Психологические отличия мальчиков и девочек. Как объяснить ребенку, чем отличается девочка от мальчика

Как и зачем говорить с ребёнком об отличиях мальчиков и девочек

Дошкольный возраст время особой любознательности ребёнка. Ребенку интересно все: отчего бывает дождь, как растет трава, где живет носорог и почему мальчики отличаются от девочек. Как рассказать ребенку, откуда берутся дети?

Своё любопытство дети удовлетворяют по-разному. Ежедневно они делают открытия, которые позволяют чувствовать свою значимость (конечно, если имеют поддержку со стороны взрослых). Они задает вопросы, на которые сами же пытается ответить, если же не получается — обращается к тем, кто непременно знает ответ.

Действительно, перед взрослыми стоит непростая задача: удовлетворить детский интерес и в то же время не травмировать очень ранимую детскую психику. Обычно к 1,5—2 годам ребенок знает, мальчик он или девочка. В 3 года дети воспринимают свой пол как нечто непостоянное (мальчики часто гордятся своими половыми органами, а отсутствие подобных у девочек расценивают как результат родительского наказания или потери).

В дальнейшем ребенок постепенно осваивает свою половую роль и знакомится с различиями полов. Происходит так называемая половая идентификация ребенка. Мальчик понимает, что, когда он вырастет, то будет мужчиной, папой, дядей, а девочка — женщиной, мамой, тетей. При этом половые органы вызывают наибольшее любопытство.

Детские игры в доктора или в папу и маму, в которых мальчики и девочки делают уколы, исследуют интимные части тела, имитируют половой акт не являются появлением сексуального поведения, а являются частью процесса познания окружающего мира. Дети хотят выяснить строение тела представителей противоположного пола. Это ничуть не хуже, чем желание узнать устройство новой машинки или механизма в музыкальной игрушке.

Это абсолютно нормальное явление. Если дети удовлетворят этот интерес вовремя, то у большинства из них к концу дошкольного возраста он утихает. Здесь многое зависит от того, как реагируют на это взрослые, — говорит кандидат психологических наук Зоя Григорьевна Кисарчук. Если детей стыдить и ругать за подобные игры, то в результате можно получить тот самый нездоровый акцент, который пугает взрослых. Гнев родителей может лишь подогреть интерес, уже почти удовлетворенный. Поэтому преследовать такие игры не стоит, в привычку они наверняка не войдут. Взрослым надо лишь занять детей чем-то не менее интересным. И уж, разумеется, недопустимы акценты на сексуальной стороне ситуации.

Сексуальное воспитание в семье невозможно без доверия между ребенком и родителем. Если доверие утрачено, надо его вернуть, тогда ребенок пойдет с вопросами именно к вам. Следует научить детей относиться к обнаженности без страха и предрассудков. При этом важно помнить несколько правил:

  • Не стоит скрывать от ребенка различия между мальчиками и девочками, но и акцентировать на этом внимание постоянно тоже не следует. Ребенку вредно как пуританское так и слишком развязное отношение родителей к сексуальному воспитанию.
  • Совместные купания мальчика с матерью следует прекращать, когда ему исполнится 4 года, девочки с отцом — с двух лет. Совместное купание брата и сестры можно продолжать до 4 -5 лет.
  • После года ребенок не должен ни слышать, ни видеть проявления интимной жизни родителей. Непонятное может быть источником глубокого и постоянного страха.
  • Следует исключит возможность ребенка видеть сексуальные сцены по телевизору или в печатных изданиях.
  • Не следует быть слишком мягким и уступчивым либо чрезмерно строгим по отношению к ребенку своего пола. К чему это приводит? Ребенок перестает подражать и учиться у своего родителя.

Если ребенок пришел к вам с вопросом на «щекотливую» тему, отвечайте используя необходимые примеры из книг и личного опыта. Не переполняйте ребенка информацией, а говорите о том, что он хочет знать, и теми словами, которые он понимает. Информируя детей, важно не перебарщивать, не внушать им значимость этой стороны жизни для взрослого человека. Если ребенок не в состоянии осмыслить полученные сведения, он начинает фантазировать, а искаженные таким образом представления могут травмировать его психику. Детское любопытство должно удовлетворяться спокойными и достаточно полными вашими объяснениями. Если родители уклоняются от ответа или реагируют слишком эмоционально? Тогда этот интерес может стать нездоровым.

Начните со встречных вопросов, уточняющих взгляды ребенка, но не подсказывающих ему ответы: чем отличаются мальчики и девочки? откуда у людей берутся дети? Как мамы становятся мамами? Как папы становятся папами? Давайте информацию ребенку постепенно, по мере возникновения вопросов и так, чтобы ребенок смог понять её.

Читать еще:  Грим на Хэллоуин для детей, девушек и парней, сделанный в домашних условиях своими руками (пошаговые фото создания). Грим на Хэллоуин в домашних условиях ? Мастер-класс с фото для мужчин. Идеи мкияжа и грима для девушек на Хэллоуин

Для наглядного представления можно использовать следующие книги: «Как я появился на свет» Януша Катерина, «Главное чудо света» Георгия Юдина, «Откуда берутся дети?» Дорис Рюбель. Прежде чем продемонстрировать книги детям просмотрите их сами, и решите, какие страницы на данном этапе следует просмотреть, а какие ещё могут подождать, вся ли информация соответствует вашим морально-этическим требованиям к изданию. Можно использовать только картинки, а текст придумать самостоятельно, исходя из собственного опыта.

Не тешьте себя надеждой, что за полчаса разговора с ребенком можно разом решить все проблемы. Вы можете рассказать все в деталях, сопровождая повествование картинками и даже получить пересказ изложенного, но на следующий день ваше чадо не вспомнит ни слова или расскажет свою версию. Сексуальное просвещение — это постепенный процесс открывания. Начинается он с трепетного удивления перед тайнами жизни, перед процессами, происходящими в природе.

Психологические отличия мальчиков и девочек. Как объяснить ребенку, чем отличается девочка от мальчика

Применять одинаковый подход к малышам – значит, растить их без учета важных психологических особенностей.

То, что срабатывает с девочками, иногда вообще никак не влияет на мальчиков и наоборот. Важно учитывать пол малыша и при воспитании, и при обучении. Как и почему, расскажет наш эксперт, к. п. н., детский психолог, автор бестселлера для родителей «Думай как ребенок, поступай как взрослый» Ольга Маховская.

© alexkich/iStock/Getty Images Plus/Getty Images

Врожденные особенности

Мальчики

Более беспокойны с самого рождения. У них в несколько раз чаще встречаются синдром дефицита внимания, неврологические заболевания, патологии и генетические отклонения.

Позже начинают ходить, говорить. Координация, мелкая моторика формируются с отставанием. Например, медленнее развивается кисть, это заметно, когда дети рисуют. Догоняют девочек примерно в 12 лет. Один из факторов – введение профильных предметов в школе. Заинтересовавшись, могут заниматься днями напролет. Узкие специальности даются мальчикам лучше.

В игре стремятся занять все свободное пространство. Если есть шведская стенка, обязательно залезут, есть подвал – спустятся. В ролевой игре готовы исполнять и женские, и мужские роли. Они экспериментируют, поэтому родителям не стоит пугаться, когда ребенок играет с куклами или надевает одежду сестры.

Факт: у мальчиков обычно более агрессивные мамы, у девочек – мягкие папы

Девочки

Они с рождения внимательнее к вкусу пищи, чувствительнее к звукам, запахам и прикосновениям. Телесный дискомфорт может сильно раздражать. Рождение реже сопровождается осложнениями.

Опережают мальчиков с первых недель жизни, к девяти годам разрыв может составлять полтора-два года. Более склонны к систематическому ежедневному обучению, что соответствует школьным требованиям, поэтому и оценки у них, как правило, выше. Быстрее включаются в процесс, но к концу урока начинают уставать, внимание ослабевает.

Что касается игр, то им достаточно небольшого уголка, где можно разложить игрушки. Именно они распределяют роли в играх, продумывают детали, даже если в компании есть мальчики. Девочки ориентируются на ожидания окружающих, поэтому предпочитают главных или хотя бы женских персонажей, роль Волка из «Красной Шапочки» не подойдет.

Правила воспитания

Для мальчиков

Мальчиков нужно хвалить за конкретные результаты и действия. «Ты молодец!» их не устроит в отличие от слов «ты хорошо справился с заданием». Абстрактные комплименты «ты крутой», «ты такой красивый!» их раздражают и настораживают.

Мальчики между собой и с окружающими общаются с помощью глаголов. Хотите о чем-то попросить? Коротко и ясно изложите задачу, иначе вас перестанут слушать. Не обязательно объяснять, что у вас болит голова, вы устали, поэтому сын должен помочь с уборкой. Достаточно сказать: «Вынеси мусор».

Вы недовольны? Сообщите, чем именно. Сын должен знать, где совершил ошибку, чтобы ее исправить.

Для девочек

Для девочек важно, какое они производят впечатление, оценка «ты меня поразила!» обрадует больше, чем отсылка к результату.

С девочками нужно говорить на языке эмоций, используя прилагательные. Не забывайте демонстрировать дочери на личном примере, что от нее требуется.

Девочке можно рассказать о своих чувствах, если вы расстроены. Однако ни в коем случае не обвиняйте ее, просто объясните, в чем проблема. Помните: у детей любого пола очень быстро формируются чувство вины и комплекс неполноценности.

Памятка родителям

Забудьте фразы «ты настоящий мужчина, поэтому должен…», «ты же девочка, поэтому должна…». Стереотипы не позволяют детям быть счастливыми. По отношению к мальчикам большинство установок направлено на подавление эмоциональности. Если убеждать ребенка, что мужчины не плачут, он уже в начальной школе запретит себе проявлять чувства. Он не научится распознавать эмоции, и ему будет сложнее адаптироваться к жизни. Дочерям же внушают, что нужно быть красивой, опрятной, хорошей хозяйкой. Повзрослев, девочка станет придираться к мужчине, что он не так выглядит, не следит за домом, и пытаться его переделать. Это разрушит отношения.

Никогда не сравнивайте детей, неважно, какого они пола. Есть только два исключения. Девочке может понравиться, если ее сравнить с кинозвездой. Мальчикам льстит сопоставление с гениями.

Читать еще:  Трудовая деятельность в детском саду конспект. Конспекта трудовой деятельности в доу

Учите детей взаимодействовать с противоположным полом. Уже в детском саду стоит научить сына делать девочкам комплименты: сам он никогда не поймет, зачем это нужно. Дочери рассказывайте о том, какими надежными, умелыми бывают мальчики. Лучше, если этим займется папа. Женщины судят по внешности, мужчина же сможет рассказать о таких качествах, как порядочность, солидарность, профессионализм.

Различия мальчиков и девочек: мифы и реальность (глава из книги)

Частенько можно услышать такие фразы, как: «Мужчины с Марса, женщины – с Венеры»; «Самой природой женщине предназначено заботиться о муже и детях, а мужчине – быть добытчиком»; «Мужчины и женщины устроены совершенно по-разному» и так далее до бесконечности. Не буду утруждать вас, дорогие читатели, перечислением клишированных фраз. Не буду я верить и тем, кто говорит: «Вот посмотри, он играет в машинки, потому что он мальчик» или: «Она держит куклу на руках, как настоящая мать. Видимо, это заложено природой».

Я скорее скажу, что родители купили мальчику много машинок и ни одной куклы. Они научили его играть в машинки, но не научили играть в куклы. У девочки ситуация обратная. Коллекция кукол и ни одной машинки… Дальше ребенок идет в школу. И уже подготовка к школе так или иначе зависит от того, отправляем мы в школу мальчика или девочку. Для мальчиков чаще выбирают физико-математические школы, девочек ориентируют на изучение гуманитарных наук. Есть ли в этом смысл? Попробуем разобраться с помощью психологической науки.

Антрополог Маргарет Мид провела ряд исследований на острове Ману в Новой Гвинее. На этом острове дети никогда не играли в куклы. Когда же исследователи дали им деревянные статуэтки, то играть ими стали мальчики, а не девочки. Мальчики пели куклам колыбельные песни, качали на руках. Причина такого поведения оказалась проста. На этом острове распределение ролей между мужчинами и женщинами несколько отличается от общепринятой западной модели. На этом острове мужчины не только охотятся и занимаются рыбной ловлей, но и очень много времени проводят с детьми, заботятся о них, играют с ними.

Конечно, мальчики и девочки отличаются по физическим и психофизиологическим характеристикам. Нельзя отрицать того факта, что мальчики характеризуются большим ростом, массой тела, мышечной силой, чем девочки. До десяти лет мальчики совсем немного превосходят девочек по длине и массе тела. После десяти лет девочки начинают превосходить мальчиков по этим параметрам, что связано с более ранним половым созреванием девочек. После тринадцати-четырнадцати лет мальчики снова обгоняют девочек по показателям роста и веса. Мальчики лучше бегают, плавают, катаются на велосипеде. В значительной степени такое превосходство мальчиков связано с тестостероном, который влияет почти на все телесные характеристики (размер и силу мускулов, размеры внутренних органов, число красных кровяных телец и количество жировых отложений). При этом не найдено достоверных различий между строением головного мозга у мужчин и женщин.

Если же говорить о социально-психологических характеристиках личности, характере и способностях, то, если верить научным исследованиям, между мужчинами и женщинами есть только четыре доказанных различия. Известные американские исследователи Массоби и Джеклин называют эти различия: способности к ориентированию в пространстве, математические способности, речевые навыки и агрессивность. При этом также доказано, что эти различия весьма невелики и изменяются с возрастом.

Доказано, что мальчики лучше ориентируются в пространстве и лучше успевают по математике. Однако причиной таких различий многие ученые считают не врожденную склонность мальчиков, а особенности их социализации. Как мы уже упоминали, мальчикам покупают больше игрушек, развивающих пространственные представления, чем девочкам. Следовательно, более развитые пространственные представления мальчиков – закономерность. При этом уже в возрасте четырех-пяти лет мальчики превосходят девочек в пространственно-визуальных способностях. Они лучше ориентируются по карте, компасу.

Кстати, психолог Экклз выяснила, что при одинаковой успеваемости мальчиков и девочек родители мальчиков были склонны оценивать способности ребенка к математике как более высокие, нежели родители девочек. Кроме того, родители часто объясняют хорошую успеваемость по математике мальчиков тем, что они очень способны, а высокую успеваемость девочек тем, что они очень стараются и много занимаются. То есть родители заранее считают мальчиков более способными к математике.

Если же говорить о фактах, то по статистике в начальной школе мальчики и девочки успевают по математике примерно одинаково. В средней школе девочки немного опережают мальчиков, но дело тут не столько в их способностях, сколько в прилежании. В старшей школе успехи мальчиков обычно выше, чем у девочек. Основной причиной обычно является то, что девочек часто называют неспособными к математике и ориентируют скорее на изучение гуманитарных дисциплин.

Родителям стоит обратить внимание на развитие математических способностей и пространственных представлений у девочек. Поиски «клада» по самостоятельно нарисованной карте, ориентирование на местности, составление маршрутов путешествий – эти занятия будут интересны и полезны любой девочке, особенно если заниматься этим она будет вместе с родителями.

Читать еще:  Расставание с пустышкой. Как отучить ребенка от соски и когда лучше всего начать

В обществе бытует мнение, что мужчины умнее женщин. И действительно, среди известных ученых гораздо больше мужчин, чем женщин. Среди Нобелевских лауреатов нечасто встретишь женщину. И этому факту есть научное объяснение. Очень интересны исследования интеллекта мужчин и женщин. Выяснено, что среди мужчин больше очень умных индивидуумов, чем среди женщин, но при этом среди мужчин больше и очень глупых. Женщины же превосходят мужчин по числу умных (просто умных, не слишком). Таким образом, получается, что очень умные – на виду. Мы читаем о них в книгах, мы читаем их книги и мы знаем их (например, в исследовании Г. Эллиса в группу из тысячи тридцати одаренных людей Британии входило только пятьдесят пять женщин). И так как это преимущественно мужчины, то создается иллюзия, что мужчины в целом умнее.

Речевые навыки лучше развиты у девочек. Мальчики обычно позже начинают говорить, чаще страдают расстройствами речи и письма. И опять же это закономерно. По данным психологических исследований, родители значительно больше общаются с девочками, чем с мальчиками. Традиционные игры девочек («дочки-матери», «магазин», «доктор») преимущественно ролевые и требуют речевого взаимодействия, в то время как традиционные игры мальчиков (футбол, волейбол, казаки-разбойники) не требуют столь развитых речевых навыков.

Поэтому очень важно родителям мальчиков учитывать этот факт и больше внимания уделять развитию их речевых способностей. Нужно разговаривать с мальчиком, спрашивать о его делах, впечатлениях и проблемах. Важно читать мальчику вслух и желательно просить его пересказывать прочитанное. Это поможет ему в дальнейшем избежать проблем с русским языком в школе. Так что, дорогие мамы и папы, побольше внимания уделяйте эмоциональному контакту с сыном, разговаривайте с ним.

Агрессия – единственное социальное поведение, при исследовании которого найдены доказательства, свидетельствующие о достоверных половых отличиях. Однако и здесь можно говорить о социальных причинах агрессии. У детей до года мы можем наблюдать только проявления гнева. Постепенно у детей появляется физическая агрессия, которая так или иначе является средством коммуникации (например, ребенок отнимает у другого игрушку). Физическая агрессия достигает пика в возрасте примерно между двумя и четырьмя годами. При этом не обнаруживается половых различий в агрессивном поведении: психологические исследования показывают, что в этом возрасте мальчики и девочки одинаково часто проявляют агрессивное поведение. С возрастом проявления физической агрессии уменьшаются.

Более агрессивное поведение мальчиков может иметь и социальные причины. Так, В. Филь отмечает, что родители строже относятся к мальчикам, чем к девочкам. Девочек чаще утешают, чаще ограждают от трудностей. Такая поддержка родителей приводит к снижению агрессии у ребенка. Мальчиков же, напротив, больше ругают и наказывают, что способствует росту агрессии. Б. Фэгот выяснил, что маленькие мальчики в три раза реже обращаются за помощью к родителям, чем девочки, и при этом родители более положительно относятся к просьбам девочек, нежели к просьбам мальчиков. Опять же, достаточно очевидно, что если к просьбам ребенка относятся негативно (его ругают за это или им недовольны), то агрессия может быть следствием неудовлетворенной потребности ребенка. Мальчиков чаще наказывают физически, чем девочек. Дж. Каган и Х. Мосс выяснили, что мальчики реагируют агрессивностью и непослушанием на авторитарный стиль воспитания родителей.

По статистике, наиболее часто встречающаяся форма детской агрессии проявляется через битье родителей или других детей. Порядка семидесяти процентов родителей описывают своего двух-трехлетнего ребенка как бьющего кого-либо. При описании детей четырех-пяти лет количество детей, применяющих физическую агрессию по отношению к другому, падает до двадцати процентов. И к третьему классу таких детей остается двенадцать процентов. С чем связаны такие изменения? У ребенка появляется и постепенно усиливается эмоциональный самоконтроль. Это происходит в первую очередь за счет того, что созревают те участки головного мозга, которые ответственны за самоконтроль, а значит, постепенно у ребенка уменьшаются проявления спонтанной агрессии.

Постепенно развивается и волевое поведение. Так, ребенок к четырем-пяти годам уже может ждать, предвосхищать события, его поведение становится более рациональным. При этом агрессивное поведение не исчезает. Оно становится более сложным. В частности, на место физической агрессии приходит вербальная агрессия. Дети начинают обзываться, ссориться.

В детстве мальчиков обычно чаще порицают в целом, но реже – непосредственно за агрессивное поведение, нежели девочек, поэтому они приучаются использовать агрессивные формы поведения. Ученые считают, что женщины реже проявляют агрессию потому, что они физически слабее мужчин, и поэтому им не имеет смысла доказывать свою правоту силой. Зато женщины чаще использую вербальную агрессию (ругань, оскорбления).

Подытоживая, нужно отметить, что различия между мальчиками и девочками не так велики, как может показаться. И большей частью эти различия обусловлены социальной средой.

Источники:

http://healingarts.ru/kak-i-zachem-govorit-s-rebyonkom-ob-otlichiyax-malchikov-i-devochek/
http://www.msn.com/ru-ru/lifestyle/family/%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%B0%D1%8F-%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0-%D0%BE%D1%82%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%B8%D1%8F-%D0%B2-%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8-%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%87%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2-%D0%B8-%D0%B4%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D1%87%D0%B5%D0%BA/ar-BBUvMxV
http://www.b17.ru/article/51631/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector