Схема прикорма воз. Какой прикорм лучше подойдет ребенку до года — покупной или приготовленный? Что такое педагогический прикорм? Методика его использования

Содержание

Рекомендации по введению прикорма по ВОЗ: таблица и схема питания ребенка от 6 месяцев до года с пошаговым описанием

Прикорм сегодня вводится по одной из двух техник, которые кардинально отличаются друг от друга. В основе каждой из них лежит своя концепция.

  • Педиатрический прикорм. Его базис – убеждение в том, что ребенку старше 4-6 месяцев начинает не хватать энергетической ценности материнского молока или смеси. Восполнить нехватку необходимых элементов призвано введение в рацион малыша новых продуктов.
  • Педагогический прикорм – второй вид техники, который предполагает продолжение лактации до года и более. Знакомство с новыми продуктами носит ознакомительный характер и не имеет своей целью восполнить недостаток энергетических потребностей. Ребенок, согласно данной технике прикорма, пробует абсолютно все, что кушают родители, при этом еда не измельчается и не перемалывается в пюре.

Какую точку зрения принимает в этом вопросе всемирная организация здравоохранения? Она занимает нейтральную позицию, о чем мы и поведем разговор далее.

Педиатрический прикорм предполагает введение в рацион именно тех продуктов, которые восполнят недостающую питательную ценность материнского молока при взрослении грудничка

Рекомендации ВОЗ

Исследования и научные факты дали возможность сформулировать основные правила по питанию детей в возрасте до 2 лет. Широкое освещение принял вопрос о разработке концепции питания детей раннего возраста, в том числе и прикорма, который рассматривался на глобальной конференции, где присутствовали специалисты ВОЗ и ЮНИСЕФ. Был принят ряд положений.

Правила введения прикорма

  • Лучшая пища – грудное молоко. Имея выбор между естественным и искусственным типом вскармливания, предпочтение должно быть отдано первому. Грудное вскармливание создает идеальные условия для гармоничного развития ребенка.
  • Прикорм согласно медицинским показаниям. Первые полгода жизни ребенок находится исключительно на грудном вскармливании. Отсутствие каких-либо иных показаний медицинского характера предусматривает ввод прикорма после 6 месяцев. До этого периода ребенок не нуждается в дополнительном питье и еде. Лактацию рекомендуется сохранять до 2 лет и более.
  • Сбалансированное питание. Пища для малютки должна быть богата полезными минералами и витаминами, а также соответствовать возможностям детского организма. Объем пищи должен сопоставляться с возрастными нормами. Вводить новые продукты в рацион следует постепенно, небольшими дозами. Рост малыша предполагает увеличение объемов употребляемой пищи.
  • Многообразие вкусов. Согласно утвержденной схеме введения прикорма ВОЗ, пища ребенка должна быть разнообразной. В детский рацион обязательно должны входить овощи, каши, птица, мясо, яйца и рыба. Недостаток грудного молока может быть восполнен минеральными и витаминными комплексами, которые бы могли добавить питательной ценности ежедневному рациону.
  • Адаптация пищи согласно возрасту. В возрасте 6 месяцев ребенок начинает есть перетертую пищу, пюреобразную или полутвердую. С 8-месячного возраста возможен переход на употребление продуктов, которые можно есть руками (рекомендуем прочитать: меню для 8 месячного ребенка на грудном вскармливании: рецепты). После года ребенка можно начинать кормить пищей, которую употребляет вся остальная семья.
  • Продолжение лактации. Основной пищей по-прежнему остается молоко матери. Прикорм, согласно ВОЗ, вводится с целью удовлетворить возрастающие энергетические потребности, ведь с возрастом ребенок становится более активным. Материнское молоко малыш должен получать в необходимом объеме. Тандем «мама-малыш» и кормление «по требованию» сохраняется вплоть до года и даже до двух.

Прикорму все возрасты покорны?

Описание правил и действий представлено выше в соответствии с мнениями целого консилиума специалистов. Кроме прочего, родители должны учитывать индивидуальные особенности и готовность своего ребенка к введению прикорма. Малыш, отстающий в наборе веса, будет требовать более ранних сроков начала прикорма – 4-месячный возраст в данном случае будет оправдан. Другой ребенок прекрасно себя чувствует и развивается полноценно, кушая только мамино молочко. Возможно, в этом случае введение прикорма следует начать ближе к 8 месяцам.

Яков Яковлев, эксперт АКЕВ, утверждает, что 6-месячный возраст – это не какое-то обязательное число, а лишь среднее время для начала прикорма. Предпочтительно начать введение новых продуктов чуть позже. Мамы деток на искусственном или грудном вскармливании, чада которых хорошо набирают вес, вполне могут прислушаться к данному совету (подробнее в статье: режим вскармливания детей до года). Единственный показатель к более раннему началу прикорма – недостаточный вес (рекомендуем прочитать: как правильно давать первый прикорм?).

Таблица введения прикорма

Каковы же практические рекомендации ВОЗ по введению новых продуктов в детское меню? Предлагаем вам таблицу прикорма по месяцам согласно ВОЗ (за 90 дней):

Читать еще:  Терапевтические сказки про детский сад. Терапевтические сказки для детей, имеющих трудности адаптации в детском саду. Медвежонок, который не хотел ходить в детский сад

Всемирная организация здравоохранения указывает на важность следующих моментов:

  • Сложно соблюсти баланс при переходе на новые продукты. Не только организм ребенка тяжело справляется с усвоением новых видов пищи, но и сама еда может быть недостаточно питательна. Эксперты Всемирной организации здравоохранения отмечают, что многие детки до 5-летнего возраста не получают необходимое количество питательных и энергетических продуктов. Рацион ребенка должен быть сбалансированным и полноценным, а также предлагаться в достаточном количестве.
  • Безопасность продуктов. При готовке еды необходимо сделать ее максимально безопасной для малыша. Правильно приготовленная пища снизит риск возникновения кишечных инфекций.
  • Интерес к новому поощряется. Имеющийся у малыша интерес к новым видам пищи следует поддерживать и развивать, помогая ему познакомиться с новыми видами продуктов.

Если ребенок заинтересовался каким-то продуктом, не относящимся к запрещенным, можно попробовать дать его внепланово

Алгоритм введения прикорма

Пошаговые инструкции ВОЗ мамам выглядят следующим образом:

  • Терпение. Введение прикорма требует от мамы максимальной чуткости. Будьте готовы к тому, что не все, что вы приготовите, кроха оценит по достоинству. Проявляйте терпение, не кричите и заставляйте есть. Во время еды разговаривайте мягким голосом, установите зрительный контакт. Кормление должно происходить медленно, не спеша.
  • Чистота. Не забывайте о гигиене столовых приборов и тарелок, а также тщательном мытье продуктов. Приучайте малыша кушать в чистоте. Для этого всегда вытирайте запачкавшийся столик и не забывайте убрать следы пищи с лица и рук ребенка.
  • Постепенный ввод продуктов. Знакомство с новыми продуктами должно начинаться с небольших порций. При положительной реакции организма постепенно увеличивайте объем.
  • Адаптируйте пищу. Консистенция блюд должна соответствовать возрастным нормам. Более взрослый малыш получает и более разнообразную консистенцию продуктов.
  • Количество кормлений по возрасту. Учитывайте возрастные рекомендации по кормлению детей. Прикорм для малыша 6 месяцев вводится 2-3 раза в день (подробнее в статье: питание ребенка при грудном вскармливании в 6 месяцев ). Это количество увеличивается до 4-х, когда малыш немного вырастает. При появлении аппетита между кормлениями можно вводить дополнительно 1 или 2 перекуса.
  • Учитывайте предпочтения ребенка. Старайтесь, чтобы ребенку нравилась та еда, которую вы ему предлагаете. Отсутствие интереса к какому-то блюду можно изменить, экспериментируя с комбинацией или консистенцией продуктов.
  • Увеличение количества питья. После года, когда грудного молока употребляется меньше, следует чаще поить ребенка различными компотами, детскими соками без сахара или детскими чаями.


Терпение и любовь – залог хорошего аппетита

Категорически запрещается принуждать ребенка к приему пищи. Введение прикорма должно быть добровольным. Насилие в этом плане приведет к отказу ребенка от любых видов пищи. Создайте благоприятные условия для пробы новых продуктов, чтобы ребенку нравился этот процесс. Положительный настрой родителей, ласка и внимание – вот основные спутники начала новой деятельности.

Введение прикорма – важный этап в жизни и развитии ребенка. Правильная мотивация и легкое его освоение помогут в итоге получить хорошо кушающего малыша, а не упрямца и малоежку. Все советы ВОЗ призваны организовать кормление максимально безопасно и комфортно. Учитывая советы специалистов, вы гарантируете своему ребенку гармоничное развитие, основанное на здоровом и сбалансированном питании.

Таблица и схема педагогического прикорма при грудном и искусственном вскармливании

Педагогическим или естественным прикормом называется метод введения в рацион малыша взрослой пищи. При этом пища очень медленно вводится, чтобы постепенно приучить маленький организм. Сперва родители берут малыша за стол, чтобы тот смотрел, как они кушают, и сам захотел попробовать взрослую пищу. При этом она для ребенка может быть не измельченной. Данный метод не является новшеством, он известен еще с советских времен.

Педиатрический и педагогический прикорм: в чем разница

Педиатрический и педагогический – разные виды прикорма.

  • метод разработан в виде таблиц с подробным описанием блюд в граммах, согласно возрасту ребенка;
  • данный способ рассчитан на то, что новый рацион постепенно заменит кормление грудью ближе к 1 году рождения.
  • введение в рацион малыша пищи, которую едят взрослые;
  • еда дается в минимальном количестве, только для ознакомления;
  • грудное кормление сохраняется;
  • прикорм вводится, когда малыш уже может сидеть, и у него появились зубки.

При педагогическом способе введения в рацион малыш может пробовать новую пищу до, во время или после кормления грудью, и даже запивать грудным молоком.

Педприкорм при грудном вскармливании. Таблица

Педиатрический прикорм разработан врачами в виде таблицы. Данный способ введения блюд направлен на переход с грудного вскармливания на пищу из фруктов, овощей и других видов продуктов.

Разработана специальная таблица с подробным описанием продуктов, которые можно давать малышу, не зависимо, находится он на грудном или искусственном кормлении.

Введение прикорма при искусственном вскармливании

Детям, получающим смеси в виде основного питания, необходимо искусственное введение каш и овощей, богатых железом в возрасте, не раньше 5-6 месяцев, а к 8 месяцам – введение в рацион мяса.

Внимание! При кормлении адаптированными смесями, желательно применение схемы педагогического прикорма.

Происходит постепенная подготовка пищеварительной системы ребенка с формированием правильной ферментной активности при минимальных дозах взрослой пищи, знакомит с новой едой и учит пережевывать пищу.

Благодаря достаточному количеству полезных питательных веществ, получаемых из качественной адаптированной смеси, использование прикорма может применяться только как ознакомление с пищей, отличной от смеси. При искусственном вскармливании в виде прикорма рекомендуется введение кисломолочных смесей с 4-6 месяцев.

Читать еще:  Буквы пунктиром распечатать. Прописи для детей. Прописи: фигуры, цифры, буквы

Плюсы и минусы

  • мама более спокойна, так как придерживается советов врачей и разработанной врачами схемы;
  • легко узнать, на какую пищу у ребенка аллергическая реакция или срыв стула;
  • грудное молоко можно постепенно заменить пищей, предложенной в таблице прикорма.
  • питание приходиться готовить персонально (по сравнению с педиатрическим);
  • ребенка кормят отдельно (отсюда позднее привитие поведения за столом, снижение аппетита, капризы);
  • ребенок может начать отказываться от приема еды (прикорма) и принимать только грудное молоко;
  • либо может в возрасте раньше положенного срока полностью отказаться от кормления грудью;
  • появляется вероятность позднего развития процессов жевания и глотания.

  • с малого возраста ребенку прививаются пищевые пристрастия семьи, в которой он воспитывается;
  • формируются задатки хорошего аппетита. Ребенка не заставляют кушать, он сам ест, подражая взрослым;
  • малыш быстрее привыкает к еде взрослых (не нужно готовить ему отдельно);
  • укрепляет желудочно-кишечный тракт (в частности, здоровый желудок);
  • правильное поведение за столом;
  • способствует в дальнейшем правильному приему пищи без переедания;
  • учится применять столовые приборы.
  • может возникнуть сложность в определении того, на какую пищу у ребенка аллергия или из-за чего диарея;
  • поначалу малыш может давиться едой, чего боятся родители;
  • в семье все должны питаться правильно, так как малютке запрещена вредная пища;
  • если мама больна ОРВИ или какой-либо другой инфекцией, передающейся через посуду, слюну, есть вероятность инфицировать малыша недугом.

Основные принципы естественного прикорма

  • педиатрический способ введения другой пищи в естественный детский рацион желательно начать в возрасте 6 месяцев, когда пищеварение ребенка становится более устойчивым. Ведь применение раньше 5 месяцев может вызвать расстройства в виде поноса, колик в кишечнике и даже аллергических проявлений;
  • начинать надо с моно продуктов, дозами размером с зернышко (если твердая пища), постепенно увеличивая количество и вводя комбинированные блюда;
  • за неделю можно дать попробовать не более 3 видов продуктов;
  • важно давать пищу из тарелки, чтобы привить правильную культуру поведения за столом, а не просто со стола.

Какой вид прикорма выбрать

У каждого вида прикорма есть плюсы и минусы. Какой из них лучше, можно узнать у педиатра. Но окончательный выбор остается за родителями.

Важно понять, что правильное введение прикорма влияет на здоровье малыша и предотвращает колики в кишечнике, вздутие, боли в животе, аллергических реакции и прочие проявления детских недомоганий.

Нежелательно вводить прикорм, когда у малютки режутся зубки, в период постановки прививки или если он заболел. Он дается только при хорошем самочувствии и веселом настроении малыша.

О клинических исследованиях

Что такое клинические исследования и зачем они нужны? Это исследования, в которых принимают участие люди (добровольцы) и в ходе которых учёные выясняют, является ли новый препарат, способ лечения или медицинский прибор более эффективным и безопасным для здоровья человека, чем уже существующие.

Главная цель клинического исследования — найти лучший способ профилактики, диагностики и лечения того или иного заболевания. Проводить клинические исследования необходимо, чтобы развивать медицину, повышать качество жизни людей и чтобы новое лечение стало доступным для каждого человека.

Как их проводят?

У каждого исследования бывает четыре этапа (фазы):

I фаза — исследователи впервые тестируют препарат или метод лечения с участием небольшой группы людей (20—80 человек). Цель этого этапа — узнать, насколько препарат или способ лечения безопасен, и выявить побочные эффекты. На этом этапе могут участвуют как здоровые люди, так и люди с подходящим заболеванием. Чтобы приступить к I фазе клинического исследования, учёные несколько лет проводили сотни других тестов, в том числе на безопасность, с участием лабораторных животных, чей обмен веществ максимально приближен к человеческому;

II фаза — исследователи назначают препарат или метод лечения большей группе людей (100—300 человек), чтобы определить его эффективность и продолжать изучать безопасность. На этом этапе участвуют люди с подходящим заболеванием;

III фаза — исследователи предоставляют препарат или метод лечения значительным группам людей (1000—3000 человек), чтобы подтвердить его эффективность, сравнить с золотым стандартом (или плацебо) и собрать дополнительную информацию, которая позволит его безопасно использовать. Иногда на этом этапе выявляют другие, редко возникающие побочные эффекты. Здесь также участвуют люди с подходящим заболеванием. Если III фаза проходит успешно, препарат регистрируют в Минздраве и врачи получают возможность назначать его;

IV фаза — исследователи продолжают отслеживать информацию о безопасности, эффективности, побочных эффектах и оптимальном использовании препарата после того, как его зарегистрировали и он стал доступен всем пациентам.

Считается, что наиболее точные результаты дает метод исследования, когда ни врач, ни участник не знают, какой препарат — новый или существующий — принимает пациент. Такое исследование называют «двойным слепым». Так делают, чтобы врачи интуитивно не влияли на распределение пациентов. Если о препарате не знает только участник, исследование называется «простым слепым».

Чтобы провести клиническое исследование (особенно это касается «слепого» исследования), врачи могут использовать такой приём, как рандомизация — случайное распределение участников исследования по группам (новый препарат и существующий или плацебо). Такой метод необходим, что минимизировать субъективность при распределении пациентов. Поэтому обычно эту процедуру проводят с помощью специальной компьютерной программы.

Преимущества и риски для участников. Плюсы

  • бесплатный доступ к новым методам лечения прежде, чем они начнут широко применяться;
  • качественный уход, который, как правило, значительно превосходит тот, что доступен в рутинной практике;
  • участие в развитии медицины и поиске новых эффективных методов лечения, что может оказаться полезным не только для вас, но и для других пациентов, среди которых могут оказаться члены семьи;
  • иногда врачи продолжают наблюдать и оказывать помощь и после окончания исследования.
Читать еще:  Развлечения для детей 12 лет. Как провести домашний день рождения весело

При этом, принимая решение об участии в клиническом исследования, нужно понимать, что:

  • новый препарат или метод лечения не всегда лучше, чем уже существующий;
  • даже если новый препарат или метод лечения эффективен для других участников, он может не подойти лично вам;
  • новый препарат или метод лечения может иметь неожиданные побочные эффекты.

Главные отличия клинических исследований от некоторых других научных методов: добровольность и безопасность. Люди самостоятельно (в отличие от кроликов) решают вопрос об участии. Каждый потенциальный участник узнаёт о процессе клинического исследования во всех подробностях из информационного листка — документа, который описывает задачи, методологию, процедуры и другие детали исследования. Более того, в любой момент можно отказаться от участия в исследовании, вне зависимости от причин.

Обычно участники клинических исследований защищены лучше, чем обычные пациенты. Побочные эффекты могут проявиться и во время исследования, и во время стандартного лечения. Но в первом случае человек получает дополнительную страховку и, как правило, более качественные процедуры, чем в обычной практике.

Клинические исследования — это далеко не первые тестирования нового препарата или метода лечения. Перед ними идёт этап серьёзных доклинических, лабораторных испытаний. Средства, которые успешно его прошли, то есть показали высокую эффективность и безопасность, идут дальше — на проверку к людям. Но и это не всё.

Сначала компания должна пройти этическую экспертизу и получить разрешение Минздрава РФ на проведение клинических исследований. Комитет по этике — куда входят независимые эксперты — проверяет, соответствует ли протокол исследования этическим нормам, выясняет, достаточно ли защищены участники исследования, оценивает квалификацию врачей, которые будут его проводить. Во время самого исследования состояние здоровья пациентов тщательно контролируют врачи, и если оно ухудшится, человек прекратит своё участие, и ему окажут медицинскую помощь. Несмотря на важность исследований для развития медицины и поиска эффективных средств для лечения заболеваний, для врачей и организаторов состояние и безопасность пациентов — самое важное.

Потому что проверить его эффективность и безопасность по-другому, увы, нельзя. Моделирование и исследования на животных не дают полную информацию: например, препарат может влиять на животное и человека по-разному. Все использующиеся научные методы, доклинические испытания и клинические исследования направлены на то, чтобы выявить самый эффективный и самый безопасный препарат или метод. И почти все лекарства, которыми люди пользуются, особенно в течение последних 20 лет, прошли точно такие же клинические исследования.

Если человек страдает серьёзным, например, онкологическим, заболеванием, он может попасть в группу плацебо только если на момент исследования нет других, уже доказавших свою эффективность препаратов или методов лечения. При этом нет уверенности в том, что новый препарат окажется лучше и безопаснее плацебо.

Согласно Хельсинской декларации, организаторы исследований должны предпринять максимум усилий, чтобы избежать использования плацебо. Несмотря на то что сравнение нового препарата с плацебо считается одним из самых действенных и самых быстрых способов доказать эффективность первого, учёные прибегают к плацебо только в двух случаях, когда: нет другого стандартного препарата или метода лечения с уже доказанной эффективностью; есть научно обоснованные причины применения плацебо. При этом здоровье человека в обеих ситуациях не должно подвергаться риску. И перед стартом клинического исследования каждого участника проинформируют об использовании плацебо.

Обычно оплачивают участие в I фазе исследований — и только здоровым людям. Очевидно, что они не заинтересованы в новом препарате с точки зрения улучшения своего здоровья, поэтому деньги становятся для них неплохой мотивацией. Участие во II и III фазах клинического исследования не оплачивают — так делают, чтобы в этом случае деньги как раз не были мотивацией, чтобы человек смог трезво оценить всю возможную пользу и риски, связанные с участием в клиническом исследовании. Но иногда организаторы клинических исследований покрывают расходы на дорогу.

Если вы решили принять участие в исследовании, обсудите это со своим лечащим врачом. Он может рассказать, как правильно выбрать исследование и на что обратить внимание, или даже подскажет конкретное исследование.

Клинические исследования, одобренные на проведение, можно найти в реестре Минздрава РФ и на международном информационном ресурсе www.clinicaltrials.gov.

Обращайте внимание на международные многоцентровые исследования — это исследования, в ходе которых препарат тестируют не только в России, но и в других странах. Они проводятся в соответствии с международными стандартами и единым для всех протоколом.

После того как вы нашли подходящее клиническое исследование и связались с его организатором, прочитайте информационный листок и не стесняйтесь задавать вопросы. Например, вы можете спросить, какая цель у исследования, кто является спонсором исследования, какие лекарства или приборы будут задействованы, являются ли какие-либо процедуры болезненными, какие есть возможные риски и побочные эффекты, как это испытание повлияет на вашу повседневную жизнь, как долго будет длиться исследование, кто будет следить за вашим состоянием. По ходу общения вы поймёте, сможете ли довериться этим людям.

Если остались вопросы — спрашивайте в комментариях.

Источники:

http://vseprorebenka.ru/pitanie/prikorm/voz-tablica.html
http://grudnichky.ru/pitanie/pedagogicheskiy-prikorm.html
http://yandex.ru/health/turbo/articles?id=2463

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector