Проверенный метод, как правильно научить ребенка читать бегло по буквам. Своевременное обучение чтению

Содержание

Как научить ребенка быстро читать (бегло)

Хорошие навыки чтения – это залог успешной учебы в школе. Если ребенок научится читать бегло, то и весь учебный материал будет усваиваться быстрее и легче. Многих родителей волнует вопрос, как научить ребенка быстро читать, какие методики и упражнения для этого использовать, как привить желание читать самостоятельно.

Многие дети учатся читать еще до школы. Но оказывается, научить ребенка читать — это лишь вершина айсберга. Конечная цель — научить его читать быстро (бегло) и правильно!

Давно замечено, что те дети, кто осваивал технику чтения с трудом, кто долго корпел над слогами и так и не освоил беглое чтение в начальной школе, в средних и старших классах не входят в число успевающих учеников. Стоит задуматься, ведь в современном мире огромные объемы информации, читать быстро — это значит пропускать через себя и фильтровать все лишнее и неважное.

Самые главные критерии обучения быстрому чтению – это совпадающая скорость речи и скорость чтения, а также включение в работу слуховых анализаторов. Мотивация самого ребенка в этом деле очень важна, поэтому, путь кнута и муштры тут никак не подойдет, только «пряником». Скорость чтения — на панацея, но этому моменту стоит уделить внимание, особенно в 1-2 классе. Поэтому и существуют нормативы по технике чтения для детей — это ориентир, но ни в коем случае не бич современной школы.

Как научить ребенка читать бегло: методики и упражнения по увеличению скорости чтения

Если хотите, чтобы у ребенка не возникало проблем в школе из-за недостаточной скорости чтения, необходимо подобрать для него подходящую методику и выработать комплекс упражнений.

1. Чтение на время. Выберите небольшой отрезок текста, который подходит ребенку по возрасту. Как только ребенок начинает его читать, вы засекаете время. А по прошествии определенного отрезка времени (оптимально начинать с одной минуты) просто подсчитываем прочитанные слова. После подсчета попросите ребенка опять прочесть тот же отрезок и снова засеките время.

Такой метод позволит наглядно показать ребенку, как стремительно увеличивается скорость с каждым разом – ребенок должен видеть и осознавать собственные успехи.

2. Выделение главного. Чтобы увеличить не только скорость, но и понимание прочитанного, сделайте такое упражнение. Предложите ребенку прочитать фрагмент текста как можно быстрее, а потом задайте несколько вопросов по содержанию. Ребенок должен научиться при чтении выделять главное для себя и уметь уверенно отвечать на поставленные вопросы. Не беспокойтесь – если с первого раза не получилось, повторите попытку.

3. Разделение слов. К этому упражнению необходимо подготовиться заранее. Напишите на листочках бумаги 10-15 слов, а потом каждую карточку разрежьте пополам так, чтобы слово было разделено на 2 части. Для привлечения внимания ребенка можно украсить карточки. Задача ребенка – правильно сложить слова из перемешанных карточек.

4. Деформированные предложения. Перемешайте слова в предложении. Предложение не должно содержать слишком много слов – это запутает ребенка. Начинайте с простых и понятных предложений, тогда ребенок устанет не так быстро. Для одного упражнения вполне хватит 5-7 предложений.

5. Ролевое чтение. Увлечь ребенка чтением поможет ролевое чтение. Возьмите отрывок из любимой сказки ребенка – пусть он читает реплики своего любимого героя и старается воспроизвести подходящую интонацию. Вообще полезно учить ребенка читать текст с разной интонацией – тихой и спокойной, громкой и злой, веселой и возбужденной, грубой и отрывистой…

6. Наращивание слов. Подготовьте несколько коротких слов, напишите каждое на отдельной бумаге и предложите ребенку это слово делать больше. Например, кот, котик, котенок, котеночек. Чтобы облегчить его задачу, можно сделать для ребенка картинки-подсказки.

7. Разнообразие. Выберите текст, разделите его на 3 небольших отрезка. Попросите ребенка каждый абзац читать по-разному. Пусть он прочитает один абзац громко и четко, второй – тише, а третий – шепотом. А после прочтения всего текста попросите ребенка пересказать смысл всех прочитанных абзацев.

8. Игра с ударениями. Это упражнение рассчитано на то, чтобы научить ребенка правильно ставить ударения в словах и быстрее понимать текст. Подберите слово. Предложите ребенку по очереди ставить ударения на разные слоги. Спросите, где ребенку наиболее удобно поставить ударение, а если он назовет ошибочное положение, тут же исправьте его.

9. Поиски нужного слова. Подберите небольшой текст и поиграйте с ребенком в игру – кто быстрее найдет нужное слово в тексте. Элемент соревнований помогает ребенку, дает ему мотивацию, помогает быстрее воспринимать материал и развивает словесную память ребенка.

10. Вовлечение ребенка в чтение. Подберите произведение, которое наверняка заинтересует ребенка (например, сказка). Начните читать сами, а на интересном месте скажите, что вам начали болеть глазки. Может ли ребенок помочь вам и почитать продолжение? Вполне достаточно, если ребенок прочтет 2 абзаца, после этого можно задавать вопросы о прочитанном, какие слова чаще остальных употреблялись в тексте.

11. Война с согласными. Две подряд стоящие согласные – частый враг детей, который мешает быстро прочесть слово. Каждый день прорабатывайте частые сочетания согласных. Напишите около 30 слов с этим явлением и давайте ребенку для прочтения, каждое слово нужно прочесть не менее 2-3 раз.

12. Записки для ребенка. Необходимо дать ребенку понять, насколько важно чтение в жизни людей. Каждый день оставляйте ему перед уходом записку с мелким заданием – вынести мусор, убрать игрушки, помыть за собой тарелку, помочь папе и пр. А приятные слова в конце записки помогут ребенку понять, насколько вы его любите (например, я тебя люблю, чаще улыбайся, ты сегодня спал, как котенок и т.д.).

13. Артикуляционная гимнастика. Для увеличения скорости чтения и произношения слов необходимо выполнять такую гимнастику. Она учит правильному дыханию во время речи, а также существенно улучшает произношение слов. Подберите 13-15 скороговорок и учите их вместе с ребенком. Каждый раз старайтесь менять темп, интонацию, громкость произношения. Малыш должен четко проговаривать каждое слово. Если ребенок не может самостоятельно или с вашей помощью правильно произнести определенные слова даже после многократного повторения, обратитесь к логопеду.

14. Смысловая догадка. При чтении дети боковым зрением видят, как начинается следующее слово. Хорошо развитое боковое поле зрения помогает ребенку без прочтения догадаться о значении этого слова. Это поможет малышу быстро улавливать смысл. Тренировка включает в себя карточки со словами, в которых пропущены буквы или слоги. Ребенок должен устно или письменно восполнить пробелы.

Читать еще:  Когда можно сажать ребенка в прыгунки комаровский. Детские прыгунки без вреда для здоровья малыша

15. Тренировка внимания. Подбираем небольшой текст. Предлагаем ребенку начать его читать, а в процессе чтения резко остановите его по команде «Стоп!». После этого сигнала ребенок должен резко закрыть глаза и отдохнуть пару секунд. После этого резко дайте команду заново приступить к чтению («Начать»), быстро отыскав фрагмент, на котором он остановился.

Поощрение! Ни в коем случае не забываем этот момент, потому что это очень важный этап упражнений. Каждый раз показывайте ребенку, как он продвинулся, а также как вы этому рады. Делайте ему маленькие подарки или угощайте вкусностями.

Занятия должны быть ежедневными, регулярность играет огромную роль в обучении чтению и увеличении скорости чтения. Не забывайте о позитивном настрое, каждое занятие обязательно оканчивайте положительной ноткой. При правильном подходе и систематических занятиях ваш ребенок научится беглому (быстрому) чтению в минимальные сроки.

Уважаемые читатели! Как вы прививаете детям любовь и интерес к чтению? Есть ли у вас свои действенные методы, упражнения, как научить ребенка быстро читать? Делитесь советами в комментариях.

Как правильно и быстро научить ребенка читать

Ребенку 5 лет. Как научить читать по слогам

Почти все дети сегодня идут в первый класс, уже умея читать. И научить читать ребенка 5 или 6 лет родители считают чуть ли не обязательным. Кто-то полагается на занятия в детском саду или на «развивалках», кто-то — на подготовку к школе. А как научить ребенка читать в домашних условиях? Надо ли учить читать по слогам? Как это сделать правильно и быстро? Об особенностях обучения чтению дошкольников — в статье от Центра начального образования ГК «Просвещение».

Когда учить ребенка читать?

Когда начинать? Один ребенок уже в три года знает весь алфавит, а другой только к пяти годам начинает проявлять интерес к книгам. Дело не в возрасте, а в готовности ребенка к освоению грамоты. Основные показатели такой готовности:

  • ребенок говорит отдельными предложениями;
  • внятно произносит большинство звуков;
  • может последовательно рассказать, как он провел день в детском саду или в гостях у бабушки;
  • ориентируется в пространстве, знает понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
  • удерживает внимание, может заниматься одним делом (рисовать, лепить, собирать конструктор и др.) 10–15 минут.

Обучение ребенка чтению следует начинать не с букв, а со звуков. Именно звуки он слышит с рождения, а буквы — это средство записи звуков. Научившись различать звуки в произносимых словах, сливать звуки в слоги, делить слова на слоги, ребенок легко овладеет чтением.

Учим различать звуки в словах

Обучение чтению дошкольников начинается с того, что мы учим ребенка различать гласные и согласные звуки, согласные твердые и мягкие. Гласные не встречают на своем пути преград, они образуются только голосом, их можно пропеть, протянуть. Понаблюдайте, как ведут себя зубы и губы при произнесении звука. Если ставят преграду, это согласный.

Чтобы услышать ударный звук в слове, его нужно произнести с удивлением или вопросительно либо «позвать» этим словом: барабан! зонтик? кошка!

Особенность восприятия ребенка 4–5 лет в том, что ему все нужно потрогать, разобрать и сложить заново, чтобы понять. Этого же принципа следует придерживаться и при изучении звуков.

Разбирайте с ребенком слова на звуки буквально. Пусть гласными звуками будут красные, а согласными — синие кубики (без надписей). Стройте из них домики для слов. Произнесите слово «сок» сами, затем пусть произнесет его ребенок. Послушайте звуки, понаблюдайте, как ведут себя губы, зубы, в какой момент они смыкаются.

Произнесите первый звук — гласный он или согласный? Выложите первый кубик. Произнесите второй звук — гласный он или согласный? Выложите второй кубик и «прочтите» схему. Все ли звуки «выстроились»? Произнесите третий звук и достройте схему. «Прочтите» схему, проверьте, все ли звуки на месте? При составлении схемы слов, состоящих из двух слогов, обозначьте ударение. Дальше добавляем обозначение твердых и мягких звуков.

При изучении звуков учитывайте особенность русского языка: написание не всегда совпадает с произношением. Поэтому предлагайте сначала такие слова, в которых каждый звук стоит в сильной позиции, т.е. хорошо слышится при произнесении. Для гласных это позиция под ударением, гласный «у» всегда хорошо слышен. Подойдут односложные слова (в один слог) с непарным согласным на конце или двусложные (в два слога) с гласным «у» без ударения или с «ы» в конце слова. Например, односложные: сон, мел, лес, ель, мяч, стол; двусложные: лисы, музей, парус и др.

Освоив раскладывание таких слов на слоги, можно переходить к двусложным и трехсложным словам, написание которых совпадает с произношением, например: пила, нос, кот, жираф, кошка, бабушка, салют и др. В слове «нос» на конце слышим звук «с» и пишем букву «с», в отличие от слова «дуб», при произнесении которого слышим звук «п», но пишем букву «б».

Только позже можно предлагать слова, написание и произношение которых не совпадает: мороз, семья, дуб, вода, леса.

Учим ребенка делить слова на слоги

Прежде чем ребенок начнет осваивать грамоту, научите его делить слова на слоги. Произносите слова, отхлопывая количество слогов. В русском языке в слове столько слогов, сколько гласных: са-мо-лет, ка-ран-даш — 3 гласных, 3 слога; у-жи — 2 гласных, 2 слога; спорт — 1 гласный, 1 слог, 1 хлопок.

Поиграйте в «Закончи слово». Вы кидаете ребенку мяч, называя первый слог слова, например, «ма». Ребенок возвращает мяч, назвав окончание, например, «ша». Произнесите слово полностью: Ма-ша. Загадывайте окончания слов, меняйтесь с ребенком местами.

Как выучить с ребенком буквы

После того как ребенок научился различать звуки, из которых состоят слова, переходим от звуков к буквам.

Как правило, с изучением алфавита сложностей не возникает. Дети охотно запоминают буквы, вспоминают их название. Можно использовать буквы-магниты, буквы-наклейки, буквы, изготовленные из различных материалов — шершавые, гладкие, мягкие. Разместите их на специальной доске, планшете, выделите пространство на стене детской, на холодильнике, на шкафах.

Собирайте копилку для каждой буквы: это могут быть предметы, название которых начинается на эту букву. Переберите игрушки, наверняка найдутся подходящие предметы: «А» — ангелочек, апельсин, «Я» — яблоко, «К» — кубик, карандаш, «Б» — бульдозер, банан. Отхлопывайте слоги, произнося слова. Предлагайте ребенку предметы и вместе обсуждайте, будет ли эта буква с ним «дружить». Самому ребенку подобрать нужное слово еще сложно, но проявленную инициативу обязательно поддержите, помня о принципе: делать вместе, но не вместо.

Рассмотрите букву. На что она похожа? Из каких деталей состоит? Пофантазируйте с ребенком вместе: «В» похожа на очки, «Е» на щетку. На что похожа буква «М»? Рассмотрите рисунки, на которых «спрятались» буквы. Складывайте буквы из крупы, пуговиц, лепите из пластилина, глины, рисуйте разными цветами. Задача — научить ребенка распознавать графический облик букв, соотносить со звуком, который они обозначают.

Изучать буквы в алфавитном порядке не рекомендуют. В настоящее время сложилось две основных принципа изучения алфавита.

Частотный (В.Г. Горецкий). Сначала изучаются наиболее употребительные звуки, затем идут менее употребительные, и, наконец, вводится группа малоупотребительных.

Позиционный принцип (Д.Б. Эльконин). Звуки изучаются парами, в соответствии с фонетической системой русского языка: гласные «А» — «Я», «О» — «Е», парные согласные: «С» — «З», «Д» — «Т» и т.д.

Как научить ребенка читать по слогам

Какой бы последовательности вы ни придерживались, знакомя ребенка с гласными буквами, расскажите, что эти буквы не только обозначают гласный звук, но и подсказывают, как читать согласный, стоящий перед ними.

Читать еще:  Как оплачивается больничный если заболел ребенок. Больничный по уходу за ребенком: нюансы расчета

Изучив несколько букв, например, «А», «И», «О», «Е», «М», «Н», «Л», «С», «К», пробуйте прочитывать слоги и короткие слова. Прежде чем прочитать слог, посмотрите на букву, обозначающую гласный. Какую работу она выполняет: смягчает согласный или указывает на его твердость?

Сравните согласные звуки в словах «КОТ» и «КИТ». Какой звук обозначает буква «К» в том и другом слове? Какая буква подсказывает, что «К» произносится мягко? Рассуждайте вместе с ребенком: в слове «КОТ» буква «О» обозначает гласный звук «О», он не смягчает согласный, поэтому произносим твердый звук «К». В слове «КИТ» буква «И» указывает на мягкость, произносим звук «К» мягко.

При прочтении слов ориентируйте ребенка на гласный. Гласные, обозначающие мягкость предшествующего согласного: «Я», «Е», «Ё», «Ю», «И». Дальше предложите слова с буквой «Ь» в конце слова, он тоже указывает на мягкость, но сам не произносится: КОНЬ, ЛОСЬ, ГУСЬ. Освоив принцип слияния согласного с гласным, способы обозначения мягкости на письме, ребенок сможет прочитать любое слово, зная, какой звук обозначает та или иная буква.

Принцип усложнения слов для чтения тот же, что и при изучении звуков: от односложных слов с четко слышимыми звуками — к словам, написание которых совпадает со звучанием, и словам, написание и звучание которых не совпадает.

Задержитесь на этом этапе. Не спешите переходить к чтению предложений и текста. Поиграйте со словами. Собирайте слова из карточек со слогами, находите «лишние» слова по разным основаниям, например, самое короткое/длинное, по количеству слогов, по значению — СТОЛ, ЛОЖКА, КРОВАТЬ и т.д. Предлагайте слова, которые отличаются одним звуком: ЛУК — ЛЮК, ударением: ЗÁМОК — ЗАМÓК, находите в слове спрятавшиеся слова: НОСоРОГ, пеСОК, буЛАВКА и подобные. Читайте словесные горки: первое слово состоит из двух букв, второе из трех и так далее. Такие игровые задания помогут закрепить навык слогового чтения и подготовят к чтению сложных и новых слов.

Читаем предложениями

Освоив чтение слов, переходите к предложениям, а затем к небольшим текстам. Есть специальные издания для начинающих читать детей. Важно, чтобы чтение доставляло удовольствие ребенку, было сложным, но выполнимым.

Какие трудности чаще всего возникают на этом этапе?

Звукослияние. Если ребенок произносит каждый звук по отдельности, но слитно произнести не получается, нарисуйте дорожку, по краям напишите две буквы слога. Поставьте пальчик ребенка на первый звук, тяните его, пока «бежите» по дорожке до второго. Протяните вместе с ребенком звуки, покажите, как они сливаются в слово.

Регрессии. Это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Чтобы не сформировать привычку несколько раз прочитывать и проговаривать слово, внимательно наблюдайте, как читает ребенок. Не торопитесь переходить от слогового чтения к чтению словами, иначе ребенок привыкнет сначала читать про себя по слогам, а затем вслух прочитывать целым словом.

Антиципация. Так называется смысловая догадка, умение предполагать логику текста. Очень полезное умение, но на первых этапах обучения чтению приводит к ошибкам. Ребенок, торопясь прочитать слово и получить одобрение, «опускает» окончания, прочитав только первый слог, «додумывает» слово. Чтобы преодолеть такие ошибки, предложите игры со словами, например, почитать «тарабарские» стихи — набор рифмующихся сочетаний звуков. И вновь не «подгоняйте» ребенка в овладении навыком чтения. Это длительный и сложный процесс.

Старайтесь сразу ориентировать ребенка на осмысленное чтение. Перед чтением рассмотрите иллюстрации, прочитайте заголовок, предположите, о чем этот текст, задайте вопросы. Во время чтения задавайте уточняющие вопросы на понимание уже прочитанного, проясняйте значение новых слов. После прочтения обсудите, о ком прочитали, что он/она делают. Нарисуйте, разыграйте прочитанные истории.

Для преодоления медленного чтения развивайте у ребенка память, внимание. Играйте со словами и в слова, расширяйте словарный запас. Успешность обучения чтению определяется развитостью мышления, памяти и речи, сформированной мотивацией.

Формула 1 в чтении. Как научить ребенка читать с высокой скоростью?

Безусловно, каждый родитель мечтает, чтобы малыш рос смышленым умницей, умел формулировать свои мысли и вести диалог, находить общий язык с другими людьми и чувствовать себя комфортно в любом коллективе.

Удивительно, но во всем этом ему может помочь умение бегло читать, ведь именно оно будет способствовать более быстрому мышлению и формулированию мыслей, а также расширению кругозора и словарного запаса.

Роль умения читать в развитии малыша

Начать развивать этот навык никогда не рано. И первое, что вы можете сделать для создания благоприятной основы для обучения чтению, — это привить малышу интерес к книгам. Для этого вы можете с первых дней жизни читать сыночку или дочке детские книжки, вместе рассматривать картинки, переворачивать странички. Последнее будет также способствовать развитию мелкой моторики, что в свою очередь, опять же простимулирует развитие речи и навыка чтения.

Подрастая, ребёнок будет проявлять все больший интерес не только к картинкам, но и к словам и буквам.

Чтение на ночь — очень хорошая семейная традиция

Сделать ребенка увлеченным читателем абсолютно в ваших силах, а хорошие семейные привычки, к примеру, чтение книг на ночь, только спровоцируют еще больший интерес к чтению.

Современные методики

Существует достаточное количество методик для того, чтобы научить ребенка читать и читать бегло, и чем младше ваш малыш, тем большим выбором вы обладаете. Остановимся более подробно на самых популярных из них.

Методика Глена Домана или методика обучения чтению целыми словами

Этот метод универсален и подходит для обучения деток с первого месяца жизни. Его суть заключается в обучении чтению целыми словами, что изначально формирует способность «схватывать» слово целиком, что впоследствии способствует развитию у ребёнка навыка скорочтения. Малышу показывают карточки с различными словами на протяжении времени озвучивания написанного слова, т.е. показ одной карточки занимает 1-2 секунды. В течение одного показа малыш видит до 10 карточек со словами.

Метод Домана — этапы обучения

Через определенный период (у каждого малыша по-разному) мозг маленького человечка самостоятельно выходит в понятие буквы, и с этого момента ребенок может читать любые слова.

Мамы и папы, ограниченные во времени для занятий с малышом, будут рады узнать о большем количестве готовых видеоуроков по методике Глена Домана, которые можно показывать своему малышу.

Вот один из них:

С их помощью можно научить малыша читать без особых временных затрат со стороны родителей. Конечно же, идеальной будет ситуация, если вы будете находиться рядом с ребенком во время просмотра, поддерживая малыша и комментируя происходящее на экране. Но даже если малыш будет смотреть видео в одиночестве, вы всегда будете уверены в том, что он проводит время с пользой.

Карточки Домана можно купить в книжных магазинах

Пожалуйста, следите за гигиеной зрения и дозируйте время просмотров.

Методика обучения чтению по слогам

Смысл метода заключается в поэтапном изучении сначала букв, начиная от простых, к примеру, открытых твердых гласных и звонких согласных, постепенно продвигаясь к более сложным (шипящим и свистящим) звукам.

Чтение по буквам и слогам — самый сложный способ

Буквы озвучиваются не по их названиям, а непосредственно звуком, который они обозначают в слове, т.е. не «ЭЛ», а просто «Л», не «КА», а «К».

После этого переходят к непосредственному соединению букв в слоги и поэтапному изучению слогов также от простых к сложным. Сложными являются слоги со сложными звуками либо те, где гласная стоит перед согласной. Когда ребёнок научился читать слоги, он переходит к чтению простых слов.

Читать еще:  Локальный чат для школы. В школе учитесь не вы, а ребенок, в чем-то можно ему помочь, но главное – не устраивать в школе конкурс родительских амбиций, не включаться в этот забег

Игра со слогами детям очень нравится

Методика обучения чтению по слогам по кубикам Зайцева

Н. Зайцев утверждает, что элементарной частью речи нужно считать слог, а не букву, поэтому эта методика сразу же останавливается на слогах и составлении из них слов, дополнительно уделяя много внимания яркости кубиков (они могут быть разноцветными), их размеру и звучанию (внутрь кубика могут насыпаться различные наполнители). Таким образом, при игре с кубиками активизируются различные зоны памяти в мозге, что, безусловно, способствует более быстрому непроизвольному овладению информацией и позволяет научить ребенка читать в достаточно сжатые сроки.

Кубики Зайцева можно разложить по всему дому

Буквы на кубиках читаются с расстояния 10 метров, что не создает зрительного напряжения и не требует излишней концентрации внимания малыша.

В готовые комплекты часто входят также таблицы со слогами и буквами, а также диски с музыкальным сопровождением для подпевок. Последнее особенно нравится деткам и без труда запоминается в первую очередь.

Методика обучения чтению по кубикам Чаплыгина

Эта оригинальная методика появилась совсем недавно — она была запатентована в 2008 году. В готовые комплекты входят одинарные кубики и двойные вращающиеся кубики на одной подставке, которые формируют различные слоги. Благодаря этой методике вы сможете легко научить малыша читать путем увлекательной игры. Очень скоро он сможет самостоятельно выстраивать слоги и слова, используя эти кубики. А чуть позже даже выражать свои мысли целыми предложениями, таким образом, по сути, обучаясь еще и письму.

Набор Чаплыгина состоит из динамичных кубиков и карточек

Сравнение методов

Долгое время применяемая методика обучения чтению по буквам является, пожалуй, самой неудачной, если мы говорим о последующем желании научить ребенка читать бегло с постоянным увеличением скорости озвучивания текста. Дело в том, что ребёнку, обучаемому по этому методу, часто свойственно зацикливаться на конкретной букве. Со стороны можно наблюдать, как он старательно водит пальчиком от одной буковке к другой с черепашьей скоростью. Именно этот пальчик на букве не дает ему увидеть не то, что слово или предложение целиком, но часто даже слог. Поэтому для таких деток чтение часто превращается в мучение с максимальным нервным и зрительным напряжением.

Убедить такого малыша в том, что чтение — это прекрасный захватывающий и увлекательный мир, довольно тяжело.

Если ваш малыш уже умеет читать и ходит в школу, то для него становится особенно актуальна высокая скорость чтения, т.к. от нее порой зависит общая успеваемость. Сама школа уделяет немало внимания технике чтения, часто концентрируюсь на нормах и цифрах слов в минуту, и этому, безусловно, есть объяснение. Беглое чтение позволяет быстро читать и понимать условия задач и упражнений, осваивать информацию по истории или географии, что не приводит к излишнему напряжению и усталости ребенка.

Не стоит надеяться только на школу

Способность бегло читать значительно увеличивает оперативную память ребёнка, способствует повышению концентрации внимания и помогает развитию мышления.

Могу ли что-то сделать я, как мама или папа? Конечно!

У вас, как у родителей, также есть возможность научить своего малыша читать с хорошей скоростью и сделать этот процесс более приятным и увлекательным. Существует множество игр, в которые вы можете играть вместе с вашим ребенком.

Занятия с малышом должны быть регулярными

Приведем несколько примеров:

  1. Найди предложение. Вы зачитываете предложение, а ребенок быстро ищет его местонахождение в тексте.
  2. Вы начинаете предложение, ребенок подхватывает и быстро дочитывает его до конца.
  3. Ребенок ищет слова в заранее подготовленных вами буквенных сетках.
  4. Вы читаете текст, ребёнок водит пальчиком в аналогичном тексте вслед за вами.
  5. Вы даете ребёнку небольшой текст и буквально пару секунд для того, чтобы бегло с ним ознакомиться. А затем задаете вопросы по тексту. Это очень эффективное упражнения, требующее максимальной фокусировки внимания и провоцирующее активное использование бокового зрения, соответственно расширяя потенциальное оперативное поле зрения ребенка.

Еще несколько советов для заинтересованных родителей

  1. Жужжите вместе с малышом! Откройте один и тот же текст и вместе с малышом одновременно прожужжите его. Кто первый справился, тот и молодец! Этот метод дает хорошие результаты, т.к. не требует полноценного произношения слова, а, следовательно, позволяет увеличить реальную скорость чтения «про себя».
  2. Проговаривайте скороговорки с преувеличенным усилием. Эта артикуляционная гимнастика способствует чистоговорению и чистому чтению, снизит потерю скорости на проблемных для проговаривания местах.
  3. Играйте со словами! Показывайте малышу, как при добавлении суффикса или приставки получаются новые слова. Прячьте карточки со словами по дому и просите принести определенные, разрезайте слова на две половинки и просите составить из половинок слова.
  4. Чередуйте чтение вслух и чтение про себя. К примеру, один абзац вслух, один про себя. Чтение про себя, как известно, гораздо быстрее, а при подобном чередовании скорость «немого» чтения может передаваться чтению вслух, таким образом, увеличивая его реальную скорость.
  5. Дайте ребёнку набор слов, из которых нужно составить предложение, пусть он решает головоломку.
  6. Устраивайте гонки на скорость с самим собой! Контролируйте технику чтения с секундомером в руках. Подстегивайте малыша. Озвучивая результат, говорите: «Здорово! Вот это да! А можешь еще быстрее?»

Учите с ребенком скороговорки — это поможет быстро читать

Вы также можете провоцировать использование навыка чтения в жизни и в домашних условиях, к примеру, оставлять записки различного содержания, подписывать предметы, развешивать картинки с названиями по дому, успевать читать вывески и рекламу из окна во время хода автобуса.

Ведь гораздо проще научить ребенка бегло читать — это показать ему реальную необходимость в этом навыке!

Имейте в виду, что если ваш ребёнок по-прежнему читает медленно и неохотно, то вам необходимо сокращать время каждого занятия или игры, но проводить их чаще. Таким образом, малыш не будет успевать уставать от игры и терять к ней интерес.

Не забывайте также важное правило: быстро читает тот, кто читает много. Поэтому не жалейте времени на чтение вместе с ребенком, ведь это не только полезно, но и приятно и увлекательно!

Букварь для самых маленьких интересен с 2-х лет

Всегда можно подобрать захватывающую книгу именно для вашего малыша, которая откроет для него другой особенный мир. Также избегайте распространенной ошибки: не прекращайте чтение вслух для своего ребенка после того, как он научился читать самостоятельно, ведь скорость чтения у него еще не высока, да и просто послушать интересную историю или сказку, в спокойном режиме отслеживая текст глазками, так приятно для малыша! Это позволит вам избежать потери интереса к чтению, который нередко настигает родителей, излишне настаивающих на самостоятельном чтении практически сразу после того, как ребёнок научился читать.

В общем, не лишайте ребенка волшебных минут с книжкой и мамой или папой перед сном! Позвольте ему уютно устроиться рядом с вами и почувствовать себя маленьким и защищенным.

Подводя итог, хочется сказать, что навык беглого чтения ни для кого не будет лишним, т.к. создает фундамент для более быстрого поглощения информации и ее последующей обработки, что дает возможности для успеха в школе и в дальнейшей жизни.

Видео. Как научить малыша читать

Источники:

http://rastishka.by/articles/kak-nauchit-rebenka-chitat-beglo/
http://www.7ya.ru/article/Kak-pravilno-i-bystro-nauchit-rebenka-chitat/
http://detki.guru/kak-nauchit-rebyonka/kak-nauchit-rebenka-chitat-bistro.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector