Ребенок 8 лет делает все. Спасибо, что пользуетесь кнопочками. Половые различия в развитии этого возраста
Психология половых различий в развитии интеллектуальных способностей (часть 2)
Предполагается, что половые различия в развитии способностей связаны с воздействием половых гормонов на формирование мозговых структур в пренатальный (дородовой) или пубертатный (половое созревание) период.
(первую часть можно прочитать здесь.)
Предполагается, что половые различия в развитии способностей связаны с воздействием половых гормонов на формирование мозговых структур в пренатальный (дородовой) или пубертатный (половое созревание) период.
Хотя некоторые исследователи считают, что половые различия в зрительно-пространственных способностях возникают в подростковом возрасте, есть данные о том, что мальчики уже в 8-9 лет значительно лучше девочек используют зрительные опоры для ориентации в пространстве. И даже у более младших детей были обнаружены различия в понимании пространственных отношений. Когда в эксперименте шестилетних детей просили сконструировать трехмерную модель их школьной комнаты, то оказалось, что мальчики гораздо точнее справляются с заданием.
Среди учеников начальной школы различия в уровне математических способностей мальчиков и девочек незначительны, они начинают проявляться в подростковом возрасте и касаются в основном сложных форм математического мышления; с годами различия в уровне математической одаренности возрастают в пользу юношей. В то же время девочки, которые в младшем школьном возрасте мечтали об успехах в школе, о будущих достижениях, проявляли хорошие математические способности, в подростковом возрасте начинают мечтать о близкой дружбе, популярности, симпатиях окружающих.
Казалось бы, эти особенности развития способностей мальчиков и девочек легко объясняются воздействием половых гормонов на мозг подростка. Однако ряд исследований показал, что девочки, у которых уровень мужского гормона тестостерона в крови выше, лучше выполняют тесты на зрительно-пространственное восприятие, чем их обычные сверстницы. Интересно, что у мужчин зависимость обратная – чем выше уровень тестостерона, тем хуже выполняются задания на зрительно-пространственную ориентацию. В то же время, чем ниже у мужчины уровень андрогенов в крови, тем лучше математические способности. Это значит, что чем выше уровень мужского гормона тестостерона, влияющего на развитие первичных и вторичных половых признаков и “мужское” поведение, тем хуже выполняются тесты на выявление способностей, традиционно считающихся мужскими.
В 1961 году Р.Е. Стеффорд получил данные, свидетельствующие о том, что способности к пространственному воображению передаются от матери к сыну и от отца к дочери, но не от отца к сыну. Эти результаты заставили его предположить существование генетического механизма наследования пространственных способностей, сцепленного с полом. Однако факты, полученные позже другими исследователями, заставляют усомниться в существовании элементарной генетической основы половых различий в познавательной сфере.
Понятно, что только гормонального и генетического критериев недостаточно, чтобы ответить на вопрос об истоках половых различий в развитии интеллектуальных способностей.
В настоящее время активнее всего разрабатывается направление, связывающее половые различия в познавательной сфере с функциональной специализацией мозговых полушарий.
Био-социальный подход связывает универсальность патриархата, главенство мужчины в социальной жизни, значительно большую степень мозговой асимметрии у мужчин и относительную диффузность мозга женщин, высокий уровень невербального мастерства и зрительно-пространственной ориентации у мужчин и развитые вербальные способности у женщин с эволюционным процессом, а именно с гармонизирующей эволюцией.
Так, генетик и философ Н.П.Дубинин высказал гипотезу, что в ходе гармонизирующей эволюции селективные преимущества получили мужчины занимавшиеся охотой, проектированием и строительством защитных сооружений, а также воины, лидеры, руководители переселений, организаторы защиты, все те, кто обладал лучшими зрительно – пространственными способностями. Одновременно происходил естественный отбор женщин. В соответствии с принятой ими половой ролью матери, хранительницы очага и традиций, в воспитательницы отбирались индивиды, обладающие развитой социальной чувствительностью, различными приемами вербального и невербального общения.
Возникает вопрос: эволюционно оправданное различие половых ролей в социальной деятельности обусловило половые различия в развитии мозга или, наоборот, церебральные и психические половые различия детерминировали и различные роли?
Нейробиологами установлено, что половая дифференциация мозга не исключает его бипотенциальности. В мозге одновременно существуют две альтернативные системы: одна из них актуальная и определяет психический статус человека, а другая находится в пассивном, задавленном состоянии. При гормональном воздействии на определенные участки мозга можно вызывать как маскулинное, так и фемининное поведение. Следовательно, мозг содержит потенциальные возможности программирования поведения как по мужскому, так и по женскому типу.
Понятно, что общественные представления накладывают определенные обязательства на исполнение половых ролей мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами, что не может не влиять на половую дифференциацию в развитии их способностей. В то же время, половые гормоны влияют на различия в органическом развитии мозга с самого раннего детства. Можно предположить, что имеется кольцевая зависимость между гормонами, мозгом, поведением и условиями воспитания.
В зависимости от того, в каком мотивационном стиле воспитывается ребенок, биологически предопределенные черты могут изменяться, в результате закрепляющихся в мозге новых форм поведения. Вес мозга младенца при рождении составляет лишь 40 процентов от веса мозга взрослого человека. Так как рост мозга обеспечивается за счет разрастания новой коры (высших отделов мозга), весьма восприимчивой к воздействию факторов среды и воспитания, то образцы поведения, закладывающиеся в детском и подростковом возрасте, влияют на формирование личности и способностей человека на протяжении всей жизни.
Интересно, что в пожилом возрасте, по мере того, как мужчины и женщины избавляются от своих ранневозрастных ролей, начинают проявляться способности, к которым ребенок был склонен с детства, но не мог реализовать из-за жесткого противопоставления “мужских” и “женских” ценностей. Нетрудно предположить, что в семье, где нет этого противопоставления, ребенок начнет развиваться в соответствии со своими склонностями, а не ожиданиями окружающих.
В 1985 году Т.Л. Хилтон суммировал результаты выполнения тестов на понимание пространственных отношений большой выборки американских школьников старших классов (общее число испытуемых более двадцати трех тысяч) и обнаружил, что юноши справлялись с ними значительно лучше девушек. Сравнение с данными аналогичного эксперимента, выполненного двадцать лет назад, показало, что различия между мужчинами и женщинами за этот период сократились.
По мере демократизации общества психические и интеллектуальные различия между мужчинами и женщинами становятся все менее заметными. Женская эмансипация и все больше набирающее силу женское движение приводят к тому, что женщины начинают заниматься “мужскими” делами, а мужчины “женскими”.
Хорошо это или плохо? С одной стороны, если мужчины и женщины не созданы от природы для определенных ролей, а истоки половых различий в познавательных способностях лежат лишь в социальной деятельности людей, выполняющих различные половые роли, предопределенные требованиями общества, то смена половых ролей может привести к определенным социальным последствиям.
С другой стороны, если половые роли предопределены биологически, маскулинизация женщин и феминизация мужчин может повлечь за собой генетические аномалии.
Как сделать все, чтобы с самого раннего детства каждый ребенок мог развиваться в соответствии со своими склонностями, и в то же время не нарушался эволюционный прогресс, обусловленный раздельнополостью?
Ответ на этот вопрос пытается дать теория психологической андрогении. С этой точки зрения, в общественной и личной жизни наиболее адаптивны и продуктивны мужчины и женщины, гармонично сочетающие психологические признаки обоих полов, но при этом сохраняющие отчетливую половую идентичность.
Сексуальное развитие ребенка: что «нормально», а что – нет
Возрастные пороги сексуального развития
Уже в самом раннем возрасте дети трогают и растирают свои половые органы, а у мальчиков даже появляется эрекция. К первому классу (пять-семь лет) дети уже интересуются частями тела и их функциями. В этом возрасте начинаются сексуальные игры, у ребенка формируется представление о любви и привязанности, что постепенно трансформируется в сексуальное поведение. У детей также появляются вопросы на темы, связанные с сексом («откуда берутся дети?»). Интерес к этой теме обостряется в 8-9 лет. Дети допубертатного возраста (10-12 лет) в большей степени ориентированы на социальные отношения, они начинают испытывать осознанные сексуальные чувства и порывы. Дети касаются своих половых органов, ласкают и стимулируют их на протяжении всего детства, но именно в этот период мастурбация приобретает осознанный характер. В это время закладываются основные модели и схемы сексуального поведения, которые проявятся в период полового созревания и позже (в возрасте от 12-13 лет и старше).В период полового созревания у ребенка наблюдается стремительное физическое развитие, появляются вторичные половые признаки. У девочек начинается менструация, а мальчики чаще занимаются мастурбацией. Чем старше и взрослее становится ребенок, тем острее его интересует романтика, интимная близость, секс. Этот интерес подстегивается физическими ощущениями, эмоциями и ожиданиями социума. В это время подростки завязывают первые романтические отношения, начинают «встречаться» с понравившимся мальчиком или девочкой. Постепенно эмоциональная близость становится более интенсивной и часто приводит к сексуальным отношениям (мечты о «предмете», держание за руку, невинные поцелуи, страстные поцелуи, ласки (петтинг), секс с проникновением).Но важно делать различие между нормальным сексуальным поведением, соответствующим возрасту ребенка, ненормальным сексуальным поведением. Многим детям сызмальства свойственно сексуальное поведение и повышенный интерес к сексу, хотя они еще не достигли половой зрелости. Тем не менее, нормальное (или ожидаемое) сексуальное поведение не должно быть откровенным или провоцирующим. В норме интерес ребенка к сексу носит игровой или исследовательский характер. Ребенок не зациклен на сексуальных действиях, не проявляет сексуальной агрессии по отношению к другим; его сексуальное поведение не причиняет вреда ему самому или другим детям.
Детская сексуальность: норма и отклонение
Как и остальные области развития, сексуальное поведение детей меняется с течением времени, и многие проявления сексуальности, нормальные для детей одного возраста, считаются отклонением для детей старше или младше. С другой стороны, некоторые сексуальные проявления должны вызвать у родителей беспокойство, независимо от возраста ребенка. Их не следует игнорировать или рассматривать как детскую игру или временное явление.
Другие проявления сексуального поведения более серьезны и заслуживают пристального внимания взрослых, так как могут быть опасными и для ребенка, и для окружающих. Но иногда трудно понять, когда сексуальное поведение естественно и нормально, а когда свидетельствует о проблеме или нарушении сексуального развития.
Нормальные проявления сексуальности у детей и подростков также могут служить поводом для беспокойства, когда они носят навязчивый характер, сигнализируют о зацикленности на некоторых сексуальных действиях, или затрагивают других, причем без их на то согласия. Таким образом, сексуальное развитие детей должно вызывать беспокойство в том случае, если подавляет другие сферы развития (например, вместо того, чтобы играть, ребенок мастурбирует), а также, если сексуальная игра навязана ребенку (или ребенком). Это граница, за которой сексуальная игра переходит в сексуальное насилие, и у ребенка формируется агрессивное сексуальное поведение.
Раннее сексуальное развитие детей
Дети допубертатного возраста, ставшие свидетелями сексуальных действий или имевшие сексуальные контакты, часто демонстрируют не соответствующее их возрасту сексуальное поведение. Такие дети могут участвовать в различных сексуальных действиях, свойственных взрослым, или же использовать секс, чтобы показать свою независимость. К отклонениям сексуального поведения могут относиться чрезмерное увлечение сексуальными играми, неприличные комментарии или жесты с сексуальным подтекстом, сексуальные отношения с другими детьми, а также сексуальные домогательства и сексуальная эксплуатация других детей.
Неприемлемые сексуальные воздействия – отклонения от нормы
Для детей младше одиннадцати лет любые формы сексуального воздействия являются неприемлемыми, особенно для детей младше десяти лет. К таким воздействиям относятся: Ненормальное сексуальное поведение .Дети могут реагировать на сексуальное воздействие следующим образом: демонстрировать преждевременное сексуальное развитие, что выражается в сексуальных действиях, жестах, использовании специфических выражений и прочее; регулярно участвовать в сексуальных играх с ровесниками или детьми младшего возраста; заниматься навязчивой мастурбацией или проявлять озабоченность сексуальными действиями; выполнять действия сексуального характера в общественных местах, например, ребенок может трогать себя или мастурбировать при посторонних; проявлять заинтересованность в сексуальном контакте со взрослыми, старшими детьми, подростками, или животными, и пытаться его установить; проявлять заинтересованность в сексуальном контакте с лицами своего пола, детьми младшего возраста, и пытаться его установить (принуждение к мастурбации, оральному сексу, проникновение пальцами и имитация полового акта);приставать к другим детям, особенно младшим.
Признаки нарушения сексуального развития
Психологи, специализирующиеся на сексуальном развитии детей, выделяют ряд признаков, которые позволяют выявить нарушения сексуального развития у детей в возрасте младше двенадцати лет: дети не должны быть зациклены на сексуальной игре, их должны интересовать другие разнообразные занятия и игры; дети не должны заниматься сексуальной игрой с теми, кто гораздо моложе или старше их; дети не должны знать о сексе больше, чем положено в их возрасте; сексуальное поведение и интересы ребенка должны быть схожими с поведением и интересами его сверстников; дети не должны чувствовать «непреодолимую тягу» к действиям сексуального характера, они должны быть способны в любой момент остановиться по первому требованию взрослых; сексуальная игра с участием ребенка не должна вызывать недовольство, раздражение, смущение, страх или другие негативные эмоции у других детей, не должна доставлять им или самому ребенку физический или эмоциональный дискомфорт; дети не должны придавать сексуальный оттенок отношениям со сверстниками, а также видеть в других сексуальные объекты; дети в возрасте четырех лет и старше должны понимать права и границы других детей в сексуальной игре; дети не должны испытывать страх, стыд или чувство вины во время сексуальной игры; ребенок не должен заниматься с другими детьми «взрослыми» сексуальными играми; сексуальное поведение ребенка не должно быть ориентировано на старших детей или взрослых; дети не должны заниматься сексуальной игрой с животными; дети не должны использовать секс, чтобы обидеть или причинить боль другим; ребенок не должен использовать подкуп, угрозы или силу, чтобы заставить других детей участвовать в сексуальной игре.
А как вам такой способ объяснить детям половые различия?
Статья в комсомольской правде (ох уж эти европейцы со своей толерантностью):
Главные герои коротенького фильма — мальчиковые (по-шведски snoppar) и девчачьи (snippor) «принадлежности»
Танец маленьких пиписей http://www.kp.ru/daily/26327.5/3211122/#comment
Для шведского телевидения был снят музыкальный клип, призванный рассказать малышам про половые различия [видео]
Главные герои коротенького фильма — мальчиковые писюны (snoppar) и девчачьи письки (snippor).
После появления видео в интернете разгорелась нешуточная дискуссия с тысячами комментариев. Многие шведы были возмущены до такой степени, что создательнице клипа, руководительнице проекта Кайсе Петерс, пришлось успокаивать публику и отвечать на суровую критику. Но дело даже не в критике как таковой, а в том, что противники фильма разделились на две почти антагонистические группы. Одни интересуются, зачем вообще привлекать внимание ребятни к этой теме, а другие негодуют по поводу того, что клип вышел «трансфобским», то есть оскорбляющим транссексуалов и утверждающим лишь традиционное, классическое женско-мужское подразделение. «Нельзя детей с малых лет приписывать к одному конкретному полу и внушать, что у них всегда и непременно должны быть половые органы определенного образца!» — считают нетрадиционалисты.
Кайса Петерс ответила на обвинения в своем блоге. «В этом фильме мы в игровой форме говорим о гениталиях, рассказываем, почему они у нас есть», — цитирует её слова шведская «Dagens Nyheter». Первая группа критиков отчасти согласилась с тем, что так или иначе их дети узнают о различиях между мальчиками и девочками, и хорошо, если им это объяснят родители с помощью данного мультика, а не старшие ребята в туалете.
Вторые же, то есть транссексуалы, пока не успокаиваются, несмотря на предельно доходчивые объяснения виновницы скандала, которая твердо припечатывает: «Да, у многих девочек есть письки, и у многих мальчиков — писюны. Мы же не оцениваем этот факт и не говорим, что все девочки ДОЛЖНЫ иметь письки. »
В результате горячих обсуждений интернет-сервис YouTube запретил ролик для детского просмотра. Видео осталось, но уже с соответствующей предупреждающей пометкой.
В самом тексте песни нет сексуального подтекста, просто веселые гениталии выскакивают галопом и сообщают о том, они существуют, что они разные, что они остаются у людей в любом возрасте до старости и писают в свое удовольствие, и что это нормально. Единственное сомнение у многих вызывает необходимость пускать их в пляс на сцене — сидели бы, что ли, потихоньку в штанах и не лезли на публику. В конце концов, можно и из-за кулис о себе рассказать, разве нет?
Интересно, а каким образом наши читатели в детстве получили информацию о своих «причиндалах»? Помог бы им в возрасте 3-4 лет такой фильм, который именно на этот возраст и ориентирован?
видео там же! есть и на ю-тубе, но я не искала)
Источники:
http://www.7ya.ru/article/Psihologiya-polovyh-razlichij-v-razvitii-intellektualnyh-sposobnostej-chast-2/
http://www.b17.ru/article/14653/
http://m.baby.ru/community/view/30500/forum/post/354012736/