Со скольки месяцев ребенок начинает говорить. Что мешает ребенку развивать речь? Развитие мелкой моторики
Как помочь ребёнку заговорить: работаем над мелкой моторикой
В материале «3 главных вопроса о мелкой моторике: что, зачем, когда» мы разбирали само понятие мелкой моторики, говорили о том, почему важно уделять внимание её развитию и когда, в каком возрасте этим надо заниматься. В этой статье сузим вопрос исследования до связи мелкой моторики с формированием речи. Но не забывайте, что значение мелкой моторики в развитии способностей ребёнка куда более многогранно и развитием речевых навыков не ограничивается.
Как мелкая моторика связана с речью
Человеческий мозг — сложная система, структуры которой контролируют все происходящие в организме процессы. Движениями нашего тела также руководят определённые зоны мозга. Примитивные, т. е. автоматизированные и врождённые, движения управляются на подкорковом уровне. А вот при выполнении движений осознанных в работу включается кора головного мозга. Чем более развит этот слой мозга, тем точнее, сложнее и слаженнее движения человека. Но эта связь действует и в обратную сторону: чем больше точных, сложных и слаженных движений будет совершать человек, тем эффективнее будут развиваться корковые уровни его мозга.
Хотя мозг делится на зоны, каждая из которых выполняет определённые функции, их взаимная связь так велика, что воздействие на одну сказывается и на остальных. А если учесть, что сенсомоторная и речевая зоны соседствуют, связь мелкой моторики с речью становится очевидна.
Как развивать мелкую моторику в раннем детстве
Все предлагаемые сегодня упражнения для развития мелкой моторики построены на том, чтобы стимулировать в ребёнке интерес к работе пальчиками и кистями рук. Важно, чтобы занятия были увлекательными, соответствовали возрасту малыша и вызывали у него положительные эмоции. Приступать к развитию мелкой моторики можно уже в первые месяцы жизни крохи. Если такая работа окажется для ребёнка привычной и приятной, вероятность того, что речь будет освоена рано и успешно, значительно возрастает.
Теперь подробнее о способах развития мелкой моторики на подготовительном и преддошкольном этапах становления речи.
Доступно в первый год жизни ребёнка:
- Массаж . Разминайте ладошку и каждый пальчик в отдельности. Уделяйте внимание тыльной стороне кисти. Используйте основные массажные движения — разминания, пощипывания, похлопывания, растирания. Заканчиваться массаж должен нежным поглаживанием.
- Удержание предметов в ручках . Вы можете вкладывать ребёнку в ручку свои пальцы, игрушки или предметы подходящего размера. Сначала ваши действия организованы так, что малышу остаётся лишь сжать кулачок. По мере взросления крохи его задача усложняется: вы предлагаете ему скорректировать свои действия со зрением и дотянуться до удерживаемого на незначительном расстоянии предмета, а затем поймать уже движущийся предмет. Ближе к году крохе можно предложить перекладывать предметы из одной ручки в другую.
- Развитие пинцетного захвата . Формируется чаще в возрасте 8-12 месяцев. Этот навык важно зафиксировать и развивать. Строго под контролем взрослого стимулируйте интерес ребёнка к захвату и удержанию мелких предметов двумя пальчиками — указательным и большим. Это может быть перекладывание бусин из одной баночки в другую, игры с фасолью и горохом, собирание мелких камешков на прогулке и пр. Не забывайте о технике безопасности! Мелкие предметы в этом возрасте ни на секунду не должны выпадать из зоны внимания взрослого.
- Пальчиковая гимнастика . Сопровождайте движения пальчиками и кистью приятными для слуха детскими потешками. Сочетайте пальчиковые игры и логопедический массаж. Привлекайте к этому методу развития мелкой моторики у младшего ребёнка старших детей. Пальчиковая гимнастика при продуманной организации может оказаться полезной для всех членов семьи.
Развитие мелкой моторики в возрасте 1–3 лет
К первому году жизни у большинства малышей заканчивается подготовительный этап формирования речи. Появляются первые слова, словарный запас стремительно растёт, в речи встречаются словосочетания и предложения. В этом возрасте детскому мозгу приходится работать очень интенсивно:
- контролировать артикуляционный аппарат;
- запоминать новые слова;
- распознавать обращённую к крохе речь;
- формировать мысли малыша в лексические единицы.
Чтобы помочь ребёнку развивать речь, уделяйте пристальное внимание тренировке мелкой моторики.
- Лепка . Старайтесь выбирать достаточно мягкие материалы, чтобы пока ещё слабые детские пальчики справлялись с возложенной на них работой. Помимо традиционного пластилина, для современных родителей и детей доступен пластилин шариковый, готовое или самодельное тесто, глина, жвачка для рук и специальная масса для лепки. В возрасте до трёх лет не ждите от ребёнка шедевров. Достаточно освоить такие простейшие приёмы, как отщипывание, разминание и сплющивание. И, конечно, все манипуляции должны проходить строго под контролем взрослого и при его активном содействии юному творцу.
- Пазлы . Выбирайте несложные варианты, где простая и понятная ребёнку картинка складывается из малого количества частей. Можно сделать пазлы самостоятельно, выбрав любую яркую картинку из журнала или распечатав её на домашнем принтере и произвольно разрезав на 2-4 фрагмента.
- Рисование . В возрасте полутора-двух лет можно предлагать ребёнку взять в руки карандаш или кисточку, а уж с пальчиковыми красками можно резвиться и того раньше. Правда, будьте готовы, что на полотне результатов художества может оказаться меньше, чем на вашей или детской одежде, мебели или обоях.
- Шнуровки . Неважно, будут это готовые игры из специализированных магазинов или созданная собственноручно яркая игрушка-эксклюзив. Главное, чтобы ребёнку было интересно корпеть над непослушной ленточкой, которую нужно вдеть в отверстия. Аналогом этого занятия можно считать нанизывание крупных бусин на толстую нить или шнурочек. При такой работе пальчики совершают уже достаточно сложные движения, поэтому помощь взрослого на первых порах будет особенно актуальной.
Надо ли заниматься мелкой моторикой, если ребёнок заговорил?
Нередко осознанные родители, активно внедряющие упражнения на укрепление детских ручек в планы занятий по раннему развитию, теряют интерес к этой деятельности, как только ребёнок демонстрирует стабильные успехи в овладении речью.
Специалисты, изучающие работу психики в разном возрасте, единогласно считают, что мелкая моторика важна для стимуляции активности головного мозга на протяжении всей жизни. Вы можете испытать на себе, как несложный массаж рук помогает взбодриться после интенсивного мозгового штурма, как успокаивает нервы вязание или раскрашивание, как улучшается память и внимательность, если в качестве хобби выбрать занятия, требующие активной работы мелких мышц: вышивание, макраме, моделирование, собирание пазлов и пр.
Напомним, что, помимо стимуляции артикуляции и распознавания речи, мелкая моторика развивает:
Используйте для развития мелкой моторики материалы НИИ «Эврика» или любые иные доступные и приглянувшиеся лично вам варианты. Главное, чтобы занятия были регулярными и приносили не только пользу, но и удовольствие.
Когда ребенок начинает говорить? Что делать если он не укладывается в определенные сроки
Речь одна из способностей, которая выделяет человека из мира животных. По степени развития речи судят о развитии мозга в целом.
Давайте выясним: когда ребенок начинает говорить, т. е. когда звуки и их сочетания, произносимые ребенком, можно обозначить, как начало речи. Новорожденный ребенок кричит – он информирует нас, что голоден, болен, ему не комфортно. Но точно так, поступает собака, когда ее не накормишь или закроешь в незнакомом помещении.
Так со скольки дети начинают говорить?
Средние нормы, принятые у детских специалистов для оценки развития речи ребенка таковы:
В возрасте семи месяцев появляется артикуляция слогов (ма-ма-ма, ба-ба-ба и т.д.). Около двенадцати – ребенок начинает выговаривать первые короткие слова (чаще состоящие из одного слога).
Примерно через полгода, год вы сможете услышать из уст сына или дочери предложения, состоящие из двух, трех простых слов.
В течение второго года жизни речь будет совершенствоваться. И к трем годам малыш уже сможет разговаривать простыми фразами.
К четырем – сложными предложениями.
Но не секрет, что бывают «молчуны», которые упорно не хотят говорить и в три года, хотя со слухом, голосовым аппаратом и интеллектом у них все в порядке.
Почему так происходит? Что мешает малышу начать произносить слова, неужели только любящие родители понимающие свое дитятко с полуслова?
Давайте попробуем разобраться, когда ребенок начинает говорить
Человек существо общественное, он учится, подражая другим, поэтому первым делом, конечно, ребенок должен слышать речь и вовлекаться в этот процесс. Это широко известный факт. Но бывает и так, что с крохой постоянно говорят, а он молчит и даже не делает попыток что-либо сказать. Многие сейчас удивятся (самим-то нам произношение слов дается легко, мы выполняем это действие уже на автомате), а ваш ребенок просто не знает, как это сделать, его речевой аппарат не получает нужного сигнала от мозга. Когда ребенок начинает говорить, да только тогда, когда начнет формироваться в его голове двигательная речевая область.
Следовательно, надо сформировать и развить этот центр. Как это сделать?
Если внимательно изучить карту головного мозга, то можно заметить, что интересующая нас область находится совсем рядом с областью, отвечающей за движения, являясь, по сути дела, ее частью. Значит от того насколько хорошо развиты двигательные навыки ребенка зависит скорость овладения речью.
Учеными были проведены исследования в этой области, и выявлена явная зависимость скорости овладения речью от двигательной активности детей, конкретно от развитости их рук и пальцев (возможности выполнять тонкие движения).
В пять месяцев маленький человечек начинает противопоставлять другим пальцам руки большой. Захват предмета теперь осуществляется не ладонью, а только пальцами. Через два месяца малыш произносит первые слоги.
В восемь, девять месяцев он берет маленькие предметы двумя пальчиками, а к году появляются первые слова.
В течение всех первых лет жизни сначала появляется новое усовершенствованное движение пальцами, а вслед за ним прогресс в речи. Никогда не бывает на оборот.
Что делать, если ребенок поздно начал говорить или не говорит вовсе
Вместо того чтобы выяснять у всех подряд когда ребенок начинает говорить? А услышав информацию, в панике ругать малыша за его тупоумие или скверный, вредный характер, займитесь развитием мелкой моторики. Делайте массаж пальчиков, лепите из пластилина, рисуйте, играйте в пальчиковые игры, занимайтесь на тренажерах, перебирайте крупу, шнуруйте ботинки, делайте бусы. Учите ребенка показывать на пальцах, сколько ему лет. Знайте, что существует тест, проводимый у маленьких детей, по результатам которого можно сразу уверенно сказать говорит ребенок уже или нет. Тестирующий педагог просит малыша по очереди (подражая ему) показать один, два и три пальца. Если движения получились четкими, значит, ребенок говорящий.
Как развитие мелкой моторики рук влияет на развитие речи детей
Любовь Лобода
Как развитие мелкой моторики рук влияет на развитие речи детей
Консультация для родителей.
«Как развитие мелкой моторики рук влияет на развитие речи детей».
В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Проблема исправления речи в наше время является очень актуальной. Речевые отклонения возникают в раннем возрасте и их необходимо своевременно выявлять и исправлять.
Все знают о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. М. М. Кольцова, которая исследовав детскую речи, отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.
Конечно же, развитие мелкой моторики – это не единственный фактор, который способствует развитию речи. Если у ребёнка будет очень хорошо развита моторика, но с ребенком не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. Поэтому речь ребенка надо развивать в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать книги ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети очень любят рассматривать. И плюс к этому, развивать мелкую моторику.
Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.
Крупная моторика – движения всей рукой и всем телом.
Работа по развитию мелкой и общей моторики позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие у детей раннего дошкольного возраста; улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас; вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного.
Мелкую моторику рук хорошо развивать с помощью:
1. пальчиковой гимнастики, при этом хорошо использовать стихи, песенки, потешки, сказки,
2. с помощью массажа с растиранием пальчиков и массажёрами для рук,
3. с помощью игр с природным материалом, таким как орехи, шишки, каштаны, крупа, можно использовать в играх с ребенком предметы домашнего обихода,
4. пальчиковый театр,
5. народные игры с ладошками.
Очень хорошо развивают моторику занятия продуктивной деятельностью (рисовании, лепка, аппликация).
Игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук, способствуют не только развитию речи, а еще и развитию повышения внимания, воображения и работоспособности детей.
Игры, в которые родители могут играть с ребенком дома.
Развитию мелкой моторики способствуют занятия с играми, в которых присутствуют мелкие детали. Например, выкладывание узоров из бусин, нанизывание бусин на леску, перебирание крупы, выкладывание геометрических фигур из цветных палочек, рисование пальчиками на крупе и. т. д.
Насыпьте в тарелочку горох, с какой либо другой крупой и предложите ребенку отсортировать горох от крупы в другую тарелочку
Игра с грецкими орехами.
Ребенок катает грецкий орех между ладонями и при этом приговаривает слова: Я катаю свой орех, что бы стал круглее всех.
Игра с массажными мячиками.
Ребенок катает мячик одной рукой по ручкам и по ножкам и при этом приговаривает слова: Тише мяч не торопись,
Ты по ручкам прокатись,
Ты по ножкам прокатись,
И обратно возвратись.
Игра с карандашами.
Манипуляции с цветными карандашами: зажимать карандаш между соседними пальцами, усложнение – совершать колебательные движения карандашом.
Я иголки не боюсь.
Предложить ребенку нанизывать пуговицы разного диаметра и цвета на иголку с тупым концом.
При помощи прищепок, можно предложить детям следующие задания: сделать из прищепок солнышку – лучики, ёжику или кактусу – иголки, павлину – разноцветный хвост и т. п. (солнышко, ёжик – плоскостные изображения).
Упражнения для тренировки тонких движений рук без речевого сопровождения:
«Пальчики здороваются» – кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. “Поздороваться” пальчиками на левой руке, а затем одновременно на двух руках.
«Человечек» – указательный и средний пальцы правой (затем и левой) руки – “бегает” по столу.
«Слоненок» – (средний палец выставлен вперед – хобот, а указательный и безымянный – ноги) “идет” по столу.
«Очки» – образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их.
Также хорошо использовать пальчиковые игры с речевым сопровождением.
Вот несколько примеров пальчиковых игр.
У дерева ствол, на стволе много веток,
А листья на ветках зеленого цвета.
Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и подняты вверх. Шевелить кистями и пальцами.
Дом стоит с трубой и крышей,
На балкон гулять я вышел.
Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон).
«Дружат наши пальчики»
Дружат наши детки,
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим
Пальцы правой руки поочередно постукивают по пальцам левой руки, начиная с большого.
У стола четыре ножки,
Сверху крышка как ладошка.
Левая река в кулачок, сверху опускается ладошка правой руки.
Покажите ребенку картинку с рыбками; рассмотрите их, называя.
Рыбки весело плескались,
В чистой светленькой реке
То сожмутся, разожмутся,
То закружатся в воде.
Ладошки как бы ударяют по воде. Пальчики сжимаются в кулачок, то разжимаются. Винтообразные движения.
Они увлекательны и способствуют развитию речи и творческого воображения. У детей, повторяющих движения взрослых, вырабатывается умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой.
Список используемой литературы:
1. Бардышева Т. Ю. Разговорчивые пальчики. – М., 2001.
2. Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов/ А. Е. Белая, В. И. Мирясова. – М., 2002.
3. Гаврина С. Е., Кутевина Н. Л., Топоркова И. Г. и др. Развиваем руки, чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль, 1997.
4. Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение. – СПб., 1997.
5. Мадышева Е, Машин Л. Домашняя школа Монтессори. – М., 1998.
Подготовила: Педагог-психолог Л. Н. Лобода.
Дидактическая игра на развитие мелкой моторики рук «Солнышко» Дидактическая игра на развитие мелкой моторики рук «Солнышко». Не секрет, что развитие мелкой моторики играет очень важную роль для общего.
Пальчиковые игры. Пальчиковые игры. Педагоги и врачи рекомендуют начинать подготавливать ребёнка к школе уже с трёхлетнего возраста. Ведь это наилучшее время.
Источники:
http://nii-evrika.ru/kak-pomoch-rebyonku-zagovorit-rabotaem-nad-melkoj-motorikoj/
http://fb.ru/article/1403/kogda-rebenok-nachinaet-govorit-chto-delat-esli-on-ne-ukladyivaetsya-v-opredelennyie-sroki
http://www.maam.ru/detskijsad/-kak-razvitie-melkoi-motoriki-ruk-vlijaet-na-razvitie-rechi-detei.html