Ребенок в год не идет на контакт. неконтактный» ребенок

Принцы и принцессы Несмияны. Когда ребенок не идет на контакт – немного об элективном мутизме.

Ох, как же я переживала – привели ребенка на консультацию, а он стоит-молчит, прячется за маму. Уже и так и этак, и мыльные пузыри и танцы с бубнами, а он молчит. Чувствуешь себя клоуном-неудачником и бесталанным психологом в одном лице.

Когда-то, по молодости, каждую такую ситуацию я воспринимала мучительно – старалась заинтересовать ребенка, анализировала из-за чего все пошло не так и судорожно искала возможность провести все необходимые методики.

А потом это как-то прошло… Заходит мальчик или девочка – смотрит в пол, за маму уцепился, что-то ей на ушко шепчет… Да и ладно. Спокойно общаюсь с родителями, жду, когда ребенку надоест стоять, когда подойдет и игрушкам, и, как бы ненароком, не отвлекаясь от разговора с родителями, предлагаю лист бумаги, карандаши. Как правило, и это не помогает. Не хотят эти дети рисовать, а снова начинают за маму прятаться, дергать ее за рукава, всячески привлекать ее внимание. Вплоть до того, чтобы залезть маме на руки, сесть спиной к тетке-психологу и тихонько хихикая закрывать маме рот рукой или пытаться любым другим способом отвлечь ее от беседы.

Что касается основных жалоб родителей, то они, как правило, типичны – ребенок не разговаривает (или практически не разговаривает) с незнакомыми людьми, избегает шумных мест, не знакомится с детьми на площадках, а общается только с теми немногими детьми, которых хорошо знает и вообще «очень застенчив».

Впрочем, эта «застенчивость» имеет несколько странный характер – ребенок, который с дурашливым выражением лица отворачивается от вопрошающего его взрослого из-за маминой спины может показать язык или скорчить рожицу, без разрешения полезть в шкаф с игрушками.

В целом это поведение больше похоже на игру, на баловство – «а ну-ка, взрослые, побегайте вокруг меня, помучайтесь, упросите меня слово вымолвить».

Однако, проблема эта довольна серьезна и имеет свое название – ЭЛЕКТИВНЫЙ МУТИЗМ. Этим термином называют явление, когда ребенок вполне нормально владеет речью, но не использует ее для общения с определенными людьми или в определенных ситуациях. Он бывает разной степени выраженности: в легких случаях, ребенок по мере привыкания идет на контакт или не разговаривает только с определенной узкой категорией людей, например пожилыми женщинами. В тяжелых случаях – никто кроме мамы и папы никогда не слышал от ребенка ни одного слова.

Элективный мутизм, может быть в структуре детской шизофрении, психоорганического синдрома. Однако, нередко, никаких специфических нарушений, указывающих на наличие вышеназванных синдромов, не обнаруживается ни при стандартном патопсихологическом обследовании, ни с помощью аппаратных методов обследования. В таком случае, можно говорить об элективном мутизме, как самостоятельном нарушении. Иными словами, во многих случаях элективный мутизм, является проявлением целого комплекса индивидуальных особенностей ребенка.

Эти дети довольно специфического склада – с очень ярко выраженной незрелостью эмоционально-волевой сферы и социальной тревожностью, капризные и несамостоятельные – они буквально втягивают мам в симбиотические отношения, демонстрируя свою неспособность оставаться без них, «не отлипая» и «не отпуская». В то же время, в домашней обстановке, они могут быть весьма настойчивы в достижении своих целей и нытьем или истерикой добиваться своего.

Читать еще:  Трудовая деятельность в детском саду конспект. Конспекта трудовой деятельности в доу

Как правило, родители недооценивают проблему, считая, что ребенок «просто еще маленький», «просто мамин сынок», «просто перерастет».

Однако, есть достоверные данные, свидетельствующие, что люди, имевшие в детстве такие особенности, во взрослом возрасте пополняют ряды пациентов, с так называемыми пограничными состояниями. Их основной проблемой становятся социофобические реакции, панические атаки, созависимые отношения. А другая часть детей, и в более старшем возрасте, и будучи взрослыми, не начинает говорить так, как это принято в социуме.

Поэтому, если родители, педагоги, психологи увидели такую проблему, стоит внимательно отнестись к диагностике и ее решению, пока эти поведенческие реакции не закрепились настолько, что начали оказывать свое негативное влияние на жизнь ребенка – ведь «молчащий» человек лишает себя возможности обучения в школе, институте, и в конечном итоге, нормальной полноценной жизни.

Если ребёнок не идёт на контакт

Иногда родители, которые приходят на консультацию с ребёнком, говорят, что ребёнок совсем мало говорит, не активен на занятиях в детском саду, очень замкнутый.

Конечно, с такими детьми сложно заниматься. Ведь результат работы логопеда напрямую зависит от того, как ребёнок идёт на контакт.

В моей практике встречались такие дети, которые на первых занятиях сидели, повернувшись спиной, не повторяли артикуляционные движения, а просто наблюдали, как это делаю я и т. д. Конечно, постепенно контакт был установлен, подход к ребёнку был найден, но драгоценное время было упущено.

Что можно предпринять, чтобы помочь ребёнку нормально общаться с окружающим миром?

1. Расширяйте круг общения.

Почаще водите ребёнка на детские площадки, на которых всегда много детей. Старайтесь приходить туда каждый день, чтобы малыш мог привыкнуть к новым детям. Не стоит заставлять ребёнка принимать участие в играх. Понаблюдав какое-то время со стороны, ему самому захочется к детям.

Приглашайте в гости друзей с детьми. Находясь на своей территории, малыш будет чувствовать себя уверенно и постепенно начнёт общаться.

2. Не задавайте неудобных вопросов.

Не спрашивайте у ребёнка, почему он не хочет общаться. Он не знает ответа, а такие вопросы только могут раздражать его.

Если ребёнок в очередной раз замер у окна или на диване, подойдите и, ненавязчиво выясните причину.

Найдите способ переключить ребёнка на занятия, вызывающие радостные эмоции. Предложите ему что-нибудь интересное: посмотреть мультфильм, вместе порисовать или поиграть с кинетическим песком. Предлагайте любое занятие, которое приносит удовольствие вашему ребёнку.

Нужно обязательно обсудить занятие с малышом, чтобы дать ему возможность выразить свои чувства.

3. Создайте благоприятную атмосферу в доме.

Очень важно избегать ссор и скандалов в присутствии ребёнка.

Если он испугался, возьмите его за руку, обнимите, погладьте. Тактильный контакт с близким человеком успокоит его.

Используйте этот приём, когда общаетесь с незнакомым человеком или находитесь в новом месте.

4. Подталкивайте ребёнка к общению.

Искусственно создавайте ситуации, требующие общения.

Подбирайте для чтения такие сказки, в которых есть несложные диалоги. Как правило, дети просят почитать одну и ту же сказку несколько раз. После нескольких прочтений разыграйте диалог по ролям. Если сказка хорошо знакома, ребёнок будет уверен в правильности своей реплики.

Игры также нужно выбирать такие, где нужно разговаривать.

Находясь в магазине, можно сделать вид, что вы не можете обойтись без помощи ребёнка: попросите его узнать у продавца, стоимость какого-нибудь товара. Если у него не получилось, не стоит упрекать малыша, он просто ещё не готов к общению. В любом случае поблагодарите ребёнка. А свой эксперимент попробуйте повторить через неделю.

5. Разговаривайте с ребёнком.

Всегда интересуйтесь, какое настроение у вашего малыша, как он себя чувствует, что вкусненького приготовить ему, где он хотел бы прогуляться и т. д.

Часто дети ведут себя замкнуто из-за того, что никто не интересуется его чувствами и переживаниями. Такие дети не видят смысла в общении.

Читать еще:  Как развлечь ребенка в домашних условиях. Игрушки для ванной. Варианты игр под присмотром взрослых

Покажите ребёнку, что общаться – это интересно, весело и познавательно!

6. Помогите наладить общение с педагогом.

Многие родители беспокоятся о том, как помочь ребёнку наладить контакт с педагогом.

Психологи рекомендуют предупредить учителя или воспитателя о том, что ваш ребёнок с трудом идёт на контакт, что, скорей всего, он будет игнорировать взрослого, который пытается установить над ним контроль. Попросите педагога, чтобы он в первое время не навязывал общение ребёнку, чтобы не вызвать отторжения.

Можно попросить разрешения присутствовать на занятиях в первое время, чтобы малыш чувствовал себя комфортно.

Дома нужно объяснить ребёнку, что педагог не сделает ему ничего плохого, а наоборот – поможет узнать много интересного.

Нажмите палец вверх , подписывайтесь на канал , и вы узнаете, что могут сделать родители, чтобы помочь ребёнку с речевыми проблемами, а также много полезных и интересных советов для развития ваших детишек.

Оставляйте комментарии , делитесь своими мыслями и идеями. Буду очень вам признательна!

Как быть, если ребенок замкнут и не идет на контакт с педагогом?

«Мой ребенок замкнутый. Не знаю, что делать», «Он ни с кем не хочет общаться на площадке, играет один», «Воспитательница спрашивает, а она молчит, наверно, это аутизм» – с подобными жалобами родители часто приходят к детским психологу нашего центра. И правильно делают. Проблему замкнутости и неконтактности ребенка нельзя пускать на самотек. Ею должен заниматься специалист.

Что это такое, почему и как появляется?

Замкнутость – это не болезненное состояние и не аутизм. Это защитный механизм, который ребенок использует, чтобы оградить свой внутренний мир от вмешательства враждебных чужаков. Эта черта характера приобретается в результате внешнего воздействия, например, это могут быть:

  • чересчур строгие наказания,
  • постоянные скандалы в семье,
  • конфликтные ситуации в детском саду или школе,
  • сильная психологическая травма,
  • нехватка общения – ребенок просто не знает, как и зачем общаться,
  • тяжелая продолжительная болезнь,
  • родители постоянно выражают свое недовольство малышом.

Подумайте, какой темперамент у ребенка? Если он флегматик, то замкнутость является неотъемлемой чертой характера. Также замкнутость свойственна детям, родившимся раньше срока. Первые дни и даже недели своей жизни они проводят вдалеке от мамы, лишенные общения с семьей, и это может отразиться на их поведении в будущем. Как правило, замкнутость формируется у малышей старше одного года.

Как определить: ваш ребенок замкнутый или просто застенчивый? Действительно, и те, и те малыши примерно одинаково реагируют на одни и те же раздражители:

  • боятся незнакомцев и новых мест;
  • не терпят изменений в привычном образе жизни;
  • у них часто меняется настроение, их многое беспокоит.

Но застенчивые дети все же очень хотят общаться со сверстниками и взрослыми, а замкнутые ребята не нуждаются ни в каком общении. Если стеснительного ребенка достаточно научить выстраивать диалог с окружающими, то замкнутого ребенка нужно смотивировать на беседу, он должен сам захотеть общаться.

О замкнутости ребенка свидетельствуют следующие признаки:

  1. он почти всегда молчит, если и разговаривает, то очень тихо, робко, еле слышно;
  2. адаптация в новом коллективе проходит со сложностями, он предпочитает не участвовать в играх и оставаться наблюдателем;
  3. он не высказывает своего мнения, не дает никаких оценок и безучастно соглашается с большинством;
  4. друзей у малыша практически нет, он не общается с другими ребятами;
  5. у ребенка странные для его возраста увлечения, его интересы предполагают отсутствие общения и активности;
  6. ему трудно овладевать устными предметами – иностранные языки, чтение, история и другие дисциплины, связанные с коммуникацией, не идут;
  7. типичная реакция на изменение привычного графика или непонятную ситуацию – слезы или истерика.

Первая мысль, которая приходит в голову родителям замкнутого ребенка – он аутист. Направление даст невролог, у которого наблюдается малыш. Если аутизм подтвердится, врач и психолог немедленно начнут лечение и коррекцию. Многие аутичные дети, с которыми занимаются, успешно ходят в обычный детский сад и школу, ведут нормальный образ жизнь.

Читать еще:  Чем занять ребенка 1 год 1 месяца. Занятия для развития. Детство - это праздник

Как помочь ребенку открыться миру?

Психологи рекомендуют воспринимать замкнутость не как болезнь, а как повод к активным действиям, которые в итоге выведут ребенка на нормальное общение с окружающим миром. Что можно сделать?

1. Увеличивайте круг общения

Чаще посещайте популярные детские площадки, где много детей. Старайтесь ходить туда постоянно, чтобы он привык к новым ребятам. Главное не заставляйте насильно участвовать в игре. Понаблюдав немного со стороны, он сам захочет войти в шумную компанию. Приглашайте гостей с детьми. Ребенок будет находиться на своей территории, будет чувствовать себя уверенно и мало-помалу начнет вступать в диалог.

2. Не спрашивайте ребенка, почему он замкнут

Подобные вопросы только раздражают и злят его. Если ребенок опять замер у окна или в кресле, подойдите и, задавая наводящие вопросы, выясните причину. Найдите способ заменить негативные эмоции более радостными чувствами. Предложите интересное задание: посмотреть мультик, поиграть с цветным рисом, что-то нарисовать. Обязательно обсудите занятие с ребенком, дайте ему возможность выразить чувства через творчество и словесно.

3. Создайте безопасную атмосферу

Избегайте ссор и скандалов в присутствии ребенка. Если он чем-то испуган, легко поглаживайте его по голове или спинке, возьмите его за руку, обнимите. Тактильный контакт успокоит его. То же самое следует сделать и в ситуации, когда вы разговариваете с незнакомым человеком или пришли в новое место.

4. Провоцируйте ребенка на общение

Создавайте коммуникативные ситуации искусственно. Например, в магазине сделайте вид, что без помощи ребенка вам не обойтись и попросите его узнать у продавца, сколько стоят яблоки. В заключение обязательно горячо поблагодарите ребенка. Если ничего не получилось, не ругайте его, он просто еще не готов к общению. Повторите эксперимент через неделю-другую. Читая сказки на ночь, выбирайте те, где много диалогов, которые можно разыграть по ролям, желательно, чтобы они были простыми типа «Теремка» или «Колобка». Ребенок будет уверен в правильности своей реплики. То же самое касается и игр, выбирайте те, где нужно разговаривать.

5. Общайтесь с малышом

Всегда интересуйтесь, как у него дела, что бы он хотел съесть на ужин, куда он хочет пойти на прогулку, что необычного он видел на улице и т. д. Зачастую дети ведут себя замкнуто просто, потому что никому нет дела до их переживаний, они не видят смысла в общении. Покажите, что общаться – это здорово!

Многих родителей волнует вопрос, как помочь ребенку наладить контакт с педагогом. Детские психологи советуют в первую очередь предупредить учителя или воспитателя, что Ваш ребенок – замкнутый, а, следовательно, он, скорее всего, будет игнорировать взрослого, пытающегося установить над ним контроль, и воспринимать его как врага. Педагог не должен навязывать общение с собой ребенку, чтобы не вызвать отторжения. Попросите разрешения присутствовать на занятиях в первое время, чтобы малыш не терял чувства безопасности и комфорта. Объясняйте ребенку, что в педагог – это друг, который не сделает ему ничего плохого, создавайте позитивное восприятие.

Подумайте, как прошла адаптация? Не слишком ли быстро Вы стали увеличивать время пребывания в садике? Если да, стоит забрать ребенка на две-три недели и начать процесс адаптации с самого начала. Когда отношения с педагогом у ребенка не складываются вообще, поищите другого учителя или воспитателя, который имеет опыт общения с замкнутыми детьми.

Не опускайте руки, если ребенок не хочет общаться с окружающим миром. Придите с ним на консультацию к детскому психологу, он обязательно поможет справиться с этой проблемой!

Источники:

http://www.b17.ru/article/65645/
http://zen.yandex.ru/media/sovety_logopeda/esli-rebenok-ne-idet-na-kontakt-5c9111ae519bad00b48a1c93
http://karkusha.su/kak-byit-esli-rebenok-zamknut-i-ne-idet-na-kontakt-s-pedagogom/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector