Ребенок в год проявляет агрессию что делать. Не могу справиться с ребенком? Агрессивный ребенок что делать? Агрессия у детей дошкольного возраста и подростков. Например, пословицу Тише едешь — дальше будешь» дети интерпретируют так: надо ехать тихо, тогд

Содержание

Ребенок стал агрессивным. 6 причин агрессивного поведения у детей

Агрессивный ребенок: возраст, темперамент или сигнал родителям?

Ольга Маховская психолог, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Института психологии РАН

Агрессия у детей часто рассматривается воспитателями и врачами как результат педагогической запущенности или как яркий симптом заболеваний — неврологических или психиатрических. Однако психолог Ольга Маховская видит за проявлениями детской агрессивности мощный ресурс развития ребенка и прежде всего пытаются разобраться в причинах агрессии.

6 типов агрессивных детей

По психологическому содержанию агрессия может быть разных типов.

  1. Проявление кризиса в развитии, когда ребенок «вырос» из старых отношений с окружением и нуждается в новом типе связей. Именно в это время попытки взрослых вести себя «как всегда» вызывают закономерный протест у малышей, у которых сформировались навыки самостоятельности, накопился словарный запас и в результате возросла потребность в большей свободе действий;
  2. Проявление сильного темперамента. Дети с сильным темпераментом неутомимы, они настоящие марафонцы. Среднестатистические нормы сна и отдыха не подходят для детей, чьи задатки позволяют подолгу и с энтузиазмом играть, двигаться, слушать сказки, рисовать и т.д. Основными причинами внешней агрессии у ребенка могут быть желание завершить начатое, погруженность в процесс игры. Дети с сильным темпераментом капризничают и негодуют, когда они недогружены, а значит, не удовлетворены;
  3. Сигнал о физическом недомогании, физиологическом дискомфорте, сниженном настроении. До тех пор пока мы не научим ребенка различать физические и эмоциональные состояния, он будет сообщать о них непрямыми способами, к которым относятся и симптомы дискомфорта. Ребенок будет говорить всем телом, пока не выучит нужные слова, описывающие важные состояния и желания;
  4. Способ доминирования в отношениях со сверстниками или взрослыми. Высокий уровень агрессивности в семейных отношениях, когда родители тайно или открыто конфликтуют, служит прямой причиной детской агрессии и стремления верховодить;
  5. Сигнал о нехватке положительных эмоций. Ребенок может «приносить» из семьи в детский сад или школу негативные эмоции, ожидания и страхи. Агрессия по отношению к сверстникам мотивирована желанием избавиться от неприятного и пугающего напряжения. Вместо того чтобы наказывать ребенка, загоняя в замкнутый круг страданий, мы должны его выслушать, пожалеть и успокоить;
  6. Проявление «праведного гнева». Сражаясь с моралистами, считающими, что «нормальный ребенок — это послушный ребенок», психологи предлагают различать агрессию и праведный гнев. Если для негодования и протеста есть объективная причина, например, кто-то из родителей в который раз не выполняет обещания посетить зоопарк, ребенок вполне объяснимо сердится.

Приведем два случая, в которых причины агрессивности детей неочевидны, и только помощь психолога помогла родителям увидеть внутренние мотивы поведения ребенка.

Драчун Миша: слишком много энергии

Мишке 5 лет, и он драчун. Он с удовольствием дает команды домашним, и те уже поняли, что иногда проще подчиниться, чем договориться. Тем не менее вся семья оказывает жесткое сопротивление Мишке. Общими усилиями, прибегая и к телефонным переговорам со строгим отцом, и даже к физическим наказаниям, все-таки удается уложить его спать днем и вечером, заставить убрать игрушки, валяющиеся по всему дому, и вести себя за столом тихо, подчиняясь общему режиму жизни в семье.

Поскольку проблемы начались с самого рождения, семья живет в тяжелом предчувствии патологии развития ребенка. К тому же нейролептики радикально снимают проблему сна. К моменту обращения к психологу родители уже поставили мальчика на учет к невропатологу и психиатру.

Что происходит. Для людей, которые обладают сильным холерическим темпераментом, характерны выносливость, напористость, высокий физический тонус, потребность в физиологическом удовлетворении, высокая возбудимость. Темперамент генетически задан. Его нельзя исправить, но можно научиться справляться с проблемной стороной.

Первое: холерики нуждаются в дополнительных физических нагрузках, им важно двигаться как можно больше. Если родители сдерживают, «стреноживают» ребенка, потребность в движении нарастает стремительно, и «разрядка» станет слишком яркой.

Второе: холерики экспансивны. Они не любят препятствий и стараются занять как можно большее пространство. Вот почему игрушки разбросаны везде.

Третья особенность: доминантность. Лучшие условия для холериков — иерархия, которая строится по принципу «кто сильней, тот и главней». Авторитет отца незыблем, а остальных членов семьи пробуют «на слабо». Мы не призываем к физическим наказаниям, но иногда нужно продемонстрировать силу, просто крепко схватив ребенка за запястье, или сломав у него на глазах палку, или изобразив угрожающую мину.

Дети с холерическим темпераментом чувствительны к сильным сигналам. Слабые стимулы, унылые разговоры о моральной стороне вопроса, просьбы пожалеть они не воспринимают серьезно. Тех, кто слабее их, они не слушаются. Дети-холерики нуждаются не столько в отдыхе, сколько в дополнительных нагрузках и напряжении. Они настоящие марафонцы.

Закаленный Сергей: слишком мало любви

Сергею 11 лет, он — младший подросток. Папа и мама хотели, чтобы он вырос самостоятельным сильным парнем, поэтому с самого начала решено было не баловать мальчика. Папа воспитывал сына как настоящего мужчину. Предполагалось, что школа даст образование, а в семье будут закалять характер. Мама целиком поддерживала папу.

Жалобы учителей на то, что мальчик ведет себя агрессивно, стали нарастать от класса к классу. Но того, что он начнет кричать на мать, обвинять ее в жадности, никто не ожидал. Впереди намечались стычки с отцом. С этими страхами мама Сергея обратилась к психологу.

Что происходит. Агрессия — это последняя попытка отправить родителям запрос на любовь, когда нет даже жалости. Три способа получить ответную любовь:

  • проявление нежности (ребенок ластится в надежде на ответную ласку);
  • скулеж и попытка выклянчить немного тепла в том случае, если родители забыли, что ребенка нужно обнимать и ласкать, или не считают нужным проявлять «телячьи нежности»;
  • пускание в ход кулаков, крики, проявление сильных эмоций в надежде получить хоть какой-то эмоциональный отклик.

Считать, что агрессия — это способ привлечь внимание к своей особе, блажь ребенка, неверно. Иногда агрессия уже отчаянный крик о любви, в которой дети нуждаются больше, чем взрослые. Холодные формальные отношения между родителями, когда все делается правильно, каждый занят по хозяйству и при этом в семье главенствует принцип экономии на всем, включая эмоции, приводят к тому, что ребенок не получает необходимого подкрепления, его эмоциональный «резервуар» пустеет. На первый план выступает дефицит любви, принятия, поощрения.

Не зная, как получить любовь (ластиться и клянчить предписано девочкам), мальчики чаще проявляют агрессию, прежде всего по отношению к самым близким людям, от которых они еще ждут ответа на вопрос: «Почему меня никто не любит?».

Как вести себя с агрессивным ребенком: 8 советов

  1. Чтобы научить малыша до 4 лет совладать с сильными эмоциями, классическая психология вменяет родителям показать на примере кукол, животных, персонажей сказок, мультфильмов, других людей, как неприятно выглядит тот, кто злится и дерется. В сказках зло и агрессию персонифицируют Волк, Карабас-Барабас, Кощей.
  2. Чтобы научить ребенка распознавать эмоции и управлять ими, мы должны называть вслух его состояния и принимать их: «Я вижу, ты злишься!», «Ты грустишь? Я понимаю», «Мне тоже неприятно». Закон тут простой: разделенная с другими положительная эмоция увеличивается, а негативная уменьшается.
  3. Если вы сами впали в раж, отругали ребенка или кого-то другого при нем, покажите, как вы раздосадованы, извинитесь. Чем раньше вы объявите о своей ошибке, тем лучше. Дети быстро перенимают у родителей правила поведения в семье и обществе.
  4. Дети с повышенным уровнем латентной агрессии разряжаются через активные физические игры, упражнения, действия. Как только ребенок начнет заниматься силовыми видами спорта, или посещать бассейн, или играть в футбол, он станет сдержанным и внимательным к другим. Главное правило по-настоящему сильных людей: не обижать слабых, напротив, защищать тех, кто не может постоять за себя.
  5. Переключить внимание ребенка в состоянии агрессии помогут несколько способов:
    • сильный сигнал, который озадачит малыша, — это может быть звонок будильника, звук радио, включенного на полную громкость, короткий крик; за столом можно постучать ложкой по чашке или по тарелке;
    • неожиданное действие — выключите свет; поднимите малыша высоко вверх ненадолго, а затем опустите вниз; выйдите из комнаты, закрыв дверь;
    • предложение позвонить какому-нибудь известному человеку, на чье имя ребенок реагирует однозначно — с интересом. Прежде чем ребенок сообразит, что это шутка, он успокоится, а потом посмеется вместе с вами. Смех послужит позитивной разрядкой напряжения, с которым ребенок не смог справиться сам.

    Знание физиологии возбуждения помогает в воспитании: чтобы погасить один очаг возбуждения, нужно создать другой.

  6. Дети с навыками волевого поведения (после 7 лет) могут научиться специальным приемам управления эмоциями — точно так же, как взрослые. В состоянии возбуждения взрослый может ущипнуть себя за руку, сжать кулаки или эспандер, ухватиться за стул, поднять руки и сделать глубокий вдох, несколько раз громко хлопнуть в ладоши. Вспомните, что помогает вам совладать с собой, и поделитесь этим важным секретом с ребенком. Родители, признающиеся в небольших слабостях, становятся еще ближе детям.
  7. Если в состоянии агрессии ребенок обидел кого-то или сломал игрушку, то последствия придется устранять — извиняться, чинить. Когда ребенок успокоится, стоит вернуться к тому, что произошло. Почему он так поступил? Чего достиг? Как себя чувствуют те, кто был рядом? Хотят ли другие дети дружить со злым ребенком? Как можно исправить ситуацию? Как можно предупредить повтор? Социальные и психологические последствия дурных поступков всегда тяжелее физических. Люди важнее и сильнее вещей. «Починить» отношения труднее сломанных игрушек.
  8. Как наказывать за всплески агрессии? Изоляция и запрет на активные подвижные игры еще больше разозлят детей с сильным темпераментом. Они не любят подчиняться, могут затаить обиду или злобу. Более эффективный способ — дополнительная работа по дому.

Дети, как и взрослые, не очень любят убирать, мыть посуду, выносить мусор, стирать, однако понимают необходимость выполнения такой работы. Наказание рутинной, но полезной работой будет воспринято как справедливое и разумное.

Детская агрессия: понимать, а не подавлять

Агрессия ребенка в раннем возрасте является элементом его здорового развития. Однако, в ряде случаев она может помешать малышу познавать окружающий мир и привести к социальным проблемам в будущем. О том, как отличить нормальный уровень детской агрессии от патологического, понять ее причины и научить ребенка контролировать свои эмоции, в интервью «Летидору» рассказала Жанетт Линн , руководитель детского центра Политехнического университета штата Калифорния.
Жанетт, в чем особенности детской агрессии в раннем возрасте? Когда и почему она начинает проявляться?
– Элементы агрессии могут присутствовать в поведении ребенка с рождения – для него это один из способов изучения окружающего мира. Преимущественно, это связано с тем, что ребенок еще не научился контролировать свои импульсы и желания. То есть, если ребенок чего-то хочет, но не может этого получить, то он может начать проявлять агрессивное поведение – закричать, толкнуть, или ударить, чтобы получить желаемое.
Как правило, уровень агрессии связан с темпераментом ребенка – активным детям по своей природе сложнее управлять эмоциями, чем более спокойным, и они в большей степени полагаются на действия для выражения своих чувств. Обычно пик агрессивного поведения приходится на период от 18 месяцев до 3 лет, так как в это время ребенок осознает себя личностью отдельной от своих родителей; он начинает вести себя самостоятельно и показывать, что ему нравится, а что нет. В то же время, в этом возрасте ребенок еще не научился себя контролировать, он еще не знает, что такое «ждать», или «делиться». И поскольку он только начинает использовать слова для общения, то для того, чтобы выразить свои чувства и мысли, ему приходится полагаться на действия. Например, когда ребенок хочет игрушку, он может подойти, взять вас за руку, подвести к полке и показать на ту, которую он хочет. А когда он зол, расстроен, или разочарован, он может использовать такие действия, как толкание, или кусание, как бы говоря при этом: «Я устал и мне нужен перерыв», или «Ты стоишь слишком близко, отойди!»

Какой возраст наиболее важен с точки зрения формирования агрессии, как формы поведения? Когда стоит начинать учить ребенка выражать ее правильно?
– С рождения до 5 лет – именно в это время в жизни ребенка устанавливаются определенные правила, ежедневная рутина, и он начинает понимать свои чувства и эмоции.
– Возможно ли отличить ребенка, который потенциально может иметь проблемы с агрессией в подростковом и взрослом возрасте? На какие признаки родителям стоит обращать особое внимание?
– Обычно, агрессия является неотъемлемым элементом здорового детского развития, и ее присутствие в определенной мере совершенно нормально. Главное – научить ребенка распознавать свои эмоции и правильно на них реагировать.
Тем не менее, стоит обращать особое внимание на гиперактивных детей и детей с синдромом дефицита внимания – они очень чувствительны и им сложнее контролировать свои импульсы, поэтому они больше других склонны к проявлению агрессии. Для работы с таким ребенком может понадобиться консультация детского специалиста, который даст рекомендации относительно того, какие именно занятия ему нужны, как его мотивировать и развить концентрацию внимания. Обычно, детям с СДВ нужно немного больше, чем стандартные занятия в детской группе.
Кроме того, довольно часто встречаются дети с нарушениями сенсорных восприятий. Такие дети могут быть чувствительны к шуму, или отдельным специфическим звукам, прикосновениям, интенсивности света, вкусу и запахам. Может присутствовать как недостаточная, так и чрезмерная реакция на эти ощущения, в результате чего, ребенок может испытывать стресс и тревожность в ситуациях, которые для других детей являются совершенно обычными и нормальными. При этом, проявляться это может только в специфических ситуациях, например, только при шуме пылесоса, или только в автобусе.
С детьми с нарушениями ощущений надо быть очень внимательными, им чаще, чем другим требуется работа с психологами и специалистами, потому что если не научить их справляться со своими ощущениями и эмоциями в ранний период жизни, то в подростковом и взрослом возрасте они могут испытывать трудности с контролем своих импульсов, что также может приводить к вспышкам агрессии. Наверняка вы встречали людей, которые некомфортно чувствуют себя в толпе, или заполненной людьми комнате, обычно они стремятся выйти оттуда в спокойное место. Если они этого не сделают, то им станет сложно контролировать свои эмоции, у них может испортиться настроение, появиться тревожность и раздражение.
Недавно двухлетний ребенок в нашей группе неожиданно начал кричать, обзывать других детей и бросать на пол игрушки. Мы постарались его успокоить и выяснить, что именно его так расстроило. Оказалось, что дело было в шуме – в комнате играла музыка, которая казалась ему слишком громкой. Мы предложили ему пойти поиграть на улице, через несколько минут ребенок успокоился и вернулся в группу. Мальчик оказался чувствителен к определенным шумам и, когда в комнате стало происходить слишком много всего, наряду с музыкой, то он перестал себя контролировать, думать о том, что ему стоит сделать и начал действовать физически. Потому что когда человек расстроен и зол, у него в мозгу происходит химический дисбаланс, и он не может мыслить рационально, пока баланс не нормализуется. Таких детей обязательно надо учить тому, как действовать в данной ситуации.
Родителям стоит обращать внимание на степень и частоту проявления агрессивного поведения ребенком. Если оно начинает влиять на способность ребенка взаимодействовать с другими людьми и познавать окружающий мир – например, если вы обнаружили, что вам приходится ограждать ребенка от игр с другими детьми – то вам, возможно, стоит задуматься о консультации с детским специалистом. Стоит обратить внимание на то, не слишком ли часто ребенок ломает игрушки, не ведет ли себя чересчур навязчиво по отношению к другим людям, пытаясь вторгнуться в их личное пространство. Помощь специалиста может понадобиться, если вам кажется, что ребенок требует постоянного физического контакта. Дети с нарушениями тактильных восприятий могут реализовывать свою потребность в таких формах, как толкание или пихание.
Обращайте внимание, не проявляется ли агрессивное поведение ребенка неожиданно, без какой-либо видимой для вас причины.
Еще одним признаком патологии агрессии может служить склонность ребенка выбирать агрессивные темы, или изображать агрессивного персонажа, в ролевых и воображаемых играх.
Кроме того, следует проконсультироваться со специалистом, если агрессивное поведение ребенка начало проявляться после каких-либо существенных изменений в жизни, а также физической, или эмоциональной травмы.
Отсутствие агрессии также может быть тревожным признаком. Особенно, если ребенок ведет себя слишком спокойно и не проявляет своих эмоций.

Как родителям стоит реагировать на агрессивное поведение ребенка?
– Необходимо подумать о том, что послужило причиной такого поведения, с учетом темперамента ребенка. Является ли такое поведение типичным на данном этапе его развития?
Во многих случаях агрессивное поведение можно предотвратить. Родителям стоит использовать то, что они знают о своем ребенке, для того, чтобы спланировать наперед. Например, если ребенок очень стеснителен при встрече с новыми людьми, то в течение нескольких недель до предполагаемого семейного торжества показывайте ему семейные фотографии, для того, чтобы ребенок начал узнавать членов семьи, с которыми ему предстоит встретиться. Во время игры устройте воображаемое чаепитие с дядей Колей и тетей Таней. А на само торжество разрешите ребенку взять с собой любимую книжку, или игрушку. Предупредите родственников, чтобы они не набрасывались на ребенка с объятиями сразу по приходу, а дали бы ему время немного освоиться.
Такие действия помогут ребенку научиться справляться со сложными для него ситуациями, когда он будет окружен новыми людьми, например, в детском саду, или школе.
Предупреждайте ребенка о планируемом изменении. Если вы собираетесь уходить домой из парка и знаете, что ребенка это может расстроить, то скажите ему, что вы прочитаете с ним еще одну книжку, а после этого пойдете домой. И спросите, какую книжку ему хотелось бы почитать. Предоставление выбора даст ребенку чувство того, что он управляет ситуацией, и снизит потенциальную агрессию.
Кроме того, помогайте ребенку понять его чувства и поведение. Это даст ему возможность научиться управлять ими. Например, вы можете сказать: «Я знаю, что тебе сложно прекратить играть и сесть в машину, чтобы поехать в детский сад. Почему бы тебе не выбрать любимую книжку, чтобы почитать по пути? Или же мы можем поиграть в шпионов, пока едем. Чем бы тебе хотелось заняться по дороге?». Более маленького ребенка стоит перенаправлять с не желаемого вида деятельности на желаемый. Например, скажите: «Ты злишься на папу, потому что он выключил мультики, но посмотри на этот чудесный мячик, как высоко он прыгает!».
Если же предотвратить агрессивное поведение не удалось, то, чтобы ни натворил ребенок, самое главное для родителей – оставаться спокойными. Сделайте глубокий вдох, или же отойдите в сторону на две минуты и успокойтесь. Ваш самоконтроль поможет ребенку прийти в себя быстрее. Если вы выходите из себя, злитесь и кричите, то это будет только усугублять эмоциональное состояние ребенка. При этом, разговаривать в этот момент с ребенком надо строгим, авторитарным голосом, но без злости и крика.
Объясните ребенку, что вы понимаете его чувства и желания. Например, «Я понимаю, что ты злишься, потому что тебе хочется остаться на детской площадке подольше, но бить маму нельзя, потому что ей больно».
Ребенок часто осознает, что поступил неправильно, но он может не понимать, что ударив, или укусив вас, или другого ребенка, он делает вам и ему больно. И ему обязательно нужно это объяснить.
Кроме того, ребенку нужно объяснить и показать альтернативный способ достижения своей цели. Так, если ему нравится играть с водой и он стремится разлить ее из своей кружки на пол, то предложите ему играть на улице, или посадите в ванну, где он сможет делать это без ущерба для вас. Если же ему хочется брать и кидать предметы, то предложите ему кидать мячик в коробку. Если же вы просто заставите ребенка прекратить делать что-то, но при этом не перенаправите его на что-то другое, или не предложите приемлемой альтернативы, то, скорее всего, он продолжит делать то, что вам не понравится.
Объясните ребенку, что злиться и расстраиваться – это нормально, но, при этом, он должен уметь справляться с агрессией и выражать ее в социально допустимых формах. Вы можете предложить ему выплеснуть свои эмоции, например, избив подушку, нарисовав злую картинку, или другим, подходящим на ваш взгляд, способом. Покажите ему, что вместо того, чтобы пинать что-либо, или кого-либо, он может сильно топнуть ногой по полу.
Некоторые дети быстрее успокаиваются и приходят в себя наедине с собой. Предоставьте ребенку такую возможность. При этом, когда он успокоится, дайте ему понять, что вы цените его усилия и, что он молодец, потому что сумел справиться со своими эмоциями и прийти в себя.
Стоит ли подавлять агрессию ребенка, наказывать его?
– Подавлять агрессию не нужно. Злость, разочарование и плохое поведение являются частью развития ребенка, и родители должны позволить ему злиться и разочаровываться. Подавление агрессии может привести к еще большему ее проявлению, или же к самоагрессии.
Если ребенок сделал что-то плохое, то нужно сказать ему, что вы не одобряете его поведения и не хотите, чтобы он поступал так в дальнейшем. При этом, надо объяснить почему и быть последовательными. К 2,5 – 3 годам у ребенка развивается логическое мышление, и ему надо указывать на последствия его поведения. Например, вы можете объяснить ребенку, что ударив Машу, он сделал ей больно, и она начала плакать. Сейчас она расстроена и злится, и поэтому, больше не хочет с ним играть.
Спросите ребенка, как еще он мог поступить, чтобы получить игрушку, помимо того, что ударить Машу. Если у ребенка не возникнет никаких идей по этому поводу – что совершенно нормально – то подскажите ему несколько стратегий поведения в данном случае, например, попросить Машу отдать игрушку словами. И дайте ребенку понять, что в любой ситуации он всегда может прийти к вам за помощью. При этом, давайте ребенку возможность решить проблему самостоятельно, подсказав, как это сделать, но не делая за него.
Если вы хотите, чтобы ребенок следовал правилам вашей семьи, то избегайте уступок. Недавно у нас был случай с двухлетней девочкой: она хотела открыть дверь, но подошел ее старший брат и сделал это за нее. Из-за этого девочка очень расстроилась и начала плакать. В такой ситуации закрыть дверь и позволить ей открыть ее было бы не правильно, поскольку так она бы поняла, что начав кричать и плакать, она может привлечь внимание и добиться того, чего она хочет. Вместо этого, надо было сказать ей, что если она действительно хочет открыть дверь, которую ее брат открыл сегодня, то она обязательно сделает это в другой раз, например завтра. Ребенка нужно учить тому, что он не всегда может получить то, что хочет, и тому, что агрессивное поведение не приведет его к желаемому.
Наказание ребенка должно быть логическим результатом его поведения и носить положительный характер. Оно должно быть направлено на формирование у ребенка собственного правильного суждения, чтобы в следующий раз, при столкновении со сложной ситуацией он делал умозаключение самостоятельно. Например, если ребенок намеренно сломал игрушку, то надо забрать ее и, вместо того, чтобы покупать ему новую, сказать, что поскольку он сломал свою игрушку, то играть с ней он больше не может. При этом, предложите ему другую.
Не стоит бить ребенка ремнем или шлепать, поскольку это может привести к еще большей агрессии с его стороны. Физические наказания, в первую очередь, показывают разочарование и эмоциональный срыв родителей. И когда вы пытаетесь научить ребенка контролировать свою агрессию, и при этом бьете его, тем самым вы посылаете ему двоякий сигнал. То есть ребенок понимает, что в некоторых случаях ударить – это нормально, потому что мама с папой так делают.
Физические наказания могут привести к тому, что у ребенка смешаются понятия страха и уважения. В подростковом и взрослом возрасте такой ребенок может иметь проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, драться. Ведь в большинстве случаев агрессивными действиями подростки пытаются добиться уважения, которое базируется на страхе, а не на личностных качествах.
С ранних лет ребенка необходимо учить справляться со своей агрессией. И наберитесь терпения! Прежде, чем ребенок научится контролировать свои импульсы и желания, вам придется повторять и объяснять ему одно и то же очень много раз. Потому что, как правило, это умение формируется у ребенка только к 4-5 годам.
В некоторых случаях стоит обратиться к психологу, причем не всегда к детскому, а к семейному – потому что проблема агрессии часто кроется не в ребенке, а в родителях и во взаимоотношениях внутри семьи.

Агрессия у ребенка в 3 года: особенности взросления ребенка и методы решения проблемы

Малыш был замечательным, ластился к маме, любил проявление нежности, радостно улыбался, при виде бездомных кошек бежал, чтобы погладить их. Ребенок подрос, куда девался маленький ангелочек? У ребенка в 3 года агрессия стала проявляться постоянно. Что делать родителям?

Почему возникает агрессия?

Малыш взрослеет, у него формируется осознание собственной личности, он начинает рассматривать окружающих людей и вещи со своей точки зрения. Она еще слабая, практически не осознанная, но уже существующая. Родители думают, что трехлетний ребенок мало что понимает. На самом же деле в этом возрасте он становится манипулятором, капризулей и истериком.

Постоянные спутники ребенка в 3 года — агрессия и истерика. У малыша наступает первый затяжной кризис, когда чадо вырастает из общества тех или иных детей, начинает иначе относиться к родителям и воспитателям, проверяя их на прочность. Важно понять, почему начинается проявление агрессивного поведения.

Психологи отмечают несколько возможных причин:

  1. Нахождение рядом с малышом раздражителя, приводящего его агрессию в постоянную готовность.
  2. Обстановка в семье.
  3. Отторжение взрослыми чувств ребенка.
  4. Обстановка в детском саду.
  5. Малыш постоянно испытывает чувство тревоги.

Так выглядит перечень причин агрессии у детей 3 лет, далее рассмотрим каждую подробно.

Постоянный раздражитель

Казалось бы, что может до такой степени взвинтить ребенка, что он теряет контроль над собой, становится грубым и склонным к постоянной истерии? Кто поверит, что речь пойдет о современных средствах техники и мультфильмах?

Родителям стоит признаться самим себе, что им проще посадить ребенка перед телевизором или дать планшет — пусть смотрит что-нибудь. И хорошо, если выбор падет на старые, добрые мультипликационные фильмы, ибо от многочисленных современных лент вряд ли будет польза. Конечно, существуют развивающие программы в виде детских передач, с этим никто не спорит. Но в массе своей детки смотрят далеко не их, а фильмы, влияющие на ЦНС.

Воздействие компьютера, телевизора и прочих гаджетов — больная тема. Они негативно влияют на центральную нервную систему детей и взрослых. Вполне вероятно, что раздражителем, провоцирующим агрессию у ребенка в 3 года, являются пресловутые средства современной техники.

Мультфильмы действуют на психику малыша достаточно бесцеремонным образом. Стоит только присмотреться к ребенку. Как он позиционирует себя? Отождествляет ли себя с отрицательными героями, пытаясь подражать им? Вот и нашлась частая причина агрессии у ребенка 3 лет. Что делать родителям, как ее искоренить?

Выход есть. Нужно просто убрать мультфильмы с отрицательными героями, заменив их на более добрые ленты. таковых много, долго искать не придется. Трудности возникнут, предупредим сразу, малыш попытается отстоять свои права на просмотр полюбившегося мультика. Как вариант, можно сказать, что герои заболели и ушли лечиться.

Обстановка в кругу родных

Психологи доказали, что в семьях, где родители постоянно ругаются, дети вырастают агрессивными людьми. Дело в том, что малыш размышляет несколько иначе, нежели мама и папа. Взрослую ругань он проецирует на себя, думая о собственной причастности к скандалу. Раз самые близкие люди кричат друг на друга — это из-за меня, я виноват.

Вот еще одна причина агрессии у детей 2-3 лет — собственноручно взращиваемое чувство вины. Малыш понимает, что ему не комфортно быть виноватым, а защититься или прекратить примерять ситуацию на себя не способен. Единственным способом защиты является агрессивное поведение.

Обстановка в детском коллективе

Сейчас многие мамы и папы предпочитают отдавать чадо в частные сады, мотивируя это лучшим присмотром и отношением со стороны воспитателей. С одной стороны, доля правды в этом есть, ибо в группе из десяти человек проще наблюдать за детьми, чем когда их свыше тридцати. Но в частные сады ходят специфические дети, многие из них слишком избалованы и ведут себя непослушно, а порой нервно.

Если агрессия у детей 3-4 лет становится постоянной, возможно, дело в садике. Малыша обижают другие дети, провоцируя его на ответные действия. В государственном саду этим грешат и воспитатели, прибегая к угрозам или физическому воздействию для достижения собственных целей.

Отвержение детских чувств

Также вполне способны провоцировать агрессию у ребенка 3 лет ошибки родителей. Объясним подробнее, что имеется ввиду. Нередко агрессивное поведение — своеобразный крик о помощи, попытка привлечь к себе внимание. Родители не дают ребенку достаточной любви и ласки, иные считают проявление чувств баловством, другим некогда заниматься малышом. Получается странная картина: чадо имеет все, кроме родительской заботы.

Представим картину, когда ребенок ласкается к маме, а та находится под воздействием проблем на работе и с недовольным видом отгоняет чадо. Признаемся сами себе — бывает же такое? Или раздраженный папа одергивает малыша, когда тот подходит к нему с объятиями и поцелуями. Ребенок, не получивший любви, начинает привлекать к себе внимание иным способом. Приступы агрессии у ребенка 3 лет часто связаны с данным фактором.

Второй момент — запрещение проявления отрицательных эмоций. Родители, желая научить малыша правильному поведению, начинают высмеивать его отрицательные чувства или ругать за них, не давая приступам агрессии у ребенка 3 лет выплеснуться в виде эмоций. Малышка плачет, а мама с усмешкой ей говорит: «Фу, какая ты некрасивая. Хватит реветь». Или сын начинает капризничать, на глазах выступают слезы, а папа реагирует отрицательно, говоря ребенку о том, что он мальчик и не должен плакать. В конечном итоге эмоции копятся, не имея выхода, превращаются в агрессию. У ребенка в 3 года это проявляется наиболее заметно.

Постоянное чувство тревоги

Чадо регулярно нервничает, ему везде кажется опасность. Как может быть иначе, если родные слишком опекают свое сокровище? Ребенок забирается на горку, но мама рядом и запрещает ему это делать, ведь слишком много опасностей подстерегает кроху здесь, упадет еще.

Малышу запрещают ходить куда-либо, все опасаются за его здоровье. Мама постоянно контролирует чадо, не позволяя ему знакомиться с миром и полноценно жить. Если ребенок в 3 года проявляет агрессию, вероятно родные просто переутомили его своей опекой.

Как реагировать?

Знаменитый доктор Евгений Олегович Комаровский об агрессии у ребенка 3 лет говорит так: необходимо отвечать тем же. Стоит поспорить с мнением именитого врача. Отвечать агрессией на агрессию равносильно уподоблению ребенку. Родители опускаются на один уровень с ним, едва ли чадо станет воспринимать их после этого как руководителей.

Важно сохранять спокойствие, избегать ответных зеркальных действий по отношению к малышу. Психологи предлагают несколько способов, направленных на изменение поведения чада:

Неожиданный громкий звук — хлопок, стук, окрик — заставят ребенка замолчать. Самое время воспользоваться тишиной и объяснить малышу на примере сказок, как плохо он себя ведет.

Прочитайте маленькому агрессору несколько рассказов, в которых фигурируют агрессивные персонажи. Это может быть «Золотой ключик» с Карабасом-Барабасом, например.

Занять кроху игрой, позволяющей разрядиться.

Предложить что-то необычное и смешное. К примеру, позвонить любимому сказочному герою. А пока малыш раздумывает над сказанным, мирно улыбнуться ему и предложить вместе посмеяться над шуткой взрослых.

Родители могут обидеться и выйти из комнаты, оставив истерика в одиночестве.

Подробно об играх

Купировать агрессию у ребенка в 3,5 года можно с помощью интересных игр. Основное их направление — снять стресс, скинуть накопившуюся энергию и помочь малышу разрядиться. Психологи выделяют десять игр, способствующих быстрому направлению детской энергии в мирное русло. Рассмотрим их далее.

«Обзываемся с мамой»

Название выглядит неприлично, но ничего постыдного в игре нет. Под «нехорошими» словами подразумеваются самые обычные, используемые в повседневной речи.

Для игры понадобится мяч. Мама и ребенок садятся напротив друг друга. Родительница кидает мячик отпрыску, называя его «обидным» словом. Например, помидор, капуста, редиска. Ребенок «обзывает» ее в ответ.

«Выбиваем пыль»

Агрессию у ребенка в 3 года можно погасить, используя плед или обычную подушку. Предложите ему выбить пыль из вещи, при этом разрешите кричать.

«Деремся подушками»

Кто из детей равнодушен к подвижным играм в компании родителей? Едва ли найдутся такие.

Включаем веселую музыку, которая нравится малышу, вооружаемся подушками, и начинается ожесточенный бой. У сражающихся игроков есть два четких правила:

Запрещено говорить обидные слова.

Бить соперника руками нельзя.

Если правила нарушаются, игра сразу же прекращается.

«Игра в снежки»

Основной минус игры — в трате большого количества белой бумаги. Из нее делают снежки и бросаются ими в соперника. Но неужели эти траты не стоят того, чтобы в семье установилась мирная обстановка? С этим трудно не согласиться.

«Салют, Мария!»

Как и в предыдущем варианте игры, необходима белая бумага. Малыш рвет ее на небольшие кусочки и подбрасывает вверх. Существует одно правило, озвучивают его заранее: убирают остатки «салюта» все вместе, ребенок помогает маме. Самые смелые могут придумать другой материал для игры, например, перья из подушек.

«Катаем мячик»

Дыхательные упражнения благотворно влияют на нервную систему. Об этом свидетельствуют психологи, предложившие данную игру в качестве разрядки для ребенка.

Мама кладет на ровную поверхность теннисный мячик, малыш дует на него. Игрушка при сильном действии воздуха покатится по столу. Трехлетку это приведет в восторг.

«Вызываем волны»

Игра подойдет для снятия агрессии у ребенка в 3 года, любящего воду. Задача простая: набираем в ванну теплую воду, предлагаем малышу дуть на нее. Образуются волны, ребенку понравится такая разрядка. Можно даже запустить туда бумажный кораблик.

«Ветер, ты могуч»

В игре участвует мама или папа. Малышу предлагают сдуть родителя. Для этого оба члена семьи садятся на пол. Ребенок набирает в легкие воздух, с силой дует на маму или папу. Взрослый делает вид, что сопротивляется ветру.

«Упрямый барашек»

Малыш ложится на спину, вытягивает ноги. С силой выбрасывает их, ударяя воздух. Момент удара сопровождается словом «нет». Если семья проживает на первом этаже, можно бить ногами в пол.

Домашний футбол

Берется небольшая подушка, взрослый и малыш играют ею в футбол. Предмет можно пинать, бросать или отнимать у соперника. Запрещается толкаться, ругаться или капризничать. Игра прекращается, как только будет нарушено одно из перечисленных правил.

Детская ревность

Казалось бы, зачем здесь данный подраздел? Речь идет об агрессии малыша, но не о его ревности. Дело в том, что в три года ребенок начинает активно проявлять собственническое отношение к маме, ревнуя ее ко всем. Папа, бабушки и дедушки, подруги — не важно, ему необходимо постоянное присутствие мамы рядом.

Если в семье появляется младший ребенок, стоит быть готовым к проявлению агрессии и истеричности со стороны старшего отпрыска. Наказывать за это нельзя, маме необходимо выделять время на трехлетку. Это тяжело, матери требуется отдых, нет сил на старшего ребенка. Иногда он вызывает раздражение. Но чаду важно понимать, что мама его любит, с рождением братика или сестренки ничего не изменилось.

Чаще ласкайте старшего ребенка, давая ему понять, что мама рядом. У детей велика потребность в телесном контакте. Особенно с матерью, забывать об этом не стоит.

Если в гости пришли подруги, родительница сидит с ними и пьет чай, то не стоит отталкивать малыша, зашедшего на кухню проявить свою любовь. Очень часто молодые мамы стесняются выказывать нежные чувства при посторонних. Малыш сделает неправильные выводы, решив, что больше любят этих тетенек за столом, нежели своего сыночка или дочку. Не исключено, что трехлетка разрядится на объектах раздражения, в качестве которых выступают мамины подружки.

Нужно ли разговаривать с малышом?

Едва ли трехлетний ребенок поймет, почему мама читает ему нотацию после того, как чадо укусило ее, например. Разражаться лекцией на пару часов — абсурдное занятие, но провести небольшую беседу стоит. Нужно усадить ребенка возле себя, спросить, почему он так поступил, объяснить, что маме больно или неприятно, в зависимости от действия отпрыска.

Стоит ли бить ребенка?

Возвращаемся к доктору Комаровскому, говорящему о зеркальном ответе малышу в случае агрессивного поведения. Стоит ли воздействовать на него криком или физическим наказанием?

Все зависит от психики ребенка. Иные сделают выводы из шлепка и поймут, что вели себя плохо. Кто-то закатит грандиозную истерику. Маме лучше знать, как поведет себя ее чадо в момент телесного наказания.

Простой пример: девочка трех лет от роду очень любила кусаться, когда что-то ей не нравилось. Страдали все домочадцы, доставалось даже кошке. Бабушка и старший брат не могли совладать с агрессивной девицей, папа много работал и приходил домой, когда дочка уже спала. Чаще всего доставалось маме, бедная женщина смиренно терпела выходки малышки. В один прекрасный день ей надоели постоянные болезненные укусы.

Когда дочь в очередной раз укусила маму, та задала ей хорошую трепку и спросила, больно ли девочке. На утвердительный кивок мама поведала, что ей не менее больно, нежели кусачему чаду. После этой профилактической меры девочка прекратила проявлять агрессию.

Заключение

Из статьи читатели узнали о видах агрессии у ребенка 3 лет, ошибках родителей, возможных причинах развития и появления такой реакции, методах борьбы. Мы часто не воспринимаем своих детей всерьез, отмахиваясь от их чувств и эмоций. Они кажутся нам маленькими и несмышлеными. На самом же деле в этом возрасте дети понимают гораздо больше, нежели думают их родители.

Агрессивное поведение, приходящееся на кризис трех лет, бывает связано с недопониманием со стороны мамы и папы. Лучше уделить несколько минут малышу, разобравшись с проблемой, чем вся семья будет страдать от его агрессивного поведения, истерик и капризов.

Источники:

http://www.7ya.ru/article/Rebenok-stal-agressivnym-6-prichin-agressivnogo-povedeniya-u-detej/
http://letidor.ru/psihologiya/detskaya-agressiya-ponimat-a-ne-podavlyat.htm
http://fb.ru/article/465037/agressiya-u-rebenka-v-goda-osobennosti-vzrosleniya-rebenka-i-metodyi-resheniya-problemyi

Читать еще:  Прикорм ребенка по месяцам. Первый прикорм: что, когда, сколько
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector