Ребенок в первый месяц жизни. Массаж, гимнастика и воздушные ванны. Физическое развитие ребенка

Физическое воспитание. Массаж, гимнастика и закаливание грудных детей;

Период грудного возраста – 3 часть.

Лекции по здоровому ребенку — №7.

Искусственное вскармливание.

Это питание ребенка смесями, при этом грудное молоко или полностью отсутствует или составляет менее 1/5 суточного объема питания. Правила проведения искусственного вскармливания: — Стерильность – обеспечивается тщательным мытьем рук, соски, соблюдения сроков и условия хранения продуктов питания. – Смесь готовят непосредственно перед кормлением. – Соски. Главное – подходящий размер отверстия. Он должен быть настолько маленьким, чтобы ребенок, прикладывал активные усилия при сосании, но мог высосать необходимое количество молока. При опрокидывании бутылки молоко из соски должно вытекать каплями. – Суточный долженствующий объем пищи такой же, как при естественном вскармливании и рассчитывается теми же способами. – Количество кормлений в сутки необходимо уменьшить на одно, если ребенок перешел на искусственное вскармливание до 2-3 месяцев жизни и кормится не менее 5 раз, не более 6 раз. – В целях коррекции витаминного и минерального состава пищевые добавки, прикормы при искусственном вскармливании вводятся на 2-4 недели раньше, чем при естественном.

Общий массаж здоровым детям проводят с 1,5 – месячного возраста до 1 – 1,5 лет жизни одновременно с гимнастикой. По специальным показаниям массаж назначают и раньше. Под влиянием массажа расширяются капилляры кожи, улучшается циркуляция крови, трофика тканей и обмен веществ, повышается мышечная сила, улучшается эластичность и подвижность связочного аппарата, оказывается тонизирующее влияние на цнс. Процедуру выполняют ежедневно через 40-45 минут после приема пищи в течение 6-12 минут одновременно с гимнастикой. Нельзя выполнять массаж сразу после еды, а также перед сном. Хорошо сочетать массаж и гимнастику с воздушными и световоздушными ваннами. Комнату предварительно проветривают, t в ней должна быть не ниже +20 градусов. Стол необходимо накрыть одеялом, клеенкой и простыней. Руки массирующего должны быть чистыми, теплыми, без ссадин и огрубления, с коротко остриженными , без колец и часов. Присыпки и вазелин при общем массаже у детей не используют. Ребенка для расслабления мышц тела укладывают, массажист располагается напротив. Во время занятий следует разговаривать с ребенком, поддерживать у него радостное настроение. Беспокойство и плач – сигнал для прекращения массажа. Существуют следующие приборы общего и местного массажа: поглаживание, растирание, разминание, поколачивание (вибрация). Основным приемом массажа является поглаживание: им начинают и заканчивают процедуру массажа. Детям старше 3 месяцев рекомендуют выполнять растирание, разминание и легкое поколачивание.

Гимнастика усиливает кровоток, уменьшает застойные явления в органах и тканях, улучшает обмен веществ, повышает содержание гемоглобина и эритроцитов, усиливает иммунологическую активность крови и тканей, повышает эмоциональный тонус ребенка. Гимнастические упражнения у детей раннего возраста по характеру движений и участию в них ребенка подразделяются на рефлекторные, пассивные и активные; по участию определенных мышечных групп различают упражнения для рук и плечевого пояса, ног и стоп, спины, позвоночника и брюшного пресса. Выполнение гимнастических упражнений направлено на развитие координации, равновесия, увеличения глубины дыхания. Предлагаемые упражнения должны соответствовать двигательным умениям детей (не возрастным, а фактическим) и не быть насильственными. Выполнять комплексы, разработанные для более старших возрастных групп, недопустимо. Необходимо строго учитывать анатомо-физиологические особенности детей раннего возраста, так как чрезмерная и ранняя нагрузка на нижние конечности может привести к плоскостопию, нарушению осанки и деформации костей; пассивно-вынужденные движения способствуют растягиванию суставной сумки и связок. Физиологическая нагрузка регулируется количеством повторных движений, их ритмом, продолжительностью занятий. Упражнения проводят от более легких по нагрузке к более трудным. Чтобы избежать переутомления одной группы мышц, не следует повторять упражнения более 5-6 раз. Желательно периодически менять комплексы с целью повышения интереса и уменьшения усталости. Нельзя принуждать ребенка выполнять гимнастику.

Закаливание – это тренировка организма с целью повышения его устойчивости к разнообразным воздействиям внешней среды. Под влиянием закаливания повышается устойчивость организма к меняющимся условиям среды, возрастает сопротивляемость к инфекционным заболеваниям, стимулируется физическое и нервно-психическое развитие, повышается выносливость ребенка к физическим и умственным нагрузкам. С целью закаливания используют естественные природные факторы: воздух, солнце и воду. Оптимальный эффект наблюдается при комбинированном воздействии.

Закаливание дает оздоровительный эффект только при условии его грамотного осуществления и обязательного соблюдения следующих правил и принципов:

— Начинать и проводить закаливание только при условии полного здоровья ребенка; — Закаливающие мероприятия должны проводиться только на фоне оптимального теплового состояния детей (начинать их в теплое время года); — Обязательным условием закаливания является положительная эмоциональная настроенность детей; — Начинать закаливание следует с индифферентных или слабых воздействий, постепенно увеличивая силу закаливающего фактора; — Воздействие закаливающих агентов следует направлять к различным участкам тела; — Закаливающие воздействия не должны быть монотнными, их следует варьировать по силе, продолжительности, использовать в сочетании с физическими упражнениями или без них; — Возобновление закаливающих процедур после длительного перерыва (10 дней и дольше) следует начинать с тех степеней воздействия, которые были вначале; — Закаливание проводятся систематически; — При проведении закаливания используется комплексное воздействие природных факторов; — Закаливающее воздействие следует индивидуализировать, т.е. дифференцировать в зависимости от возраста ребенка, состояния его здоровья, уровня закаленности. Поэтому при проведении закаливающих мероприятий целесообразно выделять 3 группы детей: 1 группа – здоровые, ранее закаливаемые дети; 2 группа – здоровые, но ранее не закаливаемые дети или дети с функциональными отклонениями (из «групп риска»); 3 группа – ослабленные дети (часто болеющие, имеющие хронические очаги инфекции, реконвалесценты заболеваний и т.д.). При назначении закаливающих процедур детям 2 и 3 групп начальная и конечная температура воздействующих факторов должна быть на 2-4 градуса выше, чем для детей 1 группы, а темп ее снижения более медленным. Выделяют 3 режима закаливания: — начальный – тренирует только физические механизмы терморегуляции (короткие процедуры с постоянным агентом, обязательно заканчивающиеся теплом); — оптимальный – стандартная методика; — специальный – интенсивное закаливание с участием химических процессов терморегуляции. Детям 1 группы можно сразу назначать оптимальный режим с последующим переходом на специальный. Детям 2 группы закаливание проводят с начального режима, а затем переходят на оптимальный. Вопрос о специальном режиме решается индивидуально. Детям 3 группы закаливание длительно (не менее 1,5 мес.) ведется по начальному режиму с постепенным переходом на оптимальный. Специальный режим для этой группы детей не используется. Постоянных противопоказаний для проведения закаливания нет. Могут применяться лишь ограничения в дозе (температура, площадь) и длительности воздействующего фактора с учетом состояния здоровья. Временными противопоказаниями являются: острый период заболевания, обширное поражение кожи, тяжелые травмы. Если имел место перерыв в закаливании от 5 до 10 дней, при возобновлении закаливания следует холодовые воздействия ослаблять на 2-3 градуса по сравнению с температурой, используемой при последней перед перерывом процедуре. После острого периода заболевания длительностью до 10 дней величина холодового воздействия ослабляется на 2-3 градуса по сравнению с температурой последних процедур. При прекращении закаливания на 10 дней и более рекомендуется возвратиться к начальной методике.

Закаливающие мероприятия, осуществляемые в повседневной жизни: — Поддержание температуры воздуха в помещении в пределах нормы: для детей первых месяцев жизни t воздуха в помещении не должна превышать 22 градуса, а для детей второго полугодия жизни – 20-19 градусов; — Регулярное проветривание помещения в присутствии детей; — Воздействие пульсирующего микроклимата за счет перепадов температуры воздуха в разных помещениях; — Одежда детей, обеспечивающая тепловой комфорт; — Частичные воздушные ванны в облегченной одежде; — Воздушные ванны при переодевании (3-5 минут во время подготовки ко сну); — Прогулки (3,5-4 часа) в любую погоду в одежде, не стесняющей активную деятельность ребенка; — Дневной сон детей без ночных рубашек и маек; — Сон детей в помещении с открытыми фрамугами; — Ежедневные гигиенические процедуры – умывание, мытье рук до локтя, шеи, мытье ног; — Проведение утренней гимнастики на игровых площадках; — Оптимальные санитарно-гигиенические условия внешней среды дома и в детском дошкольном учреждении.

Читать еще:  Сказки для детей на тему обувь. Находчивый солдат: Чья одежда лучше: Сказка. Какие пословицы подходят к сказке

Специальные методы и формы закаливания: — частичные и общие воздушные (летом свето-воздушные) ванны; — местные и общие водные процедуры. Специальные формы закаливания следует начинать с местных процедур с последующим переходом к общим.

Проведение воздушных ванн, как и прочих закаливающих специальных процедур, целесообразно осуществлять утром либо в вечернее время – в 17-18 часов, спустя 30-40 минут после кормления. В процессе проведения воздушной ванны детей первого года жизни несколько раз поворачивают со спины на живот и обратно. Противопоказания к принятию воздушных ванн: острые инфекционные заболевания, повышение t тела у ребенка по невыясненной причине.

Закаливание воздухом начинается с первых дней жизни ребенка во время пеленания и прогулок. В помещении, где находится ребенок, следует создать оптимальные гигиенические условия: проветривать помещение не менее 4-6 раз в день по 10-15 минут, регулярно проводить влажную уборку. Для создания теплового комфорта ребенку необходимо правильно выбрать детскую одежду: она должна смягчать метеорологическое влияние, хорошо впитывать и испарять влагу, быть воздухопроницаемой и не стеснять движений. Начинают проводить закаливание детей до 3 месяцев при t воздуха +23 градуса, с3месдо года — +22 градуса. Каждые 3-4 дня t воздуха снижается на 1 градус и доводится до +17-18 градусов в зависимости от физического состояния и самочувствия ребенка. Облегчение одежды при проведении воздушных ванн осуществляется постепенно. Продолжительность процедуры – 5-6 минут в первом полугодие жизни и 12 минут – во втором. Прогулки на открытом воздухе начинают сразу после выписки из роддома, в осеннее-зимнее время с 2-3 – недельного возраста при t не ниже -5 градусов, после 3 месяцев жизни – не ниже -10 градусов. Длительность прогулок зимой вначале составляет 15-20 минут, затем не менее 1-1,5 часа 2-3 раза в день. В летнее время при хорошей погоде дети должны находиться на воздухе весь день.

Закаливание водой – начинают проводить с раннего возраста. Водные процедуры могут быть местными (умывание, местное обтирание, обливание ног) и общими (полное обтирание, обливание, ванна). Для умывания вначале используют теплую воду, затеи ее температуру понижают (на 1 градус каждые 2-3 дня) до 15-16 градусов. Важно умывать не только лицо, но и шею, верхнюю часть груди, подмышечные впадины. Обтирание (местное и общее) начинают с 6-месячного возраста. Стартовая t – 33-32 градуса. Постепенно ее снижают детям 1-го года жизни до 28 градусов. Смоченной и слегка отжатой рукавичкой обтирают сначала руки (от пальчиков до плеча), через 3 дня начинают обтирать грудь, затем спину, живот, ноги и все тело. После водной процедуры растирают тело сухим махровым полотенцем. Длительность обтирания составляет 6-8 минут. Мощным закаливающим средством является ванна. Целесообразно учить плавать детей в домашних условиях, начиная с возраста 14-15 дней. Закаливание солнечными лучами детям первого года жизни не рекомендуется.

Гимнастика для здоровья ребенка в 2 месяца

Первые месяцы жизни ребенка – это адаптация к новым условиям. Младенец провел много времени в утробе матери в неудобном положении, поэтому гимнастика для грудничков в 2 месяца должна стать неотъемлемой частью жизни. Если в первый месяц новорожденный большую часть времени ест и спит, то уже в 2 месяца он может пытаться поднимать голову и разглядывать мир с нового ракурса.

Разница между гимнастикой и массажем

Для начала разберемся, есть ли разница между гимнастикой и массажем, для чего нужны эти процедуры и кто их проводит.

Гимнастика – это комплекс несложных упражнений, которые мама должна выполнять с ребенком ежедневно не реже 2 раз. Гимнастика имеет целью укрепление мышц, сердечно-сосудистой системы, улучшение работы ЖКТ и кровообращения в тканях. Гимнастика также развивает двигательные навыки ребенка, стимулирует к физическому развитию. Вспомните, каким был младенец в первый месяц жизни: кулачки сжаты, движения резкие, нескоординированные. Ближе к двум месяцам малыш меняется. Кроха агукает, крутит ручками, как будто рассматривает свои пальчики, хватает маму за палец или волосы, держит головку вертикально на руках у мамы, а некоторые детки пытаются поднять голову, лежа на животе. Гимнастика для ребенка – это одновременно занятие физкультурой и общение с мамой.

Массаж, в отличие от гимнастики, должен проводиться профессионалом не ранее 3 месяцев. Обычно массаж назначает врач-невролог после планового осмотра месячного ребенка. Массаж имеет четкую цель: укрепить или расслабить отдельные группы мышц тела ребенка. Если у малыша гипертонус, ему нужен курс расслабляющего массажа, если же отмечается мышечная слабость (пониженный тонус мышц), требуется укрепляющий массаж. При наличии показаний врач может рекомендовать массаж раньше 3 месяцев. Специалист приходит домой, либо ребенка возят в клинику. Процедуру проводят курсом из 10 сеансов, затем делают перерыв.

Противопоказания для выполнения гимнастики

Гимнастику с грудничком можно выполнять не всегда. Вот список заболеваний и состояний, при которых противопоказаны занятия гимнастикой:

  • высыпания на коже любой природы;
  • грыжи любого вида;
  • рвота, расстройство пищеварения;
  • ОРВИ;
  • повышение температуры тела выше 37,5 °С и лихорадочное состояние;
  • травмы, ожоги;
  • рахит в острой стадии;
  • врожденный порок сердца;
  • сердечная или дыхательная недостаточность;
  • заболевания кровеносной системы;
  • патология опорно-двигательного аппарата;
  • судорожный синдром;
  • гипотрофия.

Некоторые временные состояния (высыпания на коже, инфекционные процессы, повышенная температура тела и др.) требуют воздержания от занятия с ребенком до полного выздоровления. При наличии врожденных заболеваний или патологий от гимнастики придется отказаться совсем – занятия будут приносить малышу вред, а не пользу.

Комплекс гимнастических упражнений

Для двухмесячного ребенка достаточно 2 сеансов гимнастики ежедневно. Можно делать ее утром и вечером за 20 минут до еды или через 40 минут после кормления. Идеально — делать упражнения во время переодевания (пеленания, смены подгузников). Руки мамы должны быть чистыми, ногти — коротко обстриженными.

Упражнения в положении лежа на спине

Малыша необходимо уложить на твердую поверхность (например, пеленальный столик). Каждое упражнение выполняем от 4 до 8 раз, ориентируясь на настроение ребенка.

Начинаем гимнастику с поглаживаний. Плавными движениями гладим ручки, ножки, животик по часовой стрелке, как бы руками здороваясь с малышом. Это поможет ребенку настроиться на занятие, а также наладить телесный контакт с мамой.

Гимнастический комплекс для укрепления рук:

  1. Перекрещивание рук. Большие пальцы своих рук вкладываем в ладошки малыша, обхватываем запястья ребенка. Руки младенца разводим в стороны, затем перекрещиваем на груди, как будто малыш сам себя обнимает. Разводим и сводим руки, чередуя их положение относительно друг друга.
  2. Круговые движения руками. Не отпускаем ручки ребенка, пальцы все еще вложены в ладошки, запястья обхвачены пальцами. Поднимаем руки вверх, разводим в стороны, опускаем вниз, скользя по плоскости стола, затем выполняем круговые движения руками.
  3. Бокс. Все еще удерживаем ручки малыша, вытягиваем руки над грудью, выполняем боксирующие движения поочередно каждой ручкой.
  4. Подтягивание за руки. Держим ручки, запястья зафиксированы. Вытягиваем руки малыша над грудью, тянем на себя и ждем, когда младенец попытается подтянуть голову, согнуть руки и принять положение полусидя. Ручки можно развести шире и снова выполнить подтягивание.
  5. Массаж ладошек. Раскрываем ладонь, массируем ее большим пальцем по часовой стрелке, уделяем внимание центру ладони. Затем поворачиваем ладошку тыльной стороной, обжимающими движениями массируем каждый пальчик от основания к ноготку. Важно одновременно приговаривать что-то приятное, рассказывать стишки и потешки, чтобы у малыша возникали хорошие ассоциации с гимнастикой. В завершение потрясем запястьем для расслабления мышц.

Гимнастический комплекс для укрепления ног:

  1. Прижимание ног.Ножку ребенка обхватываем пальцами у голеностопного сустава, прижимаем к животу, возвращаем обратно. Делаем так поочередно с каждой ногой. Затем прижимаем одновременно две ножки к животику.
  2. Разведение тазобедренных суставов.Ножки малыша держим у основания стопы, прижимаем к животику и разводим по кругу: левую ногу – по часовой стрелке, правую – против часовой стрелки, разминая тазобедренный сустав. В конце упражнения слегка потрясем каждую ножку.
  3. Тренировка на перевороты.Рукой обхватываем ножку у основания стопы и заводим ее на противоположную сторону, то есть левой ногой касаемся поверхности справа от ребенка, правой ногой – поверхности слева. Нога должна чуть коснуться коленом стола. Малыш старается повернуть корпус тела за ногой и оказаться на животе. Выполняем по несколько раз в каждом направлении. Важно: если ребенок уже пытается поворачиваться на одну сторону, то нужно стимулировать поворот на вторую сторону, чтобы его навыки развивались симметрично. Делаем упор на слабую сторону – например, налево делаем 2 переворота, а направо – 4.
  4. Тренировка на перевороты с помощью рук.Снова учим малыша переворачиваться, но теперь берем ручку (большой палец вложен в ладошку, запястье зафиксировано), тянем в противоположную сторону, а малыш поворачивает таз и завершает переворот. Принцип тот же: упор на слабую сторону.
  5. Поза эмбриона.Берем ножки и ручки вместе (одной рукой держим левые конечности малыша, другой рукой – правую ножку и правую ручку), придавая крохе позу эмбриона, покачиваем из стороны в сторону.
  6. Люлька.Одной рукой собираем ручки и ножки малыша, другой — придерживаем голову ребенка. Покачиваем младенца, как в люлечке.
Читать еще:  Как и когда лучше начинать приучать ребенка к горшку. Как приучит к горшку ребенка

Упражнения в положении лежа на животе

Гимнастический комплекс для общего укрепления мышц:

  1. Плавание.Ручками ребенка выполняем загребающие движения по плоскости стола, как будто малыш плывет.
  2. Выгибание назад. Вытягиваем руки малыша спереди, вкладываем указательные пальцы ему в ладошки, остальными пальцами фиксируем запястья. Тянем ребенка за руки вверх и назад. Тело малыша выгибается в дугу. Возвращаем руки в исходное положение, повторяем несколько раз.
  3. Подкручивание ног. Берем ножки у основания стопы и одновременно подкручиваем под живот: левую ногу по часовой стрелке, правую – против часовой стрелки. В конце упражнения чуть потряхиваем стопы, чтобы расслабить мышцы.
  4. Ползание.Складываем стопы вместе, затем толкаем их руками, стимулируя малыша ползти вперед.
  5. Учим держать голову. Ручки младенца подкладываем под грудь так, чтобы его грудка опиралась на кулачки.
  6. Самолетик.Раскидываем ручки малыша в стороны, берем его за руки (указательный палец вложен в ладошку, запястье зафиксировано) и немного тянем ручки вверх, покачивая ребенка из стороны в сторону.

Упражнения в положении на весу

Поднимаем ребенка с пеленального столика и выполняем следующие упражнения:

  1. Поклоны. Располагаем малыша вертикально, прижимая к себе спиной, одной рукой обхватываем его за талию. Другой рукой наклоняем корпус ребенка вниз (как будто он кланяется) и помогаем подняться. Малыш сам старается выпрямиться, удерживая голову.
  2. Часики.Держим младенца под мышками, таз и ноги качаем из стороны в сторону.
  3. Наклоны в стороны. Обхватываем малыша ладонями между талией и подмышками, держим на весу. Наклоняем его поочередно в разные стороны. Ребенок старается выгибаться в противоположном направлении.

Гимнастику для грудничков нужно выполнять ежедневно в течение всего первого года жизни. С возрастом гимнастический комплекс пополняется новыми упражнениями, так как ребенок развивается физически и осваивает новые навыки. Помимо своей непосредственной функции укрепления мышц, оздоровления организма ребенка, гимнастика способствует закаливанию. Во время занятий малыш лежит на столе раздетый и принимает воздушные ванны.

Не обязательно выполнять все упражнения сразу. Нужно смотреть по настроению ребенка: если он противится или начинает капризничать, пропустите упражнение и попробуйте следующее. Гимнастика должна приносить малышу радость, а не раздражение. У младенца должен сформироваться приятный ритуал, который несет положительные эмоции. Гимнастика — это не только зарядка для малыша, но и возможность лишний раз пообщаться с мамой, посмотреть на нее, послушать ее голос. Пусть гимнастика приносит вашему ребенку пользу и поднимает настроение!

Массаж и гимнастика для новорожденного ребенка

Массаж и гимнастика для новорожденного – одни из самых действенных процедур, которые помогут вашему малышу не только окрепнуть, но и быстрее освоить навыки ползания, а затем и хождения. Научиться выполнять комплексы упражнений для новорожденных в состоянии каждый любящий родитель. Кроме пользы здоровью, такие занятия помогут наладить тесный контакт между матерью и ребенком.

Польза массажа для новорожденных детей

Массаж подошвенных поверхностей — дело, безусловно, полезное, но не будете же вы ждать, пока малыш встанет на ноги и самостоятельно станет массировать стопы. Тем более что общий массаж является не менее мощным, а главное, приятным средством для укрепления здоровья.

Польза массажа для новорожденных заключается в том, что такие процедуры ускоряют созревание Т-лимфоцитов и повышают их фагоцитарную активность, улучшают продвижение крови по артериям, стимулируя кровоснабжение органов, способствуют удалению из тканей отработанных веществ по венам и лимфатическим сосудам. Массаж стимулирует развитие лимфатической системы, отвечающей за формирование иммунитета. Во время гимнастики и массажа для новорожденных мышцы получают дополнительный приток крови, кислорода и питательных веществ, а следовательно, лучше развиваются и находятся в хорошем тонусе. Значит, малыш быстрее овладеет двигательными навыками и вскоре обрадует вас умением самостоятельно садиться или вставать. Массаж стимулирует выработку эндорфинов — гормонов удовольствия, а радостное настроение способствует росту и развитию. Прикосновения ласковых маминых рук сообщают младенцу о том, что он любим и защищен от всех невзгод, поэтому он растет более спокойным и жизнерадостным.

Перед тем как делать массаж новорожденному, отведите для этой процедуры удобное для вас и ребенка время в распорядке дня и старайтесь придерживаться его, тогда через какой-то срок малыш уже будет чувствовать приближение заветного часа и радостно его приветствовать.

Лучшее время для сеанса — через 1,5-2 часа после кормления. Проводить массаж, когда ребенок голоден или хочет спать, не стоит. Так вы измучаете его и себя, а массаж должен приносить удовольствие и пользу.

Массаж для новорожденных в домашних условиях – это еще один вид тесного контакта между матерью и ребенком, во время которого малыш получает дополнительную порцию нежности и ласки. Постарайтесь в это время не отвлекаться на посторонние дела и разговоры, а полностью сосредоточиться на проводимом мероприятии и ощущениях ребенка.

Общение во время массажа позволяет установить особую близость с малышом, лишний раз продемонстрировать ему свою любовь. Разговаривайте с ним ласково и нежно, называйте части тела, которые в данный момент массируете: «А где же наши ручки? Сейчас мы их помассируем, чтобы они стали сильными-пресильными. А теперь ножки разотрем, чтобы они были крепкими и быстро бегали. И по спинке постучим, и про животик не забудем». Совмещайте физические упражнения с познавательными занятиями, во время которых малыш знакомится с собственным телом и учится координировать положение в пространстве.

Как делать массаж новорожденному ребенку: подготовка

Общий массаж можно начинать уже с первых дней жизни с ласкового и нежного поглаживания тельца ребенка.

Любое дело требует определенных навыков и умения, а также необходимых условий. Массажу невозможно научиться по книжке, но легко и просто овладеть им под руководством опытного массажиста.

Перед тем как правильно делать массаж новорожденному, прежде всего, подготовьте свои руки для выполнения процедуры: придется пожертвовать маникюром и коротко подстричь ногти. Снимите кольца и браслеты, вымойте руки теплой водой. Малышу не понравятся прикосновения холодных рук. Употребление массажных кремов и присыпок нежелательно, чтобы не нарушить кожное дыхание ребенка.

До того как делать массаж новорожденным детям, перед сеансом необходимо проветрить комнату, чтобы малыш дышал свежим, обогащенным кислородом воздухом, ведь для него массаж — это физическая нагрузка. Оптимальная температура воздуха в комнате во время процедуры — 18 °С.

При подготовке к массажу обязательно позаботьтесь и об удобном положении для себя. Если ребенок будет находиться на низкой поверхности (на диване, например), у вас скоро устанет спина, и вам захочется побыстрее закончить процедуру.

Перед тем как правильно делать массаж новорожденным, положите на стол сложенное в 2-4 раза байковое одеяло, накройте пеленкой — вот вам и массажный стол.

Читать еще:  Как отучить ребенка спать с родителями и когда это нужно делать? Спать или нет в одной постели с ребенком

Далее вы можете посмотреть видео гимнастики и массажа для новорожденного ребенка, а также ознакомиться с самыми популярными комплексами упражнений.

Как правильно делать массаж новорожденным детям

Освободите кроху от всех одежек и перенесите его на массажный стол. В процессе того как делать массаж новорожденному ребенку, строго соблюдайте последовательность: сначала ножки, затем ручки, грудь и животик. Потом переворачиваем малыша на животик и массируем попку и спинку.

Главное правило: массирующие движения должны повторять направление тока крови и лимфы.

На конечностях — от периферии к центру, то есть от кистей и стоп к подмышечным и паховым областям.

На спинке — от поясницы к шее и подмышечным областям по обе стороны от позвоночника.

На животе — по часовой стрелке.

На груди — от грудины к подмышечным впадинам.

Поясницу массируем от позвоночника к паховым областям.

Как видно на фото, при массаже для новорожденных в домашних условиях основными приемами являются поглаживание, растирание, разминание и вибрация:

Поглаживание — движения, расслабляющие мышцы, подготавливающие их к массажу. Этим приемом начинают и заканчивают как сам массаж, так и переход от одного приема к другому. При поглаживании пальцы или вся ладонь скользят по коже, не сдвигая ее и не собирая в складки. Даже если на первых порах вы ограничитесь только поглаживанием, польза будет несомненная: увеличится приток кислорода через кожу, и повысится содержание провитамина А.

Растирание оказывает более сильное воздействие на кожу, улучшая кровоток в поверхностных сосудах и обменные процессы в подлежащих тканях, смещая их в разных направлениях.

При разминании кожу и мышцы несколько сдавливают и как бы раскатывают по поверхности стола.

При вибрации ладонь кладется на спинку или животик и перемещает кожу малыша в разных направлениях (вверх-вниз, вправо-влево).

Посмотрите видео «Массаж для новорожденных в домашних условиях» и внимательно присмотритесь к действиям массажиста:

Хорошо, если у вас есть возможность выполнить основные приемы массажа под руководством специалиста. В дальнейшем применяйте их самостоятельно, а через некоторое время вы в совершенстве овладеете техникой массажа и приобретете верного помощника в укреплении иммунитета.

Первые сеансы массажа не должны длиться более трех минут, ведь нервная система малыша быстро истощается, и он устает от новых впечатлений и ощущений. Постепенно увеличивая продолжительность занятий, через 1,5-2 месяца доведите ее до 10-12 минут.

Гимнастика для новорожденных с первых дней жизни

Как только малышу исполнится 2 месяца, подключите к массажу гимнастические упражнения. Гимнастика для новорожденных с первых дней жизни – это специальная система физических упражнений, которая развивает и укрепляет суставно-мышечный аппарат ребенка, способствует развитию двигательных функций и координации движений. Такие занятия дают мощный стимул к физическому и психическому развитию, дарят незнакомое ранее чувство «мышечной радости», ускоряют знакомство ребенка с окружающим миром и делает его более интересным и приятным. Гимнастику новорожденных с первых дней жизни можно проводить под музыку. Малышу это понравится и будет способствовать развитию у него чувства ритма.

При выполнении гимнастики для новорожденных можно использовать вспомогательные предметы: мяч, гимнастическую палочку, любимую игрушку.

Это внесет разнообразие в занятия и вызовет дополнительные положительные эмоции.

Существует масса комплексов оздоровительной и лечебной гимнастики, которые вы сможете освоить с помощью инструктора по лечебной физической культуре (ЛФК).

Комплексы массажа и физических упражнений для новорожденных по месяцам (с видео)

Представленные ниже самые простые комплексы массажа и упражнений для новорожденных по месяцам вы можете освоить без посторонней помощи.

Прочтя описание, обязательно посмотрите видео гимнастики для новорожденного, чтобы лучше понять, как выполняются упражнения.

1. Комплекс массажа и упражнений для новорожденных в возрасте от 1,5 до 3 месяцев

  • Поглаживающий массаж рук (4—6 раз).
  • Поглаживающий массаж ног (4-6 раз).
  • Выкладывание на живот.
  • Поглаживающий массаж спинки (4-6 раз).
  • Массаж живота по часовой стрелке (6-8 раз).
  • Массаж стоп (3-4 раза).
  • Рефлекторное разгибание спины.
  • Положите ребенка на бочок и своим указательным пальцем проведите по его подошве от пальчиков к пяточке. Он выгнет спинку и запрокинет голову. Выполнить по 2 раза в обе стороны.
  • Выкладывание на живот.
  • Рефлекторное ползание. Приложите свои ладони к подошвам малыша, и он сделает попытку ползти.
  • Общая продолжительность таких упражнений для новорожденного ребенка составляет 5-6 минут.

2. Комплекс физических упражнений и массажа для новорожденных детей в возрасте 3-4 месяцев

  • Обнимающие движения руками — скрещивание рук на груди и разведение их в стороны (6-8 раз).
  • Массаж рук: поглаживание, растирание, разминание.
  • Массаж ног: поглаживание, растирание, разминание.
  • Рефлекторные повороты на живот: левой рукой захватить левое предплечье малыша, а правой рукой — обе стопы. Малыш повернется на правый бок, пытаясь перевернуться на живот. Затем правой рукой захватить правое предплечье ребенка, а левой взять обе стопы. Малыш совершит движение в другую сторону — на левый бок. Выполнить по 2 раза в обе стороны.
  • Массаж спины: поглаживание, растирание, разминание.
  • Надежно захватить одной рукой голеностопные суставы и держать малыша на весу в горизонтальном положении, поддерживая ладонью другой руки грудную клетку. Он запрокинет голову. Выполнить 2-3 раза.
  • Массаж живота по часовой стрелке: поглаживание, растирание, разминание.
  • Массаж стоп (5-6 раз).
  • Упражнение для стоп. Повторить 2-4 раза.
  • Вибрационный массаж грудной клетки.
  • Сгибание и разгибание рук (6-8 раз).
  • Поворот на живот при поддержке за левую, а затем за правую руку.

3. Комплекс физических упражнений и массажа для новорожденных от 4 до 6 месяцев

  • Обнимающие движения руками.
  • Массаж ног: поглаживание, растирание, разминание.
  • «Скользящие» шаги. Стопы стоят на столе. Поочередное сгибание и разгибание ног в коленных суставах, не отрывая подошвенных поверхностей от опоры.
  • Поворот на живот через правую и левую стороны.
  • «Положение пловца». Захватить одной рукой голеностопные суставы и держать малыша на весу в горизонтальном положении, поддерживая ладонью другой руки грудную клетку. Он запрокинет голову (2-4 раза).
  • Массаж спины: поглаживание, растирание, разминание.
  • Массаж живота по часовой стрелке: поглаживание, растирание, разминание.
  • Приподнимание верхней половины туловища из положения лежа на спине. Взять обеими руками малыша за предплечья и поднимать его до положения сидя (не сажать!).
  • Массаж и упражнения для стоп.
  • Сгибания и разгибания рук (6-8 раз).
  • Сгибание и разгибание ног.
  • Левую ладонь подложите под спинку ребенка, а правой рукой возьмите его за голеностопные суставы. Держите на весу. Он будет сгибать голову.
  • Вибрационный массаж грудной клетки.
  • Поворот на живот при поддержке за правую, потом за левую руку.

4. Комплекс гимнастических упражнений и массажа для детей от 6 до 10 месяцев

  • Обнимающие движения руками.
  • Сгибание и разгибание рук. Эти упражнения можно выполнять, вкладывая в руки малыша игрушки (кольца, погремушки).
  • «Скользящие» шаги.
  • Повороты на живот вправо — влево при поддержке за руку.
  • Массаж спины.
  • Стимулирование ползания. Положите перед лежащим на животе малышом яркую игрушку. Поставьте свою ладонь к его подошвам. Он попытается ползти.
  • Массаж живота.
  • Присаживание, придерживая малыша за предплечья или за игрушки, которые он держит.
  • Круговые движения руками (6-8 раз).
  • Поднимайте и опускайте прямые ноги, сгибая их в тазобедренных суставах (6-8 раз).
  • Напряженное выгибание. Малыш лежит на животе. Встаньте позади него, возьмитесь за кисти его рук и тяните их вверх, поднимая грудную клетку.
  • Повороты на живот вправо — влево, держа его за руки.

5. Упражнения и массаж для детей от 10 месяцев до 1 года 2 месяцев

  • Сгибание и разгибание рук.
  • «Скользящие» шаги.
  • Повороты со спины на живот в обе стороны.
  • Приподнимание тела из положения на животе.
  • Наклоны и выпрямления туловища. Исходное положение — стоя (3-4 раза). Придерживайте руками колени, не давая их сгибать.
  • Массаж спины.
  • Массаж живота.
  • Доставание палочки прямыми ногами. Держите палку над бедрами. Ребенок должен дотянуться до нее стопами.
  • Присаживание, держась за ваши пальцы или кольца.
  • Напряженное выгибание в положении на животе на маминых коленях.

Регулярные физические упражнения стимулируют рост и развитие ребенка, укрепляют иммунитет, вырабатывают положительные эмоции и радостное отношение к жизни.

На представленном ниже видео упражнений для новорожденного показаны самые популярные комплексы:

Источники:

http://studopedia.su/2_29220_fizicheskoe-vospitanie-massazh-gimnastika-i-zakalivanie-grudnih-detey.html
http://razvivashka.online/fizicheskoe/gimnastika-dlya-grudnichkov-2-mesyatsa
http://ladycharm.net/2018/08/massazh-i-gimnastika-dlya-rebenka/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector