Проект Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре». Проект для детей старшего дошкольного возраста «Нравственно-патриотическое воспитание на основе приобщения их к народной кул»

Проект «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Транскрипт

1 Проект «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Покитко Наталья Геннадьевна, воспитатель Актуальность темы: Родина, Отечество. В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. Поэт Симонов в стихотворении Родина пишет: Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце. Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ Об образовании произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края. Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования: обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества; формирование мира и межличностных отношений и т. Из национальной доктрины образования в РФ Проведенное среди детей и родителей воспитанников нашего ДОУ анкетирование показывает: к 5-6 годам у 70% дошкольников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному

2 наследию города, края; у 65 % детей отмечается низкий уровень знаний истории города, края; 80 % родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения города из-за высокой занятости; 40 % родителей затрудняются в знании истории города, края; 20 % родителей не знают и не хотят знать историю города и края. Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта: «Родной свой край люби и знай!» Мы считаем, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности. Цель проекта: Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям. Задачи проекта: Дать знания детям о родном городе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в городе. Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город. Расширить знания детей о флоре и фауне Красноярского края. Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им. Познакомить с культурой и традициями Красноярского края. Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды. Направления проектной деятельности: Информационный блок: Переработка теоретических материалов, написание познавательных рассказов Технологический блок: Разработка конспектов занятий с использованием развивающего обучения Организационный блок: Создание предметно развивающей среды Вид проекта: познавательный, групповой. Участники: дети старшей группы, родители воспитанников, педагоги группы. Сроки реализации: в течение года. Основной раздел программы: познавательное развитие Разделы программы, содержание которых включено в проект: развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром. Этапы проведения и реализации проекта: I. Информационно-накопительный:

Читать еще:  Украшения из фольги для детей. Нарядная елочка из фольги. Делаем новогодний подсвечник вместе

3 Изучение интереса детей для определения целей проекта. Сбор и анализ литературы для взрослых и детей. Обращение к специалистам. II. Организационно-практический Проведение цикла познавательных занятий, на тему: «Моя Родина Красноярский край!» Оформление альбомов Достопримечательности моего города, Красная книга Красноярского края, «Хлеб всему голова!», «Птицы Красноярского края» Словотворчество с родителями «Сочини частушку о крае, городе» Оформление дидактических игр по краеведению: Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Карта моего города», Город будущего», «Мой край родной», «Я — фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной» Выставка «Сделаем наш город чище» (совместно с родителями) Лепка «Животные и птицы Красноярского края» Экскурсии и фотоэкскурсии по городу Разучивание стихов песен о Красноярсе III. Презентационно — завершающий Открытое занятие Моя Родина Красноярский край! Выставка продуктов детской деятельности. Оценка этапов реализации проекта детьми. IV. Контрольно-рефлексивный Подведение итогов. Беседа Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали? Необходимые условия реализации проекта: интерес детей и родителей; методические разработки, интеграция со специалистами детского сада. Предполагаемый результат: Итоговым результатом является диагностика, где дети покажут свои знания. Учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности. Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь. Освоение доступных знаний об истории родного Отечества. Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми. Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи. Гипотеза:

4 Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены. Методы проекта: Наблюдение, совместные игры, анкетирование, познавательные игровые занятия, беседы. Стратегия осуществления проектной деятельности: Данный проект был апробирован в рамках МДОУ «Детский сад» ¹ 9 в учебном году с детьми старшего дошкольного возраста в специально организованной деятельности; совместной деятельности педагога и ребенка (подгруппы детей); самостоятельной детской деятельности; деятельности детей и родителей. В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. «Подлинная встреча» с культурным наследием города, края помогла раскрыть интеллектуальные и творческие способности детей, сформировала некоторые суждения и оценки. Развивающая среда, созданная в группе помогла осуществить основные направления музейной педагогики. Оформление музыкального зала и создание мини-музея «Русская изба» дали представление детям о жизни людей в прошлом, их семейном укладе, одежде, предметах быта. Дети узнали о народных промыслах, познакомились с художественным и речевым творчеством народа (потешки, поговорки и т.д), песнями и танцами. Занятия по изобразительному искусству приобщили детей к художественному труду (поделки к праздникам, изготовление кукол, и украшений для них, сувениры и подарки), а также налаживанию коммуникаций с взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи. Занятия построенные на народных играх разных видов (соревновательные, речевые, на внимание и т.д) дали возможность с успехом решать задачи физического развития детей с учетом индивидуальных способностей. Кроме того игры способствовали развитию нравственных качеств (взаимопомощи, взаимоподдержки) Достигнутые результаты: рост познавательной активности детей повысился на 24 %, анализ результатов усвоения знаний по программе «Детство» показал: среднее развитие у 73% детей, выше среднего у 20% детей, высокий уровень социализации детей группы: дети являются активными участниками городского конкурса «Весенняя мозаика», спортивных соревнований с воспитанниками других ДОУ города, где занимают призовые места, повышение активности родителей в делах группы. В результате проделанной нами работы возникла идея о создании долгосрочного проекта по нравственно патриотическому воспитанию, который будет состоять из шести блоков: 1 блок «Я такой» 2 блок «Мир людей» 3 блок «Мир природы» 4 блок «Гражданство» 5 блок «Культура» 6 блок «Красноярский край —моя малая Родина»!

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Истоки русской народной культуры»

Юлия Жирнова
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Истоки русской народной культуры»

Актуальность проекта:В ходе реализации данного проекта у детей происходит совершенствование восприятия и глубокое осмысливание русских народных сказок, потешек, небылиц, песенок, пословиц, считалок. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. Получает первое впечатление о ней.

У детей повышается интерес к произведениям устного народного творчества. Происходит расширение кругозора, дети получают более глубокие знания о русской культуре, быте и традициях русского народа.

Цель: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно — продуктивной и творческой деятельности.

Формировать интерес к произведениям русского национального фольклора.

Познакомить с основными сказочными героями русских народных сказок.

Познакомить детей с народными традициями;

Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память.

Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря и навыков связной речи.

Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику.

Содействовать развитию элементарных навыков продуктивной деятельности.

Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту

Воспитательные

Воспитывать чувство любви к своему ближайшему окружению: своим близким, дому; чувство патриотизма к своему родному краю.

Читать еще:  Тематические задания для детей 6 7 лет. Развивающие задания для детей - дошкольников

Воспитывать добро, справедливость, любовь к родной культуре через русские народные сказки.

Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.

Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.

Содержание проектной деятельности.

I этап. Подготовительный.

Подбор наглядных и дидактических материалов, иллюстрационного материала, материал для игровой деятельности детей, подобрать методическую, художественную, детскую литературу.

Подготовка презентаций, подготовка картотеки подвижных народных игр. Провести занятия по теме проекта; вовлечь родителей в воспитательный процесс для совместной работы.

Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей.

Составить перспективный план мероприятий.

II этап Основной.

План реализации проекта

Поэзия народного костюма.

Знакомство с одеждой, которую носили в старину.

ИКТ — Презентация для детей: «Русский народный костюм«.

Прослушивание русских народных песен.

Художественно — эстетическое развитие

Цель: расширить представление о разнообразии народного искусства.

Чтение русской народной сказки «Василиса прекрасная».

Развитие устной речи «Малые фольклорные формы»

Цель: познакомить с пословицами, поговорками, закличками.

Художественно — эстетическое развитие

Цель: продолжать обогащать представление о народном искусстве

Беседа для дошкольников на тему «Каша-матушка наша»

Лепка дымковской игрушки.

Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»

Аппликация «Русские валенки«

ИКТ-презентация «Русская изба».

Раскрашивание «Дымковская игрушка»

Цель: расширить представление о разнообразии народного искусства.

Чтение Художественной литературы «Заяц — хваста».

«Хлеб всему голова»

Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?». Пословицы и поговорки о хлебе.

Художественно — эстетическое развитие

«Где живет перо жар-птицы»

Знакомство с хохломской росписью.

Чтение русской народной сказки «Баба яга костяная нога».

«Русская матрешка»

Рассказ о матрешке. Разучивание частушек.

Художественно — эстетическое развитие

«Край родной, навек любимый»

Русские подвижные игры на открытом воздухе.

Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди».

ИКТ – Презентация для детей: «Богатыри земли русской»

Беседа о богатырях земли русской.

Художественно — эстетическое развитие

Книжная выставка «Русское народное творчество в воспитании детей».

Задачи. Продолжать знакомить детей с жанрами русского народного фольклора. Создать условия для демонстрации произведений устного народного творчества.

Экскурсия в библиотеку.

Развлечение в старшей группе «Ярмарка»

III этап Заключительный

Проведение развлечение «Ярмарка»

Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Дети Москвы» для детей старшего дошкольного возраста b]Цели:[/b] — воспитание патриотических чувств, интереса к истории отечества, любви и гордости к столице России – г. Москве; — формирование.

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Люблю березку русскую» для детей старшего дошкольного возраста КОНСПЕКТ открытого занятия по нравственно – патриотическому воспитанию «ЛЮБЛЮ БЕРЕЗКУ РУССКУЮ» (для детей старшего дошкольного.

Музыкальный проект для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие к истокам русской народной культуры» ПРОЕКТ «Путешествие к истокам русской народной культуры» Вид: информационно-практико-творческий, групповой Участники: музыкальный руководитель,.

Открытое занятие по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Цель: воспитание патриотических чувств, любви к Родине. Образовательная область: «Коммуникация». Интеграция образовательных областей: •.

Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Старшая группаСентябрь «Моя семья»Познавательное развитие Образовательная ситуация: «Наша дружная семья» (о домашних традициях, обязанностях,.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Разработала: Бойко Л. А. Проблема: Любовь к отчизне.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Наш микрорайон» для старшего дошкольного возраста Пояснительная записка: Родина, Отечество… Это у каждого человека свое, и оно на протяжении всей жизни определяет многое, если не сказать.

Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к источникам русской народной культуры» Информационная карта Название проекта: «Приобщение детей дошкольного возраста к источникам русской народной культуре» Автор проекта: Хопкина.

Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры» Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребенка, так как в это время закладываются базовые качества личности.

Проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «…Чтоб снова на земной планете Не повторилось той войны, Нам нужно, чтобы наши дети Об этом помнили, как мы!» Юрий Воронов, Участник блокады.

Проект по патриотическому воспитанию дошкольников в детском саду. Старшая группа

Срок реализации проекта: 16 дней
Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.
Актуальность проблемы: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных, так как это является основой формирования будущего гражданина страны. Крепкая, нерушимая и могучая страна состоит из многочисленности ее патриотов. Страна – это одна большая семья, и семья будет крепкой только при одном условии – когда внутри этой семьи присутствует дух любви и уважения друг к другу.
Патриотическое воспитание дошкольников — это любовь к Родине. Любовь к Родине начинается:
с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке;
с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет;
с любви к детскому саду, школе, городу;
с любви к природе родного края.
А так-же патриотическое воспитание включает в себя воспитание уважительного отношения:
к труженику и результатам его труда;
к родной земле;
к защитникам Отечества;
к государственной символике;
к традициям государства;
к общенародным праздникам.
Цель проекта: Создание условий для становления основ патриотического сознания детей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
Задачи проекта:
Развивающие:
1. Развитие чувства собственного достоинства как представителя народа России;
2. Развитие толерантного отношения к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.
3. Развитие любви к природе родного края;

Читать еще:  Можно ли сразу перейти на другую смесь. Как перевести ребенка с одной смеси на другую

Воспитательные:
1. Воспитание любви и уважения к своим национальным особенностям;
2. Воспитание любви к родному краю, к Родине (представление о стране, городах, столице, символике государства);
3. Воспитание интереса к русским народным сказкам;
4. Воспитание интереса к героям российских мультфильмов (Чебурашка и крокодил Гена)
Образовательные:
1. Знакомство с достопримечательностями города, памятниками архитектуры, с названиями улиц, носящих имена известных людей;
2. Знакомство с событиями, происходившими в стране, расширение представлений о стране, столице, символике государства;
3. Формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, города);
4. Формирование духовно-нравственных отношений;
5. Формирование любви к культурному наследию своего народа.
Предполагаемый результат: На основе ярких впечатлений о родной природе, об истории родного края, о Родине у ребенка формируются определенные черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.
Предварительная работа: [
постановка целей и задач;
приобретение наглядного дидактического материала;
работа с познавательной и художественной литературой (подбор иллюстраций, книг, сказок, рассказов, загадок, стихотворений);
подбор дидактических, подвижных и пальчиковых игр;
планы совместной образовательной деятельности;

памятки для родителей;
приобретение диска с записями российских мультфильмов

Сотрудничество с другими педагогами:
музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре организуют спортивно-музыкальное мероприятие «Мы-будущее России», посвященное Дню Народного Единства;
педагог по изобразительной деятельности организует занятие по теме «Природа родного края» и «Национальный орнамент народа коми»
Сотрудничество с семьей: Родители вместе с детьми участвуют в спортивно-музыкальном мероприятии, посвященному Дню народного единства, «Мы-будущее России!»
Продукт проектной деятельности:
Викторина «Россия – Родина моя»

— разработка перспективного плана по реализации проекта;
— разработка планов НОД;
— подбор наглядного материала (иллюстрации, игрушки) для создания развивающей среды в группе;
— подбор художественной литературы и художественного слова для чтения и перессказа в ходе НОД, бесед и самостоятельной деятельности детей;
— подбор дидактических, подвижных и пальчиковых игр по теме проекта. — заполнение анкеты на тему «Патриотическое воспитание ребенка»

II этап – основной (практический)
первый день
— Чтение стихотворений о природе России. Обсуждение прочитанного.
— Беседа «Я люблю тебя, Россия»
— Рассматривание иллюстраций на тему «Природа России»

— подвижная игра «Из-за леса , из-за гор»
— Родителям предлагается прочитать русские народные пословицы о России и обсудить их.А так-же Ввыучить с ребенком стихотворение М.Лисянского «Моя Родина»;

второй день
— Беседа «Моя Родина»
— Чтение и обсуждение стихотворения «Песня» В.Степанова
— рассматривание иллюстрации на тему «Природные зоны России»
Родителям предлагается прочитать ребенку стихотворение В.Степанова « Родные просторы» и обсудить его.

третий день
— Беседа «Большая и малая Родина»
— папка-передвижка «Береза – символ России»

— загадывание загадок про березу
— рассматривание иллюстраций на тему «Тундра, тайга, степь, лето, осень, зима»
— танцевальные движения под русскую народную песню «Во поле береза стояла…»
— гимнастика для дыхания «Береза»
— Рисование «Березовая роща»
— Родителям предлагается прочитать ребенку сборник стихов «Необъятная страна» из книги В.Степанова «Мы живем в России»

четвертый день
— Конспект НОД «Россия – огромная страна»
— пальчиковая игра «Родной край»
— занятие с педагогом по изобразительной деятельности «Природа родного края»

— заучивание стихотворения И.Токмаковой «Красная площадь»
— родителям предлагается прочитать и обсудить стихотворение В.Степанова «Москва»

пятый день
— Игра-путешествие «Москва – главный город нашей Родины»
— папка-передвижка для родителей «Москва – столица России»
— Пальчиковая игра «Москва»
— рассматривание иллюстраций на тему «Москва»

— родителям предлагается поговорить с ребенком о Москве-столице нашей Родины.

шестой день
— Беседа «Государственные символы России»

— Рассказ-беседа «Святой Георгий Победоносец»
— Рисование гуашью «Флаг России» и «Флаг Республики Коми»

седьмой день
— Конспект НОД «Российская Армия»
— Рассматривание иллюстраций по теме «Армия России», «Наши защитники», «Военная техника»

— Подвижная игра «Мы-отважные пилоты»
— Раскраски на тему «Военная техника»

восьмой день
— Участие с родителями в спортивно-развлекательном мероприятии, посвященному Дню Народного Единства ( с музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре)

девятый день
— Конспект НОД «Родной город»
— Рассматривание иллюстраций по теме «Сыктывкар»
— Оформление фотоальбома «Памятные места нашего города»

десятый день
— Презентация «Природа Республики Коми»
— занятие по изобразительной деятельности с педагогом по изо «Национальный орнамент народа коми»

— родителям предлагается поговорить с ребенком о красоте природы нашей республики.

одиннадцатый день
— Чтение коми-сказки «Мышь и сорока»
— пополнение коми-уголка новыми предметами утвари

двенадцатый день
— Беседа «Семья и семейные традиции»
— Пальчиковая игра «Семья»
— Родителям предлагается разучить слова игры «Матрешки и мышки»

тринадцатый день
— Беседа «Русские матрешки»
— Аппликация «Наряд для матрешки»
— Раскрашивание «Матрешки»

— Родителям рекомендуется прочитать дома ребенку любую русскую народную сказку.

пятнадцатый день
— Беседа о российских мультфильмах.
— Чтение «Приключения Чебурашки» В.Успенский
— Просмотр Мультфильма «Чебурашка и крокодил Гена»
— Рисование «Чебурашка» — Посмотреть в семейном кругу мультфильм «Чебурашка и крокодил Гена»

III этап – заключительный
шестнадцатый день — Участие в викторине «Я люблю Россию»
Консультация для родителей «Роль песни в патриотическом воспитании детей-дошкольников»

Источники:

http://docplayer.ru/38157615-Proekt-nravstvenno-patrioticheskoe-vospitanie-detey-doshkolnogo-vozrasta.html
http://www.maam.ru/detskijsad/proekt-po-nravstveno-patrioticheskomu-vospitaniyu-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-istoki-ruskoi-narodnoi-kultury.html
http://ped-kopilka.ru/blogs/irina-stepanovna-afanaseva/proekt-po-patrioticheskomu-vospitaniyu-doshkolnikov.html

Ссылка на основную публикацию