Психотерапия для детей с тиками. Современный подход к диагностике и лечению тикозных расстройств у детей. Индивидуальные и групповые занятия

❝ Современный подход к диагностике и лечению тикозных расстройств у детей ❞

Введение Словом «тик» называются быстрые, непроизвольные, стереотипно повторяющиеся движения определенных мышечных групп или, по-другому, разнообразные автоматизированные привычные элементарные движения. Чаще это относится к мышцам лица: моргания, мигания, наморщивание, нахмуривание лба, шмыганье носом, раздувание крыльев носа, облизывание губ, растягивание рта, чмоканье, «гримасы». Нередко отмечаются более сложные движения — подергивание головой,подергивания шеи, движения плечами,конечностями, частями туловища, а также приседания, пританцовывание, втягивание живота, покашливание, тяжелые вздохи, «хмыкание», прерывистая, напоминающая заикание речь, «хрюкающие» звуки, попискивания (так называемые респираторные тики, иначе — фокальные тикозные движения), которые возникают в результате фиксации какого-либо защитного действия, имевшего сначала целесообразный защитный характер («смаргивание соринки», кашель при простуде и т.п.). Говоря иначе, развитие тиков можно представить так: сначала они возникают по определенному поводу, к примеру, появляются подергивания шеей, как бы освобождающие от тугого воротничка, галстука, или движения туловищем в связи со стягивающей резинкой трусов. Дети могут облизывать губы при их сухости или нахмуривать лоб при длинных, закрывающих глаза волосах. У детей очень быстро подобные действия закрепляются по типу патологической условной связи и в дальнейшем повторяются уже без внешнего раздражителя. Иногда тики — это следствие определенных заболеваний. Например, моргание возникает в результате перенесенного конъюнктивита. Позже эти движения закрепляются и остаются надолго после того, как воспалительный процесс в области глаз стихает.

Мировая практика и наш собственный опыт (обследовано более 1000 детей с тиками в возрасте от 3 до 15 лет) позволяет отнести это заболевание в раздел серьезных нарушений деятельности мозга, может быть, не менее серьезных, чем эпилепсия. Тикозные расстройства по международной классификации болезней отнесены в раздел психических заболеваний и связаны с нарушением обмена в блоке регуляции и контроля произвольных действий.

Пусковым механизмом в возникновении тиков могут стать острая или хроническая психическая травма, неправильное воспитание ребенка. Не исключено, что тики могут развиваться у детей по механизмам подражания: например, ребенок повторяет какие-то привычные действия взрослых или движения животных, что постепенно приобретает фиксированный характер.

Считается, что тики чаще встречаются в возрасте от 7 до 12 лет и являются весьма распространенной патологией детского возраста (согласно некоторым авторам — у 4,5 — 23% детей в возрасте от 2 до 13 лет [1-4]). У мальчиков они встречаются в 2-4 раза чаще, чем у девочек. Хотя и у взрослых людей могут возникать тики, в большинстве случаев они появляются у детей. Часто тики усиливаются по мере приближения периода полового созревания и постепенно уменьшаются с возрастом.

Первые упоминания в литературе датируются серединой VII века, когда «тиками» назвали «привычку мышц к сокращению». В следующем столетии появились термины «тикозный гиперкинез» и «болевые тики», а Бабинский (1906) и Жане (1912) в начале XX века назвали тикозные движения «карикатурой на навязчивые движения» (цитируется по [5]). Одним словом, тики рассматривались, как функциональное расстройство. И только в 50-х годах двадцатого столетия стали изучать органическую природу тиков. В 70-х годах приоритетной научной гипотезой стали считать наличие системной слабости стриопаллидарных функциональных механизмов, которая может иметь как приобретенный характер в связи с остаточными явлениями раннего органического поражения, так и врожденный, в том числе семейно-наследственный [4-6]. В настоящее время считается, что тики возникают при поражениях ядер экстрапирамидной системы во внутриутробном периоде или в период новорожденности.

Классификация тиков За прошедшие 300 лет активно . читать далее

Нервные тики. Как с ними бороться?

Причины нервного тика у детей. Диагностика и лечение тиков.

Вы заметили, что ваш ребенок стал часто непроизвольно моргать или подергивает плечами? Возможно, у него нервный тик. Что стало его причиной? Может быть ребенок перенес недавно простудное заболевание или его что-то напугало? Обратимся к специалисту.

Тики — молниеносные непроизвольные сокращения мышц, чаще всего лица и конечностей (моргание, поднимание бровей, подергивание щеки, угла рта, пожимание плечами, вздрагивания и пр.).

По частоте тики занимают одно из ведущих мест среди неврологических заболеваний детского возраста. Тики встречаются у 11 % девочек и у 13% мальчиков. В возрасте до 10 лет тики встречаются у 20 % детей (т.е. у каждого пятого ребенка). Тики появляются у детей в возрасте от 2 до 18 лет, но есть 2 пика — это 3 года и 7-11 лет.

Отличительный признак тиков от судорожных сокращений мышц при других заболеваниях: ребенок может воспроизвести и частично контролировать тики; тики не возникают при произвольных движения (например, при взятии чашки и во время питья из нее).

Выраженность тиков может меняться в зависимости от времени года, суток, настроения, характера занятий. Меняется также и их локализация (например, у ребенка отмечалось непроизвольное моргание, которое через некоторое время сменилось на непроизвольное пожимание плечами), и это свидетельствует не о новом заболевании, а о рецидиве (повторении) имеющегося расстройства. Обычно усиление тиков происходит, когда ребенок смотрит телевизор, долго находится в одной позе (например, сидя на занятиях или в транспорте). Тики ослабевают и даже полностью исчезают во время игры, при выполнении интересного задания, которое требует полной сосредоточенности (например, при чтении захватывающего рассказа), ребенок теряет интерес к своей деятельности, тики появляются вновь со все возрастающей силой. Ребенок может подавить тики на непродолжительное время, но это требует большого самообладания и последующей разрядки.

Психологически дети с тиками характеризуются:

  • нарушениями внимания;
  • нарушением восприятия;

У детей с тиками затруднена выработка двигательных навыков и координированных движений, нарушена плавность движений, замедлено выполнение двигательных актов.

У детей с тяжелыми тиками выражены нарушения пространственного восприятия.

Классификация тиков

  • моторные тики (моргание, подергивание щеки, пожимание плечами, напряжение крыльев носа и т.д.);
  • вокальные тики (покашливания, посапывание, хмыкание, шмыгание);
  • ритуалы, (ходьба по кругу);
  • генерализованные формы тиков (когда у одного ребенка имеется не один тик, а несколько).
Читать еще:  Развитие малыша в 5 мес. Развитие ребенка в пять месяцев

Кроме того, различают простые тики, захватывающие только мышцы век или рук, или ног, и сложные тики — движения одновременно возникают в различных группах мышц.

Течение тиков

  • Заболевание может длиться от нескольких часов до многих лет.
  • Выраженность тиков может варьироваться от почти незаметной до тяжелой формы (приводящей к невозможности выйти на улицу).
  • Частота тиков меняется в течение дня.
  • Лечение: от полного излечения до неэффективности.
  • Сопутствующие поведенческие нарушения могут быть незаметными или выраженными.

Причины тиков

Среди родителей и педагогов широко распространена точка зрения, что тиками страдают «нервные» дети. Однако известно что «нервными» бывают все дети, особенно в периоды так называемого кризиса (периоды активной борьбы за самостоятельность), например в 3 года и 6-7 лет, а тики появляются только у некоторых детей.

Тики часто сочетаются с гиперактивным поведением и нарушением внимания (СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности), сниженным настроением (депрессией), тревожностью, ритуальным и навязчивым поведением (вырыванием волос или наматыванием их на палец, обгрызанием ногтей и пр.). Кроме того, ребенок с тиками обычно не переносит транспорт и душные помещения, быстро устает, утомляется от зрелищ и занятий, беспокойно спит или плохо засыпает.

Роль наследственности

Тики появляются у детей с наследственной предрасположенностью: родители или родственники детей с тиками сами могут страдать от навязчивых движений или мыслей. Научно доказано, что тики:

  • легче провоцируются у лиц мужского пола;
  • мальчики болеют тиками тяжелее, чем девочки;
  • у детей тики появляются в более раннем возрасте, чем у их родителей;
  • если у ребенка тики, то часто обнаруживается, что его родственники мужского пола также страдают тиками, а родственники женского пола — неврозом навязчивых состояний.

Родительское поведение

Несмотря на важную роль наследственности, особенностей развития и эмоционально-личностных черт ребенка, его характер и способность противостоять влиянию внешнего мира формируется внутри семьи. Неблагополучное соотношение вербальных (речевых) и невербальных (неречевых) коммуникаций в семье способствует развитию аномалий поведения и характера. Например, постоянные окрики и бесчисленные замечания ведут к сдерживанию свободной физиологической активности ребенка (а она у каждого малыша разная и зависит от темперамента), которая может замещаться патологической формой в виде тиков и навязчивостей.

В то же время дети от матерей, воспитывающих ребенка в обстановке вседозволенности, остаются инфантильными, что и предрасполагает к возникновению тиков.

Провокация тиков: психологический стресс

Если ребенок с наследственной предрасположенностью и неблагоприятным типом воспитания внезапно сталкивается с непосильной для него проблемой (психотравмирующий фактор), развиваются тики. Как правило, окружающие ребенка взрослые не знают, что послужило толчком для появления тиков. То есть, для всех, кроме самого ребенка, внешняя ситуация кажется обычной. Как правило, он не рассказывает о своих переживаниях. Но в такие моменты ребенок становится более требовательным к близким, ищет с ними тесного контакта, требует постоянного внимания. Активизируются невербальные виды общения: жесты и мимика. Учащается гортанное покашливание, которое сходно с такими звуками, как хмыкание, причмокивание, сопение и пр., возникающие во время задумчивости, смущения. Гортанное покашливание всегда усиливается при тревоге или опасности. Возникают или усиливаются движения в руках — перебирание складок одежды, накручивание волос на палец. Эти движения непроизвольны и бессознательны (ребенок может искренне не помнить, что он только что делал), усиливаются при волнении и напряжении, явно отражая эмоциональное состояние. Также может появляться зубной скрежет во сне, часто в сочетании с ночным недержанием мочи и страшными снами.

Все эти движения, возникнув один раз, могут постепенно исчезнуть сами. Но если ребенок не находит поддержки у окружающих, они закрепляются в виде патологической привычки и затем трансформируются в тики.

Нередко появлению тиков предшествуют острые вирусные инфекции или другие тяжелые заболевания. Родители часто говорят, что, например, после тяжелой ангины их ребенок стал нервным, капризным, не хотел играть один, а уже потом появились тики. Воспалительные заболевания глаз часто осложняются последующими тиками в виде моргания; длительные ЛОР-заболевания способствуют появлению навязчивых покашливаний, посапываний, хмыканья.

Таким образом, для появления тиков необходимо совпадение 3 факторов.

  1. Наследственная предрасположенность.
  2. Неправильное воспитание (наличие внутрисемейного конфликта; повышенная требовательность и контроль (гиперопека); повышенная принципиальность, бескомпромиссность родителей; формальное отношение к ребенку (гипоопека), дефицит общения.
  3. Острый стресс, провоцирующий появление тиков.

Механизм развития тиков

Если у ребенка постоянно присутствует внутренняя тревожность или, как говорят в народе, «неспокойно на душе», стресс становится хроническим. Сама по себе тревога — это необходимый защитный механизм, позволяющий заранее до наступления опасного события подготовиться к нему, ускорить рефлекторную деятельность, повысить скорость реакции и остроту органов чувств, задействовать все резервы организма для выживания в экстремальных условиях. У ребенка, часто испытывающего стрессы, мозг постоянно находится в состоянии тревоги и ожидания опасности. Утрачивается способность произвольно подавлять (тормозить) ненужную активность клеток головного мозга. Мозг ребенка не отдыхает; даже во сне его преследуют страшные образы, ночные кошмары. В результате системы адаптации организма к стрессу постепенно истощаются. Появляется раздражительность, агрессивность, снижается успеваемость. А у детей, имеющих изначальную предрасположенность к дефициту торможения патологических реакций в мозге, вредные психотравмирующие факторы вызывают развитие тиков.

Тики и поведенческие нарушения

У детей с тиками всегда отмечаются невротические нарушения в виде сниженного настроения, внутренней тревожности, склонности к внутреннему «самокопанию». Характерны раздражительность, утомляемость, трудность концентрации внимания, нарушения сна, что требует консультации квалифицированного психиатра.

Следует заметить, что в некоторых случаях тики являются первым симптомом более тяжелого неврологического |и психического заболевания, которое может развиться спустя некоторое время. Поэтому ребенок с тиками должен быть тщательно обследован неврологом, психиатром и психологом.

Диагностика тиков

Диагноз устанавливается в ходе осмотра невролога. При этом полезна видеосъемка в домашних условиях, т.к. ребенок старается подавить или скрыть имеющиеся у него тики во время общения с врачом.

Обязательным является психологическое обследование ребенка для выявления его эмоционально-личностных особенностей, сопутствующих нарушений внимания, памяти, контроля импульсивного поведения с целью диагностики варианта течения тиков; выявления провоцирующих факторов; а также дальнейшей психологической и медикаментозной коррекции.

В некоторых случаях врач-невролог назначает ряд дополнительных обследований (электроэнцефалографию, магнитно-резонансную томографию), основываясь на беседе с родителями, клинической картине заболевания, и консультацию психиатра.

Читать еще:  Задержка физического развития у детей старшего возраста. Что такое зфр у ребенка. Причины и классификация нарушений роста у детей

Медицинские диагнозы

Транзиторное (преходящее) тикозное расстройство характеризуется простыми или сложными моторными тиками, короткими, повторными, с трудом контролируемыми движениями, и манерностью. Тики возникают у ребенка ежедневно в течение 4 недель, но менее 1 года.

Хроническое тикозное расстройство характеризуется быстрыми повторными неконтролируемыми движениями или вокализациями (но не тем и другим вместе), которые возникают почти ежедневно, более 1 года.

Лечение тиков

  1. Для коррекции тиков рекомендуется в первую очередь исключить провоцирующие факторы. Безусловно, необходимо соблюдать режим сна и питания, адекватность физических нагрузок.
  2. Семейная психотерапия эффективна в тех случаях, когда при анализе внутрисемейных отношений выявляется хроническая психотравмирующая ситуация. Психотерапия полезна даже при гармоничных отношениях в семье, поскольку позволяет ребенку и родителям изменить негативное отношение к тикам. Кроме того, родителям стоит помнить, что своевременно сказанное ласковое слово, прикосновение, совместная деятельность (например, выпечка печенья или прогулка в парке) помогают ребенку справиться с накопившимися нерешенными проблемами, устранить тревогу и напряженность. Необходимо больше разговаривать с ребенком, чаще гулять с ним и играть в Его игры.
  3. Психологическая коррекция.
    • Может проводиться индивидуально — для развития сфер психической деятельности (внимания, памяти, самоконтроля) и уменьшения внутренней тревожности с одновременной работой над самооценкой (с помощью игр, бесед, рисунков и других психологических техник).
    • Может проводиться в виде групповых занятий с другими детьми (у которых есть тики или другие поведенческие особенности) — для развития сферы общения и обыгрывания возможных конфликтных ситуаций. При этом у ребенка появляется возможность выбрать наиболее оптимальный вариант поведения в конфликте («прорепетировать» его за ранее), что уменьшает вероятность обострения тиков.
  4. Медикаментозное лечение тиков следует начинать, когда возможности предыдущих методов уже исчерпаны. Медикаментозные препараты назначаются врачом-неврологом в зависимости от клинической картины и данных дополнительного обследования.
    • Базовая терапия тиков включает 2 группы препаратов: обладающих противотревожным действием (антидепрессанты) — фенибут, золофт, паксил и т.д.; уменьшающих выраженность двигательных явлений — тиапридал, терален и т.д.
    • К базовой терапии в качестве дополнительной могут быть подключены препараты, улучшающие обменные процессы в мозге (ноотропные препараты), сосудистые препараты, витамины.
      Продолжительность медикаментозной терапии после полного исчезновения тиков составляет 6 месяцев, затем можно медленно уменьшать дозу препарата вплоть до полной отмены.

Прогноз для детей, у которых тики появились в возрасте 6-8 лет благоприятный (т.е. тики проходят бесследно).

Раннее начало тиков (3-6 лет) характерно для длительного их течения, вплоть до подросткового периода, когда тики постепенно уменьшаются.

Если тики появляются до 3 лет, они, как правило, являются симптомом какого-либо тяжелого заболевания (например, шизофрении, аутизма, опухоли мозга и т.д.). В этих случаях обязательно требуется тщательное обследование ребенка.

Нервные тики у ребенка

Нервные тики или тикозные гиперкинезы представляют собой непроизвольные движения внезапного, насильственного, повторяющегося, стереотипного, неритмичного и отрывистого характера, которые охватывают отдельные мышцы или группы мышц и напоминают фрагменты нормальных произвольных движений. В отличие от других гиперкинезов (хорея, атетоз, миоклония и т.д.), тики могут временно подавляться усилием воли или сознательно имитироваться ребенком, но их подавление, как правило, вызывает сильное внутреннее напряжение, приводящее к усилению интенсивности насильственных движений.

Данная патология является одной из наиболее распространенных в детском возрасте. Частота ее встречаемости в детской популяции, по данным разных авторов, составляет 4-13%, у мальчиков наблюдается чаще, чем у девочек. Возраст появления тикозного расстройства варьирует от 3 до 15 лет, наиболее же часто оно дебютирует в 6-8 лет (что совпадает со стрессовым периодом начала школьного обучения), достигает пика интенсивности к 10 годам и может исчезать до достижения возраста 14 лет, или сохраняться в течение всей жизни, проходя периоды полного исчезновения симптомов, а также уменьшения и увеличения их интенсивности. Существующие на данный момент методы лечения нервных тиков не всегда оказываются эффективными, в некоторых случаях тикозное расстройство легко поддается коррекции, а в некоторых – оказывается устойчивым к воздействиям на протяжении многих лет.

Классификация тикозных расстройств

Классификацию тикозных расстройств можно провести по нескольким наиболее существенным основаниям.

По этиологии (происхождению болезни) тики делятся на:

  • Первичные– возникают при отсутствии какого-либо иного расстройства, являются единственным симптомом заболевания и часто связаны с наследственной предрасположенностью ребенка.
  • Вторичные– возникают на фоне другого заболевания.

По клиническим проявлениям тики бывают:

  • Моторными (двигательными) – делятся на простые (например, моргание, открывание рта), и сложные, протекающие в виде целых координированных движений (например, прыжки).
  • Вокальными (голосовыми, звуковыми) – также делятся на простые, проявляющиеся в виде отдельных звуков (шмыганье, кашель, фырканье, писк), и сложные, представляющие собой слова или фразы социально неприемлемого характера (копролалия), повторение слов и высказываний другого человека (эхолалия), или собственных слов и фраз (палилалия).
  • Сенсорными– представляют собой повторяющиеся сенсорные ощущения (холод, давление, жжение) в одной и той же части тела.
  • Ритуальными– проявляются в виде повторяющихся сложных действий типа ходьбы по кругу.

По временной продолжительности выделяются следующие виды тиков:

  • Транзиторные– ежедневно возникают у ребенка на протяжении не менее 1 месяца, но сохраняются не более 1 года.
  • Хронические– практически ежедневно или с перерывами возникают у ребенка на протяжении более 1 года.

И, наконец, по степени выраженности тики делятся на:

  • Локальные– протекают с вовлечением одной мышцы или одной группы мышц.
  • Множественные– протекают с одновременным вовлечением нескольких мышечных групп.
  • Генерализованные, или синдром Туретта – наследственное заболевание, предполагающее сочетание множественных двигательных и вокальных тиков с постепенным подключением копролалии (повторяющиеся выкрики социально неприемлемых слов или фраз).

Причины возникновения первичных и вторичных нервных тиков у детей

Можно выделить две основные группы причин появления первичных тикозных расстройств у ребенка:

  • Биологические причины или отягощенная наследственность. Зачастую тики появляются у детей, чьи родители или родственники также страдали гиперкинезами. Наследственная предрасположенность повышает вероятность возникновения тикозного расстройства у ребенка, но не обязательно приводит к развитию этого заболевания. Как правило, для появления первичных тиков, даже при наследственной предрасположенности, важно влияние психологических факторов.
  • Психологические причины, связанные с внешними стрессовыми воздействиями, являются наиболее распространенной группой причин, приводящих к появлению тиков у ребенка. Среди стрессовых факторов можно выделить:
    • Перенесенные ребенком вирусные инфекции и прочие заболевания (например, тик моргания может появиться после заболевания конъюктивитом).
    • Неблагоприятный психологический климат в семье (постоянные ссоры родителей, завышенные требования к ребенку и непрекращающиеся замечания в его адрес, холодное отношение к ребенку и т.д.).
    • Неблагоприятная атмосфера в коллективе сверстников (проблемы в общении с детьми из детского сада или с одноклассниками в школе).
    • Переживание ребенком психологически травмирующих событий (потеря близкого человека, развод родителей, перемена места жительства, попадание в какую-либо пугающую ситуацию и т.д.)
    • Начало школьного обучения (является очень распространенной причиной возникновения тиков, так как для детей резкий переход к новой обстановке и социальному окружению, строгим правилам и требованиям оказывается сильной психотравмирующей ситуацией).
    • Сформированные у ребенка в процессе воспитания такие особенности характера, как заниженная самооценка, тревожность, неуверенность в себе, чрезмерная инфантильность.
    • Переутомление, недосып, длительное пребывание за монитором компьютера или экраном телевизора.
    • Неправильное питание ребенка, приводящее к недополучению организмом нужных для нормального сокращения мышц веществ, таких как магний и кальций.
Читать еще:  Обучающие задания для детей 6 7 лет распечатать. Развивающие задания для детей - дошкольников

Как было сказано выше, вторичные тикозные гиперкинезы появляются как один из симптомов какого-либо другого расстройства. Таким образом, к причинам возникновения вторичных тиков можно отнести:

  • Расстройства психической сферы (синдром гиперактивности и дефицита внимания, расстройства аутистического спектра, обсессивно-компульсивное расстройство, депрессия, умственная отсталость и др.).
  • Аномалии развития головного мозга и наследственные дегенеративные заболевания (дисплазия мозжечка, хорея Гентингтона и др.).
  • Органические поражения головного мозга (черепно-мозговые травмы, опухоли).
  • Инфекционно-воспалительные заболевания головного мозга (энцефалит).
  • Сосудистые заболевания головного мозга (атеросклероз, инсульт).
  • Прием некоторых лекарственных средств (антидепрессанты, нейролептики, психостимуляторы).
  • Интоксикации организма вредными веществами (опиаты, угарный газ).

Симптомы нервного тика

Общей закономерностью во внешнем проявлении тиков является снижение частоты их появления в направлении от головы к нижним конечностям. В большей части случаев у детей возникает тик моргания, а за ним в порядке убывания частоты следуют мимические тики, движения головы, шеи, корпуса тела и конечностей, голосовые тики. В целом можно перечислить следующие наиболее распространенные симптомы тикозного расстройства:

  • Частое моргание одним или двумя глазами;
  • Поднятие бровей;
  • Наморщивание лба;
  • Подергивание щек, крыльев носа, углов рта;
  • Открывание рта и высовывание языка;
  • Покусывание губы;
  • Судорога взора (заведение глазных яблок вверх или в стороны);
  • Подергивание головы;
  • Вытягивание шеи вперед или в стороны;
  • Пожимание плечами;
  • Втягивание живота;
  • Подергивание рук, ног;
  • Частые глотательные движения или кашель;
  • Шмыганье носом и т.д.

Стоит также отметить, что дети, страдающие тикозными расстройствами, могут обладать и сопутствующими их заболеванию симптомами психологических дисфункций, таких, как задержка моторного развития, замедленность и нарушения плавности двигательных актов, речевые трудности, дефицит внимания, пространственных функций, а также программирования, регуляции и самоконтроля.

Лечение нервных тиков у ребенка

В случае обнаружения у ребенка тикозных гиперкинезов, родителям следует сразу же обратиться за помощью детского невропатолога и, в дальнейшем, детского клинического психолога, так как тикозное расстройство требует квалифицированного лечения.

Сами же родители должны соблюдать в своем поведении с ребенком ряд рекомендаций.

Во-первых, не нужно акцентировать внимание на недуге ребенка и, тем более, ругать его, так как это лишь повышает тревогу и вызывает усиление интенсивности тика.

Во-вторых, нужно создать для ребенка благоприятную, поддерживающую атмосферу в семье, постараться избавить его от каких-либо стрессовых факторов, решить имеющиеся у него проблемы (например, проблемы в общении со сверстниками), снизить его психоэмоциональную нагрузку, обеспечить ему полноценное питание, установить правильный режим дня, в котором было бы хорошо сбалансировано время на труд, отдых, сон.

В-третьих, для уменьшения интенсивности уже начавшегося у ребенка тика, необходимо своевременно переключать его внимание на какую-то интересную, способную полностью увлечь его деятельность (как правило, во время сосредоточения внимания на целенаправленной деятельности тик проходит или уменьшается).

Для построения программы лечения нервных тиков необходим, в первую очередь, клинический осмотр врача-невропатолога, для которого может пригодиться заранее подготовленная домашняя видеосъемка ребенка, так как во время осмотра он может стараться подавить тики и не показать полной картины своего расстройства. По итогам осмотра, врач может также выписать направления на электроэнцефалографию (для исключения наличия у ребенка эпилепсии), МРТ-исследование (для поиска структурных нарушений мозга в случае тяжелых тиков), анализы мазка из зева и носа (для исключения ревматизма в случае возникновения тиков после заболевания ангиной).

Психологическое обследование ребенка, страдающего тикозными гиперкинезами, также необходимо для выбора методов терапии, так как оно выявляет эмоционально-личностные особенности (например, повышенная тревожность) и сопутствующие нарушения психических функций (внимания, памяти, программирования и контроля и др.), которые могут значительно усложнять адаптацию ребенка к окружающему миру (например, препятствовать нормальному усвоению школьной программы) и, вызывая стресс, способствовать появлению и усилению тиков.

Лечение нервных тиков может включать в себя три основных компонента, подбор которых зависит от выявленных в обследованиях специалистов причин появления и особенностей протекания тикозного расстройства у ребенка:

  1. Семейная психотерапия. Главное при лечении тикозных гиперкинезов – устранить факторы, которые их провоцируют. Соответственно, если стрессовые факторы содержатся внутри семьи, необходимо работать с семьей. Выше были описаны общие рекомендации родителям по поведению с заболевшим тиками ребенком, но во многих случаях семье требуется также специализированная психотерапевтическая помощь для разрешения разного рода проблем, создающих в семье хроническую стрессовую ситуацию.
  2. Психологическая коррекция, которая может протекать в трех формах:
    • Индивидуальная коррекция сопутствующих тикозному расстройству нарушений психических функций (внимания, пространственных функций, самоконтроля, двигательного планирования и т.д.).
    • Индивидуальная детская психотерапия, направленная на работу с эмоционально-личностной сферой ребенка, и, в особенности, на уменьшение его внутренней тревожности.
    • Групповая детская психотерапия (группа набирается из детей с тиками или другими поведенческими особенностями), полезная для развития коммуникативных навыков ребенка и проигрывания возможных конфликтных ситуаций, а также оптимальных способов их решения.
  3. Медикаментозная терапия, обычно применяемая в случае, если первые два вида помощи оказались неэффективными. Лекарственные препараты ребенку может назначать только квалифицированный врач-невропатолог, который будет отслеживать динамику состояния ребенка и регулировать дозу препарата. Зачастую хорошим положительным эффектом приема лекарственных препаратов считается не полное исчезновение тиков, а уменьшение их интенсивности до приемлемого уровня.

Таким образом, психологическая коррекция является одним из главных компонентов программы лечения тикозных гиперкинезов у детей. «Центр Нейропсихологического Сопровождения» оказывает услуги индивидуальной детской психотерапии, а также индивидуальных коррекционных занятий с нейропсихологом и логопедом-дефектологом. Данные услуги могут быть полезными Вашему ребенку для преодоления тикозного расстройства.

Источники:

http://www.medy.ru/pages.php?id=1340
http://www.7ya.ru/article/Nervnye-tiki-Kak-s-nimi-borotsya/
http://cns-neiro.ru/articles/tiki/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector