Составление описательных рассказов по опорным схемам для детей старшего дошкольного возраста. Составление рассказа из личного опыта

Использование опорных схем при составлении описательных рассказов

Валентина Акпашева
Использование опорных схем при составлении описательных рассказов

К этой теме меня привели следующие проблемы:

1. Качество описательного текста т. е. отсутствие полноты характеристики:

• Внутренних качеств объекта описания,

• логики описания (соблюдения структуры описания, последовательности,

• его связностью (правильность согласованности слов в предложениях; использование различных способов межфразовой связи (местоименной к примеру «Это яблоко», «оно сочное», «этот фрукт очень полезный», «я его люблю есть», синонимической (плод, фрукт, яблоко, повтор).

Другими словами нарушения всех составных частей языковой системы: фонетики, лексики, грамматики.

2. Затруднения при составлении описательного рассказа. Детям трудно:

Самостоятельно определить при рассматривании предмета его главные свойства и признаки.

Установить последовательность изложения выявленных признаков.

Удержать в памяти эту последовательность, которая является планом — описания.

Вследствие чего мы получаем: бедное описание образов, нарушение грамматического строя речи, схематичные, примитивные не последовательный, бессвязный, с пропуском смысловых звеньев, с длительными паузами описательные рассказы. Бывает и такое: описательный рассказ превращается в диалог между воспитателем и ребенком, вследствие задаваемых вопросов — подсказок воспитателя ребенку.

Что бы помочь детям преодолеть трудности в составлении описательных рассказов,

я поставила цель: Создание условий для совершенствования умений составлять описательные рассказы.

1. Способствовать составлению описательных рассказов по опорным схемам.

2. Научить понимать язык символов.

3. Побуждать к созданию собственных символов, схем.

Для реализации задач использовала опорные схемы, модели, картинки — подсказки, предложенные Т. Ткаченко, В. К. Воробьёвой. Приняв за основу их рекомендации несколько изменив символику, разработала свои опорные схемы, таблицы, значки-символы.

Использовала следующие методы: наглядный, словесный, практический, игровые методы и приемы, метод обследования, экспериментирования, метод одномоментности (восприятие одновременное произведений различных видов искусств). Построила занятие в игровой форме. Это игра — занятие, игра — сказка, игра — путешествие.

1. Обогащение словарного запаса.

2. Правильность речи.

3. Связность речи.

Этому способствуют словарные, грамматические, лексические, словесно-дидактические упражнения, речевые игры, предназначенные для обогащения словаря названиями признаков, синонимами, антонимами (Приложение № 3) эпитетами образными средствами языка: а так же на устранении недостатков в лексико-грамматичеком оформлении речи, особо отмечу чтение художественной литературы. Ни какая экранизация произведения не заменит чтения. Ребенок слышит, чувствует все прелести, описательные речи, полную эпитетов, сравнений, образных выражений. Слышит, чувствует, запоминает, конструирует в своей речи.

В работе с детьми я использую следующие типы опорных схем:

5. Человек, животное

Дети наглядно видят, на какие признаки, свойства надо обратить внимание при описании предмета. Дети учатся составлять описательный рассказ по наглядному плану, предложенному самим воспитателем.

Затем дети экспериментируют, изменяют предложенный наглядный план воспитателя, т. е. меняют местами символы. И составляют по ним рассказ- описание. После чего сравниваем последовательность описания в первом и в последующих вариантах. Дети благодаря наглядному плану, замечают изменения: смысловое, драматическое. Последовательность, связность. Понимают важность — последовательного плана описания. С появлением опыта дети сами создают свои собственные символы, составляют по ним описательные рассказы. Работают с индивидуальными карточками (приложение № 1, в которых отражают ассоциативные признаки, качества, свойства предмета — описания.

Сенсорно-графическая схема (приложение № 2) помогла детям увидеть наглядно, понять с помощью каких анализаторов, ощущений, можно узнать о признаках. Свойствах качестве предметов описания, проследить конструкцию сложных, распространенных предложений; межфразовую связь.

Итог. Описание достижений: Анализируя результаты проведения работы (диагностика речевого развития приложение № 7) можно сделать вывод, что использование опорных схем значительно активизирует детей, привлекают их внимание к объяснению воспитателя. Наличие зрительного плана сделали рассказы детей более четкими, связными. Позволили детям последовательно излагать мысль, употребляя в речи сложноподчиненные предложения. Улучшилось качество описания текста. Полученный опыт дает возможность детям составлять описательный рассказ, даже без опоры на схемы. Дети научились понимать язык символов, охотно создают собственные символы. С удовольствием используют описательный рассказ в дидактических играх, речевых играх, пример, «Отгадай загадку по описанию«; в играх — перевоплощениях «Я — мячик»; в сюжетно-ролевых играх «Магазин — при условии: ребенок — покупатель описывает предмет и только тогда этот предмет считается проданным. Заметно улучшился грамматический строй речи, но оставляет желать лучшего. Определение проблем и перспектив в работе.

Речевая среда в которой растет ребёнок чаще оставляет желание лучшего.

Недостаточное чтение художественной литературы вне детского сада. Предпочтение экранизации произведений.

Рекомендую использовать опорные схемы педагогам дошкольного образования и учителям начальной школы.

Закончить свое выступление хочу словами русского писателя М. Шолохова «Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта».

Как не сложится судьба ребенка, будет ли красноречие нужно ему профессионально или нет, хороший рассказчик, собеседник всегда ценится в обществе. Приятен в общении.

Тема моего Мастер — класса

«Использование опорных схем при составлении описательных рассказов. «

Качество описательного текста определяются полнотой характеристики:

• Внутренних качеств объекта описания.

• Логикой описания (соблюдение структуры описания, последовательности)

• Его связностью (правильность согласованности слов в предложениях; использовании различных способов межфразовой связи (местоимённой — оно яблоко, его ; синонимической — плод, фрукт, яблоко; повтор.)

С некоторыми приёмами, которые использую в своей работе, я вас сейчас познакомлю.

Участниками имитационной игры становятся отвечающие на вопросы ведущей в игре под номером 1.

Я приглашаю совершить поход в супермаркет, но прежде мы должны выполнить задание.

1. Распространение предложений.

Я начну предложение, а вы продолжите:

— «Я иду в супермаркет (когда? зачем? для чего).

— Листья падают (Когда? куда? почему)

— Дети идут … (куда? Зачем)

— Садовник поливает (что? где? когда? зачем)

Пчела летит… (Когда? Зачем? Для чего)».

• Это речевое упражнение активизирует внимание детей. Способствует употреблению в речи распространенных предложений.

Задание выполнили. Идем в супермаркет.

2. Путь лежит через сквер (парк).

В парке растут: береза, ель, дуб — одним словом… (деревья). Участники изображают деревья.

• Это упражнение учит детей использовать в своей речи слова — обобщения, обобщать слова.

3. Подбор эпитетов к предмету.

Какая береза встретилась нам на пути? (Подняли руки — веточки). Предполагаемые ответы игроков:

Белоствольная, кудрявая, зеленая, стройная и т. д.

• Это речевое упражнение обогащает словарный запас ребенка словами — синонимами. Учит подбирать синонимы.

4. Встреча с собакой Приложение № 4

Материал: опорная схема, мяч, указка.

По пути, нам встретилась собака (Показ схем). Условие. Тот кто держит мяч отвечает на вопрос, называет признак, свойства, качество и т. д. Затем передает мяч следующему. Последний запоминает ответ каждого (т. е. перечисленные признаки, свойства и т. д.). И описывает собак, опираясь на опорную схему — подсказку и на ответы — признаки каждого участника.

Вопросы по схемам: (Каждый вопрос соответствует определенной схеме)

1. Кого вы встретили в парке?

2. Собака вам встретилась большая или маленькая?

3. Длинная или короткая шерстка у нее?

4. Какого цвета шерстка у собаки?

5. Что вы можете сказать об ушах, хвосте собаки?

6. Какое настроение у собаки?

7. Что она делает?

8. Как вы относитесь к ней т. е. ваше отношение к ней?

Читать еще:  Поздравление с новым годом родителей от детей. Веселые поздравления для детей с новым годом от деда мороза

9. Какое чувство вызвало у вас по отношению к ней и т. д. ?

• Это домашнее задание развивает память, воображение. Учит понимать смысл, значение символов. Учит последовательному описанию предмета, опираясь на последовательный план — описания. Учит обращать внимание на характерные признаки, свойства, качества предмета описания.

5. В супермаркете Приложение № 5

Материал: фартук, пилотка,

этикетки-схемы подсказки прикреплены

к предметам расположенные на витрине.

Вот мы и в супермаркете! Нас встречает продавец (надеваю фартук, пилотку). Условие. Предмет покупки будет считаться проданным, если продавец услышит от покупателя связной, последовательной, подробный описательный рассказ о выбранном вами предмете — покупки. Этикетка — подсказка вам поможет описать выбранный вами предмет.

• Опираясь на знание символов, образец-план описания ребенок обращает внимания на характерные признаки предмета. Способствует последовательному, подробному, связному описанию.

Администрация супермаркета поощряет вас за произведенные вами покупки в виде утешительного приза. Раздаю конфеты каждому участнику имитационной игры. Спасибо за покупки! Пора возвращаться домой. Участницы на свои места.

Закончить свое выступление хочу словами русского писателя М. Шолохова

» Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. «

Как не сложится судьба ребенка, будет ли красноречие нужно ему профессионально или нет, хороший рассказчик, собеседник всегда ценится в обществе, приятен в общении.

Использование схем и опорных символов в речевом развитии детей на этапах «Звук и буква» Цель: повышение качества организации педагогического процесса и профессиональной компетенции учителей-логопедов по вопросам использования.

Составление описательных и творческих рассказов по картине «Зимний день» с детьми старшего дошкольного возраста МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №1 г. Шебекино Белгородской области» Конспект образовательной деятельности в старшей.

Использование модельных схем и опорных картинок в речевом развитии детей подготовительной к школе группы. Все мы знаем, как трудно бывает ребенку построить связный рассказ, даже просто пересказать знакомый текст. Дело тут не только в уровне развития.

Конспект занятия по развитию речи «Составление описательных рассказов об игрушках» Конспект занятия по развитию речи. Тема: Составление описательных рассказов об игрушках. Цель: учить детей в составлении описательных рассказов.

Конспект логопедического занятия в старшей группе «Профессии. Составление описательных рассказов с использованием схем» Конспект фронтального логопедического занятия с детьми старшей группы на тему:«Профессии. Составление описательных рассказов о профессиях.

Конспект НОД по развитию связной речи в старшей группе «Составление описательных рассказов по набору игрушек» Составление описательных рассказов о насекомых (по набору игрушек) Задачи. Связная речь: учить детей составлять описательные рассказы.

Мнемотаблицы при заучивании стихотворений и составлении рассказов МНЕМОТАБЛИЦЫ ПРИ ЗАУЧИВАНИИ СТИХОТВОРЕНИЙ И СОСТАВЛЕНИИ РАССКАЗОВ. Дети любят стихи, рассказы, сказки, слушают их с большим удовольствием,.

Развитие связной речи посредством составления описательных рассказов с использованием гендерного подхода «Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить» В настоящее время проблемы, связанные с процессом.

Составление описательных рассказов по мнемотаблице «Осень» Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия) I. Организационная информация Лобачева М. В. МБДОУ № 5 г. Сорочинск Примечание.

Составление описательных рассказов по плану-схеме Конспект фронтального занятия по развитию речи для детей Тема: оставление описательного рассказа по плану-схеме «Овощи – фрукты» Выполнила:.

Составление описательных рассказов по опорным схемам для детей старшего дошкольного возраста

Горячкина Екатерниа Владимировна

МАДОУ № 8 «Огонёк»

Составление описательных рассказов по опорным схемам

для детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматривается методика обучения детей старшего дошкольного возраста связной речи. Предложена разработка занятия по составлению описательных рассказов с использованием опорных схем. Также приводятся методические рекомендации родителям для работы с детьми в домашних условиях.

Составление описательных рассказов по опорным схемам

для детей старшего дошкольного возраста

Речь ребёнка развивается в единстве с формированием его мышления. В дошкольном возрасте в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные процессы, восприятие, наблюдательность. Учить ребёнка рассказывать — это значит формировать его связную речь (1).

Развитие связной речи является очень важным условием обучения ребёнка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, учащийся может давать развёрнутые ответы на сложные вопросы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные рассуждения, воспроизводить содержание текстов (2).

Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя и начинает развиваться уже с раннего возраста, когда ребёнок не научился правильно произносить все звуки, владеет небольшим объемом слов и не освоил сложные синтаксические конструкции (4).

Связная речь — это не просто последовательность слов и предложений — это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также совершенствует свою речь, учась мыслить (3).

Особым видом связной монологической речи является высказывание-описание, его коммуникативная задача состоит в создании словесного образа объекта, признаки которого раскрываются в определённой последовательности.

Занятия по обучению описанию оказывают разностороннее воздействие на познавательное развитие детей и формирование их речемыслительной деятельности, способствуют активизации зрительного, речеслухового восприятия, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе описания дети учатся выделять и сопоставлять существенные признаки предмета, объединять отдельные высказывания в связное сообщение.

При обучении старших дошкольников описанию предметов (одушевлённых и неодушевлённых) или описанию по предметным картинкам ставятся следующие задачи:

— формирование умения выделять существенные признаки и основные части (детали) предметов;

— развитие обобщённых представлений о построении рассказа-описания предмета;

— овладение языковыми средствами, необходимыми для составления описательного рассказа;

С этой целью рекомендуется поэтапное обучение, включающее следующие виды работ:

— подготовительные упражнения к описанию предметов;

— формирование первоначальных навыков составления самостоятельного описания;

— описание предметов по основным признакам;

-закрепление полученных навыков составления рассказа-описания, в том числе при проведении игровых и предметно-практических занятий;

— усвоение первоначальных навыков сравнительного описания предметов.

Структура таких занятий включает:

— введение в тему (рассказ педагога, лексико-грамматические задания (подбор признаков и действий к предметам, отгадывание загадок описаний, дополнение предложений однородными членами и др.)

-знакомство со схемой описания (мнемотехнической таблицей, всеми её символами);

— составление рассказа описания педагогом;

— подготовка детей к составлению рассказов;

— составление рассказов-описаний детьми;

— анализ и оценка детских рассказов.

Одним из приёмов, который значительно облегчает ребёнку составление описательного рассказа, является использование наглядных опорных схем, где опорные схемы выступают в роли плана-подсказки.

Работу по опорным схемам необходимо проводить с использованием настоящих предметов, игрушек, картинным материалом подобранных в соответствии с лексической темой.

Организация фронтальных занятий по составлению описательных рассказов с использованием опорных схем

1. Организационный момент.

Цель: Предполагает организацию детей, введение в тему занятия, побуждение интереса к нему, создание эмоционального настроя.

Организационный момент можно проводить в разных вариантах.

Например, занятие на основе сюжета «В огороде» начинается с беседы: «Какое время года наступило? Как называется 2-ой месяц осени? Какой сегодня день недели? Что бывает перед осенью? Сколько месяцев осенью?» или с загадки: «Сидит девица в темнице, а коса на улице. (морковь)», » Сто одежек — и все без застежек. (капуста)», » Без окон, без дверей, полная хата людей. (огурец)» или чтения стихотворения.

«В огороде много гряд.

Есть редиска и салат.

Тут и свёкла, и горох.

А картофель разве плох?

Наш зелёный огород

Нас прокормит целый год.

2. Введение в тему или сообщение темы.

Выставляются игрушки, картинный материал.

Например, тема занятия сообщается следующим образом: «Чтобы нам совершить путешествие в огород и узнать всё об овощах, важно сначала подружить слова».

Читать еще:  Конкурсы для детей 11 12 лет. Как провести домашний день рождения весело

Игра «Подружи слова».

Выросли, огород, в овощи.

Грядка, на, лук, вырос.

Капуста, мы, срезать.

Бабушка, из, морковка, тянуть, земля.

Мама, в горох, собирать, корзинка.

или «Будем учиться составлять рассказ об овощах, но сначала отгадайте загадки. » или детям необходимо самим подбирать слова-признаки, например: «А Чипполино предлагает нам поиграть в игру “В овощном магазине”. Чтобы купить овощи, нужно назвать как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопрос: “какой?” или “какая?”. Например: “Я хочу купить зелёный, длинный, вкусный, свежий огурец.”».

или можно предложить детям объяснить смысл пословицы » Каждому овощу свое время», «Не смейся, горох, не лучше бобов: размокнешь, и сам лопнешь».

Физминутка тесно связана с темой занятия и является переходным моментом к следующей части занятия.

Основные задачи физминутки:

— снятие усталости, напряжения;

— совершенствование общей моторики;

— закрепление чётких, точных, координированных движений во взаимосвязи с речью

— повышение эмоционального заряда.

Формы проведения физминуток могут быть различными:

— имитация трудовых движений;

— произнесение чистоговорок, сопровождающихся действиями;

-использование психофизической гимнастики, когда дети мимикой, жестами и движениями изображают разных животных;

— использование в игровой форме артикуляционной гимнастики.

4. Знакомство со схемой описания (мнемотехнической таблицей, всеми её символами).

Например: «Составить рассказ об овоще нам поможет домик (схема). В домике есть окошки. Заглядывая в каждое окошко мы будем знакомиться с «символом — условным знаком», который поможет нам составить рассказ».

С целью проверки усвоения детьми содержания условных обозначений необходимо провести следующие игровые упражнения.

«Расшифруй знаки-символы». Взрослый показывает ребёнку схему по определённой теме. Ребёнок самостоятельно объясняет содержание символов.

«Исправь ошибку». Взрослый показывает ребёнку схему по определённой теме и последовательно объясняет содержание условных изображений, нарочно пропуская одно из них. Ребёнок должен исправить ошибку, назвав пропущенную клеточку и объяснив содержание ее условного обозначения.

«Покажи правильный символ». Взрослый показывает предмет и называет любой его признак или свойство. Например, «Это яблоко, оно растёт на плодовом дереве». Ребёнок отыскивает и показывает на схеме соответствующую клеточку.

5. Составление рассказа-описания педагогом.

Педагог даёт детям образец описательного рассказа. Описывая предмет, педагог последовательно показывает на схеме клеточки.

При составлении описательных рассказов по опорным схемам, педагогу необходимо обращать особое внимание на:

— полноту характеристики внешних признаков и свойств объекта описания;

-логику описания (соблюдение структуры описания, целесообразность последовательности);

— связность текста (правильность согласования слов в предложении);

— образность (использование средств лексической выразительности);

В некоторых случаях необходимо проведение подготовительных игровых речевых упражнений.

«Укрась слово». Подобрать к предмету слова — эпитеты, которые бы характеризовали предмет и отражали бы субъективное отношение ребёнка к нему. Например: «Кот — ласковый, пушистый, весёлый, красивый, игривый».

«Какой, какая, какое?» Подобрать описательные слова признаки к предмету.

Например: «Яблоко» — красное, круглое, сочное, сладкое, полезное.

«На какую фигуру похож?»

Например: «морковка похожа на треугольник, арбуз похож на круг, картошка похожа на овал» (2).

Важно, на протяжении всего учебного года учить детей составлять рассказы по единой схеме (таб. 1).

Например: Овощ — морковка.

Таблица 1. План составления рассказа

1. Название овоща.

2. Где растёт (в огороде)?

5. Форма (круглая, овальная, треугольная).

6. Растёт (на земле, под землёй).

7. Каким является на ощупь и на вкус?

8. Способ употребления (варят или жарят; употребляют сырым).

Рассказ по схеме:

1. Это — морковка.

2. Морковь растёт на огороде.

3. Это большая морковь.

4. Морковь оранжевого цвета.

5. Морковь треугольной формы.

6. Морковь растёт под землёй.

7. На ощупь морковь твёрдая, на вкус сладкая и сочная.

8. Морковь едят сырой и варят. Из неё так же готовят соки. Она очень полезная.

5. Подготовка детей к составлению рассказов (разбор схемы плана по наводящим вопросам).

6. Составление рассказов-описаний детьми.

— составление предложений по цепочке;

— объединение в рассказ;

— повторение рассказа детьми (вначале более сильный ребёнок, а потом остальные).

После того, как дети научаться свободно оперировать моделью описания отдельных предметов и явлений, им можно предложить составить сравнительное описание двух объектов одной лексической темы.

7. Подведение итогов и оценка детских рассказов. По итогам занятия педагог даёт только положительную оценку, отмечая активность каждого ребёнка.

«План для составления описательного рассказа»

Памятка для родителей

Родителям необходимо дома закреплять знания полученные на занятиях. Поэтому, родителям важно знать, как правильно составить описательный рассказ. В этом вам поможет план для составления описательного рассказа.

1. Если предмет неодушевлённый.

— Строение, части, детали.

— Из какого материала сделан?

2. Если предмет одушевлённый.

— Кто это? Обобщающее понятие.

— Строение, цвет, чем покрыто тело?

— Польза, вред для человека.

3. Методика составления рассказа.

— Ответить на вопросы.

— Повторить план рассказа.

«Как сравнить в рассказе два предмета?»

Памятка для родителей

После того, как ребёнок научился составлять описательный рассказ, вы можете предложить составить описательный рассказ в котором будите сравнивать два предмета. Сначала идёт сравнение того, чем не похожи предметы. Это легче. Предложения при этом нужно строить на противопоставлении: «Медведь не похож на ежа тем, что медведь большой, а ёж маленький» и т. д. по всем признакам: строение, цвет, размер, образ жизни.

Затем сравнивается предметы по схожести — это труднее, опять сравнение идёт по тем же признакам, и предложения строятся по тому же типу: «Медведь и ёж похожи тем, что оба дикие животные и т. д.»

— Это автобус и самолёт (пассажирский).

Автобус и самолёт непохожи тем, что:

— у самолёта есть крылья и он летает, а у автобуса нет крыльев и он ездит по дороге;

— у самолёта есть носовая часть и хвост, а у автобуса есть капот и багажник;

— у самолёта есть иллюминаторы — маленькие окна со шторками, а у автобуса окна большие;

— у самолёта есть шасси (6 колёс), а у автобуса четыре колёса;

— у самолёта четыре двигателя на крыльях, а у автобуса один;

— самолётом управляет лётчик, а автобусом водитель;

Автобус и самолёт похожи тем, что:

— самолёты и автобусы делают из железа и они большие;

— это пассажирский транспорт, он перевозит людей;

1. , Яшина развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. — М., 2000.

2. Волкова : Опорные схемы для составления описательных рассказов Издательство: Сфера Год: 2010.

3. , Коноваленко связной речи и развитие логического мышления. М., 2003.

4. . Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. М.,1979.

Проект: по развитию связной речи детей подготовительной группы Тема: «Составление описательных рассказов»

Елена Заяц
Проект: по развитию связной речи детей подготовительной группы Тема: «Составление описательных рассказов»

Вид проекта: педагогический.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Участники проекта: дети старшей группы № 3, воспитатели, родители воспитанников.

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая проблема воспитания. В настоящее время нет необходимости доказывать, что развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.

Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития — мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие связной речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Читать еще:  Как плести корону из листьев. Поделки из кленовых листьев и семян-вертолетиков на тему осень для детского сада и школы. Как сделать венок, букет, корону из листьев клена своими руками

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития.

Основные задачи развития речи — воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи — решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать параллельно и своевременно.

В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но неприемлемых в построении монолога, который строился по законам литературного языка. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Формирование связности речи, развитие умений содержательно и логично строить высказывание является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника.

Таким образом, актуальность темы определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи — это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.

Цель проекта: обучение составлению описательных рассказов с использованием мнемотаблицы и без нее.

Задачи проекта:

— Учить детей составлять небольшой описательный рассказ с опорой на мнемотаблицы, используя свои знания о внешнем виде и жизни животных, птиц, людей и т. д.

— Воспитывать умение отбирать для рассказа интересные факты и события.

— Учить подбирать наиболее точные определения при описании внешнего вида объекта живой и неживой природы с опорой на схему.

— Учить самостоятельно начинать и завершать рассказ.

— Учить детей составлять рассказ, сравнивая объекты, точно обозначая словом характерные черты.

— Учить ребенка точно, лаконично и образно описывать предметы, явления.

— Учить детей подбирать к предмету слова – эпитеты, характеризующие предмет и отображающие субъективное отношение ребёнка к нему.

— Учить придумывать рассказ по предложенной схеме, не отступая от темы, не повторяя сюжетов товарищей.

— Учить составлять рассказ без мнемотаблицы.

— Учить составлять рассказ – описание с опорой на предмет

— Учить составлять рассказ без опоры на наглядность.

Предполагаемый результат: проведение промежуточной диагностики, улучшение показателя диагностики в развитии связной речи детей.

Сведения об участниках:

Проект рассчитан на старший дошкольный возраст. Предлагает активное участие родителей, детей и педагогов в работе над проектом.

Этапы проведения проекта:

1. Рассказывание по картине на тему «Осень».

2. Составление описательного рассказа о дереве с использование схемы.

3. Д. игра «Узнай продукт по описанию» (ведущий ребенок).

4. Игровая ситуация «Мы идем в зоопарк».

1. Составление описательного рассказа по картине «Кошка с котятами».

2. Игровая ситуация: «Правила поведения в автобусе».

3. Составление рассказа по сюжетной картине «Семья»

4. Составление рассказа «Как изготавливают мебель» по опорным словам.

1. Составление рассказа по теме «Зима» по серии сюжетных картин.

2. Р. О. С. «Путешествие».

3. Составление рассказа «Зимние забавы» по сюжетной картине.

4. Игр. ситуация «Письмо Деду Морозу».

1. Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Косточка» по серии сюжетных картин.

2. Д. игра «Назови предмет одежды».

3. Составление рассказа «Кормушка» по серии сюжетных картин.

1. Р. О. С. «Как пользоваться бытовыми приборами».

2. Игр. ситуация «Кем я хочу быть».

3. Составление рассказа из личного опыта «Дом в котором я живу».

4. Беседа о празднике «Защитники Отечества».

1. Составление рассказа «Поздравляем маму» по сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий.

2. Пересказ рассказа Г. А. Скребицкого «Весна» с придумыванием последующих событий.

3. Д. игра «Опиши птицу».

4. Постановка сказки «Дюймовочка».

1. Составление рассказа «Все хорошо, что хорошо кончается» по сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий.

2. Р. О. С. «Путешествие в космос»

3. Пересказ рассказа «Стыдно перед соловушкой» с придумыванием предшествующих событий.

4. Игр. ситуация «Наша улица».

1. Беседа «День Победы».

2. Д. игра «Составь предложение».

3. Д. игра «Бывает – не бывает».

4. Составление рассказа по мнемосхеме.

Работа с родителями:

Анкетирование родителей «Речевое поведение родителей с ребенком».

Консультация «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста».

Детско-родительский досуг «Собираем портфель знаний».

Консультация «Особенности воспитания в семье ребенка с проблемами речи».

Детско-родительский конкурс «Наряжаем букву».

Детско-родительское занятие «Общение – это важно!»

Консультация «Движение и речь».

Консультация «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста»

Встреча в «Литературной гостиной».

1. Попова Л. Н. Детско-родительский клуб «Веселая семейка» стр. 65

2. Данилина Т. А. «Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом» стр. 62

3. Доронова Т. Н. «Вместе с семьей» стр. 84

4. Давыдова О. И. «Работа с родителями в ДОУ» стр. 121

Комплект наглядных пособий по развитию речи «Опорные схемы для составления описательных рассказов» Учить детей дошкольного возраста составлять описательные рассказы – очень важный аспект их развития. Наш педагогический опыт показывает,.

Дидактическая игра по развитию связной речи «Паравозик удивительных рассказов» Данная дидактическая игра предназначена для среднего дошкольного возраста. Игра состоит из набора сюжетных картинок, которые располагаются.

Конспект НОД по коммуникации «Составление описательных рассказов по картинкам» Конспект НОД по коммуникации «Составление описательных рассказов по картинкам». Цели: закреплять знания детей об осени, ее приметах. Расширение.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «В гостях у Осени». Составление описательных рассказов об овощах Конспект НОД по развитию речи в старшей группе составление описательных рассказов об овощах «В гостях у Осени» Цель: учить детей составлять.

Конспект занятия по развитию речи. Составление описательных рассказов об игрушках Конспект организации непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе по теме: «Буратино в гости к нам пришел».

Конспект занятия по развитию связной речи для детей старшей группы. Составление рассказа «Если б я был камушком» ТЕМА:«СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА «ЕСЛИ Б Я БЫЛ КАМУШКОМ». Цель: развивать связанную речь; учить составлять творческий рассказ на тему «Если б.

Методика по развитию связной речи в старшей группе. Составление описательных рассказов по картине «Зимние развлечения» Программное содержание: 1. Учить детей составлять небольшие рассказы по сюжетной картине. Формировать умение связно, последовательно описывать.

Занятие по развитию речи в старшей группе. Составление рассказов по открытке ЗАДАЧИ. Связная речь: учить детей составлять небольшой сюжетный рассказ по открытке, придумывать к рассказу название, соответствующее его.

Занятие по развитию связной речи в подготовительной группе «Составление описательного рассказа о животном севера» ЦЕЛИ: коррекционно—образовательная: обучать детей составлению описательного рассказа от первого лица с опорой на схему коррекционно—развивающие:.

Конспект занятия «Составление описательных рассказов о профессиях с использованием схем» Доминирующая область: «Коммуникация» Тема: «Составление описательных рассказов о профессиях с использованием схем» Интеграция областей:.

Источники:

http://www.maam.ru/detskijsad/-ispolzovanie-opornyh-shem-pri-sostavleni-opisatelnyh-raskazov.html
http://pandia.ru/text/80/459/12680.php
http://www.maam.ru/detskijsad/proekt-po-razvitiyu-svjaznoi-rechi-detei-podgotovitelnoi-grupy-tema-sostavlenie-opisatelnyh-raskazov.html

Ссылка на основную публикацию