Ребенок проявляет агрессию к маме. Агрессия у детей

Доктор Комаровский рассказал, откуда берётся агрессия у детей — и что делать дальше

На сайте знаменитого украинского педиатра Евгения Комаровского опубликованы важные советы о том, как родителям относиться к подростковой агрессии.

Как бы мы ни были внимательны к чувствам и потребностям ребёнка, дети обязательно будут бунтовать, злиться и обижаться. Одна из наших задач — помочь ребёнку прожить свои «сложные чувства». Рядом с нашей силой, внимательностью и устойчивостью попрактиковаться в том, как выдерживать отказ, как проявлять в здоровой форме сопротивление, как назвать по имени то, что чувствуешь.

С каждым днём и годом ребёнок при нашей помощи учится выдерживать всё больше напряжения, постепенно вызревая в своих реакциях.

У маленького ребёнка не так много возможностей проявить свою силу. Чаще она проявляется именно в сопротивлении. Если он потеряет возможность сопротивляться нам в 3–4–5–7 лет, то потом, в подростковом возрасте, он не сможет сказать НЕТ тогда, когда это важно.

И это родительский дзен — удерживать границы, то есть правила семьи, но позволять свободно развиваться внутри этих правил. Осознавать свои чувства — и учить называть по имени чувства ребёнка. Мы буквально до определённого возраста являемся для ребёнка «внешним мозгом».

«Почему он выбирает такие агрессивные игрушки, почему смотрит такие страшные злые мультики, почему выбирает себе в друзья таких странных ребят?» — спрашивают родители о мальчиках и девочках.

Дело в том, что мы очень мудро устроены: если я напрямую не могу «прожить» эмоцию, состояние, то я буду компенсировать это кем-то, чем-то, «об кого» смогу это сделать. И если не стану буллером, то, возможно, примкну к наблюдателям, к стае пассивно-агрессивных.

«Идеальные мамы и папы» — при всей огромной любви к ребёнку — не дают ему возможности попрактиковаться в «реальности жизни». Они не читают сложных сказок, из текста убирают злых и страшных персонажей, боятся, когда в игре ребёнок проявляет злость.

Злость, спрятанная в тень, превращается внутри нас в неуправляемое чудовище. И когда оно вырвется на свободу, что станет для неё триггером, как она проявится — непредсказуемо.

23 практических совета об агрессии детей разного возраста:

1. Ребёнок отличается от взрослого в том числе и тем, что у взрослого механизм торможения и контроля уже присутствует и отлажен. Слова «возьми себя в руки» к малышам абсолютно неприменимы, им пока «нечем» взять себя в руки, они только учатся. Важно об этом помнить.

2. Любую работу с родителями я начинаю с темы ресурса (если взрослый не позаботился о себе, если он устал, истощён, то у него совершенно естественно просто не хватит сил на адекватную взрослую реакцию). Допустимо сказать ребёнку: мол, я так устал, что мне сейчас нужно побыть самому, чтобы потом с тобой говорить и реагировать. Ребёнку мы не нужны 24 часа в сутки.

3. Дети очень крепки, если мы большую часть времени рядом с ними «вменяшки», то эпизоды нашей «невменяшковости» они переживут без ущерба. Но тут всё же важный вопрос — каковы мы большую часть времени.

4. Проявленный острый процесс безопаснее, чем скрытый. Непроявленное сопротивление уходит «в тень» и может превратиться в телесные симптомы, в форму автоагрессии. «Агрессия на себя» может проявиться в снижении успеваемости, в ощущении себя жертвой, в том, что ребёнок может начать терять вещи, «притягивать» к себе «наказание».

Может ли ребёнок сказать вам «нет»? Допустима ли в семье конфронтация мнений? Дают ли ребёнку в чём-нибудь право выбора? Есть ли у него ощущение, что он может на что-то повлиять?

5. Ребёнок может «зеркалить» агрессивное поведение авторитетных взрослых, может злиться «за кого-то». Часто ребёнок «проявляет» своим поведением замаскированный конфликт в семье. Важно честно проанализировать своё взрослое поведение и свои реакции.

6. Агрессия часто вырастает из ощущения небезопасности, бывает компенсацией боли, обиды.Причём ребёнка могут обидеть в школе, а агрессию он может канализировать на бабушку или младшего брата. Важно внимательно исследовать ситуацию.

7. Агрессия бывает пассивной и активной (пассивная, например, — это показать язык за спиной человека, примкнуть свидетелем к «проявленным» агрессорам). Активная агрессия может быть вербальной или тактильной (вербальная — обзывалки, дразнилки, крик), тактильная — битье, телесное задевание.

8. На каждый вид агрессии существует свой способ реагирования: при вербальной мы можем говорить с ребёнком, при тактильной — останавливаем руку, ставим блок, учим уклоняться от удара.

9. Важно помнить, что малыши довербального периода (которые не умеют говорить связным языком) вместо словесного контакта используют тело. Знакомятся, посыпая друг друга песком, бросают игрушку, «дотрагиваясь», как бы растягивая свою руку, до человека, который их интересует, бьют лопаткой по голове, проявляя симпатию и расположение. Это не признак того, что растёт маньяк и агрессор. Наша задача — потихоньку, в ролевых играх учить знакомству, осваивать коммуникативные навыки.

10. Если малыш бьёт маму, папу, бабушку и при этом улыбается, то, скорее всего, это не агрессивное действие. Это для ребёнка игра. Важно не давать излишней эмоции в свою реакцию.

11. Иногда дети, ожидая от нас включённости и именно телесного внимания, «оживляют» нас, «возвращают в тело» своими прикосновениями или ударами. Буквально они своими ладошками кричат «эй, вернись». И таким детям в этот момент важны не столько интеллектуальные, сколько телесные игры.

12. В работе с агрессией важно понять, нет ли органической причины, хронических заболеваний, температуры, гельминтоза (интоксикация может провоцировать вспышки агрессии). Часто агрессия вырастает из усталости и напряжения.

13. Если ребёнок пережил опыт насилия, если было агрессивное медицинское вмешательство в тело ребёнка, если с точки зрения ребёнка он «пострадал», но не получил компенсации, то компенсация может быть агрессивной.

14. У детей старшего дошкольного и школьного возраста агрессия может прикрывать страх.

15. У малышей, детей во время кризиса 3 лет, у подростков — контроля над эмоциями не ожидайте. Их поведение — не специальная игра в «Достань родителя». Поверьте, они не специально.

16. В работе с агрессией с трёхлетками и подростками важно помнить, что одна из их неосознанных «задач» — обесценить маму. И тут очень важна наша собственная уверенность в себе, наша стабильная позиция: я — чудесный Родитель для своего взрослеющего ребёнка. Он говорит гадости, говорит даже, что ненавидит нас, но нашей любви от этого не меньше, и мы верим в то, что его любовь тоже не уменьшается. Эти слова и крики — пиковое состояние, которого они сами же через минуту испугаются.

17. Важно помнить, что в ответ на сложное поведение взрослого или ребёнка у нас может быть выброс гормона кортизола — гормона стресса. Он выключает нашу рациональность, он нас заставляет быстро действовать. Под действием кортизола мы действуем так же импульсивно, как и ребёнок. Важно сделать вдох-выдох, дать себе возможность чуть «остыть».

18. Важно эмоцию суметь осознать и назвать по имени. Если вы спросите у ребёнка (важно задавать вопрос, а не утверждать): «Ты расстроен? Ты злишься?», то в первый момент реакция может усилиться.

19. Важно, чтобы у ребёнка была возможность просто выплеснуть напряжение — батут, боксёрская груша, подушечные бои, караоке, кричалки, иногда — компьютерные игры, рисование (даже чёрным цветом).

20. Агрессия — это часто реакция на то, что важная потребность не реализована, или реакция на то, что границы нарушены. Нам важно самим научиться осознавать свои потребности и корректно о них заявлять. И постепенно учить этому ребёнка. Злость — это сила, которая дана нам для защиты.

Читать еще:  Тема: «Первые шаги в мир хороших манер. «День хороших манер и поступков». Занятие для детей старшего дошкольного возраста по реализации ОО «Социализация

21. Мы своим поведением показываем ребёнку, как реагировать на конфликт. Если в ответ на их агрессию мы их бьём — мы только закрепляем это поведение.

22. Часто за сложным, «непродуктивным» поведением ребёнка скрывается что-то для нас неизвестное и неочевидное.

23. Самая главная «практика» в работе с родителями — мысленно представить себя огромным, как океан и как высочайшая гора. С внутренним намерением: Я огромный. Я взрослый. Я справлюсь.

Помните: от вашей реакции на агрессию зависит то, каким вырастет ваш ребёнок!

«Мой 2-х летний ребенок меня бьет». Из цикла «Агрессия ребенка»

Консультирует психоаналитически ориентированный психолог: Скаскевич — Шиманская Светлана Евгеньевна.

Из запроса мамы 2-х летнего мальчика:

Мама: «Как только что-то не по его (сына) он постоянно меня бьет. Я читала, что нужно как-то детям правильно показать, как проявлять свои эмоции гнева. Но как это сделать? Как правильно проявлять гнев или недовольство? Меня этому не учили. Сейчас я просто отвожу его руку, или говорю, что маме больно или обидно. Не помогает, бросаю его одного и ухожу и говорю, что буду с ним разговаривать, только когда он успокоится. Что как оказалось, тоже неправильно. Но на самом деле это пока самый действенный метод. Оставаться с ним и обнимать его, разговаривать — он только еще сильнее бьет и истерит».

Психолог: «Не могли бы Вы рассказать подробнее о Вашей семье? В каких отношениях с мужем? С кем живете?

Мама: Живем мы с моими родителями. С мужем отличные отношения. Он меня часто обнимает и целует и говорит сыну, что так надо поступать с девочками. Что мама девочка и ее надо защищать и обнимать, целовать. Сам он тоже часто целует сына. Обнимает его, щекочет, дурачится. Я не помню себя в детстве, но все говорили, что я была боевая, дружила всегда с мальчишками и дралась с ними. А про мужа не знаю, может быть и похож, надо у свекрови спросить. Очень сложные отношения у нас с дедушкой — с моим отцом. Он сторонник силового воспитания. Часто недоволен тем, как я воспитываю сына.

Психолог: Возможно обстановка в Вашей семье провоцирует ребенка на проявление агрессии? Как сынишка ведет себя днем дома? Просится на руки или может сидеть играть с игрушками? Как долго он сидит один?

Мама: Днем дома по-разному. Может играть сам, а может целый день мучить меня капризами. Когда что-то не по его, то бьет меня и кусает. Кусаться это вообще любимое дело в последнее время.

Психолог: Что Вы при этом чувствуете? И как на это реагируете обычно?
Кусал ли грудь с появлением первых зубов?

Мама: В зависимости от моего самочувствия я реагирую по-разному. Обижаюсь, делаю вид, что мне больно и я плачу, хочу, чтобы он пожалел меня. А он иногда сильнее бить начинает, а иногда со мной вместе начинает плакать. Когда мне похуже, то я просто делаю равнодушный вид и ухожу от него. Он тогда бегает за мной, а я его не замечаю. Или вообще в ванну запираюсь. Говорю ему, что возьму его, а на руки только когда он успокоится. Но такое у меня редко удается, потому что родственники на меня кричать начинают, что я над ребенком издеваюсь. А когда мне плохо, я устала, то и по попе нашлепать могу.

Когда зубы появились, он пару раз пытался укусить, но мне как-то удалось сразу пресечь это и больше никогда он не кусал. Теперь постарше и уже сам мне мычанием и жестами показывает, что сисю кусать нельзя.

Психолог: то, что Ваш ребенок покусывал грудь после появления первых зубов, это вполне нормальное, обычное для детей явление — это начало перехода груди, как объекта из внутренней реальности ребенка (из его собственности)во внешнюю реальность(осознание того, что мама — не Я). В таком случае мама аккуратно показывает ребенку, что грудь, которую он кусает — это ее грудь. Деструктивная агрессия ребенка в данном случае еще не несет в себе никакого гнева и мама вполне может совладать со своей реакцией на хватание ребенком ее волос, и царапанье ее носа. и т.д. Здесь важно понимать, что никаких резких реакций по отношению к ребенку быть не должно, так как такое его поведение на данном этапе является абсолютно нормальным.

То, что ребенок 1,5 — 2-х лет способен испытывать и проявлять агрессию — это
тоже вполне закономерное явление — есть врожденная агрессия и есть два пути, по которым ее можно направить

На данном этапе своего развития ребенок может обрушивать агрессию на маму, бить ее, кусать, топать ногами. и проч. Таким образом, можно сказать, ребенок
проверяет маму «на прочность».

Разрушится ли мама или выстоит и от того станет настоящей?

Самое худшее из того, что может сделать мама когда она больше все нужна ребенку — отвергнуть его. Отвернуться, уйти в другую комнату, запереть ребенка в комнате одного, запретить испытывать те эмоции и чувства, которые он испытывает.

Если маме удается справиться с агрессией ребенка, то это приносит ему огромное облегчение и радость — мама Живая. Сильная. Способна не разрушиться и защитить его самого.

Мама: Конечно, он любит, чтоб мама была на месте. Я должна ничего не делать или играть с ним. Иногда и покушать не дает, кричит и тянет меня в нашу комнату читать. Очень любит читать. Рисование как-то не прижилось. Лепка тоже. Ему все надо сразу разрушить. Просит поиграть с ним в кубики, я еще не успеваю ничего построить, он ломает и выбивает у меня кубики из рук.

Психолог: А как Вы реагируете на такое его поведение?

Мама: Говорю ему: «Нуууууу, я так не играаааааю. Я строю, а ты ломаешь. Давай ты будешь строить, а я ломать. » Ну вот как-то так. И быстро завершаем эту игру. Потому что сидим над кучей кубиков и ничего не делаем. Я как-то пробовала первая ломать, как он. Думаю, значит ему так будет интереснее. Он хохочет! Мамка дурачится. Но надолго меня не хватает. Я не гиперактивная, мне бы посидеть, тихо порисовать или шалашик какой построить. А он бы так и скакал весь день, то на фитболе, то на мне, как на лошадке.

Психолог: По возможности, занимаясь домашними делами, расположитесь
недалеко от ребенка, или же ему организуйте игровое место рядом с Вами. Можно ведь занимаясь готовкой, стиркой, уборкой постоянно встречаться с глазами малыша и комментировать то, что делаете вы, то что делает он — хвалить его.
Иногда, когда ребенку нужен телесный контакт с Вами — можно подойти к нему,
обнять или же взять на руки — поговорить с ним, погладить и снова посадить
играть с игрушками, читать. Такой эмоциональной «дозаправки» ему
хватит на какое то время, которое Вы будете постепенно увеличивать и заниматься своими делами. В таком возрасте ребенок начинает согласовывать свои чувства с появляющимся осознанием чувств других людей и стремится привлечь их, чтобы они разделили с ним его удовольствия или даже приняли участие в том, что вызывает эти удовольствия.

Мама: Да, я так и делаю. Или он с тряпкой за мной ходит и пол моет, или со мной за ручку пылесоса держится. Но бывает, что он вообще против того, чтобы я включала пылесос! Вот тогда мы не можем найти общий язык. Я немного его поуговариваю, поразвлекаю, но потом все равно приходится идти на конфликт, он орет, а я занимаюсь своим делом. И тогда я замыкаюсь в себе. Не могу ему ничего сказать, потому что могу сорваться и побить его. Ну в смысле наказать по попке нашлепав. А я вообще противница такого метода воспитания. Потому что меня в детстве постоянно пороли. И эффекта я совершенно не вижу в этом.

Читать еще:  Как узнать пол ребенка на 6 неделе. Как выглядит ребёнок на УЗИ, как доктора видят его пол? Анализ крови из вены

Психолог: Вам везет — Вы высокая и сильная.Вам разрешено раздражаться и проявлять агрессию.

Возможно, мягкие попки детей и придуманы для этого). Но Вы пишете, что можете нашлепать его именно когда Вам плохо, когда Вы устали. И какой вывод делает ребенок из этого?

— Мама меня не любит?

— Можно бить, когда злишься?

И правильное наказание ребенка, и и научение его словам «не надо», «нельзя» — все это часть воспитательного процесса.

Если уж решили отучить ребенка трогать что то, влезать куда то лучше что твердо и спокойно сказать ему: «не надо». И желательно, чтоб каждый член семьи
говорил ребенку тоже самое , что и все — «не надо», чтобы не было противоречивых посланий.

Наказание, если оно действительно вводится как средство для изменения поведения ребенка, не должно сопровождаться агрессией.

Говорить нужно с ребенком спокойно: мама говорила, что это трогать не надо, это делать нельзя и обязательно объяснить — почему не надо.

В большинстве случаев, достаточно спокойного, но строгого тона, чтобы ребенок
после объяснений ему — почему нельзя, перестал делать то, что не нужно. Только
если ему не хватает внимания, если, например, родители постоянно заняты своими делами, а его посылают смотреть мультики, играться самому. или в семье появился еще один ребенок, то он будет нарочито делать запретное, чтобы привлечь хоть какое то их внимание, пусть даже их гнев.

Мама: А как правильно реагировать? Прочла
много книг, там написано, что надо плохое поведение не замечать,а хорошее
поощрять. Вот я типа так не замечаю его истерики. Активное слушание не всегда
получается. Он кричит и не слышит меня. Все равно надо как-то добиться,чтобы он успокоился.

То есть если он сердит на меня, то надо дать ему возможность выплеснуть на меня свои эмоции? Как контейнировать эмоции? Как правильно проявлять агрессию. Я просто боюсь по неопытности пропустить тот момент, когда он может неправильно понять — что кулаками можно своего добиться.

Психолог: Тогда когда Вы стараетесь не замечать истерики ребенка и уходите от него в другую комнату, не чувствует ли он себя отвергнутым, брошенным самым близким человеком — Мамой?

Это как если б Вы начали плакать в ссоре с мужем, например, а он развернулся б
и вышел молча из квартиры.

Чтобы успокоить, для начала, плачущего, или занимающегося не тем чем
нужно, 2-х летнего ребенка мама может отвлечь, сменив интонацию, переведя
внимание на что то яркое, красочное, движущееся, интересное. Но это работает
если она сама в этот момент не впадает в такое же расстроенное состояние как и
ребенок, а остается Взрослой, Надежной — Мамой.

Ребенок в возрасте 2-х лет не может еще в силу своего возраста понимать – что и почему он чувствует. В моменты такого истеричного поведения очень важно маме обнять ребенка, сказать ему как она его любит и попытаться понять самой маме какие же чувства испытывает ребенок и объяснить спокойно ему все что происходит с ним: «Ты сейчас обиделся на меня из — за того, что я не купила тебе вот эту игрушку, и подумала, что я не люблю тебя. Но я то тебя все равно люблю. Ты по-прежнему мой самый хороший и любимый сыночек (дочка). А игрушку эту нам сегодня не надо покупать…»

Заключение: Очень многие взрослые обращаются к психотерапевтам, психологам в состоянии депрессии. А депрессия — это та же агрессия, только направленая на себя, и зачастую, просто не выраженная по отношению к тому, кому она предназначалась. Такие люди не могут с помощью конструктивной агрессии добиваться чего бы то ни было, созидать, творить, идти к своим целям. Им просто было запрещено в детстве ее проявлять. Проявлять свою активность, самостоятельность. Их родители запрещали им чувствовать, то что они чувствовали.

Примечание: При копировании материала ссылка на автора обязательна.

Как бороться с детской агрессией: 7 способов

Практически в любом детском коллективе встречаются драчуны и задиры, которые любят показывать свою силу. Высокий уровень агрессии у детей может стать настоящей проблемой для окружающих. Как минимум он повышает тревожность всех участников конфликта. Как максимум – может привести к несчастному случаю. Поэтому важно таких детей вовремя выявлять, а затем учить их контролировать свои эмоции. Как помочь малышу справиться с гневом, и что на самом деле стоит за агрессией?

Портрет агрессивного ребенка

Для начала стоит прояснить, что агрессия и агрессивность далеко не одно и то же. Агрессия – это разовый поступок, который идет вразрез с общепринятыми морально-этическими нормами, а его результатом является психологический или физический вред. Агрессивность – это способ выражения себя в обществе, поведение, ставшее привычным. Кроме того, стоит отличать агрессию и гнев у ребенка. Негативные эмоции и несогласие могут и должны находить иной выход и не должны выливаться в причинение вреда окружающим людям.

На самом деле детская агрессивность имеет вполне определенные критерии. Таковым является ребенок, который часто:

  • не может контролировать себя;
  • конфликтует со взрослыми, ругается или спорит;
  • завидует и мстит;
  • намеренно раздражает окружающих, выводит их из себя, обижает;
  • отказывается следовать правилам;
  • винит в своих ошибках других;
  • злится и отказывается делать что-либо;
  • избыточно чувствителен к словам и действиям как взрослых, так и детей.

При этом говорить об агрессивности как о патологическом поведении можно, если хотя бы 4 вышеперечисленных признака проявляются в течение полугода. В таком случае важно не медлить, а помочь малышу с адаптацией в социуме. Для этого нужно установить причины агрессии, понять, что на самом деле за ней стоит.

Причины детской агрессии

Агрессивность не является природной чертой характера. Ребенок изначально настроен к миру положительно. Не зря первое эмоциональное проявление – это улыбка. Предпосылки к агрессии создает среда, в которой он воспитывается и растет.

  • Пример первый. Малышу запрещают играться в песке, поднимать камушки, быстро бегать, рвать листья. Его постоянно одергивают и ругают. Сломал игрушку – значит, ты плохой, негодник. Он чувствует давление и несправедливость, думает, что его отвергают. Более того, под запретом оказываются вполне естественные эмоции гнева и обиды. Ребенок бунтует – проявляет агрессию к взрослым, срывается на детях.
  • Пример второй. В семье потакают капризам ребенка, он не знает слова «нет». Но рано или поздно ему приходиться столкнуться с ситуацией неудовлетворенности. Воспитатель в саду запретил бегать за обедом, или сверстник не поделился игрушкой, или что-либо еще. В любом из случаев малыш негодует – он так не привык.

Таким образом, агрессивность есть не что иное, как недостаток самоконтроля, неумение выразить гнев мирным способом. Нужно учитывать, что ребенок учится на примере. Видя насилие в семье, он усваивает урок: «Если я с чем-то не согласен, я могу ударить или наказать другого». «Если я зол и ругаюсь, меня боятся». Другой пример подают фильмы, сказки. Практически все современные герои проявляют силу, с кем-то борются, побеждают. Время диктует: если хочешь быть лидером, побеждай. Иными словами, найди антигероя и побей его.

Что стоит за агрессивным поведением?

В результате опросов школьников психологи выявили, что агрессивные дети не считают себя таковыми. Скорее наоборот, они чувствуют себя жертвами, обиженными, отвергнутыми. Агрессивное поведение формируется, сродни страху, от недоверия к окружающему миру.

Что же на самом деле движет ребенком, когда он проявляет насилие по отношению к другим?

  • Желание стать лидером, завоевать симпатии.
  • Низкая самооценка, стремление скрыть ее, защита.
  • Нехватка внимания со стороны родителей, агрессия как способ обратить на себя внимание.
  • Подражание сверстникам, нежелание быть белой вороной.

Агрессивный ребенок не видит иного выхода, кроме как напасть, чтобы получить то или иное благо или реакцию со стороны других людей. И чем больше подкреплено подобное поведение положительными результатами, тем сложнее его изменить.

Проявления агрессии в разном возрасте

Однажды мама на приеме у психолога пожаловалась: «Сын с детства был таким – кусался, толкал меня, бил». На что тот ответил: «Ребенок, который растет в атмосфере любви и понимания, среди дружелюбных и любящих людей, не имеет предпосылок к агрессивности». В действительности это так. Чем меньше причин к недовольству, чем ярче пример, как положительно реагировать на неприятные обстоятельства, тем меньше повода к агрессии.

Читать еще:  Можно ли без УЗИ определить пол ребенка? Определение пола будущего ребенка

С самого раннего детства ребенок учится взаимодействовать с окружающими. Он воспринимает себя центром мироздания и искренне не понимает, почему не могут удовлетворяться все его желания и потребности. Задача родителей – мягко объяснить, показать, что иногда нужно соблюдать определенные правила.

Почему ребенок может проявлять агрессию в разных возрастах?

  • До года. Недовольство у младенца могут вызвать ограничение движения, а также гигиенические процедуры: промывание носа, подстригание ногтей. Некоторым детям не нравится одеваться на улицу. Агрессия проявляется в отталкивании, демонстративном разбрасывании игрушек, вещей. А вот страсть к кусанию обычно вызвана желанием установить контакт с матерью. При положительном подкреплении (например, реакцией смехом) действие повторяется.
  • 1-2 года. В этом возрасте ребенка начинают интересовать другие люди, он активно исследует мир и пробует устанавливать контакты. Агрессию могут вызывать частые запреты, особенно непоследовательные. Например, сегодня это можно, а завтра нельзя. Или когда мать сначала ругает и наказывает, а затем тут же целует и награждает игрушкой или сладостью.
  • 2-3 года. Малыш не чувствует боли, причиняемой другому, не способен поставить себя на чужое место. Кроме того, он эгоцентричен. Жестокость и агрессия могут проявляться при желании обладать какой-то игрушкой, когда возникает конфликт интересов с другими детьми. Также злость вызывают родительские запреты на то, чего очень хочется. Подкрепляют агрессивное поведение ругань, физическое наказание, оскорбления, изоляция.
  • 3-4 года. Ребенок уже не решается излить гнев на родителей и переносит его на предметы или других детей. Злость может возникнуть из-за строгих правил, несправедливого наказания. Реакция взрослых на поведение играет решающую роль. Вседозволенность, равно как излишняя строгость, ведет к агрессивности.
  • 4-5 лет и старше. К этому возрасту устанавливаются основные поведенческие реакции. Ребенок находит свой способ разрешения конфликтов, снятия стресса, злости, и в большинстве ситуаций действует одинаково. Кроме того, он начинает вникать в социальные связи, учится строить разные отношения с разными людьми. Важную роль играет понимание добра, воспитание сопереживания, милосердия. Агрессия может проявляться более изощренно, через словесные оскорбления, спланированную месть, отказ от общения. Зачастую ребенок перенимает манеру поведения родителей.

Как реагировать на агрессивное поведение?

Правильная реакция взрослых на агрессию решает половину проблемы. Нельзя отвечать ребенку тем же, то есть ругать и наказывать за агрессивное поведение. Нужно донести и подкрепить собственным примером, что любой конфликт можно решить мирным путем.

  • В момент вспышки ярости правильно будет крепко обнять ребенка сзади, чтобы он не мог ударить, и прошептать на ушко, что его эмоции понятны и нормальны. Когда малыш успокоится, нужно вместе найти мирный способ решения проблемы.
  • Если между детьми назревает ссора или заметно, что ребенок злится, нужно переключить его внимание. Важно учитывать, что тело к этому времени напряжено и готово к активным действиям. Поэтому лучше быстро затеять подвижную игру: бег наперегонки, прятки и т. д.
  • Объяснять ребенку, что он был не прав, нужно через «Я-сообщения». Неправильно говорить, что он плохой, драчливый, с ним не будут дружить. Лучше сказать: «Я расстроена, что произошла драка». «Я хочу, чтобы ты показал другим, какой ты добрый и воспитанный». «Мне приятно смотреть, когда ты весело и мирно играешь, а когда дерешься, мне грустно».

Способы коррекции

Лучше всего, если с агрессивным ребенком будет работать квалифицированный психолог. Знаний родителей зачастую недостаточно для эффективной коррекции поведения. Работа с агрессией проводится в нескольких направлениях:

  • обучение приемлемым способам выражения злости, недовольства, гнева;
  • обучение самоконтролю, умению распознать негативные эмоции по ощущениям в теле и вовремя успокоиться;
  • формирование способности сопереживать, доверять, сочувствовать, проявлять милосердие.

Если дома накаленная обстановка или ребенок переживает развод родителей, рекомендуется психологическая консультация всем членам семьи. Чтобы справиться с агрессией, важно поместить ребенка в спокойную, доброжелательную, любящую среду. При неврологических заболеваниях требуется лечение.

Также родителям стоит оказывать посильную поддержку ребенку. Важно помнить, что он проявляет агрессию только потому, что не умеет иначе. О том, какие способы помогут справиться с эмоциями, читайте ниже.

Что ты чувствуешь?

Когда ребенок злится, нужно попросить его описать, что он чувствует, где располагается чувство гнева в его теле. Обычно дети очень детально расписывают, как горят щечки, начинает покалывать в ладошках, колотится сердечко, в горле кричать хочется. Важно чтобы малыш научился прислушиваться к своим ощущениям. Нужно попросить его словесно сообщать о своем состоянии. Например: «Я очень злюсь», «Тебе лучше меня не трогать, я могу сорваться».

Гнев нужно выражать приемлемым способом. Например, вместо обидных оскорблений лучше использовать шуточные обзывалки. Участники конфликта должны договориться, какие слова они будут говорить друг другу. Например: «Ты картошка». «А ты укроп». В конце, когда на смену злости придет смех, нужно закончить перепалку приятным словом: «А ты солнышко (котенок, сахарок)».

Агрессию у детей постарше можно унимать обзывалками в стихотворной форме. Например:

«Ленка — пенка — колбаса,
На веревочке оса.
Ленка — пенка — колбаса,
Тухлая капуста.
Съела кошку без хвоста,
И сказала: «Вкусно».

Расслаблялки

По мере того, как ребенок будет учиться распознавать свой гнев, нужно учить его самоконтролю. Одним из способов является расслабление. Нужно попросить малыша изобразить злость, а затем попробовать прилечь и расслабиться. Необходимо закрыть глаза и представить, как он качается на волнах на надувном матрасе. Можно сделать легкий массаж с потешками. Главное, чтобы ребенок почувствовал, что гнев – это временная эмоция, которую он способен контролировать.

Злая кукла

Малышу можно подарить игрушку, которая обладает не слишком покладистым характером. Нужно придумать и рассказать ее историю, попросить сына или дочку ее перевоспитать. Чтобы игра не наскучила, взрослый должен активно участвовать в ней, управлять второй куклой, спрашивать, как чувствует себя воспитанник, научился ли он бороться со злостью.

Мешочек для крика

Еще один действенный способ избавиться от гнева и предотвратить агрессию – покричать в мешочек. Ребенку нужно разрешить выкрикивать любые, даже самые плохие слова. Лучше он сделает это сейчас, чем потом, на улице. После того, как малыш почувствует облегчение, мешочек вытряхивают за окошко.

Арт-терапия

Разгневанному ребенку можно предложить лист бумаги и карандаши и попросить нарисовать свои чувства. Поначалу он будет выбирать темные тона, надавливать на карандаш с силой. По мере того, как нажим будет слабеть, нужно предложить новую идею – изобразить счастье или мечту. Также для арт-терапии хорошо подходят пальчиковые краски, которыми можно рисовать на холсте всей рукой. Дети 5 лет и старше могут рисовать карикатуры на своего обидчика. На заключительном этапе плохой рисунок уничтожают – рвут или сжигают.

Если ребенок сильно разозлен и расслабление невозможно, нужно показать, как правильно выплеснуть негатив. Например, устроить бой подушками, покидать мяч в баскетбольное кольцо, побить грушу, поиграть в боулинг. Также полезно будет отвести агрессивного ребенка в какую-нибудь спортивную секцию, где он будет расходовать свою энергию (плавание, боевые искусства, акробатика).

Итак, на формирование агрессии у детей существенно влияют внутрисемейные отношения и способы воспитания. Слишком строгие правила, равно как и вседозволенность, могут подтолкнуть ребенка к агрессивному общению. Важно не окружать ребенка запретами, а объяснять и показывать на примере, как приемлемо себя вести, а как нет. Психологи рекомендуют использовать слово «нельзя» не более 5 раз в день – только в случаях, когда малыш собирается сделать что-то действительно опасное. В остальном нужно переключать его внимание. Например, если он пытается разбить кружку, нужно дать пластиковый стаканчик со словами «попробуй бросить это». Или при попытке порвать книгу дать старую газету, которую рвать можно.

Конечно, чтобы обуздать агрессию ребенка, взрослому самому нужно умерить эмоции. Для этого при очередной вспышке гнева стоит задаться вопросом: «А что в этот момент происходит в детской голове?».

Источники:

http://www.vospitaj.com/blog/doktor-komarovskijj-rasskazal-otkuda-berjotsya-agressiya-u-detejj-i-chto-delat-dalshe/
http://www.b17.ru/article/moi_rebenok_menya-biet_agressiya_rebenka/
http://razvivashka.online/psihologiya/agressiya-u-detey

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector