Программа сказкотерапии для детей 3 4 лет. Правовые акты РФ. · Снятие эмоционального напряжения, обучение конструктивным способом выплескивания агрессии, релаксация

2.2. Программа профилактики развития агрессивности у старших дошкольников посредством сказкотерапии

На основе полученных данных при анализе научно — методической литературы и обработке диагностических методик была разработана и составлена программа профилактики развития агрессивности у детей старшего возраста посредством сказкотерапии.

Пояснительная записка

Цель оказание профессиональнойпсихологической помощи детям в целях профилактики развития агрессивности у детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии [24, с.62].

Развивать эмоциональную сферу ребенка с помощью сказок: знакомить с различными эмоциями, чувствами, осознание их назначения. Конструктивное выражение своих эмоций. Разыгрывание ситуаций, когда чувства берут власть над «Я», над центром личности.

Способствовать расширению кругозора, осознанию необходимости преодоления и контроля агрессивного поведения, как условие эффективного взаимодействия с окружающими людьми.

Научить способам выхода агрессивного поведения, не принося вреда окружающим, снятию эмоционального напряжения, обучение конструктивным способом выплескивания агрессии, релаксация.

Обыгрывание проблемного поведения ребенка в актуальных для него ситуациях.

Время проведения: 1 — 2 раза в неделю, от 30 минут до 1 часа.

Возраст: старшего дошкольный от 5 до 7лет.

Программа включает в себя три этапа:

Психологическая разминка.

Цель: объединение группы, формирование проблемы, снятие эмоционального напряжения.

Основная часть. Чтение сказок, рисование, игры.

Цель: предъявление через сказки, игры и рисование адекватных, конструктивных способов поведения.

Заключительная часть. Психологические игры — упражнение.

Цель: закрепление позитивных изменений.

Комментарии для психолога: ребенка не следует критиковать, хвалить, сравнивать результаты деятельности его с другими ребятами, читать нотации, быть равнодушным или пассивным, нагружать ребенка большим количеством информации. Тематическое планирование

I этап-психологическая разминка

Познакомить детей с правилами группы, с эмоциями, рассмотреть, как они проявляются; развитие чувства принадлежности к группе, сближение друг с другом; повышение сплоченности детей

Снять эмоциональное напряжение

Упражнения: «Мое имя», «Правила группы»;

Малоподвижная игра: «Паутинка», «Доброе животное»,

Д/и: «Сказочная шкатулка», «Рисунок сообща».

Снять эмоциональное напряжения, объединить группу, поддержать мотивацию на изучение самих себя.

Объектировать агрессивность на эмоционально-волевом уровне и деятельностной сфере.

«Рисование ситуации, в которой ребенок испытывал максимальную злость».

Показать на примере сказочных героев, как агрессивное поведение влияет на других персонажей. Обсудить возможные варианты выхода сказочных героев из конфликтной ситуации, расширить представлений детей об эмоциях, развить умения передавать заданное эмоциональное состояние различными средствами, воспитать умение чувствовать партнера и заботиться о нем, создание доброго отношения к людям.

Сказка «Львенок в школе»

Игра «Ласковые лапки»,

Формирование чувства ценности других, коррекция нарушения поведения: агрессивность и деструктивное поведение.

Научить детей предъявлять просьбы в социально-принятой форме и просить прощения за «плохие» поступки, быть сдержанными.

Коррекция агрессивности в интеллектуальной сфере.

Разрушать стереотипное восприятие агрессивного персонажа сказки.

Д/И «Ругаемся фруктами»

Сказка «Могучий дуб и маленький кабанчик»,

Упражнение «Волшебные слова».

Тренировка умения распознавать эмоциональные состояния; чувствовать настроение окружающих, сопереживать им, снятие эмоционального напряжения.

Коррекция словесной агрессивности детей.

Упр. «Тренируем эмоции»

Читать еще:  Чем кормить ребенка в обед. Бутерброды для детей. Чем накормить детей на ужин

Сказка «Заяц с рюкзаком»,

Рисование «Добрый и злой».

Учить осознавать свое эмоциональное состояние и освобождаться от негативных эмоций.

Разыгрывание сказки «Заюшкина избушка».

Корректировать негативные чувства (обида, злость). Обсудить возможные варианты выхода из конфликтной ситуации, продолжать расширить представлений детей об эмоциях, воспитать умение чувствовать партнера и заботиться о нем, создание доброго отношения к близким. Воспитание воспитание сдеранного воведениия. Воспитывать умение быть внимательным, добрым, отзывчивым, дарить любовь близким.

Упражнение «Доброе сердце»

Учить определять эмоциональное

состоянии персонажей, знакомить с

такими чертами характера как злость ненависть, насилие над другими,

показать как часто наказывается злость, поощрается доброта переживание за других, учить передавать эмоции

злости, ненависти, беззащитности, развивать выразительность движений, мимики. Помогать преодолевать

Формировать правильное отношение к эмоциям, используя цветовое восприятие.

«Злой волк и беззащитный заяц».

Аленушка и братец

Рисование коллективной иллюстраций к сказке

Продолжать знакомить с такими

чертами характера как злость

ненависть, насилие над

другими, показать как наказано

было зло, что добро всегда

побеждает. Осознание и

принятие собственных ошибок,

принятие нового смысла

жизни, побуждающего жить.

Нап Направленность: Зависть, которая

ведет к насилию.

эмпатии, умению оценить

ситуацию и поведение окружающих.

Способствовать формированию эмпатии, умению оценить ситуацию и поведение окружающих.

Помочь детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива

Сказка «Иван-царевич и серый волк»

Развитие и гармонизация

персонажей с теми или иными

вербальных и невербальных

средств общения; активизация

детей на проявление чувства любви,

Обучение эффективным способам

Объяснить как опасна эскалация насилия и что есть мирные способы разрешения проблем. Воспитывать умение контролировать негативные эмоции, находить пути из конфликтных ситуаций мирным путем. Развитие чувства эмпатии, доверия.

Упражнение «Волшебный лес»

Учить обращать внимание на положительные и отрицательные черты своего характера, расширение представлений детей об эмоциях; ощущениях и связанные с ними физические состояния,

Обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива.

Сказка «Путешествие в страну чувств»

III этап . Психологические игры – упражнения.

Выражение осознания своего

вербализация испытываемых чувств,

закрепление положительной черты

Снять невербальную агрессию,

предоставить ребенку возможность

«легальным образом» выплеснуть

гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение,

направить энергию детей в нужное

детей, сплочение группы.

Закрепить внимание на

другого человека и умения

адекватно выражать свое.

Упражнение «Что такое

Упражнение «Два барана»

Упражнение «Своя тень»

Развитие умения понимать чужие чувства, оказывать поддержку, сопереживать.

Отработать отрицательные эмоции, снять агрессивность в поведении.

Закрепление эмоционально-положительного опыта, подготовка детей к взаимодействию в привычной для них социальной среде.

Психомышечное расслабление, стабилизация психических процессов.

Игра «Змея кусает свой хвост»

Упражнение «Волшебный лепесток», «Самый веселый смех», «Ласковый дождик»,

Занятия были основной частью программы по профилактике развития агрессивности детей, но профилактика агрессивного поведения осуществлялась и вне занятий. В частности были созданы условия, для того чтобы дети в любой момент времени могли выразить свои накопившиеся негативные эмоции. В группе постоянно висел «Листок гнева». Цель этого листа — дать возможность ребенку выместить агрессию на какой-либо объект, в частности на листок. С этой же целью была сделана совместно с детьми подушка безопасности, которую дети могли поколотить, вымещая на ней накопившиеся за день негативные чувства. Также всегда под руками находились карандаши и бумага, на которой дети могли нарисовать свою злость, скомкать и выбросить в корзину. Безболезненно выразив свою агрессию, не причиняя другим детям боль, ребенок, становится, более спокоен в повседневной жизни. Так же вне занятий, в основном во второй половине дня, проводились различные игровые упражнения с целью научения детей системе управления своей агрессией.

Читать еще:  Как выглядит 10 месячный ребенок. Десятый месяц жизни ребенка: развитие, навыки и умения, сон, зубы, питание

Коррекционно-развивающая программа снижения агрессивности у дошкольников

Современные дети растут в сложное время стремительных изменений и разрушения стереотипов, когда даже устоявшиеся моральные принципы подвергаются давлению и негативному воздействию. Социологические исследования свидетельствуют о росте социально опасных агрессивных проявлений. По мнению современных ученых, причины агрессивности следует искать еще в дошкольном возрасте.

Повышенная агрессивность детей является одной из самых больших проблем в детском коллективе. В ходе наблюдения за воспитанниками ДОУ можно сделать вывод, что у определенной категории детей агрессия не только сохраняется, но и развивается, трансформируется в устойчивые черты личности. В результате снижается продуктивный потенциал ребенка, деформируется его личностное развитие.

В ходе психодиагностической работы было установлено, что большинство параметров возрастного развития агрессивных дошкольников почти не отличается от аналогичных показателей у их ровесников. Так, уровень развития интеллекта агрессивных детей в среднем соответствует возрастным нормам, а в некоторых случаях даже превышает их. Наблюдения показывают, что некоторые агрессивные дети хорошо владеют игровой деятельностью и могут организовать самостоятельно интересную игру. Следовательно, уровень развития игровой деятельности, как и уровень развития интеллекта, нельзя считать главной причиной агрессивного поведения.

Исследования проведенные среди воспитанников старших групп показывают, что средний уровень самооценки агрессивных детей мало отличает их от остальных детей, но существуют существенные различия между их самооценкой и ожидаемой оценкой со стороны сверстников. По результатам исследования было выявлено, что своим социальным статусом в группе сверстников агрессивные дети мало отличаются от других: среди них есть те, которых предпочитают, которыми пренебрегают, и даже лидеры.

Существенно отличается отношение агрессивных детей к ровесникам. Другой ребенок является для них конкурентом, препятствием, которое нужно убрать. Главные проблемы агрессивных детей лежат в сфере взаимоотношений с ровесниками.

Кроме того, всех агрессивных детей объединяет общее свойство — неспособность видеть и понимать другого.

Цель данной программы: психокоррекция детской агрессивности; формирования навыков саморегуляции, внутренних аффективных процессов и эмоциональной адекватности в контактах детей с окружающим миром.

— Гармонизировать уровень базальной эмоциональной регуляции путем обучения способам регуляции эмоциональных состояний;

— Развить умение анализировать свое внутреннее состояние и состояние других детей;

— Снизить уровень личностной тревожности.

— Научить детей конструктивным формам общения, поведенческих реакций, снятию деструктивных элементов в поведении.

— Обучить приемлемым формам выражения гнева агрессивных детей, техникам контроля над негативными эмоциональными состояниями.

— Развить адекватный уровень самооценки и самоконтроля.

-Сформировать нравственные представления, альтруистические формы поведения.

Отбор детей для коррекционной работы осуществляется на основе психодиагностики, которая осуществляется путем наблюдения; интерпретации серии проективных методик «Кинетический рисунок семьи», «Дом-Дерево-Человек».

I этап — ориентировочный (4 занятия), направленный на близкое знакомство психолога с детьми;

II этап — реконструктивный (9 занятий), его задачей является собственно снижение высокого уровня агрессивности и тревожности, выработка навыков речевого общение;

III этап — закрепляющий (3 занятия).

Организация занятий: программа включает 14 занятий; количество занятий в неделю — 2, продолжительность занятий — 25-30 мин.; количество детей в группе — 6-7 человек шестилетнего возраста.

Читать еще:  Составление описательных рассказов по опорным схемам для детей старшего дошкольного возраста. Составление рассказа из личного опыта

Оборудование: магнитофон, кассеты с записями спокойной, мелодичной музыки, воздушные шарики, цветы, фломастеры, пластилин, альбомы, карандаши, краски, кукла.

Структура занятий программы:

1. Вступительная беседа психолога, целью которой является рефлексия прошедшего занятия, упражнения на мышечную релаксацию.

2. Основная часть, во время которой используются игры и упражнения направленные на:

— обработку психотравмирующих ситуаций;

— выработку социально приемлемых способов выражения эмоциональных реакций: гнева, ревности, обиды и т.д.;

— формирование адекватных способов эмоционального реагирования на негативные переживания.

В основной части используются такие методы и приемы как:

— прослушивание и обсуждение рассказов;

3. Упражнения на снятие психоэмоционального напряжения. Психогимнастика.

4. Танцевальная терапия, музыкотерапия, арт-терапия. Танец в сочетании с другими техниками позволяет ребенку найти способы выражения себя, своего внутреннего состояния. Танец может выполнять не только терапевтическую, профилактическую, но и диагностическую функции.

5. Заключительный этап, направлен на рефлексию занятия (Что нового сегодня мы узнали на занятии? Что особенно понравилось? Почему?)

Средства отслеживания эффективности программы: с помощью повторной диагностики определяется уровень агрессивности и тревожности.

Используются те же методики, что и для первичной диагностики. Об изменении уровня агрессивности у детей можно узнать у воспитателей и родителей дошкольников.

Сказкотерапия как средство профилактики и коррекции состояния психоэмоционального напряжения у дошкольников

светлана кириченко
Сказкотерапия как средство профилактики и коррекции состояния психоэмоционального напряжения у дошкольников

С помощью использования сказки развивается восприятие, мышление, речь, творческие способности ребенка. Максимальная реализация возможностей ребенка достигается в форме игр, чтения сказок, их сочинения, разыгрывания сказочных сюжетов и т. д.

Занятия по сказкотерапии считают методом психотерапии, который лучше всего адаптирован к психологии ребенка. Сквозь призму метафоры вы воспитываете ребёнка, лечите душу, даёте знания о законах жизни, способах проявления смекалки и силы. Также как и пальчиковое рисование, сказка развивает внутренний мир ребёнка, готовит его к взрослой жизни и возможным трудностям, учит его быть добрым, щедрым и смелым.

Сказкотерапия отлично подходит как для младших, так и для старших дошкольников. В зависимости от задач, используют разные формы сказкотерапии. Ее польза состоит в следующем:

• помогает найти выход из проблемной ситуации (сложности во взаимоотношениях с родителями, сверстниками и т. д.);

• расширяет знания ребенка о нем самом и окружающем мире;

• обогащает внутренний мир ребенка духовно-нравственными ценностями;

корректирует поведение и развитие речи;

• стимулирует психофизическое и эмоциональное развитие.

Суть сказкотерапии в том, что ребенок или взрослый составляют сказку, которая отражает трудности, возникшие перед ребенком, а затем находят пути их решения.

Что, как не сказка, позволяет ребенку, да и взрослому пофантазировать? Кто есть я? Каким бы я хотел себя видеть? Как я сам вижу себя через волшебное зеркало, позволяющее разглядеть все вокруг не только глазами, но и сердцем? Что бы я сделал, обладай волшебством?

Сказка позволяет «проиграть» такие вымышленные ситуации, каких нет и не может быть в окружающем мире. Сказка способна перед каждым из нас открыть дверцу, за которой свои и чужие радости и горести становятся осязаемыми, понятными, доступными для ума и сердца. Чужая душа перестает быть «потемками», а своя душа вдруг приобретает непривычные качества и свойства.

Источники:

http://studfiles.net/preview/7509951/page:7/
http://psichologvsadu.ru/korrektsionno-razvivayushchie-programmy-dlya-doshkolnikov/snizhenie-agressivnosti-u-detej/103-korrektsionno-razvivayushchaya-programma-snizheniya-agressivnosti-u-doshkolnikov
http://www.maam.ru/detskijsad/skazkoterapija-kak-sredstvo-profilaktiki-i-korekci-sostojanija-psihoyemocionalnogo-naprjazhenija-u-doshkolnikov.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector