«Представление о потребностях развития приёмного ребёнка и о необходимых компетенциях приёмных родителей. Понятие о мотивации приёмных родителей. Эмоциональные потребности ребенка

Личностные качества замещающих родителей

Тема 2.

Представления о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей.

Понятие о мотивации приемных родителей.

Задачи:

— осознанное восприятие кандидатами в приемные родители своих чувств, ожиданий, мотивов в процессе принятия решения и принятии в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Лекция (c использованием материалов «Виртуальной школы приемных родителей», авторы к.п.н. Ослон В.Н., к.ю.н. Пименов В.А., Селящева Л.Н., М., 2011г.).

Если вы решили принять ребенка в семью, то ответьте себе на вопрос: зачем Вы это делаете? Внимательнейшим образом проанализируйте свои побуждения, определите, что вами движет и в какой степени, полностью ли Вашим является такое решение. Бывали случаи, когда путем приема люди пытались решить собственные проблемы, самоутвердиться, спастись от скуки, заработать деньги. Кто-то прибегал к приему в надежде стать «не хуже других», обеспечить себя под старость заботой благодарных детей или даже поправить свое жилищное положение. Но ребенок — это личность, он не может быть средством в решении чужих проблем, ни психологических, ни материальных. Решать свои проблемы за его счет — аморально. Прием ребенка в семью должен быть только взаимовыгодным и обязательно продиктованным желанием помочь ребенку, лишенному родительской заботы.

Нередко можно слышать, что появление ребенка может помочь сохранить распадающуюся семью. Это миф. Теплый семейный климат, готовность членов семьи поддержать друг друга в трудные моменты — едва ли не главные факторы для успешного приема; ведь вместе с ребенком в семью придет не только радость, но и тревоги, хлопоты, моральные и физические нагрузки. Семейная жизнь, давшая трещины, может от этих дополнительных нагрузок разлететься вдребезги.

Довольно часто родители, пережившие утрату, считают, что приемный ребенок может заменить погибшего. Как не жаль, но это не так. Каждый ребенок — это отдельная личность и не может повторить кого-либо, ни полностью, ни частично. В такой ситуации должно пройти какое-то время, чтобы пережить утрату, переболеть, успокоиться, а главное — нужно понять, что это будет другой ребенок, другая жизнь.

Не стоит действовать скоропалительно, находясь под впечатлением от увиденных в детском доме детей, только из жалости. Трезвый расчет не помешает. Задумайтесь о возможностях и ресурсах своего здоровья, о том, кто сможет вас поддержать в трудный момент.

Вы принимаете ребенка в семью, поэтому очень важно, чтобы Вы все вместе старались справиться с теми проблемами, которые обязательно возникнут во время приема. Постарайтесь решить максимум своих проблем до, а не после приема.

Успех зависит от готовности принять ребенка таким, какой он есть: с его достоинствами, недостатками, характером, непростым прошлым и правом быть самим собой. Надо развивать лучшее, что заложено природой в каждом ребенке, а не тратить силы на борьбу с негативными чертами.

Оцените свою готовность достойно встретить традиционную настороженность окружающих, а иной раз и неприятие, пересуды соседей. Не забудьте посоветоваться со своими близкими и узнать, как те относятся к вашему решению. Важно, чтобы они поддержали эту идею.

Задумайтесь, сможете ли вы принять личностные особенности ребенка. Справитесь ли вы со своими амбициями, если ребенок не сможет усвоить все ваши правила и быстро приноровиться к сложившемуся у вас жизненному укладу? Сумеете ли отказаться от желания немедленно отдать его назад, перевоспитать и сделать из него «нормального ребенка»? Сможете ли не фиксироваться на отдельных негативных моментах, не «застревать» на мелочах, приписывая генам возникающие проблемы, а преодолевать свои страхи, не поддаваясь общественному мнению?

Ответы на эти вопросы либо придадут вам уверенности в правильности принимаемого решения, либо, наоборот, помогут от него вовремя отказаться.

Не подлежит сомнению тот факт, что не каждая семья способна должным образом воспитать ребенка, в противном случае такая мера, как лишение родительских прав, просто бы не имела места. Бесспорно также, что воспитание чужого ребенка (по сравнению с кровным), сопряжено с большим количеством трудностей. Учет только правовых требований к кандидатам в усыновители и опекуны является недостаточным для полноценного развития ребенка в замещающей семье огромное значение имеют стиль отношений в семье, личностные качества кандидатов. Именно эти параметры во многом являются определяющими для всей дальнейшей судьбы замещающей семьи, так как от этого зависит общая атмосфера в доме, стиль взаимоотношений взрослых и детей, а, следовательно, длительность отношений, прочность или же возможность распада семьи.

Читать еще:  Бесцветная моча у ребенка. Трактовка анализов мочи у детей

Личностные качества замещающих родителей

На формирование личности премного ребенка значительное влияние оказывают личностные качества замещающих родителей. Такое влияние может быть как положительным, так и отрицательным.

Например, наличие у родителей таких качеств, как сенситивность (повышенная эмоциональная чувствительность, впечатлительность, ранимость, обидчивость, выраженная склонность все принимать близко к сердцу) и гиперсоциализация (повышенное чувство долга, обязательность, трудность компромиссов), приводит к развитию у ребенка невроза. Негативно сказывается на развитии ребенка и наличие у родителей таких качеств, как подозрительность, недоверчивость, упрямство, ригидность мышления, тревожность, неуверенность в себе, недостаточная эмоциональная отзывчивость и другие.

Согласно исследованиям детского психиатра А.И. Захарова, благополучно приемный ребенок развивается у замещающих родителей, обладающих следующими качествами:

эмпатичность (способность к сопереживанию) – позволяет родителю правильно оценивать эмоциональные состояния ребенка и адекватно на них реагировать;

открытость родителя в общении с ребенком – формирует между ними доверительные отношения;

эмоциональность родителя – позволяет ребенку научиться понимать, различать и выражать свои чувства, научаясь этому у родителя;

коммуникативность – обеспечивает межличностную связь, удовлетворяющую родителя и ребенка;

уравновешенность – способность контролировать свои чувства и являться предсказуемым для ребенка;

ответственность – включает представления об ответственном и безответственном поведении родителя, распределение ответственности между супругами в семье, контроль своего поведения как родителя в связи с происходящими событиями;

гибкость – позволяет находить решения, адекватные текущей ситуации;

прогностичность – способность родителей предвидеть перспективы дальнейшего развития ребенка и выстраивать взаимодействие с их учетом;

адекватная самооценка и уверенность в себе – исключает самоутверждение родителя за счет ребенка и гарантирует самостоятельное принятие своих проблем;

способность к развитию и изменению – может являться гарантом адекватности родителя в более поздних возрастах.

Дата добавления: 2018-05-12 ; просмотров: 987 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Представление о потребностях развития ребёнка с ОВЗ и необходимых компетенциях родителей.
консультация по теме

Консультативно-просветительское направление работы учителя-дефектолога включает в себя оказание помощи педагогам, родителям в вопросах воспитания и обучения ребёнка. Результаты диагностики, данные анамнеза — помогли определить основные направления работы на длительный промежуток времени (для педагогов и родителей). Так с целью повышение педагогической компетентности родителей по развитию ВПФ в рамках модуля «Образование и воспитание детей с ОВЗ» была проведена:интерактивная лекция с элементами диагностики «Представление о потребностях развития ребёнка с ОВЗ».

Предварительный просмотр:

Консультация по теме

Представление о потребностях развития ребёнка с ОВЗ и необходимых компетенциях родителей.

Выполнила: учитель-дефектолог МАДОУ «Детский сад №5» г. Курчатова

Семья выступает одним из главных факторов, оказывающая большое влияние на развитие личности ребенка. То, что ребенок приобретает в детские годы в семье, сохраняется в течение всей последующей жизни. Очень важно то, чему родители его учат, как «закрепляют» это конкретными примерами, чтобы ребенок видел, что у взрослых слово не расходятся с делом. Особенно это касается семей воспитывающих ребенка с ОВЗ и (или) инвалидностью, так как первичный институт социализации для такого ребенка – это его семья. Получение первичного жизненного опыта, стиля поведения в различных ситуациях, образа мысли, психическое, физическое, социальное развитие и т.д.

Согласно Национальной стратегии действий в интересах детей, Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года и Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года родители признаются полноправными субъектами воспитательного и образовательного процесса.

Изменения в сфере образования, введение инклюзии все больше внимания уделяется вопросам обучения, воспитания, развития и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и (или) инвалидностью, что в свою очередь кардинально меняет отношение, подходы, технологии работы специалистов с родителями данной категории детей. Практика свидетельствует о том, что такие семьи остро нуждаются в различной помощи.

Читать еще:  Что делает ребенок в 9 мес. Развитие речи и социальный контакт. Главные достижения ребенка к девяти месяцам

Как показывают исследования специалистов Института коррекционной педагогики РАО –

приблизительно две трети родителей, воспитывающих детей с ОВЗ и (или)

инвалидностью, не осознают определяющей роли семейного воспитания в развитии

ребенка, не связывают появление вторичных дефектов в его развитии с неблагополучными отношениями в семье, с негармоничным стилем родительского воспитания и, как следствие, или уповают на чудо («ребенок подрастет, и проблемы исчезнут»).

Ошибочность такой установки многократно анализировалась в научной литературе Очевидно, что только при условии своевременного включения родителей в

коррекционно-развивающий процесс можно скорригировать и предупредить появление

вторичных отклонений в развитии, и, тем самым, достичь максимально возможного уровня личностного развития ребенка с ОВЗ и (или) инвалидностью, и его интеграцию в общество/

Cовременный родитель – это человек достаточно компетентный в профессиональных вопросах, но в силу объективных обстоятельств (занятость на работе, отчужденность от ребенка, эмоционально-личностные проблемы) плохо ориентирующийся в мире детско-родительских отношений.

Компетентный родитель – кто он?

Родительская компетентность – это система знаний, установок, навыков и умений, обеспечивающих родителю возможность эффективного взаимодействия с

ребенком. Основной признак компетентного и эффективного родительского поведения – способность обеспечить позитивное направление когнитивного (познавательного), эмоционального, социального и личностного развития ребенка. То есть родитель должен содействовать всестороннему развитию ребенка – его самостоятельности, активности, инициативности, развитию позитивного самовосприятия, уверенности в себе, способности к сотрудничеству, способности сопереживать другим, понимать их и т.д.

Кто же такой современный компетентный родитель? Тот, у которого нет проблем? Тот, у кого идеальный послушный ребенок-отличник? Вовсе нет. С проблемами и трудностями сталкиваются все без исключения, а идеальных детей (как и родителей) в природе не существует.

Компетентный родитель – это человек, который не испытывает страха за то, что он «плохой» родитель, и не переносит чувство страха и вины на своего ребенка. Это человек, готовый видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок, и прилагать усилия для того, чтобы ее менять. Это человек, который знает, что если не помогает одно – надо пробовать другое.

Компетентный родитель понимает, что для развития ребенка в более благоприятную сторону надо меняться самому, пробовать, искать, в общем – учиться.

Назовите основные потребности ребёнка: (фиксируются на доске)

Потребность ребенка в безопасности является базовой, и основана на инстинкте

самосохранения. Именно, повышенная потребность в безопасности делает многих детей, с точки зрения родителей, такими «невыносимыми» и постоянно требующими внимания. Если потребность ребёнка в безопасности удовлетворяется в полной мере, то со временем она отходит на второй план, превращаясь в столь полезное качество, как осторожность. Если же потребность в безопасности не удовлетворяется, то ребёнок становится тревожным.

Потребность ребёнка в здоровье подразумевает сохранение телесной и духовной

гармонии. Данному аспекту деятельности специалистов придавал большое значение В. А. Сухомлинский, который писал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

Детям с ОВЗ необходим особый медицинский контроль, так как уровень их здоровья низкий. Среди встречающихся заболеваний на первом месте

— нервно-психические, затем — болезни органов дыхания, пищеварения. Конечно, лечить хронические заболевания должен врач, а родители могут помочь детям стать здоровыми. Речь идет о закаливании, физическом воспитании, развитии гигиенических привычек. Особое внимание должно уделяться формированию здорового образа жизни у детей.

Потребность в умственном развитии и образовании подразумевает необходимость

изучать окружающий мир, формировать о нем определенное представление и получать соответствующее образование.

Лет до 7-10 ребенок находится в постоянном процессе познания

Эмоциональные потребности – это потребности ребенка в хорошем отношении, во

взаимодействии с окружающими. Большинство специалистов (к примеру, английский

психоаналитик Джон Боулби) тоже относит их к категории врожденных

Насколько эффективными навыками взаимодействия обладает человек, тем большему он научится, тем выше будет качество его жизни.

У ребенка чувство «Я» вырастает из чувства «МЫ», и для него вопрос «Кто я?» по сути значит «Чей я?». Ощущение принадлежности – это альтернатива одиночеству, источник жизненных сил:

Читать еще:  Как понять что ребенок в утробе икает

“Я – их, я нужен, меня любят – Я ЕСТЬ”.

Под потребностью социалиальной адаптации понимается социализация ребёнка в

обществе. Это усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания и бытовые навыки.

К чему приводят нереализованные потребности?

Неудовлетворенная потребность в безопасности : неврозы, фобии, патологическая

боязливость, ощущение брошенности (эти явления очень сложно контролировать сознательно, поскольку они инстинктивны, поэтому в дальнейшем у ребенка может быть масса проблем).

Человек будет воспринимать массу повседневных ситуаций как источник потенциальной опасности, что значительно снизит его социальную активность и ухудшит качество жизни.

Нереализованные эмоциональные потребности : стремление любой ценой заслужить хорошее отношение окружающих (даже с помощью лжи, антисоциального поведения и т.д.); неразборчивость в знакомствах, во взрослом возрасте – в сексуальных контактах. Для того, чтобы найти кого-то, кто “примет меня таким, какой я есть”, человек будет позволять манипулировать собой, он легко попадет под влияние недостойных личностей. Второй вариант развития событий – эмоциональная холодность, уход с головой в учебу или работу, стремление реализоваться в любой области, кроме сферы человеческих взаимоотношений; чрезмерная привязанность к вещам в

качестве компенсации теплого человеческого общения.

Неудовлетворенные познавательные потребности : узкий кругозор, примитивность

мышления, отсутствие стремления к личностному росту и развитию.

Удовлетворяя потребности ребёнка, приёмные родители закладывают основу его гармоничного развития, становления личности и полноценной жизнедеятельности в дальнейшем.

Какими качествами должны обладать родители. Мозговой штурм.

Цель: помочь сформировать у участников тренинга представления о качествах и компетенциях родителя.

Все присутствующие делятся на несколько команд, по 3-4 человека в каждой. Далее

участники в группах отвечают на вопрос, какими качествами должен обладать родитель?

Они записывают все возникающие идеи на листе ватмана. Ответы команд вывешиваются на доске, после чего каждая команда презентует и обосновывает свой вариант.

В процессе обсуждения ведущий подчеркивает, что родители должны стараться:

• сотрудничать со специалистами;

• строить доверительные отношения с ребенком;

Семинар 4. Тема: Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей

1.Мозговой штурм «Как изменится жизнь семьи с приходом приемного ребенка?».

2. Сообщения студентов:

* Обязанности замещающих родителей по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания

* Влияние прошлого опыта ребенка, оставшегося без попечения родителей, на его психофизическое развитие и поведение»:

— ребенок, испытавший разные виды депривации;

— ребенок испытавший жестокое обращение, пренебрежение его нуждами;

— ребенок переживший разлуку с биологической семьей

3. Групповое обсуждение по теме: «Основные потребности развития ребенка»

Студенты делятся на группы и составляют список потребностей развития ребенка, обосновывают свой список.

( примерный список: безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация)».

4. Групповая работа «Анализ родительских компетенций по воспитанию ребенка»

Каждая группа составляет список компетенций, которыми должен обладать приемный родитель, возможности их формирования.

Контрольная работа «Различные варианты устройства ребенка в семью

Заполните таблицу, отвечая на вопрос, какая форма устройства требуется ребенку в данной ситуации. Семинар 4. Тема: Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей

1.Мозговой штурм «Как изменится жизнь семьи с приходом приемного ребенка?».

2. Сообщения студентов:

* Обязанности замещающих родителей по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания

* Влияние прошлого опыта ребенка, оставшегося без попечения родителей, на его психофизическое развитие и поведение»:

— ребенок, испытавший разные виды депривации;

— ребенок испытавший жестокое обращение, пренебрежение его нуждами;

— ребенок переживший разлуку с биологической семьей

3. Групповое обсуждение по теме: «Основные потребности развития ребенка»

Студенты делятся на группы и составляют список потребностей развития ребенка, обосновывают свой список.

( примерный список: безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация)».

4. Групповая работа «Анализ родительских компетенций по воспитанию ребенка»

Каждая группа составляет список компетенций, которыми должен обладать приемный родитель, возможности их формирования.

Контрольная работа «Различные варианты устройства ребенка в семью

Заполните таблицу, отвечая на вопрос, какая форма устройства требуется ребенку в данной ситуации.

Источники:

http://studopedia.net/5_37982_lichnostnie-kachestva-zameshchayushchih-roditeley.html
http://nsportal.ru/shkola/materialy-dlya-roditelei/library/2018/03/19/predstavlenie-o-potrebnostyah-razvitiya-rebyonka
http://poisk-ru.ru/s15205t5.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector