Программа психолога по песочной терапии для детей. Тема: «Путешествие к гномам в горы»

Конспект занятия по рисованию песком «Путешествие к гномам в горы»

Ирина
Конспект занятия по рисованию песком «Путешествие к гномам в горы»

Занятие 18

«Путешествие к гномам в горы»

— снижение психофизического напряжения, регуляция мышечного напряжения,

— научить детей управлять вдохом-выдохом;

— развитие тактильной чувствительности, воображения.

В ладошки наши посмотри,

В них доброту, любовь найди

Песочный мир, приди!

1. Рассказ гнома

Сегодня к нам в гости пришел маленький друг. Он и его друзья живут в горах, трудятся в пещерах. Там они добывают драгоценные камни. Ты еще не догадался, о ком я рассказываю?

Конечно, о моем друге гноме.

Психолог берет в руки игрушку – гнома

Гном: Здравствуй! Я так рад тебя видеть! Я решил к тебе обратиться за помощью

Рассказ гнома:

А ты знаешь, что такое горы?

Гном: У нашей планеты есть каменная одежда. Там, где одежда видна на поверхности, где очень много камней, мы видим горы. Ты был в горах?

Гном: Горы такие большие, такие высокие, а камни, из которых они состоят крепкие — прекрепкие. В нашей стране тоже были большие, высокие, красивые горы. В глубоких пещерах мы, гномы, трудились от восхода до заката. Добывали самые красивые на свете камни, чтобы люди могли ими любоваться. Наш труд очень тяжелый, но нам наша работа очень нравилась. Шли годы, прошло очень много лет, и вот наши горы исчезли, превратились в кучку маленьких камешек. Что нам делать? Помоги нам.

Чтобы вам было легче решить эту проблему, давай поиграем в игру, которая нам объяснит, что же случилось с горами.

2. Игра «Гора и камешки» (материал: камни)

Жила-была большая, большая гора. Она считала себя самой сильной. Но ветер и вода утверждали, что они сильнее.

Шли годы. Вода проливалась на гору дождями и точила камни

Звучит музыка, имитирующая капли дождя

Мороз замораживал воду в трещинах, а ветер уносил все маленькие камешки и песчинки с ее поверхности

Звучит музыка, имитирующая ветер

Вот покатился с горы камешек, потом другой, третий.

Гора становилась все меньше и меньше и, в конце концов, стала совсем незаметной.

Так ветер и вода трудились день за днем и победили большую гору.

Педагог: Теперь тебе стало понятно, что произошло с горами в нашей стране? Как нам помочь гному и его друзьям? Давай вместе подумаем.

3. Рисование на песке. «Гора гнома» (под музыку «Утро в лесу»)

Мы с тобой сейчас будем восстанавливать горы. Хорошенько подумай, как будет выглядеть твоя гора. Она должна понравиться гномам.

Психолог снимает ткань с песочного стола.

Звучит музыка. Ребенок изображает на песке горы. Украшает их склоны деревьями, кустарниками.

Гном: Ой, какие высокие и красивые горы у тебя получились. Они даже красивее чем прежде. Только ты кое — что забыл. А где же пещеры?

Ребенок рисует в горах пещеры и ходы для гномов.

Мы в песочек поиграли, гладим песочек

Наши пальчики размяли, сжимаем, разжимаем ладошки

Мы песочек отряхнём, трем ручки, отряхивая песочек

Наши пальчики потрём! трем каждый пальчик

Включаем свет, закрываем стол.

Физминутка «Гномик»

Гномик по лесу гулял, Ходьба на месте

Колпачок свой потерял. Наклоны вперед — «ищем пропажу»

Колпачок был непростым

Со звоночком золотым. Хлопки в ладоши

Гному кто точней подскажет, Прыжки на месте

Где искать ему пропажу? Ходьба на месте

4. Игра на развитие мелкой моторики «Гномик из пуговиц»

Психолог предлагает ребенку выложить фигурку гномика из пуговиц. Ребенок выкладывает, психолог по необходимости помогает ему.

5. Релаксационное упражнения для снятия напряжения с мышц лица

Представь себе, что ты видишь перед собой на рисунке красивое солнышко, рот которого расплылся в широкой улыбке. Улыбайся в ответ солнышку и почувствуй, как улыбка переходит в твои руки, доходит до ладоней. Сделай это ещё раз и попробуй улыбнуться пошире. Растягиваются твои губы, напрягаются мышцы щек… Дыши и улыбайся, твои руки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка (повторить 2-3 раза).

6. Подведение итогов.

Конспект занятия «Богатство Уральских гор. В гостях у Хозяйки Медной горы» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 49» Сценарий организованной образовательной деятельности.

Конспект физкультурного НОД в старшей группе «Путешествие к Гномам за секретами здоровья» Цель: создать условия для развития двигательной деятельности детей. Задачи: — закреплять умения ходить и бегать с согласованными движениями.

Конспект интегрированного занятия в соответствии с ФГОС «В гости к хозяйке Медной горы!» в подготовительной группе Конспект интегрированного занятия Возрастная группа: подготовительная (6-7 лет) Количество детей: 15-17 человек Тема: «В гости к Хозяйке.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «В гости к гномам» Подготовила : Воспитатель МБДОУ «Детский сад №32″г. Воркуты Шушлебина Елена Валерьевна. Занятие с использованием ИКТ. Цель: Познакомить.

Конспект занятия по рисованию «Путешествие в космос» Конспект НОД «Художественное творчество. Рисование» С использованием техники кляксография с трубочкой Тема: «Путешествие в космос» Цель:.

Конспект занятия по рисованию «Путешествие в замок Снежной Королевы» Цель: Развитие творческих способностей в сюжетном рисовании по знакомым литературным произведениям. Задачи: Учить детей выбирать сюжет.

Конспект занятия по рисованию «Путешествие в гости к временам года» Конспект занятия по рисованию Тема: «Путешествие в гости к временам года». Программное содержание: Вызвать у детей желание рисовать. Развивать.

Конспект занятия по рисованию пальчиками в 1 младшей группе «Зимнее путешествие» Цели: 1 Развивать мелкую моторику. 2 Ознакомить с белым цветом. 3 Закрепить гигиеенические навыки. 4 Учить рисовать пальчиком. 5 Развивать.

Конспект занятия в средней группе (по рисованию) «Путешествие по сказке» Воспитатель: Янковецкая Ольга Леонидовна Цель: закрепить содержание сказки «Красная шапочка». Задачи: • Вспомнить содержание сказки «Красная.

Мастер-класс по рисованию песком для детей компенсирующей группы «История овечки в цветной шубке» Тема: «История овечки в цветной шубке» Цель занятия: Активизация психических процессов у ребенка, а также его тактильной чувствительности.

Читать еще:  Интересные упражнения для детей 6 7 лет. Какое слово всегда звучит неверно? Что есть у слонов и больше ни у каких животных

Программа по песочной терапии
рабочая программа (средняя группа) на тему

Развивающие занятия с детьми.

Предварительный просмотр:

на заседании Педагогического совета Государственное бюджетное образовательное учреждение

Государственного бюджетного образовательного учреждения «Школа № 199» города Москвы

«Школа № 199» города Москвы Приказ №______ от ______ сентября 2016 г.

Протокол №____ от______ сентября 2016 г.

Секретарь_____________ ( ) Секретарь ______________( )

по песочной терапии

младший дошкольный возраст

один год обучения

Автор-составитель: Пастухова С.С.

2016 – 2017учебный год

  1. Титульный лист.
  2. Пояснительная записка.
  3. Учебно-тематический план.
  4. Содержание изучаемого курса.
  5. Методическое обеспечение.
  6. Список литературы.

Игра с песком, как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии», известна с древних времен. Взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Что-то созданное самим ребенком однажды разрушается либо сами создателем, либо кто-то неосторожно раздавит творение – ребенок расстраивается недолго. На прежнем месте, с еще большим энтузиазмом закипает работа. Один сюжет жизни завершается, уступая место следующему. И так бесконечно.

Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому, мы, взрослые, можем использовать песочницу в ходе развивающих и обучающих занятий. Строя картины из песка, мы в наиболее ограниченной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира. При этом мы еще и врачуем собственную Душу, усиливая своего Внутреннего Ребенка.

Давайте обратимся к ребенку, живущему внутри каждого из нас. Наверняка, ему хочется творить что-то свое; ломать, чтобы почувствовать силу, но при этом чувствовать себя защищенным. Эти желания могут реализоваться в играх с песком. Игры с песком – это отражение нашего Взрослого Мира.

Во время занятий наряду с развитием тактильно-кинестечтической чувствительности и мелкой моторики рук, ребенок учится прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей. Но главное — ребенок получает первый опыт рефлексии(самоанализа), учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования позитивной коммуникации.

Песок – загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким, ускользающим или влажным, плотным и пластичным.

Песок нередко действует на детей как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что они делают, их руки сами начитают просеивать песок, строить тоннели, горы и

т.д. А если к этому добавит миниатюрные фигурки, игрушки, тогда появляется целый мир, разыгрываются драмы, и ребенок полностью погружается в игру.

Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним стабилизирует эмоциональное состояние.

Так или иначе, наблюдение и опыт показывают, что игра в песок оказывает положительное влияние на психическое состояние детей, стабилизирует эмоциональное состояние.

Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не развивается в психологическую травму.

Песочная терапия – научно обоснованный метод креативной терапии, проверенный многолетней практикой квалифицированных специалистов в области психологии. В бессознательном состоянии руки человека становятся языком его внутреннего мира, с помощью которого он строит образы и сюжеты. Анализ песочного творчества приводит к раскрытию внутреннего потенциала, выявлению различных психологических травм, нахождению путей избавления от них. Посредством терапии можно решить многие проблемы, оценить уровень агрессии и избежать стрессов. Погрузившись в творческий процесс, человек начинает лучше понимать себя, контролировать собственное поведение и поведение других.

Наблюдение и опыт показывают, что игра в песок положительно влияет на эмоциональное самочувствие детей, снижает уровень тревожности, агрессивности, нормализацию социального поведения, коррекцию детско-родительских отношений, создание ребенку обстановки внешней безопасности, внутренней защищенности, оказание ему максимальной поддержки. В условиях работы ДОУ были разработаны и внедрены формы естественной деятельности ребенка – различные игры с песком. Песочная терапия является частью совместной комплексной работы специалистов с детьми.

  1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.
  2. Развитие познавательных и психических процессов: восприятия (цвета, формы, целостного восприятия), памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений.
  3. Развитие фонематического слуха, автоматизация звуков в слогах, словах.
  4. Дифференциация, автоматизация звуков.
  5. Совершенствование навыков и умений практического общения, используя вербальные и невербальные средства.
  6. Развитие фантазии, наглядно-образного мышления, словестно-логического мышления, творческого и критического мышления, побуждая детей к активным действиям и концентрации внимания, способствуя проявлению эмпатии.
  7. Снижение психофизического напряжения.
  8. Актуализация эмоций.
  1. Учить детей последовательно и точно передавать увиденное с учетом развития сюжета
  2. Обучить умению отвечать на вопросы проблемно — поискового характера
  3. Обучит специальным движениям и их выполнение детьми
  4. Учить выстраивать композиции на песке по образцу
  5. Закрепить представления об окружающем мире
  1. Вызывать эмоционально положительное состояние удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми
  2. Воспитывать внимательное отношение к коллективу при организации групповой деятельности
  3. Воспитывать слуховое внимание и память
  4. Воспитывать доброту, бережное отношение ко всему живому
  5. Совершенствовать навыки позитивной коммуникации
  6. «Проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций, создание композиций на песке
  1. Развивать психические процессы (внимание, память)
  2. Развивать логическое мышление
  3. Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику
  4. Развивать умение действовать по инструкции
  5. Стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, особенно тактильно-кинестетической чувствительности

Обучение проводится в двух направлениях

  • усвоение теоретических знаний
  • формирование практических навыков

В рамках данной программы реализуются следующие педагогические идеи:

  • формирование ценностных основ культуры личности, которая трактуется как гармония культуры знания, чувств и творческого действия;
  • опора на личностно-ориентированный подход в образовании и игровые технологии;
  • учет особенностей культуры своего народа (этнокультуры), национального менталитета, а так же особенностей местной религиозной культуры.

Педагогические принципы , положенные в основу программы:

  1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.

Для этого подбираются задания, соответствующие возможностям ребенка; формулируется инструкция к играм в сказочной форме; исключается негативная оценка его действий, идей, результатов, поощряется фантазия и творческий подход

  1. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр

На основе этого принципа осуществляется взаимный переход воображаемого в реальное, и наоборот.

Способы определения ожидаемых результатов

Эффективность работы отслеживается по данным психологической диагностики, проводимой перед началом курса и по завершении занятий, по результатом анкетирования педагогов (экспертная оценка), в ходе наблюдения за воспитанниками на каждом занятии.

Читать еще:  Задания для подготовки учеников к написанию цифр. Замечательные варианты прописей цифр для детей

Формы и методы обучения и воспитания

Занятия по данной программе проводятся 1 раз в неделю с малой группой детей (4 – 5 человек, в зависимости от имеющихся нарушений). Длительность занятия 20 минут.

Пять шагов организации игрового процесса

Первый шаг – демонстрация песочницы

Второй шаг – демонстрация коллекции фигурок

Третий шаг – знакомство с правилами игр на песке

Четвертый шаг – формулирование темы занятия, инструкций к играм, основное содержание занятия

Пятый шаг – завершение занятия, ритуал выхода

Методы организации процесса обучения

  • беседы
  • игры – коммуникации
  • экологические игры
  • проективные игры
  • познавательные игры
  • рисование цветным песком
  • элементы сказкотерапии
  • музыкальное сопровождение

Условия реализации программы

Психологические условия реализации программы

  • уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
  • использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;
  • построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
  • поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействие друг с другом в разных видах деятельности;
  • возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
  • поддержка самостоятельности детей в специфических для них
  • защита детей от всех форм физического и психического насилия;
  • поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

программа по песочной терапии для детей3-4 лет
рабочая программа по психологии на тему

Игры с песком, как процесс развития самопознания ребенка известен с давних времен. Принцип терапии песком был предложен психотерапевтом Карлом Густавом Юнгом.

В своей работе я использую песочницу для развития эмоциональной и познавательной сфер. Тематическая направленность и организационная вариативность занятий способствует формированию у детей устойчивого интереса к практической и речевой деятельности, поддерживает положительное эмоциональное состояние малышей.

Предварительный просмотр:

Цели и задачи программы

В качестве важнейшего условия гармонического развития личности А.С.Выготский называл единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка. «Под влиянием эмоций качественно по-новому проявляется и внимание, и мышление и речь, усиливается конкуренция мотивов, совершенствуется механизм эмоциональной коррекции поведения». А.В.Запорожец.

Особенности личностного развития в эмоционально-волевой и социальной сферах могут существенно ограничивать возможности ребенка как в развитии познавательной и эмоциональной сфер, так и в развитии речевых функций.

Разработаны программы коррекции эмоционально-волевой и познавательной сфер ребенка дошкольного возраста с использованием метода песочной терапии.

способствовать психическому и личностному росту ребенка через создание зоны ближайшего развития.

В соответствии с этой целью формируются

  • стабилизировать эмоциональное состояние ребенка;
  • вызвать состояние покоя, чувство уверенности в себе, защищенности и возможности побыть самим собой;
  • формировать позитивное отношение к своему «Я»;
  • формировать позитивное отношение к сверстникам;
  • развивать навыки социального поведения;
  • совершенствовать умения и навыки практического общения, используя вербальные и невербальные средства;
  • cпособствовать проявлению эмпатии;
  • развивать фантазию и образное мышление;
  • побуждать детей к активным действиям и концентрации внимания;
  • использовать метод песочной терапии в диагностических целях.

Концепция, заложенная в содержание учебно-развивающего материала

В работе с детьми дошкольного возраста приходится сталкиваться с тем, что добиваясь положительных сдвигов в развитии познавательной сферы и речевых функций, не всегда удается уменьшить невростические проявления у детей: повышенную тревожность, беспокойство при социальных контактах, боязливость в новых ситуациях, излишнюю впечатлительность и эмоциональную лабильность, а также негативизм в отношениях с близкими и сверстниками. Эти особенности личности могут существенно ограничить возможности социальной адаптации ребенка как в детском саду и школе, так и во взрослой жизни.

Для профилактики нарушений и в целях коррекции застенчивости, тревожности как качества личности ребенка, снижения уровня мышечной зажатости, а также для нахождения контакта с детьми с аутической симптоматикой организовывается специальное общение, способное структурировать эмоциональный мир, создавать условия для разнохарактерных эмоциональных проявлений, самовыражения в деятельности, голосовых реакциях.

В настоящее время различные педагогические системы придают большое значение эмоциональному развитию детей с использованием метода игровой песочной терапии. Разрабатываются специальные программы. Это «Песочная терапия в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста» Н.Ф.Бережной, «Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития» С.Ю.Кондратьева, «Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников» А.В.Валиева, «Чудеса на песке» Т Д.Зинкевич-Евстигнеева, Т.М.Грабенко и другие.

Игры с песком, как процесс развития самопознания ребенка известен с давних времен. Принцип терапии песком был предложен психотерапевтом Карлом Густавом Юнгом. Игра с песком как методика консультирования была впервые использована в работе в 1929 году английским педиатром Маргарет Ловенфельд. Песочная терапия как метод психотерапии была разработана швейцарским детским психотерапевтом Дорой Кальфф.

В своей работе я использую песочницу для развития эмоциональной и познавательной сфер. Тематическая направленность и организационная вариативность занятий способствует формированию у детей устойчивого интереса к практической и речевой деятельности, поддерживает положительное эмоциональное состояние малышей.

Сюжетно-тематическая организация занятий включает в себя игры с песком и водой, направленные на развитие мелкой моторики и тактильных ощущений; на развитие познавательной сферы детей и коммуникативных навыков, снятие статического напряжения; речевой материал, сопровождаемый действием; дыхательные упражнения и т.д, Это позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, получать удовольствие от выполняемой деятельности и от общения с миром, так как в игре с песком и водой максимально реализуются потенциальные возможности детей. Игры с песком позволяют добиться устойчивого интереса и внимания на протяжении длительного периода времени. В этой деятельности ребёнок имеет возможность для самовыражения, и, соответственно, повышает результативность в усвоении знаний.

Песочница также используется в диагностических целях: для выявления тревожности, агрессивных проявлений, страхов у детей и для коррекции этих отклонений. Поэтому песочницу рекомендуется иметь в кабинете психолога.

Основные направления программы

Формировать желание действовать с различным игровым материалом, развивать игровые умения;

Побуждать детей к самостоятельной игре, вызывая эмоционально положительный отклик на игровое действие;

Учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям в театре на песке.

В сюжетных играх в песочнице воспитывать творческую самостоятельность.

Используя песочницу позитивно влиять на эмоциональное проявление самочувствия детей:

— снизить уровень нервно – психического напряжения;

— способствовать возникновению положительных эмоций.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, формировать навыки игрового взаимодействия;

Читать еще:  Детское питание: правда, о которой не говорят. Вся правда о детском питании. На баночное питание у ребенка появляется аллергия: миф

Помочь приобрести опыт, посредством обыгрывания игровых ситуаций, самостоятельного разрешения конфликтов;

Развивать умение слушать и слышать друг друга.

Создавая игровую среду в песочнице, знакомить детей с предметами и объектами ближайшего окружения;

Учить детей рассматриванию предметов, используя различные виды восприятия: зрительное, тактильное, слуховое, звуковое;

Учить детей воспринимать предметы, выделяя их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве);

Развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходства и различия;

Совершенствовать координацию рук и глаза; развивать мелкую моторику рук в действии с предметами.

ФЭМП (формирование элементарных математических представлений)

Посредством игр и игровых упражнений с песком формировать у детей дошкольного возраста элементарные математические представления о множестве, числе, величине, форме, пространстве;

Учить навыкам счета, вычислениям, измерениям;

Помочь детям овладеть математической терминологией: называние цифр, числа, употребление числительных.

Работу по развитию речи осуществлять через специально организованную среду, с использованием песочницы, по следующим направлениям:

— развивать точность понимания речи;

— способствовать развитию артикуляции звуков, вызывая речевые подражания;

— обогащать, уточнять и активизировать словарь детей, используя употребление существительных, глаголов, предлогов и наречий, качественных и количественных прилагательных;

— используя фигурки настольного театра, привлекать детей к связному изложению отрывков из знакомых сказок и речетворчеству;

— используя игры – инсценировки в создании песочной картины, формировать диалогическую и монологическую речь;

— пробудить речевую активность; умение ребенка вступать в разговор, поддерживать беседу, делиться своими впечатлениями и переживаниями.

Основная идея программы

Основная идея программы – используя игры с песком и водой, позитивно влиять на эмоциональное самочувствие детей, снизить уровень нервно-психического напряжения, стабилизировать внутреннее состояние, способствовать возникновению положительных эмоций.

Современный подход к использованию песочницы в развитии и коррекции эмоционально-волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста направлен на:

  • понимание и принятие индивидуальных особенностей ребенка в качестве важнейшего компонента процесса обучения и формирования навыков проживания своих эмоций в различных эмоциональных ситуациях;
  • формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки, развитие коммуникативных навыков, развитие у детей способности к эмоциональной регуляции собственного поведения, формирование психических новообразований, необходимых для успешного обучения в начальной школе (произвольности), через создание позитивного эмоционального фона;
  • гибкость и вариативность занятий, методическое модулирование одного и того же материала, позволяет педагогу, трансформируя, видоизменяя, дополняя, повторяя одну и туже модель, открыть новые возможности творчеству ребенка.
  • песочница используется как среда для общения человека с самим собой и символами реального мира.

Сроки реализации программы

Программа реализовывается в течение 8 месяцев. Программа используется для работы с детьми второй младшей и средней групп.

Формы и методы воспитательно-образовательного процесса

Позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, являются прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка.

Игры с песком в группе направлены в основном на развитие коммуникативных навыков, т.е. умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать.

Способы и средства проверки и оценки результатов использования программы

Уже на первом можно узнать очень многое о ребёнке:

• состояние мелкой моторики (ловко, уверенно берет мелкие игрушки или роняет их, не может поставить одно звено деревца на другое и т. п.);

• уровень познавательного интереса (рассматривает набор игрушек, расспрашивает о незнакомых предметах, делится впечатлениями об уже знакомых игрушках и т. п.);

• уровень общей осведомленности (как много предметов из набора игрушек ему незнакомы);

• сформированность понятий и умение обобщать (игрушки на полках разложены по темам);

• личностные характеристики (темперамент, тревожность, уверенность в себе, агрессивность, сформированность коммуникативных навыков в общении, общее эмоциональное состояние).

В течение занятия, пока маленький волшебник строит свою сказочную страну, можно выяснить:

• уровень развития речи (звукопроизношение, грамматический строй речи, лексику), если ребенок говорящий;

• уровень развития игровой деятельности (игрушки просто набросаны в песочнице, присутствует простой сюжет или развитие сюжета);

• эмоциональное развитие (как выражает эмоции, их адекватность ситуации, устойчивость);

• стиль семейных отношений (диалоги между героями);

• уровень развития таких психических процессов, как произвольная и непроизвольная память (помнит ли, где стояли игрушки), восприятие формы, цвета, размера;

• устойчивость и распределение внимания, работоспособность;

• воображение (сказочный сюжет, его развитие, разнообразие героев и т. п.).

В конце занятия специалист выясняет следующие качества ребёнка:

• уровень развития воли и целеустремленности (убирает ли игрушки по местам, доводит ли дело до конца);

• уровень развития памяти (где какая игрушка была) и внимания;

• умение обобщать (способность быстро находить подходящую полку для каждой игрушки), сообразительность;

• на групповых (2—4 человека) занятиях — уровень сформированности коммуникативных навыков, стиль общения со сверстниками.

Работа по теме «Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста» позволяет достичь следующих результатов:

  • игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей: снимает стрессовые состояния, снижает уровень нервно-психического напряжения, поднимает общий эмоциональный тонус, способствует возникновению положительных эмоций;
  • песочные игры позволяют получить опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместного преодоления трудностей, дети учатся слушать и слышат другого
  • игры с песком и водой позволяют формировать и развивать познавательный интерес, способность к логическому мышлению, формировать элементарные математические представления;
  • в игре с песком и водой у детей формируются психические процессы: мышление, внимание, память, восприятие, речевые функции;
  • в песочнице создаются дополнительные возможности развития сенсомоторных функций /особенно тактильной чувствительности/;

Список использованной литературы

1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия». – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. – 50 с.

2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии». СПб.: Речь, 2005 -340 с.

3. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Фролов Д. Волшебная страна внутри нас // Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. М.: Речь, 2005

4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. «Игры в сказкотерапии». _ СПб.: Речь, 2006 – 208 с.

5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. «Как помочь «особому» ребенку». Книга для педагогов и родителей. 2-е издание.- СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000. – 96 с.

6. Валиева А.Р. Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников // Психолог в детском саду №3-2006.

  1. Игры с песком. // Школьный психолог №6-2006.
  1. Кондратьева С.Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития // Дошкольная педагогика №3-2005.

Источники:

http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-risovaniyu-peskom-puteshestvie-k-gnomam-v-gory.html
http://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2017/07/07/programma-po-pesochnoy-terapii
http://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2015/05/19/programma-po-pesochnoy-terapii-dlya-detey3-4-let

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector