Проект по правовому воспитанию в старшей группе «Право ребёнка на имя. Проект «Ребенок имеет право…

Проект по правовому воспитанию в старшей группе «Право ребёнка на имя»

Наталья Михальченко
Проект по правовому воспитанию в старшей группе «Право ребёнка на имя»

Проект по правовому воспитанию в старшей группе

«Право ребёнка на имя».

«Имя – тончайшая плоть,

Актуальность и важность проблемы;

Человеческое достоинство-это источник прав и свобод, признание обществом социальной ценности, неповторимости, уникальности каждого человека. С самого раннего детства каждый ребенок-личность с индивидуальными чертами характера, способностями, желаниями, и всякая попытка грубого вмешательства в развития личности есть оскорбление самих основ породы.

Часто дети не получают того внимания, какое бы хотели получать от родителей, они бессильны изменить что-либо в этой ситуации. У детей появляется тревожность, агрессивность, неврозы, стремление к власти – любым способом привлечь к себе внимание взрослых.

Знание прав — это щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны других людей и государства. Только обладание правами дает ребенку возможность само реализоваться, раскрыться как личность.

Каждый ребенок должен знать свои права, обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в нужной для него ситуации. Изучение Конвенции о правах ребенка – один из путей, с чего следует начинать т. е со статьи №7.

Цель: формировать у детей старшего дошкольного возраста

представления о правах человека.

Объект исследования: дети (5-6 лет)

Задачи проекта:

– познакомить детей с понятием «право»

– дать детям возможность «увидеть» свои права в произведениях писателей, поэтов, сценаристов;

– обозначить основные права детей в доступной для их возраста форме;

воспитывать чувство самоуважения и уважения к окружающим его детям и взрослым;

– развивать умение общаться в детском коллективе, уметь слушать и слышать, анализировать, делать выводы, высказывать своё мнение;

– развивать творческие способности детей через совместную и индивидуальную деятельность.

Проблемный вопрос: «Для чего необходимо знать свои права»

Гипотеза: Если знать свои права, то можно ими оперировать в нужной ситуации.

Критерии оценки проекта:

1. Важность темы проекта;

2. Полнота раскрытия темы;

3. Оригинальность решения проблемы;

4. Использование средств наглядности.

Ожидаемый результат проекта:

1. Активизация детской творческой активности.

2. Повышение компетентности детей, их родителей, участников педагогического процесса в вопросе «Права ребенка на имя».

Тип проекта: познавательно-игровой.

Вид проекта: краткосрочный( 1-неделя)

Участники проекта: дети (4-5лет, педагоги, родители.

План реализации проекта.

1 этап – подготовительный;

2 этап – основной (Совместная деятельность детей, родителей, воспитателя);

3 этап – заключительный результат;

Этапы проекта:

1. Предварительная работа: ознакомление детей, родителей с Конвенцией о правах ребенка т. е. со статьёй №7.

2. Чтение художественной литературы детям.

3. Подбор наглядного и методического материала.

4. Составление перспективного плана проектной деятельности.

5. Реализация проекта.

6. Подведение итогов.

Формы и методы работы с детьми (реализации проекта):

1. Беседы по теме.

2. Использование сказочных персонажей.

3. Решение проблемных ситуаций.

4. Практическая деятельность.

5. Экскурсия в другие группы.

6. Ролевые, дидактические, настольные игры.

7. Самостоятельная детская деятельность.

8. Продуктивная деятельность (рисование, лепка и т. д., конструктивная деятельность.

9. Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций.

10. Развлечение, викторина.

Этапы проекта:

I этап – подготовительный:

1. Подбор методической, научно-популярной литературы, иллюстративного материала и пособий для детей; анкетирование родителей, анализ педагогических наблюдений.

2. Составление плана основного этапа проекта.

II этап – практический:

1. Организация работы по решению задач проекта.

2. Мотивация участников проекта к деятельности, формирование устойчивого интереса детей к тематике проекта.

3. Вовлечение родителей и детей в процесс реализации проекта.

1. Презентация проекта.

2. Анализ и обобщение результатов работы.

Взаимодействие с родителями:

Читать еще:  Стоит ли заставлять ребенка учиться? Насильно сыт не будешь: почему нельзя заставлять ребенка есть через силу

1. Беседа об актуальности данной проблемы (изучение мнений)

2. Наглядная агитация: папки-передвижки по темам, буклеты, презентации.

3. Советы и рекомендации.

План перспективного планирования недели проекта

«Право ребенка на имя».

Работа с детьми.

день Беседа по теме: «Что такое права человека». Цели:познакомить детей с Конвенцией ООН о правах ребенка, формировать понимание того, что права принадлежат всем детям, они неотъемлемы и неделимы.

Малой подвижности игра: «Цепочка имён».Цель:знакомство с детьми, сопоставление их имен с именами детей своей группы, воспитание доброжелательного отношения к сверстникам и малышам.

день Дидактическая игра «Ласковое имя». Цель: уточнить представления о семье и принадлежности к ней ребенка. Беседа по теме: «Какие права есть у вашего ребенка?».

Целевая прогулка: «Какие есть имена?» цель: идентификация себя со своим именем; формирование позитивного отношения к своему «Я»; развивать внимание, быструю реакцию.

день ООД по теме: «Ты и твоё имя». Цели;познакомить детей с правом на имя, научить применять это право в жизни, способствовать социально нравственному развитию; уметь рассуждать, сопоставлять делать выводы, сопереживать; воспитывать чувства самоуважения и уважения к другим людям.

Лепка «Символ моего имени». Цели: продолжать знакомить детей с правом на имя; развитее творческих способностей.

день Игра – викторина:«Измени имя».Цели: уточнить их представления о правах на имя, закрепить знания о том, у каждого человека есть имя и от имени можно образовывать производные; развивать мышление, внимание, умение рассуждать; воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.

Чтение худ. лит-ры: Э. Успенский «Ты и твое имя». Цели: побуждать детей к внимательному прослушиванию стихотворения; выучить наизусть, используя новую лексику; отвечать на вопросы к данному тексту; активизировать речь детей; воспитывать желание знать свои права.

Развлечение «У кого сегодня именины».цели:закрепить знания детей о том, что у каждого человека есть права на имя; развивать коммуникативные способности; способствовать сплочению группы.

Работа с родителями: беседа «Что такое права человека»; анкетирование родителей «Какие вы знаете документы по правам ребенка?”;домашнее задание для родителей “Узнать историю имени своего ребёнка “;решение родителями проблемных ситуаций «Имя моего ребёнка»;консультация для родителей «Детские имена, прозвища и родительские «ярлыки».

Гипотеза подтвердилась: Если знать свои права, то можно ими оперировать в нужной ситуации.

ИТОГИ ПРОЕКТА:

1. Формирования у детей правовой компетентности;

2. Дети познакомились со значениями слов: конвенция, право, прозвище, семья.

3. У детей развивается чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод.

4. У родителей развиты чувства ответственности и сознательного отношения к воспитанию детей.

Дальнейшее развитие проекта

В дальнейшем можно продолжить работу в этом же направлении, разработка сценариев для проведения занятий, памяток для родителей и тд.

1. Астахов П. Я и семья. М. ,2009.

2. Давыдова О. И., Вялкова М. С. Беседы об ответственности и правах ребёнка «Творческий Центр» М. 2008.

3. Декларация прав человека.

4. Мои права. Информационно – деловое оснащение ДОУ. /ред. Ермолаев С. Д., Изд – во «ДЕТСТВО – ПРЕСС».

5. Фесюкова Л. Б Моя семья: Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы. – Харьков: Изд – во «Ранок»,2009.

6. Харитончик Т. А. Правовое воспитание – Волгоград: Изд- во «Учитель»

7. Шорыгина Т. А. Беседы о правах ребёнка. Москва: Изд-во «Творческий Центр», 2008

Интегрированное занятие по правовому воспитанию в старшей группе «Цветок счастья» Интегрированное занятие в старшей группе по правовому воспитанию. Тема: «Цветок Счастья» Программное содержание: продолжать развивать интерес.

Интегрированное занятие по правовому воспитанию в старшей группе «Права и обязанности детей» Сегодня в моей душе так светло и весело и говорю вам я «Добрый день». – Приятно ли вам, дети, когда с вами здороваются? – Да. – А для чего.

Читать еще:  Основные принципы цветотерапии для детей. Семинар-практикум «Влияние арт-терапии на познавательно- речевое развитие дошкольников

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по правовому воспитанию в старшей группе «Мои права и обязанности» Конспект непосредственно-образовательной деятельности по правовому воспитанию в старшей группе «Мои права и обязанности». Цель: Закрепить.

Конспект НООД по правовому воспитанию в старшей группе «Путешествие в страну права» ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ПРАВА» Программное содержание: Систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях. Развивать.

Конспект занятия по правовому воспитанию в старшей группе «Поможем жителям страны Правдилии» Тема: «Поможем жителям страны Правдилии» Цель: Дать детям понятия о правовых нормах общества, социальном статусе ребенка в обществе, его.

Конспект занятия по правам ребёнка в старшей группе «Право на жизнь без насилия» Программное содержание: *формировать позитивное отношение к окружающему миру, понимание того, что все дети имеют право на жизнь без насилия.

Конспект занятия по правовому воспитанию в старшей группе «Путешествие в волшебную страну сказок В. А. Сухомлинского» Тема занятия: Путешествие в Волшебную Страну Сказок В. А. Сухомлинского. Задачи: 1. Учить детей понимать содержание сказок В. А. Сухомлинского,.

НОД по правовому воспитанию в старшей группе с нарушением зрения «Права и сказки» Цели: Уточнить знания детей о гражданских правах. Задачи: Образовательные: дать детям общее представление об их правах..

Проект по правовому воспитанию в подготовительной группе «О правах ребенка — во весь голос!» «О правах ребенка – во весь голос!». [/b] Цель: формирование у детей основ правового сознания и правовой культуры Задачи: 1. Познакомить.

Проект по правовому воспитанию в подготовительной группе детского сада Детско – взрослый проект. “О правах ребенка – во весь голос!”[/b] Вид проекта: информационный. Участники проекта: дети подготовительной.

Педагогический проект «Права ребенка» Проект выполнила воспитатель подготовительной группы Канищева М.А. Проект «Ребенок имеет право…

(Правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста)

Образовательные области: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие» (в соответствии с ФГОС ДО).

Вид проекта : информационно – образовательный, групповой.

Продолжительность проекта : долгосрочный, годовой.

Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста и их родители, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, медсестра, педагог-психолог, повар.

Объект проекта : права ребёнка.

Ребёнок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь целиком находится в руках взрослых. Ещё Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Мы в ответе за тех, кого приручили…»

В 1989 году Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребёнка, состоящая из 54 статей и закрепляющая права ребёнка. В 1990 году наша страна ратифицировала этот важнейший международный документ.

С наступлением XXI века проблема защиты детей обострилась и в мире, и в России:

  • Институт семьи и права в Российской Федерации становится всё менее популярен, растёт число неполных семей и число семей, проживающих за чертой бедности.
  • Снижается воспитательный потенциал семьи – появились «социальные сироты» – сироты при живых родителях.
  • Родители нередко используют методы физического и психологического давления на ребёнка, что наносит ущерб физическому, умственному, моральному и социальному развитию детей. При этом образование родителей значения не имеет.
  • Участились природные и экономические бедствия, вооружённые конфликты.
  • Похищение и эксплуатация детей, торговля детьми в любых целях и в любой форме принимают угрожающий характер для прогрессивного развития всего общества.

Ситуация в современном обществе отражается в первую очередь на детях. Дети – самое дорогое, что есть в любом обществе, независимо от политического строя и вероисповедания. Дошкольное детство – это уникальный период в жизни человека. Это время формирования здоровья, развития личности, время, когда ребёнок полностью зависит от окружающих его взрослых – родителей и воспитателей.

Читать еще:  Какой рост должен быть у ребенка. Периоды интенсивного роста детей: когда бывают скачки? Десятый месяц жизни ребенка

Наше будущее и будущее России зависит от того, какое воспитание, образование и развитие получат дети, как они будут подготовлены к жизни в быстроменяющемся мире. Именно поэтому в дошкольном возрасте необходимо воспитывать у детей чувство уверенности в себе и социальной терпимости, самоуважение и уважение к другим, приучать детей соблюдать правила, помогающие жить дружно. Всё это – основа правового воспитания дошкольников. Знание прав – щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны взрослых.

Исходя из всего перечисленного, я разработала информационно – образовательный проект «Ваши права, дети!» с учётом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста.

Цель проекта: формирование правосознания детей.

  • Ознакомление детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав человека.
  • Формирование чувства собственного достоинства, осознание своих прав и свобод, ответственности (за другого человека, начатое дело, данное слово).
  • Воспитание уважения к достоинству и личным правам другого человека, формирование основ толерантности к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности.
  • Разъяснение общепринятых норм и правил поведения.

Основные формы реализации проекта:

  • Организованная образовательная деятельность.
  • Беседы.
  • Чтение художественной литературы.
  • Создание и решение проблемных ситуаций.
  • Непосредственное наблюдение.
  • Опытно-исследовательская деятельность.
  • Игровая деятельность.
  • Драматизация.
  • Продуктивная деятельность.
  • Трудовая деятельность.
  • Физкультурно-оздоровительная деятельность.
  • Совместные мероприятия воспитателей, детей и родителей (праздники, развлечения).
  • Самостоятельная деятельность детей.
  • Анкетирование, тестирование.
  • Консультирование.
  • Изучение материалов Конвенции по правам ребёнка, нормативно-правовых документов по правам ребёнка в Российской Федерации; определение статей понятных и доступных пониманию старших дошкольников.
  • Анализирование всех разделов Основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
  • Подбор необходимой методической литературы, дидактических материалов, материалов для мониторинга родителей, детей и их изучение.
  • Организация развивающей познавательной предметной среды (активизирующей).
  • Разработка программы проекта «Ваши права, дети!» по ознакомлению детей с Конвенцией о правах ребёнка
  • Организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической работы.
  • Работа над частями проекта, коррекция; деятельности.
  • Коллективная реализация проекта, презентация.
  • Формирование у детей азов правовой культуры; навыков общения; чувств самоуважения и уважения к другим; развитие у детей способности рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
  • Понимание детьми информации, которая могла бы уберечь их от насилия и несправедливости со стороны взрослых.
  • Формирование организационно-правовой основы взаимодействия родителей, детей, воспитателей.
  • Активизация интересов детей и родителей в области прав и обязанностей.
  • Приобретение теоретического опыта в работе по правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
  • Наработка дидактического материала, конспектов организованной образовательной деятельности по ознакомлению детей с Конвенцией о правах ребёнка.
  • Повышение уровня правовой культуры родителей.

Этапы реализации проекта:

1 этап проекта: подготовительный.

  • Изучение нормативно-правовых документов по соблюдению прав ребёнка в РФ.
  • Создание подборки методической литературы и пособий по ознакомлению детей с правами (на имя, семью, жилище (дом), здравоохранение, образование и отдых).
  • Проведение анкетирования среди родителей с целью выявления их отношения к нарушению прав ребёнка, их юридической грамотности и компетентности.
  • Беседа с детьми по выявлению их представлений о собственных правах.
  • Разработка программы проекта «Ваши права, дети!» по ознакомлению детей с Конвенцией о правах ребёнка.

2 этап проекта: практический.

  • Ознакомление детей и родителей с правами ребёнка на имя, семью, жилище (дом), здравоохранение, образование и отдых, опираясь на Конвенцию по правам ребёнка и нормативно-правовые документы РФ по данной теме, через различные формы обучения и воспитания.
  • Развитие у детей нравственных представлений (забота, доброта, внимание к окружающим, ответственность за другого человека, желание защитить слабого…).
  • Воспитание чувства самоуважения и уважения к другим.

3 этап проекта: заключительный.

  • Обобщение знаний детей и родителей об их гражданских правах и обязанностях.
  • Выявление и оформление проблемы на следующий год.
  • Презентация проекта «Ваши права, дети!»

Источники:

http://www.maam.ru/detskijsad/proekt-po-pravovomu-vospitaniyu-v-starshei-grupe-pravo-reb-nka-na-imja.html
http://pozdrave.ru/happy-new-year/pedagogicheskii-proekt-prava-rebenka-proekt-vypolnila.html

Ссылка на основную публикацию