Развитие ребенка на 7 м месяце. Игры в ванной. Как реагировать, если семимесячный малыш чего-то не умеет

Развитие ребенка в 7 месяцев

Родители семимесячного ребенка замечают изменения малыша буквально каждый день. Это уже совсем не тот беспомощный новорожденный, который мог лишь лежать, спать, есть и плакать. К семи месяцам кроха заметно вырос и уже является полноправным членом семьи. Он много общается, много двигается, ест уже не только грудное молоко и постоянно осваивает новые умения. Чему научился младенец к семимесячному возрасту и как родители могут стимулировать дальнейшее развитие карапуза?

Физиологические изменения

  • Мышцы ребенка все больше укрепляются, позволяя малышу в 7-месячном возрасте удерживать тело в сидячем положении и передвигаться ползком, а также стоять, держась за опору.
  • Развитие правого полушария происходит интенсивнее, поэтому ребенок может чаще пользоваться не правой рукой, а левой, но это вовсе не является признаком, что ребенок будет левшой.
  • У малыша 7 месяцев уже полностью сформированы зрение и слух. Кроха поворачивается даже в ответ на негромкий звук и отлично видит предметы, которые быстро двигаются.
  • В семимесячном возрасте у многих малышей прорезаются первые зубы. У кого-то из карапузов родители могут заметить лишь один из нижних резцов, а у некоторых малышей два передних нижних зубика уже появились и вот-вот «проклюнутся» верхние.
  • В связи с введением прикорма стул ребенка меняется – становится более редким (обычно раз в день) и густым, а его запах более резкий.

Физическое развитие

Хотя развитие каждого малыша проходит в своем темпе, на основе показателей всех деток определенного возраста были определены границы нормы, превышение которых как в большую, так и в меньшую сторону является поводом для консультации с педиатром. Основные показатели для деток 7 месяцев (как средние, так и граничные) мы собрали в таблицу:

Среднее значение в 7 месяцев

Мальчики в 7-8 месяцев

Девочки в 7-8 месяцев

Окружность грудной клетки

Седьмой месяц жизни приносит младенцу прибавку веса примерно 600 грамм, а роста – от 1,5 до 2 сантиметров. Окружность головы крохи, как и окружность груди, становится больше на 0,5 см. При этом отметим, что окружность грудной клетки у здоровых детей 7 месяцев всегда превышает показатель окружности головы.

Что малыш умеет?

  • Детки семи месяцев уже отлично сидят и ползают. При этом некоторые малыши уже пробуют садиться самостоятельно, но большинству карапузов это умение еще недоступно. Ползают семимесячные младенцы по-разному – кто-то передвигается на животике, кому-то удается ползти лишь назад, а кто-то поднялся на четвереньки и быстро перемещается, переставляя ножки и ручки.
  • Многие из карапузов этого возраста уже могут стоять, держась обеими руками за прочную опору. А некоторые младенцы даже переступают ножками, делая у опоры первые неуверенные шажки. При этом встать, подтянувшись за опору, ребенок научился, а обратно сесть пока не может и зовет для этого родителей.
  • Семимесячный малыш уже хорошо удерживает разные предметы в руках, даже если у игрушки неправильная форма. Младенец этого возраста долгое время может заниматься с игрушками. Малыш с интересом выявляет их свойства, закрывает и открывает, бросает, перекладывает, пробует на вкус и выполняет другие действия.
  • Семимесячный малыш изучает новые вкусы, пробуя продукты прикорма. Ребенок научился уже не только есть с ложки, но и пить из кружки, пусть саму кружку пока крохе помогает придерживать взрослый. А вот бутылочку малыш в этом возрасте уже вполне способен удерживать самостоятельно, а если она упадет, то способен ее поднять.
  • Ребенок хорошо понимает речь родителей. По просьбе малютка может показать некоторые части тела и знакомые предметы, которые находятся на одном и том же месте. Ребенок понял, что спрятанный предмет не исчезает навсегда, а просто не виден. Также малыш знает свое имя и имена родных людей. Наиболее младенец привязан к маме и может расплакаться от ее отсутствия.
  • Лепет малютки усложняется, кроха произносит все больше слогов и многие из них младенец проговаривает уже осмысленно.

Определяя, достаточно ли развит ребенок в семимесячном возрасте, родители должны понимать, что у каждого малютки развитие проходит по своему личному графику, однако есть умения, которые непременно должны присутствовать у малыша 7 месяцев.

Следующие моменты должны стать поводом для визита к педиатру:

  • Малыш не переворачивается.
  • Не сидит самостоятельно.
  • Не исследует предметы с помощью рта.
  • Не стучит игрушкой по столу.
  • Не провожает взглядом передвигающуюся игрушку.
  • Не произносит слоги.
  • Не привлекает мамино внимание и не выявляет эмоций при общении с мамой.

Посмотрите следующее видео Ларисы Свиридовой по развитию малыша в 7 месяцев. Вы узнаете, что особенно важно для психологического развития крохи.

Занятия для развития

Поощряйте ползание ребенка, ведь этот этап развития считается очень важным. Пусть у малыша будет удобная одежда и возможность пробовать свои силы на полу. Помогайте крохе, раскладывая любимые игрушки и превращая их в достижимую цель.

Как обезопасить кроху в эти важные моменты, смотрите в передаче Е. Комаровского.

  • Для развития координации посадите малютку на ногу и покачайте, а папа может подбрасывать младенца вверх и опускать вниз.
  • Предложите карапузу перетягивать «канат», взяв для такой игры яркий шарфик.
  • Спрячьте игрушку на глазах у ребенка под одеяло и предложите крохе отыскать ее. Также малышу понравится наблюдать, как маленькие игрушки «прячутся» в вашей ладони.
  • Учите ребенка показывать на озвучиваемый предмет пальцем, махать «пока» и хлопать в ладоши. Давайте крохе понятные задания, например, показать мишку, открыть коробку или взять ложку. Познакомьте малыша со словом «нельзя», но оно должно относиться лишь к реальным опасностям.
  • Включайте малышу музыку с разным темпом, и вы заметите, что при медленных мелодиях ребенок будет успокаиваться, а при быстром ритме начнет пританцовывать.
  • Не упускайте возможностей развития мелкой моторики малыша. Для занятий можно использовать самодельные мешочки с разными наполнителями, пальчиковые краски, игры с использованием пальчиков («коза рогатая», «сорока-ворона»), игрушки с кнопочками и многое другое, что ребенок сможет щупать, нажимать, тянуть, трогать и сжимать.
  • Продолжайте рассказывать ребенку обо всем, что вы делаете, чтобы словарный запас младенца увеличивался. Называйте игрушки, которые показываете малышу. Всегда зовите кроху по имени, а также показывайте фото родных, озвучивая их имена.
  • Гуляйте с крохой не только в тот период, когда малыш должен спать, но и во время бодрствования, чтобы дать возможность младенцу наблюдать за природой.
  • Можете использовать для занятий с крохой карточки Домана.
  • Приобретите младенцу детские книжки, в которых будут плотные страницы. Пусть малыш самостоятельно переворачивает страницу и рассматривает яркие картинки, а вы в это время читайте стишки.
  • Познакомьте малыша с другими детками, приглашая их в гости или общаясь на прогулках. Пусть дети наблюдают друг за другом.
  • Во время купания добавляйте в ванну несколько игрушек, которые могут плавать.

Из видео СвітМам. tv вы узнаете, почему ползание очень важно для физического развития ребенка. Делайте упражнения с малышом и радуйтесь его успехам.

Каждое утро 7-месячного ребенка начинается с процедур гигиены. Кроху умывают, очищают при необходимости носик и уши, подстригают ноготки, расчесывают, чистят зубки (даже если их пока нет). Ежедневная вечерняя ванна также уже вошла в привычку и помогает крохе расслабиться перед ночным отдыхом.

Читать еще:  Игры для детей зпр в детском саду. Картотека игр по фэмп для детей средней - старшей группы

Комплекс гимнастических упражнений в семимесячном возрасте расширяется. Вы можете помогать ребенку вставать на ноги, сгибать-разгибать ножки младенца в положении на спине, поворачивать малютку в разные стороны, придерживая за руку, делать упражнения на развитие координации и многие другие. При этом гимнастику и массаж обычно проводят в первой половине дня.

Как только кроха научился уверенно сидеть, можете познакомить малыша с горшком, но особых иллюзий насчет быстроты его освоения питать не нужно (контролировать мочевой пузырь и кишечник дети начинают к 18 месяцам и даже позже), как и заставлять ребенка подолгу там сидеть. Пусть младенец будет на горшке до 10 минут, причем лучше всего выбрать для высаживания время после сна.

Дети 7 месяцев спят около 15 часов в сутки, при этом одни малыши продолжают спать трижды в день, а некоторые карапузы уже перешли на двухразовый дневной сон. Длительность ночного сна составляет 9-10 часов, а дневного – около 5 часов. При 3-разовом варианте сна днем, как правило, один из периодов отдыха более длительный, а два других – более короткие (до часа).

Гулять с 7-месячным ребенком рекомендуют дважды в день длительностью от 2 часов. Лишь при таких неблагоприятных погодных условиях, как ливень, сильный мороз или ветер, можно остаться с крохой дома. В теплую летнюю погоду младенец может проводить на улице до 6 часов ежедневно. Прогулку можно планировать на дневные сны малютки или так, чтобы ребенок некоторое время бодрствовал на улице.

Питание семимесячного ребенка включает 5 приемов пищи, между которыми проходит от 3 с половиной до 4 часов. Объем пищи, нужный ребенку 7 месяцев в сутки, рассчитывают на основе веса малыша. Массу тела крохи нужно разделить на 8. Получившееся количество пищи делят на число кормлений. В среднем ребенок семи месяцев съедает в день 1000-1100 мл пищи. Порция на одно кормление составляет примерно 200-220 мл.

При грудном вскармливании ребенок прикладывается к груди примерно 7-10 раз днем и от 2 до 4 раз ночью (чаще под утро). Детки на грудном вскармливании получают в семимесячном возрасте такие группы продуктов прикорма, как овощи, каши и фрукты. Начинают вводить в рацион растительное масло, добавляя его к пюре из овощей. Меню малышей-искусственников расширяется за счет появления в нем творога, фруктового сока, желтка, печенья и сухариков. Подробнее читайте в статье про меню ребенка в 7 месяцев.

Что «умеет» новорожденный?

Начнем с определения, ибо сам термин «новорожденный» — понятие растяжимое.

Если новобрачные перестают быть таковыми по окончании медового месяца, то для новорожденного срок, отведенный медицинской наукой, и того меньше и составляет, согласно указаниям Всемирной Организации Здравоохранения, всего 28 дней. 28 дней от момента рождения, еще точнее — с момента перерезания пуповины и отделения плода от матери.

Понятно, что новорожденные весьма отличаются друг от друга и определяется это как состоянием здоровья, так и степенью доношенности. Рассуждать об умениях новорожденного, не уточнив, о каком собственно новорожденном идет речь, — дело неблагодарное, ибо между здоровым доношенным младенцем и малышом, родившимся семимесячным, — дистанция огромного размера.

Поэтому договоримся сразу — предметом нашего обсуждения станет именно здоровый, родившийся в срок новорожденный, поскольку физиологические особенности детей недоношенных — тема специфическая, требующая акцента не столько на «умениях», сколько на отличиях от нормы и вытекающих отсюда особенностях ухода.

Стартовая оценка умений, а соответственно, и состояния здоровья новорожденного проводится медицинскими работниками непосредственно в родильном зале. Итог этой оценки каждый родитель сможет обнаружить в документах, полученных при выписке из роддома, где прочитает, например: «родился 8-9 баллов по Апгар».

Не все знают, кто такой или что такое «Апгар», многие уверены в том, что это некая аббревиатура и безуспешно пытаются ее расшифровать.

Поясним. Апгар — это фамилия такая с ударением на первой букве «А», принадлежит она (фамилия) женщине, американскому анестезиологу. Апгар предложила шкалу, в соответствии с которой 5 основных признаков здоровья (нездоровья) новорожденного, а именно: сердцебиение, дыхание, мышечный тонус, рефлексы и окраска кожи оцениваются по трехбалльной системе — получают 0, 1 или 2 балла. Так в сумме и набирается максимум 10.

Но оценивать по Апгар — это дело людей в белых халатах. А рядовому среднестатистическому родителю как быть? Вот прибыли из роддома домой, вот собрались на семейный совет. Имеем новорожденного.

Врачи сказали, что все в порядке. Но гнетут сомнения. Красный какой-то, глаза в разные стороны, ручонками машет странным образом, ножками дергает, губки выпячивает, головой вертит и вообще орет. Столпившиеся у кроватки родственники выдвигают самые разнообразные и вовсе неутешительные версии, повергающие в уныние молодых родителей и отнюдь не способствующие нормальной лактации у матери.

И с учетом вышеописанной и очень типичной ситуации, постараемся рассказать о том, как все-таки должно быть, ибо самый надежный способ избежать стрессов — вовремя получить информацию. Есть и второй способ — попросить родственников воздерживаться от комментариев, дабы ненужные стрессы не создавать, но в рамках отечественной ментальности это задача практически нереальная.

Начнем с органов чувств

На самом деле, по издавна заведенным правилам, оценкой работы органов чувств врач осмотр ребенка заканчивает, но именно это волнует родителей больше всего — что дитя видит, что слышит, что чувствует.

И глазной нерв, и мышцы, двигающие глазное яблоко у новорожденного полностью не сформированы. Дитя ощущает лишь сам свет как таковой, т. е. отличает день от ночи, но понять, что перед ним размахивает руками именно бабушка — не в состоянии. Упомянутая незрелость глазодвигательных мышц формирует физиологическое, т. е. совершенно нормальное, для периода новорожденности косоглазие.

Специфика именно новорожденного — мигательный рефлекс. Суть: сколько бы вы ни размахивали предметами возле глаза — не мигает, а вот на яркий и внезапный пучок света — реагирует.

Сразу после рождения несколько снижен (полость уха заполняется воздухом постепенно), но к тому моменту, как окажется дома — слышит почти как взрослые. Но не понимает и поэтому не реагирует. Если же звук достаточно громкий — вздрагивает, при этом может изменятся глубина и частота дыхания, реагируют мимические мышцы лица.

На резкие запахи явно реагирует (как правило, изменением частоты дыхания), но отличить одеколон папы от духов мамы не в состоянии. Вкус. Вот с этим — уж точно все в порядке. Сладкое действует успокаивающе, облизывает губы, делает глотательные движения. Соленое и горькое не любит. Прекращает сосать, кривится, плачет.

Поскольку вкус и обоняние развиты очень даже неплохо, то вполне возможны, и это надобно обязательно учитывать, отрицательные реакции на «невкусные» лекарства и средства гигиены, коими пользуется кормящая мать.

Развито хорошо, но неравномерно, поскольку неравномерно распределены нервные окончания. Прикосновения к лицу и конечностям воспринимает более активно, чем поглаживание спины. Ну а реагирует вполне цивилизовано — плачет от холодного и твердого, успокаивается от мягкого и теплого.

Итак, с органами чувств мы разобрались. Теперь понемножку обо всем остальном, не менее важном.

Прекрасно кровоснабжается, самые мелкие сосуды (капилляры) шире, чем у взрослых (относительно, разумеется). Существенно недоразвиты потовые железы. С этими двумя факторами связана значительная чувствительность к повреждающим факторам, особенно к перегреву.

Но есть и заметный плюс — очень высокая восстановительная способность — заживает все очень быстро, естественно в том случае, если устраняется повреждающий фактор.

Специфическая особенность — повышение мышечного тонуса, но сами мышцы недоразвиты, особенно мышцы конечностей. Да и общая мышечная масса заметно отличается от взрослого человека и составляет всего 22-25% от веса тела, тогда как у папы с мамой — не менее 40%.

Дыхательная система

Легочное дыхание, как известно, у плода отсутствует в принципе, обмен газов осуществляется посредством т. н. плацентарного кровообращения. Сразу же после рождения ребенок делает первый вдох, верхние дыхательные пути и легкие заполняются воздухом, — малыш начинает дышать по-человечески.

Важная особенность новорожденного — узость и носовых ходов, и гортани, и трахеи, а покрывающие их изнутри слизистые оболочки очень нежные и активно кровоснабжаются. Слизистые оболочки верхних дыхательных путей легко повредить ковыряниями в носу, легко пересушить.

Читать еще:  Как подготовиться к дню рождения ребенка. Приметы на день рождения: что нужно делать и что нельзя. Рецепты блюд на детский день рождения

При сухости и запыленности воздуха в большом количестве вырабатывается защитная слизь, а коль скоро все ходы узкие, то нередко возникают проблемы, когда слизь накапливается в дыхательных путях. Чихнуть новорожденный может, а вот высморкать нос — уж никак.

Знать это важно именно потому, что малыш, разумеется, может дышать по-человечески (т. е. носом и без хрюканья), но только в том случае, если любящие родственники создадут ему человеческие условия — чтоб пыли было поменьше, чтоб не переусердствовать с обогревателями, чтоб вовремя проветрить детскую комнату.

Нормальная частота дыхания для новорожденного ребенка колеблется в пределах 40-60 дыхательных движений в минуту.

Сердечно-сосудистая система

Сразу же после рождения прекращается плацентарное кровообращение. Работа сердца и сосудов существенно изменяется. Наполняются кровью легкие, перестают функционировать и закрываются некоторые сосуды и отверстия (через них у плода осуществлялся кровоток в обход легких).

Сердце новорожденного — один из самых здоровых органов, оно весьма устойчиво и к нагрузкам, и к нехватке кислорода. Частота сердечных сокращений колеблется от 110 до 140 ударов в минуту, и колебания эти происходят постоянно — практически любое внешнее воздействие серьезно изменяет частоту пульса.

Система пищеварения

Ребенок рождается с очень хорошо развитыми жевательными мышцами и относительно большим языком. Это делает возможным длительное и активное сосание. А вот слюнные железы еще незрелые и самой слюны немного.

Органы пищеварения растут очень быстро. Так, в первый день жизни желудок вмещает около 20 мл молока, через неделю уже 50 мл, а к концу периода новорожденности больше 100.

Поскольку организм ребенка ориентирован именно на молоко, то ферменты желудка и кишечника по качественному и количественному составу ориентированы на успешное переваривание именно молока. В первые 10-20 часов жизни кишечный тракт практически стерилен, но он очень быстро заполняется микробами.

Размножающиеся в кишечнике бактерии изменяют внешний вид кала — поначалу он коричневый, затем зеленовато-желтый, еще через несколько дней — светло-желтый, кашицеобразный с кисловатым запахом.

Система выделения

Уже при рождении в мочевом пузыре есть небольшое количество мочи. В первые 3 дня жизни мочеиспускание относительно редкое — 4-5 раз в сутки — это вполне нормально. Но количество хождений по малой нужде стремительно возрастает и на второй неделе жизни составляет от 15 до 25 раз.

Объем мочевого пузыря у новорожденного от 50 до 80 мл, но накапливать мочу в таком количестве дитя не умеет — 10-15 мл «собралось» и достаточно — пора менять пеленки. Что же касается самих почек, то они хоть и способны вполне успешно выполнять свои функции, но к моменту рождения недоразвиты.

В связи с этим характеристики мочи новорожденного (удельный вес, реакция, содержание белка) — отличны от норм взрослого человека.

Нервная система

Нервная система новорожденного имеет целый ряд особенностей, это, пожалуй, именно та система организма, что претерпевает самые большие изменения именно в течение первых месяцев жизни. И рефлексы, и возбудимость, и реакции на окружающее — меняются постоянно.

Мышечный тонус больше выражен именно в мышцах, сгибающих ручки и ножки. Некоторые признаки, абсолютно ненормальные для взрослых, вполне естественны для новорожденных. Так, например, дрожание мышц конечностей (т. н. тремор) очень нежелателен для разволновавшихся бабушек, но для новорожденного- это норма.

Сухожильные рефлексы (те, что врач-невропатолог определяет с помощью молоточка) у новорожденного не постоянны, ну разве что коленный определяется практически всегда и у всех.

Но есть и совершенно особые рефлексы их так и называют «физиологические рефлексы новорожденных». Упомянутые рефлексы обусловлены незрелостью головного мозга, они имеются у всех здоровых новорожденных, но по мере того, как мозг «созревает», они угасают и к 4-5 месяцам исчезают. Эти рефлексы может обнаружить у своего дитя каждый родитель и убедиться тем самым, в его (дитя) нормальности.

Хватательный рефлекс

Если поднести к внутренней стороне ладони малыша палец взрослого, дитя обхватывает его и прочно держится. Так прочно, что ребенка несложно поднять вверх над поверхностью стола.

Рефлекс объятия

Возникает при ударе по столу, на котором лежит ребенок, при внезапном громком звуке, при похлопывании по ягодицам или бедрам. Состоит рефлекс из двух фаз. В первой — ребенок откидывается назад, плечи разгибаются, а руки разводятся в стороны. Во второй фазе рефлекса руки сходятся на груди.

Рефлекс ползания

Если малыша уложить на животик и ладони взрослого приставить к ступням, ребенок отталкивается.

Рефлексы опоры и автоматической ходьбы

В вертикальном положении (дитя держат под мышки) ребенок упирается ножками в пеленальный столик. А если немного наклонить его вперед возникают движения, напоминающие ходьбу.

Перечисленными рефлексами список не ограничивается, но для родительских экспериментов приведенный перечень вполне достаточен.

Приведенная информация позволяет нам составить вполне определенное впечатление об умениях новорожденного младенца. Малыш, хоть и кажется слабеньким и беспомощным, но умеет на самом деле очень много. Главное умение — способность отличать хорошее от плохого и сообщать об этом родственникам.

Плакать и звать на помощь, когда голоден, когда испытывает дискомфорт, когда болит что-то, успокаиваться и вести себя вполне прилично, когда все устраивает. Умеет сосать и глотать, умеет справлять нужду, отличать день от ночи, тишину от шума, вкусное от горького, мягкое от твердого — не так уж и мало для человека, возраст которого определяется днями.

Как развивать малыша в 7 месяцев, чему пора учить?

После полугода родители ожидают от ребенка новых достижений: первых слов, активного ползания, первых шагов. С каждым месяцем, если не днем, малыш будет осваивать и совершенствовать эти умения. Но при этом ему нужна помощь родителей. Итак, как же развивать ребенка в 7 месяцев? На что важно обратить внимание?

Возрастные умения

Сейчас кроха активно изучает окружающий мир, интересуется людьми – не только родными, но и всеми, кто находится вокруг. Ему в этом возрасте важны как правильные игрушки, так и живое общение.

7-месячный ребенок все больше становится похожим на «настоящего человека»: его двигательные навыки становятся все разнообразнее:

  • у ребенка получается сидеть без поддержки;
  • он может (или учится) садиться из положения лежа;
  • ползает во всех направлениях на животе (а самые активные малыши уже ползают на четвереньках, преодолевая небольшие ступеньки),
  • тянется за игрушкой одной ручкой с опорой на другую;
  • умеет перекладывать предметы из руки в руку;
  • перелистывает картонную книжку, рассматривая картинки;
  • играет с мячиком;
  • самостоятельно держит бутылку, а если она упала – может поднять ее;
  • может менять положение: из лежачего – сесть, из сидячего – лечь или встать на четвереньки;
  • при поддержке под мышки кроха может переступать ножками;
  • некоторые непоседы научились вставать по опоре и учатся самостоятельно с ее помощью делать шаги.

В интеллектуальном развитии также заметен прогресс.

  • У малыша уже получается узнавать предметы на разном расстоянии, даже если ему показывать их под разным углом.
  • Он исследует новый предмет всеми доступными ему сейчас способами.
  • Может играть с множеством предметов, действуя при этом обеими ручками.
  • Изучает прямой и обратный порядок действий (снимает-надевает, закрывает-открывает, достает и складывает обратно, бросает и поднимает).
  • Действует с игрушками сообразно их назначению (мячик катает или бросает, кубики ставит один на другой или стучит одним о другой, коробки открывает, игрушки-каталки толкает).
  • Большие игрушки или предметы захватывает всей пятерней, мелкие – щепоткой.
  • На вопрос «где?» может указать пальчиком на нужный предмет, даже если его переставили с места на место. Может выбрать нужный предмет среди нескольких предложенных.
  • Может найти и показать что-то знакомое не в жизни, а на картинке – в плоскостном изображении.

В психоэмоциональной сфере ребенка к этому возрасту тоже произошли значимые изменения:

  • он уже понимает многие слова, понимает, когда его зовут по имени;
  • может выражать свои эмоции интонацией, жестами, мимикой;
  • различает эмоциональное состояние родителей;
  • может контактировать с другими людьми, но пока не по своей инициативе;
  • может повторять выученные движения, сопровождающие потешки, когда мама их произносит;
  • выполняет простые просьбы (садись, дай, подними, пей);
  • речь находится в стадии активного лепета: кроха лепечет долго, громко и четко, повторяет за взрослыми слоги, похожие на будущие слова (ма, ба, па).
Читать еще:  Психическое и психомоторное развитие детей. Вместе с умением ходить ребенок учится работать руками. Нет ли отклонений

В этом возрасте ребенку важно понимать, за что его хвалят, а не просто слышать, что он хороший и молодец. Поэтому всегда объясняйте ему, за что похвала: нашел игрушку, подал маме предмет, закрыл коробку, сделал шажок и т. д. Так он научится соотносить похвалу с правильными действиями, начнет видеть в маме собеседника и сотрудника в его действиях, что крайне важно сейчас и на более поздних этапах.

Чему можно научить ребенка?

Прежде всего, нужно исходить из умений и потребностей каждого конкретного ребенка, обучая простым навыкам, соответствующим его возрасту:

  • показывать на предметы не глазками или рукой, а пальчиком;
  • выполнять простые просьбы: принеси, дай, подними, найди;
  • махать ручкой «пока», протягивать ее в знак приветствия;
  • подниматься по опоре на ножки;
  • кушать из ложечки, пить из чашки из маминых рук;
  • ложиться спать в определенное время.

Но одно из важнейших занятий с ребенком в 7 месяцев — обучение крохи предметной деятельности. Это поможет ему управлять своими действиями, понимать возможности этих действий и предвидеть их последствия.

  • Возьмите 2 игрушки, расскажите о каждой из них – кто это или что, для чего нужно, какого цвета, размера и т. д. Затем попросите ребенка дать одну из игрушек. Малыш должен научиться ориентироваться в ваших просьбах.
  • Показывайте, какие действия можно совершать с разными игрушками и предметами и каким при этом будет результат. Например, как играть с матрешкой, сортером, пирамидкой, неваляшкой, игрушками-вкладышами, кубиками.
  • Учите ребенка соотносить две игрушки (кубики можно положить в коробку, куклу покатать в машинке, молоточком постучать по предметам).

Показывая ребенку новые игрушки, после краткого описания и демонстрации дайте ему возможность самому ощупать и изучить новый предмет. Как только он исчерпает арсенал познавательных действий, начинайте показывать ему различные простые сюжеты: зайчик может прыгать, прятаться, падать, кушать, плакать, спать, петь или танцевать.

В таких занятиях важен, прежде всего, позитивный настрой взрослого и малыша. Также следует помнить о смене видов деятельности: игра не должна длиться больше 5 минут. После этого можно заняться чем-то другим. Например, поучиться ползать или вставать.

Купите или сшейте куклу-перчатку. Она может стать настоящим другом и помощником: помогать кормить или купать малыша, успокаивать или рассказывать сказки перед сном, сделать ему массаж или стать персонажем первого кукольного театра. Это масса положительных эмоций, которые крохе сейчас так важны.

Во что поиграть с малышом?

Развивающие игры для детей в 7 месяцев вполне можно организовать, используя подручные материалы. Вот несколько примеров.

  • Что в шкатулке?

Для этой игры понадобится шкатулка, корзина или контейнер с откидывающейся крышкой. Внутрь нужно положить мелкий предмет, потрясти и дать ребенку, спросив, что же это гремит там внутри. Пусть попробует сам открыть емкость и найти предмет, а затем изучить его.

Кроме этого, полезно просто наполнять такие емкости разными предметами и предлагать крохе выкладывать их и собирать обратно. Такие игры в этом возрасте способны занимать ребенка довольно долго. Ведь он будет учиться брать предметы разной формы, размеров, свойств, тем самым развивая мелкую моторику, тактильные ощущения, координацию. В качестве «наполнителей» также можно использовать предметы обихода: крышки от бутылок, ложки, тарелки, пробки от шампанского, зеркальце, вымытые монетки, игрушки-пищалки, фасоль, фигурные макароны, орехи и т. д.

Эту игру знают все. С малышом можно поиграть, используя 2 стаканчика и, к примеру, кусочек фрукта или овоща, которые он уже попробовал в прикорме. Перед его глазами кусочек накрывают стаканчиком, второй стаканчик также переворачивают и ставят рядом. Нужно немного подвигать стаканчики и предложить ребенку показать, где спряталась еда. Эта игра помогает развивать логику, внимание, интеллект.

Игры с малышом на развитие слуха, чувства ритма также можно проводить «между делом», с теми предметами, что под рукой. Пусть он барабанит по разным кастрюлям, сковородкам, мискам деревянной ложкой (или пластиковым стержнем от пирамидки). Можно дать две разные «барабанные палочки» сразу. Пока мама готовит обед, чадо будет развлекать маму и себя таким «концертом».

Полезные развивашки мама может сделать сама, это не сложно. Например, можно взять небольшую коробочку и на одну из ее сторон наклеить яркую картинку. Ребенку нужно показать картинку, а затем перевернуть коробку другой стороной. Если малыш сам не понял, как нужно искать картинку, мама показывает ему, поворачивая коробочку разными сторонами. Эта игра также тренирует внимание, логику, координацию.

Движению – зеленый свет

Двигательная активность ребенка крайне важна для его физического развития, в частности для своевременного освоения навыка ходьбы. Поэтому развивать ребенка в 7 месяцев обязательно нужно и физически.

Например, сейчас важно стимулировать его самостоятельно садиться: помогать из положения лежа на спине сначала поворачиваться на бок, а затем при опоре на одну ручку садиться. Для этого полезно упражнение «присаживание». Сначала ребенка учат подниматься, притягивая его за ручки. Затем упражнение усложняют. Одной рукой взрослый придерживает малыша за ножки, а другой отводит и оттягивает в сторону ручку ребенка. Кроха начнет садиться с помощью свободной ручки. Поэтому важно делать упражнение с обеими руками по очереди, стимулируя ребенка привлекательной игрушкой.

Следующие упражнения помогут отработать навык ползания.

  • Найди игрушку. Хорошо, если игрушка при этом будет музыкальной, поскольку, не видя ее, ребенок захочет найти звучащий предмет. Игрушку (или несколько разных) прячут под платочек или салфетку на расстоянии от крохи. Затем ее включают, не открывая. Малыш заинтересуется, подползет и раскроет игрушку. Пусть поиграет с ней.
  • Наперегонки. Мама «соревнуется» с ребенком. Можно ползать за игрушкой (кто быстрее ее достанет?), убегать от малыша или догонять его, щекоча за пяточки. Конечно же, победителем должен стать малыш, который за время игры получит массу удовольствия и наползается от души.
  • Забег с препятствиями. Для этого упражнения понадобится специальная детская массажная дорожка (ее можно купить или сшить самим). Это текстильный коврик, на который нашиты элементы разнообразной формы и фактуры (мешочки с разными крупами, мягкие и шершавые губки, деревянные колечки или палочки, пуговки, всевозможные шнуры, пластмассовые решетки и т. д.). По пути малыш будет не только преодолевать эти препятствия, но и трогать, попутно развивая мелкую моторику. Важно, чтобы в конце пути ребенка ждала желанная награда (угощение, яркая игрушка или мамин поцелуй).

Развиваем речь

Это один из важнейших навыков, которому необходимо уделять внимание в любом возрасте. Как стимулировать малыша в речевом плане, рассказывалось в предыдущей статье. Здесь остановимся еще на нескольких моментах.

  • Используйте звукоподражания. Это первый этап на пути к говорению настоящих слов. Имитируйте звуки животных, природы, бытовых приборов, когда видите их, рассматриваете на картинках или просто играете в подражание. Артикулируйте четко, чтобы малыш мог рассмотреть движения губ (а возможно, он начнет их ощупывать – это тоже полезно).
  • Пользуйтесь зеркалом. Подносите малыша к зеркалу, чтобы он мог видеть вас и себя, контролировать, правильно ли он повторяет за вами. Несмотря на все стереотипы, зеркало в плане развития речи – предмет весьма полезный.
  • Позитивный настрой, шутки, радостные эмоции будут способствовать скорейшему развитию речи. Тогда как постоянные стрессовые ситуации могут стать настоящим тормозом на этом пути.

Позитивные эмоции помогают развивать не только речь, но и все остальные навыки малыша. Вызывая у ребенка позитивные эмоции, окружая его лаской и любовью, родители делают гораздо больше для его развития, чем когда засыпают с ног до головы дорогими игрушками.

Источники:

http://o-krohe.ru/razvitie-rebenka/7-mesyacev/
http://yandex.ru/turbo?text=https://talk.yandex.ru/user/yamd-komarovskiy/chto—umeet—novorozhdennyj
http://razvivashka.online/sfery-razvitiya/kak-razvivat-rebenka-v-7-mesyatsev

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector