Работа с детьми группы риска». Особенности работы социального педагога с детьми группы риска Выявление детей группы риска в детском саду

С детьми «группы риска»

Одним из самых важных и в тоже время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности социального педагога является социально-педагогическая работа с детьми, которая так или иначе всегда выделяют в самостоятельную категорию, но называют ее по-разному: трудные, трудновоспитуемые, педагогически запущенные, проблемные, дезадаптированные, дети с девиантным поведением, дети группы риска.

Поскольку их трудно воспитывать, к ним должны применяться особые меры воспитательного воздействия ( нередко с участием милиции).

Наиболее характерными проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации этих детей являются агрессивное поведение, конфликты с учителями и сверстниками, употребление алкоголя и наркотиков, совершение правонарушений (драки, воровство, мошенничество и др.), непосещение школы, бродяжничество, попытки суицида и т.д.) Поэтому такие дети нуждаются в корректировке, или шире- процесса социализации. То есть главная цель при таком подходе – приспособить, адаптировать их к социуму, сделать так, чтобы их поведение не выходило за рамки социальной нормы, не препятствовало установлению нормальных отношений с окружающими.

Одним из самых распространенных и при этом самым неопределенным среди именований данной категории детей является понятие «дети группы риска». Слово «риск» означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти либо не произойти. Поэтому когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что они находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать. При этом речь фактически идет о двух аспектах.

Первый аспект- это риск для общества, который создают дети данной категории, поведение которых могло представлять опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречило общепринятым социальным нормам и правилам. Второй аспект- именно под этим уровнем проблема предстала наиболее характерно -тот риск, которому сами дети постоянно подвергаются в обществе: риск потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного развития.

Дети приобретают столь «неприглядный» социальный облик не потому, что они такими рождаются, а под воздействием различных, не зависящих от них факторов риска, Среди этих факторов можно выделить следующие основные группы:

· Медико-биологические: ( состояние здоровья, наследственные и врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, травмы внутритробного развития).

· Социально-экономические (материальные проблемы семьи, неблагоприятный психологический климат в семье, аморальный образ жизни родителей; неприспособленность к жизни в обществе).

· Психологические (неприятие себя, невротические реакции, эмоциональная неустойчивость, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми).

· Педагогические (несоответствие содержания программ общеобразовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям , темпа психического развития и обучения детей, отсутствие интереса к учению, закрытость для положительного опыта, несоответствие образу школьника).

Именно под воздействием этих факторов дети оказываются в группе риска. Обычно сюда относят следующие категории детей:

· Дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико- патологической характеристики;

· Дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных не имеющих юридической силы обстоятельств.

· Дети из неблагополучных , асоциальных семей.

· Дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке.

Социально- педагогическая работа с детьми группы риска имеет две основные составляющие:

Выявление детей этой категории в детской среде и организация работы с ними;

Непосредственная индивидуальная или групповая работа с детьми.

Социально-педагогические технологии направлены на выявление детей группы риска, диагностику их проблем, разработку программ индивидуально –групповой работы и обеспечение условий их реализации.

1. Формирование банка данных детей и подростков группы риска. Она осуществляется совместно с инспектором отделов предупреждения правонарушений несовершеннолетних, участковым инспектором органов внутренних дел, с представителями органов опеки и попечительства управления образования, социальной защиты, здравоохранения и комиссии по делам несовершеннолетних.

При формировании банка данных уточняются следующие позиции:

каковы основания постановки на учет;

какие структуры работают с подростком;

какая работа проводится для разрешения проблемы;

что еще можно предпринять для разрешения данной проблемы.

2.Диагностика проблем личностного и социального развития детей и подростков, попадающих в сферу деятельности социального педагога.

Для этого социальный педагог работает с ребенком, с классным руководителем, учителями. Родителями с целью выяснения ситуации, в которой находится ребенок.

изучает индивидуальные особенности ребенка и выявляет его интересы и потребности. Трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении. Определяет их причины, отслеживает истоки возникновения конфликтных ситуаций;

исследует условия и особенности микросреды жизнедеятельности ребенка.

Социальный педагог использует в работе психолого-педагогические диагностики, при этом важнейшим инструментом педагогической диагностики выступает педагогическое наблюдение.

178.62.190.222 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

«Особенности работы с детьми «группы риска»

В последние годы выросло количество преступлений и правонарушений, совершаемых подростками, увеличивается число социальных сирот (детей, лишённых родительской опеки). Всё это тесно связано с жизнью, нас окружающей, с социумом, в котором находимся и мы и наши учащиеся.

Читать еще:  Что нельзя есть ребенку. Суточные нормы пищи. Овощи и фрукты, способные вызвать аллергическую реакцию

Просмотр содержимого документа
««Особенности работы с детьми «группы риска»»

«Особенности работы с детьми «группы риска»

Особенности подросткового возраста.

В последние годы выросло количество преступлений и правонарушений, совершаемых подростками, увеличивается число социальных сирот (детей, лишённых родительской опеки). Всё это тесно связано с жизнью, нас окружающей, с социумом, в котором находимся и мы и наши учащиеся.

Подростковый возраст характерен противоречиями, которые обостряются иной раз до уровня трагедии. Это возраст потерь и приобретений, возраст любви, особенностей её проявлений в окружающем мире.

Любовь к себе – один из видов любви. Вступив в подростковый возраст, человек сталкивается с тайной своего изменчивого «Я», постоянно ускользающего от него самого. Для сохранения «Я» необходима огромная работа по его построению, постепенному выстраиванию. Встреча со взрослым человеком, который может стать для подростка жизненным идеалом, является основным условием получения информации о мире взрослых.

У подростков часто возникает чувство одиночества. Подростки резко и часто меняют интересы и увлечения (это можно проследить по кружкам и секциям, куда они записываются), перестраивают систему оценок других людей и себя, у них возникают конкретные жизненные планы и проявляются усилия по их осуществлению.

Подростковый возраст характеризуется бурными процессами физического развития, полового созревания и формирования личности. Подросткам нравятся острые ощущения, они любопытны, не могут прогнозировать, стремятся к независимости. В этот же период идёт и нравственное развитие, формируются убеждения подростка. И чаще всего, убеждения не совпадают с общественным мнением.

Всё сказанное относится к подростковому возрасту вообще. Но есть определённая категория подростков, у которых перечисленные качества проявляются резче, что приводит их к противостоянию с окружающими, к конфликтам с ними и даже к противоправным действиям.

Характеристика девиантного и делинквентного поведения.

Поведение, отклоняющееся от норм, принятых в обществе, называют девиантным ( от лат. – отклонение). Делинквентным называют поведение, характеризующееся склонностью к преступным или противоправным действиям (от лат. – совершающий проступок).

Можно выделить 4 типа девиантного поведения:

Десоциализированное – плохие отношения с ровесниками, равнодушие к другим, эгоцентризм.

Социализированное – привязанность к своим, однако враждебность к посторонним.

Неагрессивное – устойчивая лож, прогулы, побеги из дома, наркомания, алкоголизм, токсикомания.

Агрессивное – насилие над другими.

Подростками с делинквентнымм поведением занимаются врачи – психиатры (поскольку считается, что это нарушение психики), а педагогам в школе приходится сталкиваться с учащимися с девиантным поведением.

Неудивительно, что подростки с девиантным поведением вступают в неформальные молодёжные группировки (тусовки) и организации. Чувство одиночества, непонимания старшими, желание выделится в среде подростков, толкает их к этому. Ведь они по своей сути максималисты. Мир для них не имеет полутонов. Отсюда и словесный максимализм, близкий к жаргону «зоны». А для некоторых из них «зона» окружена ореолом романтики. Почему подростки становятся «трудными»? Причиной этого является социальная дезадаптация. Многие из них потеряли веру в школу, добро и справедливость. На первое место вышел культ физической силы. Проявлять свой интерес непрестижно и опасно: сверстники назовут «ботаником, заучкой». Такие подростки чаще всего совершают правонарушения, чтобы доказать свою значимость себе и окружающим.

Потребности и интересы подростка смещены в сторону материальности. Его духовность узка, смысл жизни утрачен или не найден. Такая ситуация толкает подростка к различным формам девиации (воровство, наркомания, токсикомания, алкоголизм и т.д.) Нестабильность в обществе привела к психологической нестабильности: чувству дискомфорта, потерянности, одиночества с одной стороны и чувству вседозволенности, враждебности – с другой. «Трудные» ученики – это, как правило, дети из семей с нездоровой нравственной атмосферой, педагогически запущенные, склонные к конфликту с взрослыми и сверстниками, отличаются неуспеваемостью, недисциплинированностью, упрямством.

Одной из основных проблем при работе с учащимися девиантного поведения является недисциплинированность этих учащихся. Недисциплинированность может быть вызвана конфликтами из-за невозможности завоевать определённую позицию в коллективе; следующей причиной является неусвоение учащимися правил поведения и их импульсивный и двигательно – подвижный характер.

Следующей проблемой при работе с учащимися девиантного поведения классные руководители определили неуспеваемость. Основными причинами неуспеваемости являются: отставание в умственном развитии учащихся, связанное с длительными пропусками в учении или пассивностью учащихся; педагогическая запущенность (нарушение различных видов деятельность, отсутствие возможностей для реализации собственных способностей, неправильное взаимодействие с учителем).

Для устранения неуспеваемости вырабатывается следующая система мер:

Планирование коррекционной деятельности (планирование повторение и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов), выбор наиболее рациональной системы упражнений.

Создание доброжелательной атмосферы при обучении.

Проведение дополнительных занятий с неуспевающими учащимися.

Стимулирование учебной деятельности (оценкой, подбадриванием, похвалой, созданием ситуации успеха).

Поддержание интереса к усвоению темы, выяснение степени усвоения материала.

Предложение примерного плана ответа; объяснение последовательности выполнения задания; использование наглядного материала, карточек с направляющим планом действий, предупреждение о возможных затруднениях; разбивка задания на дозы, — этапы.

Контроль за учебной деятельностью; проверка всех домашних заданий; стимулирование и активизация самостоятельных действий слабоуспевающих; указание на ошибки, проверка, исправление.

И ещё одной проблемой, которую выявили классные руководители, является приступ упрямства (приступ протеста) учащихся.

Приступы протеста чаще всего наблюдаются в двух случаях: либо учащегося принуждают делать то, что он делать не хочет, либо, напротив, ему запрещают делать то, что доставляет ему удовольствие. Приступ протеста направлен против взрослого (в школе – против учителя). Учащийся противится не потому, что это доставляет ему удовольствие, а потому, что он попал в сложную ситуацию, справится с которой не сможет самостоятельно. Приступы протеста или упрямства возникают внезапно, без всякой подготовки и раздумий. Эти приступы не рассчитаны на внешний эффект, учащийся вовсе не ставит перед собой цель любой ценой добиться желаемого, но не исключено, что если мы будем неправильно реагировать не его поведение, приступы превратятся со временем в привычку и средство давления.

Читать еще:  Каким должен быть вес 6 месячного ребенка. Календарь развития шестимесячного ребенка

Как же работать с подобными учащимися? Прежде всего, необходимо научится предотвращать приступы протеста у учащегося. Корни упрямства кроются в душевном напряжении, поэтому прежде необходимо снять это напряжение. Первым условием душевного равновесия учащегося является спокойная, доброжелательная обстановка дома, ровные отношения между родителями (если это домашние дети ), доброжелательные отношения воспитателей к своим подопечным (если это воспитанники детского дома).

Но если всё-таки у учащегося случился приступ упрямства, не следует подавлять его насилием. Это может вызвать враждебное отношение учащегося к учителю. Желательно быстро и решительно переключить внимание учащегося на что-то другое, что разрядит его напряжение. Не следует читать ему наставлений, призывать его к благоразумию. Не следует после того, как учащийся успокоился, дополнительно наказывать его или лишать его ласки. Наоборот, именно доброжелательность создаёт оптимальные условия для того, чтобы учащийся мог вернуться в нормальную колею.

Система профилактической работы с учащимися девиантного поведения.

Выявление «трудновоспитуемых» детей.

Изучение психологических особенностей педагогически запущенных детей, интересов и склонностей.

Проведение индивидуальных бесед, консультаций для учащихся, их родителей и воспитателей.

Организация совместной работы с Берсеневским детским домом.

Проведение дней профилактики с приглашением инспекторов ИДН.

Ежедневный контроль за пропусками занятий учащихся.

Изучение склонностей и интересов «трудновоспитуемых» учащихся и привлечение их к деятельности по интересам.

Выявление семей, в которых неблагоприятные условия для жизни и учёбы ученика.

Посещение неблагополучных семей на дому.

Психологическая коррекция взаимоотношений «трудновоспитуемых» учащихся.

Не навязывай себя никому, в том числе и детям.

Если не знаете, как воздействовать – остановитесь! (Если произошёл инцидент, возникла трудность, и вы не знаете как поступить, прогнозируйте событие, переключите ребёнка на другое действие, а потом постарайтесь понять, что было причиной).

Устраните из вашего общения с детьми способы и формы воздействия, которые вызывают у них протест или негативную реакцию.

Исключите неприязнь к детям и свои отрицательные эмоции на момент ваших занятий с ними.

Соблюдайте принцип равенства и сотрудничества с детьми.

Не фиксируйте внимание на неудачах.

Давайте качественные оценки (лучше описать действие ребёнка в эмоционально – благоприятном плане, чем оценивать действие).

Не сравнивайте детей с кем–либо в невыгодном свете, не ставьте никого в пример.

Не выражайте свои симпатии и внимание к детям в избыточной форме.

Используйте разные формы несловесной поддержки ребёнка (улыбка, подбадривающее пожатие руки, мимоходное прижатие к себе, поглаживание по спине, обнимание за плечи и т.д., что подскажут ваши руки и сердце).

Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности.

Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым.

Если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины.

Если ребёнок растёт в терпимости, он учится принимать других.

Если ребёнка хвалят, он учится быть благородным.

Если ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым.

Если ребёнок живёт в безопасности, он учится верить в людей.

Если ребёнка поддерживают, он учится ценить себя.

Работа школьного социального педагога с детьми группы «риска»

титушина наталья
Работа школьного социального педагога с детьми группы «риска»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №56 г. Чебоксары»

РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

С ДЕТЬМИ ГРУППЫ «РИСКА»

Характеристика подростков группы «риска»

Школьные факторы риска

1. Привычное прогуливание уроков с употреблением ПАВ возле школы.

2. Негативный взгляд на школьный опыт.

3. Уклонения от участия в школьной деятельности.

4. Отсутствие контакта с учителями.

5. Низкий уровень использования доступной помощи.

Факторы риска в среде сверстников.

1. Общение с девиантными подростками.

2. Общение с «прогульщиками» и употребляющими ПАВ.

3. Общение со сверстниками, не имеющими целей продвижения в учебе.

4. Восприимчивость к негативному влиянию сверстников.

Семейные факторы риска.

1. Семейный стресс и серьезные конфликты в семье.

2. Слабая связь семьи со школой.

3. Нечеткие, недостаточно строгие правила в семье

4. Насилие в воспитании.

5. Злоупотребление наркотиками или алкоголем в семье.

6. Неопределенные представления о норме употребления ПАВ в семье.

Индивидуальные факторы риска.

2. Лтсутствие навыков преодоления стресса и принятия решений.

3. Неконтролируемые эмоции.

4. Беспомощность в учебе.

5. Употребление ПАВ для маскировки чувств.

6. Низкая самооценка, отклонения в представлении о себе.

7. Недостаточные социальные навыки общения.

изучения семьи школьника группы «риска»

2. Общие сведения о родителях (лицах их заменяющих).

3. Материальное благополучие семьи.

4. Жилищные условия семьи.

5. Образование родителй (лиц их заменяющих).

6. Участие родителей (лиц их заменяющих) в общественной деятельности.

7. 7. Культура общения и взаимоотношений в семье.

8. Кто из членов семьи оказывает на ребенка неблагоприятное влияние?

Читать еще:  Начисление больничного листа — особенности расчета. Срок декретного отпуска. Что такое больничный по уходу за ребенком

9. Кто из членов семьи является авторитетом для ребенка и почему?

10. Характктеристика приемов воспитательного воздействия на ребенка в семье.

11. Осуществление контроля со стороны родителей (лиц их заменяющих) за поведением и учебой школьника.

12. Как выполняет семья рекомендации и требования школы.

РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

ГРУППЫ «РИСКА».

(проверка работы классного руководителя с детьми группы «риска»)

Выбрать 1-2 класса, где больше всего детей, относятся к данной категории.

— имеется ли план воспитательной работы, утвержденный заместителем директора по воспитательной работе. Какие мероприятия проведены;

социальный паспорт класса;

— состав родительского комитета;

— тематика родительских собраний на учебный год;

— сколько детей состоит на внутришкольном учете, на учете в милиции, комиссии. За что и когда был поставлен на учет. Учет и анализ правонарушений учащихся класса за предыдущие годы;

— где занимаются эти дети во вннеурочное время, имеют ли общественные поручения, шефа-наставника, какое участие принимают в жизни класса, проведении общешкольных мероприятий;

— анализ пропусков уроков (посчитать по журналу количество пропусков уроков по неуважительным причинам). Какие меры, помощь были к ним приняты. Как работали с родителями;

-сколько семей трудновоспитуемых посетил классный руководитель, было предпринято по улучшению условий жизни и учебы ребенка;

-какие меры принял классный руководитель по изоляции ребенка из неблагополучной семьи;

— какая материальная помощь оказана сиротам, детям из малообеспеченных семей (перечислить по фамилиям, что именно);

— как организуется контроль над отдыхом детей в каникулы, выходные, а также за посещением трудновоспитуемых кружков и секций;

— индивидуальные планы работы с детьми группы «риска». Его исполнение, анализ проведенных мероприятий, их эффективность.

ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА

Ф. И. О. ребенка ___

Классный руководитель ___

Адрес, телефон ___

Мать (Ф. И. О. дата рождения, образование, место работы, должность, размер зарплаты, рабочий телефон)___

Отец (Ф. И. О. дата рождения, образование, место работы, должность, размер зарплаты, рабочий телефон) ___

Условия проживания (краткая характеристика жилья; условий, созданных для несовершеннолетних) ___

Даты обследования на дому ___

Индикатор неблагополучия школьника ___

Форма работы с ребенком ___ ___

Формы работы с семьей

Дата постановки на учет ___

Причина постановки на учет ___

Дата снятия с учета ___

Причина снятия с учета ___

Социальный педагог: /Н. В. Титушина. /

Индикатор неблагополучия школьника можно выявить в следующих сферах жизнедеятельности:

— взаимоотношения со сверстниками

— проведение свободного времени

— отношение к труду и профессиональной ориентации

— поведение и поступки

Форма работы с ребенком:

— проведение профилактических бесед

— посещение уроков с целью наблюдения за учащимися

— направление на консультацию к психологу или к врачам

— содействие в трудоустройстве

— помощь в выборе дальнейшего образовательного маршрута

-разбор конфликтных ситуаций

— посещение на дому

Формы работы с семьей:

— приглашение на Совет профилактики, КДН,

— привлечение к работе в классе, в школе

— проведение консультаций для родителей

— выступление на родительских собраниях

-предложение рекомендаций по воспитанию детей и улучшению взаимопонимания.

Оценка жизненных целей ребенка, его направленности

Вопросы: (выбери и подчеркни).

1. Что беспокоит тебя в жизни больше всего (выбери пять главных проблем)

— денежные проблемы твоей семьи

— отношения с родителями

— отношения между родителями

— отношения со сверстниками

— конфликты с педагогами

-трудности усвоения школьной программы

— здоровье близких родственников

-чем заняться в свободное время

-что-либо другое (что именно)

2. Какую работу ты хотел бы иметь в будущем? (выбери пять главных качеств)

— с высокой зарплатой

— с гарантией от безработицы

— не вредную для здоровья

— связанную с разъездами, новыми впечатлениями

— требующую личной предприимчивости, изобретательности

— связанную с общением с детьми

— связанную с общением с животными

— другую (какую именно)

Карта наблюдений разработана для ранней диагностики отклоняющего поведения. Заполняется один раз в четверть классным руководителем, социальным педагогом и школьным педагогом совместно.

Ф. И. учащегося ___Класс ___

Критерии наблюдения Не наблюдается Иногда Часто

1. Учебная деятельность:

-затруднения в освоении учебных программ;

— систематическая неуспеваемость по одному или нескольким предметам

2. Взаимоотношения со сверстниками.

— Положение в классе:

-противопоставление себя коллективу;

— положение вожака микрогруппы, состоящей из «трудных» учащихся.

Взаимоотношения со сверстниками:

— жестокое обращение со слабыми и младшими;

— пренебрежительное отношение к сверстникам;

— принадлежность к той или иной молодежной группе

3. Взаимоотношения со взрослыми.

— конфликтный характер взаимоотношений с одним или несколькими учителями;

4. Проведение свободного времени:

-бросил заниматься в кружке, секции, студии;

— в основном проводит свободное время вне дома (с друзьями на улице);

-употребляет спиртные напитки;

-зарабатывает себе на жизнь.

5. Отношение к труду, профессиональная ориентация.

Выбор профессии (для старшеклассников):

— незнание своих возможностей и способностей;

-неразвитость тех черт личности, которые необходимы для избранной профессии.

Отношение к труду:

-отрицательное отношение к работе;

-невыполнение трудовых обязанностей в школе;

-неисполнение трудовых обязанностей дома;

-недобросовестное отношение к труду.

6 Поведение и поступки.

В школе:

-порча школьного имущества;

Источники:

http://studopedia.ru/4_157772_s-detmi-gruppi-riska.html
http://multiurok.ru/files/osobennosti-raboty-s-detmi-gruppy-riska.html
http://www.maam.ru/detskijsad/rabota-socialnogo-pedagoga-s-detmi-grupy-riska.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector