Работа над развитием мышления ребенка. Как развивать мышление ребенка

Работа над развитием мышления ребенка

Прежде чем поговорить о том, как происходит развитие мышления у детей, остановимся на том, что собой представляет процесс мышления в принципе, как он протекает и от чего зависит.

Мышление — процесс, в котором принимают участие сразу два полушария мозга. Решения, которые принимает человек, напрямую зависят от того, насколько комплексно он способен мыслить. Именно поэтому так важно уделять внимание развитию мышления в детском возрасте.

Многие родители уверены, что в раннем детстве развивать мышление у детей не имеет смысла, так как львиную долю решений в этом возрасте за малышей принимают они. Дети же большую часть времени посвящают играм и развитию творческих способностей во время занятий лепкой, рисованием, конструированием. Тем не менее в жизни каждого ребенка обязательно настанет момент, когда, уже будучи взрослым, он должен будет принять правильное решение — такое, от которого будет зависеть его дальнейшая жизнь.

Более того, в наше время практикуется тестирование наемных работников на уровень IQ, по результатам которого принимаются решения о приеме на работу в солидные компании. Именно логическое и креативное мышление положены в основу практически каждого созданного человеком изобретения. Поэтому задача каждого родителя, который желает дать ребенку шанс максимально преуспеть в жизни, — развивать его мышление с самого детства.

Мышление у ребенка

Появляясь на свет, дети не имеют мышления. Для этого у них пока просто не хватает опыта и недостаточно развита память. Примерно к концу года у крохи уже можно наблюдать первые проблески мышления.

Развитие мышления у детей возможно путем целенаправленного участия в процессе, по ходу которого ребенок научится говорить, понимать, действовать. О развитии можно говорить, когда содержание мысли малыша начнет расширяться, появятся новые формы мыслительной деятельности, усилятся познавательные интересы. Процесс развития мышления бесконечен и напрямую связан с деятельностью человека. Естественно, что на каждом этапе взросления он имеет свои нюансы.

Развитие мышления у малышей происходит в несколько этапов:

  • действенное мышление;
  • образное;
  • логическое.

Первый этап — действенное мышление. Характеризуется принятием ребенком самых простых решений. Малыш учится познавать мир через предметы. Он крутит, тянет, бросает игрушки, ищет и нажимает на них кнопочки, таким образом получая первый опыт.

Второй этап — образное мышление. Оно позволяет малышу создавать образы того, что он будет делать с помощью рук в ближайшее время, без их прямого задействования.

На третьем этапе начинает работать логическое мышление, в процессе которого помимо образов ребенок использует отвлеченные, абстрактные слова. Если задать малышу с хорошо развитым логическим мышлением вопросы о том, что такое вселенная или время, он без труда найдет содержательные ответы.

Этапы развития мышления у детей

В раннем детстве малыши имеют одну особенность: они стараются все попробовать на вкус, разобрать на части, и ими руководит исключительно действенное мышление, которое в некоторых случаях сохраняется даже после того, как они вырастут. Такие люди, будучи взрослыми, уже не ломают – они вырастают конструкторами, способными собрать и разобрать руками практически любой предмет.

Образное мышление развивается у малышей в младшем дошкольном возрасте. Обычно на процесс оказывают влияние рисование, игры с конструктором, когда нужно представить себе конечный результат в уме. Наиболее активным образное мышление у детей становится примерно к окончанию периода дошкольного возраста — к 6 годам. На основе развитого образного мышления начинает формироваться логическое.

В детском саду процесс развития мышления связан с воспитанием в детях способностей мыслить образами, запоминать, а затем стараться воспроизвести сцены из жизни. Когда дети поступают в школу, с ними также можно продолжать заниматься такими упражнениями.

При этом нужно понимать, что большая часть школьных программ построены с акцентом на развитие логики и аналитики, поэтому над развитием образного мышления у малышей нужно будет поработать родителям. Для этого можно совместно с ребенком придумывать и инсценировать интересные истории, вместе делать разного рода поделки, рисовать.

После 6 лет у малышей запускается процесс активного развития логического мышления. Ребенок уже способен анализировать, обобщать, делать заключения, выносить что-то основное из увиденного, услышанного или прочитанного. В школе же чаще всего уделяют внимание развитию стандартной логики, совершенно не понимая, что учат детей мыслить шаблонами. Любую инициативу, нестандартное решение учителя стараются пресекать, настаивая на том, чтобы дети решали задачи так, как указано в учебнике.

Что должны делать родители?

Самое главное, чтобы в процессе работы над развитием мышления ребенка родители не увязли в десятках одинаковых примеров, напрочь убивающих в детях креативность. Гораздо полезнее в таких случаях будет сыграть с ребенком в настольные игры, например в шашки или «Империю». В таких играх малыш получит возможность принимать действительно нестандартные решения, таким способом развивая логику и постепенно переводя мышление на новый уровень.

Есть ли способы, помогающие воспитать в ребенке креативность? Самое важное, что нужно усвоить, — развитие творческого мышления наиболее активно происходит в общении. В процессе общения с людьми, а также при чтении книги или даже просмотре аналитической передачи в сознании возникает сразу несколько мнений относительно одной и той же ситуации.

Читать еще:  Какие продукты нельзя ребенку в 1.5 года. Что и когда давать ребенку до года

Что же касается личного мнения, то оно появляется у человека исключительно в процессе личного общения. Творческие личности выделяются среди основной массы прежде всего пониманием того, что на один вопрос может иметься сразу несколько правильных ответов. Чтобы донести это до ребенка, просто слов будет недостаточно. Малыш должен сам сделать такой вывод после многочисленных тренировок и упражнений для развития мышления.

В школьной программе не предусмотрено развитие у детей ассоциативного, творческого, гибкого мышления. Поэтому вся ответственность за это ложится на плечи родителей. На деле это оказывается совсем не так сложно, как может показаться на первый взгляд. С ребенком достаточно будет периодически конструировать, работать с картинками животных и геометрических фигур, складывать мозаику или просто время от времени фантазировать с малышом, например описывая все возможные функции того или иного предмета.

Особенности развития мышления в младшем возрасте

Как было отмечено выше, в каждом возрасте развитие мышления имеет свои особенности. В младшем возрасте этот процесс в основном связан с действиями ребенка, который пытается найти решения для определенных сиюминутных задач. Совсем маленькие дети учатся надевать кольца на пирамидку, строить башни из кубиков, открывать и закрывать шкатулки, залезать на диван и т.д. При выполнении всех этих действий ребенок уже мыслит, и процесс этот пока носит название наглядно-действенного мышления.

Как только малыш начнет усваивать речь, процесс развития наглядно-действенного мышления перейдет на новый этап. Понимая речь и применяя ее для общения, ребенок пробует мыслить обобщенно. И пусть первые попытки обобщить не всегда успешные, они необходимы для дальнейшего процесса развития. Малыш может сгруппировать совершенно непохожие предметы, если сможет уловить в них мимолетное внешнее сходство, и это нормально.

Например, в 1 год и 2 месяца для детей свойственно называть одним словом сразу несколько предметов, которые кажутся им похожими. Это может быть название «яблоко» для всего, что круглое, или «киса» для всего, что пушистое и мягкое. Чаще всего дети в этом возрасте обобщают по тем внешним признакам, которые первыми бросаются в глаза.

После двух лет у детей появляется желание выделить определенный признак или действие предмета. Они с легкостью подмечают, что «каша горячая» или что «киса спит». К началу третьего года малыши уже свободно могут выделять из целого ряда признаков самые устойчивые, а также представлять себе предмет по его зрительному, слуховому описанию.

Особенности развития мышления у дошкольников: преобладающие формы

В дошкольном возрасте в речи ребенка можно услышать интересные умозаключения типа: «Лена сидит, баба сидит, мама сидит, все сидят». Или же умозаключения могут быть другого рода: видя, как мама надевает шапку, ребенок может отметить: «Мама идет в магазин». То есть в дошкольном возрасте ребенок уже способен проводить простые причинно-следственные связи.

Интересно наблюдать и за тем, как в дошкольном возрасте дети применяют для одного слова два понятия, среди которых одно — это родовое, а второе — обозначение единичного предмета. Например, машинку малыш может называть «машина» и в то же время «Рой» по имени одного из мультяшных героев. Таким образом в сознании дошкольника формируются общие понятия.

Если в самом нежном возрасте речь ребенка непосредственно вплетена в действия, то со временем она будет их опережать. То есть прежде чем что-то делать, дошкольник опишет то, что собирается сделать. Это говорит о том, что представление о действии опережает само действие и выступает в роли его регулятора. Таким образом у детей постепенно развивается наглядно-образное мышление.

Следующим этапом развития мышления у дошкольника станут некоторые изменения соотношения между словом, действием и образами. Доминировать в процессе работы над задачами будет именно слово. Тем не менее до семи лет мышление ребенка продолжает оставаться конкретным.

Исследуя мышление дошкольников, специалисты предлагали детям решить задачи в трех вариантах: в действенном плане, образном и словесном. Решая первую задачу, дети нашли решение, используя рычаги и кнопки на столе; вторую — используя картинку; третью —словесное решение, о котором сообщали в устной форме. Результаты исследований в таблице ниже.

Как развить мышление? Ч.1. Как развить мышление у ребёнка

Мышление отражает способность человека познавать окружающий мир, мыслить, накапливать знания, открывать новые законы, решать возникающие проблемы и задачи, создавать и преобразовывать.

Фундамент мышления закладывается в раннем детстве, когда ребёнок осваивает вначале наглядно-действенное (оно является основным примерно до 5 лет), затем наглядно-образное (оно превалирует примерно до 6-6,5 лет) и словесно-логическое мышление (оно формируется примерно в 6 лет, преобладает с 7-8 лет и у большинства взрослых остаётся ведущим). Наглядно-действенное мышление позволяет ребёнку познавать мир через взаимодействие с предметами.

Наглядно-образное мышление дает возможность представлять предметы, даже если их нет в наличии, и оперирует этими образами и представлениями (помните, как Мальвина просила Буратино представить, что у него в кармане яблоко?). Больше о развитии наглядного мышления можно прочитать нашем блоге, в статье «Развитие наглядного мышления» .

Словесно-логическое мышление позволяет ребёнку обращаться со словами, которые обозначают явления или предметы. Оно вырастает из образного и помогает анализировать и синтезировать, рассуждать, делать выводы, классифицировать, умозаключать, сравнивать, выделять главное и второстепенное.

Логическое мышление у малышей дошкольного возраста проходит некоторые этапы становления:

1. Овладение умением сравнивать, обобщать, разбивать на группы, классифицировать.

3. Умение работать по алгоритму и составлять алгоритмы.

5. Решение задач на сообразительность и зачатки использования научной информации.

6. Уточнение смысла, заложенного в сказках, пословицах, загадках.

Читать еще:  Расчет планирования пола ребенка. Определение пола ребенка с помощью калькуляторов и медицины

7. Решение ребусов, кресс-кроccов.

Как развить мышление? Требования к игре

Прежде всего поговорим о том, как развить мышление у ребёнка. Очевидно, что для этого необходимо использовать основной вид его деятельности: конечно же, игру! Именно она позволит получить, закрепить и развить новые навыки, а вместе с ними – и мышление. Получается, что основная задача – сделать игру максимально полезный, интересной и одновременно эффективной. Отсюда – главные требования к игре:

— у неё должен быть продуманный сюжет;

— правила должны быть изложены понятно, чётко и просто, доступно для понимания;

— во главе угла должен стоять самостоятельный поиск ребёнком решений, а подсказки должны быть сведены к минимуму;

— необходима наглядность: в ней – половина успеха. Яркий демонстрационный материал будет легче восприниматься, расположит к себе, привлечёт внимание и пробудит интерес.

Очень полезны для развития мышления малышей задания, обучающие выделению общих признаков и классификации. Предложите ребёнку яркие, разноцветные кубики, детали конструктора (как вариант – пуговицы). Пусть ребёнок разделит их по размеру; по цвету; по форме. Для малышей постарше можно среди игрушек найти и выделить мебель; посуду; животных; средства передвижения.

Как развить логическое мышление у ребёнка?

Для этой цели с успехом можно использовать упражнения, в которых нужно восстановить пропущенную часть рассказа. Отсутствовать могут как начало, так и конец или даже середина повествования. Додумывая, предполагая, фантазируя, ребёнок развивает не только логику, но и речь, воображение, пополняет словарный запас, то есть развивает мышление комплексно.

Для того, чтобы выяснить, в какой степени у ребёнка-дошкольника (младшего школьника) развито абстрактно-логическое мышление, можно провести несложный тест, в последующем превращая его в игру.

1. Возьмите брусок пластилина, разделите его пополам и скатайте два одинаковых шарика. Пусть ребёнок убедится, что шарики одинаковы. Попросите ребёнка представить, что это – тесто, из которого вы с ним сейчас будете выпекать булочки. Спросите малыша: «Если сейчас каждый съест свою булочку, то каждый съест поровну или кто-то — больше? Я или ты?»

2. Возьмите один из шариков-«булочек» и распластайте, придав ему плоскую форму «печенья» (овальную, круглую или прямоугольную). Спросите ребёнка, одинаковое ли количество «теста» у «булочки» и у получившегося «печенья»? Или в «булочке» «теста» больше? Или в «печенье»? Скажите примерно так: «„Печенье“ такое тонкое. Не кажется ли тебе, что кто съест булочку, тот съест больше теста?» Спросите у ребёнка: «А если опять сделать «булочку» из «печенья», то есть шарик из плоского «печенья», то «теста» будет так же много, как и в шарике?» После этого скатайте шарик – станет видно, что количество «теста» одинаково.

3. Один из шариков пластилина разделите на мелкие кусочки. Пусть это будут «крошки». Их должно получиться около восьми штук, и пусть ребёнок сравнит их с шариком.

Ну, а теперь – выводы:

1. Если ребёнок рассуждал, что «булочка» – шарик пластилина – больше и толще, чем плоское «печенье» или что «печенье» больше, потому что оно длиннее и шире – значит, у него пока плохо развито абстрактно-логическое мышление. Это говорит о том, что он пока ещё не умеет отойти от измерения, на котором сосредоточился, и перейти к другому, связав их между собой.

2. Если ребёнок колеблется в своих рассуждениях, поддаётся на Ваши «запутывания» – это означает, что абстрактно-логическое мышление у него развито пока ещё недостаточно хорошо.

3. Если ребёнок, рассуждая, говорит о том, что оба кусочка одинаковы, ведь если сделать шарики, они будут одинаковы (или о том, что ведь ничего не убирали и не добавляли, значит, кусочки одинаковые, как и были) – значит, абстрактно-логическое мышление у него очень хорошо развито.

Игры с палочками (спичками), в которых нужно, используя определённое количество палочек, выложить определённую фигуру и (или), выбрав одну-две палочки, получить другую фигуру, развивают не только наглядно-действенное, но и логическое, и пространственное мышление. Например, из пяти палочек попросите сложить два одинаковых треугольника, из семи – три одинаковых треугольника или два квадрата.

Креативное мышление можно потренировать, предлагая малышу подумать, каким необычным способом можно применить тот или иной предмет, выбранный ведущим. Приветствуйте фантазию и оригинальность мышления ребёнка.

Как развить мышление у ребенка? Общие рекомендации:

Развивающие игры и задания способствуют развитию мышления у ребёнка, и чтобы повысить их эффективность, можно использовать специальные рекомендации:

1. Поощряйте даже маленький успех ребёнка: это станет мотивировать его и приблизит новые достижения.

2. Не торопите ребёнка, не спешите исправить его ошибку, дайте ему время подумать ещё и попробовать найти её самостоятельно. Все дети разные, и то, что одному даётся легко и быстро, для другого представляет сложности. На результатах могут сказаться особенности темперамента ребенка, обстановка, настроение, восприятие, внимательность, память, мотивированность, настрой и т.д.

3. Не торопитесь подсказывать правильный ответ. Если решение ребёнка неверно – похвалите его за старание найти правильное, подбодрите за то, что искал или нашёл оригинальный, необычный способ решения; покажите, что решить такую задачу поначалу непросто, и что в следующий раз у него обязательно получится лучше.

4. Старайтесь заниматься в одно и то же время. Пусть ребёнок ждёт его с нетерпением.

5. Постепенно наращивайте уровень сложности заданий, но именно постепенно: нагрузка не должна быть непосильной, и в то же время она должна чуть усложняться, а задания – становиться разнообразнее.

Мышление и память, восприятие и внимание можно тренировать на развивающих тренажёрах для мозга онлайн в виде увлекательных ежедневных игр, с наградами, соревнованиями, достижениями и их наглядными графиками.

Читать еще:  Папе надоело ждать. Чем занимается ребенок в животике

Искренне желаем Вам успехов в саморазвитии!

Как развить мышление у ребенка

Почему так важно научить ребенка мыслить? Давайте разберемся, для начала, что же такое мышление?

Это сложный психический процесс, затрагивающий работу обоих полушарий головного мозга.

Решение поставленных перед человеком задач, умозаключения и сделанные выводы – всё это зависит от того, насколько комплексно развито мышление.

Поэтому так важно начинать развивать и тренировать мышление с ранних лет.

Конечно, в раннем детстве критерии оценки мышления крайне низки и измеряются в количестве выученных и сказанных слов, собранных фигурок из конструктора и подобных незначительных с точки зрения взрослых достижений.

Но в жизни ребенка наступят моменты, требующие умения мылить логично и правильно решать задачи. Школьные экзамены, поступление в ВУЗ, устройство на работу – всё это потребует от испытуемого пройти определенные тесты, в том числе и на IQ.

Чтобы чего-то добиться в жизни, что-то изобрести, сделать успешную карьеру или построить растущий бизнес, нужно всегда логически и, самое главное, творчески мыслить.

Для любой профессии и созидательной деятельности крайне необходимо аналитически мыслить и образно выстраивать порядок своих действий. Это и есть залог успеха на любом поприще.

Как ребенок мыслит

Как мы знаем, наш мозг состоит из двух полушарий: левое отвечает за логику и аналитическое мышление, правое – за творчество.

Люди с развитым левым полушарием отличаются последовательностью и абстрактностью мышления, а с правым – склонностью фантазировать и мечтать. Именно из людей с развитым правым полушарием головного мозга получаются люди всех творческих профессий: поэты, художники, писатели, музыканты и т.д.

Есть также отдельный вид людей с одинаково развитыми и правым и левым полушариями.

Как правило, это гениальные или очень неординарные люди.

Специалисты советуют, что изначально в ребенке нужно развивать абстрактное и творческое мышление одновременно и гармонично. Потому что предрасположенность выяснится, как правило, не сразу, а в ходе занятий. Вы просто увидите, с чем ваш ребенок справляется легче.

Обращайте внимание за ходом мышления вашего чада, ибо это поможет ему в его дальнейшей жизни.

Виды мышления ребенка

Весь сложный и комплексный процесс мышления подразделяется на четыре основных типа:

  • наглядно-действенное
  • образное
  • логическое
  • творческое

Наглядно-действенное

Именно людей с таким сильно развитым типом мышления называют людьми с «золотыми руками».

Среди таких людей: гениальные конструкторы и талантливые хирурги.

Этот вид мышления присущ всем детям. Все малыши любят исследовать, трогать и пробовать, они разбирают игрушки и зачастую просто ломают их из желания познать, как же они устроены внутри.

Образное мышление у детей начинает формироваться в дошкольном возрасте, в пять-шесть лет. Дети начинают рисовать, собирают что-то из конструктора, играют, представляя образы и фигуры в уме.

Именно на педагогах в детском саду лежит ответственность за формирование у ребенка умения создавать в уме образы, запоминать и пересказывать, тренировать память на воспроизведении различных ситуаций. Например, воспитатель показывает картинки животных для детей, и они рисуют понравившихся зверушек по памяти.

Поскольку школьная программа в своей значительной части состоит из заданий по тренировке логического мышления, в школьном возрасте ребенку необходима уже помощь родителей в развитии образного мышления. Обязательно нужно заниматься дома самостоятельно: рисовать, лепить, создавать поделки, а также читать и пересказывать прочитанное. Полезно также придумывать с ребёнком истории и интересные сценки.

Логическое

В период начальной школы, в возрасте шести-семи лет, начинает развиваться логическое мышление.

Ребенок учится аналитически мыслить, вычленять главное, обобщать и делать выводы. Однако, в современных школьных реалиях, развитие логики у ребенка совершенно шаблонно и стандартно однобоко. Нет творчества, нет креативности. Всё это от отсутствия времени у учителя и загруженности и плотности программы и заданий. У школьников масса задач и ни одной с более-менее креативным решением. У задачи по учебнику — одно решение, хотя по факту её можно решить творчески и по-другому. Но этому не учат в школе, к сожалению.

И вновь ответственность за это падает на плечи родителей. Не надо заставлять ребенка решать сотни стандартных однообразных задачек.

Лучше сыграйте с ребенком в настольные игры: в шахматы, шашки, монополию или колонизаторов.

Именно там для решения логических задач вам потребуется вся ваша фантазия, там нет шаблонных решений. А творческие и нестандартные решения вкупе с логикой развивают мышление.

Творческое

Как развить у детей креативное мышление? Просто. Его помогает развивать общение.

Коммуникация и взаимодействие ребенка с другими людьми подводят его к сопоставлению многих точек зрения на один и тот же вопрос.

Это происходит в процессе разговора, во время чтения книги или прослушивания аналитической передачи

Вырабатывая и формируя собственное мнение, ребенок совершает созидательный акт, он творит, а это и есть креативность. Ибо только по-настоящему творческая личность может прийти к осознанию того, что на один и тот же вопрос может быть множество правильных ответов. И просто рассказать об этом ребенку недостаточно, нужно чтобы он пришел к пониманию этого сам, выполнив множество таких творческих заданий самостоятельно.

Школа не дает такого развития, тут тоже придётся постараться родителям, чтобы, занимаясь дома с ребенком, научить его нестандартно и гибко мыслить. Это несложно, для начала в раннем школьном возрасте поможет, например, такое упражнение, как складывание из одних и тех же геометрических фигур разных картинок.

К примеру, оригами или конструирование из бумаги отлично развивают детское творческое мышление.

Попробуйте вместе с ребенком взять какой-нибудь привычный повседневный предмет и придумайте ему нестандартные новые предназначения.

Фантазируйте, творите, придумывайте новые задачки, мыслите творчески сами и ребенок обязательно научится быть креативным вместе с вами.

Источники:

http://rebenkoved.ru/podgotovka-k-shkole/rabota-nad-razvitiem-myshleniya-rebenka.html
http://b-trainika.com/blog/razvit-myshlenie-rebyonka/
http://www.motti.ru/2018-04-24/kak-razvit-myshlenie-u-rebenka

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector