Поведение ребенка в 10 месяцев. Безопасное познание мира. Моторика и развитие речи

Календарь развития в 10 месяцев. Что должен уметь ребенок и во что с ним играть

В этом возрасте малыш уже умеет сидеть, активно познает мир и делает первые неуверенные шаги. Физическое развитие ребенка в это время уже несколько снижает свою интенсивность. Начинается работа над точностью движений. Карапуз начинает активно изучать окружающий его мир, берет вещи, до которых раньше не дотягивался. Достаточно быстро передвигается на четвереньках. Поэтому его нельзя оставлять без присмотра.

В 10 месяцев кроха самостоятельно кушает многие продукты со «взрослой» кухни: очищенное яблоко, грушу, способен жевать булочку или детское печенье, многие малыши осваивают ложку. Кроха ест 5 раз в день, однако меньше набирает в весе, чем прежде.

В таблице ниже приведены средние показатели ребенка в 10 месяцев.

Физическое развитие

10-месячный ребенок может:

  • может уверенно сидеть, твердо стоять на ножках, держась за опору одной рукой;
  • ходить, опираясь на какой-либо предмет или стену (стул, машинку, бортик кроватки и др.);
  • подниматься на невысокую лесенку (в доме или на горке для катания) — 2—3 ступеньки, а вот спускаться обычно получается хуже;
  • садиться из стоячего и лежачего положения и вставать на ножки, придерживаясь за опору;
  • вероятнее всего у него уже имеется 4 зуба, но если их еще нет, то это не повод для беспокойства, это тоже норма;
  • манипулировать игрушками (открывать и закрывать коробочки, прятать в них игрушки, кидать их, сбрасывать со стола);
  • переворачивать плотные странички книжек;
  • есть ложкой, пить из кружечки;
  • захватывать предметы пальцами («пинцетный захват»);
  • понимать, что такое горшок и для чего он нужен.

Совет! Педиатры рекомендуют играть с горшочком (высаживать на него разных плюшевых зверушек), но до полутора лет не учить малыша использовать его по назначению, поскольку только к этому возрасту дети физиологически способны контролировать свои естественные процессы.

Каждый ребенок развивается в процессе игр, которые с каждым месяцем становятся все более осмысленными:

  • 10-месячный карапуз перекатывает мячик, собирает пирамидку, возит машинку. Таким образом, он начинает понимать, что мячик катится, кубик стоит. Если ранее он пирамидку рушил, то теперь может ее собирать и понимать, как это делается;
  • играет в «прятки», «ку-ку», когда малыш сам закрывает себе глаза ладонями или прячется за предметы и забавно хохочет, когда родители долго не могут его обнаружить и, наконец, находят;
  • в различные пальчиковые игры, а они, в свою очередь, прекрасно развивают мелкую моторику;
  • крайне интересуется предметами домашнего обихода (посудой, прежде всего, складывает в нее, «варит», стучит и др. манипуляции), пытается подражать маме в мытье полов и др. бытовых делах.

Календарь развития от 10 месяцев до года

Развитие речи

Ребенок учится говорить новые слова после «ма-ма», «па-па», «ба-ба». Перенимает новые интонации, учится диалогу, даже если взрослые плохо его понимают:

  • добавляются и требования «дай», «на»;
  • ребенок активно разговаривает на «своем языке» и из-за того, что взрослые его недопонимают, может расстраиваться;
  • хорошо распознает взрослую речь, стараясь подражать ей;
  • к имеющимся слогам добавляются новые, и из них получаются новые слова;
  • малыш стремится к звукоподражанию, например, учась звукам, которые произносят различные животные (собачка — «гав-гав», кошка — «мяу-мяу» и т. д.).

К основным показателям развития речи относится ее понимание и активная речь. Так можно сделать вывод о том, что малыш слышит и понимает речь родителей, если он:

  • находит, берет и дает называемые игрушки — две или три из трех;
  • правильно реагирует на просьбу взрослого: «Дай», «Положи», «Покажи» и т.д.;
  • выполняет любые два из трех разученных игровых действий ручками («Ладушки-ладушки», «До свидания! Пока-пока!», «Привет!», «Воздушный поцелуй» и т.д.)

Активная речь ребенка развивается путем звукоподражания. Он вслушивается в слова, следит за движениями губ и сразу или через короткий промежуток времени делает попытку повторить. Не следует использовать в разговоре с малышом сложные предложения, простые фразы он поймет быстрее, и ему будет проще их повторить.

Поэтому, чем чаще взрослые и старшие в семье дети общаются с карапузом, тем быстрее он начинает разговаривать сам. Во время диалога не должно возникать напряжения: родители не пытаются наказать ребенка за что-то пролитое или разбитое, отчитывая его; взрослые не стараются насильно заставить его что-то сказать или повторить. И с другой стороны, если малыш зовет родителей, они должны подойти к нему или хотя бы откликнуться на его призыв, а подойти чуточку позже.

Важно рассказывать малышу, как его любят родители, как долго они ждали его появления, как радовались, какой он чудесный, красивый, умный. Не нужно бояться перехвалить малыша в 10 месяцев. Возможно, он не все поймет из этих слов, но сориентируется на ласковый голос, вселяющий в него чувство приятия и защищенности. Если в семье есть старшие дети, не нужно забывать и о них, слова любви, поддержки и принятия — для всех.

Совет! Уже сейчас старайтесь чаще использовать в разговоре с малышом потешки, прибаутки, стишки, сказки.

Когда вы делаете что-то вместе с ним, озвучивайте действие: «сейчас ты берешь ложку, зачерпываешь кашу, и ложка летит в ротик». Задавайте вопросы и отвечайте на них: «какая игрушка у тебя? Желтая, пушистая, мягкая, забавная» и т.д. Какие-то слова нужно повторять часто: названия предметов домашнего обихода, имена, описания знакомых предметов и явлений (погоды, например). Но важно использовать в повседневной речи больше новых выражений.

Организация занятости и досуга десятимесячного малютки

Ежедневный уход за малышом

Привычные уже процедуры в режиме дня остаются теми же. Умывание, расчесывание, чистка зубов (даже если зубик всего один), купание вечером. Время от времени нужно аккуратно подстригать ноготки.

Желательными является закаливание с помощью солнечных, воздушных ванн, включая обтирания. С этого возраста уже разрешается обливать ножки водой, постепенно понижая ее температуру. Многие педиатры считают лучшей формой закаливания обливание с ног до головы теплой водой (постепенно снижая ее температуру). Не стоит забывать, что все процедуры закаливания должны быть систематическими и постепенными. А бодрствование — насыщенным, как активными играми, так и интеллектуальными, больше свежего воздуха и полный отказ от телевизора и др. экранных гаджетов.

Родители должны по-прежнему соблюдать режим дня, плавно подстраивая его под запросы подрастающего ребенка. Так, малыш продолжает спать по 14—15 часов в сутки, укладываясь на дневной сон два раза — по 1,5 — 2 часа. Время утреннего подъема — с 6 до 8, в зависимости от привычек конкретной семьи и темперамента ребенка. Часть дневного сна, как и у грудничка, проходит на свежем воздухе, во время первого выхода на улицу.

Гулять с малышом следует так же два раза в день, кушать — 5 раз. Промежутки между приемами пищи все так же составляют 4 часа. Дети в 10 месяцев продолжают получать грудное кормление или смесь 1—2 раза в день. Основной рацион составляют каши (греча, кукурузная, геркулесовая, рис, пшено), некоторые овощи и фрукты, мясо (говядина, куриная грудка, индейка). В 10 месяцев в меню добавляют рыбу. Пищу измельчают в кашицу.

Гимнастика, которой занимается кроха, незначительно усложняется, в зависимости от той программы, которую выбрали родители. В целом режим ребенка мало отличается от того, к которому он привык ранее.

Читать еще:  Театрализованная деятельность в д с. Доклад«Театрализованная деятельность в детском саду

Рекомендации по развивающим играм

В период активного обучения прямохождению важно не забывать объяснять малышу технику безопасности. Важно научить его не подходить близко к дверям (они могут внезапно открыться), не играть у лестницы, не брать опасные вещи и т.д.

Если в доме есть лестница или кроха научился залезать на кровать, диван и т.п., крайне важно научить малыша остерегаться края (используйте емкие «бух», «бо-бо», «край») и обязательно — спускаться (лечь на живот, спустить ноги, оттолкнуться слегка ручками). Если карапуз научился вставать на игрушку и падать из кровати — немедленно уберите переднюю стенку и уделите 2 или 3 дня плотному обучению технике слезания. Дети быстро осваивают этот трюк, а восторг, от что теперь они свободны, будет безграничен.

Прекрасными развивающими играми для карапуза будут занятия с преодолением препятствий. Для устройства такой зоны пригодятся коробки, скакалки, щетки, ортопедические напольные коврики, деревянные бруски, большие мягкие кубики из поролона и так далее.

Хотя малыш и будет стремиться больше проводить времени в вертикальном положении (стоять, ходить, сидеть), но по-прежнему ползать для него очень важно и полезно для укрепления мышц спины. Прекрасно, если родители могут обеспечить комнату игровой «трубой».

Очень увлекательными станут для семьи игры на развитие мышления и памяти. Взрослые могут спрятать какую-либо игрушку и попросить найти ее. Так малыш научится прятать ее сам. Уместными будут игры: «какого предмета не хватает», попросить собрать пирамидку от большего к меньшему и т.д. Во время чтения книжек с иллюстрациями родителям важно указывать на персонажей, произносить их имена, что они делают на изображении. Позже нужно спросить малыша, как зовут тех или иных героев, что они делали в сказке, как они говорят (животные). Скорее всего, его ответ будет непонятен, но это лишь вопрос времени. Если карапуз еще не пробует говорить, попросите его показать на названного персонажа из книги.

Другой хорошей игрой на развитие слуха, памяти и внимания будет занятие с хлопками. Взрослые хлопают ладошами пару раз с разным темпом, малыш должен повторить. Со временем повышайте «уровень»: увеличивайте количество хлопков, усложните темп и сами действия (хлопки по ногам, плечам, животику, крест-накрест и т.д.).

В 10 месяцев малыш уже должен знать названия всех основных вещей в квартире, указывать на них пальчиком (или взглядом), когда родители просят показать, где находится та или иная вещь. Также малыш должен помнить свое имя и понимать, что говорят о нем.

Другим видом развивающих занятий будут пальчиковые игры. Малыши с радостью участвуют в них, протягивая свои ладошки маме. Кроме того, ребенок в возрасте 10 месяцев будет стараться во всем подражать взрослым, этим можно воспользоваться, чтобы обучить его другим играм на развитие мелкой моторики.

Прекрасными примерами таких развивашек являются:

  • рисование пальчиками и ладошками по песку (муке, крупе и т.д.) или пальчиковыми красками;
  • поиск спрятанных «сокровищ» в большой миске с сыпучим наполнителем (подойдет крупа, фасоль, зерна кофе и т.д.);
  • завязывание и развязывание веревочек, продевание их сквозь отверстия, нанизывание на них крупных бусин и колец;
  • развлечение с бельевыми прищепками (лучше деревянными): родители прицепляют на одежду малышу несколько прищепок, он должен их найти и снять с себя;
  • также полезно разминать в руках тесто для лепки (лучше предпочесть его пластилину: он не пачкает руки, очень податливый, мягкий); для 10-месячного возраста прекрасно подойдет домашнее соленое тесто, оно эластичное и очень податливое;
  • игры с «кинетическим песком» также помогут в развитии мелкой моторики и чувствительности, его приятно разминать, приподнимать и смотреть, как он перетекает из руки на поднос; кроме того, можно разнообразить игру, снабдив малыша формочками, маленьким ведерком, лопатками и т.д.

Не оставляйте ребенка одного с песком, мелкими игрушками, предметами для игр, крупой — это опасно. Маленькие дети должны играть под присмотром взрослых.

Подстраивайтесь под интересы вашего малыша, придумывайте другие игры на развитие мелкой моторики, которые прекрасно стимулируют оба полушария головного мозга.

Напоследок, о раннем развитии. Многие родители сейчас выбирают подходящую им методику. И лучшей методикой, на наш взгляд, является та, что рекомендует такой вариант развития для ребенка, который приносит ему и его родителям настоящую радость и удовлетворение.

Нельзя жертвовать активными играми и познанием живого окружающего мира ради получения умений, которые до школы ребенку не пригодятся. Самое главное для малыша в 10 месяцев — двигательная активность, которую следует стимулировать и поддерживать разнообразными занятиями.

Развитие и умения грудничка в 10 месяцев

Ваш малыш на 10 месяце жизни продолжает активно развиваться. Кроха осваивает больше различных умений: самостоятельно ползает и стоит на ножках.

Передвигается с опорой и может сделать первые шаги. Развитие малыша направлено на тренировку мышц для хождения и закрепления существующих навыков.

В 10 месяцев ребенок становится взрослее, обретает новые умения, развивается психически и физически. Происходит развитие в эмоциональной сфере крохи. Давайте ознакомимся с главными деталями и развитие малыша.

Физиологическое развитие 10 месячного грудничка

В этом возрасте в среднем кроха может набрать около 500 грамм и вырасти примерно на 2 сантиметра. Дети весят от 7 до 11 кг, а их рост колеблется от 70 до 80 см. Все эти параметры зависят от показателей при рождении.

В десятимесячном возрасте кроха активен и подвижен, поэтому быстрый рост и прибавление веса уменьшаются. У ребеночка уже сформировались пропорции тела, а это свидетельствует о пропорциональном росте и наборе веса малыша. Так же не стоит забывать, что показатели родителей тоже влияют на малыша. Если папа высокий, то не стоит ожидать, что малыш будет среднего роста.

Десять месяцев – это возраст, когда уже сформирован опорно-двигательный аппарат ребенка. Малыш самостоятельно сидит и довольно долго, уверенно поднимается с лежачего положения на ножки.

Родителям как раз в этот момент стоит уделить ребенку больше внимания и контролировать его осанку, что бы ни возникло проблем.

Происходит кардинальное изменение режима дня. Ребенок больше активничает на протяжении дня и спит один раз в обеденное время. Раньше просыпается утром, но и раньше наступает ночной отдых. К такому режиму дети быстро привыкают.

В этом возрасте можно начинать постепенно отучать кроху от груди. Можно кормить грудью утром и вечером перед сном. Остальные кормления разнообразить продуктами, которые можно крохе.

В 10 месяцев ребенок хорошо передвигаются вдоль опоры и с помощью взрослых. Многие дети в этом возрасте делают свои первые неуверенные шажки. Малышам хочется самостоятельно ходить, познавать мир поближе. Когда ребенок начинает ходить родителям стоит задуматься об удобной обуви для своего чада. Именно обувь станет защитой ножек малютки от различных предметов и холода.

Психоэмоциональное поведение ребенка

Карапуз знает свое имя и откликается на него, выполняет просьбы близких людей. Понимает слова «нет» и «нельзя». В семье должно быть все согласовано, нельзя отменять запреты, даже если малыш рыдает. Он уже достаточно умен, чтобы манипулировать родителями.

Ребенок копирует множество действий окружающих. В первую очередь он подражает своим родителям. Так, что нужно внимательно контролировать свои действия. Если крохе показать, как налить воду в чашку, он повторит. Но перенести это действие на другой предмет может вызвать большое затруднение.

Малыш знает всех членов семьи в лицо, узнает их голоса и понимает какое у них настроение. Воспринимает музыку, танцует, радуется, прыгает и хлопает в ладоши. Подражает речи взрослых, имитирует звуки, говорит простые слоги. Некоторые дети в таком возрасте еще лепечут и слогов не произносят. Не стоит волноваться, если вы видите, что ребенок понимает многое из того, что слышит от вас. Чтобы малыш быстрей начал разговаривать, нужно читать с ним книги, рассказывать сказки и разговаривать с ним.

Карапуз может оставаться один в комнате. Он понимает, если мама вышла, то она вернется. Поэтому воспринимает ситуацию довольно спокойно.

Читать еще:  Развивающие задания для детей 3. Логические и занимательные задачи (300 задач)

В 10 месяцев у ребенка активизируется эмоциональная сфера. У карапуза появляется желание социального взаимодействия. Если у ребенка возникли трудности, он может позвать взрослых на помощь. Многие детки начинают испытывать привязанность к неживым предметам. Такие предметы могут вызывать у ребенка чувство спокойствия и безопасности. Это может быть соска, подушка, любимая игрушка.

Малыш может испытывать повышенное чувство тревожности при виде незнакомых людей. С опаской осваиваться в новом месте и приглядываться к новым людям. Дети могут испытывать симпатию, а еще боятся посторонних людей. Реакция крохи зависит от темперамента и связана со страхом. Дети сталкиваются со страхом расставания с близкими людьми, а так же быть украденным. Но это чувство быстро проходит, когда у ребенка проявляется любопытство.

У карапуза постепенно проваляется чувство юмора. Малыш может

заливаться от смеха услышав шутку. В этот период жизни у крохи присутствует привязанность к определенным занятиям. К примеру, он может любить купаться, но расстраиваться при переодевании.

Умения карапуза в 10 месяцев

Ребенок уверенно координирует свои движения. Может садиться со стоячего и лежачего положений.

  • Малыш встает самостоятельно на ноги, держась за опору.
  • Ходит с помощью взрослых. Многие карапузы уже могут самостоятельно стоять и шагать.
  • Малыш может преодолевать ступеньки с помощью родителей.
  • Выполняет различные действия с игрушками, прячет предметы, открывает и закрывает тумбочки, играется кубиками, строит башни.
  • Листает книги, заостряет внимание на красочных картинках.
  • Ребенок пробует кушать ложечкой.
  • Кроха может брать мелкие предметы не всей рукой, а двумя пальчиками.
  • Ребенок называет знакомые ему предметы слогами.
  • Карапуз может махать головой в знак согласия или протеста.
  • Малыш научился махать ручкой «До свидания!».

к содержанию ↑

Занятия для десятимесячного малыша

Если вам нужно заняться своими делами и освободить себе немного времени, то можно занять кроху разными занятиями. Для 10 месяцев отлично подходят активные и развивающие виды занятий:

  • Рисование – дайте ребенку краски, кисточку и альбом. Малыш с радостью будет творить шедевры.
  • Мультфильмы подберите развивающие мультики, которые помогут малышу развить речь.
  • Движущие игрушки – увлекут и заинтересуют ваше чадо.
  • Музыкальные предметы– интерактивные телефоны и плакаты помогут ребенку выучить буквы, слова, а так же будут развивать мелкую моторику.
  • Яркие книги – заинтересуют малыша, а плотность картона не позволит его порвать.
  • Конструктор– ребенок сможет строить различные замки, башни, научится различать формы и фигуры.
  • Прослушивание аудиосказок. Малыша будет интересно послушать другой голос, ритм и интонацию прочтения сказок. К тому же ,это отлично разовьёт малышу слух и воображение.

Каждое из этих занятий облегчит вам жизнь и позволит уделить время себе. Регулярные занятия малыша приведут к развитию его самостоятельности.

Осмотр у врачей и вакцинация ребенка

В 10 месяцев малыш осматривается педиатром. Оцениваются общее состояние здоровья, физическое и психическое развитие. Педиатр должен поинтересоваться об умениях и начинаниях малыша, какие слоги он произносит и. Можно проконсультироваться о режиме сна и активности вашего ребенка и попросить педиатр высказать свое мнение. В этом возрасте ребенку не делают прививок. Вакцинация происходит по назначению дополнительных прививок и индивидуально.

Уход за ребенком в 10 месяце в

Педиатры советуют родителям придерживаться рекомендаций: следить за гигиеной и питанием карапуза, играть с ним в развивающие игры, обращать внимание на безопасность крохи.

В игровой форме стоит купаться, чистить носик и умываться. Чтобы ребенок не был вялым и не капризничал, стоит об условиях комфорта малыша в обеденное время. Как правило, в этом возрасте детей можно приучать к горшку. Нужно начинать учить кроху следить за порядком, убирать свои игрушки и делать это все в игровой форме. Чтобы малыш с радостью согласился выполнять ваши поручения, нужно показывать ему пример.

Можно изначально заниматься этим делом вместе с крохой. Иногда малыш сам может проявлять инициативу. Не стоит ему запрещать в помощи. Найдите ему занятие по душе, так он быстрей привыкнет к своим обязанностям – выбирать книгу для чтения, складывать игрушки. Выполняя такие простые вещи, ребенок быстрей приучится к режиму дня и будет знать, что его ожидает: обед, прогулка или чтение книги.

Игры и упражнения для развития десятимесячного крохи

Множество действий кроха уже умеет сам. У него все больше проявляется интерес к познанию окружающей среды. С ребенком в этом возрасте нужно проводить много времени, а именно играть. Игры должны нести в себе развитие навыков речи и ходьбы, а так же ознакомление с бытовыми предметами. Помните, что любое занятие можно сделать увлекательным и интересным для малыша. Не стоит забывать об усталости малыша. В первой половине дня уделите внимание активным играм, а после обеда подбирайте более спокойные занятия, чтобы ребенок начал подготавливаться ко сну.

Какие игрушки должны быть у ребенка 10 месяцев?

  • Конечно же, кроха будет играться своими любимыми погремушками. Не стоит ему этого запрещать.
  • Большое влияние на развитие крохи будет оказывать пирамидка с яркими кольцами.
  • Обеспечить физической нагрузкой малыша помогут разнообразныемячики.
  • Увлечь и заинтересовать ваше чадо могутпластмассовые или деревянные кубики.
  • Чтобы малыш познакомился со строением человек нужно приобрестикукол.
  • Укреплению причинно-следственного мышления способствуютмузыкальные игрушки (пианино, гитары).
  • Знакомству с бытовыми предметами помогутигрушечная посуда и предметы дома.
  • Животныепомогут познать мир природы.

Малышам, как правило, интересно играться мелкими предметами. Он заинтересовано будет перелаживать эти предметы, рассматривать и перебирать в ручках. Это могут быть пуговицы, каштаны, макароны, желуди. Такие действия развивают мелкую моторику, а так же способствуют улучшению координации и логики.

Детки любят потешки с движениями. Настроение вашего малыша улучшиться, если вы поиграете с ним в такие игры: «Ладушки», «Сорока», «Мальчик-пальчик».

Питание малыша 10 месяцев

Малыш начинает знакомство с едой. Изучает ее свойства, крошит, ломает и бросает, разбрасывает по столу. Со стороны это выглядит неправильно. Но именно такие действия помогут познакомиться с окружающим миром с помощью еды. Не стоит бояться таких действий со стороны малыша. Ребенок это перерастет, а еда останется потребностью жизни.

По возможности стоит кормить ребенка грудью, но не стоит забывать о прикорме. Малыш уже взрослый и в организм должны попадать полезные вещества. В 10 месяцев ребенок кушает овощные и фруктовые пюре, молочные каши, молочные продукты. Так же в организм крохи должны поступать мясо и рыба, но только нежирные сорта.

Понемногу можно давать малышу хлеб, но не забывайте, что он сложней усваивается, чем сухарики. Так же кроха может самостоятельно кушать печенье.

У ребенка в 10 месяцев как правило уже прорезались верхние и нижние зубки. Стоит научить свое чадо активно кушать. Не надо выливать еду в рот. Ребенок должен самостоятельно забирать еду с ложечки губами. Ребенок 10 месяцев должен учиться кусать некоторые продукты. Легче всего научить кроху кусать на яблоке.

Может быть и такое, что малыш отказывает от определенного продукта. Удалите этот продукт из меню на несколько дней. Потом снова попробуйте вводить, но в малом количестве.

В этом возрасте ребенок может кушать сырые фрукты. Но обязательно стоит их очистить от кожуры. Мелкие фрукты не следует давать крохе, чтобы он не глотнул их целиком. Можно давать мандарины и апельсины. Но следует помнить о кожуре на дольках и косточках. Перед употреблением сливы нужно обдать ее кипятком и избавиться от косточки.

Подбирая рацион для вашего малыша, нужно учесть состояния его здоровья и индивидуальные особенности. Не нужно забывать о дополнительных компонентах, которые входят в блюда, а именно: соль, сахар, лимонная кислота.

Прогулки с малышом

Больше времени необходимо гулять с ребенком на свежем воздухе. Во время прогулки обращайте внимание малыша на незнакомые ему предметы. Рассказывайте своему чадо про все, что встречается на вашем пути. Малышу будет интересно, если вы возьмете его с собой в магазин или отправитесь с ним в гости.

Десять месяцев довольно интересный и в то же время переломный период развития крохи. Радуйтесь и наслаждайтесь вместе со своим малышом!

Читать еще:  Сценарий праздник русской березки для детей. Сценарий и презентация мероприятия праздник русской березки" Сценарий праздника русской березки для младших школьников

Развитие крупной моторики

Татьяна Мазур
Развитие крупной моторики

Мы часто слышим о необходимости развития мелкой моторики у дошкольников. Но давайте не забывать о том, что необходимо так же развитие крупной моторики (это движения тела, рук и ног). Крупная моторика – это своеобразная основа, на которую по мере взросления накладываются движения мелкой моторики.

Упражнения для крупной моторики не только укрепляют опорно-двигательный аппарат, развивают основной корсет позвоночника, развивают моторику и координацию, они обеспечивают постоянный синтез белковых соединений в мышцах, способствуя нормальному росту, развивают моторику и координацию движений. Когда у детей слабо выражена двигательная активность, то двигательная память может омертвевать, что приводит к изменению условных связей и снижению психологической активности. Недостаточная физическая нагрузка приведет ребенка к дефициту познавательной активности, к возникновению состояния мышечной пассивности и понижению работоспособности, знаний, умений,. Что в дальнейшем приведет к неуспеваемости ребенка в школе.

Одно из самых распространенных заблуждений педагогов в том, что главное в развитии ребенка – это умственное развитие. Часто недостаточно оценивают значение двигательного развития детей. У детей дошкольного возраста сложно разделить границу между физическим, в данном вопросе двигательным развитием и умственным. В детстве дети развивают двигательные навыки, так же моторику: грубую (способность двигаться в заданном направлении, бег, прыжки, бросание мяча других предметов) и тонкую (мелкая моторика рук). По мере взросления развивается тонкая моторика детей они становятся более самостоятельными. Развитие грубой моторики дает возможность ребенку свободнее передвигаться, самому заботиться о себе и проявляет творческие способности.

Задача воспитателя воспитать у детей потребность в движении. Если в группе не делают разминку утром, пренебрегают активным играми на площадке, предпочитают занять ребенка тихими настольными играми, то, естественно, и дети будут малоподвижными. При этом недоразвитие у детей двигательных умений препятствуют нормальному развитию речи у детей, могут затруднять передвижения в пространстве, детям сложно заниматься спортом и играть в подвижные игры, делают проблематичным освоение навыков письма и чтения. В результате двигательных расстройств у детей нарушается мотивация к играм и любой другой деятельности. При всем этом, двигательные нарушения, возникшие в раннем возрасте, оказывают негативное влияние на последующее развитие речи. Педагогу важно поддерживать и направлять энергию детей в правильное русло с помощью специальных упражнений и игр. Подвижные игры помогают, с начала, повысить активность детей, затем обеспечивают развитие взаимосвязи зрительного и слухового внимания, способствуют формированию межполушарного взаимодействия, преодолевать стереотипы в поведении, развивают умение управлять своим поведением.

Подвижные игры направленные на развитие крупной моторики формируют знания детьми возможностей своего тела, что помогает лучше ориентироваться, перемещаться в пространстве, управлять своим телом и поведением, а также легче осознавать себя. Познание мира через движение способствует полноценному развитию ребенка и определяет его готовность к систематической учебе в школе, так как в его процессе формируется умение не только смотреть, но и видеть, выделять главное; не только слушать, но и слышать обращение педагога и следовать его рекомендациям, управлять своими движениями.

Схема развития крупной моторики у детей в возрасте от 1 года и до 6 лет.

Схема развития у ребенка крупной моторики (данные в годах).

1. Передвигается в пространстве при помощи взрослых.

2. Наклоны вперед и вверх.

4. Попадает по мячу отбивая его.

5. Бросая мяч вверх может его поймать.

6. Свободно передвигается по ступенькам.

7. Стоит на одной ноге.

8. Прыгает на месте на двух ногах

9. Катается на велосипеде (крутит педали).

10. Стоит поочередно на одной ноге более 10 секунд.

11. Подпрыгивает на одной ноге.

12. Кидает и ловит мяч.

13. Ходит на пятках.

Каждая из закрашенных полосок соответствует нормам возраста детей, в период которого появляется новая способность ребёнка, обозначенная 1 уровень соответствует 1 способности.

Когда у детей наблюдается отставание или опережение развития крупной моторики частичное по одному или двум показателям, тогда можно говорить о негармоничном развитии у ребёнка крупной моторики. В таких случаях необходима своевременная помощь по коррекции этих отклонений.

Благодаря достаточной двигательной активности у нас появиться шанс, воспитать в будущем здорового ребёнка, у которого будет желание самостоятельно заниматься физкультурой, а также снизить вероятность развития проблем с опорно-двигательным аппаратом – плоскостопие, сколиоз и слабость мышечного корсета. Ведь большинство проблем проявляющихся в начальной школе это то что было упущено в детском возрасте.

Несколько игр перечисленных ниже помогут детям стать более скоординированными, усилят функции саморегуляции и контроля, разовьют гибкость и пластичность, разовьют устойчивость и концентрацию внимания. Кроме этого, они всегда зарядят хорошим настроением.

Возраст детей: от 3 лет.

Можно проводить и в группе и на улице.

Цель игры: разогреть суставы, способствовать гибкости и пластичности ребенка, научиться координировать движения. Укрепить мышечный корсет.

Ведущий предлагает детям копировать его движения. Так же можно что бы дети разбились на пары и копировали ведущего в паре. При усложнении задания копируются не только позы ведущего, но и его настроение – мимика.

Очень нравятся детям игры на основе стихов и потешек.

Цель игры: развитие координации, скорости реакции, а также устойчивости внимания.

Возраст детей: от 3 лет.

По лесу идёт, (идем как мишки)

Шишки собирает, (наклоны вперед)

Песенки поёт. (поем ля-ля-ля)

Вдруг, упала шишка.

Прямо мишке в лоб. (ударяем себя по лбу)

И об землю – топ (топаем ногой)

Засвистел на ветке

Пересмешник дрозд:(ищем на верху взглядом)

Наступил на хвост! (топаем ногой)

А за ним вдогонку

Пятеро зайчат: (прыгаем как зайчата)

Из кустов кричат. (кричим, руки ко рту –«Мишка»)

Весь лесной народ.

По лесу идет. (кричим, руки ко рту –«Мишка косолапый»)

Бросился к берлоге

Маленький медведь: (бежим по кругу)

Спрятался за шкафом (приседаем на корточки)

Дразнят все меня! (качаемся сидя)

Мама удивилась: (гладят друг друга по плечу)

Я всегда гордилась

Формой твоих ног.

Я ведь косолапа, (идут по кругу, косолапя)

И дедушка Потап!

Мишка косолапый (идет по кругу расправив плечи и подняв голову)

Стал ужасно горд.

Вымыл с мылом лапы, (потирают руки)

Съел медовый торт.

Вышел из берлоги

И как заорёт: (руки вверх, подпрыгивают и кричат: «Мишка косолапый по лесу

Хомка, хомка, хомячок (делаем приседания)

Полосатенький бочок (потираем бока)

Хомка раненько встает (встаем)

Щечки моет, шейку трет. (руками двигаем не задевая лица)

Подметает хомка хатку (наклон вниз, движения руками)

И выходит на зарядку. (идем по кругу)

Раз, два, три, четыре, пять –(руки сгибаем ладошками достаем до плечей)

Хочет Хомка сильным стать (сгибаем и разгибаем руки)

Ручками похлопает (хлопают руками)

Ножками потопает (топают ногами)

Крепко свой бочок потрет (трут бока)

И опять гулять пойдет. (идем по кругу)

Способствуя развитию у детей активной деятельности в группе и особенно на детских площадках мы развиваем крупную моторику малыша, и тем самым тренируем его вестибулярный аппарат, укрепляем еще пока слабые мышцы и суставы, а также способствуем развитию гибкости, препятствуем развитию сколиоза и других проблем с позвоночником, формируем походку и укрепляем мышечный корсет, кроме этого, мы закладываем будущие умения, навыки и потребности малыша.

Здоровье детей и их будущие достижения в ваших руках, уважаемые педагоги!

Т. Е. Харченко «Гимнастика в детском саду»

Ж. М. Глозман, «Нейропсихология детского возраста» 2009.

Ч. Ньокиктьен «Детская поведенческая неврология», 2009.

И Соловей «Детская психология», 2011

Н. А. Бернштейн «Очерки о физиологии движений и физиологии активности». 1966.

Дидактическая игра на развитие мелкой моторики рук «Солнышко» Дидактическая игра на развитие мелкой моторики рук «Солнышко». Не секрет, что развитие мелкой моторики играет очень важную роль для общего.

Развитие мелкой моторики и координации движения рук посредством нетрадиционных техник рисования. План самообразования Развитие мелкой моторики и координации движения рук по средствам нетрадиционных техник рисования Уровень развития мелкой моторики — один.

Источники:

http://razvivashka.online/sfery-razvitiya/razvitie-rebenka-v-10-mesyatsev
http://child-blog.ru/children/razvitie-rebenka-ot-0-do-1-goda/razvitie-grudnichka-v-10-mesyatsev.html
http://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-krupnoi-motoriki.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector