Проект по правовому воспитанию в старшей группе «Право ребёнка на имя. Проект «Ребенок имеет право…
Проект по правовому воспитанию в старшей группе «Право ребёнка на имя»
Наталья Михальченко
Проект по правовому воспитанию в старшей группе «Право ребёнка на имя»
Проект по правовому воспитанию в старшей группе
«Право ребёнка на имя».
«Имя – тончайшая плоть,
Актуальность и важность проблемы;
Человеческое достоинство-это источник прав и свобод, признание обществом социальной ценности, неповторимости, уникальности каждого человека. С самого раннего детства каждый ребенок-личность с индивидуальными чертами характера, способностями, желаниями, и всякая попытка грубого вмешательства в развития личности есть оскорбление самих основ породы.
Часто дети не получают того внимания, какое бы хотели получать от родителей, они бессильны изменить что-либо в этой ситуации. У детей появляется тревожность, агрессивность, неврозы, стремление к власти – любым способом привлечь к себе внимание взрослых.
Знание прав — это щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны других людей и государства. Только обладание правами дает ребенку возможность само реализоваться, раскрыться как личность.
Каждый ребенок должен знать свои права, обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в нужной для него ситуации. Изучение Конвенции о правах ребенка – один из путей, с чего следует начинать т. е со статьи №7.
Цель: формировать у детей старшего дошкольного возраста
представления о правах человека.
Объект исследования: дети (5-6 лет)
Задачи проекта:
– познакомить детей с понятием «право»
– дать детям возможность «увидеть» свои права в произведениях писателей, поэтов, сценаристов;
– обозначить основные права детей в доступной для их возраста форме;
– воспитывать чувство самоуважения и уважения к окружающим его детям и взрослым;
– развивать умение общаться в детском коллективе, уметь слушать и слышать, анализировать, делать выводы, высказывать своё мнение;
– развивать творческие способности детей через совместную и индивидуальную деятельность.
Проблемный вопрос: «Для чего необходимо знать свои права»
Гипотеза: Если знать свои права, то можно ими оперировать в нужной ситуации.
Критерии оценки проекта:
1. Важность темы проекта;
2. Полнота раскрытия темы;
3. Оригинальность решения проблемы;
4. Использование средств наглядности.
Ожидаемый результат проекта:
1. Активизация детской творческой активности.
2. Повышение компетентности детей, их родителей, участников педагогического процесса в вопросе «Права ребенка на имя».
Тип проекта: познавательно-игровой.
Вид проекта: краткосрочный( 1-неделя)
Участники проекта: дети (4-5лет, педагоги, родители.
План реализации проекта.
1 этап – подготовительный;
2 этап – основной (Совместная деятельность детей, родителей, воспитателя);
3 этап – заключительный результат;
Этапы проекта:
1. Предварительная работа: ознакомление детей, родителей с Конвенцией о правах ребенка т. е. со статьёй №7.
2. Чтение художественной литературы детям.
3. Подбор наглядного и методического материала.
4. Составление перспективного плана проектной деятельности.
5. Реализация проекта.
6. Подведение итогов.
Формы и методы работы с детьми (реализации проекта):
1. Беседы по теме.
2. Использование сказочных персонажей.
3. Решение проблемных ситуаций.
4. Практическая деятельность.
5. Экскурсия в другие группы.
6. Ролевые, дидактические, настольные игры.
7. Самостоятельная детская деятельность.
8. Продуктивная деятельность (рисование, лепка и т. д., конструктивная деятельность.
9. Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций.
10. Развлечение, викторина.
Этапы проекта:
I этап – подготовительный:
1. Подбор методической, научно-популярной литературы, иллюстративного материала и пособий для детей; анкетирование родителей, анализ педагогических наблюдений.
2. Составление плана основного этапа проекта.
II этап – практический:
1. Организация работы по решению задач проекта.
2. Мотивация участников проекта к деятельности, формирование устойчивого интереса детей к тематике проекта.
3. Вовлечение родителей и детей в процесс реализации проекта.
1. Презентация проекта.
2. Анализ и обобщение результатов работы.
Взаимодействие с родителями:
1. Беседа об актуальности данной проблемы (изучение мнений)
2. Наглядная агитация: папки-передвижки по темам, буклеты, презентации.
3. Советы и рекомендации.
План перспективного планирования недели проекта
«Право ребенка на имя».
Работа с детьми.
день Беседа по теме: «Что такое права человека». Цели:познакомить детей с Конвенцией ООН о правах ребенка, формировать понимание того, что права принадлежат всем детям, они неотъемлемы и неделимы.
Малой подвижности игра: «Цепочка имён».Цель:знакомство с детьми, сопоставление их имен с именами детей своей группы, воспитание доброжелательного отношения к сверстникам и малышам.
день Дидактическая игра «Ласковое имя». Цель: уточнить представления о семье и принадлежности к ней ребенка. Беседа по теме: «Какие права есть у вашего ребенка?».
Целевая прогулка: «Какие есть имена?» цель: идентификация себя со своим именем; формирование позитивного отношения к своему «Я»; развивать внимание, быструю реакцию.
день ООД по теме: «Ты и твоё имя». Цели;познакомить детей с правом на имя, научить применять это право в жизни, способствовать социально нравственному развитию; уметь рассуждать, сопоставлять делать выводы, сопереживать; воспитывать чувства самоуважения и уважения к другим людям.
Лепка «Символ моего имени». Цели: продолжать знакомить детей с правом на имя; развитее творческих способностей.
день Игра – викторина:«Измени имя».Цели: уточнить их представления о правах на имя, закрепить знания о том, у каждого человека есть имя и от имени можно образовывать производные; развивать мышление, внимание, умение рассуждать; воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.
Чтение худ. лит-ры: Э. Успенский «Ты и твое имя». Цели: побуждать детей к внимательному прослушиванию стихотворения; выучить наизусть, используя новую лексику; отвечать на вопросы к данному тексту; активизировать речь детей; воспитывать желание знать свои права.
Развлечение «У кого сегодня именины».цели:закрепить знания детей о том, что у каждого человека есть права на имя; развивать коммуникативные способности; способствовать сплочению группы.
Работа с родителями: беседа «Что такое права человека»; анкетирование родителей «Какие вы знаете документы по правам ребенка?”;домашнее задание для родителей “Узнать историю имени своего ребёнка “;решение родителями проблемных ситуаций «Имя моего ребёнка»;консультация для родителей «Детские имена, прозвища и родительские «ярлыки».
Гипотеза подтвердилась: Если знать свои права, то можно ими оперировать в нужной ситуации.
ИТОГИ ПРОЕКТА:
1. Формирования у детей правовой компетентности;
2. Дети познакомились со значениями слов: конвенция, право, прозвище, семья.
3. У детей развивается чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод.
4. У родителей развиты чувства ответственности и сознательного отношения к воспитанию детей.
Дальнейшее развитие проекта
В дальнейшем можно продолжить работу в этом же направлении, разработка сценариев для проведения занятий, памяток для родителей и тд.
1. Астахов П. Я и семья. М. ,2009.
2. Давыдова О. И., Вялкова М. С. Беседы об ответственности и правах ребёнка «Творческий Центр» М. 2008.
3. Декларация прав человека.
4. Мои права. Информационно – деловое оснащение ДОУ. /ред. Ермолаев С. Д., Изд – во «ДЕТСТВО – ПРЕСС».
5. Фесюкова Л. Б Моя семья: Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы. – Харьков: Изд – во «Ранок»,2009.
6. Харитончик Т. А. Правовое воспитание – Волгоград: Изд- во «Учитель»
7. Шорыгина Т. А. Беседы о правах ребёнка. Москва: Изд-во «Творческий Центр», 2008
Интегрированное занятие по правовому воспитанию в старшей группе «Цветок счастья» Интегрированное занятие в старшей группе по правовому воспитанию. Тема: «Цветок Счастья» Программное содержание: продолжать развивать интерес.
Интегрированное занятие по правовому воспитанию в старшей группе «Права и обязанности детей» Сегодня в моей душе так светло и весело и говорю вам я «Добрый день». – Приятно ли вам, дети, когда с вами здороваются? – Да. – А для чего.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по правовому воспитанию в старшей группе «Мои права и обязанности» Конспект непосредственно-образовательной деятельности по правовому воспитанию в старшей группе «Мои права и обязанности». Цель: Закрепить.
Конспект НООД по правовому воспитанию в старшей группе «Путешествие в страну права» ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ПРАВА» Программное содержание: Систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях. Развивать.
Конспект занятия по правовому воспитанию в старшей группе «Поможем жителям страны Правдилии» Тема: «Поможем жителям страны Правдилии» Цель: Дать детям понятия о правовых нормах общества, социальном статусе ребенка в обществе, его.
Конспект занятия по правам ребёнка в старшей группе «Право на жизнь без насилия» Программное содержание: *формировать позитивное отношение к окружающему миру, понимание того, что все дети имеют право на жизнь без насилия.
Конспект занятия по правовому воспитанию в старшей группе «Путешествие в волшебную страну сказок В. А. Сухомлинского» Тема занятия: Путешествие в Волшебную Страну Сказок В. А. Сухомлинского. Задачи: 1. Учить детей понимать содержание сказок В. А. Сухомлинского,.
НОД по правовому воспитанию в старшей группе с нарушением зрения «Права и сказки» Цели: Уточнить знания детей о гражданских правах. Задачи: Образовательные: дать детям общее представление об их правах..
Проект по правовому воспитанию в подготовительной группе «О правах ребенка — во весь голос!» «О правах ребенка – во весь голос!». [/b] Цель: формирование у детей основ правового сознания и правовой культуры Задачи: 1. Познакомить.
Проект по правовому воспитанию в подготовительной группе детского сада Детско – взрослый проект. “О правах ребенка – во весь голос!”[/b] Вид проекта: информационный. Участники проекта: дети подготовительной.
Педагогический проект «Права ребенка» Проект выполнила воспитатель подготовительной группы Канищева М.А. Проект «Ребенок имеет право…
(Правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста)
Образовательные области: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие» (в соответствии с ФГОС ДО).
Вид проекта : информационно – образовательный, групповой.
Продолжительность проекта : долгосрочный, годовой.
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста и их родители, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, медсестра, педагог-психолог, повар.
Объект проекта : права ребёнка.
Ребёнок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь целиком находится в руках взрослых. Ещё Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Мы в ответе за тех, кого приручили…»
В 1989 году Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребёнка, состоящая из 54 статей и закрепляющая права ребёнка. В 1990 году наша страна ратифицировала этот важнейший международный документ.
С наступлением XXI века проблема защиты детей обострилась и в мире, и в России:
- Институт семьи и права в Российской Федерации становится всё менее популярен, растёт число неполных семей и число семей, проживающих за чертой бедности.
- Снижается воспитательный потенциал семьи – появились «социальные сироты» – сироты при живых родителях.
- Родители нередко используют методы физического и психологического давления на ребёнка, что наносит ущерб физическому, умственному, моральному и социальному развитию детей. При этом образование родителей значения не имеет.
- Участились природные и экономические бедствия, вооружённые конфликты.
- Похищение и эксплуатация детей, торговля детьми в любых целях и в любой форме принимают угрожающий характер для прогрессивного развития всего общества.
Ситуация в современном обществе отражается в первую очередь на детях. Дети – самое дорогое, что есть в любом обществе, независимо от политического строя и вероисповедания. Дошкольное детство – это уникальный период в жизни человека. Это время формирования здоровья, развития личности, время, когда ребёнок полностью зависит от окружающих его взрослых – родителей и воспитателей.
Наше будущее и будущее России зависит от того, какое воспитание, образование и развитие получат дети, как они будут подготовлены к жизни в быстроменяющемся мире. Именно поэтому в дошкольном возрасте необходимо воспитывать у детей чувство уверенности в себе и социальной терпимости, самоуважение и уважение к другим, приучать детей соблюдать правила, помогающие жить дружно. Всё это – основа правового воспитания дошкольников. Знание прав – щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны взрослых.
Исходя из всего перечисленного, я разработала информационно – образовательный проект «Ваши права, дети!» с учётом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста.
Цель проекта: формирование правосознания детей.
- Ознакомление детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав человека.
- Формирование чувства собственного достоинства, осознание своих прав и свобод, ответственности (за другого человека, начатое дело, данное слово).
- Воспитание уважения к достоинству и личным правам другого человека, формирование основ толерантности к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности.
- Разъяснение общепринятых норм и правил поведения.
Основные формы реализации проекта:
- Организованная образовательная деятельность.
- Беседы.
- Чтение художественной литературы.
- Создание и решение проблемных ситуаций.
- Непосредственное наблюдение.
- Опытно-исследовательская деятельность.
- Игровая деятельность.
- Драматизация.
- Продуктивная деятельность.
- Трудовая деятельность.
- Физкультурно-оздоровительная деятельность.
- Совместные мероприятия воспитателей, детей и родителей (праздники, развлечения).
- Самостоятельная деятельность детей.
- Анкетирование, тестирование.
- Консультирование.
- Изучение материалов Конвенции по правам ребёнка, нормативно-правовых документов по правам ребёнка в Российской Федерации; определение статей понятных и доступных пониманию старших дошкольников.
- Анализирование всех разделов Основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
- Подбор необходимой методической литературы, дидактических материалов, материалов для мониторинга родителей, детей и их изучение.
- Организация развивающей познавательной предметной среды (активизирующей).
- Разработка программы проекта «Ваши права, дети!» по ознакомлению детей с Конвенцией о правах ребёнка
- Организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической работы.
- Работа над частями проекта, коррекция; деятельности.
- Коллективная реализация проекта, презентация.
- Формирование у детей азов правовой культуры; навыков общения; чувств самоуважения и уважения к другим; развитие у детей способности рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
- Понимание детьми информации, которая могла бы уберечь их от насилия и несправедливости со стороны взрослых.
- Формирование организационно-правовой основы взаимодействия родителей, детей, воспитателей.
- Активизация интересов детей и родителей в области прав и обязанностей.
- Приобретение теоретического опыта в работе по правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
- Наработка дидактического материала, конспектов организованной образовательной деятельности по ознакомлению детей с Конвенцией о правах ребёнка.
- Повышение уровня правовой культуры родителей.
Этапы реализации проекта:
1 этап проекта: подготовительный.
- Изучение нормативно-правовых документов по соблюдению прав ребёнка в РФ.
- Создание подборки методической литературы и пособий по ознакомлению детей с правами (на имя, семью, жилище (дом), здравоохранение, образование и отдых).
- Проведение анкетирования среди родителей с целью выявления их отношения к нарушению прав ребёнка, их юридической грамотности и компетентности.
- Беседа с детьми по выявлению их представлений о собственных правах.
- Разработка программы проекта «Ваши права, дети!» по ознакомлению детей с Конвенцией о правах ребёнка.
2 этап проекта: практический.
- Ознакомление детей и родителей с правами ребёнка на имя, семью, жилище (дом), здравоохранение, образование и отдых, опираясь на Конвенцию по правам ребёнка и нормативно-правовые документы РФ по данной теме, через различные формы обучения и воспитания.
- Развитие у детей нравственных представлений (забота, доброта, внимание к окружающим, ответственность за другого человека, желание защитить слабого…).
- Воспитание чувства самоуважения и уважения к другим.
3 этап проекта: заключительный.
- Обобщение знаний детей и родителей об их гражданских правах и обязанностях.
- Выявление и оформление проблемы на следующий год.
- Презентация проекта «Ваши права, дети!»
Источники:
http://www.maam.ru/detskijsad/proekt-po-pravovomu-vospitaniyu-v-starshei-grupe-pravo-reb-nka-na-imja.html
http://pozdrave.ru/happy-new-year/pedagogicheskii-proekt-prava-rebenka-proekt-vypolnila.html