Ребенок не хочет общаться с другими детьми. Ребенок не хочет общаться

Почему мой ребенок не общается с другими детьми? Советы родителям. Часть 1

Вторая часть статьи здесь

Почему мой ребенок не общается с другими детьми?

Часть первая. Когда потребность в общении низкая


Общение нужно всем. Но люди разные, и потребность в общении у них тоже различается. Каждый может выбирать – сколько ему общаться и с кем. В том числе это может выбирать и ребенок. Но как понять, получает ли ребенок столько общения с другими детьми, сколько ему необходимо? Может, что-то ему мешает? И что может мешать? Попробуем разобраться.

Существуют возрастные особенности общения. Если вашему чаду всего 1-2 года, и он предпочитает играть один или с вами, это нормально (так что можете успокоиться и дальше не читать эту статью). К 3-4 годам у большинства появляется потребность в общении с другими детьми. Но и тут все индивидуально: контакты могут быть мимолетны, партнеры по играм быстро меняются. Вот если к возрасту 5-7 лет ситуация не изменилась, то пора задуматься.

Сразу оговорюсь: в этой статье не будут рассматриваться варианты, что у ребенка существует какое-либо заболевание, которое сильно влияет на развитие психических функций, что влечет за собой и нарушение общения. Если вы заподозрили у своего ребенка проблемы со здоровьем — обратитесь к специалистам.

И все же вас беспокоит, что ваш ребенок всегда играет один, даже если рядом есть дети. Для начала присмотритесь и попробуйте понять :

— ваш ребенок сам не хочет подходить к ним, или другие дети его не принимают в игру, игнорируют? Предпринимает ли он сам попытки познакомиться и поиграть?

— хорошо ему проводить время одному или он расстраивается по этому поводу?

— пытается ли в это время общаться со взрослыми, требует играть с ним?

— сильно ли устает, когда общается со сверстниками?

— зависит ли его участие в игре от количества детей?

Теперь, когда вы уже немного ориентируетесь в ситуации, подумайте – надо ли что-то менять? Может быть, вас беспокоит, что он мало общается по сравнению с другими детьми ?

Если ваш ребенок общается мало, но все-таки общается со сверстниками, и у него неплохо получается, он не расстроен отсутствием друзей, то может он принадлежит к типу людей, которым просто нужно меньше общения. Он может быть интровертом, и тогда он сильнее, чем другие погружен в свой внутренний мир, этот мир ему интереснее.

Или он принадлежит к высоко чувствительным людям, и общение для него большая психологическая нагрузка. Он быстрее и сильнее устает от контактов с людьми, чем обычно это бывает у детей. В этом случае не переживайте и попробуйте дать самому выбрать, сколько ему нужно общаться.

Такой ребенок похож на улиточку с нежным телом, а ваша задача обеспечить прочный «домик» улитке. «Перегруз» от общения может проявляться перевозбуждением и волнением, сам ребенок не всегда может понять, что он устал и пора сделать паузу. Возможно, вам надо контролировать количество времени, которое он проводит в обществе других детей. Вовремя уходить с шумных праздников и из гостей и т.д.

Старайтесь ограничить и колчество детей, приглашаемых к себе в гости. Как правило высокочувствительные дети с большим удовольствием играют с 2-4 детьми. Важно и самого ребенка учить следить за своим эмоциональным состоянием и регулировать его, то есть вовремя «заползать в домик» и отдыхать.

Читать еще:  Маршак синичкин календарь. Виталий Бианки. Рассказы для детей о природе читать и слушать

В второй части статьи разберемся, что делать, если ребенку действительно не хватает общения с другими детьми.

Если ребенок ни с кем не дружит: борьба с детским одиночеством

Детство – время открытий, знакомства с неизвестным миром и новыми людьми. Но некоторым малышам больше нравится сидеть за телевизором или компьютером, чем гулять с друзьями. Выходя на прогулку, они отводят мамочек подальше от игровых площадок и песочниц. И в детском саду такие дети не играют, а стоят в сторонке. Почему ребенок ни с кем не дружит и как помочь ему социализироваться?

Нарушение социализации – когда стоит волноваться?

Отсутствие социальных контактов у детей обязано встревожить любого родителя. Однако отдельных мам и пап устраивает ребенок-одиночка, потому что он удобен. Все время на виду, а не пропадает с приятелями, от которых может набраться вредных привычек. Занят домашними делами, а не висит на телефоне. Не приводит домой шумных сверстников, после которых начинается приступ мигрени. Случается, что взрослые сами невольно изолируют малыша из-за постоянной тревоги и страхов. Хорошо ли это? Конечно, нет!

Нежелание взаимодействовать со своим окружением – тревожный звоночек. Не секрет, что от умения общаться со сверстниками зависит дальнейшая жизнь: личные и профессиональные успехи, достижение карьерных высот. По каким признакам можно догадаться, что ваше чадо одиноко и имеет серьезные проблемы с общением?

  • Ребенок постоянно жалуется, что ребята в садике или школе не желают с ним играть, дружить и даже смеются над ним. Кстати, подобных признаний вы не услышите от застенчивых и замкнутых детей.
  • Стоит приглядеться внимательнее к поведению на детской площадке. Малыш может бегать, качаться на качелях, строить замок из песка, но при этом не контактирует другими детками или, наоборот, устраивает многочисленные конфликты.
  • Своеобразная изолированность особенно заметна в группе или классе, где дети проводят вместе большую часть дня. Присмотритесь, с кем общается ваш ребенок, просит ли он кого-то о помощи. На утренниках отмечайте, насколько он активен, выбирают ли его одногруппники в пару для танцев и конкурсов.
  • Маленький нелюдим не горит желанием рассказывать о детсадовских приятелях, вам приходится буквально вытягивать из него эту информацию. Он не страдает от отсутствия друзей, крайне неохотно выходит на улицу, любит оставаться дома на выходные и играть в одиночестве.
  • Ребенок с большой неохотой ходит в сад или школу, стараясь найти любую лазейку, чтобы их не посещать. Возвращается же он из школы/садика расстроенным и нервным. На любые расспросы отвечает уклончиво: «Я не хочу говорить про садик».
  • День рождения превращается в действительно грустный праздник без одноклассников. Кстати, они также не хотят его видеть на собственном торжестве.

Безусловно, бывают дети, не особо нуждающиеся в компании – например, интроверты или так называемые вундеркинды. Они самодостаточны и любое вмешательство во взаимоотношения со сверстниками воспринимают в штыки. И все же, если вы отметили тревожные сигналы, говорящие о серьезных сложностях в общении, принимайте все необходимые меры для лучшей социализации ребенка.

Причины детской нелюдимости

  • Дети зачастую жестоки и придумывают обидные прозвища тем, кто хоть чем-то отличается от них. Излишняя полнота, заикание, ношение очков, рыжие волосы – все это может стать излюбленным поводом для насмешек и, соответственно, нежелания контактировать с ровесниками.
  • Популярность в коллективе может зависеть от материального положения и внешнего вида. Подростки часто насмехаются над теми, у кого немодная одежда или старая модель мобильника.
  • Ребенок растет в негостеприимной семье, в которой ему постоянно говорят, что друзья могут обмануть и предать. Взрослые также находят отрицательные черты у каждого приятеля сына или дочки: плохо учится, отвратительно себя ведет, его папа работает обычным дворником.
  • Возможно, родители заняты на работе или направили всю энергию на недавно рожденного младенца. Если взрослые не уделяют достаточного внимания ребенку, он начинает считать себя ненужным и способен отказаться от взаимодействия со сверстниками.
  • Застенчивые дети часто становятся изгоями в садике и школе, так как не могут предложить интересную игру и боятся сами вступить в контакт. Вынужденная изоляция в раннем детстве по причине хронической болезни, мамина тревожность и мнительность приводят к стеснительности и боязни поступить неверно.
  • Если ребенок ведет себя агрессивно, считая, что решать конфликты нужно с помощью кулаков и ругательств, то с большой степенью вероятности его ждет изоляция и отсутствие друзей.
  • Дошкольник, воспитанный по принципу «кумира семьи», стремится всегда быть первым, не желая считаться с интересами других детей. Такой баловень отказывается дружить со всеми, кто не принимает его привилегированного положения.
  • В группе риска состоят и так называемые домашние детки, которые большую часть своего времени общаются с бабушкой и не ходят в садик. Они испытывают трудности с адаптацией в начальных классах, потому что не владеют навыками взаимодействия с группой детей.
Читать еще:  Цели закаливания детей в детском саду. Закаливание. Виды закаливания

Малыш ни с кем не дружит: что делать

  1. Если причиной изолированности ребенка является старый мобильный телефон и устаревший гардероб, не нужно сразу же приобретать самые дорогие вещи и смартфон. Узнайте его вкусы и предпочтения, а затем обсудите покупку модного гаджета, но с учетом семейного бюджета. Дети станут увереннее, если вы будете считаться с их мнением.
  2. Запишите свое чадо в спортивную секцию или танцевальный кружок, если низкий социальный статус связан с лишним весом. Тем самым вы избавите его от многочисленных комплексов по поводу внешности и поможете обрести новых друзей или сдружиться с одноклассниками, которые также посещают этот кружок.
  3. Обратитесь за поддержкой к психологу, если трудности с коммуникацией возникли из-за особенности поведения дошкольника: агрессивности, излишней обидчивости, избалованности, высокомерности.
  4. Малышу необходимо чувствовать вашу поддержку, поэтому уделяйте ему максимум внимания. Расскажите о собственном негативном опыте, связанным с тем, что у вас в детстве тоже было мало друзей. Особый акцент сделайте на удачном разрешении этой ситуации.
  5. Устраивайте у себя дома веселые праздники, на которые приглашайте детей из садика, школы. Возможно, вне стен учебного учреждения ребята смогут подружиться гораздо быстрее. Познакомьтесь с родителями других малышей и выбирайтесь на общие семейные мероприятия: посидеть в кафе, погулять в парке.
  6. Поручите малышу поделиться конфетами или яблоками, так он приобретет необходимый авторитет среди сверстников. Принесите на игровую площадку разноцветные мелки и мячик и организуйте совместное развлечение, в центре которого будет ваш отпрыск. Также способствуют возникновению симпатии и дружбы подвижные игры: прятки, салочки, жмурки.
  7. Поддерживайте каждый шаг вашего тихони, который решил познакомиться с другими детьми. Старайтесь не давать отрицательные оценки его приятелям и друзьям, чтобы не разрушить инициативу и свободу выбора.
  8. Попросите воспитателя или классного руководителя чаще включать ребенка в театральную деятельность и сюжетно-ролевые игры. Подобные занятия помогут ему справиться с застенчивостью, раскрыть артистический талант и выстроить доброжелательные отношения с окружающими людьми.
  9. Кстати, опытный педагог подскажет, кто из группы лучше всего контактирует с малышом. Попросите посадить их за один столик на время обеда и образовательных мероприятий.

Пытаясь наладить взаимоотношения своего ребенка со сверстниками, будьте предельно тактичны: не принуждайте его дружить с кем-то, не навязывайте общение с другими детками. Помните, неосторожное вмешательство в личное жизненное пространство может привести к нежелательным последствиям.

Читаем также:

Детский психолог и специалист по семейным отношениям Ольга Гаврилова рассказала о том как помочь ребёнку завести друзей:

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Другие дети не хотят общаться с моим ребенком

Здравствуйте! Я — мать-одиночка, воспитываю 8-летнюю дочь. 3 года назад, когда дочери было 5, мы переехали в Германию и живем в маленьком городке. Моя дочь очень импульсивный и подвижный ребенок, ей нравятся подвижные игры, усидчивости ей хватает на короткое время. Кроме того она громко разговаривает, эмоциональная, но застенчивая и обидчивая. Если у нее что-то не получается с первого раза, сразу в плач.

Читать еще:  Сказка король-лягушонок или железный генрих - братья гримм. Король-лягушонок или Железный Генрих — Братья Гримм

Во дворе, где мы живем, детей ее возраста нет. Чтобы завести друзей — одна надежда на школу. Но дело в том, что одноклассники не хотят с ней дружить. Когда дочь подходит к ним поиграть, они не принимают ее в игру. Могут позволить себе ее обозвать или просто обидеть. Если дочь что-то рассказывает о себе ( например, как она проводила выходные или какая у нее новая игрушка и т.д.), дети просто говорят, что она хвастается. Хотя в похожи ситуациях, когда другая девочка приходит в школу в новой кофточке, все с восторгом реагируют на это. В прошлом году я спрашивала учительницу, почему другие дети не хотят общаться с моим ребенком. Учительница сказала, что моя дочь слишком импульсивная для немецких детей, которые более уравновешены и привыкли к более спокойным играм, чем играть в догонялки.

Сейчас она все чаще и чаще началась жаловаться мне, что ей совсем не с кем дружить и большую часть времени она сидит сама в сторонке. Та единственная девочка, которая с ней дружила, стала предпочитать дружить с другой девочкой. Я пытаюсь расспросить ее, в чем проблема. Может, моя дочь сама первая обижает детей? Может, она что то обидное сказала своей единственной подружке? Дочь отвечает, что нет, ничего такого она не делает. Я предложила ей, чтобы они дружили втроем. Но я так понимаю, что мой ребенок ревнует свою подругу к однокласснице.

Я также заметила, что завести дружбу в других местах также не получается. Дочь если и заводит с кем то дружбу, например на детской площадке, то дружба коротковременная. Дети быстро теряют к ней интерес.

Различия в менталитете действительно существуют. Но, тем не менее, дружеские отношения существуют между людьми по всему миру. Дружба – это взаимоотношения, основанные на общих интересах, эмоциональной близости, взаимопонимании, доверии, симпатии и привязанности друг к другу. Личностные особенности здесь также играют немаловажную роль.

Развитие ребенка – это процесс индивидуальный. Учитывая различия между окружающими ребятами и вашей девочкой, не стоит делать акцент на возраст. Не редкость, что старшие начинают дружить с младшими, и разница между ними может составлять, например, 5 лет. В игре возрастные рамки стираются, остается лишь интерес и включенность в процесс.

Учитель – своего рода проводник не только в мир знаний, но и в мир дружбы. Отношение педагога к ребенку влияет на установку детей относительно него. Поговорите с учительницей. Попросите её больше включать девочку в групповое взаимодействие и отношение одноклассников к вашему ребенку изменится.

Учитывайте возрастную ситуацию развития. Если в более раннем возрасте было достаточно поделиться игрушками или угостить конфетой, то сейчас важную роль играют отношение и качества друга. Характер детей может быть разным, но качества ребенка становятся весомее. Доброта, общительность, умение найти общий язык с разными людьми – навыки, которые ценятся в обществе.

Сейчас у вашей девочки есть отличная возможность научиться выстраивать отношения. В этом помочь ей можете вы. Наблюдая за дочкой на детской площадке, проанализируйте поведение ребенка. В чём слабые стороны девочки? И на какие качества дочери можно с уверенностью опереться? Используйте их. Помогите ей развить слабые стороны. Замечайте мелочи, проявляющиеся в поведении ребенка. Внешнему наблюдателю всегда легче увидеть ошибки во взаимодействии.

Не стоит учить девочку быть как все, нужно лишь помочь адаптироваться. Предложить ей игру, которая заинтересуют всех или пригласите ребят домой, угостив чаем. Не бойтесь различий между вашим ребенком и другими. Превратите их в достоинства и плюсы.

Источники:

http://www.b17.ru/article/pochemu_moj_rebenok_ne_obshaetsja_1/
http://razvitie-krohi.ru/psihologiya-detey/esli-rebenok-ni-s-kem-ne-druzhit-borba-s-detskim-odinochestvom.html
http://www.ya-roditel.ru/parents/consultation/psycholog/drugie-deti-ne-khotyat-obshchatsya-s-moim-rebenkom/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector