Проекты по правовому воспитанию школьников. Подпрограмма по правовому воспитанию. с Конвенцией о правах ребенка»

Программа правового просвещения несовершеннолетних, родителей, педагогического коллектива «Азбука практического права: изучаем вместе»

Сегодня необходима более масштабная работа по правовому просвещению, нравственному воспитанию, духовно-культурному развитию личности, которая должна осуществляться совместными усилиями государственных и общественных структур.

Важнейшей задачей, стоящей сегодня перед нашей школой является развитие правовой культуры и механизмов защиты прав несовершеннолетних. Особое место в этом процессе занимает целенаправленная деятельность по повышению правовой культуры детей, знакомство их с основными международными и отечественными юридическими документами, в которых зафиксированы основные права детей. Дети — это особая социально-демографическая группа населения, тонкий социальный барометр, чутко реагирующий на экологические, экономические, политические и социальные изменения и неблагополучия в обществе. В связи с этим, на современном этапе развития нашего общества очень важно, чтобы не только взрослые знали о правах детей, но и главное, чтобы сами дети знали свои права.

Актуальность правового просвещения очевидна — она обусловлена современным состоянием всех сфер общественной жизни: экономики, культуры, политики. И сейчас крайне необходимо формировать у детей мировоззрение, основанное на уважении к закону, знании прав человека и умении найти пути решения жизненных проблем. Наша задача помочь детям адаптироваться к жизни, научить их жить в демократическом обществе, регулируя свои отношения с государством, другими людьми.

— снижение уровня правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних;

— приобщение к деятельности, направленной на социализацию подростков.

-профилактика социального сиротства и семейного неблагополучия, формирование культуры семейных отношений;

— акцентировать внимание учащихся, их родителей и педагогов на вопросах становления правового пространства России;

— способствовать развитию интереса учащихся к вопросам правового образования, определения ими своего отношение к праву как общественной ценности;

— помогать школьникам составить собственные представления и сформировать личностные установки, основанные на современных правовых и моральных ценностях общества;

— способствовать развивать компетенции учащихся для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации ее гражданской позиции;

— продолжить работу по ознакомлению учащихся с информационными и иными возможности для дальнейшего непрерывного правового самообразования.

Исполнители Программы несут ответственность за своевременность и точность выполнения мероприятий.

Координатором Программы является заместитель директора по воспитательной работе. Механизм реализации Программы предполагает совершенствование форм и методов работы педагогического коллектива школы в целях обеспечения выполнения законодательства по защите прав ребенка, предупреждения детской преступности и правонарушений, противодействия негативным социальным процессам.

Становление и развитие права становятся объектом изучения в курсе истории. Отдельные аспекты правовых отношений рассматриваются целым рядом школьных предметов, а также программ «Полезные привычки», «Полезные навыки», «Дом. Образование. Милиция».

Тематика бесед и иных форм проведения классных часов и иных внеурочных мероприятий по правовым вопросам в большей или меньшей степени реализуется в работе школы.

Одним из важнейших условий обеспечения эффективности реализации Программы является доступ учащихся и педагогов к правовой литературе, содержащейся в библиотечном фонде школы и городских библиотек, и Интернет-ресурсам.

При определении содержания, форм и методики проведения мероприятий в рамках Программы важно учитывать следующее:

— необходимость деятельностного подхода в учебной работе учащихся в активном и интерактивном режиме;

-целесообразность использования методик учебного сотрудничества, различных вариантов работы в группах, кооперации, моделирования жизненных ситуаций;

-практическую значимость для правового образования учащихся продуктивного обучения, которое предполагает, что учащиеся не получают знания в готовом виде, а самостоятельно создают их для себя.

формированию ответственного понимания обучающимися своего гражданского долга и конституционных обязанностей;

закреплению знаний обучающихся своих прав и обязанностей, проявлению интереса к событиям общественной жизни;

снижению числа подростков, состоящих на учете за правонарушения, склонных к вредным привычкам;

Практическая направленность гражданского воспитания предполагает, что недостаточно иметь юридическую информацию, — важно уметь грамотно ею пользоваться. Только тогда право защищает человека. В процессе самостоятельной работы школьники должны освоить предметные (специальные умения) и навыки, научиться законным и нравственным способам защиты прав и свобод.

Современная история России показывает, что только активная гражданская позиция является необходимым условием становления полноценного гражданского общества и демократического правового государства. В связи с этим всё большее значение приобретает уровень политической культуры. Культуре демократии нужно учить с детства. Гражданское общество начинается с воспитания гражданина. Часто после окончания школы обнаруживается полная правовая безграмотность подростков. И, хотя школьники в силу своих возрастных ограничений и других объективных причин не могут быть включены в реальные политические процессы, они оказывают на них определённое воздействие, воспитывают в них конкретные жизненные установки и устремления. Задача школы заключается в том, чтобы сформировать и закрепить необходимые навыки правовой и демократической культуры несовершеннолетних.

Читать еще:  Почему ребенок не всегда срыгивает. Почему после кормления смесью ребенок срыгивает? Патологии развития желудочно-кишечного тракта

Основное содержание программы

Подпрограмма по правовому воспитанию


Подпрограмма
по правовому воспитанию
« Закон обо мне. Мне о законе »
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №15»
Еманжелинского муниципального района
Челябинской области

Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.

Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.

Одним из важных средств правового воспитания является ответственность.

Становление государством определенных мер ответственности за те или иные правонарушения необходимо для поддержания правопорядка.

Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников необходимо рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности. К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости соблюдения их требованию, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.

Правовое воспитание как система, как комплекс целенаправленных мер и средств воздействия на сознание школьников приобретает актуальность в подростковом возрасте, когда подростки могут уже сознательно воспринимать сущность законов.

Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям социально-правовых норм. Центральной задачей правового воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением школьника.

Важно, чтобы учащиеся хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и ответственность, которая предусмотрена за них. Необходимо уделить внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения школьников.

Сформулированы важнейшие задачи воспитания школьников:

формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания;

защита прав и интересов обучающихся;

формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров; способности к успешной социализации в обществе и к активной адаптации на рынке труда».

Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения школьников в настоящее время в стране достаточно актуальна.

В последние годы проблема безнадзорности, беспризорности детей школьного возраста стала одной из главных. Рост правонарушений и преступности в обществе, а, следовательно, и в среде школьников, рост неблагополучных семей, а также семей находящихся в социально-опасном положении и не занимающихся воспитанием, содержанием детей является основанием воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения, как учащихся, так и их родителей.

Противоправные деяния отчетливо проявляются и в детской и в подростковой среде. Вот почему необходимо всестороннее изучение, исследование данной проблемы и ее решение.

Однако репродуктивное усвоение правовой информации нельзя рассматривать как основную задачу воспитания правосознания школьников, так как современное российское законодательство очень изменилось. Кроме того, правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях.

Таким образом, в школьном правовом воспитании необходима такая педагогическая технология, которая отвечала бы потребностям самого ученика, общества и учитывала закономерности формирования правового сознания.

Практическая направленность правового воспитания, формирования законопослушного гражданина предполагает, что недостаточно иметь юридическую информацию, важно уметь грамотно ею пользоваться. Только тогда право защищает человека. В процессе учёбы школьники должны освоить специальные умения и навыки, научиться законным и нравственным способом защиты прав и свобод. Гражданское общество начинается с воспитания гражданина.

Цель программы : формирование правовой культуры учащихся.

1. создать целостное представление о личной ответственности за антиобщественные деяния, предусмотренные уголовным и административным правом;

2. научить учащихся вести себя в общественных местах, соблюдать дисциплину и порядок в школе;

3. сформировать умение различать хорошие и плохие поступки;

4. способствовать развитию, становлению и укреплению гражданской позиции, отрицательному отношению к правонарушениям;

5. предупредить опасность необдуманных действий, свойственных подростковому

возрасту, которые могут привести к совершению преступлений.

Основные направления деятельности по реализации программы:

1. Содержательное направление.

§ Разработка образовательных, воспитательных, социально-педагогических технологий, методов; отбор учебного материала, способствующего формированию законопослушного поведения школьников;

§ Организация работы лектория правовых знаний

§ Развитие деятельности ученического самоуправления в школе.

2. Социально-педагогическое направление.

§ Реализация системы просветительских и социально-педагогических мероприятий, адресованных учащимся, родителям, педагогам;

§ Социально-психологический мониторинг с целью выявления и коррекции имеющихся отклонений в семейном воспитании и личностном развитии школьника;

Читать еще:  Задания для ребенка 3 лет. Где впервые был обнаружен картофель? Сравнение предметов по длине, ширине и высоте

3. Управленческое направление.

§ Изучение и обобщение передового правового и социально-педагогического опыта в рамках реализации программы;

§ Создание условий для реализации основных направлений программы;

§ Привлечение к работе в решении поставленных задач всех существующих служб, работающих с учащимися и их родителями по вопросам правового воспитания и формированию законопослушного поведения школьников.

Методы достижения поставленных целей и задач:

1. Содержание курса реализуется на классных часах, которые планируются из расчета один классный час в четверть.

2. Основной формой является беседа, в процессе которой учащиеся приобретают теоретические знания.

3. Наряду с беседами используются такие формы, как деловая игра, практикум, устный журнал, конкурс рисунков и газет, викторина, круглый стол, конкурс сочинений, защита проектов, которые способствуют развитию умений школьников. Причем практические формы работы необходимо чаще использовать в старших классах, учащиеся которых получили достаточное количество теоретических знаний на уроках и классных часах.

4. В 7-9 классах ежегодно проводится тестирование с целью выявления склонности учащихся к правонарушениям.

5. Для родителей на основе данной программы разработан цикл лекций по правовой тематике.

Прогнозируемые результаты реализации программы:

Реализация программы воспитания правосознания и формирования законопослушного поведения школьников призвана способствовать формированию у учащихся правовой культуры и законопослушности. В результате учащиеся образовательных учреждений должны:

-обладать системой знаний в области прав и законов, уметь пользоваться этими знаниями;

— уважать и соблюдать права и законы;

— жить по законам морали и государства;

-быть законопослушным (по мере возможности охранять правопорядок), активно участвовать в законодательном творчестве;

— быть толерантным во всех областях общественной жизни;

-осознавать нравственные ценности жизни: ответственность, честность, долг, справедливость, правдивость.

В результате реализации программы возможно снижение численности учащихся, совершивших преступления и правонарушения, а также состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних; формирование правового самосознания учащихся, родителей, педагогов; формирование положительной мотивации учащихся на исполнение правил, законов, учебную деятельность.

Координация и контроль реализации программы:

Координация и контроль реализации программы возложен на социально-педагогическую службу МОУСОШ №15, которая:

— осуществляет организационное, информационное и научно-методическое обеспечение программы;

— координирует взаимодействие образовательного учреждения с заинтересованными организациями по вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения школьников;

— анализирует ход выполнения плана действий по реализации программы.

Проект по правовому воспитанию школьников «Гражданином быть обязан. «

автор: Соколова Валентина Валерьевна

должность: социальный педагог

школа №4 г. Болотного

Болотнинского района Новосибирской области

ПРОЕКТ по правовому воспитанию детей и молодежи

«Гражданином быть обязан..»

В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования в российских школах является модернизация и развитие правового образования. Данный проект направлен на формирование и совершенствования знаний в области правового воспитания школьников.

Материалы, представленные в проекте, предназначены для обеспечения детей знаниями, навыками, ценностными ориентирами для формирования правовой компетентности, развития правового самосознание, формирования навыков социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека; развития у школьников навыков общения в различных жизненных ситуациях с ориентацией на ненасильственную модель поведения.

Данные материалы могут быть полезны и использованы педагогами начальной, средней и старшей ступени школьного образования в сфере гражданско-правового воспитания.

Актуальность проблемы . Правовое воспитание школьников является одной из приоритетных задач современной системы школьного образования, содержание которого в передаче правовых знаний ученикам.

Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.

Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения несовершеннолетних – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.

Формирование правовой культуры необходимо на всех ступенях школьного образования: начиная с начального общего образования, так как именно в начальной школе формируются основные базовые понятия. Также актуально правовое воспитание для обучающихся основного общего и среднего общего уровней образования. Подростковый период – наиболее благодатное время для формирования правовой культуры – именно в этом возрасте школьники могут осознанно воспринимать информацию о правах, свободах и законах.

Правовое воспитание школьников, мероприятия по реализации которого должны проводиться регулярно, требует использования методов личного примера, принуждения, поощрения, анализа правовых норм.

Проект предусматривает обеспечение информационно – правовыми знаниями детей, формирование у них представления о своих правах и обязанностях.

Цель реализации проекта:

— формирование правовой культуры обучающихся, представлений об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности.

— расширение кругозор учащихся по вопросам правовой культуры;

— формирование у детей навыков социальной ответственности и правовой компетентности гражданина, уважительного отношения к Закону, правоохранительным органам;

Читать еще:  Если ребенок постоянно плачет. Плачь после купания. Улучшение качества сна

-обеспечение доступа всех участников образовательного процесса к правовой информации.

Целевой аудиторией воспитательного воздействия являются обучающиеся общеобразовательного учреждения МБОУ СОШ №4 г. Болотное.

Сроки реализации проекта: 1 месяц.

Механизм реализации проекта:

1. Подготовительный этап (первая неделя)

— ознакомление учителей с планом мероприятий;

— распределение тематики мероприятий по ступеням образования;

— разработка сценариев, бесед, подбор материала для тематических выставок.

2. Основной этап (вторая, третья неделя)

— реализация мероприятий по ступеням обучения (проведение бесед, тематических выставок, подготовка и оформление информационного стенда, проведение конкурса сочинений)

— проведение работы с родителями (подготовка и раздача буклетов, проведение бесед)

3. Заключительный этап (четвертая неделя)

— обработка и интерпретация полученной в ходе реализации проекта информации;

— соотношение результатов реализации проекта с поставленными целями и задачами.

В результате реализации проекта произойдет:

— формирование правового самосознания учащихся, родителей

— формирование положительной мотивации учащихся на исполнение правил; законов, учебную деятельность;

— повышение уровня правовой культуры школьников.

Способ оценки эффективности реализации проекта:

— обеспечение 100% охвата несовершеннолетних мероприятиями правовой направленности;

— мониторинг частоты проявления антиобщественного и антиправового поведения среди несовершеннолетних обучающихся школы;

-проведения социологического опроса среди обучающихся о нужности и полезности данных видов деятельности.

С целью реализации проекта были разработаны и проведены следующие мероприятия

Начальная школа (1-4 классы)

Классные часы «Ребенок имеет право», «Что такое хорошо? И что такое плохо?», «Могут ли быть права без обязанностей».

Беседа «Что можно и нельзя»

«В стране законов»

«Я в стране «Право»

«Я – Гражданин своей страны!»

«Осторожно, криминальная опасность»

«Преступником стать очень легко»

Классные руководители. Учителя-предметники

Классные часы правовой направленности:

«Ребенок и закон»

«Преступление и наказание» «Действие и бездействие»

«Закон и подросток»

«Закон о наркотиках»

«Мои права – мои обязанности»

Классные руководители. Учителя-предметники

Информационная встреча с работниками отдела полиции г. Болотное

«Поступками славятся Герои!»

«На страже закона»

Классные руководители, соц.педагог

«Я – два полюса планеты» (Добро – зло)

Классные руководители, учителя-предметники, соц. служба

Презентация книжной выставки

«Моя правовая Страна!»

Старшее звено (10-11 класс)

«Права человека – ваши права». «Дети – преступность – беда»

«Алкоголизм и наркомания – путь к преступлению»

«Я в правовом Государстве»

Учителя-предметники, классный руководитель, соц.служба

Подготовка раздаточного материала на уроках информатики

Учителя-предметники, классный руководитель, соц.служба

«Зло вырастает из добра?» (обсуждение проблемных статей из молодежной периодической печати)

Презентация книжной выставки

«Моя правовая Страна!»

Классные руководители, учителя-предметники, соц. служба

С целью формирование правовой культуры родителей и ответственного родительства классным руководителям были предложены темы для бесед во время проведения родительских собраний (приложение 1).

Социальной службой школы также были разработаны листовки-памятки для родителей (приложение 2)

Также в рамках реализации проекта был оформлен информационный стенд «Каждый ребенок имеет право!» (приложение 3)

Данный проект был реализован с 01.02 по 05.03. 2016 года.

Состав участников проекта:

1. Социальная служба: социальный педагог, педагоги –психологи

2. Учителя начальных классов – 10 человек

3. Учителя-предметники: информатика, история, обществознание, русский язык и литература — 2 человека

Общий преподавательский состав – 18 человек.

Состав школьников: начальное звено – 212 человек, среднее звено – 197 человек, старшее звено – 26 человек.

Все этапы проекта реализованы в полном объеме, учащиеся активно принимали участие в мероприятиях, старались проявить креативность, творчество, индивидуальность, активно высказывали свои точки зрения.

На заключительном этапе с целью оценки результатов реализации проекта социальной службой были разработаны и проведены опросники.

В опросах участвовали: начальное звено – 200 человек, среднее звено – 182 человека, старшее звено 24 человека. Проанализировав ответы учащихся, получены следующие результаты:

«Приобретение новых знаний в области прав и обязанностей» — 92,3% учащихся

«Интересные и познавательные мероприятия» — 92%

«Понятность и доступная форма бесед, возможность выразить свою точку зрения» — 97%

«Возможность проявить себя творчески, пообщаться со сверстниками, расширить свой кругозор» — 89%

«Комфортность, моральная удовлетворенность деятельностью» — 94%.

Также продолжается работа по ведению мониторинга частоты проявления антиобщественного и антиправового поведения среди несовершеннолетних обучающихся школы, который показывает, что за время реализации проекта и по настоящее время наблюдается снижение частоты таких проявлений.

Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: все запланированные мероприятия были реализованы в полном объеме, что позволило обеспечить доступ участников образовательного процесса к правовой информации, а также способствовало формирование осознанного законопослушного поведения, формированию у детей навыков социальной ответственности, уважительного отношения к закону, правоохранительным органам.

Задачи проекта реализованы, цель достигнута.

Источники:

http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/620682/
http://74330s015.edusite.ru/p136aa1.html
http://infourok.ru/proekt-po-pravovomu-vospitaniyu-shkolnikov-grazhdaninom-bit-obyazan-1105511.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector