Ребенок не хочет жить. Как избавить подростка от суицидальных мыслей? Почему подростки хотят умирать

Ребенок не хочет жить. Как избавить подростка от суицидальных мыслей? Почему подростки хотят умирать

Вам, наверное, известна печальная статистика суицидов среди подростков. К сожалению, такая ситуация не редкость в нашем мире, и если у вас есть ребенок, вы невольно начинаете опасаться и за его будущее. Ведь очень часто родители погибших детей совершенно не подозревали о наличии каких-то проблем у их ребенка, в то время как бедный подросток мучился от непонимания окружающих и всего-навсего хотел поговорить с кем-то, делясь своими мыслями.

Однако не всегда подросток отмалчивается и держит в себе свои мысли, очень часто он наоборот начинает выплескивать всю свою агрессию на домашних, напрямую говоря о том, что не хочет жить. И неизвестно еще, какой вариант развития событий лучше. Конечно, сейчас вы, так скажем, знаете врага в лицо и можете придумать немало способов, чтобы побороться с ним. Причины, побуждающие подростка говорить направо и налево о том, что он собирается умереть, обычно одни и те же.

1) В первую очередь, это нехватка внимания. Подросток вовсе не желает умирать и никогда не собирался поканчивать жизнь самоубийством. Ему всего лишь хочется с кем-то обсудить свои проблемы, рассказать все, что накипело. Но возможно, в его окружении нет людей, с которыми можно было бы поделиться мыслями. Или же они есть, но понимают его совсем иначе, нежели ему хотелось бы.

Очень часто в подростковом возрасте детям начинает казаться, что они особенные, не такие, как все остальные, и весь окружающий мир враждебен, чужд и настроен против них. Поэтому желание покончить с собой обозначает обиду на весь белый свет. Подросток думает, что его не принимают здесь, на земле, поэтому желает уйти отсюда. Но внутренний страх и неуверенность в правоте своих суждений не позволяет ему сделать это страшное деяние. Высказанные вслух фразы о том, что он хочет смерти — это некий крик души, призыв о помощи. Подросток хочет, чтобы его, во что бы то ни стало, убедили в обратном, утешили, успокоили.

2) Иногда разговоры о самоубийстве — это последнее предупреждение. К сожалению, нередки случаи, когда после подобных речей подросток действительно совершал этот поступок. А родители же не вопринимали его слова всерьез, поэтому не обращали на это внимание.

Поэтому, главное, запомните: если ваш ребенок вдруг заговорил о том, что хочет умереть, ни в коем случае не игнорируйте это. Попытайтесь разобраться, в чем дело, узнайте причины, побудившие его сказать такое. Он безумно желает сейчас с кем-то поговорить, и вы не должны ему в этом отказывать.

У тех, кто все-таки решился на самоубийство, были на то свои причины. И очень часто они настолько мелочны и несущественны, что взрослые просто поверить не могут, что из-за такого вообще можно сводить счеты с жизнью.

1) Проблемы с учебой. Часто напуганный строгими родителями ребенок бывает просто не в состоянии пережить какие-то неуспехи в школе. Также полученная плохая отметка может обсуждаться классным руководителем на уроке, что очень сильно унижает достоинство ученика. Учителя любят стыдить детей перед всем классом, считая, что такой метод очень продуктивен. Однако иногда он может оказать противоположное действие.

2) Неразделенная любовь. Подростки склонны к максимализму, поэтому любую, даже самую мелкую неудачу они вопринимают как масштабную трагедию. Неразделенная любовь, которая не так редко случается в этом возрасте, становится настоящим ударом, которые не все в состоянии пережить спокойно.

3) Отсутствие смысла жизни. В подростковом возрасте происходит переосмысление всего, с чем ранее сталкивался подросток или же продолжает сталкиваться. Иногда вспоминая всю свою предыдущую жизнь (хотя взрослые могут посмеяться над таким утверждением, ведь им кажется, что настоящая жизнь у ребенка еще даже и не начиналась), подростку кажется, что в ней отсутствует какой-либо смысл. Именно поэтому, копаясь в себе, он может так и не найти той соломинки, за которую можно было бы зацепиться. Решив, что так будет всегда и жить ему не стоит, он решается на такой шаг.

4) Проблемы в семье. Быть может, вы и не замечаете, как нервная обстановка дома отражается на вашем ребенке. Постоянные ссоры, крики, которые он слышит изо дня в день, могут довести его до отчаяния. Бывает и такое, что подросток, жалея одного из родителей, чащевсего, мать, не может больше наблюдать подобную картину и решает уйти из жизни.

Иногда неблагополучие в семье отражается на нем самом. Например, родители не уважают ребенка, а иногда могут даже позволить себе заняться рукоприкладством. Единственным выходом из этой ситуации ребенку кажется самоубийство.

— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология отношений»

Подросток говорит о суициде. Как быть?

Шок неминуем, если открыть статистику по количеству самоубийств. Каждые 40 секунд один в мире уходит из жизни добровольно. Большинство из них подростки или молодежь.

Это невозможно принять, как данность. Недооценивать это тоже нельзя.

Думаю, каждый родитель желает, чтобы его ребенок был счастлив, был всем обеспечен и радовался своему существованию.

Но, в нашей жизни бывают разные случаи.

Заявление ребенка: «А смысл в этой жизни? Зачем она вообще нужна?». Появляются мысли о самом страшном: «А вдруг он что-то задумал?»

Хорошо, если появляется мысль: «А что с моим ребенком вообще происходит? Почему он, вдруг, стал размышлять, что жизнь бессмысленна?» Или даже заявляет, что жить не хочет.

Эти вопросы могут помочь предотвратить необратимое. Они будут началом. Со временем вы найдете способы помочь своему ребенку. Надеюсь, статья будет в этом полезна.

Читать еще:  Интересные задания для детей 6 лет. Занятия с ребенком пяти-шести лет

В ней разберём понятие суицид и самоповреждение. Поймем, как распознать первые звоночки суицидальных намерений подростка, откуда и почему берутся суицидальные мысли. Узнаем, что предпринять, чтобы предотвратить суицидальные действия.

Что такое суицидальные намерения и откуда корни?

Согласно определению, суицид – это намеренное осознанное лишение себя жизни.

Фундаментальная основа такого намерения — аутоагрессия. Это такая форма агрессии, когда её объектом является сам человек, от которого она исходит. Человек с аутоагрессией имеет негативное отношение к себе.

Различают две формы проявления аутоагрессии: собственно самоубийство (суицидальное поведение) и самоповреждение (парасуицидальное поведение).

Они различны по цели. Целью суицида является смерть. Что является причиной появления такой пугающей цели у подростка?

Комплекс психологических и социальных факторов в его основе.

— негативное отношение к себе;

-жизненные трудности и проблемы во взаимоотношениях;

— непонимание в семье;

-отсутствие близких доверительных отношений;

— завышенные требования и ожидания к подростку.

Цели самоповреждения могут быть тоже разными. Мои клиенты подростки говорят о следующих:

1. Самоповреждение как способ справиться с сильными чувствами

Одна моя клиентка 15 лет говорила, как ей иногда становиться плохо. Она просто не в состоянии выдерживать сильные чувства в такие моменты. Они, как лавина, накрывают её.

Она не может ни сказать о них, ни выразить другими способами.

Она сама их не понимает. В этом причина. Тогда она выбирает повредить себя. Это дает ей возможность, почувствовать физическую боль, и заглушить боль эмоциональную.

2. Самоповреждение как способ заполнить внутреннюю пустоту

Еще одна клиентка 16 лет говорила о периодах, когда она чувствует ко всему безразличие. Это, когда все равно на все. И когда ты в этом состоянии, то начинает казаться, что ты уже ничего не чувствуешь. Самоповреждение в этом случае даёт возможность почувствовать себя живым.

Как правило, самоповреждения не ведут к лишению себя жизни. Но, всегда есть риск летального исхода по неосторожности, или еще каким другим обстоятельствам.

Давайте разберём, какие фразы или особенности в поведении могут быть для нас, как родителей и специалистов, тревожными звоночками. Теми сигналами, которыми ребенок может сообщать: «Мне плохо. Я не знаю, как с этим справиться. Ищу выход».

В речи подростка, вы можете замечать следующие обращения:

1. «Наверное, если бы я чем-то заболел неизлечимым, я был бы только рад!»

В этом случае ребенок не говорит о прямом желании нежить или убить себя. Но, подобные фразы указывают на то, что такая идея может присутствовать в его голове и возможно он уже размышлял о том, как его не будет на этом свете.

А это уже должно насторожить. Такая фраза может говорить о том, что ребенок чем-то недоволен в своей жизни. И ему нужна помощь со стороны, чтобы разобраться, каких именно изменений ему хотелось бы и чего ему не хватает.

2. «Какой смысл вообще жить? Если всё станет слишком плохо, я всегда знаю, какой из этого выход. Прекратить всё!»

Эта фраза звучит почти как твердое решение. Как вариант на самый критический момент. В транзактном анализе это называется люком избегания. Решением, которое принял человек, на случай, если всё пойдет совсем плохо в его жизни. Они бывают 3-х типов: убить себя, убить другого или сойти с ума.

Люки избегания есть у каждого из нас и могут проявляться по-разному. Тот же люк избегания убить себя может проявляться во вредных привычках: курение, переедание, злоупотребление алкоголем. Или когда имеем пристрастие к экстремальным видам спорта или занятиям, недооцениваем небезопасность какого-то поведения. Например, ходим поздно вечером по неблагоприятному району.

Суицид – является крайней формой этого люка избегания. И если в речи звучит такое сообщение, важно обратить внимание, что для подростка он актуализировался. И важно понять, что его спровоцировало и найти альтернативные решения на случай, когда будет совсем плохо».

3. «Если бы можно было бы уснуть и больше не проснуться»

Эта фраза не всегда говорит о намерении умереть. Но, она может быть свидетельством того, что что-то отягощает состояние и жизнь ребенка. Есть какие-то вещи, из-за которых он переживает. Важно разобраться в этом.

4. «Интересно, а если бы я умер, хоть кто-то бы огорчился? Или всем было бы всё равно?»

Эта фраза носит больше манипулятивный характер. И скорее всего, направлена на привлечение внимания. А еще может говорить о том, что ребенок может не чувствовать своей ценности в данный период. Возможно, ему, правда, не хватает любви и тепла, принятия, поддержки.

Но, здесь нужно быть осторожным, поскольку, если вы уделите это внимание и любовь в ответ на такое сообщение, есть риск, что это может закрепиться, как модель получения тепла и принятия.

Важно ребенку дать знать, что вы услышали его. И что вы дали бы ему то, что нужно. И он может просить об этом прямо.

Но, иногда ребенок может вообще ничего не говорить, но в его поведении, могут быть следующие черты:

— практически не снимает с рук широкие браслеты, носит одежду с длинным рукавом;

— большую часть времени проводит в своей комнате;

— мало общается со сверстниками и вами;

— чувствителен к критике: начинает ругаться или обижаться;

— большую часть времени находится в подавленном настроении;

— есть проблемы с питанием (чаще всего отказывается от еды);

— много времени проводит в социальных сетях или интернете.

Что же делать, и чего не делать, если вы заметили, что ребёнку присущи суицидальные тенденции?

1. Никогда и не при каких обстоятельствах не ругайте за это ребёнка

Угрозы по типу «выпорю, если ещё раз такое услышу», «не смей даже думать об этом, а то в детдом сдам» сделает дистанцию между вами еще больше. И ребенок, вряд ли, захочет поделиться своими проблемами или поговорить о том, что его беспокоит. Ведь у него уже будет опыт обесценивания и отвержения.

2. Не драматизируйте и не падайте в обморок

Читать еще:  Методы планирования пола будущего ребёнка. Народные приметы по планированию пола ребенка. Предимплантационная генетическая диагностика

Понимаю, что это сложно. И недооценивать ситуацию не стоит. На кону слишком много – жизнь ребенка. Но, и делать из этого особую драму тоже не вариант. Если вам сложно слышать или видеть то, что происходит с ребенком, лучше обнимите его, и после этого возьмите паузу.

Запишитесь на прием к психологу, чтобы дать выход чувствам и найти опору в себе, чтобы стать опорой для ребенка, когда ему будет нужна ваша помощь. Нет возможности записаться к психологу, возьмите хотя бы демо-консультацию. Сейчас в интернете есть много ресурсов, где специалисты консультируют бесплатно. К примеру, я работаю в таком режиме на своей странице в Фейсбуке.

3. Не спешите с откровенными разговорами

Возможно, вы почувствуете, что мало уделяли внимание ребенку и вам захочется восполнить все пробелы. И вы тут же начнете инициировать с ним «душевные беседы». Не торопитесь. Если, действительно, было так, что контакт с ребенком был утрачен или прерван, начните с малого.

Начините постепенно выстраивать мостик доверия. Говорите больше о себе, задавайте вопросы. Старайтесь делать это не навязчиво, учитывая желание ребенка разговаривать сейчас.

У меня был случай работы с подростком, которая очень боялась сообщить родителям, что она себя повреждает (режет руки). Но, если ребенку угрожает опасность и это стало известно специалисту, необходимо сообщить об этом родителям. Мы договорились организовать совместную встречу с ней и родителями, где она могла бы с моей поддержкой сообщить им об этом. Она попросила, чтобы присутствовала только мама. Было сложно для всех на этой сессии. Но, клиентка сказала, что после нее произошел существенный сдвиг в их отношениях с мамой. После консультации они решили не ехать домой. А пошли прогуляться. Во время прогулки мама поделилась с ней своими историями из жизни. Рассказала немного о своем детстве, молодости. Она не поднимала тему поступков девочки. Но, это позволило им сблизиться и закрепить установившийся контакт после консультации.

4. Не пугайте его психологами, а уж тем более психиатрами

Для подростка уже его состояние – тяжелая ноша. Ему стыдно быть слабым, поэтому он может не обращаться за помощью. А если вы представляете ему специалистов, как тех, к кому постыдно обращаться, потому что… «так делают только ненормальные», «у кого не всё в порядке с головой» и далее по тексту, то стыд обратиться за помощью значительно удвоится.

Лучше расскажите ему, что психолог или психиатр – это не тот, кто будет смотреть на тебя, как на ненормального и будет лечить тебя.

А что это те специалисты, которые помогут разобраться в сложностях, посмотреть на проблему всесторонне и с тобой совместно найдут те способы помощи, которые подойдут больше всего.

Обращение за помощью не слабость, а наоборот – привилегия сильных!

Предложите вместе посмотреть варианты, к кому можно обратиться и пусть ребенок сделает выбор сам.

5. Не говорите с другими людьми о вашем ребенке, а уж тем более в его присутствие

Многие родители, испугавшись, начинают с каждым знакомым, родственником, коллегой обсуждать насущную проблему. За этим стоит благая потребность – поиск поддержки.

Но, подумайте сами, что будет испытывать ваш ребенок в этом случае. Он доверился вам, возможно, не прямо, а косвенно показал, как ему непросто.

А вы сделали его боль общим достояниям. Если вам непереносимо больно, лучше обратитесь и проработайте это с психологом или психотерапевтом.

А теперь, подводя итоги, давайте сформулируем, как постулаты, как кризисную карту: что делать и как быть, когда подросток говорит о суициде?

1). Сохранять спокойствие и помнить: ваш ребенок нормальный, просто ему трудно и он нуждается в помощи.

2). Поддерживать себя – в лучшем случае обратиться за помощью к специалисту, чтобы найти оптимальные способы решения возникшей проблемы.

3). Начать заново выстраивать контакт с Вашим подростком. Посмотрите на него другими глазами. Как на взрослую личность. Ищите точки прикосновения, в которых вы сможете создать близость.

4) Предложить ему обратиться к профессионалу. Покажите на собственном примере, что это Ок, что это не стыдно, а наоборот делает нас только сильнее. Вместе с ним выбрать специалиста, который подойдет именно ему.

Желаю вам взаимопонимания! Помните: всегда лучше предотвратить беду, чем исправлять её последствия или сокрушаться о ней! Берегите друг друга!

Верховод Оксана — психолог, консультант, специалист по построению близких отношений с собой и другими.

Член Европейской и Украинской ассоциации транзактного анализа.

Подростковый суицид. Причины. Что делать?

Самоубийство это, прежде всего, порыв отчаяния у человека, который больше не дорожит жизнью; но в действительности человек вплоть до последнего момента привязан к жизни, хотя эта привязанность и не мешает ему расстаться с нею.

В подростковом возрасте уровень завершенных суицидов на 3-м месте среди других возрастных групп, уровень суицидальных попыток максимальный

Цели у подросткового суицида бывают разные:

  • Привлечение внимания
  • Заставить кого-то сделать что-то
  • Потребность в заботе и помощи близких и любимых
  • Прекратить боль
  • Отсутствие внутренних сил справляться со своей жизнью

В чем же причины возникновения суицидальных желаний у подростков? Прежде всего, это крайне низкая самооценка и недостаточная любовь к себе, что, в свою очередь, обусловлено дефицитом любви со стороны родителей. Подростки чаще всего связывают свои проблемы с семьей, в колледже, изучаемой профессией, расставанием с другом или подругой, насилием, наркотиками. Причинами, которые могут привести подростка к желанию покончить жизнь самоубийством, могут быть несчастная любовь, болезнь, плохие оценки в колледже, школе. Конечно же, есть и более глубокие причины, которые при определенном поводе могут привести к угрожающим жизни кризисам. В основном подростка мучают вопросы: “Кто я?” “Каким я должен быть?” “Кем меня считают?”

Подростки полностью осознают неизбежность и окончательный характер смерти. Подросток имеет моральное и экзистенциальное отношение к смерти. Подросток уже полностью может отличить «Я» от реальности. Он уже способен понять существующие в обществе концепции смерти. Подросток может относиться к смерти спокойно и трезво как к естественному концу жизни. В других случаях он может занимать явную защитную позицию, представляя, например, суицид как возможность наказать родителей или жертву ради высокой идеи.

Читать еще:  Загадки короткие для детей. Советские загадки для детей: примеры

Если у подростков нет положительного отношения к себе, то они не ценят в достаточной мере жизнь и готовы с ней расстаться. Чувство покинутости и обиды, ощущение беспомощности заставляют их стремиться только к одному – чтобы это, наконец, закончилось.

Таким образом, выделяют следующие причины подростковых самоубийств:

конфликты с окружающими — 94%, в первую очередь с родителям- 66%, переживание обиды — 32%, чувство одиночества, стыда, недовольства собой, боязнь наказания — 38%, состояние здоровья — 15%.

Каждая попытка самоубийства, имеет свои причины, но при этом, агрессия и злость направляются уже не во вне, против других людей, а во внутрь — против самого себя.

В подавляющем большинстве случаев склонные к суициду люди заранее заявляют о своих суицидальных намерениях. Подростки делают это самыми разными способами: внешним видом и манерами (например, изменением отношения к еде), вербальными высказываниями(“Я хочу к (умершей) бабушке / кошке / подруге.” “Мне все это надоело.” “Я хочу умереть.” “Я не хочу больше жить.”), бросающимся в глаза поведением (например, побегами из дома или прогулами в занятий), Другие способы выражения суицидальных наклонностей могут иметь символический характер: рисование черных крестов с толстыми перекладинами, черных стрел, могил, черных цветов, пронзенных сердец, окровавленных ножей. Такие рисунки чаще всего повторяются в прощальных письмах подростков. Наиболее типичный для склонности к самоубийству спектр цветов в рисунках – черный и красный.

Больше всего взрослых должны насторожить реальные практические шаги подростков по подготовке суицидального действия, например, собирание таблеток из домашней аптечки.

Ряд исследователей описывают три стадии приближения подростка к осуществлению суицидальных намерений.

¨ В первый период времени, самоубийство кажется лишь одним из возможных решений сложных проблем. Если ситуация приобретает критический характер, подросток может решиться на самоубийство, которое может казаться ему единственно возможным выходом.

¨ На втором этапе подросток активно занят продумыванием возможного самоубийства. Взвешиваются все “за” и “против”.

¨ На третьем этапе решение о самоубийстве уже принято. Подросток продумывает конкретный план, прощается с жизнью и близкими людьми.

У подростков, склонных к суициду, обычно значительно заужено восприятие. Часто они уже потеряли надежду на изменение условий своей жизни. Ситуация воспринимается как неконтролируемая, угрожающая, непонятная, внушающая страх. Сам себя подросток воспринимает беспомощным. Мысли все время возвращаются к одним и тем же обидам, разочарованиям, самоупрекам. При этом для склонных к суицидальным действиям подростков характерен неадекватно завышенный уровень притязаний как по отношению к себе, так и по отношению к другим. Он не в состоянии соответствовать своим же собственным ожиданиям и требованиям. В свою очередь, столь высокий уровень притязаний и идеалов является следствием неправильного формирования «Сверх-Я» в условиях неадекватно завышенных требований и ожиданий родителей.

Признаки в поведении подростка, которые могут дать повод для беспокойства:

  • слишком возбужденное поведение,

• необычное снижение активности, безволие,
• необъяснимые или частые исчезновения из дома, пропуски занятий, прогулы,
• плохое поведение в колледже, нарушения дисциплины,
• потеря интереса к обычной деятельности; ко всему, что обычно занимало и приносило удовольствие,
• внезапное снижение успеваемости,
• увеличение потребления табака, алкоголя или наркотиков,
• инциденты, приводящие к контактам с правоохранительными органами, участие в драках и беспорядках,
• потеря аппетита или импульсивное обжорство,
• частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость),
• необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду,
• ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие,
• уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека «одиночку»,
• нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы,
• погруженность в размышления о смерти,
• отсутствие планов на будущее,
• нарушение сна (кошмары), бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней,
• постоянная тревога, депрессия, подавленный вид, часто плохое настроение,
• подросток тяжел на подъем, ему трудно как и раньше выполнять свои обязанности (вставать по утрам на занятия, делать уроки, ходить в секции),
• внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей.

Признаки, готовящегося самоубийства.

1.Приведение своих дел в порядок — раздача ценных вещей, упаковывание. Подросток мог быть неряшливым, и вдруг начинает приводить все в порядок. Делает последние приготовления. 2. Прощание. Может принять форму выражения благодарности различным людям за помощь в разное время жизни. 3. Внешняя удовлетворенность — прилив сил и энергии. Если решение покончить с собой принято, а план составлен, то мысли на эту тему перестают мучить, появляется избыток энергии. Внешне расслабляется — может показаться, что отказался от мысли о самоубийстве. Состояние прилива сил может быть опаснее, чем глубокая депрессия. 4. Письменные указания (в письмах, записках, дневнике). 5. Словесные указания или угрозы. 6. Вспышки раздражения, гнева, особенно у импульсивных подростков. 7. Бессоница Что делать? Нужно понимать, что подростку сейчас очень плохо. Он чувствителен к неудачам, раздражителен, постоянно грустит. Это потому, что ему очень нужна поддержка и тепло, хотя он не умеет просить поддержки. Предложите помощь сами….

• УСТАНОВИТЕ доверительные отношения, эмоционально поддерживаете.

• ВЫСЛУШИВАЙТЕ — «Я слышу тебя».

• НЕ БОЙТЕСЬ задавать вопросы в т.ч. и конкретные о планах и попытках

• ВЫЯСНИТЕ, насколько реально воплощение слов о суициде у подростка: что произошло? может ли что-то измениться? Есть ли выход? Есть ли конкретный план? Что могло бы изменить решение? (можно предложить свои способы изменения ситуации), Что должно произойти, чтобы ситуация изменилась?

• ЗАДАВАЙТЕ ВОПРОСЫ о самочувствии, о том, что ему было бы приятно, если бы вы сделали

• ОБСУЖДАЙТЕ — глупо делать вид, будто ничего не происходит, лучше говорить

• ПОМОГИТЕ выразить словами, то, что происходит, выразить свои чувства, связанные с проблемой.

Суицид можно предотвратить. Большинство жертв суицида не хотят умирать. Более 80% людей сообщают о своем намерении совершить самоубийство.

Источники:

http://meduniver.com/Medical/Psixology/kak_izbavit_podrostka_ot_suizidalnix_mislei.html
http://psy-practice.com/publications/vzroslye-i-deti/podrostok-govorit-o-suitside-kak-byt/
http://www.b17.ru/article/45962/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector