Развитие ребенка в одиннадцатый месяц жизни

Развитие ребенка в 11 месяцев

Одиннадцатимесячный ребенок радует родителей самостоятельными шагами и простыми словами. Дети этого возраста активно развиваются и физически, и эмоционально, закрепляя приобретенные ранее навыки и осваивая новые умения. Давайте узнаем, как родителям определить, нормально ли развивается ребенок 11 месяцев и как стимулировать дальнейшее развитие малыша этого возраста.

Физиологические изменения

  • Мышечная система ребенка к 11 месяцам настолько окрепла, что позволяет малышу удерживать и перемещать тело в вертикальной позиции, то есть стоять без поддержки и ходить.
  • У большинства 11-месячных детей уже имеется четыре зуба. Однако у кого-то начали появляться следующие зубки (вторые резцы), а у кого-то не появилось еще даже первого зуба. Это варианты нормы и до годовалого возраста переживать не следует.

Физическое развитие

В течение одиннадцатого месяца жизни прибавка веса ребенка составляет в среднем 400 грамм, а роста – около 1,5 сантиметра. Увеличение окружностей грудной клетки и головы происходит примерно на 0,5 сантиметра.

Темпы роста разных детей, конечно же, отличаются, но для определения, нормально ли развивается кроха, существуют границы нормы и средние значения показателей физического развития. Основные из таких показателей вы найдете в такой таблице:

Показатель

Среднее значение в 11 месяцев

Мальчики в 11 месяцев

Девочки в 11 месяцев

Окружность грудной клетки

Для музыкального развития ребенка проводите занятия по методике «Цветоник» Лазарева М. Л.

Что малыш умеет?

  • Одиннадцатимесячный ребенок активно и очень много двигается. Новым умением карапуза является навык стоять без помощи взрослого или удерживания за опору. Кроме того, карапуз уже неплохо ходит, держась не за две маминых руки, а лишь за одну. Чтобы достать любимую игрушку с пола, ребенок уже не будет падать, а нагнется или присядет. Некоторые дети уже начали ходить без поддержки.
  • С игрушками 11-месячный ребенок манипулирует умело и очень ловко. Ухватывая предмет, малыш открывает руку с учетом размера этого предмета. Карапузу уже удается складывать кубики в небольшую башню, собирать пирамидку, открывать коробочки, брать двумя пальцами маленькие предметы с пола или со стола.
  • Ребенок любит музыку, поэтому ему по нраву разные музыкальные игрушки. Услышав ритмичную мелодию, малютка начнет пританцовывать в такт.
  • Кроха интересуется книжками и подолгу разглядывает в них иллюстрации.
  • По маминой просьбе ребенок умеет показывать части тела и выполнять множество действий и движений, которые выучил и видел ранее. К примеру, малыш качает куклу, машет рукой на прощание, делает «ладушки», снимает носочки, расстегивает молнию на курточке, находит спрятанную под одеялом или в коробке игрушку.
  • Речь малыша становится все более эмоциональной и разнообразной. В ней появляются слова, состоящие из 1-2 слогов.
  • Ребенок хорошо понимает, что ему говорит мама. Он бурно радуется, когда его хвалят, а также сразу же реагирует на строгий тон.
  • Малыш в 11 месяцев становится все более самостоятельным. Кроха постепенно обучается одеваться и умывать лицо, чистить зубки, есть ложкой. Если малышу что-то нужно, он уже не просто плачет, а показывает на предмет пальцем, качает головой (утвердительно или отрицательно), а также произносит простые слова.

Чтобы проверить, нормально ли развивается 11-месячный малыш, вам нужно:

  1. Оценить, хорошо ли ребенок сидит, ползает на четвереньках и стоит у опоры.
  2. Показать ребенку закрывающуюся коробку, в которой на глазах у крохи спрятать игрушку. Ребенок должен заметить, что предмет исчез и попытаться найти его.
  3. Проверить, умеет ли ребенок имитировать движения взрослых, которые ему ранее показывали. К примеру, малыш должен пытаться есть ложкой, расчесаться, умыть лицо.
  4. Предложить крохе сложить башню из кубиков. Малыш уже должен уметь положить друг на друга 2-3 кубика.

Занятия для развития

  • Стимулируйте и ползание, и ходьбу ребенка. Положите на пол ленточку и предложите малютке перешагнуть через нее (держите при этом ребенка за одну руку). Пусть малыш также ходит за коляской, за мячом, передвигается с игрушкой-каталкой.
  • Не упускайте возможности ходить с крохой по лестнице. Многим малышам подниматься по ступеням довольно легко, а вот спускаться у них пока может не получаться.
  • Уделяйте много внимания развитию моторики карапуза и занятиям для маленьких пальчиков. Пусть кроха пересыпает крупу из одной чашки в другую, набирая ее ложкой. Дайте ребенку порисовать на подносе с мукой, предложите надевать на ваши и свои пальцы кольца, а также собирать пирамидку.
  • Во время купания дайте карапузу ковшик либо сито и предложите ловить в воде плавающие небольшие игрушки.
  • Дайте ребенку игрушку, завернутую в бумажную салфетку или фольгу, а потом предложите развернуть ее. Также давайте крохе возможность открывать коробочки и банки с завинчивающимися крышками.
  • Играйте с ребенком в сюжетные игры, например, можно вместе кормить мишку, надевать на куклу распашонку или шапку. В таких играх можете показывать малютке разные ситуации, например, зайчик попросил у мишки кубик и мишка поделился игрушкой, кукла упала и плачет, ей больно.
  • Рисуйте и лепите с крохой. Давайте для этого ребенку тонкие карандаши, мелки или фломастеры, а также соленое тесто и безопасный мягкий пластилин.
  • Поддерживайте развитие речи малыша постоянным общением с ребенком. Называйте игрушки, которые даете или показываете крохе, показывайте карточки Домана, комментируйте собственные действия.
  • Каждый день выделяйте немного времени на совместное чтение. В идеале у малютки должна быть собственная полочка для книг, к которой кроха может дотянуться, чтобы выбрать книгу. Часто читайте ребенку вслух, а также рассказывайте истории по картинкам.
  • Если вы пошли с 11-месячным ребенком за покупками, показывайте малышу разные продукты, а также дайте возможность крохе самостоятельно положить в корзинку или тележку несколько предметов.
  • Не упускайте возможности пообщаться с другими детками. Выходите на прогулки на площадку, приглашайте семьи с детьми в гости, заводите новые знакомства.
  • Каждое утро 11-месячного карапуза начинается с умывания, чистки зубов, расчесывания.
  • Регулярно высаживайте кроху на горшок после сна, приучая его к такой привычке, но не настаивайте, если малыш игнорирует горшок или даже боится его.
  • После туалета обязательно подмывайте младенца.
  • По мере необходимости состригайте крохе волосы и ногти, очищайте ушки.
  • Купать ребенка в этом возрасте уже можно не каждый день, но ежедневное купание может служить важным элементом вечернего ритуала, тогда отказываться от него не стоит.
  • Для закаливания используйте проветривание комнаты перед сном, воздушные ванны, ежедневные прогулки, обтирания, купание, обливание и другие процедуры, с которыми кроха познакомился ранее.
  • Не отказывайтесь от проведения массажа и гимнастических упражнений. В 11 месяцев детки по-прежнему нуждаются в них каждый день.

В 11 месяцев дети испытывают потребность в 14-15 часах сна в сутки. Примерно 10 часов ребенок этого возраста спит ночью, а днем сохраняется два сна длительностью около 1-2 часов. Дважды в день с 11-месячным малышом выходят на прогулку, организовывая ее так, чтобы часть прогулки ребенок поспал на улице (хотя бы один дневной сон), а часть провел активно. Выходить гулять с малышом рекомендуют в 10-11 часов утром и в 16-17 часов после обеда.

Читать еще:  Ребенок 15 лет плохо читает. Ребенок плохо пишет и читает. Что такое дислексия

В организации бодрствования ребенка такого возраста учитывают время суток. Утром проводят гимнастику, активные игры, развивающие занятия, а после обеда времяпровождение крохи должно быть более спокойным. Рекомендуется соблюдение ежевечернего ритуала укладывания, который облегчит засыпание карапуза. Такой ритуал может включать купание, чтение и другие действия, повторяющиеся ежедневно в одном и том же порядке.

Питание 11-месячного ребенка по-прежнему остается пятиразовым. Между приемами пищи обычно проходит от 3 до 4 часов, при этом следует стараться кормить кроху примерно в одинаковое время каждый день (допустимы отклонения до 30 минут) и не допускать перерывов больше 4,5 часов.

Для определения общего объема пищи, которую нужно давать в день ребенку этого возраста, массу тела крохи делят на 9. В среднем малыши 11 месяцев съедают в день от 1000 до 1200 мл пищи. Этот объем распределяют на число кормлений, получая среднюю порцию в 200-240 мл.

Меню деток на искусственном вскармливании и малышей, которых продолжают кормить грудью, в 11 месяцев практически совпадает, с тем лишь отличием, что в первое и последнее кормление малышу дают либо смесь, либо грудное молоко. Кроме того, грудничок, получающий материнское молоко, нередко в этом возрасте прикладывается к маминой груди ночью, а детки-искусственники обычно всю ночь спят без кормлений.

Грудное вскармливание в этом возрасте немного меняется в связи с увеличением объема употребляемого крохой прикорма. Карапуз прикладывается в течение дня к маминой груди на несколько минут, а также может запивать любую пищу грудным молоком. В ночное время ребенок активно сосет во сне под утро.

Про меню ребенка в 11 месяцев подробнее читайте в другой статье.

Как изменился ваш малыш на одиннадцатом месяце жизни

На 11 месяце жизни ребенок уже достаточно самостоятельный, ловкий и координированный. Вес и рост крохи заметно увеличился с момента появления на свет, он многое умеет и проявляет живой интерес ко всему, что его окружает. Совсем скоро малыш отпразднует свой первый значимый день рождения. У него уже есть несколько слов в запасе, зубы (хотя пока и не все), любимые игрушки и огромное желание двигаться, изучая окружающий мир.

Как протекает развитие ребенка на 11 месяце жизни, какие навыки он имеет, как изменяются его рост и вес, а также многое другое, что будет интересно узнать родителям – ниже.

Физическое развитие малыша

На 11 месяце жизни рост ребенка увеличивается по сравнению с предыдущим месяцем в среднем на 2 см, вес — на 300 граммов. Как правило, у деток в этом возрасте около 6-8 зубов, в редких случаях — 2-4 зуба. Чем больше зубов у малыша, тем проще ему будет справляться с пережевыванием твердой пищи. В этом возрасте изменяется режим дня крохи. На сон у него теперь уходит на 3 часа меньше, чем раньше. Днем малыш может спать один раз — в обед, открывая новые возможности в периоды бодрствования.

Психологические изменения

В 11 месяцев также активно идет и психоэмоциональное развитие ребенка. Малыш становится особенно восприимчивыми ко всему, что происходит в его присутствии. Он лучше понимает обращенную к нему речь, способен выполнять простые поручения, различать интонации. Кроха с удовольствием играет со взрослыми, с детьми, правда, пока только с теми, которых хорошо знает и которым доверяет.

Развитие малыша на 11 месяце жизни уже позволяет ему понимать смысл запретов, поэтому родители могут мягко вводить в лексикон такие слова, как «нельзя». Со временем следование запретам поможет крохе избежать опасностей. Запрещая что-либо, взрослые должны учитывать, что, несмотря на значительно увеличившиеся рост и вес, кроха все еще очень уязвим и чувствителен.

Именно поэтому нужно стараться, чтобы запреты не вызывали у ребенка негативных эмоций. Слова «нет» или «нельзя» должны произноситься мягко и в то же время настойчиво, так, чтобы малыш понял их смысл и в то же время не усомнился в добром отношении к нему матери.

На 11 месяце жизни малютке уже можно начинать прививать азы хорошего поведения и вежливых манер. Лучший способ это сделать — показать, как нужно общаться, на личном примере, употребляя при необходимости «волшебные» слова. Малыша в этом возрасте нужно учить быть нежадным, делиться вкусностями и игрушками с близкими.

Основные навыки детей в 11 месяцев

Конечно же, развитие ребенка в 11 месяцев в каждом случае индивидуально. Тем не менее отмечают некоторые навыки, которыми большинство малышей к этому возрасту успевают овладеть. Итак, физическое и психоэмоциональное развитие детей в этом возрасте им позволяет:

  1. Самостоятельно стоять, удерживаясь за руку или опору, передвигаться вдоль стены с помощью ходунков, детской коляски. В некоторых случаях малыши в этом возрасте уже достаточно уверенно ходят без поддержки, стараясь держать в руке игрушку для равновесия.
  2. Садиться из положения стоя.
  3. Ползать и сидеть без поддержки и помощи.
  4. Хватать игрушки и предметы, раскрывая ладонь в соответствии с размером предмета.
  5. Указывать на интересующие вещи и игрушки пальцем.
  6. Пользоваться ложкой, вилкой, чашкой.
  7. Использовать пинцетный захват для игр с мелкими предметами и тонких манипуляций с ними.

Не стоит переживать, если к 11 месяцам малыш не выполняет всего, что перечислено в списке выше. На развитие крохи влияют многие факторы, начиная от того, в срок ли он появился на свет, и заканчивая перенесенными болезнями, социальными условиями, в которых он проживает, и так далее. Важно наблюдать за прогрессом в развитии малыша и консультироваться с наблюдающим педиатром в случае возникновения каких-либо сомнений.

Как развиваются речевые навыки?

Конечно, о полноценной речи в 11 месяцев говорить рано. В этом возрасте дети не говорят в обычном понимании этого слова. Тем не менее развитие речевых навыков у малыша налицо, так же как и заметно увеличившиеся рост и вес по сравнению с показателями еще несколько месяцев назад.

На 11 месяце жизни ребенок отлично знаком с некоторыми гласными и согласными, экспериментирует с их произношением, выстраивая примитивные цепочки слогов. Малыш внимательно вслушивается в речь взрослых, запоминает и старается воспроизвести ее, имитируя их интонации. В этот период наступает подходящее время для того, чтобы научить кроху произносить самые простые первые слова.

Как можно стимулировать речевое развитие малыша? Самый проверенный и эффективный способ — это практика диалога. Говорить с ребенком нужно так, чтобы у него была потребность вступить в разговор, дать ответ. Для этого нужно менять интонации, используя вопросительные нотки, вызывать у малыша интерес к диалогу с помощью приглашающих отреагировать жестов и мимики.

Совсем немного таких регулярных занятий, и развитие речи малыша заметно ускорится. Его лепет обретет новую форму, максимально схожую с речью людей, которые с ним чаще всего общаются.

В процессе общения с ребенком в 11 месяцев важно научиться говорить простыми, понятными словами, не перегружая его лишней информацией. Не стоит паниковать, если ребенок не проявляет интереса к диалогу и не делает попытки повторять. К 11 месяцам малышам еще сложно справиться с этой задачей, но в любом случае можно быть уверенными в том, что их пассивный словарь благодаря таким занятиям становится богаче.

Особенность этого возраста — способность соотносить слова с образами. Это значит, что, произнося «баба» или «мама», кроха имеет ввиду именно этих людей. Если у малыша не получается произнести слова, обозначающие те или иные предметы, он может упростить их до неузнаваемости или придумать собственные.

Как развиваются навыки ходьбы

У многих детей развитие навыков ходьбы действительно начинается в 11 месяцев. Тем не менее не стоит думать, что так должно быть всегда. На этом этапе не менее важным навыком является ползание, поэтому, если кроха пока не делает попыток ходить самостоятельно, не стоит настаивать: он обязательно пойдет на месяц или два позже. Возможно, что его позвоночник пока не готов для нагрузки, а значит, ползания в этот период помогут ему укрепить мышцы для самостоятельной ходьбы.

Читать еще:  Как правильно учить ребенка писать левой рукой. Легкие способы научить писать ребенка-левшу

Если малыш делает попытки вставать на ноги и не против потренироваться, можно предложить ему походить, удерживаясь за одну или обе руки. Некоторые дети в 11 месяцев уже готовы к тому, чтобы начать ходить самостоятельно, но их останавливает страх перед падением. Таким малышам можно помочь, предлагая преодолевать небольшие расстояния, страхуя их и подхватывая до того, как они смогут упасть.

Очень важно работать с малышом над развитием равновесия, играя с ним в покачивания корпусом на коленях или упражняясь на гимнастическом мяче.

Особенности кормления в 11 месяцев

В 11 месяцев малыш уже может получать пищу с общего стола. Естественно, это должны быть блюда, приготовленные специальным образом: без жарки, без специй и приправ. Идеальный вариант — это пища, приготовленная на пару или запеченная в духовке. Не стоит в этом возрасте стараться все блюда измельчать блендером. В 11 месяцев малыш уже имеет как минимум 4 зуба для того, чтобы суметь справиться с кусковой пищей.

Питание ребенка в этом возрасте остается пятиразовым, и так будет продолжаться до двух лет. Нужно стараться избегать продуктов, способных вызвать аллергию, таких как цитрусовые или помидоры. Также в этом возрасте нельзя включать в рацион такие «опасные» продукты, как кофе, шоколад, чай, грибы и орехи.

Многие малыши в этом возрасте продолжают получать грудное молоко. Правильнее будет перенести грудное вскармливание на вечерние и утренние часы, постепенно подводя кроху к одноразовому потреблению молока на ночь.

Ребенок в 11 месяцев спокойно спит ночью и это большое преимущество для родителей. Некоторые малыши могут проспать до 12-14 часов, просыпаясь поздним утром. Днем дети этого возраста спят два раза примерно по 1,5-2 часа.

Естественно, что у каждого малыша свой индивидуальный график, и родители должны его принимать во внимание, планируя режим дня.

Как развивать ребенка?

В 11 месяцев развитие ребенка идет своим чередом, но родители обязательно должны принимать участие в процессе, помогая малышу быстрее освоить ряд полезных и важных для него навыков. В этом возрасте по-прежнему нужно часто брать кроху на руки, таким образом давая ему ощущение безопасности, заботы и любви.

Очень важно в этом возрасте продолжать стимулировать развитие речи, постоянно разговаривая с крохой, описывая предметы и объекты, которые ему встречаются на пути, читая книжки, распевая песенки.

Особое внимание нужно уделить развитию мелкой моторики ребенка, предлагая малышу поиграть кинетическим песком, пластилином, глиной, соленым тестом. Особенно детки в 11 месяцев любят развлекаться крупами вместе с мамой на кухне, например, пересыпать их из одной посуды в другую, искать среди них спрятанные мелкие игрушки или просто рисовать на их поверхности примитивные узоры.

И, наконец, в 11 месяцев можно начинать готовиться к первому празднику малыша — его юбилею, с которым его придут поздравить родственники и первые друзья. Будет здорово, если родители к этому времени заведут альбом, куда запишут вес и рост крохи в день рождения, отмечая, как изменялись эти показатели до годика, вклеят фото с крохой на каждом месяце жизни. Вести такой альбом можно много лет, фиксируя развитие малыша и добавляя новые фото.

Особенности развития ребенка в возрасте 11 месяцев

Впереди у ребенка – первый юбилей. Если подумать, то новорожденный через 4 недели после рождения и малыш в 11 месяцев – почти ровесники. Но как ощутима разница! Что можно сказать о развитии ребенка в 11 месяцев? Чем он может порадовать родителей и себя? Своей активностью, природной пытливостью, усовершенствованием полученных за эти месяцы навыков и кое-чем новеньким.

Физическое состояние

Основной момент, который может вызвать тревогу слишком мнительных родителей, – в последние месяцы ребенок стал меньше расти и набирать вес. Но это совершенно нормально, учитывая, что он сейчас похож на маленький вездеход на батарейках: двигательная активность с того момента, как малыш встал на четвереньки, выросла в разы. Так что к 11 месяцам кроха вырос всего на 1 см и набрал где-то граммов 300. Сейчас его рост может быть от 66 до 80 см, вес – между 7 и 12 кг.

Физическая активность сейчас достигла такого уровня, что родителям постоянно нужно быт начеку: малыш может бесконечно падать, оступаться, терять равновесие, «не вписываться» в двери. Поэтому следует максимально обезопасить для крохи доступную ему территорию, оснастив доводчиками, держателями и заглушками все, что возможно, убрав с пути ребенка все опасное, мелкое, все электрошнуры, «ездящие» коврики, стеклянные предметы.

Что же умеет 11-месячный малыш?

  • Уверенно и подолгу сидеть с ровной спинкой без опоры.
  • Садиться, вставать из положения сидя, лежа, на четвереньках.
  • Много и уверенно ползать – это сейчас любимое занятие малыша.
  • Подниматься по ступенькам, держась за опору.
  • Залезать на кровать или диван, спускаться с них правильно, доставая до пола ножками.
  • Ходить около опоры, иногда отрываться от нее и самостоятельно стоять какое-то время.
  • Координация стала намного лучше: теперь, чтобы поднять с пола упавшую игрушку, крохе не обязательно плюхаться на попу: он может наклониться или присесть, а чтобы взять игрушку, раскрывает ладошку по размеру этой игрушки.
  • Более совершенной стала крупная моторика: кроха сам держит чашку, может собрать пирамидку, башенку из 2–3 кубиков, перекладывать различные предметы из одной емкости в другую.
  • Прогресс произошел и в развитии мелкой моторики: ребенок уже самостоятельно держит ложку, умеет брать предметы пальчиками, поэтому может поднять с пола, например, едва заметную крошку. Может отрывать кусочки от листа бумаги, отщипывать небольшие кусочки пластилина.

Во время подобных занятий не оставляйте кроху одного, чтобы он не проглотил вредные частицы.

Ели говорить о режиме дня, то здесь видимых изменений за последние 2 месяца не произошло. Малыш спит примерно 13-14 часов в сутки, кушает 5 раз, как было и на 9-м месяце. Его рацион все больше похож на рацион взрослого человека.

Здесь стоит помнить 2 важных момента.

  1. Для полноценного развития ребенку необходимо проводить на воздухе не менее 4 часов ежедневно. Если не позволяет погода, можно проветривать помещение.
  2. За 1,5–2 часа до сна важно прекратить все бурные и шумные увеселения, подвижные, эмоциональные игры, чтобы к ночи психика крохи успела настроиться на сон.

Психическое развитие

В этой сфере тоже произошел настоящий прорыв. Например, сейчас малыш может многократно повторять одно и то же действие, добиваясь результата (скажем, нанизывать на стержень непослушное колечко пирамидки или залезать и слезать с табурета). Такая способность к концентрации внимания свидетельствует о правильном развитии психики.

Развитие 11-месячного ребенка в психоэмоциональном плане поистине впечатляет.

  • Сейчас кроха больше доверяет людям, к которым родители проявляют расположение.
  • Может выполнить разнообразные простые просьбы (подай, подними, покажи, дай, принеси, помаши ручкой, скажи то-то, сделай как мама).
  • Находит и приносит названную игрушку.
  • Активно подражает взрослым во всем, копируя не только их звуки или интонации, но и модели поведения. В своих играх, которые становятся уже сюжетно-ролевыми, 11-месячные дети имитируют стереотипы поведения папы или мамы, которые у них уже сложились. Теперь это не просто груднички, а маленькие члены общества: мальчики стараются вести себя как мужчина, девочки – как женщина (хотя еще не осознают свою принадлежность к определенному полу). Первые водят машинки, возят грузы, что-то строят или ремонтируют, проявляют силу и ловкость, лазая по стульям или тумбочкам; вторые – готовят, качают и кормят кукол, убирают в игрушечном домике, наряжаются в мамины вещи, красят лицо ее косметикой.
  • Подражая взрослым, малыш с удовольствием играет с ними в пальчиковые игры («ладушки», «сорока-ворона»). Ребенок хлопает в ладошки, загибает пальчики, развивая тем самым мелкую моторику, способствующую развитию речи.
Читать еще:  Загадки для детей про пешеходный переход зебру. Знак Ограничение максимальной скорости". Разговаривает с нами"

Сейчас самое время воспользоваться подражательным этапом развития детской психики, чтобы своим примером приучать ребенка, например, умываться и чистить зубки каждое утро, здороваться и прощаться (пока на доступном уровне).

  • Память тоже совершенствуется. Ребенок теперь может запомнить людей, приходящих в гости не так часто; помнит, что эта игрушка сломалась вчера, а после обеда пора идти гулять; помнит и узнает на фото своих родных; помнит, что, если взять кнопку, уколешься.
  • Также кроха стал более внимательным. Он может выбрать из трех игрушек названную, понять, какой из трех игрушек не стало (мама убрала). Вообще игра в «прятки — ку-ку» стала оной из самых любимых. Спрятанный предмет малыш будет искать, понимая, что он все равно есть, а найдя спрятавшуюся маму, придет в неописуемый восторг.
  • Скачок произошел и в развитии логического мышления. В 11 месяцев маленький человечек уже в состоянии производить такие сложные мыслительные операции, как конкретизация и обобщение. То есть он имеет представление о похожем множестве и может выделить из него отдельный предмет по конкретному признаку: например, из всех машинок – пожарную, понимая при этом, что все остальные – тоже машинки. Но если не назвать конкретный признак («подай птичку»), он может подать любую игрушку или картинку, которая в его понимании является птичкой (цыпленок, курочка, сорока, воробей).
  • Основным и самым главным стимулом к достижению какой-либо цели для крохи этого возраста является родительская похвала. Если он что-то сделал неправильно или нарушил какой-либо запрет, родители должны спокойно и дружелюбно объяснить ему, почему это неправильно или нельзя, и помочь все сделать как надо. А вот когда у него получится – искренне и эмоционально похвалить его за это.

Автономная речь на пути к совершенству

Кто будет спорить с тем, что ребенок этого возраста не просто «энерджайзер», но еще и неумолчный тараторка? Теперь он не просто лепечет, а умеет объяснить маме, чего хочет, так, чтобы она его поняла. Хотя посторонним понять их «диалоги» бывает трудно. Такая «автономная речь», понятная только членам одной семьи, является неотъемлемым этапом на пути к освоению полноценных навыков говорения.

Уже сейчас на этом пути заметен очевидный прогресс.

  • В активном лексиконе крохи есть несколько простых слов: на, дай, ам, бай-бай, да. Возможно, малыш уже произносит «мама» и «папа».
  • Пассивный словарь его намного шире (то, что ребенок пока не может произнести, но уже понимает). Кроха понимает обращение к нему, простые просьбы, знает названия многих предметов и действий, животных, растений, игрушек. Развитие пассивного словарного запаса – необходимое условие для совершенствования его разговорной речи, ведь постепенно, по мере развития речевого аппарата все эти слова перейдут в речевой актив ребенка.
  • Активно развивается звукоподражание. Малыш воспроизводит многие звуки: голоса птиц, животных, звук разных видов транспорта, шум ветра, дождя и т. д. Без этого также невозможно развитие речевых навыков. Помочь ребенку можно в игровой форме, прося изобразить тот или иной звук. Ведь играть детки любят больше всего.
  • Речевая жестикуляция – верный признак того, что мозг крохи уже готов к обучению говорению. Если во время общения с окружающими он требовательно протягивает ручку вперед, то все идет как надо. Ему сейчас пока еще сложно выразить все, что хочется, и активная жестикуляция несколько компенсирует речевое несовершенство. Поэтому даже если малыш пока не говорит, но во время «общения» со взрослыми делает специфические жесты ручками, – он готов к тому, чтобы научиться. Ему нужно только помочь.

Как помочь заговорить?

Есть несколько полезных действий, которые будут способствовать развитию речевых умений ребенка.

  • Активная речевая среда вокруг него. Очень важно, чтобы малыша постоянно окружала речь: правильная (без «сюсюканий» и слов-паразитов) и активная. Нужно рассказывать ему обо всем, что есть рядом, что сделано или планируется, какие свойства у предметов, для чего они нужны и т. д.
  • Речевая провокация. Одним из важнейших стимулов развития речи ребенка является необходимость донести до взрослого какую-то свою потребность. Поэтому чем меньше мама или папа в этот момент будет демонстрировать понимание «пролепетанного», тем больше крохе придется изощряться в формулировании своего желания.
    Второй момент провокаций заключается в том, чтобы постоянно побуждать малыша отвечать взрослым. Вопросы могут быть любыми: что ты хочешь сегодня на обед? Зачем ты это берешь? Посмотри, какое сегодня небо? Тебе нравится мячик? Какой он?
  • Тренировка мелкой моторики – давно доказанный способ развития речевых центров мозга. Этому способствуют всевозможные манипуляции с мелкими предметами или деталями: собирание конструктора, мозаики, перебирание круп, рисование пальчиками по песку или рассыпанной муке, лепка, отрывание бумаги или пластилина, развитие тактильной чувствительности (то есть восприятия на ощупь текстур с разными свойствами — гладкое, пушистое, шершавое, твердое, мягкое, липкое, шерстяное, колючее и т.д.).
  • Пальчиковые игры. Всевозможные детские потешки, в игровой форме заставляющие ребенка производить мелкие манипуляции с пальцами: сгибать, хлопать, растопыривать и т. д. Хорошей игрой может стать массаж ладошек и пальчиков шипованным мячиком, твердыми круглыми предметами (орехами, к примеру).
  • Артикуляционная гимнастика – упражнения, развивающие силу и подвижность органов речи. Это могут быть специальные упражнения или те же игры на звукоподражание (животным, транспорту, погоде). Или игры перед зеркалом, когда мама просит ребенка повторять за ней звуки, которые при этом усиленно артикулирует. Ребенок видит в зеркале сразу и маму, и себя, контролируя правильность своих действий.

Как помочь малышу в развитии?

Чтобы ребенок развивался гармонично, важно на каждом возрастном этапе помогать ему в этом, обращая внимание на его двигательные навыки, манипуляции с предметами, логику, речь, мышление, социализацию. Следующий блок советов поможет расставить нужные акценты.

  1. Физическая форма. Ее укреплению способствует максимальная подвижность. Пусть кроха на прогулке толкает перед собой свою коляску, а возвращаясь, поднимается по ступенькам, держась за руку взрослого или перила. Пусть преодолевает на игровой площадке посильные препятствия. Кроме этого, важно проводить с ребенком укрепляющую гимнастику, состоящую из упражнений на поднимание туловища из положения лежа, сгибание-разгибание ручек и ножек с их круговыми движениями; а также наклонов, поворотов, приседаний.
  2. Социализация. Ей способствует общение с ровесниками, детками постарше и взрослыми, например, на прогулке. Пусть кроха учится взаимодействовать без конфликтов (в этом должны помочь родители).
    Способствуют навыкам поведения в социуме и сюжетно-ролевые игры, в которых проигрываются различные роли женщин и мужчин. Для этого полезно приобрести недостающие игрушки: набор детской мебели, посуды, инструментов.
  3. Крупная моторика развивается при различных манипуляциях с большими предметами: кубиками, пирамидами, мячами.
  4. Развитию логического мышления, памяти, мелкой моторики способствуют игрушки-сортеры, матрешки, вкладыши, рисование, лепка, мозаика.

На этом этапе очень важно установить с малышом доверительные, дружелюбные отношения. Избегать криков, необоснованных запретов, наказаний. Чаще эмоционально хвалить, обнимать, выказывать свою любовь, несмотря на какие-то оплошности крохи. В ближайшее время поддержка и понимание родителей малышу ох как понадобятся. Ведь впереди у него – не только первый юбилей, но и первый в жизни возрастной кризис: он будет учиться принимать себя как самостоятельную личность, со своей личной территорией, правами и желаниями.

Источники:

http://o-krohe.ru/razvitie-rebenka/11-mesyacev/
http://rebenkoved.ru/razvitie-rebyonka/do-goda/6-12-mesyatsev/kak-izmenilsya-vash-malysh-na-odinnadtsatom-mesyatse-zhizni.html
http://razvivashka.online/sfery-razvitiya/razvitie-11-mesyatsev

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector