Ребенок познает окружающий мир. Малыш познает мир — понять и помочь

Ваш ребенок познает мир
консультация

Ваш ребенок познает мир

Предварительный просмотр:

Ваш ребенок познает мир.

Малыш подрос, ему три года, и он начинает активно познавать мир и самого себя, задавая вам бесконечные вопросы. Как же помочь ребенку войти в этот огромный мир со всеми его сложностями и бесконечным количеством меняющейся информации? Существуют принципы, лежащие в основе любых занятий с детьми 3 — 5 лет.

Во-первых, важно не обрушивать на ребенка большое количество информации, а уметь ее обрабатывать, структурировать, отбирать необходимые сведения, опираясь при этом на средства, выработанные культурой.

Во — вторых, каждый возрастной этап имеет свои приоритетные направления развития, т.е. те же сферы действительности и человеческой культуры, с которыми прежде всего нужно знакомить ребенка в данный период и которые станут базисом для его дальнейшего познавательного и личного становления. Важно «не перескакивать» через этапы (например, учить малыша читать и считать с трех лет), а позволить ему полностью использовать возможности и потребности своего возраста. Для младших дошкольников (с 3-х до 4-х лет) такими существенными вещами являются знакомство с сенсорными эталонами (цветом, формой, величиной).

В — третьих, общение взрослого и дошкольника строится таким образом, чтобы подтолкнуть ребенка к поиску решения той или иной задачи, пробудить в нем интерес к познанию, стремление самостоятельно задавать вопросы. Обобщать полученные представления. делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи и отношения.

Человеческие знания огромны, и, для того чтобы лучше структурировать их познание, в науке принято деление на четыре основные сферы: представление о себе, о других людях и отношениях между ними, о рукотворном и нерукотворном мире.

Представления о себе в психологии называются самосознанием, т.е. это весь комплекс знаний человека о своем внешнем облике и внутреннем мире. Именно к трем годам ребенок начинает осознавать себя как представителя человеческого орда и одновременно уникальную неповторимую личность. Это только первый шаг на длительном пути познания себя и мира, но он закладывает основу дальнейшего развития личности. Многие психологи полагают, что именно в это время рождается личность, поэтому возраст 3-4 лет считается кризисным.

Круг представлений маленького ребенка достаточно узок и ограничивается личными впечатлениями. Традиционно с этой областью дети знакомятся по произведениям детской литературы. Беседуя с ребенком после чтения книги, постарайтесь выяснить, а как бы он поступил в той или иной ситуации, почему. Не только знание норм определяет поведение ребенка; важно, чтобы он сам прочувствовал, как говорится, пропустил через себя те или иные переживания. Маленький ребенок 3-5 лет пока еще сосредоточен на себе, эгоцентричен, ему трудно понять, что чувствуют другие, как относиться к этому, как проявлять свои собственные переживания в форме, принятой в обществе.

Знакомство с профессиями, правилами поведения и явлениями культуры также происходит с помощью произведений детской литературы. Однако этого недостаточно. Прежде всего необходимо опираться на собственный ответ ребенка. Для этого поиграйте с ним по ролям наиболее интересные фрагменты сказки или рассказа, в которых отчетливо проступают нравственные нормы, необходимость сопереживания другим, умение решительно вести себя в трудной ситуации.

Младшие и средние дошкольники, как правило, редко бывают в музеях, театрах, библиотеках и не знакомы с нормами поведения в подобных общественных местах. Малышам важнее всего научиться вести себя на улице, в магазине, поликлинике, детском учреждении, дома

Рукотворный мир познается ребенком и, прежде всего через экспериментирование и игры с предметами. С детьми 3-х лет основной упор делается на знакомство с окружающими предметами, их свойствами и назначением, на умение аккуратно обращаться с ними, класть на место, организовывать пространство вокруг себя.

Почему дети часто ломают игрушки, вещи, мебель? Из-за неаккуратности? Из вредности? Вовсе нет. Просто ребенку интересен окружающий мир, и он пытается разобраться в нем. Для малыша это, прежде всего предметы обихода и игрушки. На множество вопросов ребенок ищет ответы самостоятельно. Цель взрослого — помочь ему в этом, направить познавательную активность в конструктивное русло.

Еще одной сферой человеческих познаний, с которой знакомится ребенок, является нерукотворный мир. К нему относится живая и неживая природа. Дети узнают о разнообразных растениях и животных, изменениях, происходящих с ними в течение жизни и года, знакомятся с элементами экологии, времени, узнают о свойствах воды, воздуха, тепла и света, наблюдают за природными явлениями. Трудно перечислить все, с чем сталкивается ребенок при общении с миром природы и как много способов ее познания.

Читать еще:  Какая детская смесь самая. Почему ребенок отказывается от смеси? Принципы смешанного вскармливания

Заканчивая разговор о средствах и способах развития представлений детей 3-5 лет о себе и окружающем мире, хочется подчеркнуть, что наиболее важным является соблюдение интересов ребенка, возможностей и потребностей его возраста. Хотелось бы, чтобы родители не стремились скорее посадить малыша за парту, а попытались развить его, показав все многообразие и богатство окружающего мира, дав ему в руки орудия для познания.

Малыш познает мир — понять и помочь

Как помочь ребенку познавать мир

Размышления по поводу книги Л. Брэдвэй и Б.А. Хил «Ребенок от 0 до 3 лет: как развить врожденные способности».

Основополагающий тезис системы Лорен Бредвэй, которая работает в Оклахомском университете, таков: из трех основных способов познания мира (с помошью зрения, слуха и осязания) один, как правило, является приоритетным. Он в значительной степени определяет способности и поведение ребенка. Соответственно приоритетному способу выделяются три типа детей: слушатель, зритель и деятель. В книге приведены подробные таблицы, с помощью которых можно определить, к какому типу принадлежит ваш ребенок. Здесь я приведу короткие характеристики этих типов.

Дети-зрители любят рассматривать картинки, им интереснее смотреть на иллюстрации к сказке, чем слушать саму сказку. В детском саду они с удовольствием играют в кубики, складывают картинки из фрагментов, лепят, вырезают, одним словом, их любимые занятия рассчитаны на взаимодействие глаз и рук. Они быстро учатся рисовать и писать печатными буквами, а на самых первых уроках чтения с легкостью запоминают графику коротких слов. Ну а в более старшем возрасте дети-зрители предпочитают настольные игры, охотно рисуют, мастерят, моделируют, быстро осваивают компьютер, любят видео-игры.

Младенцев-слушателей легко успокаивает музыка или знакомые голоса, они с радостью воспроизводят простейшие звуки. Дети постарше любят петь, рассказывать стихи, задают бесконечное количество вопросов, правильно и хорошо говорят. Они рано проявляют интерес к чтению, а в начальной школе охотно читают вслух и легко запоминают указания преподавателя. Они любят слушать магнитофонные кассеты и радио, быстро запоминают на слух, предпочитают разговорные игры или игры с отгадыванием слов.

Большинство младенцев-деятелей не знает покоя. Они много двигаются сами и любят, когда их кружат и подбрасывают взрослые. Деятели раньше, чем другие дети начинают ползать, а потом ходить. В дошкольном возрасте они предпочитают игры, связанные с прыжками, лазаньем, бегом, любят кубики и движущиеся игрушки на колесах. Деятели постарше предпочитают игры на свежем воздухе, занимаются спортом, ходят в походы, ухаживают за животными.»

Естественно, что разделение всех детей на три типа — условно. Зачастую дети активно используют два способа познания, или развиваются гармонично. Но я думаю, что многие родители могут сразу сказать о своем ребенке (или о себе): «о, вылитый слушатель (или другой тип)», и это может дать ключ к решению многих проблем в семье.

Собственно говоря, разделение на «тихонь», «болтунов» и «бегунов» не ново. Когда я начала читать книгу Л.Бредвэй, эта идея показалась мне лежащей на поверхности. Но еще нигде раньше я не встречала ее, так четко сформулированную и убедительно обоснованную. Думаю, часто родители интуитивно определяют тип своего ребенка и характерируют его на бытовом уровне: «из него слова не вытянешь», «у него только музыка на уме», «ему бы носиться сломя голову», и так далее. А Л. Бредвэй доступно объясняет, как быстрее всего понять, какие способы познания предпочитает дитя, и строить воспитание и занятия с ним, исходя из этих предпосылок.

Автор книги считает, что основной способ познания является врожденной особенностью человека. Подумать только! Малыш является в этот мир, и начинает обращать внимание на цвета, звуки и прикосновения предметов. Исследовать что-то одно из этого моря ощущений нравится ему больше всего. Но родителей это почему-то сердит, и мама говорит раздраженно: «не сиди ты с кубиками, иди побегай, погуляй» (или «хоть бы раз книжку в руки взял!»). Вспомнив свои подобные реплики, я сильно пожалела, что не почитала эту книгу раньше. Теперь мне стало очевидно, что мы с мужем — вылитые «зрители», а вот первый наш сын оказался «слушателем», и это расхождение «вкусов» мы не очень учитывали. Я больше старалась увлечь малыша книжками и рисованием, а папа — конструкторами и компьютером. Ребенок же болтал без умолку и хотел, чтобы с ним все время разговаривали, чтению предпочитал музыку. Сейчас, когда он стал подростком , музыка стала буквально средой его обитания: он слушает плейер, когда ездит в транспорте и на переменках в школе, а дома оборудовал целую студию, где играет на гитарах и синтезаторе. В свое время я не захотела отдать его в музыкальную школу, потому что считала, что это слишком большая нагрузка на ребенка. Возможно, я была не права, руководствуясь в первую очередь своим собственным печальным опытом посещения Дома Пионеров. Ведь я-то была «зритель», и за пианино меня приходилось загонять силой, а вот подрастающему «слушателю» это могло оказаться не в тягость, а в дальнейшем очень пригодилось бы.

Читать еще:  Занятия для детей в детском саду. План-конспект занятия (младшая, средняя, старшая группа) на тему: Конспекты занятий в детском саду для разных возрастных групп

Теперь стараюсь учитывать систему «трех типов» при занятиях с нашим вторым сыном. Но здесь все оказалось гораздо легче: Максимка — типичный «зритель». И я могу в свое удовольствие разглядывать с ним книжки, рисовать, играть в конструктор. Кстати, Лорен Бредвэй пишет, что, по ее наблюдениям, дети получают любимый тип познания в наследство о кого-нибудь из родителей. Конечно, это разумное решение природы: «однотипному» родителю и ребенку легче понять друг друга. Жаль, что это правило не обходится без исключений 🙂

Второй аспект теории Бредвэй: после того, как вы определили приоритетный способ познания и, соответственно, сильную сторону ребенка, надо заняться развитием других областей деятельности. Хотя абсолютного баланса между всеми способами добиться сложно, надо стремиться к гармонии, чтобы ребенок мог успешно запоминать информацию как зрительно, так и со слуха, а также не отставал в физической подготовке. В книге приведено много разнообразных рекомендаций, я выбрала несколько, на мой взгляд, самых интересных (из раздела для детей от года до трех лет).

Совершенствование и развитие навыков зрителя:
— Научите ребенка давать отдых глазам или расслаблять их. Метод заключается в том, чтобы ребенок, прикрыв глаза ладонями так, чтобы не проникал свет, по команде закрывал глаза на десять секунд.
— Изучайте вместе какой-нибудь предмет, потом убирайте его и по очереди пытайтесь описать этот предмет.
— Рассказывайте ребенку сразки и различные истории в темноте. Это поможет развить у него визуальное воображение.
— Занимайтесь вместе художественным творчеством. Дайте ребенку красивые карандаши, скрепки, фломастеры, краски. Покупайте для него простые пазлы.
— Купите ребенку доску с магнитной азбукой или другими фигурками; констуктор ЛЕГО или подобные ему. Может быть, его заинтересуют модели машинок с прицепами, открывающимися дверями и другими мелкими деталями.
Такие игры развивают руки и пальцы.
— Дайте ребенку как можно больше журналов, пусть он делает с ними все, что хочет.

Совершенствование и развитие навыков слушателя:
— Дайте ребенку возможность слушать побольше музыки; приобретите кассеты с записями для детей. Детский магнитофон дает возможность ребенку самому нажимать на разноцветные кнопки.
— Старайтесь обеспечить ребенку контакты со сверстниками.
— Говорите, пользуясь сложными предложениями, определениями. Описывайте все в деталях. Это побудит ребенка так же строить и свою речь. Беседуйте с ребенком при любой возможности (на прогулке, в транспорте и т.д.), задавайте ему побольше вопросов.
— Почаще читайте вслух и обсуждайте прочитанное. Можно вместе рассматривать рекламные журналы и рассказывать, что на фотографиях. Так можно расширить словарный запас. Для чтения хорошо выбрать специальное, особенно уютное место. Ребенка можно заинтересовать объемными или движущимися картинками.

Совершенствование и развитие навыков деятеля:
— Дайте ребенку небольшой тазик, некое подобие домашней песочницы. Налейте туда воды, или насыпьте различные крупы, кукурузные хлопья и тому подобное. Ребенку будет приятно копаться в этом тазике, пересыпая различные материалы.
— Качели во дворе или спортивный комплекс дома — отличный стимул для физических упражнений. Очень полезно записаться в детскую спортивную группу.
— Танцуйте вместе под музыку. Разыгрывайте пантомимы — как будто вы пылесосите, бреетесь или открываете окно. Пойте и показывайте в лицах песенки типа «Вот как мы метем пол, поднимаемся по лестнице и т.д.»

Небольшое отступление о терминах. Наверное, «слушатель-зритель-деятель» — это слова, подобранные переводчиком именно этой книги. Они вполне адекватно отражают общую идею, хотя «деятель» и порождал у меня немного странные ассоциации (по-моему, деятель — это тип, который вечно что-то организует, или занимает высокий пост в организации — «профсоюзный деятель» и т.д.) Будь моя воля, я назвала бы три типа «музыкант-художник-спортсмен», но настоящие научные термины уже, конечно, давно придуманы. В интернетовских статьях я встретила такие термины, как «визуалист» и «кинестатик»; а как будет по-научному «слушатель», не знаю.

В заключение хотелось бы пожелать, чтобы такие простые вещи, как принятие во внимание приоритетного типа познания, вошли бы в наш обиход и были бы естественны для родителей (а также работников детских садов и школ!), как, скажем, учет комплекции или вид темперамента. И нашим детям стало бы полегче с нами жить.

Литература:
Лорен Бредвей, Барбара Алберс Хил «Ребенок от 0 до 3 лет. Как развить врожденные способности». М., ЮНВЕС, 1997.

как дети познают окружающий мир

style=»display:block»
data-ad-client=»ca-pub-2971630162946731″
data-ad-slot=»9213322149″
data-ad-format=»auto»
data-full-width-responsive=»true»>

Здравствуйте, дорогие гости нашего блога! Сегодня речь пойдет о том, как дети познают окружающий мир. Расскажем, почему не надо ругать годовалого малыша за разбрасываемые вещи. Узнаете также как игры помогают развитию речи ребенка. И много другого интересного в нашей статье!

Ребенок изучает окружающий мир

Бух! Опять погремушка упала на пол. Восьмимесячный Сережа сидит на высоком детском стульчике, показывает вниз и полный ожидания, смотрит на маму сияющими глазами: надо поднять.

Читать еще:  Как научить малыша говорить. Развитие речи в возрасте трех лет: поможем ребенку начать общаться

Только она успела подобрать игрушку, как все начинается сначала: несколько сильных ударов по столу, потом погремушка летит вниз. До тех пор, пока мать не теряет терпение. «Ты же вообще не хочешь играть. Наверное, ты хочешь меня позлить?» Нет, он вовсе не хочет ее позлить.

То, что он бросает на пол все, до чего может дотянуться, — в этом и состоит игра.

Удовольствие, испытываемое при этом, и врожденное любопытство заставляют ребенка неустанно повторять свои действия. Еще раз, еще раз! Эта фаза между шестым и двенадцатым месяцем жизни характерна для поведения «первооткрывателя».

Как дети познают мир

То, что родителям часто кажется бессмысленным, способствует умственному развитию младенца. Складывая в коробку и снова вынимая какие-нибудь предметы, ударяя кубик о кубик, шлепая связкой ключей по столу, в десятый раз хватаясь за папины очки, он узнает массу нового о своем маленьком мире: то, что вещи легкие или тяжелые, большие и маленькие, грубые или мягкие, громкие или тихие.

Постепенно он начинает понимать, что что-то остается в наличии, даже, если оно исчезло из его поля зрения. И узнает, что может чего-то добиться своими действиями. Например: игрушечная утка приблизится к нему, если потянуть за шнур. Устраивать шум вместе вдвойне приятно.

Для вашего малыша деревянная ложка вначале всего лишь средство для определенной цели. Он радуется движению, шуму. Примерно с 9-го месяца он понимает: надо бить по кастрюле — тогда будет музыка.

Развитие речи и познание окружающего мира

О том, что девочки начинают разговаривать раньше, чем мальчики, знают все. Побеседовать с маленькой дамой чаще всего можно уже года в два.

Она охотно расскажет, кто купил ей новое платье и какое красивое есть еще одно дома. Мальчики более сдержанны и часто молчат почти до трех лет. Раньше этого времени не стоит бить тревогу и обращаться к врачу. Но еще до того, как ребенок заговорит, некоторые симптомы указывают на то, что не все благополучно.

style=»display:block»
data-ad-client=»ca-pub-2971630162946731″
data-ad-slot=»9213322149″
data-ad-format=»auto»
data-full-width-responsive=»true»>

У грудничка — это монотонное гудение на одной букве, вместо лепета. Или обильное слюноотделение, которое не прекращается даже тогда, когда не растет очередной зуб. Или слегка приоткрытый ротик с трогательно высунутым язычком. В этих случаях лучше обратиться к врачу-специалисту, который осмотрит строение речевого аппарата вашего ребенка.

Для того, чтобы ребенок заговорил вовремя, очень полезно с самого рождения разговаривать с ним медленно и четко, как с иностранцем, изучающим русский язык, петь перед сном песенки, или, когда вы заняты и не можете уделить ему внимания, включать проигрыватель со сказками или легкой музыкой. Огромное влияние на развитие речевого аппарата оказывает так называемая «мелкая моторика» — умение пользоваться своими пальчиками.

Развитие мелкой моторики и речь

Они в начале жизни очень непослушные. Как можно раньше доверьте вашему ребенку ложку. Уборки будет много, но польза несомненна. Познакомьте его с пластилином. Маленькому человечку слепить что-то сразу вряд ли удастся, но он может катать разноцветные шарики или размазывать пластилин по картонке. Не забудьте купить мозаику — это еще одна очень полезная игра для рук.

Мозаику выбирайте с самыми крупными бусинками, тогда за ними легче будет уследить. Вообще, игры с мелкими предметами полезны как для рук, так и для развития речи. Но здесь вас подстерегает серьезная опасность — все игрушки могут оказаться во рту и даже в желудке. Поэтому лепить из пластилина можно только со взрослыми, под их наблюдением. Сейчас в магазинах появился так называемый «съедобный» пластилин.

Стоит он чуть дороже обычного, но зато, если он попадет в рот, вреда не причинит. Мелкие же предметы можно нанизать на прочную веревку, получатся так называемые детские четки, ребенок с удовольствием будет их перебирать, а вы сможете ненадолго от него отойти по своим делам.

Ваш ребенок уже говорит. Отлично! Вот только не все буквы произносит. Нет «л», вместо «р» вообще пропуск. Не беда. После трех лет, ближе к четырем, если эти звуки не появятся сами, их поможет «отыскать» врач-логопед.

Рекомендуем также обязательно прочитать статью «Мелкая моторика и речь ребенка». С момента рождения и всю дальнейшую жизнь руки человека неустанно функционируют. Доказано, что мелкая моторика и речь человека взаимосвязаны. Интеллектуальное развитие любой личности представляет собой непрерывный процесс обучения. Китайцы уже давным-давно увидели взаимосвязь между человеческим интеллектом и мелкой моторикой. Они считают, что добиться гармонии тела и умственной деятельности можно с помощью специальных упражнений для развития подвижности пальцев рук. Это вполне понятно, ведь на пальцах рук находится большое количество нервных окончаний. Стимулирование этих мест благоприятно сказывается на развитии всего организма.

More from my site

style=»display:block»
data-ad-client=»ca-pub-2971630162946731″
data-ad-slot=»9213322149″
data-ad-format=»auto»
data-full-width-responsive=»true»>

Источники:

http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2019/09/22/vash-rebenok-poznaet-mir
http://www.7ya.ru/article/Malysh-poznaet-mir-ponyat-i-pomoch/
http://superwoomen.ru/semya-i-deti/kak-deti-poznayut-okruzhayushhij-mir.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector