Программа кружковой работы по пластилинографии «Чудеса из пластилина» для детей подготовительной группы. Рабочая программа « пластилинография – детский дизайн

Перспективный план кружка «Волшебный пластилин»
рабочая программа по аппликации, лепке (средняя группа)

Развитие ручной умелости у детей 4-5 лет через укрепление мелкой моторики пальцев рук, и организацию совместного творчества детей и взрослых.

Предварительный просмотр:

Педагогическим советом МБДОУ№218

Заведующий МБДОУ № 218

для детей среднего дошкольного возраста

по художественно- творческой деятельности,

мастерская «Волшебный пластилин»

на 2018-2019 учебный год

Воспитатели :Иванова Ю.А

Учёными выявлена связь между активным движением пальцев рук ребёнка и формированием его речевого аппарата. Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства.

Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи.

Изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами. (кисть, карандаш, ножницы)

Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Пластилинография – создание из пластилина выпуклых , полуобъемных объектов на поверхности. Это изобразительная деятельность c применением пластилина . Рисование пластилином — замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Оно позволяет ребенку освоить объем, сделать картинку рельефной и за счет этого более выразительной и живой.

Но, кроме того, это еще и способ задать детским пальчикам хорошую мышечную нагрузку. Особенно там, где требуется размазывать пластилин по плоскости .

Работа с пластилином развивает мелкую моторику рук, а, следовательно, активизирует мыслительную и речевую деятельность ребенка. Повышает сенсорную чувствительность, т. е. способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, пластики .

Основным материалом является пластилин , инструментом – рука.

Чтобы дети лучше усвоили и закрепили навыки, обучение следует проводить поэтапно : сначала важно научить надавливать на пластилин , затем размазывать его от центра к краям контура и в дальнейшем сочетать оба приема. Обучать пластилинографии нужно в порядке повышения уровня сложности : начинать лучше с простых картинок в младшем возрасте и постепенно переходить к созданию более сложных. Пластилиновая картина может состоять из шарообразных, сферических или цилиндрических кусочков либо мазков, и при визуальном восприятии выглядеть как мозаика. Разнообразие способов нанесения пластилиновых мазков , их фактуры, цветового колорита способствует развитию фантазии дошкольников. В зависимости от замысла фактура мазков может напоминать шелк, стекло или керамику, выглядеть шероховатой или рельефной.

Занятия пластилинографией знакомят детей с формой , свойствами предметов, развивают мелкую моторику рук и пальцев, что в свою очередь способствует развитию речи. Ничто так не развивает воображение и моторику руки детей , как лепка.

Такие занятия будут способствовать не только овладению детьми практическими навыками, но и научат их любоваться природой, бережно к ней относиться, помогут проникнуться любовью даже к самому маленькому, неказистому цветку. И тогда дети никогда бездумно не сорвут, не затопчут, не причинят вреда растению сами и остановят от неразумного шага других.

Разработка программы обусловлена :

• Развитием мелкой моторики рук ребёнка, посредством работы с пластилином ;

• Развитием речи детей

. Цель и задачи реализации программы . Принципы и подходы к формированию рабочей программы

Развитие ручной умелости у детей 4-5 лет через укрепление мелкой моторики пальцев рук, и организацию совместного творчества детей и взрослых .

• формирование навыков работы с пластилином , побуждение интереса к лепке;

• освоение новых приемов работы с пластилином и создание с их помощью сюжетных картин;

• обучение умению ориентироваться на листе бумаги;

• развитие усидчивости, терпения, аккуратности

• развитие силы пальцев рук детей , координации движений рук

• развитие сенсорных способностей (умение передавать цвет, форму)

• развитие воображения и смекалки

• Принцип доступности — обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме : игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.

• Принцип гуманистичности – индивидуально — ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.

• Принцип деятельности — развитие мелкой моторики осуществляется через вид детской деятельности – лепку.

• Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов.

• Принцип системности — решение поставленных задач в системе кружковой работы

• Овладение детьми различными приёмами лепки (шарики, мазки, растирание, размазывание) и активное использование лепных навыков в самостоятельной продуктивной деятельности детей

Читать еще:  Грим на Хэллоуин для детей, девушек и парней, сделанный в домашних условиях своими руками (пошаговые фото создания). Грим на Хэллоуин в домашних условиях ? Мастер-класс с фото для мужчин. Идеи мкияжа и грима для девушек на Хэллоуин

• Усидчивость, аккуратность в выполнении творческих заданий.

• Умение воспринимать, сопереживать; высказывать своё мнение, отношение

• Умение общаться в коллективе

• Умение передавать форму, цвет, настроение

.Условия реализации программы :

• Занятия проводятся 1 раз в неделю с октября по май (28 часов, длительность — 20 минут,

• Сотрудничество с воспитателями, родителями

• Организация предметно – развивающей среды

• Подбор необходимого материала и технических средств обучения

Материалы для создания пластилиновой картины :

• Картон (белый и цветной)

• Салфетки для рук

• Доска для лепки

• Бросовый и природный материал

• Бусины, бисер, поетки

• Зубочистки, трубочки, проволока

Работа с родителями :

• Организация выставок и мастер-классов,

• Беседы, консультации, поручения родителям

• Дни открытых дверей

Принципы и подходы к формированию программы

Программа сформирована на основе требований ФГОС ДО, предъявляемых к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему.

Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности с детьми 4-5 лет.

Программа обеспечивает развитие личности детей среднего возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

В программе учитываются :

— индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья;

— возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.

Содержание рабочей образовательной программы построено с учётом основных принципов дошкольного образования :

— полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития;

— построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

— содействие и сотрудничество детей и взрослых , признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

— поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

— сотрудничество с семьёй;

— приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

— формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;

— возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

Образовательная деятельность с детьми, в основе которых доминирует игровая деятельность, в зависимости от программного содержания , проводятся фронтально, подгруппами, индивидуально. Выполнение программных задач происходит путем использования проектного метода, проблемного обучения, интегрированного и комплексного обучения.

Игровые приемы, используемые на занятиях по дополнительному образованию.

Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам :

-“Художественная литература”, где используются произведения познавательной направленности.

-“Развития речи”, где осуществляется обогащение словаря, расширяя и уточняя знания детей об окружающем .

-“Продуктивные” занятия, где осуществлялась закрепление образов.

-»Познавательные» занятия, где осуществляется закрепление образов и

понятия о живой и не живой природе.

начинают складываться в игре, рисовании, конструировании. В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. Дети продолжают сотрудничать со взрослыми в практических делах (совместные игры, поручения, наряду с этим активно стремятся к интеллектуальному общению, что проявляется в многочисленных вопросах (почему? Зачем?

Планируемые результаты реализации рабочей программы

Результаты освоения Программы представлены в виде следующих целевых ориентиров :

• ребенок активно и с желанием участвует в разных видах творческой художественной деятельности;

• ребенок использует разные способы выражения своего отношения к окружающему миру в продуктивной деятельности;

• ребенок при создании изображения проявляет воображение, фантазию;

• у ребенка развиты сенсорные эталоны;

• у ребенка развита умелость рук, пинцетное хватание;

• ребенок способен принимать задачу;

• ребенок умеет передавать образы предметов, явлений посредством пластилинографии .

Овладение детьми различными приёмами лепки (шарики, мазки, растирание, размазывание) и активное использование лепных навыков в самостоятельной продуктивной деятельности детей

• Усидчивость, аккуратность в выполнении творческих заданий.

• Умение воспринимать, сопереживать; высказывать своё мнение, отношение

• Умение общаться в коллективе

• Умение передавать форму, цвет, настроение

Развитие умения лепить из различных материалов : глины, пластилина , снега, песка. Знакомство с конструктивным и комбинированным способом создания изображения. Освоение некоторых приёмов лепки : оттягивание из целого куска, прищипывание и т. д.

Формировать умения анализировать объект, выделять основные части и детали, составляющие сооружение. Создание вариантов знакомых сооружений из готовых геометрических форм и тематического конструктора, деталей разного размера. Умения выполнять простые постройки. Освоение способов замещения форм, придания им устойчивости, прочности.

Освоение обобщённых способов складывания различных поделок : складывание квадрата, приклеивание к основной форме деталей.

Развивать умения видеть образ в природном материале, составлять образ из частей, использовать для закрепления частей клей, пластилин . Составление простых коллажей из готовых элементов, изготовление несложных сувениров в технике коллажа.

Использование ИКТ, электронные дидактические игры, настольные игры, индивидуальные задания

словесные – рассказы воспитателя, рассказы детей , чтение художественной литературы

Методы и приемы работы

— сюрпризные моменты, игровые ситуации;

— пальчиковая гимнастика, физминутки;

— показ способов действия с инструментами и материалами;

— предъявление наглядных пособий;

— анализ выполненных работ;

— объяснение способов действия с инструментами и материалами;

— обучение способам лепки (конструктивным, комбинированным, пластическим ) и приемами (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание, раскатывание, сплющивание, защипывание);

Читать еще:  Снять тонус мышц ног у ребенка. Период от одного месяца до трех. Что должно насторожить

. Мониторинг результатов реализации программы

Система мониторинга по пластилинографии .

Данный вид диагностики не предполагает специальных форм и видов организации детей , осуществляется в наблюдениях, во время индивидуальных и фронтальных занятий. Диагностика проводится с целью эффективного построения занятия – кружка.

1. Творческая активность

а) Повышенный интерес,творческая активность – высокий уровень

б) Ребенок активен, есть интерес к данному виду деятельности, но выполняет работу по указанию педагог – средний уровень

в) Ребенок не активен, выполняет работу без особого желания – низкий уровень

2. Сенсорные способности

а) Форма передана точно. Разнообразие цветовой гаммы, передан реальный цвет, выразительность изображения — высокий уровень

б) Есть незначительные искажения. Отступления от краски – средний уровень

В) Форма не удалась. Безразличие к цвету, одноцветность – низкий уровень

а) По всей плоскости листа соблюдается пропорциональность между предметами — высокий уровень

б) На полосе листа с незначительными элементами – средний уровень

в) Не продуманно носит случайный характер – низкий уровень

4. Общая ручная умелость

а) Хорошо развита моторика рук, аккуратность — высокий уровень

б) Ручная умелость развита — средний уровень

в) Слабо развита моторика рук, требуется помощь — низкий уровень

а) Выполняет задания самостоятельно, без помощи. Ребенок самостоятельно выбирает тему, замысел, умеет планировать свои действия, выбирает выразительные средства, доводит начатое дело до конца — высокий уровень

б) Требует незначительная помощь — средний уровень

в) Выполняет задание с помощью педагога, необходима поддержка и стимуляция — низкий уровень

6. Показатели технических навыков

а) Выполняет самостоятельно – высокий уровень

б) Требуется небольшая помощь – средний уровень

в) Выполняет действия с помощью педагога – низкий уровень

а) Выполняет самостоятельно – высокий уровень

б) Требуется небольшая помощь – средний уровень

в) Выполняет действия с помощью педагога – низкий уровень

а) Выполняет самостоятельно – высокий уровень

б) Требуется небольшая помощь – средний уровень

в) Выполняет действия с помощью педагога – низкий уровень

Материально-техническое обеспечение реализации программы

1. Плотный цветной картон

2. Цветной пластилин

3. Доска для лепки, стека

4. Салфетка для рук

5. Игрушки, иллюстрации и дидактический материал соответствующий тематике занятия, ИКТ.

6. Бросовый материал — для создания игровых фантазийных изображений : бумага разной фактуры, фантики от конфет, семечки, зернышки, пуговицы, пластиковые ёмкости и т . д.

3.3. Список литературы

1. Богуславская З. М. Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего возраста . — М.: Просвещение, 1991.

2. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1997.

3. Давыдова Г. Н. Пластилинография . Детский дизайн. – М.: Издательство 2007.

4. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – М.: Просвещение, 1991.

5. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. –М.: Аст; СПб : Сова, 2006.

Готовое оформление для рефератов, папок-передвижек

План кружковой работы «Чудеса из пластилина».

Для дошкольников и учеников 1-11 классов

16 предметов ОРГВЗНОС 25 Р.

План кружковой работы «Чудеса из пластилина»

МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 108» г. Саратова

Возрастная группа: вторая младшая

Воспитатель: Мулевая Е.А.

Когда человек рождается, он начинает познавать мир, причём делает это самым эффективным и безотказным способом — всё нужно увидеть, услышать, пощупать руками и попробовать на зуб. Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является пластилин.

Прежде чем говорить непосредственно о пластилине, о рисовании этим материалом, надо сказать о том, на какие стороны формирующейся личности ребёнка он оказывает своё благотворное влияние. Тактильная активность, особенно ярко проявляемая детьми именно при играх с пластилином. напрямую влияет на формирование фантазии. Психологи указывают на прямую взаимосвязь между степенью развития у малыша фантазии и его складывающимися интеллектуальными способностями. Таким образом, стимулируя с помощью поделок из пластилина развитие фантазии ребёнка, его способность представлять перед собой образы предметов, которых в действительности нет перед его глазами в данный момент, мы закладываем базу для развития интеллекта ребёнка.

Учёными выявлена связь между активным движением пальцев ребёнка и формированием его речевого аппарата. Фактически руки в данный период жизни являются для малыша дополнительным речевым органом. Функции двигательной активности и речи формируются параллельно. В случае, если развитие двигательной активности рук отстаёт от нормального течения, то задерживается и речевое развитие, хотя общая физическая активность при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Поэтому рисование пластилином благотворно скажется и на развивающемся вербальном аппарате ребёнка.

В процессе занятий с пластилином малыш начинает проявлять творческие способности, значение которых для формирования здоровой и гармонично развитой личности трудно переоценить. Помимо этого, не стоит забывать и о таком аспекте, как подготовка кистей рук к занятию письмом. Которое в наше время нередко начинается ещё до того, как ребёнок отправится учиться в школу.

Читать еще:  Как и куда подавать на алименты: порядок, документы, госпошлина. Алименты на жену. Как подать на алименты ребенку: в каких случаях можно, как выглядит бланк искового заявления о взыскании на ребенка, порядок получения начислений во время брака и уже после

Итак, стало окончательно ясно, что занятия с пластилином играют чрезвычайно важную роль в полноценном творческом развитии малыша.

В воспитании ребёнка нет, и не может быть мелочей, и такая забавная и не серьёзная, на первый взгляд, вещь, как пластилин, может при грамотном подходе сыграть немалую роль в том, чтобы малыши выросли всесторонне развитыми.

Познакомить детей с нетрадиционной техникой лепки – пластилинографией.

развивать художественный вкус, чувство композиции; творческие способности;

способствовать развитию мелкой моторики и координации движений рук;

формировать и развивать навыки ручного труда;

воспитывать усидчивость, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца;

воспитывать любовь к близким, понимание красоты окружающего мира;

Предполагаемый результат (возраст 3-4 года)

По итогам работы кружка творческой мастерской дети освоят основные приемы пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание), создавая при помощи взрослого выразительные образы хорошо знакомых предметов окружающего мира, сформируются навыки ручной умелости: дифференцированные движения кистей и пальцев рук.

Материалы для работы:

пластилин, цветной и белый картон, стеки, салфетки для рук, доска для лепки.

Г.Н.Давыдова «Пластилинография для малышей», «Пластилинография», «Детский дизайн».

Перспективное планирование занятий по пластилинографии

Программа кружковой работы по пластилинографии «Чудеса из пластилина» для детей подготовительной группы. Рабочая программа « пластилинография – детский дизайн

При обучении детей пластилинографии используют разнообразные методы и приемы. Рассмотрим некоторые из них, которые как нам кажется можно использовать в работе с дошкольниками.

Метод обучения – это взаимодействие педагога с ребенком, направленное на организацию практической и познавательной деятельности по усвоению содержания определенной программы.

Прием обучения – это часть метода, направленная на решение задач методов.

Совместная работа детей помогает им установить доброжелательные отношения между собой, умение договариваться друг с другом, помогать друг другу, формирует чувство ответственности друг перед другом.

Изучение техники пластилинография с дошкольниками следует начинать с небольших сюжетных картинок. Это надо для того чтобы не испугать ребенка трудностью выполнения работы.

Обучение детей пластилинографии проходит в три этапа:

На данном этапе дети осваивают приемы лепки, такие как:

— отщипывание маленького кусочка пластилина

— скатывание пластилина в шарик между двумя пальцами

Так же на данном этапе у детей вырабатываются умения работать на ограниченном пространстве

На данном этапе дети учатся:

— не выходить за контуры рисунка

— размазывать пластилин пальцем по всему рисунку

— использовать в работе несколько цветов пластилина

— при выполнении использовать вспомогательные предметы (косточки, горошки, бусины, перышки, крупу и т.д.)

— доводить начатую работу до конца

— выполнять аккуратно работу

— выполнять коллективные работы

— действовать по образцу и словесному указанию воспитателя

На заключительном этапе дети учатся:

— самостоятельно решать творческие задачи

— выбирать рисунок для работы

— формируются личностные отношение к своей работе

Когда мы только начинаем знакомить ребенка с данной техникой мы даем готовый рисунок, а ребенку остается только заполнить рисунок пластилином. В дальнейшем когда ребенок освоил данную технику, он может самостоятельно переводить рисунок с помощью копировальной бумаги.

Перед работой дети должны определиться с фоном. Фон может быть уже готовый, а также ребенок сам может затонировать фон пластилином. Для того, чтобы затанировать фон мы берем пластилин скатываем его в колбаску, а затем выкладываем на фон, прижимаем к картону и начинаем размазывать пластилин по всему пространству фона, сохраняя линию возле контура рисунка, картон или другой материал, который служит основой для лепной картины. Основа картины может поворачиваться ребенком в любом направлении.

После того, как фон картины готов, переходим к частям основного изображения. Данная работа проходить в три этапа:

Первый этап «Подготовка контура изображения»

Все линии изображения должны быть хорошо видны для того, чтобы было легче ориентироваться в изображении

Второй этап «Работа с фрагментами основного изображения»

Для того, чтобы у каждого ребенка линии рисунка хорошо были видны. Воспитатель должен проверить у каждого ребенка, на сколько, хорошо видна линия контура рисунка. Если линии контура закрыты пластилином, то надо дать ребенку стек и попросить его убрать лишний пластилин стеком, чтобы был виден контур рисунка. Теперь приступаем к закрытию пластилином основного фрагмента изображения. Для этого надо чтобы пластилин был мягким, хорошо разогретым. Дети знакомы уже с приемами лепки – отщипывание, примазывание. Мы лишь говорим детям, что для того, чтобы линии контура получились ровными, мы отщипываем от большого куска маленький кусочек, прикладываем его к основе и начинаем примазывать большим пальцем. Для выделения более мелких частей мы примазываем указательным пальцем.

Третий этап «Выделение контурных линий»

когда весь рисунок заполнен пластилином у нас остаются незакрытыми контурные линии изображения. Мы можем замазать их пластилином или скатать маленькие, тоненькие жгутики и выложить ими контур. Вместо жгутиков можно скатать маленькие шарики и шариками выложить контур изображения

Источники:

http://nsportal.ru/detskiy-sad/applikatsiya-lepka/2019/10/13/perspektivnyy-plan-kruzhka-volshebnyy-plastilin
http://infourok.ru/plan-kruzhkovoy-raboti-chudesa-iz-plastilina-2568646.html
http://www.sites.google.com/site/volsebnyjplastilin1/plastilinografia/etapy-obucenia-plastilinografii

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector