Программа кружка по пластилинографиии в средней группе пластилиновое чудо». Кружок пластилинографии в детском саду

Перспективный план кружка «Пластилиновое чудо»

Автор: Бобрецова Валентина Станиславовна

Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цели.

Основой каждого занятия является изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства – пластилинографии.

Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Также дети знакомятся с использованием разнообразных приемов: выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путем примазывания одной части к другой.

Каждое занятие содержит не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка. Дети получают знания, умения, навыки: также происходит закрепление информации, полученной на занятиях по развитию речи, экологии, рисованию, осуществляется знакомство с миром разных предметов в процессе частичного использования так называемого бросового материала, расширяются возможности изобразительной деятельности детей.

· развитие индивидуальных творческих способностей и интереса к искусству в целом в процессе занятий пластилинографией.

· формирование и раз­ витие художественно-твор­ческих способностей детей посредством изобразительной деятельности, создание необ­ходимых условий для самооп­ределения и самореализации личности ребенка.

· Формировать устойчивый интерес к художественной лепке.

· Обучать специальным технологиям работы с пластилином, закреплять приобретенные умения и навыки, показать широту их возможного применения.

· Дать теоретические знания и формировать у обучающихся практические приемы и навыки работы с пластилином.

· Способствовать развитию познавательной активности, развитию творческого мышле­ния, воображения, фантазии.

· Способствовать развитию пространственного представ­ления и цветового восприятия.

· Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность.

· Развивать мелкую мотори­ку пальцев рук.

· Содействовать воспита­нию у обучающихся интереса к художественно-творческой де­ятельности, стремлению к ов­ладению знаниями и навыками в работе с пластилином.

· Воспитывать трудолюбие, аккуратность.

· Воспитывать эстетический вкус, любовь к прекрасному.

· Воспитывать у детей ин­терес к изобразительной де­ятельности друг друга, доб­рожелательное отношение и взаимопомощь, формировать навыки сотрудничества.

— стеки, доски, влажные салфетки;

— наборы плотного картона разного по форме, цвету, одноразовая посуда, разная по форме, величине;

— фото или иллюстрации с изображением различных композиций и предметов;

— различный бросовый материал (бусинки, бисер, зубочистка и т.д.).

Занятие по пластилинографии проводится один раз в неделю, во вторник. Длительность занятия составляет 20 минут.

Программа дополнительного образования «Волшебный пластилин», 4–5 лет

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 42 «Веснушка»

Программа дополнительного образования

кружка «Волшебный пластилин»

с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства – пластилинографии для детей среднего дошкольного возраста 4–5 лет

на 2018-2019 учебный год

В ФГОС ДО выделены пять образовательных областей необходимые для всестороннего развития ребенка на всех этапах дошкольного детства, но, пожалуй образовательная область «Художественно- эстетическое развитие» обладает таким мощным потенциалом, которая объединяет все области и интегрирует их в воспитательно-образовательном процессе, что способствует развитию у детей воображения, творческого начала, интеллектуальных и сенсомоторных способностей.

Читать еще:  Как помочь ребенку добиться успеха: метод пяти достижений. У каких родителей вырастают счастливые и успешные дети. А для себя могу записать достижения моего малыша

Проблема развития рисования дошкольников является объектом изучения научных работ таких педагогов как: Флериной Е.А., Комаровой Т.С., Сакулиной Н.П., Казаковой Т.Г., Чумичевой Р.Л. и др. Рисование является одним из ярких и ведущих видов изобразительной деятельности, которая рано осваивается детьми. Художественная деятельность формирует и развивает ребенка разносторонне, влияет на его духовный мир в целом. Она развивает глаз и пальцы, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, расширяет кругозор, формирует нравственные принципы. К тому же работа пальцами развивает координацию движений, речь. Рисуя, ребёнок отражает и упорядочивает свои знания о мире, осознаёт себя в нём. Таким образом, рисовать ребёнку так же необходимо, как и разговаривать.

Еще Аристотель подчеркивал, что занятия рисованием способствует всестороннему развитию личности ребенка. Как показали исследования, проводившиеся под руководством ученого В.И.Слободчикова — рисование способствует формированию у дошкольников образных представлений, являющихся важной психологической основой овладения умением учиться.

Работы многих специалистов свидетельствует, что художественно –творческая деятельность отвлекает детей от грустных мыслей, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное состояние.

Рисование пластилином в нетрадиционной технике «Пластилинография» представляет собой новый вид декоративно-прикладного искусства, с изображением лепных картин на горизонтальной поверхности. Основной материал — пластилин. Пластилинография имеет два смысловых корня: «графия»- создавать, изображать, а «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Занятия пластилинографией знакомят детей с формой, свойствами предметов, развивают моторику рук и пальцев, а в свою очередь это способствует развитию речи. Дети приучаются более внимательно рассматривать предмет, что развивает в них наблюдательность. Эта работа даёт простор детской фантазии. Развивает творческие способности. Ничто так не развивает воображение и моторику руки детей, как лепка. Ребёнок осязает то, что он делает

Дополнительная образовательная программа «Волшебный пластилин» создана в ответ на запрос современного социума- семьи, к формированию творческой личности, развитие инициативы, самостоятельности, ручной умелости и интеллектуальных способностей у дошкольника 4-5 лет.

Дополнительная образовательная программа « Волшебный пластилин» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО ( Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10 2013) и согласована с Федеральным законом «Об образованиив Российской Федерации(№273-ФЗ от 29.12.2012),учитывает основные положения Конвенции ОНН о правах ребенка и ключевые идеи стратегии образования для устойчивого развития, представленная в программе дошкольного образования « От рождения до школы» (Н.Е.Веракса, М.А.Васильева, Т.С. Комаровой).

Дополнительная образовательная программа «Волшебный пластилин» ориентирована на сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии ребенка; поддержку разнообразия детства; уважение личности ребенка с учетом возрастных, гендерных, индивидуальных особенностей, предусматривает реализацию принципа непрерывности образования на всех его уровнях.

«Волшебный пластилин» — это программа психолого- педагогической поддержки позитивной социализации и гибкой индивидуализации, формирование творческой личности ребенка.

Цель программы «Волшебный пластилин» — формирование

творческой индивидуальности, ручной умелости и интеллектуальных способностей у дошкольника 4-5 лет.

— учить основам художественной грамотности, цветоведения,

элементарным композиционным приемам;

-формировать у детей изобразительные навыки. Развивать у них интерес к художественной деятельности.

— учить детей выполнять лепную картину и показать, что детали предметов сохраняют объем и выступают над поверхностью основы;

Читать еще:  Детские стихи про снегурочку на новый год. Новогодние стихи для детей про снегурочку

— развить мелкую моторику рук, образное, логическое и художественное мышление;

-создать в объединении соответствующую эстетическую среду;

-приучить к самостоятельности, трудолюбию, коллективизму, сотворчеству;

— Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, формы, композиции, мелкую моторику рук.

-развивать умение любоваться природными формами и преобразовывать их в декоративные.

Содержательный и организационный раздел

2. Пальчиковая гимнастика.

3. Изготовление картины.

Итогом работы над изучаемой темой должно быть создание тематической композиции.

Форма проведения занятий : Занятия в кружке проводятся в интегрированной форме, совместная деятельность, индивидуальная работа.

Методы и приёмы : Наглядный, практический, словесный, метод сенсорного насыщения и эстетического выбора, метод сотворчества, поисковых, игро-вых и творческих ситуаций.

Основные приемы рисования пластилином:

Перед использованием пластилин следует размять, а после работы протереть руки салфеткой и вымыть их теплой водой с мылом.

Для основы картин используется плотный картон или готовые наборы «Каляка – маляка» рисуем пластилином по теме перспективного плана.

Ожидаемые результаты усвоения программы:

В результате систематических занятий у детей развивается моторика рук. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью.

Занятия кружка «Волшебный пластилин» проводятся с детьми младшего дошкольного возраста (4-5 лет) во вторую половину дня: 1 раз в неделю, дли-тельность – 20 минут;

Вторник – 15.45- 16.05

Календарно — тематический план кружка «Волшебный пластилин»

Программа кружка по пластилинографиии в средней группе «Пластилиновое чудо»

«творческая работа с детьми от 3 до 10 лет»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 25 «Солнышко» р.п. Приютово муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан

(МАДОУ детский сад № 25 р.п.Приютово)

на педагогическом совете

МАДОУ детский сад

детский сад № 25 р.п.Приютово

дополнительного образования детей

среднего дошкольного возраста

по художественно- творческой деятельности

на 2017-2018 учебный год

Руководитель: Сиразева А.В.

1.2. Актуальность программы……………………………………………….3-4

2.Содержание реализации программы……………………………………..5

2.1.Цель и задачи программы……………………………………………….5

2.4.Формы, принципы, методы реализации программы…………………..5-6

2.6.Организация итоговых мероприятий…………………………………..6

2.8. Взаимодействие с родителями…………………………………………6

«Руки учат голову затем поумневшая голова учит руки,

а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

Программа кружка по пластилинографии «Пластилиновое чудо» имеет художественно-эстетическую направленность.

Исследованиями различных стран установлено, что уровень мыслительной деятельности, развитие речи детей находятся в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Занятия по развитию осязания и мелкой моторики помогают оказывать положительное воздействие на кору головного мозга и тем самым ослаблять зависимость становления зрительных функций от зрительного дефекта.

Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, был разработан кружок художественной направленности “ Пластилиновое чудо ”- основной идей которой является рисования картин – пластилином, пластилинография.
Понятие « пластилинография » имеет два смысловых корня: « гра­фил » — создавать, рисовать, а первая половина слова « пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется ис­полнение замысла.

Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов.

С раннего возраста детей знакомят с пластилином: ребёнок учится раскатывать его в руках, размазывать, сплющивать, вытягивать и скатывать, формируя примитивные фигуры и соединяя их между собой. Такой податливый материал, как пластилин, является идеальным инструментом для маленького творца.

Читать еще:  Развивающие группы для детей от 2. Центры раннего развития

У ребенка, занимающегося пластилинографией , развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т.д.).

Такое построение занятий кружка ”Пластилиновое чудо ” способствует более успешному освоению образовательной программы. В результате дети:

-Реализуют познавательную активность . Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.

-В интересной игровой форме обогащают свой словарь . В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.

-Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.

У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.

-Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. В младшей группе происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.

У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев . Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.

Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.

Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.

Программа работы кружка пластилинографии « Пластилиновое чудо » является моделью совместной художественно-изобразительной деятельности педагога и детей, составлена с учётом возрастных, физиологических, психологических и познавательных особенностей детей среднего дошкольного возраста.

Детское творчество успешно развивается в тех условиях, когда процесс воспитания и обучения планомерный и систематический. Главное заинтересовать ребенка и поддержать его. Приобщая ребенка к миру прекрасного, развивается трудолюбие, усидчивость, художественный вкус, воображение, мышление, эмоциональное положительное отношение к миропониманию.

Освоение отдельных технических приемов пластилинографии вполне доступно детям дошкольного возраста и может внести определенную новизну в творчество детей, сделать его более интересным и увлекательным.

Пластилинография имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, связь с окружающей жизнью.

Источники:

http://solncesvet.ru/perspektivnyiy-plan-kruzhka-plastili/
http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya_kruzhka_volsh_210031.html
http://infourok.ru/programma-kruzhka-po-plastilinografiii-v-sredney-gruppe-plastilinovoe-chudo-2325614.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector