Роль воспитания в развитии ребенка. О роли воспитания в развитии человека

Роль воспитания в развитии человека и формировании его личности

Воспитание — третий существенный фактор развития и формирования личности. Оно корректирует влияние наследственности и среды в целях реализации социальной программы развития личности. В отличие от социализации, происходящей в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, воспитание рассматривается как процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (школьное, семейное, религиозное воспитание) как своеобразный механизм управления процессом социализации, идеальной целью которой является человек, отвечающий социальным требованиям и одновременно противостоит негативным тенденциям в развитии общества, жизненным обстоятельствам, которые тормозят развитие его индивидуальности. Воспитание выполняет две основные функции: упорядочивает весь спектр воздействий на личность и создает условия для ускорения процессов социализации с целью развития личности. Сила воспитательного воздействия заключается в целенаправленности, систематичности и в квалифицированном руководстве. Слабость воспитания в том, что оно базируется на сознании человека и требует ее участия, зато наследственность и среда действуют бессознательно и подсознательно. Именно этим определяется роль, место, возможности воспитания в формировании человека.

Роль воспитания оценивается по-разному, причем диапазон этих оценок очень широк — от утверждения его полного бессилия и бессмысленности (при неблагоприятной наследственности и плохих действиях среды) к признанию единственным средством изменения человеческой природы.

Без сомнения, воспитание не может повлиять на особенности таких физических качеств, как цвет глаз, волос, кожи, общую конституцию ребенка. Однако может повлиять на ее общее физическое развитие, ведь путем специальной тренировки и упражнений можно укрепить и закалить здоровья человека, что, в свою очередь, отразится на ее активности и работоспособности.

Природные задатки могут развиться в способности только под влиянием воспитания и приобщения человека к соответствующему виду деятельности. Для развития задатков и преобразования их в Способности, а также для развития таланта, нужны работоспособность и трудолюбие. Последние являются теми качествами, которые достигаются в результате воспитания.

Большое значение для понимания возможностей воспитания в формировании личности человека имеет опыт обучения, воспитания и приобщения к жизни слепоглухих от рождения детей, все контакты которых с жизнью и овладения необходимыми знаниями, умениями и навыками проходят под руководством воспитателя. Основой методики их воспитания является так называемая спильнороздилена деятельность, в процессе которой воспитатель ослабляет свое начало с целью поддержки пробужденного у ребенка стремление выполнить действие самостоятельно. 1

Воспитание вносит в судьбе людей разный вклад от незначительного до максимально возможного. Воспитанием можно много достичь, но полностью изменить человека нельзя. Лозунг «воспитание может все», с которым неоднократно выступала педагогика, себя не оправдало.

Специальные исследования показали, что воспитание способно обеспечить развитие определенных качеств, только опираясь на заложенные природой задатки. Воспитание малышей обезьяны в одинаковых с ребенком условиях показало, что малыши обезьяны, имея такие же контакты с людьми, получая хорошее питание и уход, между тем не приобретают ни психической качества, присущего человеку (исследования Н. И. Ладыгина-Котс).

Восприятие человеком воспитательного воздействия зависит от уровня его подготовки к этому восприятия, обусловленный влиянием наследственности и среды. Диапазон восприятия влияния очень широк — от полного игнорирования воспитательных требований к абсолютному подчинения воле воспитателя. Существующий «сопротивление воспитанию», как противодействие внешней силе, исходящей от воспитателя, решает судьбу конечного результата.

Результативность воспитательного воздействия зависит от соответствия цели, содержания и методов воспитания не только достигнутому уровню развития ребенка — «уровню актуального развития», но и «зоне ближайшего развития» (Л.С. Выготский). Ориентируясь на процессы, которые еще не созрели, находятся в стадии становления, воспитатель может создать новую «зону актуального развития», повести за собой развитие.

В этом смысле воспитания является главной силой, которая способна сформировать полноценную личность.

Физическое, духовное, социальной, психическое развитие личности осуществляется в деятельности.

Под понятием деятельность понимают все разнообразие занятий человека, все то, что она выполняет. Основными видами деятельности детей и подростков является игра, учение, труд. По направленности выделяют познавательную, общественную, художественную, спортивную, техническую, ремесленные и гедоническую (направленную на получение удовольствия) деятельность. Особым видом деятельности является общение. Из глубины веков дошли до нас мудрые наблюдения:

Читать еще:  Ребенок познает окружающий мир. Малыш познает мир - понять и помочь

Кто, будучи даже взрослым, умеет говорить лишь одними словами, а не делами, то человеком считаться не масс права.

Я.А. Коменский

Что человек делает, такой она и есть.

Г. Гггель

Без явно усиленного трудолюбия нет ни талантов, ни гениев.

Д.И. Менделеев

Деятельность — путь к знаниям.

Б. Шоу

Ничто так человека ли не моментально, как опыт.

AC Макаренко

Если вы удачно выберете труд и вложите в нее всю свою душу, то счастье само вас найдет.

К.Д. Ушинский

Высказывания выдающихся людей свидетельствуют о прямой связи между интенсивностью деятельности и результатами развития. Чем больше работает человек в определенной области, тем выше уровень ее развития в ней. Конечно, рамки действия этой закономерности не безграничны. Они регламентируются способностями, возрасту, организацией самой деятельности и др.

Деятельность может быть активной и пассивной. Работа, выполняемая без желания, настроения не обеспечивает высоких результатов развития. Эффективное развитие происходит только в процессе активной, эмоционально окрашенной деятельности, в которую человек вкладывает всю душу, полностью реализует свои возможности, выражает себя как личность. Такая деятельность приносит удовольствие, становится источником энергии и вдохновения. Вот почему важно не столько деятельность сама по себе, сколько активность личности, проявляющаяся в этой деятельности.

Воспитание играет главную роль в развитии личности только при условии, если оно положительно влияет на внутреннее стимулирование ее активности в отношении работы над собой, то есть когда развитие приобретает характер саморазвития. Вот почему Л. Н. Толстой сравнивал развитие человека с тем, как растет плодоносящее дерево. Ведь в буквальном смысле человек его выращивает — оно же растет. Она только копает землю, вносит удобрения, обрезает лишнее ветви, то есть создает необходимые внешние условия, которые способствуют его саморазвития. Сам же развитие происходит по своим внутренним законам. Нечто подобное наблюдается и в саморазвития личности. Хотя он и происходит под влиянием социальных и воспитательных факторов, но они развивают и формируют личность лишь в определенной степени, благодаря которой вызывают положительный отклик в ее внутренней сфере и стимулируют собственную активность в работе над собой.

Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Каждый, кто желает к ним присоединиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. А. Дистервег

Понимание роли активности самого человека в собственном развитии позволяет педагогу целенаправленно организовывать деятельность школьника, ставить его в позицию активного деятеля, вооружать такими способами деятельности, которые дают возможность активно проявлять свои силы; изучать его личностную своеобразие, раскрывать потенциальные возможности, то есть разумно направлять процесс развития личности.

Роль воспитания в развитии ребенка

Главным фактором воспитания ребенка является его семья, родители. Именно те привычки, правила и традиции ребенок в детские годы приобретет и впитает от своих родителей, останется с ним на всю жизнь.

С самого раннего детства в маленьком человеке закладываются то, что сохраняется на протяжении всей его жизни, то есть основы его воспитания и, как следствие, его поведение, нормы морали, правила поведения и прочее.

Исходя из того, что ребенок в семье находится основную часть детства, именно она и есть главный институт его воспитания. И только потом это могут быть различные школы ментальной арифметики и прочие. Таким образом, именно семьей выстраиваются основы воспитания и характера ребенка. А значит, именно родители играют главную роль в его воспитании.

Конечно же, стоит отметить то, что роль влияния может быть как положительной, так и отрицательной. Никто, помимо самых близких ему людей, то есть мамы с папой, бабушки с дедушкой, не сможет заботиться о ребенке лучше, но также и никто, кроме них, не сможет нанести такой вред его воспитанию и личностному развитию.

Например, если у ребенка тревожная мама, то он вырастет с постоянным чувством тревоги и неуверенности. Если родители ребенка честолюбивы и часто требуют от него больше, чем он может, то ребенок рискует вырасти закомплексованным, с чувством неуверенности в себе. А отец, который часто выходит из себя и в общем ведет себя несдержанно, рискует вырастить подобного себе ребенка, ведь дети часто перенимают манеру поведения родителей, как единственно правильную, считают именно ее нормой. Потому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос уверенным в себе, воспитанным, то в первую очередь следите за своим поведением. Ведь вы — главный пример для него.

Читать еще:  Как правильно закалять ребенка водой. Закаливание. Видео: закаливание детей

Каждая семья обладает определенной системой воспитания, которая зачастую не является осознанной. То есть, родители не всегда понимают целей воспитания, часто не могут правильно сформулировать цели, задачи, не умеют более или менее верно применять методы и приемы воспитания ребенка, не всегда могут сознать, что допустимо, а что нет в воспитательном процессе. В силу этих причин благие намерения могут давать результат, далекий от ожидаемого.

Родителям необходимо наладить связь с ребенком, достичь так называемого душевного единения. Ни в коем случае нельзя пускать процесс воспитания малыша на самотек! Даже если ваш ребенок уже достаточно взрослый и самостоятельный, не оставляйте его наедине с самим собой.

Если вы учите ребенка чему-то, не забывайте подкреплять слова своим личным примером, ведь это очень важный фактор воспитания ребенка. Таким образом, помимо воспитания собственных детей, и родителям не помешает заняться самовоспитанием, чтобы быть для них достойным примером.

Ведь если вы говорите, что то или иное поведение не верно, но сами, тем не менее, ведете себя так, как нельзя, ваши слова ребенком восприниматься не будут. Потому как ваши действия — это именно то, на что он ориентируется, берет за правило. Например, если мама с папой ежедневно говорят, что врать плохо, но, не замечая этого, часто отступают от данного правила, то и весь воспитательный процесс может пойти насмарку. Или вы учите ребенка выкидывать мусор в урну, но сами иногда грешите тем, что кидаете тот же фантик мимо нее. Не думайте, что ребенок этого не замечает! Он видит и думает, что если мама или папа так поступают, то и ему позволительно.

В системе воспитания детей нет никаких определенных канонов, то есть она может быть любой. Имеется в виду, что каждый родитель в общем воспитательном русле может выбрать свое, то, которое считает для своего ребенка наиболее верным. Самое главное, выбрав систему воспитания, ни на шаг от нее не отступать, не допускать послаблений.

Роль воспитания в развитии ребенка

РОЛЬ ВОСПИТАНИЯ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА.

(выступление на заседании методического объединения педагогов дошкольного образования Сунженского района).

Прежде чем говорить о воспитании как о методике, мы должны четко и ясно представить, а какова же главная цель воспитания, какого человека мы хотим воспитать и что есть воспитание по существу?

В последнее время создается впечатление, что воспитание относят в нашем обществе на второй план. Мы все больше и больше забываем о воспитании, все больше начинаем думать об обучении. Конечно, никто не против приобретения знаний ребенком, но если это происходит без отрыва от главного-воспитания человека, что во все времена было основой истинной педагогики.

Современные мамы и папы, стараются дать ребенку то, что сделает его обеспеченным, защищенным, даст ему преимущество перед другими. И мало кто при этом заботится о внутреннем мире своего ребенка, о его душе, о качествах Человека. То же самое происходит в современных детских садах. Создается впечатление, что воспитатели все больше заботятся об обучении детей — о так называемой подготовке к школе. На фоне всего этого воспитание все меньше становится нужным и заметным. Родители меньше занимаются ребенком, он становится все более одиноким. Это одиночество невозможно компенсировать кружками и занятиями в детском саду, ребенку нужны любящие и понимающие его взрослые, способные не просто быть мамой, папой, тетей и дедушкой, а быть его настоящим другом.

В чем же истинная роль воспитания?

В чем же смысл этого слова? Воспитание есть некое питание, но только не просто питание желудка, а питание высшее, питание души и сердца. Об этом нам говорит приставка «Вос». Что же это за особенная приставка? Посмотрим на слова с этой приставкой : вос-певание, вос — хищение, вос — торг, вос — хождение, вос-приятие. Если мы возьмем только корни этих слов, то увидим обычное земное, материальное значение. Но приставка «вос» придает этим совам особый, свой смысл, связанный чем — то более духовным, с миром человеческих чувств. Слова говорят сами за себя. Отсюда вывод: воспитание — питание внутреннего мира человека.

Читать еще:  Как воспитывать родителей или новый нестандартный ребенок. Нестандартный ребенок или как воспитать родителей

«Благодаря воспитанию в отдельном будущем несовершенное человечество превратится в новую расу людей. таково могущество воспитания» (Р. Оуэн).

«В воспитании кроется великая тайна усовершенствования человеческой природы (Кант). Природа и воспитание подобны. А именно: воспитание перестраивает человека и, преобразуя человека, создает ему вторую природу». (Демокрит)

«Чем совершеннее воспитание, тем счастливее народы». (Гельвеции)

«Годы детства — это прежде всего воспитание сердца. Воспитание не сумма мероприятий и приемов, а мудрое общение взрослого с живой душой ребенка» (В. Сухолимский).

Задумываясь о воспитании как о способе прежде всего повлиять на духовный рост ребенка, понимая высокое значение воспитания, нам нужно знать, что же это за особая пища, чем питать ребенка? На этот вопрос трудно ответить, если не представлять, какого Человека мы растим, какими качествами он должен обладать.

Представление о совершенном Человеке складывалось в сознании человечества веками и тысячелетиями. Связанно оно всегда было с миром Высшим, с мечтами о лучшем, о Прекрасном. Эти представления накапливались постепенно, на протяжении всей человеческой истории, и что примечательно, в разных уголках Земли, в разных странах и народах они имели единую Основу, то что мы называем Добром, Истиной и Красотой.

Если мы внимательно прочитаем народные сказки, легенды, придания, созданные разными народами в разные времена, то увидим удивительную картину: все они говорят об одном и том же, об одних и тех же принципах и основах жизни. Так же и религии мира: как бы они не различались, а

имеют единый Корень.

В человечестве заложены общие нравственные
принципы, устои и понятия, которые передаются из поколения в поколение.
Эти высшие принципы заложены в самом человеке. С ними человек
рождается, и мы видим это на примере собственных детей: Иначе почему
мы говорим: «Устами ребенка гласит истина», или «Будьте как дети,…?»

Все эти лучшие человеческие качества могут быть развиты в ребенке с помощью взрослых или зачахнуть с их же помощью.

Каким же быть человеку?

«Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен к судьбам родной страны, к судьбам ближнего, ко всему, кроме судеб пущенного им в оборот алтына». ()

«Только во всеобщем счастье можно найти свое личное счастье». (Гоббс).

«Нет ничего выше и прекраснее, чем давать счастье многим людям». (Л. Бетховен).

«В человеке заложена вечная, возвышенная потребность любить». (А. Франс).

«Без глубокого нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести — ничего, чем человек есть человек». ()

Вот лишь небольшая часть той мудрости, которая накоплена человечеством.

Под этим словом, написанным с большой буквы, будем понимать комплекс лучших и наиболее важных качеств человеческого характера.

Воспитание и обучение.

В наше непростое время необходимо воспитывать детей целеустремленными личностями, а почему? Скорее всего потому что не хватает мечты, устремления в будущее.

О чем сегодня можно мечтать с детьми? Прежде чем ответить на этот вопрос, нужно проанализировать мечты детей разного возраста. Одни хотят иметь много денег. Другие мечтают о подарках ко дню рождения. Некоторые хотят полетать на самолетах и. т. д.

Это мечты из другой сферы — из духовной жизни. Чтобы расширить
представления о мечте, стали перелистывать словари. Но ни в одном из
них не нашли этого слова. Но если в нем заменить всего одну букву, то
получится слово «мачта». Оно есть во всех словарях. Как ни странно,
именно это слово помогло нам понять значение слова «мечта».
Итак, «мачта»- вертикальное металлическое, деревянное сооружение,
устанавливаемое на палубе для крепления парусов, световых, флажных и
прочих сигналов». Благодаря ясной, красивой, благородной мечте человек
способен преодолеть лень, инертность, выработать волю и

целеустремленность. Это те же самые паруса, которые крепятся к матче. Укрепляясь и развиваясь, они становятся чертами характера, устремляя за собой и других людей.

«Мечта — прелюдия человеческого творчества. Хотя всегда жить мечтами нельзя. Есть еще и будни. Мы должны бомбардировать их мечтами. Вместе со всеми гениальными мечтами. «(Э. Межелайтис).

Хотелось, чтобы мы чаще задумывались над смыслом воспитания детей. Какими мы хотим их воспитать? Для чего, ради чего?

Источники:

http://studbooks.net/32066/pedagogika/rol_vospitaniya_razvitii_cheloveka_formirovanii_lichnosti
http://www.dal.by/news/19/10-02-17-6/
http://pandia.ru/text/78/318/93937.php

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector