Сказка «Краденым сыт не будешь. Всё лучшее детям — Электронная библиотека детской литературы

Краденым сыт не будешь

Было у одного человека два сына. Выросли они, а отец и говорит им:

— Пора, сыновья, за настоящую работу приниматься. Кто из вас чем хочет заниматься?

Молчат сыновья, не знают, какую себе работу выбрать.

— Ну так пойдем, — говорит отец, — по свету породим да посмотрим, что люди делают.

Собрались и пошли потихоньку. Идут, сыновья г.о всему приглядываются, думают, какую бы им работу выбрать.

Подошли к одной деревне. Видят — стоит у выгона кузница. Зашли они в кузницу. Поздоровались с кузнецом, поговорили. Старший сын даже молот взял в руки — помог кузнецу лемех выковать. Потом двинулись дальше.

Подошли к другой деревне. Старший сын поглядел туда-сюда: не видать кузницы в этой деревне. Вот и говорит он отцу:

— Почему бы и тут кузницу не поставить? Я бы мог кузнецом остаться. Эта работа мне нравится.

Обрадовался отец: нашел, думает, старший сын себе средство к жизни!

— Ладно, — говорит, — будь кузнецом в этой деревне.

Поставил он сыну кузницу, тот и начал кузнечным делом заниматься. И люди хвалят его, и сам он своей работой доволен.

А младший сын сколько ни ходил, никак себе работу по вкусу не найдет.

Идет он раз с отцом мимо луга. Видит — пасется на лугу вол. А деревня далеко, и пастуха не видать.

— А не начать ли мне, батька, волов красть? — говорит сын. — Работа эта легкая, и каждый день мясо будет. И сам растолстею, как вол.

— Кради, — говорит отец. — Затем я тебя и вожу, чтоб ты себе постоянное занятие выбрал.

Взял сын вола и погнал домой. А отец говорит:

— Подожди меня возле леса — мне надо еще в эту деревню заглянуть: там один мой знакомый живет…

Гонит сын вола да все, как волк, оглядывается, не бежит ли кто за ним. Пока до леса добрался, порядком перетрусил. Аж тошно от страха стало.

Подождал он у опушки, пока отец воротился, и погнали они вместе вола домой.

Зарезали дома вола, сняли с него шкуру и стали мясо варить. Наварили, а отец и говорит сыну:

Читать еще:  Игры с 2 месячным ребенком дома. Двухмесячные дети. Занятия с ребенком в два (2) месяца

— Вот что, сынок, давай-ка сначала снимем мерки да посмотрим, кто из нас от этого вола раздобреет.

Взял он шнурок, смерил шею себе и сыну и завязал узелки.

Сели за стол. Отец ест спокойно, а сын всё на двери поглядывает: не идет ли кто вола искать? Залает собака, пройдет или проедет кто мимо хаты — сын хватает мясо и в чулан прячется. А у самого руки и ноги дрожат… И пошло так день за днем.

Съели они наконец вола. Вот отец и говорит сыну:

— А теперь давай шеи мерить: кто ж из нас раздобрел?

Померяли — у отца шея вдвое потолстела, а у сына вдвое похудела.

— А оттого, что ты краденого вола ел, — говорит отец.

— Так и ты же ел краденого!

— Нет, я хозяину уплатил за вола и ел, как своего. Потому-то я и потолстел. А ты как сядешь за стол — страх тебе сразу на шею прыг и душит! Оттого она и худеет. Краденым, брат, сыт не будешь!

Сказка «Краденым сыт не будешь»

Жил да был один человек, и было у него два сына. Прошло какое-то время, выросли сыновья, стали уже взрослыми. Вот собрал их отец и говорит им, выросли вы уже большие у меня, надо вам за настоящую работу приниматься. Вот, кому из вас какое дело больше по душе? А сыновья молчат, ничего не отвечают, не было у них пока никаких интересов к работе.

Отец говорит, хорошо, собирайтесь, пойдём по свету, посмотрим вокруг, чем народ занимается, может и вам какое занятие приглянется.

Вот зашли в одну деревню. Идут, смотрят, стоит кузня. Кузнец мехи раздувает, молотом железо куёт, искры летят. Старшему сыну это дело понравилось, он попросился в помощники к кузнецу и даже вместе с ним лемех выковал. Пошли дальше.

Заходят в другую деревню, а там кузни нет, и люди, кому что, если надо, то в соседнюю деревню ходят. Старший сын говорит отцу, тут кузни нет, давай построим здесь её, а я бы тут кузнецом остался, мне это дело очень понравилось.

Отец очень обрадовался, построили они кузню. Сын любимым делом занимается и сам доволен, и люди его хвалят, от души благодарят за работу.

А младший сын, сколько, где ни ходили, всё никак себе занятие не подыщет.

Вот идут они как—то через луг. Смотрят, вол пасётся, а пастуха рядом не видно. Сын и говорит отцу:

Читать еще:  Когда сажать ребенка начинать. Развитие малыша и формирование прогибов. Признаки готовности к усаживанию

— А давай я буду волов воровать! Это дело не сложное и постоянно с мясом будем! Растолстею, как вот этот вол!

— Конечно, давай! Мы же для этого тут кругом и ходим, чтобы ты себе постоянное занятие присмотрел, — отвечает ему отец.

Вот увели они этого вола в соседний лес. Младший, как волк постоянно оглядывается, весь издёргался, от волнения аж тошно стало.

Отец ему говорит:
— Ты постой тут пока в лесочке, мне тут в этой деревне нужно друга навестить, я не долго.

Быстро обернулся отец и пошли они сразу домой.

Пришли, зарезали вола, разделали тушу, начали мясо варить. Отец говорит сыну, неси верёвку, будем шеи свои мерить, насколько мы потолстеем, когда съедим всего вола. Завязали на верёвках узелки, чтобы заметить какая у них сейчас шея.

Вот сели есть. Отец ест спокойно, а сын весь издёргался. Постоянно на ворота смотрит, не пришли ли за волом? То собака залает, то телега мимо проедет, сын каждый раз вскакивает и скорей мясо прятать, руки и ноги от волнения ходуном ходят.

Так прошли день за днём, пока вол весь не кончился.

Отец говорит сыну, доставай верёвки, будем смотреть, кто, в какой мере раздобрел с этого вола. Начали мерить, и вышло, что у отца шея в два раза толще стала, а у сына наоборот, вдвое тоньше. Сын удивляется, непонятно ему, как такое могло получиться.

Отец ему говорит:

— Это потому, что ты ел краденного вола.

— Так и ты ел краденого, — отвечает ему сын.

— Нет, я в деревню, когда заходил, за вола хозяину денег заплатил, потому и ел его, как своего. А ты, как за стол садился, страх тебе на шею сразу прыг и душит тебя, кусок в горло не лезет. Вот от того и похудела твоя шея. Краденным, сын, сыт не будешь!

Вот и сказочке конец, а кто слушал ― молодец!

Ребенок не заснул?

Белорусская народная сказка «Краденым сыт не будешь» закончилась, если ребенок не уснул, рекомендуем прочитать еще несколько сказок.

Литературное чтение, 2 класс. Тема: «Краденым сыт не будешь». Белорусская народная сказка

План-конспект урока по предмету «Литературное чтение». 2 класс

Тема: «Краденым сыт не будешь». Белорусская народная сказка (с. 32-36)

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с белорусской народной сказкой «Краденым сыт не будешь».
  2. Развивать внимательность детей при анализе произведения путем выборочного чтения.
  3. Воспитывать в ребятах честность, трудолюбие.
Читать еще:  Ребенок сидит: когда пора? Почему у человека круглая спина и как это исправить

Оборудование урока: зашифрованный алфавит

Учебник: Воропаева, В.С. Литературное чтение: учеб. для 2 кл. учреждений, обеспечивающих получение общ. сред. образования, с рус. яз. обучения: ч. 1 из 2 / В.С. Воропаева, Т.С. Куцанова. Минск: НИО, 2010.

Ход урока:

  1. Приветствие. Организация рабочего места

— Здравствуйте, ребята. Я очень рада снова вас видеть. Покажите мне, с каким настроением вы пришли на урок.

  1. Минутка чтения
  2. Проверка домашнего задания

Выразительное чтение русской народной сказки «Лиса и журавль» по ролям.

— Ребята, так чему нас научила эта сказка? (Быть более внимательным к своим друзьям.)

  1. Сообщение цели урока

— Мы с вами уже познакомились с пословицами и поговорками. Сегодня вам предстоит узнать еще одну народную пословицу. Но чтобы ее прочесть, вам надо её сперва раскодировать. (Пословица «Краденым сыт не будешь» зашифрована на доске.)

12,18,1,5,6,15,29,14 19,29,20 15,6 2,21,5,6,26,28

— Как вы понимаете эту пословицу?

— Сегодня мы с вами прочитаем сказку, названием для которой служит эта пословица, и поймем её смысл ещё глубже. А также выведем одно жизненное правило, которое, я надеюсь, станет правилом для каждого из вас.

  1. Работа по теме урока

Словарная работа

Выгон – участок земли, который используется как пастбище для скота

Лемех – часть плуга

Вол – бык. У волов очень большие рога, в отличие от обычного быка.

Раздобреет – потолстеет, поправится

Чтение сказки «Краденым сыт не будешь» учителем.

Проверка первичного восприятия текста.

— Понравилась ли вам сказка? Что понравилось? Что не понравилось?

— Определите, какая это сказка? (веселая, мудрая, страшная)

Гимнастика для глаз

Чтение сказки учащимися молча.

Анализ текста.

— Расскажите, как старший сын выбирал себе работу.

— Как вы думаете, почему младший сын не мог себе выбрать работу по душе?

— Прочитайте, какое занятие он себе выбрал.

— Какие слова в тексте доказывают, что ему после воровства было страшно?

— Расскажите, что придумал отец, чтобы показать сыну, что краденым сыт не будешь?

  1. Итог урока. Рефлексия

— Какие выводы для себя мы можем сделать после прочтения сказки?

— Давайте эти выводы и сделаем своими жизненными правилами.

— Что вы сегодня поняли для себя? («Я понял, что …»)

  1. Домашнее задание

С. 32-35, прочитать сказку, подготовить пересказ сказки близко к тексту.

Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий Я ценю ваше мнение!

Источники:

http://hobbitaniya.ru/belnarod/belnarod36.php
http://skazki-pered-snom.ru/belorusskie-skazki/skazka-kradenym-syt-ne-budesh.html
http://lit-dety.ru/uroki-2/lit-chtenie-2-klass-kradenym-syt-ne-budesh.html/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector