Сколько месяцев малыш должен держать голову. Как помочь ребенку. Проводим тест в домашних условиях

Содержание

О клинических исследованиях

Что такое клинические исследования и зачем они нужны? Это исследования, в которых принимают участие люди (добровольцы) и в ходе которых учёные выясняют, является ли новый препарат, способ лечения или медицинский прибор более эффективным и безопасным для здоровья человека, чем уже существующие.

Главная цель клинического исследования — найти лучший способ профилактики, диагностики и лечения того или иного заболевания. Проводить клинические исследования необходимо, чтобы развивать медицину, повышать качество жизни людей и чтобы новое лечение стало доступным для каждого человека.

Как их проводят?

У каждого исследования бывает четыре этапа (фазы):

I фаза — исследователи впервые тестируют препарат или метод лечения с участием небольшой группы людей (20—80 человек). Цель этого этапа — узнать, насколько препарат или способ лечения безопасен, и выявить побочные эффекты. На этом этапе могут участвуют как здоровые люди, так и люди с подходящим заболеванием. Чтобы приступить к I фазе клинического исследования, учёные несколько лет проводили сотни других тестов, в том числе на безопасность, с участием лабораторных животных, чей обмен веществ максимально приближен к человеческому;

II фаза — исследователи назначают препарат или метод лечения большей группе людей (100—300 человек), чтобы определить его эффективность и продолжать изучать безопасность. На этом этапе участвуют люди с подходящим заболеванием;

III фаза — исследователи предоставляют препарат или метод лечения значительным группам людей (1000—3000 человек), чтобы подтвердить его эффективность, сравнить с золотым стандартом (или плацебо) и собрать дополнительную информацию, которая позволит его безопасно использовать. Иногда на этом этапе выявляют другие, редко возникающие побочные эффекты. Здесь также участвуют люди с подходящим заболеванием. Если III фаза проходит успешно, препарат регистрируют в Минздраве и врачи получают возможность назначать его;

IV фаза — исследователи продолжают отслеживать информацию о безопасности, эффективности, побочных эффектах и оптимальном использовании препарата после того, как его зарегистрировали и он стал доступен всем пациентам.

Считается, что наиболее точные результаты дает метод исследования, когда ни врач, ни участник не знают, какой препарат — новый или существующий — принимает пациент. Такое исследование называют «двойным слепым». Так делают, чтобы врачи интуитивно не влияли на распределение пациентов. Если о препарате не знает только участник, исследование называется «простым слепым».

Чтобы провести клиническое исследование (особенно это касается «слепого» исследования), врачи могут использовать такой приём, как рандомизация — случайное распределение участников исследования по группам (новый препарат и существующий или плацебо). Такой метод необходим, что минимизировать субъективность при распределении пациентов. Поэтому обычно эту процедуру проводят с помощью специальной компьютерной программы.

Преимущества и риски для участников. Плюсы

  • бесплатный доступ к новым методам лечения прежде, чем они начнут широко применяться;
  • качественный уход, который, как правило, значительно превосходит тот, что доступен в рутинной практике;
  • участие в развитии медицины и поиске новых эффективных методов лечения, что может оказаться полезным не только для вас, но и для других пациентов, среди которых могут оказаться члены семьи;
  • иногда врачи продолжают наблюдать и оказывать помощь и после окончания исследования.

При этом, принимая решение об участии в клиническом исследования, нужно понимать, что:

  • новый препарат или метод лечения не всегда лучше, чем уже существующий;
  • даже если новый препарат или метод лечения эффективен для других участников, он может не подойти лично вам;
  • новый препарат или метод лечения может иметь неожиданные побочные эффекты.

Главные отличия клинических исследований от некоторых других научных методов: добровольность и безопасность. Люди самостоятельно (в отличие от кроликов) решают вопрос об участии. Каждый потенциальный участник узнаёт о процессе клинического исследования во всех подробностях из информационного листка — документа, который описывает задачи, методологию, процедуры и другие детали исследования. Более того, в любой момент можно отказаться от участия в исследовании, вне зависимости от причин.

Обычно участники клинических исследований защищены лучше, чем обычные пациенты. Побочные эффекты могут проявиться и во время исследования, и во время стандартного лечения. Но в первом случае человек получает дополнительную страховку и, как правило, более качественные процедуры, чем в обычной практике.

Клинические исследования — это далеко не первые тестирования нового препарата или метода лечения. Перед ними идёт этап серьёзных доклинических, лабораторных испытаний. Средства, которые успешно его прошли, то есть показали высокую эффективность и безопасность, идут дальше — на проверку к людям. Но и это не всё.

Сначала компания должна пройти этическую экспертизу и получить разрешение Минздрава РФ на проведение клинических исследований. Комитет по этике — куда входят независимые эксперты — проверяет, соответствует ли протокол исследования этическим нормам, выясняет, достаточно ли защищены участники исследования, оценивает квалификацию врачей, которые будут его проводить. Во время самого исследования состояние здоровья пациентов тщательно контролируют врачи, и если оно ухудшится, человек прекратит своё участие, и ему окажут медицинскую помощь. Несмотря на важность исследований для развития медицины и поиска эффективных средств для лечения заболеваний, для врачей и организаторов состояние и безопасность пациентов — самое важное.

Потому что проверить его эффективность и безопасность по-другому, увы, нельзя. Моделирование и исследования на животных не дают полную информацию: например, препарат может влиять на животное и человека по-разному. Все использующиеся научные методы, доклинические испытания и клинические исследования направлены на то, чтобы выявить самый эффективный и самый безопасный препарат или метод. И почти все лекарства, которыми люди пользуются, особенно в течение последних 20 лет, прошли точно такие же клинические исследования.

Читать еще:  Что должен сделать ребенок в 10 месяцев. Вашему ребенку десять месяцев: что он уже умеет и что он должен уметь в этом возрасте

Если человек страдает серьёзным, например, онкологическим, заболеванием, он может попасть в группу плацебо только если на момент исследования нет других, уже доказавших свою эффективность препаратов или методов лечения. При этом нет уверенности в том, что новый препарат окажется лучше и безопаснее плацебо.

Согласно Хельсинской декларации, организаторы исследований должны предпринять максимум усилий, чтобы избежать использования плацебо. Несмотря на то что сравнение нового препарата с плацебо считается одним из самых действенных и самых быстрых способов доказать эффективность первого, учёные прибегают к плацебо только в двух случаях, когда: нет другого стандартного препарата или метода лечения с уже доказанной эффективностью; есть научно обоснованные причины применения плацебо. При этом здоровье человека в обеих ситуациях не должно подвергаться риску. И перед стартом клинического исследования каждого участника проинформируют об использовании плацебо.

Обычно оплачивают участие в I фазе исследований — и только здоровым людям. Очевидно, что они не заинтересованы в новом препарате с точки зрения улучшения своего здоровья, поэтому деньги становятся для них неплохой мотивацией. Участие во II и III фазах клинического исследования не оплачивают — так делают, чтобы в этом случае деньги как раз не были мотивацией, чтобы человек смог трезво оценить всю возможную пользу и риски, связанные с участием в клиническом исследовании. Но иногда организаторы клинических исследований покрывают расходы на дорогу.

Если вы решили принять участие в исследовании, обсудите это со своим лечащим врачом. Он может рассказать, как правильно выбрать исследование и на что обратить внимание, или даже подскажет конкретное исследование.

Клинические исследования, одобренные на проведение, можно найти в реестре Минздрава РФ и на международном информационном ресурсе www.clinicaltrials.gov.

Обращайте внимание на международные многоцентровые исследования — это исследования, в ходе которых препарат тестируют не только в России, но и в других странах. Они проводятся в соответствии с международными стандартами и единым для всех протоколом.

После того как вы нашли подходящее клиническое исследование и связались с его организатором, прочитайте информационный листок и не стесняйтесь задавать вопросы. Например, вы можете спросить, какая цель у исследования, кто является спонсором исследования, какие лекарства или приборы будут задействованы, являются ли какие-либо процедуры болезненными, какие есть возможные риски и побочные эффекты, как это испытание повлияет на вашу повседневную жизнь, как долго будет длиться исследование, кто будет следить за вашим состоянием. По ходу общения вы поймёте, сможете ли довериться этим людям.

Если остались вопросы — спрашивайте в комментариях.

Когда ребёнок должен начинать держать голову самостоятельно

Каждый малыш до года должен пройти определённые этапы развития. И первое достижение ребёнка — он начинает держать голову самостоятельно. Появляется такой навык по прошествии 2–4 месяцев после рождения, когда довольно сильные мышцы позволяют грудничку зафиксировать голову в нужном положении на некоторое время. До этого момента мама и остальные члены семьи должны помогать малышу справляться с такой пока ещё непростой для него задачей.

Когда ребенок начинает держать голову самостоятельно

Неокрепшие мышцы шеи и спины не дают новорождённому возможности удерживать тяжёлую головку. Поэтому когда мама берёт ребёнка на руки, она непременно поддерживает его в удобном положении и не позволяет голове запрокидываться. Часто при кормлении, купании, гулянии ребёнок располагается на руке у матери. При этом грудничок лежит на предплечье, головка находится на локтевом сгибе, а попка и ножки придерживаются ладонью.

Если ребёнок не способен удерживать головку самостоятельно, мама обязательно помогает ему в этом

Спустя 2–3 недели после рождения малыш уже способен повернуть головку в сторону, находясь на руках или в кроватке. А к концу первого месяца ребёнок может немного приподнять головку и даже удержать её несколько секунд из положения лёжа на животе. В два месяца малыш реагирует на громкий звук поворотом головы. Будучи на животике, он поднимает голову и может продержать её в таком положении до 10 секунд. Но так как мышцы шеи окрепли ещё недостаточно, даётся это ему с трудом и неуверенно. Самостоятельно удерживать и поворачивать при этом головку в нужном направлении грудничок способен ближе к третьему месяцу жизни. Следующий шаг — малыш приподнимается на предплечьях, удерживая головку в вертикальном положении довольно длительное время.

Все временные промежутки, описанные выше, весьма условны и могут быть только примерным ориентиром для родителей. Некоторые детки овладевают этим навыком на месяц раньше, некоторые на месяц позже — это часто вписывается в рамки индивидуального развития и не является поводом для беспокойства. Но так как таким срокам могут способствовать и другие объективные причины, проконсультироваться с врачом (прежде всего с невропатологом) будет нелишне.

Если ребёнок после 3 месяцев не может самостоятельно удерживать головку, необходимо показать малыша специалисту.

В 2–3 месяца ребёнок активно пытается удержать головку лёжа на животе

Видео: нормы и сроки развития младенца

Отклонения от нормы: причины и должная коррекция

Кто-то держит головку сразу после рождения, кто-то только на 6 месяце, есть детки, которым это даётся особенно трудно. А иногда мама замечает, что грудничок держит голову на одну сторону или набок. Существует ряд причин, мешающих малышу овладеть необходимым навыком в полной мере и своевременно:

  1. Гипотонус. Мышцы крохи могут быть ещё недостаточно сильными, чтобы справиться с задачей.
  2. Недоношенность. Если малыш родился слишком рано, то он может естественно отставать от своих сверстников в физическом развитии.
  3. Небольшой вес ребёнка. Это бывает как вследствие недоношенности, так и по другим причинам, связанным с питанием либо каким-то заболеванием.
  4. Редкое выкладывание на живот. Если грудничок большую часть времени находится на спине, у него нет возможности самостоятельно тренировать мышцы и поднимать головку.
  5. Неврологические причины. Они могут возникнуть в результате патологической беременности или родов, травм ребёнка во время и после рождения.

Ребёнок наклоняет голову набок в одну сторону

Когда родители замечают, что малыш склоняет голову в одну и ту же сторону, они должны проконсультироваться с врачом. Основные причины — врождённая мышечная кривошея либо гипертонус мышц. А также возможна установочная кривошея. Чтобы отличить одно от другого, нужно понаблюдать за ребёнком.

  • Врождённая мышечная кривошея. Головка чуть запрокинута назад и наклонена к плечу, лицо при этом повёрнуто в противоположную сторону. Затылок немного скошен, одно плечо ниже другого. Наблюдается небольшая асимметрия лица. Иногда у ребёнка можно заметить отставание в психомоторном развитии. Симптомы проявляются сразу после рождения. ВМК возникает из-за внутриутробного недоразвития грудино-ключично-сосцевидной мышцы либо после травм, полученных в процессе родов.
  • Гипертонус мышц (ложная кривошея). Повышенный тонус довольно частое явление у младенцев. Он может способствовать напряжению мышц шеи, в результате чего малыш держит головку неровно. Заметен гипертонус с рождения. Определить его можно, посмотрев на другие группы мышц ребёнка. Ручки и ножки будут согнуты, кулачки сжаты даже во время сна. По мере взросления грудничка, гипертонус уходит, и мышцы расслабляются.
  • Установочная кривошея. Неправильное положение головы может быть приобретённой проблемой. Когда родитель подходит к ребёнку всегда с одной стороны, игрушки располагаются только справа или слева, малышу нет стимула смотреть в другом направлении. В результате этого у него может сформироваться привычный наклон головы на один бок.
Читать еще:  Сценарий на тему дорожная азбука". «дорожная азбука» (для детей младшего школьного возраста)"

Любая кривошея требует незамедлительной коррекции

Поставить верный диагноз и назначить терапию может только врач. Немедикаментозные принципы лечения всех видов кривошеи одинаковы: лечебная физкультура, в том числе лечение положением (специальные укладки головы), массаж.

Новорождённый держит голову слишком рано

Если грудничок начинает держать головку с рождения, врачи часто ставят диагноз «гипертонус мышц». Для снятия напряжения и для укрепления мышечного корсета обычно рекомендуют массаж и гимнастику.

Мышечный тонус нередко наблюдается у новорождённых и детей первого года жизни. Не стоит пугаться, поскольку на первых порах это нормальное состояние, обусловленное привыканием малыша к новому положению тела после позы эмбриона. Нарушения тонуса требуют наблюдения у невролога и коррекции.

Делать ли массаж при гипертонусе — Доктор Комаровский — видео

Малыш перестал держать голову после первого месяца

Бывает, малыш хорошо держал голову в течение первого месяца, а потом перестал это делать или стал держать головку неуверенно. Скорее всего, это произошло в результате исчезновения гипертонуса. Так как мышцы более не находятся в постоянном напряжении, малыш должен потренировать их и научиться поднимать головку сам. Если ребёнок прекратил держать голову в более старшем возрасте — это может быть неприятным симптомом какого-либо заболевания или травмы.

В любом случае, если грудничок перестал удерживать головку самостоятельно, это повод обратиться к невропатологу.

Как понять, что ребёнок начал уверенно держать голову

К 3–4 месяцам каждая мама может заметить результаты долгого и упорного труда по поднятию головки. Родители видят, что этот этап развития уже пройден «на отлично», если:

  • ребёнок поднимает головку и уверенно держит её какое-то время, будучи лёжа на животе;
  • находясь на руках у мамы, малыш не запрокидывает голову без поддержки;
  • при смене положения тела мышцы шеи не дают головке упасть;
  • грудничок может быстро повернуть голову к источнику звука (либо следя за игрушкой) в любую сторону.

Но если достижения малыша кажутся сомнительными, можно внимательно понаблюдать за ним, предлагая ребёнку конкретные задачи.

  1. Когда ребёнок лежит на спине, мама вкладывает свои большие пальцы в его ладони, а свободными пальцами обхватывает кисть малыша. Затем осторожно присаживает его. Если в процессе присаживания грудничок удерживает головку на линии позвоночника более 3 секунд — это хороший показатель развития навыка.
  2. Ребёнок находится на руках у мамы в вертикальном положении. При этом он уверенно держит головку от 30 секунд, что соответствует норме.
  3. Когда малыша кладут на животик, он настойчиво пытается приподнять головку и удержать её несколько секунд.

Не следует беспокоиться, если при выполнении упражнений головка неуверенно покачивается, или малыш удерживает её совсем непродолжительное время. Главное — начало положено.

Как помочь ребёнку научиться фиксировать головку вертикально

Чтобы малыш рос здоровым, активным и физически развитым, родителям необходимо каждый день выполнять несложные правила и упражнения.

  1. Во время бодрствования необходимо почаще выкладывать грудничка на животик. В результате у ребёнка появится стимул поднимать головку, ведь вокруг так много интересного происходит. Делать это можно сразу после рождения.
  2. Так как в норме после 2 месяцев малыш поворачивает голову к источнику звука и следит за перемещающейся игрушкой, это можно использовать для тренировки мышц шеи.
  3. Как только ребёнок начнёт немного удерживать головку, можно брать его на руки «столбиком» и позволять ему совершенствовать новый навык в течение нескольких секунд без поддержки. В зависимости от успехов грудничка время такой тренировки постепенно увеличивается.
  4. Многие родители купают детей в больших ваннах или даже плавают с ними в бассейне. При этом вода оказывает своё положительное влияние на мышцы ребёнка.
  5. Массаж и гимнастика также способствуют правильному развитию малыша.

Если у ребёнка нет сопутствующих заболеваний, массаж спины и воротниковой зоны может проводить сама мама. Во всех остальных случаях необходима консультация и помощь специалиста.

Основной приём массажа до 3 месяцев — поглаживание. Гладить можно в любом направлении. На четвёртом месяце добавляется растирание (поглаживание с небольшим усилием). Сильно тереть нельзя. От шеи движения идут вниз к подмышечным впадинам, от поясницы вверх к ним же. Область позвоночника не затрагивается.

Лечебная гимнастика для поддержки головы

После массажа выполняются упражнения для укрепления мышц спины и шеи:

  1. Присаживание. Малыш лежит на спине. Вложить свои большие пальцы в ладони ребёнка и, обхватив его кисти, слегка потянуть грудничка за руки. Когда плечи немного приподнимутся, малыш постарается удержать головку. Далее, вернуться в исходное положение и повторить. Сажать малыша запрещается.
  2. На фитболе. Ребёнок лежит на мяче. Покачивать малыша так, чтобы у него появлялась возможность удерживать головку самостоятельно. Необходимо обеспечить безопасность ребёнка. Это упражнение выполняется как из положения лёжа на животе, так и лёжа на спине.
  3. «Самолётик». Положить свою руку под живот и грудь ребёнка, другой рукой фиксировать ножки. Приподнять малыша на несколько секунд. При этом он начинает удерживать головку и спинку.
  4. Лёжа на животе. Грудничка положить на живот, его ручки должны быть под грудью, ладони вниз. Можно придерживать малыша за плечи.

Необходимо стимулировать ребёнка к активности, заставить двигаться, сколько ему угодно, выкладывая его на животик, заинтересовывая разными звуками и предметами, поощрять самостоятельные попытки малыша по удержанию головки. Игрушки не должны всегда находиться только с одной стороны. А самого ребёнка можно перекладывать в кроватке, чтобы предотвратить развитие установочного поворота головы.

Учимся держать головку: упражнения — видео

Как только у малыша появляется возможность удерживать головку, мир вокруг становиться более интересен и понятен. Поэтому многие детки не хотят лежать на спине после приобретения такого важного навыка. Задача родителей — помочь ребёнку, научить, если у него что-то не получается, и помнить, что большое начинается с малого.

Когда новорожденный начинает держать голову: нормы и отклонения

Первые месяцы жизни младенца – самые волнительные в жизни родителей.

Правильно ли развивается малыш, все ли хорошо, нет ли поводов для беспокойства?

Один из знаменательных моментов, который говорит о ровном хорошем развитии – умение приподнимать и держать голову.

Как слишком раннее, так и запоздалое развитие данного навыка – повод обратиться к неврологу. В каком возрасте считать это нормой?

Во сколько месяцев новорожденный может фиксировать уверенно вертикально

Большинство педиатров придерживаются мнения, что все дети разные и точного срока, схожего даже для полностью здоровых детей, нет.

Читать еще:  Конструктивная деятельность в младшей группе. Конспект игры конструктивно-модельной деятельности для детей младшей группы детского сада. «Корабль для путешествий»

В целом, если трехмесячного малыша взять на ручки, придерживая под попу — он может спокойно и достаточно уверенно держать голову около одной минуты. Если карапуза выложить на животик – он также должен начать спокойно приподнять голову и рассматривать мир вокруг секунд сорок – пятьдесят, в некоторых случаях — до полутора минут.

Если это знаменательное событие произошло чуть раньше – в два с половиной месяца, например – это тоже хорошо.

Важно! Если младенцу уже исполнилось три месяца, а он не в состоянии уверенно держать голову или вовсе не пытается предпринимать подобные попытки – непременно обратитесь к врачу-невропатологу. Он выяснит, нет ли у малыша неврологических отклонений.

Если малыш приподнимает головку слишком рано

Многие родители искренне радуются тому, что их карапуз уже в месяц уверенно смотрит на окружающий мир, спокойно поднимая голову на несколько минут.

Но такое поведение является поводом к немедленной консультации невролога.

Настолько раннее удержание головки свидетельствует либо о тяжелой патологии сосудов, то есть о высоком внутричерепном давлении, или о повышенном тонусе шейных мышц.

В первом случае потребуется серьезное лечение, в случае тонуса – доктор назначит ребенку общеукрепляющий массаж.

Карапуз в возрасте одного и даже двух месяцев в норме не может уметь держать головку без помощи взрослого. Когда мама или папа берут новорожденного на руки, опускают в ванночку для купания или дают бутылочку — они непременно должны поддерживать одной рукой шею и головы, а второй – спинку и ножки.

Даже однократное резкое запрокидывание головы назад может повредить шейные позвонки младенца, что потребует впоследствии долгого лечения и может привести к инвалидности.

Как научить грудничка делать это самостоятельно

  • Для нормального физического развития крохи с ним непременно нужно заниматься. Массаж и легкая гимнастика должны стать ежедневным ритуалом. В таком юном возрасте сложно найти время для занятий – малыш либо кушает, либо спит, и на манипуляции с собой обычно реагирует не слишком радостно.
  • Родителям в этом случае необходимо проявить терпение. Как можно чаще носите карапуза в вертикальном положении, выкладывайте на животик несколько раз в день, делайте легкий массаж, приподнимайте за ручки, когда он лежит на спинке – и день за днем у малыша все лучше и лучше будет получаться поднимать голову.
  • Иногда бывает, что ребёнок начинает держать голову не ровно, а с отклонением в сторону.
    Чтобы избежать этого или устранить проблему, невропатолог обычно рекомендует использовать специальную подушечку, на которую нужно будет укладывать ребенка на бок и спинку несколько раз в день.

Упражнения

Как только карапузу исполнилось три недели – необходимо начать делать с ним определенные упражнения. Они укрепят мышцы шеи, ручек и предплечий.

Выкладывание на животик

  1. Подождав тридцать – сорок минут после кормления, малыша нужно аккуратно, придерживая под шею и ножки, выложить на животик.
  2. Под грудку можно подложить свою ладонь или сложенное мягкое полотенце.
  3. Перед ним положите яркую игрушку, погремушку, позовите его по имени. Если карапуз попытается на пару секунд приподнять головку – прекрасно. Повторяйте упражнение несколько раз в день, и малыш начнет поднимать и удерживать головку в положении лежа на животике уже к двум с половиной месяцам.

Вертикально на руках у родителей

  • Если малыша часто носить на руках – навык появится раньше.
  • Необходимо несколько раз в день брать малыша на руки в вертикальном положении, лицом сначала к родителю, затем к окружающему миру.
  • Разговаривайте с карапузом, смейтесь, пойте – необходимо, чтобы ребенок сосредоточил взгляд на лице взрослого.

Игры и игрушки

  • Держа малыша на руках, обращайте его внимание на окружающие предметы. Пусть кто-то из взрослых трясет яркой погремушкой, перекладывая ее из руки в руку. Малыш будет поворачивать голову в разные стороны, пытаясь уследить за игрушкой, укрепляя при этом мышцы шеи.

В какой последовательности происходит этот процесс

К концу первого месяца – середине второго, если малыша выложить на животик, он будет пытаться приподнять голову. В два месяца практически все дети удерживают её не менее минуты, находясь на руках взрослого в вертикальном положении.

Именно сейчас необходимо начать заниматься с малышом, например, регулярно тянуть его за ручки из положения, когда он лежит на спинке. Карапуз должен делать уверенные попытки удержания головы.

После достижения возраста в два месяца навык будет улучшаться с каждым днем.

Важно! До четырех месяцев необходимо при манипуляциях с малышом обязательно поддерживать его под затылок, так как мышцы шеи еще слабые и голова может резко запрокинуться назад в любой момент.

В пятимесячном возрасте практически все малыши, даже родившиеся раньше срока, уже уверенно и с большим любопытством изучают мир с хорошо поднятой головкой и могут поворачивать ее во все стороны.

Недоношенный ребенок

При рождении раньше установленного срока малыш обучается навыку удерживания головы в зависимости от того, какова была степень недоношенности.

Справка. Дети 1 и 2 степени недоношенности в чаще всего полностью догоняют сверстников в развитии именно к трем – четырем месяцам, соответственно, и основные навыки у них соответствуют возрасту.

Глубоко недоношенные дети (третьей и четвертой степени) развиваются в индивидуальном порядке. За ними в течение первого года жизни тщательно наблюдают врачи, в том числе невролог, который и подскажет, нет ли задержки в развитии.

Важно! Малышей, родившихся раньше срока, нельзя искусственно стимулировать как можно раньше удерживать голову, в том числе и с помощью упражнений. Мышцы шеи у них очень слабые, позвонки нежные. Искусственная стимуляция может привести к повышенному тонусу и травмам.

Причины недержания головы

Есть достаточно много причин, по которым карапуз не держит голову в в возрасте трех полных месяцев или начинает держать ее поздно – после пяти или шести месяцев.

Это может быть:

  • очень низкий тонус мышц;
  • недоношенность любой степени;
  • малый вес при рождении и его плохой набор в течение первых трех месяцев жизни.

В некоторых случаях может быть задержка в развитии навыка, если роды были тяжелыми, а у малыша была гипоксия или родовая травма, даже незначительная.

В некоторых случаях задержка в развитии физических навыков может быть индивидуальной нормой. Если врач не видит никаких неврологических осложнений – возможно, малыш еще просто не готов и начнет уверенно поднимать голову в три с половиной или даже четыре месяца.

Доктор Комаровский о нормах

Уделяйте ребенку время в течение дня, когда он бодрствует, играйте с ним, делайте массаж, выкладывайте на животик, соблюдайте рекомендации врача – и такой важный навык, как удерживание головки, обязательно появится вовремя.

Источники:

http://yandex.ru/health/turbo/articles?id=2463
http://babyzzz.ru/0-1/19446.html
http://vashrebenok.org/razvitie/do-goda/derzhit-golovu.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector