Ребенок резко начинает кивать головой. Детская неврология, психология и психиатрия

Доктор Комаровский о синдроме навязчивых движений у детей

Дети — существа ранимые и впечатлительные, а потому нет ничего удивительного в том, что они более эмоционально переживают те или иные ситуации. Там, где взрослый переступит и забудет, ребенок будет еще долго переживать, снова и снова возвращаясь в непонятную или неприятную для него пережитую минуту. Поскольку маленькие дети не в состоянии словами выразить весь спектр своих эмоций, то они могут начать проявлять их на физическом уровне. И вот уже у ребенка появляется привычка щипать себя за ухо, часто моргать, кусать пальцы рук. Известный доктор Евгений Комаровский рассказывает о том, как относиться к таким странностям в поведении ребенка и можно ли это чем-то лечить. Синдром навязчивых движений у детей – это проблема, с которой сталкиваются многие.

Что это такое?

Синдром навязчивых движений у детей — это комплекс психоэмоциональных нарушений, которые возникают под воздействием эмоционального потрясения, сильного страха, испуга, стресса. Проявляется синдром серией немотивированных движений – однотипных либо переходящих в более сложные.

Чаще всего родители обращаются с жалобами на то, что их чадо вдруг начало:

  • грызть ногти и кожу вокруг ногтей;
  • скрежетать зубами;
  • мотать головой из стороны в сторону;
  • раскачиваться всем корпусом без видимой причины;
  • взмахивать или трясти руками;
  • щипать себя за уши, за руки, за щеки, подбородок, за нос;
  • обкусывать собственные губы;
  • моргать и жмуриться без причины;
  • выдергивать собственные волосы или постоянно накручивать их на палец.

Проявления синдрома могут быть и другими, но о заболевании можно говорить тогда, когда ребенок повторяет серию движений или одно движение часто, особенно в тех ситуациях, когда он начинает волноваться или чувствует себя неловко.

Факторы, которые могут запустить механизм возникновения синдрома навязчивых движений, многочисленны:

  • сильный стресс;
  • долгое нахождение в психологически неблагополучной обстановке;
  • тотальные ошибки в воспитании — попустительство или чрезмерная строгость;
  • дефицит внимания;
  • перемены в привычной жизни — переезд, смена детского сада, отъезд родителей и их долгое отсутствие.

Самому ребенку все эти проявления могут не причинять ровным счетом никаких неудобств – если, конечно, он не травмирует себя.

Примечательно, что синдром навязчивых движений признан медиками заболеванием, у него есть свой номер в Международной классификации болезней (МКБ-10), нарушение отнесено к невротическим, вызванным стрессовыми ситуациями, а также соматоформным. Однако у врачей не было и нет единого стандарта диагностики этой болезни. Иными словами, ребенку диагноз поставят только на основании жалоб родителей и описанных ими симптомов.

Стандарта лечения невроза навязчивых состояний также не существует — тут все зависит от конкретного врача-невролога, который может порекомендовать попить успокоительное и посетить психолога, а может прописать целую кучу лекарств, витаминов – и обязательно довольно дорогостоящий массаж (естественно, у своей знакомой массажистки).

Если непроизвольные движения чада вызваны определенной причиной, то с большой долей вероятности синдром пройдет сам, без какого-либо лечения. Просто ребенку требуется время на то, чтобы избавиться от переживаний. Однако он может быть и признаком более тревожных состояний.

Что делать родителям?

Невроз навязчивых движений и состояний, по словам Евгения Комаровского, является проявлением неадекватного поведения. Оно обязательно заставляет родителей обращаться за консультацией к врачу, поскольку очень сложно самостоятельно разобраться в том, что происходит — временное психологическое нарушение или стойкое психическое заболевание.

Евгений Комаровский при появлении неадекватных симптомов советует родителям хорошо подумать, а что предшествовало этому — были ли конфликты в семье, в детском коллективе, болел ли чем-то малыш, принимал ли при этом какие-либо медикаменты. Если принимал, то нет ли у этих таблеток или микстур побочных действий в виде нарушений со стороны центральной нервной системы.

Временному стрессовому синдрому всегда имеется объяснение, у него всегда есть причина.

А вот у психического заболевания причины чаще всего может не оказаться. Если ничего не менялось, не болело, никаких лекарств ребенок не принимал, у него не было температуры, он хорошо ел и спал, а наутро он мотает головой из стороны в сторону, морщится, моргает и жмурится, пытается спрятаться, убежать, трясет руками без перерыва уже битый час – это, безусловно, повод для обращения к детскому неврологу, а затем и к детскому психиатру.

Проблема заключается в том, говорит Комаровский, что родители стесняются обращаться к такому специалисту, как психиатр. Это большое заблуждение. Негативные установки в отношении докторов, которые помогают решить проблемы с поведением, нуждаются в скорейшем пересмотре.

Сын или дочка может дойти в своих нервных проявлениях до состояний, которые могут угрожать жизни и здоровью. Если появляется риск членовредительства, ребенок своими движениями способен причинить себе серьезный вред, Комаровский советует обязательно обратиться к специалисту, чтобы исключить наличие психиатрических нарушений и получить рекомендации по выходу из создавшегося положения.

Чего делать нельзя?

Не стоит акцентировать внимание на навязчивых движениях – и уж тем более пытаться запрещать ребенку их совершать. Он делает их неосознанно (или практически неосознанно), а потому запретить их в принципе невозможно, а вот усугубить эмоциональное нарушение запретами – легко. Лучше отвлечь ребенка, попросить его сделать что-то, помочь, куда-то вместе сходить.

Читать еще:  Правильное питание для 7 ми месячного ребенка. Базовый рецепт овощного супа. Особенности режима питания

Нельзя повышать голос и кричать на ребенка в тот момент, когда у него началась серия немотивированных движений, говорит Комаровский. Реакция родителей должна быть спокойной, адекватной, чтобы не испугать ребенка еще сильнее.

Лучше всего продолжать говорить с малышом тихим, спокойным голосом, короткими предложениями, не спорить с ним, ни в коем случае не оставлять его одного. Не стоит также смотреть малышу прямо в глаза.

Игнорировать проблему тоже нельзя, ведь ребенок очень нуждается с том, чтобы с ним поговорили, обсудили его проблему. В конце концов, у него эти новые «вредные» привычки тоже вызывают недоумение и испуг. Порой именно доверительно общение помогает избавиться от проблемы.

С большой долей вероятности невролог, к которому придут на прием родители с жалобами на навязчивые движения у ребенка, назначит один или несколько седативных препаратов, препараты магния, а также витаминные комплексы. Он настоятельно порекомендует посетить массаж, ЛФК, бассейн и солевую спелеокамеру. Лечение встанет семейству в довольно круглую сумму (даже при самых приблизительных подсчетах).

Евгений Комаровский советует хорошо подумать, собираясь начать такое лечение. Если психиатр не нашел серьезных отклонений, то диагноз «синдром навязчивых движений» не должен становиться поводом для того, чтобы пичкать ребенка таблетками и уколами. Фармацевтические средства с огромной долей вероятности вообще никак не повлияют на процесс выздоровления.

Сам факт их назначения удобен и врачу-неврологу, и родителям. Ведь доктор прекрасно понимает, зачем к нему пришли встревоженные родители — за лечением. И он его назначает, а это значит, что родители не пойдут жаловаться на специалиста, который оказался таким невнимательным, что «совсем ничего не прописал». Родители полагают, что есть волшебные таблетки, которые за несколько приемов решат все проблемы.

Таких таблеток нет, утверждает Комаровский. Но есть другие, более действенные способы помочь ребенку избавиться от невроза — это любовь мамы и папы, терпение, время и участие. Если родители возьмут за правило каждый день гулять со своим чадом, обсуждать фильмы и книги, которые вместе посмотрели и прочитали, если дома создадут благоприятные эмоциональные условия, то довольно быстро у ребенка исчезнут все навязчивые состояния и движения, которые так беспокоили его родственников. Будет отлично, если мама и папа найдут хорошего детского психолога, который поможет им нормализовать состояние сына или дочери.

В следующем видео доктор Комаровский рассказывает о способах борьбы с дурными привычками у детей.

Просмотр полной версии : Ребенок 10 мес. кивает головой

Здравствуйте, уважаемые врачи! Подскажите, пожалуйста, что бы это могло быть. Ребенку-девочку без недели 10 мес. Вот уже 4 дня, как она начала кивать головкой, как бы прижимая ее к груди. По нескольку раз в день. Начиталась, что это могут быть начальные признаки эпилепсии. У нас ни у кого эпилепсии не было, ребенок развивался нормально, никаких отклонений не было.
Вот сегодня она проснулась, минут ч-з 10 после сна сидит в кровати теребит игрушку и начала кивать, раза 2-3. Не резко, как бы головку вниз к груди прижимает, бывает плечики вверх при этом поднимает. Потом вечером пару раз и все. Она в сознании, не отключается, смотрит перед собой, глаза не закатывает.
Были у невролога в поликлинике, она сказала, что надо делать ЭЭГ, без него ничего сказать не может. Я решила неделю понаблюдать, если не пройдет — сделаю. Просто ехать в другой конец города.
Я сняла видео-посмотрите, пожалуйста. Есть ли действительно. что-то серьезное в этих кивках? Заранее большое спасибо за ответ!

На первом видео после 30 секунды. [Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]

На втором видео прибизительно на 40 секунде кивнула [Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]

Здравствуйте, уважаемые врачи!

Сегодня были на ЭГГ, на котором вообще никаких патологий не выявлено. Но она и не кивала в эти минуты. Затем пошли у неврологу-эппитологу тоже с этим видео и с результатами ЭГГ.
Видео ей, конечно, не очень понравилось, но посмотрев моего ребенка, сказала, что иногда бывает, что дети сами выдумывают себе какие-то либо движения, которые пугают родителей. Поставила диагноз Доброкачественные двигательные феномены. Прописала месяц попить Неврохель. Сказала, что если будут ухудшения — на повторное ЭЭГ и к ней на прием.
Я посмотрела синдром Веста — наши кивки вроде бы не похожи. И еще врач, который делал ЭГГ сказал, что наш ребенок точно не смахивает на больного Вечтом.
И еще мне кажется, что я могу дочкины кивки «контролировать». Не знаю, как правильно написать, но мне кажется, она кивает только когда ничем не занята. Например, если сидит в кроватке сама — может кивать.
Вот сегодня после пробуждения утрешнего я ее сразу начала умывать-одевать-ездили в больницу на все эти процедуры — и я ни разу не заметила, чтоб она так кивала. Т.е. мне кажется. что если ее чем-то завлекать, чтоб она сама с собой на едине не оставалась, то и кивков не будет. Ну посмотрим до вечера.

Как Вы сможете проккоментировать поставленный диагноз, прием лекарства?

Здравствуйте, уважаемые врачи!

Сегодня были на ЭГГ, на котором вообще никаких патологий не выявлено. Но она и не кивала в эти минуты. Затем пошли у неврологу-эппитологу тоже с этим видео и с результатами ЭГГ.
Видео ей, конечно, не очень понравилось, но посмотрев моего ребенка, сказала, что иногда бывает, что дети сами выдумывают себе какие-то либо движения, которые пугают родителей. Поставила диагноз Доброкачественные двигательные феномены. Прописала месяц попить Неврохель. Сказала, что если будут ухудшения — на повторное ЭЭГ и к ней на прием.
Я посмотрела синдром Веста — наши кивки вроде бы не похожи. И еще врач, который делал ЭГГ сказал, что наш ребенок точно не смахивает на больного Вечтом.
И еще мне кажется, что я могу дочкины кивки «контролировать». Не знаю, как правильно написать, но мне кажется, она кивает только когда ничем не занята. Например, если сидит в кроватке сама — может кивать.
Вот сегодня после пробуждения утрешнего я ее сразу начала умывать-одевать-ездили в больницу на все эти процедуры — и я ни разу не заметила, чтоб она так кивала. Т.е. мне кажется. что если ее чем-то завлекать, чтоб она сама с собой на едине не оставалась, то и кивков не будет. Ну посмотрим до вечера.

Читать еще:  Мальчики в 1 месяц. Что умеет ребенок в первый месяц своей жизни

Как Вы сможете проккоментировать поставленный диагноз, прием лекарства?
Здравствуйте! Скажите, как у вас дела сейчас обстоят по поводу кивков у дочи? Что вам невролог назначала?
У нас просто такая же ситуация. Не могу подловить, чтобы снять на видео эти кивки. А ваше видео уже удалено.
Хотела написать вам в личные сообщения, но почему-то не нашла где это сделать. Спасибо.

Здравствуйте! Скажите, как у вас дела сейчас обстоят по поводу кивков у дочи? Что вам невролог назначала?
У нас просто такая же ситуация. Не могу подловить, чтобы снять на видео эти кивки. А ваше видео уже удалено.
Хотела написать вам в личные сообщения, но почему-то не нашла где это сделать. Спасибо.

Только увидела Ваше сообщение. Если кому-нибудь пригодится-то наши кивки прошли сами по себе приблизительно спустя пару месяцев от их начала.

Ребенок резко начинает кивать головой. Детская неврология, психология и психиатрия

Психология и Психиатрия

Медико-психологический центр «ПсихоМед»

Популярные Фобии

  • Страх неудачи (атихифобия) свойственен каждому индивиду, но одному человеку удае.
  • Страх одиночества хоть раз в жизни испытывал каждый индивид. Многие люди понимаю.
  • Игромания – это аналог зависимости, своего рода вредоносное увлечение, чрезмерно.
  • Консультации

    • Павел к записи Как простить измену жены
    • Вера Кляйншмидт к записи Женское одиночество
    • Анна к записи Игромания
    • Вадим к записи Как пережить развод с женой
    • Какоин Наркотьевич к записи Дебильность
  • Пройдите наш опрос

    Психические расстройства у детей

    Психические расстройства у детей возникают в силу особых факторов, провоцирующих нарушения развития детской психики. Психическое здоровье детей настолько уязвимо, что клинические выраженные проявления и их обратимость зависят от возраста малыша и длительности воздействия особых факторов.

    Решение проконсультировать ребенка у психотерапевта, как правило, родителям дается непросто. В понимании родителей это означает признание подозрений на наличие у ребенка нервно-психических расстройств. Многих взрослых пугает постановка малыша на учет, а также связанные с этим ограниченные формы обучения, а в будущем ограниченный выбор профессии. По этой причине родители зачастую стараются не замечать особенности поведения, развития, странности, которые обычно являются проявлениями психических расстройств у детей.

    Если же родители склоняются к мнению, что ребенка надо лечить, то сначала, как правило, предпринимаются попытки в лечении нервно-психических расстройств домашние средства или советы знакомых знахарей. После неудачных самостоятельных попыток в улучшении состояния отпрыска, родители принимают решение обратиться за квалифицированной помощью. Обращаясь впервые к психиатру или врачу-психотерапевту родители, зачастую, стараются это сделать анонимно, неофициально.

    Ответственные взрослые не должны прятаться от проблем и при распознавании ранних признаков нервно-психических расстройств у детей, своевременно обращаться к врачу и после следовать его рекомендациям. Каждый родитель должен обладать необходимыми знаниями в области невротических расстройств, чтобы предупредить отклонения в развитии своего ребенка и при необходимости обратиться за помощью при первых признаках расстройства, поскольку вопросы, которые касаются психического здоровья малышей, являются уж слишком серьезными. Самостоятельно экспериментировать в лечении недопустимо, поэтому следует вовремя обращаться к специалистам за советами.

    Зачастую родители списывают психические расстройства у детей на возраст, подразумевая, что ребенок еще маленький и не понимает, что с ним происходит. Нередко данное состояние воспринимается, как обычное проявление капризов, однако современные специалисты утверждают, что невооруженным взглядом психические расстройства очень заметны. Зачастую эти отклонения отражаются негативно на социальных возможностях малыша и его развитии. При своевременном обращении за помощью можно полностью излечить некоторые расстройства. При обнаружении подозрительных симптомов у ребенка на ранних стадиях, можно предотвратить тяжелые последствия.

    Психические расстройства у детей подразделяются на 4 класса:

    • умственная отсталость;
    • задержки развития;
    • аутизм раннего детского возраста;
    • синдром дефицита внимания.

    Причины психических расстройств у детей

    Появление психических расстройств могут вызываться различными причинами. Врачи утверждают, что на их развитие могут оказывать влияние всевозможные факторы: психологические, биологические, социопсихологические.

    Провоцирующими факторами выступают: генетическая предрасположенность к психическим заболеваниям, несовместимость по типу темперамента родителя и ребенка, ограниченность интеллекта, мозговые поражения, семейные проблемы, конфликты, травмирующие психику события. Не последнее значение имеет семейное воспитание.

    Психические расстройства у детей младшего школьного возраста часто возникают из-за развода родителей. Нередко увеличивается шанс возникновения психических расстройств у детей из неполных семей, или, если у одного из родителей в анамнезе имеется какое-либо душевное заболевание. Для определения, какого вида помощь необходимо оказать малышу, следует точно установить причину проблемы.

    Симптомы психических расстройств у детей

    Данные расстройства у малыша диагностируются по следующим симптомам:

    • тревожные расстройства, страхи;
    • тики, синдром навязчивости;
    • игнорирование установленных правил, агрессивность;
    • без видимых причин часто меняющееся настроение;
    • снижение интереса к активным играм;
    • замедленные и необычные телодвижения;
    • отклонения, связанные с нарушением мышления;
    • детская шизофрения.
    Читать еще:  Маршак синичкин календарь. Виталий Бианки. Рассказы для детей о природе читать и слушать

    Периоды наибольшей подверженности психическим и нервным расстройствам приходятся на возрастные кризы, которые охватывают следующие возрастные периоды: 3-4 года, 5-7 лет, 12-18 лет. Из этого очевидно, что подростковый и детский возраст является подходящим временем для развития психогений.

    Психические расстройства у детей до года обусловлены существованием ограниченного круга отрицательных и положительных потребностей (сигналов), которые малыши должны удовлетворить: боль, голод, сон, необходимость справления естественных потребностей.

    Все эти потребности имеют жизненно-важное значение и не могут быть не удовлетворены, поэтому чем педантичнее родители соблюдают режим, тем быстрее вырабатывается положительный стереотип. Неудовлетворение одной из потребности может привести к психогенному поводу и чем больше отмечается нарушений, тем тяжелее депривация. Другими словами, реакция малыша до года обусловлена мотивами удовлетворения инстинктов и, безусловно, в самую первую очередь — это инстинкт самосохранения.

    Психические расстройства у детей 2 лет отмечаются, если мать сохраняет чрезмерную связь с ребенком, способствуя тем самым инфантилизации и торможению его развития. Такие попытки родителя, создавая препятствия на пути самоутверждения малыша, способны привести к фрустрации, а также элементарным психогенным реакциям. При сохранении чувства сверхзависимости от матери развивается пассивность ребенка. Такое поведение при дополнительном стрессе способно принимать патологический характер, что зачастую бывает у детей неуверенных и пугливых.

    Психические расстройства у детей 3 лет обнаруживают себя в капризности, непослушании, ранимости, повышении утомляемости, раздражительности. Подавлять растущую активность малыша в возрасте 3-х лет необходимо осторожно, поскольку таким образом можно способствовать дефициту общения и дефициту эмоционального контакта. Дефицит эмоционального контакта способен привести к аутизму (замкнутости), расстройствам речи (задержке развития речи, отказам от общения или речевого контакта).

    Психические расстройства у детей 4 лет проявляются в упрямстве, в протесте против власти взрослых, в психогенных срывах. Отмечаются также внутренняя напряженность, дискомфортность, чувствительность к депривации (ограничение), которая вызывает фрустрацию.

    Первые невротические проявления у детей 4 лет обнаруживаются в поведенческих реакциях отказа и протеста. Достаточно незначительных отрицательных воздействий для нарушения психического равновесия малыша. Кроха способна реагировать на патологические ситуации, негативные события.

    Психические расстройства у детей 5 лет обнаруживают себя в опережении психического развития сверстников, особенно если интересы малыша приобретают одностороннюю направленность. Поводом к обращению за помощью к психиатру должна послужить утрата малышом приобретенных ранее навыков, например: бесцельно катает машинки, беднеет словарный запас, становится неопрятным, прекращает ролевые игры, мало общается.

    Психические расстройства у детей 7 лет связывают с подготовкой и поступлением в школу. Неустойчивость психического равновесия, хрупкость нервной системы, готовность к психогенным расстройствам могут присутствовать у детей 7 лет. Основой для этих проявлений выступает склонность к психосоматической астенизации (нарушения аппетита, сна, утомляемость, головокружения, сниженная работоспособность, склонность к страхам) и переутомлению.

    Занятия в школе тогда становятся причиной невроза, когда требования, предъявляемые к ребенку, не соответствуют его возможностям и он отстает по школьным предметам.

    Психические расстройства у детей 12-18 лет проявляются в следующих особенностях:

    — склонность к резким колебаниям настроения, беспокойство, меланхолия, тревога, негативизм, импульсивность, конфликтность, агрессивность, противоречивость чувств;

    — чувствительность к оценке другими своей силы, внешности, умений, способностей, излишняя самоуверенность, чрезмерная критичность, пренебрежение к суждениям взрослых;

    — сочетание чувствительности с черствостью, раздражительности с болезненной застенчивостью, желание признания с независимостью;

    — отказ от общепринятых правил и обожествление случайных кумиров, а также чувственное фантазирование с сухим мудрствованием;

    — шизоидность и циклоидность;

    — стремление к философским обобщениям, склонность к крайним позициям, внутренняя противоречивость психики, эгоцентризм юношеского мышления, неопределенность уровня притязаний, тяготение к теоретизированию, максимализм в оценках, многообразие переживаний, связанные с пробуждающимся половым влечением;

    — непереносимость опеки, немотивированные колебания настроения.

    Зачастую протест подростков вырастает в нелепое противодействие и бессмысленное упрямство всякому разумному совету. Развиваются самоуверенность и заносчивость.

    Признаки психического расстройства у детей

    Вероятность появления психических расстройств у детей в различные возрастные периоды разнятся. Учитывая, что психическое развитие у детей осуществляется неравномерно, то в определенные периоды оно становится дисгармоническим: одни функции формируются быстрее других.

    Признаки психического расстройства у детей, могут обнаруживать себя в следующих проявлениях:

    — чувство замкнутости и глубокой печали, продолжающееся больше 2-3-х недель;

    — попытки убить себя или навредить;

    — всепоглощающий без причины страх, сопровождающийся быстрым дыханием и сильным сердцебиением;

    — участие в многочисленных драках, применение оружия с желанием кому-то навредить;

    — бесконтрольное, жестокое поведение, причиняющее вред, как себе, так и другим;

    — отказ от еды, применение слабительных средств или выбрасывание еды для того, чтобы похудеть;

    — сильные тревоги, мешающие обычной активности;

    — трудности с концентрацией внимания, а также неспособность усидеть на месте, что представляет физическую опасность;

    — употребление алкоголя или наркотиков;

    — сильные перепады в настроении, ведущие к проблемам в отношениях;

    — перемены в поведении.

    На основании только этих признаков сложно установить точный диагноз, поэтому родителям следует, обнаружив вышеизложенные проявления обратиться к психотерапевту. Данные признаки совсем не обязательно должны проявляться у малышей, имеющих психические отклонения.

    Лечение психических проблем у детей

    За помощью в выборе метода лечения следует обращаться к детскому психиатру или психотерапевту. Большинство расстройств нуждаются в длительном лечении. Для лечения маленьких пациентов применяются те же препараты, что и для взрослых, однако в меньших дозах.

    Как лечить психические расстройства у детей? Эффективны в лечении антипсихотики, противотревожные препараты, антидепрессанты, различные стимуляторы и стабилизаторы настроения. Большое значение имеет семейная психотерапия: родительское внимание и любовь. Родителям нельзя оставлять без внимания первые признаки расстройств, развивающихся у ребенка.

    При проявлениях непонятных симптомов в поведении ребенка можно получить консультативную помощь по волнующим вопросам у детских психологов.

    Источники:

    http://o-krohe.ru/komarovskij/sindrom-navyazchivyh-dvizhenij-u-detej/
    http://forums.rusmedserv.com/archive/index.php/t-263672.html
    http://psihomed.com/psihicheskie-rasstroystva-u-detey/

  • Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector