игр на развитие органов чувств ребенка

Мы знаем, что существуют очень восприимчивые люди, которые могут видеть, слышать или чувствовать то, что недоступно для остальных. За примерами далеко ходить не надо. Художники могут различить несколько сот оттенков одного и того же цвета, выделить и описать множество самых мелких деталей предмета. Есть музыканты (или любители музыки) с абсолютным слухом, способные услышав ноту, точно назвать ее, различить звучание каждого инструмента в общем звучании симфонического оркестра. Дегустаторы могут найти столько отличий во вкусе и букете двух вин, сколько обычный человек не может даже представить.

Эти примеры кажутся проявлениями каких-то выдающихся способностей, видимо, врожденных. Однако это заблуждение. Большинство людей рождаются с одинаковыми способностями к восприятию мира с помощью органов чувств, отклонения от этой нормы почти всегда бывают в сторону ограничения, а не расширения возможностей. Эти способности не являются строго заданными, они могут развиваться в большей или меньшей степени зависимости от практики.

Если развивать органы чувств — восприятие мира через осязание, зрение и слух становится более чувствительным, восприимчивым.

Итак, игры для детей на развитие органов чувств!

Запрещенное движение

Интересная игра, в которую хорошо играть с детьми от трёх-четырёх лет.

Становимся с детьми в круг. Родитель задает движение, все повторяют за ним, кроме одного, оговоренного перед началом игры — например «Руки вверх!».

Тот, кто выполняет «запрещенное» движение — «проиграл» :). Смеемся и продолжаем!

С каждым повтором игры дети становятся все более внимательными и не пропускают «запрещенное» движение. Со временем ведение игры можно доверять самому ребенку — или одному из детей.

Попробуй и скажи

Попробуй и скажи – необычная детская игра на развитие вкусовых ощущений. Еще игра помогает развить навыки классифицирования и исследовательские навыки. Для деток от двух лет.

Также благодаря этой игре можно накормить ребенка, когда он капризничает — т.е. тем самым отвлечь его от капризов. 🙂

Ребенка сажают за стол. Завязывают ему глаза, чтобы не подсматривал. На стол ставят несколько тарелок с едой. Дают ему по ложечке, а он по вкусу должен определить, что это.

Взрослый дает ребенку сначала попробовать ложку одного блюда. Ребенок должен угадать, что он пробует. Затем дают попробовать ложку другого блюда и т.д. Игра продолжается до тех пор пока все блюда не будут угаданы.

*Не стоит использовать блюда которые ребенок не любит.

Одинаковые звуки

Одинаковые звуки – отличная детская игра на развитие слуха, исследовательских навыков и навыков классифицирования. От двух лет.

В контейнеры одинакового размера насыпают крупу. Два контейнера с рисом, два с кукурузой и т.д. Берут один контейнер и трясут, ребенок перебирает остальные контейнеры и трясет их. По звуку он должен определить в каком контейнере находится такая же крупа.

  1. Контейнеры по два заполняют рисом, кукурузой и т.д.
  2. Контейнеры не должны быть прозрачными, чтобы ребенок не видел, что в них.
  3. Ребенка сажают за стол, а перед ним ставят контейнеры.
  4. Взрослый берет первый контейнер и трясет его.
  5. Ребенок должен взять следующий и тоже потрясти его, так до тех пор пока не найдет контейнер с соответствующим звуком.
  6. Игра продолжается до тех пор, пока все контейнеры не будут собраны по парам.

Спрячь музыку

Спрячь музыку – увлекательная детская игра, развивает слуховую координацию в пространстве, общую моторику, умение решать поставленную задачу. Для малышей от двух лет.

Описание игры: В комнате прячут музыкальную игрушку. Ребенка заводят в комнату и по звуку он должен найти эту игрушку.

Правила игры: Включают игрушку (плеер или сотовый с музыкой) и прячут в комнате. Ребенка заводят в комнату. По звуку он должен найти игрушку.

*Предметы не стоит прятать слишком далеко, чтобы малыш не потерял интерес к игре.

После того как игрушка будет найдена, ребенку предлагают выйти из комнаты. Игрушку снова включают и прячут, только уже в другое место. Ребенка опять заводят в комнату и предлагают найти игрушку по звуку. Можно поменяться ролями. Ребенок будет прятать игрушку, а взрослый искать.

Звуки животных

Игра для детей от одного до двух лет. Игра «Звуки животных» развивает навыки классифицирования, исследовательские навыки, слух.

Берут картинки с изображением различных животных. Предварительно найти в Интернете звук каждого животного.

Ребенка сажают за стол. Перед ним раскладывают картинки с животными и включают аудио со звуками этих животных. После каждого звука кассету останавливают, а ребенок должен показать картинку с животным которого он услышал. Игра продолжается до тех пор пока все картинки не будут разгаданы.

Потрогай! Понюхай!

Потрогай! – хорошая игра для маленького ребенка на развитие воображения и органов осязания.

Подготовить тряпичные мешочки и какие-то небольшие знакомые ребенку предметы — лучше не игрушки, а что-то бытовое.

  • Вариант 1. Положить перед ребенком несколько таких мешочков с разными предметами и попросить на ощупь (через мешочек) определить, что там.
  • Вариант 2. Можно засунуть руку в мешочек и попытаться понять, что это за предмет.
  • Вариант 3. В один мешочек положить несколько небольших предметов и угадывать каждый на ощупь, засунув руку в мешочек.
  • Вариант 4. В каждый мешочек положить что-то пахнущее — мыло, какую-то знакомую специю, фрукт — и попытаться угадать на запах — что же там (в руки мешочки не давать) — в этом случае лучше использовать бумажные пакетики.
Читать еще:  Ребенок полностью на искусственном вскармливании. Как правильно ввести смесь - правила приготовления. Когда следует менять смесь

Мегафон

Мегафон — простая игра на развитие артикуляции, речи и слуха ребенка.

Взять цветной картон и свернуть его в виде конуса (рупора) (можно заменить любым картоном, даже частью коробки от чего-то). Держать рупор у рта и разговаривать с ребенком. Свернуть еще один рулон, для ребенка. Если ребенок не понял, как нужно разговаривать, ему нужно подсказать.

С помощью рулона можно издавать различные звуки. Ребенок очень быстро схватывает суть игры и начинает перебирать варианты издаваемых звуков. :).

Играй оркестр

Играй оркестр – игра на развитие общей и мелкой моторики, слуха, ритма и координации движений.

Дать ребенку кухонную утварь (кастрюли, сковороды, миски, деревянные ложки, щетки, пустые коробки, кружки и т.д.) — помочь все выстроить вокруг и показать, что с этим делать.

  • 1 этап — просто дать гремящие бытовые штуки и оставить его — пусть всласть нагремится-ознакомится.
  • 2 этап — взять отдельно каждый предмет и пробовать «отбивать такт» только на нем, прислушиваясь и запоминая издаваемые звуки.
  • 3 этап — определять, на что похож каждый звук.
  • 4 этап — включить музыку и показать ребенку, как с помощью гремящих предметов улавливать ритм.

Жмурки эскимосские

Эта детская игра похожа на обычные жмурки, завязыванием глаз водящему и необходимостью опознавать игроков. Хорошо играть в семье — опознавая папу и маму

От простых жмурок отличается тем, что игроки не бегают (т.е. никто никого не ловит) и опознание происходит в толстых варежках.

Игра хорошо развивает память и осязание.

Водящему завязывают глаза и надевают на руки толстые варежки (или несколько тонких) — можно использовать носки. Далее к нему по очереди подходят игроки, а он должен определить на ощупь, кто перед ним.

Еще вариант — играть в такие жмурки с предметами — подводя ребенка к разным предметам дома или на улице. Потом поменяться и попросить «поводить» вас — ребенку будет весело наблюдать за родителем, а вам — по настоящему интересно.

  • *Из предметов для игры вам потребуются варежки или носки, плотный платок или шарф.
  • **Оптимальное количество игроков — 4-7.
  • ***Необходимо следить, чтобы жмурка (водящий) не подглядывал через дырочки возле носа (затягивать потуже повязку).

Телесно-ориентированные игры с младенцем

Помогаем ребенку познать окружающий мир через движения собственного тела и манипуляции с различными предметами.

К сожалению, немногим родителям под силу нанять для своего малыша психолога — специалиста по развитию младенцев. Приходится идти путем проб и ошибок. Данная методика содержит комплекс рекомендаций по эмоциональному и телесно-двигательному развитию ребенка от 0 до 12 месяцев и предназначена для мам и пап, понимающих, что они представляют собой центр, вокруг которого еще много лет будет строиться жизнь их малыша.

Каким же образом лучше всего организовать общение с ребенком, чтобы с первых же месяцев его жизни он не испытывал недостатка в любви и хорошо развивался физически?

Прежде всего, ждущим ребенка маме и папе, нужно знать, что удовлетворять базовые потребности младенца необходимо начинать уже в период его внутриутробной жизни. Движения тела у плода начинаются с третьего месяца беременности, а на седьмом месяце появляются многочисленные двигательные реакции.

В моменты появления этих реакций или для того, чтобы их вызвать, маме и папе достаточно ласково заговорить с ребенком, посылая ему положительные эмоциональные импульсы. Если мама вместо того, чтобы испытывать блаженство в периоды двигательной активности плода, испытывает раздражение или тревогу, эти же эмоции испытывает и будущий ребенок. Впоследствии у таких детей двигательная активность сочетается с нарастанием агрессии и раздражения, они также не склонны испытывать простой «мышечной радости» от самого процесса движения.

Еще хуже, если мать никак не реагирует на движения плода, оставаясь равнодушной. Ребенок может родиться вялым и необщительным. Поэтому каждый толчок плода необходимо расценивать как призыв пообщаться, отвечая радостными приветствиями. К семи месяцам можно включать плавную музыку (плод уже все слышит) и танцевать, выполняя грациозные движения.

На протяжении всей внутриутробной жизни, детства и до начала полового созревания развитие организма ребенка подчиняется следующим закономерностям:

  • верхние части тела (голова с прилегающими участками) опережают в своем развитии нижние,
  • участки тела, расположенные ближе к его центру, развиваются раньше периферических отделов, то есть конечностей.

В первую очередь новорожденный, выйдя при рождении из позы плода, начинает устанавливать контроль над движениями головы, за которым следует распрямление туловища.

С переменой «среды обитания» новорожденный лишился температурного равновесия. Когда младенец замерзает, по сигналам, идущим из центральной нервной системы, усиливается тонус туловища, шеи и конечностей, тело ребенка принимает типично согнутое положение. Чем заметнее снижается температура окружающей среды, тем выше напряжение мышц новорожденного, тем скорее он возвращается в позу плода. Но если родители начинают укутывать ребенка, туго пеленать, держать в жарком помещении, они оказывают ему медвежью услугу. Тонус мышц снижается, а поддержание его в нормальном состоянии — необходимое условие гармоничного физического и психического развития младенца.

Если ребенок замерз, необходимо взять его раздетым на руки, прижать к своему телу, после того, как он согреется, одеть младенца таким образом, чтобы ему не было жарко и он имел возможность свободно подвигать ручками и ножками. Ребенок сам отрегулирует температуру своего тела с помощью движений. К первому месяцу жизни младенец в позе «лежа на животе» поднимает подбородок, к двум месяцам поднимает грудь. В два-три месяца нужно класть ребенка на животик и, показывая игрушку, стимулировать движения мышц шеи, способствуя распрямлению тела младенца.

С первых дней жизни новорожденный способен фиксировать взгляд на лице матери на расстоянии 19 см от его лица, на третьей неделе жизни может копировать мимику взрослого, а с полутора месяцев фиксировать взгляд на глазах взрослого. Выражение лица, взгляд, интонация взрослого — это сигналы, на принятие которых рассчитаны органы чувств младенца. Поэтому очень важно, играя с ребенком, радостно улыбаться, разговаривать с ласковой интонацией, исполненной любовью.

Читать еще:  Нормы развития ребенка в 6 месяцев. Шестой месяц. Календарь развития ребенка

В четыре месяца младенец способен садиться с посторонней помощью. Протестует, когда теряет взгляд взрослого. От четырех до шести месяцев к уже освоенным движениям необходимо добавлять переворот ребенка на бок и на животик (после шести месяцев — туда и обратно), вращение вокруг продольной оси, побуждать к ползанию на животе. Притягивая за руки, ненадолго усаживать ребенка, ставить на ножки, позволяя ему опираться о вертикальную поверхность, например, о стенку ванночки во время купания. Если занятия младенцу нравятся, он требует их продолжения: ищет зрительного контакта, хнычет, если взрослый собирается уходить.

К семи месяцам ребенок способен самостоятельно поддерживать сидячую позу. В восемь месяцев стоит с посторонней помощью. В девять месяцев стоит, держась за мебель, передвигается ползком. Важно побуждать ребенка ползать, сидеть и стоять. В этом возрасте дети с удовольствием повторяют действия, которые вызвали радостную реакцию взрослых.

В одиннадцать месяцев ребенок может ходить с посторонней помощью. В двенадцать месяцев самостоятельно поднимается и держится за опору. Появляются первые самостоятельные шаги. К этому времени у ребенка появляются соответствующие изгибы позвоночника: шейный — на втором и третьем месяце, грудной и поясничный — после того, как ребенок научится сидеть и стоять. В связи с этим период освоения ходьбы у разных детей различен: он колеблется от 9 до 15 месяцев. Родители могут корректировать развитие движений у ребенка, но не рекомендуется принуждать его стоять, ходить и особенно сидеть. Если ребенок не пошел к 15 месяцам, можно, встав, на верхнюю ступеньку лестницы, поощрять малыша проползти наверх (естественно, лестница должна быть невысокой, лучше использовать клеенчато-поролоновые модули).

Большое значение для гармоничного психического и физического развития младенца имеют, совместные с мамой и папой, занятия в бассейне. Известно большое количество случаев, когда дети учились плавать раньше, чем ходить.

Способность к произвольным хватательным движениям кисти развивается позже, чем общие движения рук. В три месяца новорожденный пытается достать и схватить висящую над ним игрушку, но пока еще промахивается. Развивать хватательный рефлекс младенца нужно, давая ребенку в руки легкие игрушки и погремушки.

В народной поэзии существует множество прекрасных пестушек, потешек и песенок, которые, в сочетании с простыми ритмическими движениями, создают первые предпосылки для развития мелких движений руки младенца, знакомят его с основными частями своего тела, способствуют развитию навыков общения.

Таким образом, первый этап в осознании ребенком факта своего существования в мире, куда он совсем недавно попал, начинается через общение со взрослыми, которые, разговаривая с ним, играя в ласковые телесные игры, создают базу для его личностного развития. Познание младенцем окружающего мира через движения собственного тела и манипуляции с различными предметами — это начало его интеллектуального развития.

Дорогие мамы и папы! Надеюсь, что рекомендации, предлагаемые в этой статье, помогут вам сориентироваться и выделить приоритеты в развитии вашего новорожденного.

Игры и развивающие занятия для детей от рождения до 1 года по месяцам

В отличие от детенышей животных, которые становятся самостоятельными очень быстро, наши дети рождаются совершенно беспомощными и требуют ухода и внимания несколько лет. Направленные на физическое и умственное развитие игры до года имеют для малышей огромное значение, ведь первый год не менее, чем каждый последующий — драгоценное время для закладывания основ успешного гармоничного развития личности.

Игры и упражнения на разных этапах развития

Логика развивающих занятий для детей любого возраста, начиная с самого рождения, основывается на том, чтобы поддержать и укрепить возникающие естественным путем новые возможности и интересы ребенка, а не научить его чему-то раньше времени. Есть приблизительные нормы по месяцам и годам, выверенные поколениями, на которые можно ориентироваться, не забывая при этом, что каждый ребенок проходит свой собственный путь развития.

Не требуйте слишком много от вашего малыша. Если по параметрам развития он соответствует хотя бы нижней границы нормы — терпеливо занимайтесь с ним, не ожидая быстрых успехов, и результат обязательно придет.

От 0 до 2 месяцев

Один из важных показателей физического развития младенца — его умение держать голову. Некоторые могут это чуть ли не с первых дней, другим нужно 2 или даже 3 месяца, чтобы научиться. Стимулировать малыша к освоению этого навыка помогают упражнения:

  • почаще кладите ребенка на живот — это положение само по себе вызовет у него желание поднять голову, особенно если на расстоянии 10 см перед ним будет лежать привлекательная игрушка;
  • совершайте медленные прогулки по дому или по улице (в теплую погоду), держа младенца вертикально и придерживая его плечи и головку правой (ведущей) рукой: малыш будет с интересом разглядывать окружающий мир, попутно укрепляя шею;
  • вложите указательные пальцы в ручки ребенка, лежащего на спине, и тихонько потяните на себя, когда он как следует уцепится — ему придется стараться удержать голову.

Не менее важно в это время давать малышу возможность как можно полнее пользоваться органами чувств — зрением, слухом, осязанием. Вся информация, которую он от них получает, идет в копилку его опыта, а значит — интеллекта.

  • В коляске или в кроватке обязательно используйте подвешенные игрушки, гирлянды из погремушек, но не оставляйте ребенка часами лежать, разглядывая их. Лучшим упражнением для глаз и ума малютки будет наблюдение за мамой, старшими детьми, домашними животными (но не по телевизору!), а так как сидеть он сможет еще нескоро, можно поместить его в переноску в положении полулежа или приспособить в качестве «шезлонга» горку для купания.
  • Звуки, окружающие малыша, не должны быть резкими, громкими. Для тренировки слуха идеально подойдет мелодичный колокольчик. Покажите его лежащему на пеленальном столике или в переноске малышу, дайте ему побить его ручками, потрогать. Потом спрячьте колокольчик в ладони, так, чтобы он не шумел, вытяните руку в сторону и позвените. Повторите опыт, вытянув руку в противоположную сторону.
  • Давайте малышу в руки как можно более разнообразные по материалам игрушки, следя за их безопасностью: деревянные, пластиковые, тканевые, гладкие, шершавые, твердые, мягкие. Очень полезны специальные игрушки со множеством трансформирующихся, но не распадающихся деталей.
Читать еще:  Ребенок стал отказываться от еды. Избалованность и индивидуальная непереносимость. Нарушение аппетита как симптом заболевания

Во время кормления грудничка надевайте крупные бусы — он с удовольствием будет теребить их ручкой.

От 3 до 5 месяцев

Это возраст, когда малыш, уже освоившийся в новой для него среде, начинает проявлять активный интерес ко всему, что происходит вокруг него. Он понемногу учится удерживать погремушку, делает попытки перевернуться и даже поползти. Узнает и радостно реагирует на маму, знает голоса и лица всех домочадцев, гулит.

Для физического развития в этот период рекомендуются следующие упражнения:

  • положите перед лежащим на животе ребенком интересную игрушку так, чтобы он не мог дотянуться до нее, и в то же время приложите руку к его ножкам, давая возможность оттолкнуться;
  • в положении лежа аккуратно перекрестите ножки малыша, взяв их за ступни двумя руками или зажав их между большим, указательным и средним пальцами одной руки (это очень ловко получается у педиатров), так, чтобы запустить переворот на бок. По инерции кроха перекатится на живот;
  • аккуратно поднимайте и опускайте на пальцах ухватившегося за них ребенка из положения лежа на спине: раньше это упражнение помогало научить держать голову, а теперь тренирует спину, подготавливая ее к сидению;
  • практикуйте «материнский массаж» каждое утро или перед купанием. Движения должны быть легкими, поглаживающими, приносящими радость и малышу, и его маме.

Не бойтесь «приучить к рукам» ребенка, носите его как можно чаще, пока он относительно легкий. Так вы подарите малышу чувство защищенности, и он уже не будет таким «ручным», когда начнет ползать.

Полезное упражнение для развития речи — своеобразный разговор с ребенком, который в этом возрасте активно пробует распевать различные гласные звуки. Попробуйте максимально точно повторить то, что произносит малыш, ему в ответ. Такие диалоги помогут ему быстрее овладевать возможностями своего голоса.

От 6 до 8 месяцев

После перехода через полугодовую отметку физическое развитие ребенка переживает качественный скачок: малыш начинает садиться и ползать. Мир открывается ему по-новому, и это, в свою очередь, стимулирует его мозговую деятельность. План занятий в этот период обязательно должен включать взаимодействие с разборными игрушками — пирамидкой, коробкой с кубиками, шкатулками-развивалками с отверстиями для разных фигур. Это первый серьезный шаг на пути развития мелкой моторики.

Чтобы заинтересовать ребенка, нужно показать ему, как разбирается пирамидка. Сначала помогите малышу снять одно кольцо, а когда он освоит этот навык, предложите повторить операцию с несколькими. Следующий этап более сложный — нанизывание колец обратно на стержень. Далеко не сразу у ползунка получится сделать это самостоятельно, но если заниматься ежедневно, очень скоро станет заметен прогресс.

Продолжает активно развиваться и речевая деятельность, гуление сменяется лепетом — произнесением различных слогов. Очень важно в это время продолжать разговаривать с малышом, повторять за ним сочетания звуков, предлагать ему простые слова, например, «мама», «папа», «баба». Возможно, он даже произнесет нечто подобное, но скорее всего это будет неосознанно.

Обязательно нужно показывать малышу яркие детские книжки, читать стихи и сказки. Во время таких занятий у ребенка развиваются не только память и речь, но и зрительное восприятие: он учится понимать, что названия предметов связаны с картинками, а слова — с буквами.

Разложите на полу большой лист бумаги и дайте ползунку толстые восковые мелки: ему понравится рисовать.

От 9 до 12 месяцев

Развитие ребенка в этом возрасте идет очень быстро: каждый день он учится чему-то новому. Его лепет перестает быть бессмысленным, появляются первые «слова», часто непонятные, но обозначающие вполне конкретные предметы. Малыш начинает проявлять свои предпочтения в еде, выделяет любимые игрушки и книжки. Приближается новый виток физического развития: родители ожидают от своего ребенка первых шагов. Игры-развивашки должны соответствовать требованиям этого возраста:

  • стимулировать развитие речи поможет следующее упражнение: уберите игрушки из зоны досягаемости малыша, но так, чтобы он их хорошо видел (например, поместив на невысокую полку), и спросите, что ему дать. Если ребенок не соглашается назвать игрушку, а просто тянется к ней рукой — отдайте ее ему и попробуйте повторить опыт в другой раз;
  • для тренировки координации движений очень полезны жестовые игры, например, «Ладушки»; чувство равновесия развивают покачивания на фитболе в положении сидя;
  • навыки общения начинают формироваться благодаря ролевым и сюжетным играм: это может быть укачивание на руках куклы, кормление ее с ложечки. Малыш начинает лучше понимать устройство жизни, взглянув на нее со стороны.

Интенсивность занятий, направленных на стимулирование ходьбы, должна зависеть прежде всего от желания самого ребенка. Не стоит торопить его, сажая в ходунки, если малыш успешно передвигается по дому на четвереньках. Если кроха уже умеет подниматься на ножки, хватаясь за опору, предложите ему приспособление в виде тележки или специальной игрушки с ручкой и на колесах. Чтобы свести к минимуму падения, нужно позаботиться о том, чтобы малыш не скользил по полу.

Научите ребенка ходить во время купания в большой ванне: находясь в воде, он не будет бояться упасть, и поймет, какие движения нужно делать.

В первый год жизни закладываются основы для дальнейшего развития малыша, поэтому важно внимательно следить за его достижениями, закрепляя успехи и не расстраиваясь при неудачах. Много полезной информации об играх и упражнениях для детей от 0 до 12 месяцев вы найдете на нашем канале. Следуя различным методикам воспитания и выполняя рекомендации специалистов, главное — ориентироваться на желания и возможности самого ребенка, не стараясь загнать его в условные рамки.

Источники:

http://jablogo.com/playing-learn-to-live/9-sensory-games.html
http://www.7ya.ru/article/Telesno-orientirovannye-igry-s-mladencem/
http://razvivashka.online/sfery-razvitiya/zanyatiya-s-detmi-do-goda

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector