Ребенок с ЗПР в школе. Почему он себя так ведет. Воспитание детей с задержкой психического развития

Ребенок с ЗПР в школе. Почему он себя так ведет

Для школьника с ЗПР эмоциональный процесс преобладает над деловыми отношениями. Именно поэтому учителя наблюдают у детей с задержкой психического развития крайние формы выражения своих эмоций, что сказывается на работе класса.

(В статье не будут рассмотрены проявления особенностей ребенка с ЗПР, когда он аппатичен, пассивен, безинициативен, замкнут).

Частые слезы, раздражение и агрессивность, неудержимый смех, кривляние, клоунада, как форма защиты, а не распущенность и издевательство над учителем. Эмоциональное напряжение из-за неумения справиться с тревогой и недоумением возрастает, и ребенок, таким образом, пытается сохранить себя.

я.

Учащийся с ЗПР во время урока может громко комментировать, выкрикивая ответы, громко жаловаться, что ему кто-то мешает, отвечая у доски смешить всех.

Избегание — другая крайность эмоционального реагирования. Например: Ребенок с ЗПР может выбегать из класса из-за того, что не справляется с эмоциями, отказываться отвечать, выходить к доске, молчать, когда учитель задает ему вопросы.

Ругать и наказывать ребенка с ЗПР в этом случае бесполезно. Именно так он демонстрирует свою беспомощность. Учителям важно понимать причины такого поведения и не принимать его на свой счет.

Причины в самом заболевании, поэтому не следует обижаться и злиться на ребенка.

Родителям ребенка с ЗПР тоже важно осозновать это.

Слышать от учителя жалобы и претензии в отношении поведения ребенка на уроке дейстительно больно и неприятно. Замыкаться и оставаться один на один с этим не стоит. Помощь всегда есть, обращайтесь!

Раздражение и злость на ребенка за такое поведение будет плохим советчиком и навредит.

Обнимите ребенка, прижмите его к себе и скажите: «Да, я понимаю, тебе трудно справиться со своими эмоциями. Я верю, что ты не делаешь это специально. Тебе страшно, поэтому ты так реагируешь, и/или ты не умеешь правильно реагировать и делать так, чтобы не нарушать правила поведения. Давай учиться этому вместе.»

Сформируйте новые способы реагирования и проиграйте их вместе с ребенком. Вы — ученик, ребенок — учитель! Побудьте непослушным и вредным учеником, а потом послушным. У ребенка будет возможность сравнить, осознать различие, сделать вывод.

Объясните ребенку, что в в классе другие дети, и они пришли учиться. Учитель выполняет свою работу. Это его обязанность. За нарушением правил поведения, всегда приходится отвечать. Приведите примеры из взрослой жизни. Что следует за нарушение ПДД и т.д.

Работайте с ребенком на опережение. Перед школой рисуйте словесную картину предстоящих событий в классе и после школы. В каждодневной жизни ребенка находите приятные события, на которые он и вы, родители, можете опереться.

После преодоления трудностей, обязательно будет легко и радостно.

Школа и уроки — это только часть жизни ребенка и вашей!

Ирина Василакий, арт, гештальт-терапевт, расстановщик, специальный детский психолог, дефектолог +7 916 536 536 2 WhatsApp, скайп irino4kavas

Воспитание детей с задержкой психического развития

Под задержкой психического развития у детей (ЗПР) понимают определенную форму интеллектуальной недостаточности, которая проявляется в незрелости личности, сбоях в формировании познавательной сферы, отставании в развитии основных психических функций:

  • моторики;
  • сенсорики;
  • воли;
  • речи.

Важно понимать, что ЗПР — это не клиническая форма неизлечимого заболевания, а всего лишь происходящее в замедленном темпе развитие, в результате чего возраст малыша и уровень его интеллекта не соответствуют друг другу.

Если с такими детьми не заниматься, они не смогут подготовиться к учебному процессу в школе, даже если определить их в специальный коррекционный класс. Также отставание негативным образом отразится на их поведении, навыках и формировании личности в целом.

Особенности детей с отставанием в психическом развитии и причины ЗПР

Для детей с ЗПР характерны следующие особенности:

  • низкий уровень работоспособности;
  • быстрая утомляемость;
  • невнимательность;
  • невысокий уровень произвольной памяти;
  • несформированное мышление;
  • неправильная речь;
  • необычное поведение;
  • скудный словарный запас;
  • неумение контролировать себя;
  • незрелая эмоционально-волевая сфера и пр.

Повлиять на замедление процесса психического развития детей могут:

  • нарушения воспитания, в результате чего малыш начинает отставать от сверстников как в психическом, так и физическом отношении (речь о гармоническом инфантилизме);
  • разные виды соматических заболеваний (дети с ослабленным здоровьем);
  • поражения ЦНС разной степени тяжести.

Чаще всего дети с ЗПР визуально ничем не отличаются от здоровых детей, поэтому родители порой даже не догадываются о проблеме,переоценивая возможности малыша и не понимая, каким должно быть воспитание в семье.

Первые же «ласточки» тревоги прилетают в семью, как правило, когда малыша отправляют в детский сад или в школу, где педагоги обращают внимание на его неспособность усваивать материал.

В это время нужно начинать работу с малышом по особой программе. Догнать сверстников ему будет тем сложнее, чем позже будет диагностирована ЗПР. Именно поэтому так важно своевременно обратить внимание на проблему и предпринять меры, корректируя процесс воспитания и развития малыша в семье.

Читать еще:  Что готовить ребенку в 9 месяцев. Примерное количество пищи в день. Особенности приготовления «детских» блюд

Диагностика задержки психического развития

Полностью разобраться в степени отставания психического развития можно будет только с помощью докторов, которые смогут провести комплексное обследование малыша, учитывая состояние функций его мозга и характер поведения.

На ранних сроках в домашних условиях родители должны обращать внимание прежде всего на то, как играет их чадо. Несформированность игровой деятельности — первый признак отставания в психическом развитии у детей. Обычно такие малыши не умеют играть в ролевые игры, чаще всего не способны сами придумать сюжет, а если и придумывают, то он отличается скудностью и однообразием.

Практика показывает, что каждый малыш с диагнозом ЗПР может достичь определенных успехов, обучаясь по программе обычной общеобразовательной школы. Главное, чтобы родители и педагоги на раннем этапе не слишком давили, считая его медлительность результатом лени, а помогли ему справиться с трудностями и догнать остальных учащихся.

Важно, чтобы родители также для себя поняли, что их малыш не совсем такой, как другие, но это не повод его подгонять, критиковать и унижать. Да, он немного более медленный, но его результаты в школе будут не хуже, чем у других детей, если принимать во внимание особенности воспитания, придерживаться их и правильно формировать процесс обучения.

Роль семьи в жизни детей с ЗПР

Стоит отметить, что семья — это главный фактор развития малыша, не только с задержкой психического развития, но и здорового. От того, каким будет его воспитание в семье, отношение родителей, будет зависеть его судьба, его успех, самооценка и многие другие важные вещи.

Воспитание малыша с ЗПР — это определенные сложности, к которым родителям нужно быть готовыми. Причем сложности это ежедневные, связанные в первую очередь с поведением малыша, на котором отражается поражение его ЦНС и следующие за этим последствия, описанные выше.

Для ребенка с диагнозом ЗПР крайне важно правильно наладить отношения с матерью. Если у здоровых детей начальные навыки развиваются без какой-либо сторонней помощи, то малыш с задержкой психического развития нуждается в помощи взрослых, которые должны проявить понимание, терпение и выдержку.

Не стоит отчаиваться, если правильно выстроенное воспитание ребенка пока не дает результатов. Они обязательно будут, даже у детей с серьезными нервно-психическими патологиями.

Дети с ЗПР с проявлениями инфантильности: как воспитывать

Дети с так называемым психологическим инфантилизмом относятся к группе с первой стадией задержки психического развития. Их легко отличить по несамостоятельности, быстрой утомляемости, беспомощности и сильной зависимости от матери.

Особенности воспитания в семье с такими детьми должны заключаться в развитии самостоятельности. При этом нужно отдавать себе отчет, что такие малыши навсегда останутся ранимыми, эмоциональными и сильно обидчивыми.

Правильное воспитание позволит таким детям в будущем стать самыми усидчивыми и послушными. Да, на каком-то этапе они не умеют быстро адаптироваться к переменам, часто боятся быть высмеянными, остро нуждаются в четком руководстве к действию. Но, осознавая, каким должно быть воспитание в таком случае, родители смогут построить процесс таким образом, чтобы развивать в ребенке позитивные качества и помочь ему справиться с неуверенностью и страхом.

Инфантильные дети действительно безынициативны, но они совершенно изменяют линию поведения, если получают адекватную похвалу от взрослых. Особенно важна для таких детей похвала матери, которая для них является воплощением защищенности. Когда мама деликатно подсказывает, поддерживает и хвалит, у ребенка укрепляется с ней эмоциональная связь, позволяющая справиться с врожденными страхами (чаще всего страхом смерти).

Недостаток внимания и поддержки со стороны матери у ребенка с ЗПР и инфантилизмом будет вызывать чувство обиды и непонимания, что будет побуждать его снова «стать маленьким» для того, чтобы получить внимание матери. Младенческое поведение станет сигналом о том, что малыш ощущает недостаток внимания и поддержки. Только похвалы и крепкая связь с родителями станут стимулом для развития таких детей, поэтому воспитание в семье должно строиться на этом принципе.

Ошибки родителей

Многие родители при формировании воспитания в семье, осознавая проблему ребенка, намеренно стараются развивать в нем не заложенные изначально качества. Естественно, они думают, что помогают малышу, учат его быть сильным, волевым и целеустремленным, словом, готовым к условиям и испытаниям современного мира. Обычно такое воспитание характерно родителям, временной ритм которых не совпадает с временным ритмом ребенка.

Вместо того, чтобы позволить малышам спокойно доделывать начатое, такие родители выходят из себя из-за их медлительности, подгоняют, таким образом подвергая испытаниям неокрепшую психику.

Наблюдая за тем, как родители раздражаются, ребенок понимает, что он и его действия — главная причина их разочарования и злости. Он лишается ощущения защищенности, без которого сложно говорить о полноценном развитии. Именно потеря этого чувства становится главным препятствием для выполнения даже самых простых действий.

Примерно такую же ситуацию можно наблюдать в кабинете у врача, куда приводят ребенка для оценки уровня его психического развития. Малыш может неуверенно себя чувствовать в обществе незнакомого человека, в незнакомом месте, что при диагнозе ЗПР может привести к излишне эмоциональной реакции и даже истерике, которые помешают объективно оценить состояние его психического здоровья.

Дети с психическим инфантилизмом нуждаются в контакте с родителями, и в первую очередь с матерью. Воспитание должно быть построено на доверии и помощи – так взрослые помогут ребенку справиться со страхами.
Как только малыш найдет в себе силы избавиться от страха, его интеллект перейдет на новый уровень развития за счет исчезновения мешающего усвоению важных навыков барьера.

Читать еще:  Если ребенок долго плачет. — Он устал и хочет спать. Охлаждение или перегрев

Как воспитывать отстающего малыша?

Ситуация несколько усугубляется, когда у ребенка с ЗПР присутствует звуковой вектор развития, то есть когда его самый чувствительный канал восприятия информации — слуховой. Такие дети очень чувствительны к звукам, негативно реагируют на порицательные интонации в голосе.

На фоне других малышей такие дети выделяются стремлением к одиночеству. Им сложно адаптироваться в коллективе, они не готовы посвящать время детским шумным развлечениям.

Для таких малышей характерны тихий голос, замкнутость и некоторая нескладность. Они часто переспрашивают, отвечают на вопросы после паузы. Это происходит не потому, что ребенок не понимает или не слышит – просто он слишком поглощен внутренним миром. Визуально подобная рассеянность может казаться заторможенностью.

Дети с повышенной звуковой чувствительностью практически не выражают эмоций, чем нередко вводят в заблуждение взрослых, не наделенных способностью слышать и чувствовать так же тонко, как и они.

Правильное воспитание таких детей позволит раскрыть в них задатки к абстрактному мышлению, иностранным языкам, математическим наукам.

Особенно спокойно таким детям в ночное время, когда у них появляется возможность вслушиваться в звуки тишины. Обычно этих детей сложно уложить спать, так как перед сном они долго думают, вслушиваются, «путешествуют» по собственному внутреннему миру, в результате чего утром чувствуют себя разбитыми, вялыми и неактивными.

Неправильная звуковая атмосфера, окружающая такого ребенка с детства, может стать причиной задержки его психического развития. Раздражающие слух звуки негативным образом сказываются на ребенке, который в результате может испытывать депрессию, иметь определенные сложности с налаживанием контакта с другими детьми.

Неправильное воспитание такого ребенка, с регулярными скандалами, криками и оскорблениями, может привести к развитию частичного аутизма. Сверхчувствительный звуковой сенсор малыша просто не справится с нагрузкой, и нейронные связи, ответственные за обучаемость, не смогут выполнять свои функции. В результате такой ребенок будет слышать звуки, не понимая их значения.

Важность дифференцированного подхода к воспитанию детей с ЗПР

Необходимо понимать, что воспитание ребенка с ЗПР — это серьезный, сложный многолетний труд. Облегчить его сможет только дифференцированный подход к процессу. Обозначив для себя врожденные свойства психики ребенка, родители могут направить усилия на их развитие, помочь справиться с основными проблемами и научить жизни в социальной среде.

Важно будет сформировать правильную картину психического образа ребенка для определения тех качеств, которые являются патологией и требуют коррекции медицинского характера, и тех, что могут быть исправлены в результате правильного воспитания . Такая система позволит провести корректировку имеющихся отклонений, развить положительные качества ребенка с ЗПР и предупредить последующее появление негативных качеств, тормозящих его полноценное развитие.

Трудности в обучении детей с задержкой психического развития
статья

Младший школьный возраст является одним из самых ответственных в развитии ребёнка. Именно в этот период под влиянием педагогического воздействия происходит становление учебной деятельности, в частности, базовых учебных навыков.

Однако в современной школе возрастает количество детей, которые испытывают значительные трудности в начальных классах. Они не справляются с темпом обучения, не успевают усвоить программный материал за отведённое время, и среди них преобладают дети с задержкой психического развития. Есть данные, что более 50% неуспевающих в общеобразовательной школе составляют дети с ЗПР.

В настоящее время неуспевающих детей стало много, так как переходный период в общественной и экономической жизни нашей страны сопровождается резким снижением социальной защищённости и здоровья детей. Это приводит к следующим отрицательным последствиям. При поступлении в школу и в условиях школьного обучения всё большее количество детей характеризуется ослабленным здоровьем, обнаруживает признаки социально-педагогической запущенности, пограничных нарушений в развитии высших психических функций, значимых для обучения. Не имея интеллектуального недоразвития, такие дети всё же испытывают трудности в учении и освоении социальной роли ученика, теряют веру в себя и надежду на достойное место в жизни. В условиях массовой школы ребёнок с ЗПР начинает осознавать свою несостоятельность, которая ведёт к попыткам личной компенсации в другой сфере, чаще всего, в нарушениях поведения. Именно поэтому дети с этим нарушением развития нуждаются в особом внимании и помощи со стороны учителей и родителей.

Предварительный просмотр:

Трудности в обучении детей с задержкой психического развития

Сек Людмила Сергеевна,

Младший школьный возраст является одним из самых ответственных в развитии ребёнка. Именно в этот период под влиянием педагогического воздействия происходит становление учебной деятельности, в частности, базовых учебных навыков.

Однако в современной школе возрастает количество детей, которые испытывают значительные трудности в начальных классах. Они не справляются с темпом обучения, не успевают усвоить программный материал за отведённое время, и среди них преобладают дети с задержкой психического развития. Есть данные, что более 50% неуспевающих в общеобразовательной школе составляют дети с ЗПР.

В настоящее время неуспевающих детей стало много, так как переходный период в общественной и экономической жизни нашей страны сопровождается резким снижением социальной защищённости и здоровья детей. Это приводит к следующим отрицательным последствиям. При поступлении в школу и в условиях школьного обучения всё большее количество детей характеризуется ослабленным здоровьем, обнаруживает признаки социально-педагогической запущенности, пограничных нарушений в развитии высших психических функций, значимых для обучения. Не имея интеллектуального недоразвития, такие дети всё же испытывают трудности в учении и освоении социальной роли ученика, теряют веру в себя и надежду на достойное место в жизни. В условиях массовой школы ребёнок с ЗПР начинает осознавать свою несостоятельность, которая ведёт к попыткам личной компенсации в другой сфере, чаще всего, в нарушениях поведения. Именно поэтому дети с этим нарушением развития нуждаются в особом внимании и помощи со стороны учителей и родителей.

Читать еще:  Как сделать снеговика из бумаги объемного. Объёмный Снеговик из бумаги своими руками для детей. Мастер-класс с пошаговыми фото

Общими чертами для ЗПР различного происхождения являются: повышенная истощаемость, низкая работоспособность, ограниченный запас общих сведений и представлений, обеднённый словарный запас, несформированность навыков умственной деятельности, эмоциональная неустойчивость, двигательные нарушения (возбудимость или, наоборот, заторможенность), частыми сопровождающими диагнозами могут быть дислексия, дискалькулия и дисграфия. Неустойчива у этих детей и самооценка, им также свойственны зависимость от внешних обстоятельств, повышенная внушаемость, необоснованные притязания и др. Эти недостатки действительно сильно усложняют жизнь и учебную деятельность детей с ЗПР, но всё же их положение не безнадёжно. При благоприятной обстановке в семье и умелом педагогическом подходе дети со слабо выраженной ЗПР преодолевают своё отставание и удовлетворительно, хотя и с трудом, усваивают программу общеобразовательной школы. Особого внимания требуют дети с ЗПР значительной выраженности, которая может привести к стойкой неуспеваемости, негативному отношению к учению и школе, срывам в поведении.

Ребёнок с ЗПР уже на первый взгляд не вписывается в атмосферу класса своей наивностью, непосредственностью, он часто конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не выполняет школьных требований. Поведение детей с ЗПР в зависимости от преобладания того или иного эмоционального фона характеризуется двумя крайностями: неустойчивое — с психомоторной расторможенностью, эйфорическим оттенком настроения, импульсивностью; и тормозимое — с пониженным фоном настроения, боязливостью. В то же время он прекрасно чувствует себя в игре, прибегая к ней в тех случаях, когда возникает необходимость убежать от трудной для него учебной деятельности. Не осознавая себя учеником и не понимая мотивов учебной деятельности и её целей, такой ребёнок затрудняется в организации собственной целенаправленной деятельности. Информацию, идущую от учителя, ученик воспринимает замедленно и так же её перерабатывает, а для более полного восприятия он нуждается в наглядно-практической опоре и в предельной развёрнутости инструкций. В массовой школе такой ребёнок впервые начинает осознавать свою несостоятельность как ученика, у него возникает чувство неуверенности в себе, страх перед наказанием и уход в более доступную деятельность.

Во время обучения таких детей, имеющих ЗПР, необходимо придерживаться следующих правил:

  1. Осуществлять индивидуальный подход к каждому ребёнку;
  2. Предотвращать наступление утомления, используя разнообразные средства (чередование видов деятельности, преподнесение знаний небольшими частями, использование интересной и красочной наглядности и т. д.) ;
  3. Использовать методы, с помощью которых можно максимально активизировать познавательную деятельность детей, развить их речь и сформировать у них необходимые навыки;
  4. Предусмотреть проведение занятий, обеспечивающих подготовку детей к усвоению различных разделов программы, а также обогащение их знаниями об окружающем мире;
  5. Уделять внимание коррекции деятельности детей;

Она осуществляется на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях: общеразвивающих (коррекция памяти, внимания, речи, словарного запаса и др.), занятиях предметной направленности (подготовка к восприятию трудных тем, восполнение пробелов в знаниях), занятиях по формированию содержательной учебной мотивации, развитию познавательных интересов.

В завершении, хочется отметить, что дети с задержкой психического развития нуждаются в сугубо индивидуальном подходе с самого начала, как только обнаруживаются трудности в их обучении и поведении. Учитывая их особенности, полезно вводить игровые элементы в процесс обучения их грамоте и счёту, пользоваться красочно оформленным наглядным материалом. При этом виды занятий должны быть более разнообразными, эмоционально насыщенными. Иногда следует уменьшить объём заданий, надо подводить такого ученика к выполнению школьных заданий постепенно. В воспитательной работе большое значение имеет преодоление негативного отношения детей к учению, создание доверительных отношений со взрослыми, формирование дружного ученического коллектива, привлечение каждого ученика к общественно полезной деятельности. ЗПР – сложное нарушение развития, которое проявляется по-разному в каждом отдельном случае. В одних случаях задержки развития оказываются более лёгкими и касаются главным образом незрелости эмоционально-волевой сферы — детская непосредственность в поведении, несформированность школьных интересов, неумении сосредоточиться при выполнении школьных заданий; в других — к этому присоединяется ещё и некоторая задержка в развитии мышления. Все эти особенности часто усугубляются педагогической запущенностью. Изучая нарушения в учёбе у конкретного ребёнка, надо принимать во внимание все факторы. Учебная деятельность может быть нарушена потому, что нет рабочей установки, нет желания учиться или роль этих моментов крайне незначительна, и вместо положительного отношения выступает равнодушие или даже негативизм. Учебный процесс может также нарушаться, если не сформировались умения и навыки работы; он может быть нарушенным, если по уровню трудности требует более высокого психического развития (в частности, развития интеллекта), чем имеется у ученика, и предъявляет чрезмерные требования к физической выносливости. Однако своевременное и правильное педагогическое вмешательство может привести в дальнейшем к компенсации состояния таких детей. Понимание характера отклонений у ребёнка само по себе даёт учителю возможность найти наиболее правильные пути педагогического воздействия. В этих случаях педагогу важно иметь тесный контакт с детским врачом-психоневрологом, а также с семьёй ребёнка, которая при правильной и вдумчивой помощи со стороны педагога может играть большую роль. При этом очень важно, чтобы и учитель, и родители знали, что трудности в обучении не являются результатом нерадивости или лени, а имеют объективные причины, которые могут быть успешно преодолены.

Источники:

http://www.b17.ru/article/zpr_pebenok_povedenie/
http://rebenkoved.ru/otkloneniya-v-razvitii/zpr/vospitanie-detej-s-zaderzhkoj-psihicheskogo-razvitiya.html
http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2019/05/23/trudnosti-v-obuchenii-detey-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector