Причины формирования агрессивного поведения у детей. Ребенок причиняет себе боль. Стиль поведения ребенка

Агрессивные дети. Причины и пути преодоления детской агрессии (стр. 1 из 2)

План проведения родительского собрания

Тема : Агрессивные дети. Причины и пути преодоления детской агрессии

Цель : повышение психолого – педагогической грамотности у родителей.

— обсудить с родителями причины детской агрессии, её влияние на поведение ребёнка

— помочь родителям в поиске путей преодоления агрессивного поведения ребёнка

— вызвать у родителей желание по-новому строить взаимоотношения в своих семьях.

Провести среди детей психологическое исследование по выявлению уровня агрессивности и по определению поведения в конфликтной ситуации с помощью методики рисуночной ассоциации (фрустрационный тест) Розенцвейга. Данное исследование позволит выявить следующие психологические характеристики: степень внутреннего напряжения (переживания) личности, возникающего в стрессовых ситуациях; степень умения сдерживать эмоциональное напряжение; степень адекватности реагирования и самостоятельность разрешения стрессовой ситуации; степень подверженности личности влиянию или давлению группы; направленность реакции личности.

    Вопросы для обсуждения:

1) Что такое агрессия .

Агрессивное поведение — это наиболее распространенный способ реагирования на срыв какой-то деятельности, на непреодолимые трудности, ограничения или запреты. В обществе такое поведение называют неадекватным, его цель — устранение препятствия.

Агрессия может быть направлена на того, кто мешает достижению цели, на окружающие предметы, на тех, кто не виноват, но просто «подвернулся под руку» или на самого себя, так называемая аутоагрессия. Можно говорить о намеренной или случайной агрессии, инструментальной (для достижения некоторой цели) или враждебной (чтобы причинить кому-то боль).

2) Проявление детской агрессивности :

Существует несколько видов детской агрессии. Ребенок может проявлять физическую агрессию, то есть нападать на окружающих или ломать вещи, и вербальную — оскорблять окружающих, ругаться. Также его агрессия может быть направлена на самого себя, он причиняет себе боль, находя в этом какое-то утешение.

— ребенок бьет окружающих, проявление невербальной агрессии

— ребенок портит или ломает вещи, игрушки

— ребенок проявляет вербальную агрессию

3) Причины детской агрессивности.

Исследования в области изучения детской агрессии показывают, что на формирование данной особенности влияют:

-негативизм близких (отчужденность, равнодушие, постоянная критика);

-безразличное отношение, игнорирование агрессивных проявлений ребенка по отношению к другим детям и взрослым (фактически поощрение агрессивного поведения);

-суровость дисциплинарных воздействий (физическое наказание, психологическое давление, унижение).

-социальное научение (пример взрослых, киногероев и т. д.).

На формирование детской агрессии может воздействовать предрасположенность к возбудимости нервной системы. Но речь идет только о предрасположенности! Практика показывает, что на агрессивность ребенка больше воздействуют социальная среда и его окружение. Агрессивный ребенок скорее вырастет в семье с агрессивными родителями, но не потому, что это передается генетически, а потому, что родители не умеют справляться со своей агрессивностью. Поэтому и не смогли научить этому своего ребенка. Это самые основные причины детской агрессии, к тому же обобщенные. Помните, что ваш ребенок и вы – уникальные люди, и чтобы разобраться в причинах агрессивности именно вашего ребенка, нужно разбираться в данном конкретном случае и искать специфические именно для вашего ребенка причины. К тому же, чтобы воспитать желаемые черты поведения у своего ребенка, надо разобраться со своими собственными недостатками и достоинствами.

4) Стили родительского воспитания и детская агрессивность

Отечественные и зарубежные психологи, изучая особенности воспитания в разных семьях, пришли к выводу, что формирование личностных качеств детей напрямую зависит от стиля общения и взаимодействия в их семье. Рассмотрим некоторые примеры стилей родительского воспитания и проанализируем их влияние на развитие личности ребенка.

Авторитарный стиль воспитания . Общения между детьми и родителями как такового не происходит, его заменяют жесткие требования и правила. Родители чаще всего отдают приказания и ждут, что они будут в точности выполнены, обсуждения не допускается. Дети в таких семьях, как правило, непритязательны, замкнуты, боязливы, угрюмы и раздражительны. Девочки обычно остаются пассивными и зависимыми на протяжении подросткового и юношеского возраста. Мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными и чрезвычайно бурно реагировать на запрещающее и карающее окружение, в котором их растили.

Либеральный стиль воспитания . Родители почти совсем не регламентируют поведение ребенка, открыты для общения с детьми. Детям предоставлена полная свобода при незначительном руководстве со стороны родителей. Отсутствие каких-либо ограничений приводит к непослушанию и агрессивности, дети часто ведут себя на людях неадекватно, склонны потакать своим слабостям, импульсивны. При благоприятном стечении обстоятельств дети в таких семьях становятся активными, решительными и творческими личностями. Если же попустительство сопровождается открытой неприязнью со стороны родителей, ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам.

Отвергающий стиль воспитания . Своим поведением родители демонстрируют явное или скрытое неприятие ребенка. Например, в тех случаях, когда рождение ребенка было изначально нежелательным или если хотели девочку, а родился мальчик. Ребенок изначально не соответствует ожиданиям родителей. Бывает, что малыш на первый взгляд желанен, к нему внимательно относятся, о нем заботятся, но у него нет душевного контакта с родителями. Как правило, в таких семьях дети становятся либо агрессивными, либо забитыми, замкнутыми, робкими, обидчивыми. Неприятие порождает в ребенке чувство протеста. В характере формируются черты неустойчивости, негативизма, особенно в отношении взрослых.

Индифферентный стиль воспитания . Родители не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к ним, закрыты для общения. Часто они так погружены в собственные проблемы, что у них просто не остается времени и сил на воспитание детей. Если безразличие родителей сочетается с враждебностью (как у отвергающих родителей), ребенок может проявить склонность к асоциальному поведению.

Гиперсоциальный стиль воспитания . Родители стремятся педантично выполнять все рекомендации по «идеальному» воспитанию ребенка. Дети в подобных семьях чрезмерно дисциплинированны и исполнительны. Они вынуждены постоянно подавлять свои эмоции и сдерживать желания. Результатом такого воспитания становится бурный протест, агрессивное поведение ребенка, иногда и аутоагрессия.

Эгоцентрический стиль воспитания . Ребенку, часто единственному, долгожданному, навязывается представление о себе как о сверхценном человеке. Он становится кумиром и «смыслом жизни» родителей. При этом интересы окружающих нередко игнорируются, приносятся в жертву ребенку. В результате он не умеет понимать и принимать во внимание интересы других, не переносит никаких ограничений, агрессивно воспринимает любые преграды. Такой ребенок расторможен, неустойчив, капризен.

Авторитетный стиль воспитания наиболее эффективный и благоприятный для развития гармоничной личности ребенка. Родители признают и поощряют растущую автономию своих детей. Открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения, допускают изменения своих требований в разумных пределах. Дети в таких семьях превосходно адаптированы, уверены в себе, у них развиты самоконтроль и социальные навыки, они хорошо учатся в школе и обладают высокой самооценкой.

5) Пути преодоления детской агрессивности

Столкновение с детской агрессивностью всегда вызывает растерянность у взрослых. Но некоторые проявления жестокости, упрямства и непослушания не всегда свидетельствуют о наличии у ребенка каких-либо психических отклонений, часто он просто не знает, как себя правильно вести, и ему достаточно просто немного помочь, оказать поддержку. Психологи говорят, что с агрессивными или демонстративными детьми работать легче, чем с замкнутыми или заторможенными, так как они быстро дают понять, что с ними происходит.

Для профилактики детской агрессивности очень важно культивировать в семье атмосферу теплоты, заботы и поддержки. Чувство защищенности и уверенность в родительской любви способствуют более успешному развитию ребенка. Чем более уверенным в себе он станет, тем реже будет испытывать гнев, зависть, тем меньше в нем останется эгоизма.

— Родителям следует сосредоточить усилия на формировании желательного поведения, а не на искоренении нежелательного, подавая детям пример просоциального поведения (заботы о других, помощи, сочувствия и т. д.).

— Необходимо быть последовательными в своих действиях по отношению к детям. — — — Наибольшую агрессию проявляют те дети, которые никогда не знают, какую реакцию родителей вызовет их поведение на этот раз. Например, за один и тот же поступок ребенок в зависимости от настроения отца мог получить либо подзатыльник, либо поощрениее.

Читать еще:  Ребенок флегматик – особенности развития и воспитания. Характеристика разных видов темперамента у детей

— Следует избегать неоправданного применения силы и угроз для контроля поведения детей. Злоупотребление такими мерами воздействия на детей формирует у них аналогичное поведение и может стать причиной появления в их характере таких неприятных черт, как злость, жестокость и упрямство.

— Важно помочь ребенку научиться владеть собой, развивать у него чувство контроля. Дети должны знать о возможных последствиях своих поступков и о том, как их действия могут быть восприняты окружающими. К тому же у них всегда должна быть возможность обсудить спорные вопросы с родителями и объяснить им причины своих поступков — это способствует развитию чувства ответственности за свое поведение.

«Детская агрессивность и ее причины».

Родительское собрание на тему детской агрессивности.презентация к собранию

Предварительный просмотр:

Тема: «Детская агрессивность и ее причины».

  1. Понятие агрессии.
  2. Причины агрессивного поведения.
  3. Особенности проявления детской агрессивности
  4. Способы профилактики детской агрессии.

Цель: формирование умения у родителей выявлять причины агрессивности детей и корректировать свое поведение в отношениях с ребенком в конфликтных ситуациях

  1. Выявить причины детской агрессии.
  2. Ознакомится с методами коррекции агрессии.
  3. Наметить пути сотрудничества педагогов и родителей в профилактике детской агрессивности.

1. В современный период развития нашей страны, когда идеалы пионерии и комсомола перестали быть значимыми, а новая философия, идея воспитания гражданина России отсутствует, вряд ли найдется человек, который бы утверждал, что не происходит нарастание агрессивности нашего общества в целом и отдельной личности в частности. Агрессия «молодеет» с каждым годом. И педагогам и родителям, в таких условиях повседневной жизни трудно определится, на что должны быть направлены их усилия, чтобы помочь адаптироваться ребенку в мире, полном насилия и агрессии. Уважаемые мамы и папы, дедушки и бабушки! Тема нашей с вами встречи серьезна и трудна. Эта тема проявления нашими с вами детьми жестокости и агрессии. К сожалению, эти проявления живут среди нас, взрослых, и среди наших детей. Что же это за явление и стоит ли нам о нем говорить? Я думаю, стоит. Поэтому, давайте рассмотрим, что собой представляет агрессия и как мы , взрослые, можем помочь детям преодолеть ее.

Агрессия в более или менее развитом обществе всегда находится под контролем, но контроль этот будет эффективен настолько, насколько развито в обществе сопротивление агрессии. Что же такое агрессия?

Агрессия – поведение, которое причиняет вред предметам, человеку или группе людей.

Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.

Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия)

Агрессия – поведение, которое причиняет вред предметам, человеку или группе людей.

Агрессия может проявляться физически и вербально

(слайд 3) Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.

Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия

2. Вы никогда не задумывались, почему одни ученики, посещающие одну и ту же школу, обучающиеся в одном классе, становятся агрессивными, а другие нет? Исследования в области детской агрессии показали, что на формирование агрессии влияют:

-безразличное отношение к агрессивным проявлениям ребенка по отношению к другим детям и взрослым

— суровость дисциплинарных воздействий

— социальная среда и окружение

Дети обучаются социальным навыкам , подражая действиям других людей (родителей, сверстников, героев книг, фильмов и телепередач)

Причины, провоцирующие подобное поведение имеют под собой вполне реальную почву, и знать об этом чрезвычайно важно. Ведь игнорируя их, вряд ли можно справиться с проявлениями агрессии. Рассмотрим наиболее распространенные причины.

1. Исследования показывают, что после просмотра фильмов , содержащих сцены насилия, учащиеся ведут себя более агрессивно, подражая экранным героям. Современные дети растут с другими идеалами. Это связано с тем, что многие отрицательные герои мультфильмов (особенно американских) более могущественны и поэтому привлекательны для ребенка. Кроме того, детям могут быть интересны эти роли тем, что это дает им возможность попробовать побыть плохим, непослушным, злым, агрессивным, а значит независимым, «взрослым». Сцены насилия способствуют усвоению и закреплению моделей агрессивного поведения.

2. Причиной агрессии могут быть и взаимоотношения со сверстниками. Период развития, в котором находятся сейчас наши дети, противоречив. У ребенка возникает чувство взрослости. И он, требуя отношения к себе как ко взрослому, не всегда умеет правильно распорядиться своими правами. Общение со сверстниками для него становится большей ценностью, чем общение с родителями, учителями. Но потребность самоутвердиться, найти свое место в коллективе не всегда удовлетворяется в той мере, как хотелось бы ребенку. Агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иногда понимают поведение окружающих как враждебное. Например, дружеское подшучивание над внешним видом, поступком, ошибкой в выполнении задания, они могут воспринять как насмешку, оскорбление. Отсюда возникает желание дать «отпор» обидчику.

3.Очень частой причиной агрессии школьников является семейное воспитание. Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: постоянные ссоры родителей, крики, ругань физическое насилие родителей по отношению друг к другу, грубость и хамство ежедневного общения, унижение, сарказм и ирония, желание постоянно видеть друг в друге плохое все это – ежедневная школа агрессии, в которой ребенок формируется и получает уроки мастерства в проявлении агрессии. Психологи считают, что ребенок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно и где она стала нормой его жизни.

4 . Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения. Эта методика воспитания детей отвратительна тем, что у детей не формируется стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и они навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, и это другое вновь навязывается детям. Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.

5. Агрессивные реакции могут быть вызваны некорректной и нетактичной критикой , оскорбительными и унизительными замечаниями – всем тем, что способно пробудить не только гнев, но и откровенную ярость у взрослого, не говоря уже о ребенке. Неуважение к личности ребенка, публичные пренебрежительные высказывания в его адрес. Порождают у него глубокие и серьезные комплексы, вызывают неуверенность в себе и в своих силах.

6. Избыток или недостаток внимания со стороны родителей также является причиной агрессивного поведения. Когда в семье ребенку уделяется чрезмерное внимание, он становится избалованным и привыкает к тому, что его капризам всегда потакают. Стремление родителей угодить ребенку и предугадать каждое его желание оборачивается против них. Если родители не исполняют очередной каприз такого ребенка, они получают в ответ вспышку агрессии: «Не купили мне игрушку – я на пол упаду и буду орать вам назло до посинения, не дали мне папиным ножом поиграть, я вам ножницами занавески порежу»… И наоборот проявления агрессии у детей, родители которых вечно заняты. Их агрессия это способ привлечь к себе любые, пусть даже негативные проявления родительского внимания, в котором дети так нуждаются . Они действуют по принципу : «лучше пусть поругают, чем не заметят».

7. Еще одной из причин агрессивного поведения ребенка является чрезмерный контроль или его полное отсутствие . Чрезмерный контроль над поведением ребенка также вредны, как и полное отсутствие такового. Одной из причин подавляемой до поры до времени агрессии бывает характер матери или отца. Чрезмерно властные родители стремятся во всем управлять своим ребенком, подавляя его волю, не допуская никакого проявления его личной инициативы и не предоставляя ему возможности быть собой. Такое отношение вызывает у ребенка чувства угнетенности и страха. Особенно опасно, если в качестве наказания практикуется лишение ребенка родительской любви.

Восприятие мира взрослыми очень отличается от детского. То, что родителям представляется пустяком, ребенку может казаться катастрофой. Бывает что мы не обращаем внимания на страдания детей , на настоящую душевную боль, но при этом придаем огромное значение тому, что для них не является важным. В результате у ребенка может сложиться ощущение или даже убеждение в том, что взрослые совершенно не способны его понять. Не способны понять – значит, не способны и помочь. Ребенка охватывают чувства одиночества и безысходности, незащищенности и беспомощности. Результат – неадекватные, агрессивные реакции.

Читать еще:  Народная кукла для детей своими руками. Мастер-класс «Кукла в русском народном костюме

3 . Как мы выяснили, детская агрессия может быть следствием различного рода причин. Наиболее распространенными являются следующие проявления агрессии:

1. Агрессия проявляется в высказываниях ребенка (угрозы, грубость, неприличные слова).

2. Ребенок агрессивен по отношению к окружающим (дерется).

3. Агрессия по отношению к животным.

  • Итак, что делать, если ваш ребенок агрессивен в своих высказываниях. Чаще всего в этом виноваты сами взрослые. Кто-то из членов семьи пусть редко, но «выпускает пар» таким способом. У сына или дочки закрепляется вывод: если что-то не получается, если тебя не понимают, если нет другого выхода для снятия напряжения, можно поступать таким образом. Так называемые бранные или неприличные слова рано или поздно появляются в лексиконе каждого ребенка. У кого-то это быстро проходит, с кем-то приходится вести разъяснительные беседы. Почему же эти «нехорошие» выражения закрепляется в их речи? Что детей в них так привлекает? Для подростков ругающийся человек — это взрослый, бесстрашный, никого и ничего не признающий. Умение вставить в свою речь крепкое словечко, является одним из признаков взрослости. Это возвышает его в собственных глазах и в глазах сверстников, делает его «взрослым», независимым человеком. Иногда дети используют ругательства, чтобы позлить, подразнить взрослых. В этом случае бранные слова становятся еще одним орудием мести.

Наверное, в этом случае лучше всего объяснить ребенку, что для определенных слов есть свое время и место. Поводом поверить вам и принять вашу точку зрения будет акцентирование случаев неприличного поведения в общественных местах. Действительно, неприятно на улице проходить мимо компании подростков, которые через слово вставляют в свои высказывания мат и неприличные выражения. Особенно, если это делают девочки. Бесполезно постоянно ругать детей за использование неприличных слов или запрещать произносить их. Это сделает ругательства ещё более привлекательными в глазах ребенка. Вам не стоит пугаться бранных слов, застывать в шоке, услышав их от ребенка, не стоит отрицать их существование. Лучше просто дать понять: «Я знаю о существовании и значении этих слов, но мне они не нравятся». Пусть он поймет, что бранные слова, особенно если они говорятся в чей-то адрес, оскорбляют и унижают человека.

  • Наиболее часто встречается агрессия, направленная на окружающих людей. Что же делать, если ребенок даже по ничтожному поводу лезет в драку? Задача родителей заключается в том, чтобы научить ребенка управлять своими эмоциями. Научите его выражать свои враждебные чувства приемлемым способом: словом или в рисунке, лепке или при помощи игрушек, или действий, безобидных для окружающих, в спорте. Перевод чувств ребенка из действия в слова позволит ему узнать, то что о них можно говорить, а не обязательно сразу давать в глаз. Также ребенок постепенно освоит язык своих чувств и ему проще будет вам сказать, что он обижен, расстроен, зол и т.д. , а не будет пытаться привлечь ваше внимание своим «ужасным поведением».
  • Еще одна разновидность проявления детской агрессии — это жестокость по отношению к животным. В раннем детстве в основе такого поведения над животными может лежать обычное любопытство. Ребенку интересно, что будет делать жук, если его посадить в банку, привязать к лапке нитку и т. п. Маленькие дети часто мучают животных, сами не понимая того, что причиняют им боль, страдания. В этом случае можно просто поговорить серьезно с ребенком, обсудив с ним, что чувствует животное, что бы оно сказало, если бы умело говорить.
  • Если ребенок капризничает, злится, кричит, бросается на вас с кулаками – обнимите его, прижмите к себе. Постепенно он успокоится, придет в себя. Со временем ему будет требоваться все меньше времени, чтобы угомониться. Кроме того такие объятия выполняют несколько важных функций: ребенок постепенно усваивает сдерживающую способность и может сделать ее внутренней и таким образом контролировать свои эмоции сам. Позже, когда он успокоится, вы можете поговорить с ним о его чувствах. Но ни в коем случае не стоит читать нравоучения при таком разговоре, просто дайте понять, что вы готовы его выслушать, когда ему плохо.
  • Не забывайте хвалить ребенка за старательность. Когда дети реагируют должным образом, сделайте все, чтобы закрепить эти усилия. Скажите им: «Мне нравится, как ты поступил». Дети лучше реагируют на похвалу, когда видят, что родители действительно довольны ими. Не стоит говорить: «Хороший мальчик» или «Хорошая девочка». Дети часто не обращают на это внимания. Лучше сказать: «ты доставил мне огромное удовольствие, когда поделился со своим младшим братом, вместо того чтобы драться с ним» Такая похвала имеет большое значение для детей. Она позволяет им почувствовать, что они могут произвести хорошее впечатление.

В воспитании детей огромное значение имеет поощрение: добрым словом, взглядом, жестом, действием. Очень значимо для ребенка и наказание, если:

— оно следует немедленно за поступком;

— оно суровое, но не жесткое

— оно оценивает действия ребенка. А не его человеческие качества.

— не унижает ребенка, а способствует пониманию его нехорошего поступка.

Со стороны школы делается все, что необходимо для предупреждения и преодоления агрессивного поведения:

— формируем единое воспитательное пространство

— создаем эмоционально – положительную обстановку в классе, группе(особое отношение к детям, стиль педагогического общения)

— используем специальные методы и приемы коррекции поведения (« День тишины», акция «доброе слово», «мешочек криков», «листочек гнева»); организация полезного досуга, тихое чтение, занятия с психологом ( индивидуальные и групповые).

4. Уважаемые родители подходит к концу мое выступление. Хочется, чтобы оно оказалось для вас полезным, вызвало раздумье. И я хочу обратить ваше внимание на следующие способы профилактики детской агрессии.

  • Будьте внимательны к своему ребенку, чувствуйте его эмоциональное напряжение.
  • Учитесь слушать и слышать своего ребенка
  • Не критикуйте действия учителей и воспитателей в присутствии ребенка, а предъявите свое неудовольствие при личной встрече с ним.
  • Предъявляйте к ребенку разумные требования.
  • Учите детей брать ответственность за свои поступки на себя, а не сваливать свою вину на других.
  • Поощряйте своего ребенка взглядом, жестом, действием, ласковым словом.

Сегодня мы постарались выяснить основные причины детской агрессии. Помните, что каждый ребенок уникален, не похож на других, и любить его нужно таким, какой он есть. Если ребенка не принимают, он не чувствует любви и поддержки со стороны взрослых, то он ищет эту поддержку на улице.

Ваш ребенок – это ваше зеркало: если зеркало вдруг отражает что –то, что вам не нравится или приводит в ужас, то не торопитесь делать выводы. Иногда достаточно изменить что-то в собственном поведении, чтобы ребенок начал по-другому реагировать на внешние раздражители.

Родительское собрание «Причины детской агрессии ребёнка, её влияние на поведение ребёнка»

«творческая работа с детьми от 3 до 10 лет»

Родительское собрание «Причины детской агрессии ребёнка, её влияние на поведение ребёнка»

Задачи: обсудить с родителями причины детской агрессии, ее влияние на поведение ребёнка; формировать у родителей культуру понимания проблемы детской агрессии и путей её преодоления.

Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется как бегством от собственной душевной боли…

Форма проведения: круглый стол

Уважаемые мамы и папы, дедушки и бабушки!

Тема нашей новой встречи серьёзна и трудна. Это тема проявления нашими с вами детьми жестокости и агрессии. К сожалению, эти явления живут среди нас, взрослых, и среди наших детей. Что же это за явление и стоит ли нам о нём говорить? Вы правы, стоит. А раз так, давайте рассмотрим, что собой представляет агрессия и как мы, взрослые, можем помочь детям преодолеть её.

Читать еще:  Ребенок плачет и дрыгает ножками. Проблема: у четырехмесячного малыша заметно дрожание ручек, ножек и других частей тела

Что такое агрессия?

Агрессия-это поведение, которое причиняет вред предмету или предметам, человеку или группе людей. Агрессия может проявляться физически (драки) и вербально (нарушение прав другого человека без физического вмешательства).

В психологии различают два вида агрессии: инструментальную и враждебную.

Инструментальная агрессия проявляется человеком для достижения определённой цели. Она очень часто проявляется у маленьких детей (я хочу забрать игрушку, предмет и т.д.) У старших, т.е. у наших с вами детей, больше проявляется враждебная агрессия , направленная на то, чтобы причинить человеку боль.

Очень часто агрессию, её проявление, путают с настойчивостью, напористостью. Как вы считаете. Эти качества равнозначные?

Что вас больше обрадует в вашем ребёнке: настойчивость или агрессивность?

Безусловно, настойчивость. Это качество в сравнении с агрессивностью имеет социально приемлемые форм, т.к. не допускает оскорбления, издевательств и т.д.

Уровень агрессивности детей меняется в зависимости от ситуации в большей или меньшей степени, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин для такого поведения много: положение ребёнка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношения с учителем и т.д.

Отечественные специалисты в области психологии выделили следующие психологические особенности, провоцирующие агрессивное поведение детей:

-недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков;

-сниженный уровень саморегуляции;

-неразвитость игровой деятельности;

-нарушения в отношениях со сверстниками.

Наиболее часто встречающиеся виды агрессивности у детей

Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иначе, чем другие, понимают иногда поведение окружающих, интерпретируя его как враждебное.

К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип, культивируется в семье и средствах массовой информации.

Очень частой причиной детской агрессии является семейная ситуация.

Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство. Унижение друг друга, взаимные упреки и оскорбления. Психологи считают, что ребёнок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно и она стала нормой его жизни.

Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения. Эта методика воспитания детей отвратительна тем, что у детей не формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и они навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, что вновь навязывается детям. Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей. В воспитании можно выделить две пары важных признаков, которые позитивно или негативно влияют на формирование детской агрессивности: расположение или неприятие

Чем характеризуется и как влияет на преодоление агрессивности расположение ? Семья помогает ребёнку:

А) преодолеть трудности;

Б) использует в своём арсенале умение слушать ребёнка;

В) включает в общение тепло, доброе слово, ласковый взгляд.

Неприятие, наоборот, стимулирует детскую агрессивность .

Оно характеризуется безразличием, устранением от общения, нетерпимостью и властностью, враждебностью к факту существования ребёнка. Неприятие ребёнка приводит к проявлению такого заболевания, как детский госпитализм. Что это такое? Одиночество, отсутствие желания общаться с родными людьми, отсутствие в семье традиций, обычаев, законов.

Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение: словом, взглядом, жестом, действием.

Очень значимо для человека и наказание, если:

А) оно следует немедленно за проступком;

Б) объяснено ребёнку;

В) оно суровое, но не жестокое;

Г) оно оценивает действия ребёнка, а не его человеческие качества. Наказывая ребёнка, отец и мать проявляют терпение, спокойствие и выдержку.

Не следует уступать капризам и делать поблажки без нужды.

Например, если в школе «лёгкие» уроки и родители считают, что туда можно не идти, не следует писать записку, что ребёнку плохо. Через пару лет он сам напишет записку учителю и распишется за отца или мать.

Одним из главных условий предотвращения агрессивного поведения детей является требовательность родителей по отношению к себе и по отношению к собственному ребёнку . Требовательность-это не тирания. Тирания порождает тиранию. Требовательность должна быть разумной и доброжелательной. Требовательность оправдана тогда, когда перед ребёнком выдвигаются посильные задачи и оказывается посильная помощь в их решении, иначе она просто лишена смысла. Даже самое справедливое и несложное требование, если оно не объяснено и выражено в деспотичной форме, вызовет сопротивление любого ребёнка, даже самого покладистого. Разница только в том, что покладистый ребёнок будет выражать протест скрыто, а ребёнок не очень покладистый будет выражать его открыто. Требования к младшим школьникам лучше выражать в увлекательной игровой форме.

В своих методах воспитания, в предъявлении требовательности к ребёнку родители должны быть последовательны и едины. Как только в семье поселяются тайны друг от друга, уходит доверие родителей друг друга в воспитании ребёнка, это даст возможность ребёнку лавировать между родителями, шантажировать их, врать им.

Если это удаётся длительное время. А затем налагается запрет, это приводит к агрессивности со стороны ребёнка.

4. Профилактика агрессивного поведения. (советы психолога)

Для профилактики детской агрессивности очень важно культивировать в семье атмосферу теплоты, заботы и поддержки. Чувство защищенности и уверенность в родительской любви способствуют более успешному развитию ребенка.

Необходимо быть последовательными в своих действиях по отношению к детям.

Требования, предъявляемые детям, должны быть разумны, а на их выполнении надо настаивать, ясно давая детям понять, чего от них ждут.

Следует избегать неоправданного применения силы и угроз для контроля поведения детей.

Помочь ребенку научиться владеть собой, развивать у него чувство контроля.

Дать понять ребенку, что агрессивное поведение никогда не принесет выгоды.

Научите ребенка говорить о своих переживаниях, называть вещи своими именами: «я разозлился», «я обиделся», «я расстроился».

Не обзывайте ребенка глупым, тупым и т.д. — он будет так же вести себя с другими детьми.

Чем больше будет агрессии с вашей стороны, тем больше враждебности зародится в душе ребенка.

Иногда ребенку нужно просто понимание, и одно лишь ласковое слово способно снять его озлобление.

Методы для выражения подавленного гнева:

Пусть ребенок останется один в комнате и выскажет все, что накопилось, в адрес того, кто его разозлил.

Предложите ему, когда сложно сдержаться, бить ногами и руками специальную подушку, рвать газету, комкать бумагу, пинать консервную банку или мяч, бегать вокруг дома, писать все слова, которые хочется высказать в гневе.

Дайте ребенку совет: в момент раздражения, прежде чем что-то сказать или сделать, несколько раз глубоко вдохнуть или сосчитать до десяти.

Это помогает успокоиться. Также можно послушать музыку, громко попеть или покричать под нее.

Можно попросить ребенка нарисовать чувство гнева. Тогда агрессия найдет выход в творчестве.

Советы родителям «Как управлять поведением своих агрессивных детей»:

обратить особое внимание на игры ребенка. В играх дети осуществляют свои мечты, фантазии и страхи;

обсуждать с ребенком, на кого он хочет быть похож, какие качества характера его привлекают, а какие отталкивают;

следить за тем, какой пример вы подаете ребенку. Если ребенок судит других людей, награждает их «ярлыками», возможно, он повторяет ваши слова;

быть готовым внимательно выслушать ребенка, если он хочет рассказать вам свой сон. Во сне дети часто видят то, чего им не хватает в жизни. Особое внимание обращайте на повторяющиеся сюжеты сновидений;

поощрять ребенка говорить о том, что его волнует, что он переживает; научить ребенка прямо говорить о своих чувствах, о том, что ему нравится, а что нет

Подходит к концу наша очередная встреча. Хочется, чтобы она оказалась для вас полезной, вызвала раздумья, желание построить взаимоотношения в своей семье по-новому.

Прослушайте «золотые» правила воспитания, которые надеюсь, помогут вам в воспитании вашего ребёнка:

Учитесь слушать и слышать своего ребёнка.

Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение.

Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.

Умейте принять и любить его таким, каков он есть.

Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.

К агрессивным проявлениям в поведении ребёнка приводит агрессивность семьи.

Источники:

http://mirznanii.com/a/178923/agressivnye-deti-prichiny-i-puti-preodoleniya-detskoy-agressii
http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2014/09/07/detskaya-agressivnost-i-ee-prichiny
http://infourok.ru/roditelskoe-sobranie-prichini-detskoy-agressii-rebyonka-eyo-vliyanie-na-povedenie-rebyonka-3316928.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector