Ребенок неправильно ползает. Ребенок ползает отталкиваясь одной ногой комаровский

Доктор Комаровский о том, как научить ребенка ползать

Все дети очень индивидуальны. Развиваются все по-своему. Один начинает сидеть в 5 месяцев, а в 8 — уже пытается стоять и даже делать первые шаги по периметру кроватки, пока другой в этом возрасте еще только осваивает сидячую позу. Есть дети, которые сидеть будто бы вообще не собираются – они стремятся сразу ползать, поскольку в такой позе им наиболее удобно и безопасно.

Если ребенок опережает календарное развитие, это вызывает гордость и восторг у родителей. А если он хотя бы незначительно отстает от своих сверстников, мамы начинают бить тревогу и винить во всем себя. Многие пытаются помочь своему малышу освоить новые навыки, и это правильно. С вопросами, как научить малыша ползать и стоит ли делать это вообще, они часто обращаются к врачам.

Евгений Комаровский призывает родителей отказаться от оценочных суждений в отношении собственного ребенка. Нормы и сроки развития у каждого малыша свои, они могут существенно отличаться от среднестатистических. Особенно сильно родителей волнует физическое развитие карапузов — один ребенок ползает в 5 месяцев, другой и в 7 месяцев не сидит и не ползает.

Самое лучшее, что родители смогут сделать для своего ребенка — перестать обращать внимание на соседок и подружек, которые упорно вселяют неуверенность в правильном развитии вашего чада. Если вы создаете все условия для нормального развития и роста ребенка, а также регулярно посещаете детского врача, и у него физическое развитие вашего отпрыска не вызывает никаких вопросов и опасений, то волноваться совершенно не о чем.

О ползании

Есть дети, которые не ползают. Совсем. Из положения сидя они сразу начинают вставать и делать первые шаги. Этап ползания, по мнению Евгения Комаровского, очень полезен и необходим для здоровья спины человека. Именно поэтому ползание нужно всячески поощрять и поддерживать. Если ребенок начал ползать сам, родителям будет проще. Если он категорически отказывается перемещаться по-пластунски или на четвереньках, это повод для родителей серьезно задуматься о том, все ли они сделали правильно.

Часто мамы и папы в стремлении как можно скорее увидеть своего карапуза прямоходящим игнорируют ползание в принципе. Они ставят чадо на ножки и ведут за ручку, покупают ему разные приспособления, которые помогают ребенку находиться в вертикальном положении (ходунки, прыгунки и прочее), а могли бы просто поползать вместе с ним. Пользы от этого было бы значительно больше.

Особенно опасны попытки вертикализировать полного, пухлого ребенка, малыша с лишним весом. У таких крох ползание надо поощрять с двойным энтузиазмом. А все ходунки и прыгунки от него (и его родителей) стоит спрятать как можно дальше.

Как научить?

Умение ползать заложено природой, родителям следует лишь немного помочь малышу «вспомнить» это. Обычно процесс перемещения в пространстве с помощью ползания начинается в возрасте от 5-6 до 8-9 месяцев. Если ребенок старше не сидит и не ползает, стоит проконсультироваться с врачом, чтобы выяснить, в чем причина — в мышечной слабости спинки и конечностей или в индивидуальных особенностях крохи. Стимулирование ползания — это необходимый комплекс мер.

Подготовительный этап

Подготовительный этап заключается в стимулировании, создании мотивации. Если ребенок не заинтересован в ползании, он не поползет. Значит, нужно создать ему потребность ползти. Положите перед ним красивую яркую игрушку или очень интересный предмет, до которого кроха не сможет дотянуться, не попытавшись продвинуть свое тело хоть немного вперед из положения лежа на животе. Если ребенок уже сидит, это облегчит задачу, если еще нет – не стоит усаживать его насильно, лучше стимулировать ползание.

Основной этап обучения включает в себя оздоровительный массаж для укрепления мышц спины, шеи и живота, а также сами занятия. Представления о том, в какой позе лучше всего ползать — всего лишь родительские представления. Малыши сами выбирают удобное для себя положение тела. Даже если со стороны кажется, что ребенок ползает неправильно, отталкиваясь только одной ногой (или елозит на животе, раскинув руки и ноги и размахивая ими), нет никаких оснований вмешиваться и что-то пытаться изменить.

Медленное ползание

Довольно часто дети, которым помогли встать на четвереньки, надолго «застывают» в этом положении. Они могут раскачиваться, как бы проверяя, держат ли они баланс, но делать движение вперед не спешат. Комаровский рекомендует таких «медленных» карапузов никуда не торопить. Они проходят важный этап, изучая вестибулярные возможности собственного тела.

Мудрые родители помогут им в этом — включат ритмичную музыку или начнут в такт движению декламировать стихи и считалочки.

Специалист рекомендует родителям не искать в интернете видео о том, как научить ребенка ползать в 5 месяцев по системе Комаровского (именно такой запрос является очень популярным). Такого видео не существует, поскольку возраст, в котором ребенок начинает ползать — разный. От родителей активная помощь карапузу нужна тогда, когда он сам уже готов к новому способу перемещения, а это часто происходит значительно позже, чем в 5 месяцев.

Однако несколько приемов, которые помогут научить малыша ползать, Евгений Комаровский все-таки подсказывает.

  • Личный пример. Со стороны это смотрится смешно и порой даже нелепо, но лучшего способа научить ребенка чему-либо, чем личный пример, пока не придумано. Если ребенок лежит на животе, ползайте рядом с ним по-пластунски. Если он уже встал на четвереньки, вставайте рядом и показывайте, как нужно перемещаться. Деткам, которые боятся совершить движение вперед, можно помочь, поддерживая их ладонью под животик. Если на пару дней на четвереньки встанет вся семья, включая братьев и сестер, будет вообще идеально.
  • Миссия должна быть выполнимой. Если вы ставите игрушку слишком далеко от ребенка, пытаясь заинтересовать его в ползании, кроха быстро поймет, что добраться до нее трудно, сложно или невозможно вообще. Тогда он перестанет предпринимать попытки и смирится с недосягаемостью желанного предмета. Как вариант — он может начать истошно орать, требуя эту игрушку. Но если вы будете ставить ее рядом, а с каждым днем немного отодвигать дальше, то процесс ползания будет происходить естественно, при обоюдной заинтересованности сторон.
  • Обучение движениям. В ежедневную гимнастику или процедуры массажа стоит добавить новые упражнения, которые будут имитировать ползание и тренировать мышечную память. Можно положить чадо на спинку и поочередно сгибать и разгибать в коленочках ножки. Это не только полезная процедура, но и веселая игра. Можно положить ребенку под животик мягкий валик, взять его за ножки и немного «покатать» его животом по валику, при этом кроха должен упираться ручками в твердую поверхность пола.
Читать еще:  Чудо рождества сказка рождественский спектакль сценарий. Сценарий рождественской сказки для детей воскресной школы. Программа спектакля «Мальчик-звезда» по мативам сказки Оскора Уайта «Звёздный мальчик»

Еще одно эффективное упражнение напоминает движения лягушки — положите кроху на живот на твердую поверхность, обе ножки попеременно сгибайте в коленях и слегка разводите в стороны (это будет похоже на манеру плавания лягушат). Через некоторое время в этой позе можно подставлять ладонь таким образом, чтобы стопы крохи упирались в нее, тогда малыш научится отталкиваться и совершать первое инерционное движение вперед.

Укрепить руки и плечевой пояс поможет хождение на руках. Если малыш хорошо опирается на руки во время лежания на животе, аккуратно возьмите его за ножки и слегка приподнимите их, легко подтолкните ребенка вперед, чтобы он начал «переступать» руками. Не делайте это слишком резко, иначе малыш может сильно удариться головой.

Достаточно повторять эти упражнения 2-3 раза в сутки по 15-20 минут. Если родители будут аккуратно соблюдать время и систематичность занятий, то ребенок освоит ползание за 4-6 недель.

Просмотр полной версии : Ребенок отталкивается одной ногой при ползании

Добрый день!
Моему сыну 8,5 месяцев. Ползает по-пластунки с 6,5 месяцев, но выглядит это так – вперед левая ручка, потом правая, далее подтягивается ими и правой ножкой совершает толчок, левая ножка при этом безучастно волочится. Ощущение, что это уже стойкая привычка, т.к. в других движениях левая ножка участвует. Что он умеет:
– сидит уверенно без поддержки
– сам садится из положения лежа, если есть за что подтянуться
– из положения сидя может встать на четвереньки
– стоит на четвереньках, раскачивается, уже месяца полтора
– несколько раз садился из четверенек, когда было за что ухватиться
– когда надо переползти через преграду – встает на четвереньки и делает 2-3 “шажка” на четвереньках, левая ножка участвует
– из четверенек встает на ножки, с опорой ручками в пол
– встает, держась за перекладину, диван, кресло и т.д., на четвереньки, затем на ножки, стоит, держась двумя руками. Левая ножка в движении участвует.
– стоит на коленях, держась одной ручкой

Я не могу понять, как помочь ему научиться ползать на четвереньках, или по-пластунски, но правильно, с участием обеих ног.. Стараюсь часто в течение дня создавать ему препятствия, чтобы переползал на четвереньках. Также пробую класть игрушку, и когда он начинает ползти за ней, встаю сзади, ставлю его на четвереньки и помогаю переставлять ножки поочередно, стала так делать последние два дня, он пока не поймет, что от него хотят, замирает, ложится обратно на живот, потом опять встает на четвереньки, с моей помощью так доползает. Но я не знаю, не слишком ли это активная помощь с моей стороны? Еще пробую так – зову его к себе, протягиваю ладоши, он на четвереньки встает, ручками берет меня за руки, и ползет ко мне на коленях, сам поочередно их переставляет. Но периодически пытается встать на ножки и идти, я стараюсь опускать на колени его. Так можно?
Пожалуйста, посоветуйте, какие упражнения можно делать, чтобы научить правильно ползать.
Спасибо заранее.

Спасибо. Сегодня пробовала опять помогать ползать, ставя на четвереньки и переставляя ножки, но видно, что ему не нравится мое участие, он очень торопится к интересующей игрушке, нервничает что я его с живота поднимаю. Он передвигается с такой скоростью, что я с трудом успеваю на четвереньки ставить и ножки передвигать, если еще при этом буду пытаться и ручки двигать.. Мне это кажется невозможным. Может, есть какие-то упражнения, которые можно делать “вне ползанья”, или же стоит стараться поправлять его каждый раз при ползаньи? Правда это будет проблематично, т.к. большую часть времени он проводит на полу, ползая.

Сейчас прочитала в соседней теме, Полина Львовна написала, что передвигая руки и ноги ребенка, можно добиться только протеста.. Собственно, у нас похоже это и начинается, вчера и позавчера он еще не понимал чего это я хочу, а сегодня уже начал выражать возмущение.

Осваиваем ползание

Вопрос о ползании — один из тех, что волнуют многих родителей. В одних источниках врачи предлагают бить тревогу, если кроха не пытается передвигаться на четвереньках. Другие предлагают не переживать, мол, «под венец своими ногами пойдет — и ладно». Так нужно ли стимулировать кроху ползти — или стоит спокойно относиться к его развитию не по привычному плану?

Читать еще:  Может ли ребенок в 1.5. Как и чем кормить ребенка после года и до полутора лет, особенности питания, примерное меню

Куда ползти? Зачем ползти?

Многие дети не стремятся учиться ползать: либо лежат и играют в игрушки, либо требовательно зовут маму, если им хочется переместиться, либо не испытывают интереса к предметам, до которых не могут дотянуться без труда. Большинство неврологов считают, что это не очень хорошо, поскольку ползание ребенка — важный и необходимый момент в физическом и психологическом развитии крохи.

Зачем нужно ползать и что такое ползание с точки зрения психологического развития малыша? Это прежде всего стремление и возможность получить недоступное, но желаемое. Зрение малыша в возрасте 6-7 месяцев уже достаточно хорошо развито, чтобы увидеть игрушку, которая находится далеко за пределами вытянутой руки. Понимание того, что предмет недоступен без усилий, приложение усилий, преодоление трудностей, долгожданная победа — важны для формирования характера крохи. Грубо говоря: если что-то не дается само по себе — этого можно достичь, если потрудиться. Это своеобразная матрица успеха, тренировка трудолюбия.

С точки зрения физического развития ползание важно еще больше. Пытаясь передвигаться на четвереньках, кроха учится управлять своим телом, развивает важнейшие нервные реакции. Для того чтобы ползти, необходимо сформировать:

А это не так-то просто.

Обзор. Малыш постепенно учится распознавать звуковые и визуальные сигналы, реагировать на них. Вот он уже научился следить за игрушкой, которую перемещает мама, поворачивать голову на звук ее голоса. Научился понимать, что нужно перевернуться, если игрушка лежит слева или справа от него. А теперь ему нужно научиться соотносить свое тело, его размеры и возможности с той информацией, которую он получает с помощью глаз. В какую сторону двигаться, как двигаться, как обходить препятствия. Не забывайте и о том, что при подъеме тела на четвереньки у малыша буквально «меняется картина мира» — а это тоже новое и сложное ощущение.

При ползании активируются различные поля зрения. Особенно важно то, что кроха приучается смотреть вниз — «под руки». Неврологи считают, что хорошее развитие нижнего поля зрения предотвращает многие проблемы в дальнейшем: помогает успешно осваивать школьные навыки, да и просто быть осторожным, «смотреть себе под ноги». Формируется координата «высота», которую ползающий малыш осваивает более планомерно и уверенно, чем тот, которого заботливые родители стали ставить на ножки, поддерживая под мышки, минуя стадию ползания.

Поворот. Для того чтобы состоялось ползание, ребенок должен пройти в «правильном» порядке предыдущие стадии онтогенетического развития:

  • научиться держать голову, лежа на животе;
  • лежа на животе, опираться на раскрытые ладони, предплечья, а затем и вытянутые руки;
  • переворачиваться на бок, со спины на живот и с живота на спину.

Все эти умения подготавливают мышцы к предстоящей нагрузке, а мозг в процессе их освоения обрабатывает огромные объемы сигналов от тела, анализирует зрительную информацию.

Чередование. Согласовать движение четырех конечностей — это вам не шутка, а сложная работа мозга. Между прочим, ученые долго ломали голову, прежде чем сделать собакоподобного робота, который мог бы двигаться на четырех лапах, массу микросхем по сто раз перепаивали. Так же и малыш, у которого не все сразу получается. Зато когда движения ему удаются — это доставляет радость не только ему, но и врачу-неврологу. Очень и очень часто именно в процессе ползания детки компенсируются, излечиваются от тех неврологических проблем, которые не были полностью решены при помощи массажа: кривошея, неравномерный тонус мышц рук и ног.

И наоборот — несимметричное, специфическое ползание с подволакиванием или подгибанием одной ноги, руки, сохраняющиеся более 2-3 недель, может быть симптомом особенностей развития мозга, которые невозможно выявить никакими исследованиями, но которые, тем не менее, способны осложнить дальнейшую жизнь — например, обучение в школе. Благодаря настойчивости малыша или упражнениям отрегулируется ползание — и связи между отделами мозга придут в норму.

Готовимся ползти

Как видите, ползание — очень сложный и необходимый организму процесс. Конечно, можно добиться результата, начав стимулировать малыша и в возрасте 6-7 месяцев, однако лучше готовить его к этому жизненному этапу заранее. Вот принципы, которые помогают вырастить ползунка.

Развитие зрения. Во время игр с крохой давайте ему возможность тренировать все поля зрения. Перемещайте перед его глазами игрушку в разные стороны, чтобы он мог за ней следить, стимулируйте дотягиваться до игрушки в разных положениях, не давайте ему желаемое прямо в руки по центру: пусть увидит погремушку справа, слева, справа вверху, справа внизу и т.п.

Обращайте внимание малыша на игрушки в отдалении и приближайтесь к ним с ним на ручках. Пусть тянется и дотягивается сам. Стимулируйте поворот с боку на бок, с живота на спинку и наоборот, заманивая кроху интересными вещичками. Повторяйте перемещение игрушки перед глазами малыша, когда его тельце находится в разных положениях — на спинке, на животике, сидя и т.п. При этом почаще давайте ему возможность с трудом дотянуться и получить желаемое.

Расширение пространства. Когда малыш научится переворачиваться и начнет вертеться вокруг пупка, расширяйте границы его личного пространства. Проще говоря, выпускайте играть на пол — на ковре (если ребенок в одноразовых подгузниках) или на большом пенополиуретановом (туристическом) коврике. Последние сейчас продаются разных размеров и «детских» расцветок, они теплые и легко моются. Кстати, сторонники естественного закаливания часто держат бодрствующих малышей и просто на деревянном полу.

Чем плохи диваны и манежи (кроватки), обычно использующиеся родителями 4-6-месячных малышей в качестве «игровой»? Они предоставляют очень небольшие горизонтальные поверхности, явно недостаточные для тренировки перемещения в пространстве. Диван к тому же слишком мягкий, он вибрирует, и на нем труднее удерживать равновесие, да и небезопасен — ребенок двигается непредсказуемо, и риск упасть (с небольшой, правда, высоты) довольно велик. За счет доступности вертикальных конструкций «манежные» детки быстро приучаются подтягиваться, вставать и не учатся ползать. А «ковровые» тем временем вовсю совершенствуют такое полезное для развития мозга умение.

Предоставление самостоятельности. Ребенок, спущенный на пол, уже значительно меньше нуждается в родительской опеке — создайте вокруг него безопасную среду, будьте в пределах видимости, и какое-то время кроха посвятит самостоятельной игре или тренировкам.

Один из приемов, часто предшествующий ползанию и осуществимый только на полу, — подкатиться к игрушкам кубарем. Это здорово: ребенок применил «военную хитрость», осознал доступность предмета и свои возможности, попробовал сгруппироваться. Многие детки начинают ползти по-пластунски — тоже неплохо, развивается смекалка и совершенствуется координация движений.

Если «пластунский» период все длится и длится, малыш уже развивает недюжинную скорость, «брюшко» ползунков изодрано в клочья, а вставать на четвереньки человек не желает, его имеет смысл простимулировать — например, с помощью упражнения «Тачка» (см. ниже). Можно вдвоем с папой «поползти малыша», передвигая его руки и ноги. Однако паниковать не стоит: обратите внимание на то, как улучшается симметричность движений «пластунца». Не исключено, что он компенсирует небольшие неврологические проблемы, и ему нужно время: к примеру, поначалу он как бы подволакивал руку или ногу или даже одну половину тела, потом стал действовать ими более слаженно — это говорит о том, что малыш «берет свое» и все делает правильно.

Встав на четвереньки, малыш, бывает, не сразу ползет, а поначалу раскачивается и «бросает» себя. При этом без падений не обойтись, возможны слезы, небольшие синяки, однако это не страшно. Если он повторяет попытки, значит, идет к цели. А на полу ничего действительно страшного не может произойти.

Когда ребенок должен ползать или поможем малышу

Главная помощь, которая нужна ребенку — это возможность почаще быть на полу, где можно свободно двигаться, и интересная цель. Большинству здоровых детей этого достаточно для того, чтобы захотеть и суметь поползти. Но если попыток перемещения дитя не предпринимает, в возрасте 5-8 месяцев можно специально позаниматься, чтобы стимулировать ползание.

На гимнастическом мяче (фитболе). Если малыш занимается гимнастикой голышом, мяч накройте махровым полотенцем.

  1. Покачивание. Малыш лежит на животе. Слегка придерживая его рукой, покачивайте мяч из стороны в сторону. Когда ребенок освоится, увеличивайте амплитуду движений, разнообразьте направления. То же самое проделывайте в положении лежа на спине.
  2. Упор руками. Малыш лежит на животе. Придерживая его за ноги, качните мяч вперед. Приближаясь к опоре, ребенок рефлекторно выставит руки, раскроет ладони и коснется ими пола. (Это упражнение помогает раскрыть ладони, сжатые в кулачки, — без этого ползание не состоится.)
  3. Упор ногами. Малыш лежит на животе. Качните мяч назад, так, чтобы ножки малыша ненадолго коснулись опоры полной ступней. Повторяйте в разных направлениях. (Для тренировки ползания также полезно держать гимнастический мяч в кроватке малыша, чтобы кроха отталкивался от него ступнями.)
  4. Сгибание ног. Ребенок лежит на животе. Придерживая левой рукой за спину, правой рукой согните правую ногу малыша в колене, подведите ее под живот, опора на всю ступню. Ненадолго зафиксируйте ногу в этом положении, выбрируя мячиком. Затем разогните ногу и проделайте то же с другой.

  1. Упражнение «Тачка». Ребенок лежит на животе. Поднимите его, держа одной рукой под грудью, а другой — за ноги, и выставьте руками на твердую поверхность (стол). Ребенок попытается идти руками.
  2. На полотенце. Ребенок лежит на животе. Пропускаем под ним поперек туловища полотенце и помогаем малышу подняться на четвереньки. Ребенок еле касается пола ладонями и коленями. Можно легко покачать его в такой позе.

Сидя на полу (советует участник конференции «Ребенок от рождения до года» на www.7ya.ru ZanZarah).

  1. На маминой ноге. Садитесь на пол и разводите ноги. Ребенка сажаете перед собой, спиной к себе. Кладете игрушки, например, справа, но так, чтобы дотянуться было нелегко. Когда малыш потянется за игрушкой, помогите ему перевернуться на живот и лечь на вашу ногу. Дайте ему поиграть в этой позе. Помогите ему согнуть ножки и второй ногой фиксируйте их. Таким образом, малыш некоторое время будет стоять на четвереньках, лежа животиком и грудью на вашей ноге.
  2. Сидя в седле. Садитесь на пол, скрестив ноги по-турецки. Ребенка сажаете в образовавшееся «седло» спиной к себе. Он должен сидеть как на горшке, ноги упираются в пол. Игрушки предлагаете спереди, на высоте груди и на таком расстоянии, чтобы потянувшись за ними, он отклонялся от вас. Когда ребенок привыкнет, начинаете «в седле» подпрыгивания вверх-вниз. Когда это будет хорошо получаться — медленные покачивания со стороны в сторону.
  3. Облегченные четвереньки. Ставите ребенка на коленки перед диванной подушкой (чемоданом). Туда поместите игрушки, интересные предметы, чтобы малышу было интересно стоять. Так вес естественно смещается назад, и стоять легче. Вы находитесь сзади и не даете разъехаться коленям. Когда малышу надоест, потяните его назад и немного вбок, чтобы он сел.

Источники:

http://o-krohe.ru/komarovskij/kak-nauchit-polzat/
http://forums.rusmedserv.com/archive/index.php/t-380751.html
http://www.ourbaby.ru/article/Osvaivaem-polzanie/

Ссылка на основную публикацию