Программа для детей раннего возраста малыш». Программа развития одаренных детей дошкольного возраста «Креативные самоцветы»

Программа развития одаренных детей дошкольного возраста «Креативные самоцветы»

В дошкольном возрасте проявляется специальная одаренность, признаками которой являются особые способности к определенному виду деятельности. Как правило, способности делятся на общие и специальные.

Общие способности: наблюдательность, творческое воображение, хорошая память важны для многих видов деятельности. Специальные способности играют важную роль в конкретных видах деятельности: музыкальной, художественной, литературной.

Общие способности образуют две группы: познавательные и практические.

Ведущее место в структуре познавательных способностей занимает способность создавать образы, отражающие свойства предметов, их общее строение, соотношение основных частей и ситуаций. К таким способностям относят сенсорные, интеллектуальные и творческие. Сенсорные способности связаны с восприятием ребенком предметов и их признаков. Они составляют основу умственного развития малыша. Сенсорные способности формируются с 3-4-х лет. Дети знакомятся с разновидностями каждого признака и систематизируют их, когда, например, овладевают представлениями о цветах, феноменах родного языка, эталонах геометрических форм.

Основой развития интеллектуальных способностей является не только уровень и глубина интеллекта ребенка, но и его своеобразие. Характерной чертой детей со значительными интеллектуальными способностями является их чрезвычайная познавательная активность — повышенная потребность в новых впечатлениях, в умственной нагрузке.

Важную роль в жизни человека играют способности к практической деятельности. К этой категории относятся организаторские и конструктивно — технические способности.

Организаторские способности дошкольников особенно ярко проявляются и интенсивно развиваются во время игровой деятельности. Дети с такими способностями чаще других выступают инициаторами игр, помогают найти каждому роль, наблюдательны, практичны, коммуникабельны.

Читать еще:  Развивающие школы для детей от 4 лет

Дошкольный возраст — благоприятный период для развития конструктивно — технических способностей. К ним относятся пространственное видение, пространственное воображение, умение представлять предмет в целом и частями согласно плану, схеме, описанию. Детское конструирование — это процесс создания конструкций, в которых предполагается взаимное расположение частей и элементов, способы их сочетания.

Дошкольное детство создает благоприятные условия для формирования специальных способностей. Очень рано начинают развиваться музыкальные способности, которые являются достаточно многогранными. К ним относятся способности воспринимать музыку, чувствовать выразительность, непосредственно и эмоционально откликаться на нее, оценивать красивое в музыке и движении, ритмичную выразительность, проявлять музыкальный вкус в пределах возможностей этого возраста. Особого внимания заслуживает способность детей выразительно, непринужденно, ритмично двигаться под музыку.

В дошкольных учреждениях для воспитания одаренных детей необходимо использовать индивидуальные программы с учетом особенностей детей, их наклонностей и интересов. Эти программы должны отражать междисциплинарный, развивающий характер обучения, главные идеи познания, а не совокупность конкретных фактов; способствовать развитию различных типов мышления, исследовательских умений, навыков самоорганизованности; совершенствовать средства общения и взаимодействия с людьми.

Именно поэтому возникла необходимость создания программы для работы с одаренными дошкольниками, которая предусматривает работу с детьми, педагогами учреждения и родителями детей.

Цель развивающей-коррекционной программы:

— развитие творческих и интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста;

— создание у дошкольников положительного эмоционального настроя и умения освобождаться от напряжения, скованности;

— обучение коммуникативному и невербальному поведению.

Создать положительный эмоциональный настрой.

Формировать у детей навыки эффективного общения.

Усовершенствовать зрительную, слуховую, тактильную память, мышление, сосредоточенность и концентрацию внимания.

Развивать творческие способности и воображение.

Обучать приемам саморелаксации, снятие психомышечного напряжения.

1. Диагностика одаренности осуществляется в три этапа:

Читать еще:  Скачать онлайн осенние поделки своими руками. Поделки на выставку на тему Осень": дерево в банке. Осенние поделки для сада из природных материалов. Мастерим из тыквы

1.1. Анкетирование воспитателей старших групп.

1.2. Анкетирование родителей.

1.3. Диагностика развития зрительной и слуховой памяти, мышления, внимания дошкольников, методика «Творческая оригинальность» по Симановскому А. Е.

2. Проведение коррекционно — развивающих занятий.

3. Повторная диагностика после проведения занятий.

Участники: программа разработана для детей 5-6 лет, занятия следует проводить один раз в неделю, в индивидуальной или групповой форме, оптимальное количество — 8 детей.

Общее время: количество занятий — 10, продолжительность — 30 минут.

Формы работы: коррекционно — развивающие занятия состоят из упражнений и игр (метод игровой коррекции ролевой игры: психогимнастика, песочная терапия, арт-терапия: рисование; музыкотерапия; творческие рассказы).

Источники:

http://psichologvsadu.ru/rabota-psichologa-s-detmi/podgotovka-detej-k-shkole/umstvennoe-razvitie-rebenka/422-programma-odarennie-deti-kreativnie

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector