Правила обращения с животными. Что дает ребенку общение с домашними животными
Что дает ребенку общение с домашними животными?
Многие дети стремятся к общению с домашними животными, любят с ними играть и хотят, чтобы у них тоже появился какой-то любимец. У родителей встает вопрос: стоит ли заводить кого-то дома? Домашнее животное – это все-таки и ответственность, и расходы, и усилия по уходу за ним. Любой родитель понимает, что большая часть этих забот ляжет на их плечи, и зачастую это становится поводом отказать ребенку.
Давайте разберемся, чего в таком случае лишается ребенок, и что может дать ему общение с домашними животными. Есть ли в этом какая-то польза, которая перевесит все мелкие неудобства?
1. Надо сказать, что общение с домашними животными действительно очень полезно для ребенка. Видимо, ребенок инстинктивно стремится к этому. Во-первых, это полезно для здоровья, в том числе психического, – не зря существует такое направление как энимал-терапия, когда детей лечат общением с животными: лошадьми, дельфинами.
Как это работает? Когда ребенок что-то гладит, он самоуспокаивается. Животное тоже можно погладить, приласкать, потеребить – и животному хорошо, и ребенок успокаивается. Как правило, дети становятся более уравновешенными, более спокойными, когда у них есть питомец, с которым можно общаться.
Это знакомо даже многим взрослым, у которых есть кошка или собака, – погладишь ее и успокаиваешься, уходит все лишнее напряжение. Дети – кинестетики, и для их нормального гармоничного развития особенно важны такие ощущения.
2. Домашние животные отдают много энергии, много любви, они любят хозяев, в том числе ребенка, безусловно. И ребенок тоже приобретает опыт любви и заботы о каком-то существе. Этот опыт бесценен. Он учится отдавать внимание, ласку. Особенно если ребенок в семье один, и все заботятся о нем, а ему заботиться не о ком. Тогда домашнее животное – это хорошая возможность проявить любовь и заботу о близком существе.
3. Через заботу о животном у ребенка происходит формирование ответственности за того, кого он приручил. Часто, когда дома заводят кошку или собаку, то ей занимаются только взрослые. Но ребенок тоже должен ухаживать за своим питомцем, поэтому ему обязательно нужно прививать такие навыки.
Заведя домашнее животное, вам сразу же нужно обговорить обязанности ребенка. Он должен знать конкретно, что он делает: выгуливает, кормит и т.д. Задача родителей здесь – проявить твердость, нужно настаивать, что это ответственность ребенка.
Кстати, потом вам будет проще объяснять ребенку его домашние, учебные и другие обязанности, потому что такой опыт у него уже есть.
Правила обращения с животными. Что дает ребенку общение с домашними животными
Многие дети любят животных, а некоторые из них воспитываются в доброжелательной обстановке семьи, в которой присутствуют домашние питомцы. И это очень важная сфера жизни ребенка, ведь общение с животными способствует развитию многих качеств, необходимых человеку для полноценной жизни — способности сострадать, заботиться, любить.
Польза от общения ребенка с животными очевидна. Известно, что интеллект детей, выросших без общения с домашними питомцами, ниже интеллекта детей, воспитанных в семьях, имеющих дома животных. Кроме того, общение с животными облегчает адаптацию в обществе. Животные в доме наполняют его ощущением покоя, тепла и постоянства. Контакт с ними способствует тому, что стрессы переживаются легче. К сожалению, многие дети растут в атмосфере семейных скандалов, а некоторые переживают развод родителей. И если бы у них не было возможности обнять собаку, погладить кошку, повозиться с хомячком и забыть на время обо всех проблемах, они могли бы получить серьезный невроз.
Начинать знакомить ребенка с миром животных и позволять ему общаться с ними можно очень рано. Естественно, родители своим примером должны демонстрировать ребенку, как подходить к животному, как его ласкать, как играть с ним, объяснять недопустимость грубого обращения с животным. Мир животных огромен, изучать его можно бесконечно. Используйте любые возможности, чтобы открыть его ребенку — прогулку на улице, рассматривание картинок в книге, фильмы, поход в зоопарк…
И чем более конкретным для ребенка видится каждое животное (его вид, его роль в нашей жизни), тем эмоциональнее его связь с природой, тем человечнее он становится.
Упоминания, несомненно, заслуживает такой вопрос, как жестокое обращение ребенка с животными. Очевидно, что это недопустимо ни с моральной, пи с правовой точек зрения, и родители должны объяснить это ребенку. Как правило, даже самые маленькие дети рано уясняют это и бережно относятся к братьям нашим меньшим. Однако некоторые дети проявляют необъяснимую по человеческим меркам жестокость к ним, некорректируемую никакими воспитательными мерами. В таком случае это грозный признак психического расстройства ребенка, и чем раньше родители обратятся к психиатру, тем лучше.
Порой практикующему психологу приходится сталкиваться с детскими страхами, объектами которых являются животные. Иногда это может быть спровоцировано реальной травматической ситуацией, когда ребенок по недосмотру родителей или в силу недостатка навыков общения с животными подвергся нападению. Но бывают и страхи, не совсем понятные родителям. Ребенок может испытывать сильный страх (фобию) к определенным животным. Фобия — это одна из форм невроза, и в данном случае она возникает тогда, когда некоторые аспекты отношений ребенка с его родителями переносятся им на животное (ему бессознательно приписываются, например, «плохие» черты одного из родителей, которые ребенок не способен перенести). В таких случаях детская психотерапия способствует разрешению внутренних конфликтов и проблемных вопросов отношений ребенка и родителей.
А если говорить о непосредственном участии животных в психотерапии, то специалистами давно замечен и успешно используется полезный для ума, тела и души эффект от общения с животными. Дельфины и лошади, собаки и кошки — одни из самых известных лечебных животных. Интересна также общественная инициатива, позволившая организовать обоюдополезное общение детей и животных. В штате Пенсильвания приют для кошек организовал акцию «Друзья по книге». Дети начальных классов приходят в приют и читают кошкам вслух, это помогает детям улучшить навыки чтения и научиться заботе о братьях наших меньших, а кошкам помогает социализироваться. Инициативу подхватили приюты по всей стране.
Как психолог я бы посоветовала каждому родителю задуматься над тем, насколько важно и полезно ребенку общаться с животными. Более того, считаю, что польза общения детей с животными, перевешивает неизбежные, но не такие уж и большие трудности, связанные с уходом за ним. Кроме того, возможно, ваш последний бастион падет, если вы узнаете, что домашние животные ни в коем случае не способствуют тому, что в доме становится больше инфекции. Ведь по данным опять-таки исследований, дети, в семьях которых есть животные, болеют меньше, а их иммунная система более устойчива.
Тема 1.3 Правила обращения с животными и их фиксация
При работе с животными нужно соблюдать правила техники безопасности. Владелец животного или ухаживающий персонал должен знать его нрав и привычки. С животными следует обращаться ласково, со злыми и непокорными строго и решительно. Нельзя показывать животному свой страх перед ним. Уверенный спокойный голос человека обычно действует успокаивающе на них. Необходимо внимательно следить за положением ушей у животного. При наступлении агрессивности и нападении на человека уши у него прижимаются к голове, мускулатура тела становится напряженной, нередко подергивается. Перед подходом к животному его следует окликнуть, погладить по лбу, похлопать по спине, шее.
Если животное не успокаивается, его фиксируют, особенно при даче лекарств, проведении операций, оказании другой лечебной помощи. При обращении с собаками, кошками и дикими животными требуется особая осторожность.
Обращение с кошками и их фиксация.При простых процедурах кошку берут одной рукой за кожу на шее у головы, другой – за кожу в области поясницы и прижимают к столу. При сложных манипуляциях ее должны фиксировать два человека. Один держит кошку за загривок и обе грудные конечности, другой за тазовые конечности. При безболезненных манипуляциях (выслушивание, обследование) кошку удерживают на коленях или на столе и поглаживают по спине. Лучше это проводить совместно с владельцем животного. Кошку можно поместить в кожаный мешок или завернуть в плотную ткань (полотенце, платок и др.), оставляя открытым необходимый для исследования или операции участок. При необходимости животным вводят обезболивающие и наркотические средства. Если процедуру проводят на голове, тело животного лучше поместить в узкий мешок или рукав ватной телогрейки, а голову оставить снаружи. Для фиксации головы можно применять специальный ящик с выдвижной крышкой и вырезом для шеи в торцовой стене. Для фиксации кошки в лежачем положении используют операционные столы для мелких животных и фиксационные доски с головодержателем.
Обращение с собаками и их фиксация.Собаки доверчиво относятся к своему хозяину или лицу, ухаживающему за ними. Поэтому ветспециалисту лучше проводить процедуры в их присутствии.
Собак можно фиксировать в стоячем, сидячем и лежачем положениях. При фиксации в стоячем положении голову животного удерживают одной рукой за кожаную складку на шее или за ушами, а другой за область глотки. Можно голову держать за намордник или привязать к неподвижному предмету. Злобных собак захватывают за загривок длинными щипцами. Для этих целей можно использовать петлю специальной фиксационной палки и фиксаторы.
Челюсти собаки в сомкнутом состоянии фиксируют с помощью намордника, бинта или тесьмы, концы которых завязывают на затылке распускающимся (простым) узлом. С особой осторожностью такую фиксацию делают у бульдогов, так как у них короткая морда. Чтобы не удушить собаку, в рот за клыки закладывают тонкую палку, к концам которой привязывают тесьму. Тесьму перекрещивают под нижней челюстью в области глотки и завязывают узлом на затылке. Злым собакам приходится связывать передние задние лапы или привязывать за шею к столбу. Челюсти у собак разводят зевником, клином, двумя тесьмами. Для фиксации собак в лежачем положении можно использовать операционный стол для мелких животных, может быть использована доска с головодержателем, при необходимости используют обезболивающие и наркотические средства.
Обращение с пушными зверями.Многие дикие животные при наличии ухаживающего персонала, привыкают к ним, что облегчает выполнение на них простых манипуляций. Однако среди них встречаются очень злобные, поэтому при ловле и фиксации их необходима особая осторожность.
При ловле и фиксации лисиц и песцов им на морду набрасывают мешковину или закрывают ее большой толстой рукавицей. Одной рукой голову зверя прижимают к полу и берут за загривок, другой – за шею снизу. Можно также одной рукой брать за шею в обхват, а другой – за задние лапы. Лисиц и песцов в местах их содержания ловят и извлекают наружу посредством дощечки с вырезом для шеи на конце. Прижав дощечкой шею к полу, зверя волокут из клетки, а затем берут руками. Норок, соболей и других зверей можно ловить непосредственно в их домиках руками в перчатках, но безопаснее пользоваться сетчатым сачком с металлическим кольцом диаметром 20-25 см. Челюсти у лисиц и песцов связывают тесьмой или бинтом. Челюсти у норок и соболей фиксируют в сомкнутом состоянии бинтом, предварительно за клыки, вставляя палочки. Раскрывают челюсти в лежачем положении, фиксируя голову головодержателем. Фиксируют пушных зверей в лежачем, сидячем и стоячем положении так же как собак.
Обращение с крупными животными.Крупных животных загоняют в специальную железную клетку с передвижными боковыми и верхними стенками, между которыми можно зажимать животное. По мере надобности из такой клетки удаляют несколько прутьев для оперативного доступа. Буйных и злых животных отвлекают от всего окружающего лакомым кормом.
Рис. 1 Станки для фиксации крупных животных
На мелких животных набрасывают специальную сеть. Звери в сети запутываются и не могут двигаться. Очень злым и очень крупным животным применяют наркотические и снотворные вещества.
Диких коз и баранов фиксируют путем связывания всех конечностей веревкой.
Крупный рогатый скот чаще фиксируют рогами к столбу, водят за веревку, укрепленную на рогах, а быков, привязанную к носовому кольцу. Можно фиксировать в станке или лежачем положении.
Рис. 2 Фиксация головы у крупного рогатого скота
С оленями обращаются как с крупным рогатым скотом, так как они так же бьют задними конечностями вперед и вбок, особенно опасны рога. После повала оленей, голову фиксируют, а конечности связывают.
Верблюды могут наносить сильные удары головой и тазовыми конечностями, а также кусаться и плеваться липкой слюной. Подходят к верблюду осторожно сбоку, челюсти связывают поводком. При необходимости верблюда коротко привязывают к неподвижному предметы, накладывают путо, закрутку, носовые щипцы.
Повал верблюдов, оленей, крупного рогатого скота (способ Мадсена): Одной веревкой связывают передние конечности в путовой области. Свободные концы двух других веревок, закрепленных в области пута тазовых конечностей, проводят вперед, выводят под передней веревкой, загибают назад и выводят сбоку животного, на сторону, противоположную повалу, и тянут, придерживая голову.
У кабанов и свиней опасаются укусов и удара головой. Фиксируют в стоячем положении за верхнюю челюсть веревочной петлей, или путем повала. После повала можно фиксировать на обыкновенной лестнице или специальных столах.
Лошади могут наносить удары передними и задними конечностями, зубами. Для усмирения применяют закрутки. Диких лошадей отлавливают арканом и фиксируют в лежачем положении. При исследовании головы лошадей держат за уздечку.
При исследовании передних конечностей, встают сбоку, сначала хлопают по холке, затем по лопатке, плечу животного, поворачиваются спиной к голове, рукой упираются в лопатку, поднимают и фиксируют конечность.
При исследовании тазовой конечности, осторожно хлопают животное по крупу, бедру, голени плюсне, встают головой к хвосту, конечность отводят несколько вперед, затем назад и кладут на собственное колено и фиксируют.
а б
Рис. 3 Наложение закрутки (а) и фиксация грудной конечности (б) у лошади
Источники:
http://nburakov.ru/domashnie-zhivotnye/
http://samoe-samaya.ru/zhivotnye/polza-obshheniya-detej-s-zhivotnymi.html
http://studopedia.ru/19_285699_tema–pravila-obrashcheniya-s-zhivotnimi-i-ih-fiksatsiya.html