Специфика воспитания детей младшего школьного возраста. Особенности развития и воспитания детей младшего школьного возраста. Как воспитывать понимание самоценности у ребенка

Психология воспитания детей младшего школьного возраста

Младший школьный возраст — относительно стабильный период личностного развития. Ребёнок пережил возрастной кризис 7 лет, и его психика, как правило, готова к началу новых испытаний, связанных с систематическим обучением в школе. Никаких или почти никаких новых проблем родители не замечают, поэтому «отдыхают» от родительских забот. Наиболее благополучно адаптационный период обучения в школе проходит у детей, посещавших дошкольные учреждения, где воспитатели целенаправленно готовят малыша к грядущим жизненным переменам. Сложнее тем, кто до школы имел ограниченный опыт общения и совместной деятельности со взрослыми и сверстниками.

Школьная жизнь предлагает ребёнку качественно новые социальные связи с миром. Это важнейшее время для формирования социальной и психологической полноценности — отношения к себе, окружающему миру, людям и труду. Школьный труд ребёнка — главное дело в его жизни. Учение — ведущая деятельность, которая лежит в основе развития ребёнка. На этой стадии школа и семья развивают в ребёнке при правильной организации воспитания либо трудолюбие, либо стойкое чувство социальной неполноценности и инфантильности, которое корректировать в дальнейшем уже придётся психологу.

Главными воспитателями в этом периоде детства остаются семья, соседи, ближайшие родственники. Но появляются и новые, очень значимые взрослые — учителя. Образ первой учительницы, её голос, тон и манера одобрения или осуждения порой до старости звучит в нашем сознании голосом нашей совести. Её отношение к делу, к людям, к важным и случайным событиям наше подсознание впитывает как губка.

В школе ребенок вступает в первые социальные связи: учитель — ученик, одноклассник — друг и т. д.

Самооценка ребёнка в этот период очень зависима от того, как его оценивают родители и учитель. Если учитель похвалил – значит, он хороший. Успех в обучении -залог дальнейшего благополучного развития. Если ребенок в начальной школе почувствовал свою неполноценность, в дальнейшем, даже если интеллектуальные возможности не будут причиной тревоги, в поведении ребёнка возможны невротические проявления: стремление к интеллектуальному превосходству, повышенная потребность в любви и одобрении.

Ребёнок этого возраста живёт в мире тайн. Он начинает разграничивать собственное психологическое «Я» от мира взрослых. Тайны ребёнок создаёт из всего, из самых невинных вещей. Почему? У него появляются первые собственные методы психологической защиты от взрослых, которые пытаются структурировать его жизнь. К началу школьной жизни малыш уже хорошо понимает, каким хотят видеть его взрослые, и старается соответствовать их ожиданиями. Например, без всякого аппетита, но по всем правилами, принятым в семье, он ест нелюбимые блюда так, чтобы взрослые думали, что он их любит. Тайна позволяет ребёнку избавиться от всевозможных замечаний, упреков, насмешек и разоблачений, на которые не скупятся родители. Ребёнок хочет быть самим собой.

Ребёнок переживает себя как владельца тайны собственного «Я» (непрозрачного для других). Он начинает структурировать собственное психологическое пространство. Дети заводят разного рода тайники, укромные местечки, записные книжки, коллекции для себя. Они украшают свои личные предметы — велосипеды, тетради, книги, кровати. Часто это кажется родителям порчей или пачканием, так как далеко от эстетического совершенства. Таким образом дети обозначают принадлежность вещи, она приобретает как бы личные свойства, становится своей.

Младшие школьники начинают ревностно оберегать своё психологическое пространство от вмешательства взрослых. Если родители позволяют себе без спроса внедряться в него, под видом наведения порядка, ребёнок негодует и протестует. Он может сказать «нельзя» другому человеку, а может допустить в свой настоящий мир.

Дети в этом возрасте могут выдумывать свою собственную биографию, особенно когда знакомятся с новыми для себя людьми, и это знакомство не обещает быть длительным. Это особая форма лжи, за которую не следует ни наказывать, ни порицать. Обычно об её существовании родители знают очень редко. Часто содержание этой лжи навеяно вероятными семейными тайнами — происхождением, степенью родства, близостью к авторитетным лицам. На сверстников такие истории обычно не производят впечатления, и они рассказываются мало знакомым взрослым. Ребёнок этим пробует себя, наблюдая за производимым впечатлением.

Меняется круг читательских и зрительских интересов. Книги и фильмы про ребят всё больше привлекают внимание детей в этом возрасте. Но границы между реальными и вымышленными событиями ребёнок ещё чётко провести не может.

Появляется мера «правильности», которая связана с переживанием конкретных событий в жизни ребёнка. Неприятные переживания сопровождаются болью или отрицательными чувствами: «ты сломала мою игрушку», «он испортил мой рисунок». Сломанный предмет становится ущербным, неправильным. Ребёнок переживает не из-за действия взрослого или другого ребёнка, а из-за испорченности предмета.

Дети начинают понимать, что отношения между людьми строятся на основе норм и эти нормы надо освоить и использовать для того, чтобы другие люди не причиняли тебе боль. Ребёнок начинает присваивать мораль общества, в котором он живёт, прежде всего, мораль семьи и класса. Нельзя передать словами тот вред, который наносит ребёнку мать, которая стыдит на глазах у всего класса его за то, что прогулял урок. Никто не знает, какой страх перед контрольной остановил его у дверей школы. Он боялся быть плохим учеником, быть неправильным учеником, он честно боялся, он честно строил свои отношения со взрослыми, но не получилось.

Ребёнок становится способным давать оценку поступкам других людей с точки зрения присвоенной им морали семьи и класса. Если для ребёнка до 4 лет вести себя правильно означает — вести себя как хочется и справедливо то, что я делаю, для ребёнка 5-6 лет это значит — делать то, что велят взрослые, чтобы избежать неприятностей, то ребёнок 6-8 лет рассуждает примерно так: «Вести себя правильно, это вести так с другими, как они относятся ко мне, чтобы не упускать своего». А ребёнок 8-12 лет уже скажет иначе: «Это значит, отвечать ожиданиям других, доставлять другим радость, чтобы другие думали обо мне хорошо и я сам о себе хорошо думал». Таким образом, основное противоречие этого возраста заключается в одновременном желании ребёнка и соответствовать ожиданиям других, и спрятать своё собственное психологическое «Я». Это противоречие и разрешается созданием, освоением своей меры правильности.

Ориентация на правильность делает детей данного возраста наиболее восприимчивыми к усвоению технологии правильной нормальной жизни. Правильная жизнь, усваивает малыш, получается у тех, кто сам её строит, думает над тем, как жить лучше, трудится над созданием своей собственной жизни. В этом возрасте ребёнок легко и быстро овладевает многими ремесленными навыками: шитьё, вязание, работа с инструментом, компьютером, другой техникой.

Ребёнок начинает осознать несоответствие у взрослых слова и дела, и переживает это очень болезненно. Лучше не обещать, если не уверены, что сможете выполнить обещанное. Объяснить причину трудно, уход от объяснения рождает недоверие, которое вызовет в подростковом возрасте отчуждение между вами и ребёнком.

Читать еще:  Что нужно для получения алиментов на ребенка. Какие документы нужны, чтобы подать на выплату алиментов

К концу младшего школьного возраста у ребёнка появляются новые и важные психические новообразования. Он становится способным к произвольным процессам. Может заставить себя сосредоточить внимание даже на неинтересных вещах, контролировать свои эмоции, делать работу, которая не доставляет никакой радости. Появляется способность анализировать события и поступки, соотносить результат с целью деятельности. Прежде чем начать выполнять какую-то работу, ребёнок может мысленно её спланировать. Младший школьник начинает понимать, что он уже знает и умеет, а где предел его возможностей. Появляется умение предвидеть последствия своих поступков не с точки зрения «Накажут — не накажут», а с точки зрения последствий для окружающих: «мама расстроится».

Как же определить успешность воспитания в этот период?

1. Развитое трудолюбие. Ребёнок получает удовольствие от учебного и другого труда.

2. Развитые познавательные потребности. Желание узнать и понять новое, неизведанное.

3. Уверенность в собственных силах и возможностей. «Пока у меня это не получается, но я буду делать всё, для того, чтоб получилось».

4. Уверенность в безусловной любви и понимании со стороны родителей. Безусловная любовь — это не вседозволенность и всепрощение. Это принятие ребёнка таким, каков он есть, действенная помощь в решении его проблем. Очень часто от детей можно услышать: «Мама меня не любит, я плохо учусь, у меня мало пятёрок». Успешность ребенка в учении зависит от многих факторов, из которых главный — ваша вера в его силы и возможности.

5. Развитие самостоятельности, умение планировать своё время, составлять план на день.

6. Умение давать моральную оценку поступкам других людей и своим собственным. Нравственная оценка появляется значительно позже — в юношеском возрасте. Поэтому, будьте крайне осторожны в своих оценках поступков других людей. Не окрашивайте положительными эмоциями явно безнравственные поступки, даже если они и позволили кому-то добиться успеха в жизни. Эти оценки со временем вы непременно услышите из уст своих подросших детей, и тогда не удивляйтесь, почему у нас такая безнравственная молодёжь.

7. Отсутствие страха перед ошибкой. Ошибка — ступенька в развитии ребёнка. Если ребёнок ошибся, помогите ему понять причины ошибки и вместе подумайте, как исправить последствия. Наказать проще всего, но тогда помните, что в ваше отсутствие ребёнок сделает ту же ошибку, и не известно, какой будет за неё расплата.

И закончить этот небольшой рассказ об особенностях воспитания в младшем школьном возрасте позвольте словами Януша Корчака: «Дети не хуже и не лучше взрослых. У них просто меньше опыта».

Особенности обучения и воспитания в младшем школьном возрасте.

Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств — легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него — значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств — легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него — значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни. Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе.

Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается и к концу младшего школьного возраста все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества.

Начальное образование имеет целью заложить основы для будущего образования человека, которое в современных условиях продолжается всю жизнь. Ребенка следует научить читать, писать, считать, связно и грамотно выражать мысли, логически рассуждать, делать правильные выводы. Обучение грамоте сопровождается интенсивным воспитанием – нравственным, физическим, эстетическим, трудовым, правовым, экономическим, экологическим. Воспитание в этом возрасте является превалирующим процессом и подчиняет себе обучение и образование. Если человек не воспитан как должно, давать знания ему и бесполезно, и опасно, ибо знания в таком случае – меч в руках сумасшедшего.

Принято считать, что к шести годам игра достигает максимального развития и обретает сюжетно-ролевую форму. В сюжетно-ролевых играх дети познают характер взаимоотношений людей, овладевают опытом их организации.

Шестилетний ребенок усваивает первичные этические нормы. Он оказывается предрасположенным к воспитанию нравственных представлений. Возникновение моральной мотивации относится именно к шестилетнему возрасту. С возникновением моральной мотивации поведение может быть представлено тремя разновидностями: моральное (положительное и отрицательное); объективно морально значимое, но не регулируемое индивидуальным, моральным сознанием поведение, и внеморальное. Оценка в это время приобретает специфически нравственный характер.

Серьезные изменения происходят во взаимоотношениях детей с учителем и сверстниками. Возрастает самостоятельность ребенка, проявляющаяся в самооценке и авторегуляции поведения с позиций не только авторитета, но и усвоенной нормы. Отчетливо проявляется стремление включиться в совместную деятельность и общение группы сверстников.

Деятельность и общение шестилеток регулируется учителем. Под его формирующим воздействием дети приобретают навыки коллективныхвзаи-моотношений, имеющих общественную направленность.Многие психичес-

кие процессы у младшего школьника приобретают опосредованный характер.

Дети сознательно используют выработанные в обществе нормы, с помо

щью которых становится возможным овладение собственными действиями и поступками. В этом основа произвольности как психологическогоновообра-зования.Возрастает относительная стабильность состава микрогрупп. Складываются групповые нормы, которые в отдельных случаях приходят в противоречие с требованиями правил поведения. Не исключена возможность развития противоречия до уровня конфликта.В младшем школьном возрасте оформляются предпосылки для возникновения нравственных убеждений. Достигается правильность нравственной оценки, возрастает уровень ее аргументированности и соответствия образцу. Увеличивается объем понятий, употребляемых в оценке, углубляется осознанность нравственных мотивов поведения. Развитие моральных знаний младших школьников идет в следующих направлениях: улучшается качественный состав моральных знаний, изменяется их внутренняя структура, возрастает их осознанность, увеличивается объем.

У детей младшего школьного возраста происходит интенсивное развитие потребностей: изменяется их направленность, потребности становятся более осознанными и самоуправляемыми. У детей 7-10 лет обнаруживаются все виды самооценок: адекватная устойчивая, завышенная устойчивая и неустойчивая (завышенная или заниженная). В этом возрасте самооценка развивается под влиянием оценки взрослых. Появляется потребность в самовоспитании, определении собственной индивидуальности, в вычленении характеро-логических качеств. [3,с.48]

Современная начальная школа выдвигает требование полноценного усвоения знаний, умений, формирование продукта обучения в соответствии с определенной целью и на уровне, установленном задачами обучения. Поэтому так важно знать, как происходит процесс и от чего зависит его результативность.

В начальной школе учитель может использовать различные формы организации восприятия новых знаний: устное изложение знаний, подкрепляемое наглядностью, самостоятельные наблюдения учеников, выполнение поисковых заданий.

Читать еще:  Билибин и его иллюстрации к сказкам. Иван яковлевич билибин

Воспринятые и осознанные знания, умения усваиваются школьниками. Результат этого – образование понятий, отражающих собственные представления ученика о сущности предметов, явлений, процессов, которые изучались на уроке или самостоятельно. Понятия эти не всегда отчетливы и правильны, поэтому работа над ними продолжается на следующих этапах. Развиваясь, процесс усвоения нового материала, формирования новых знаний и умений ведет к развитию результатов в количественном и качественном отношении. Постепенно образуются суждения, понятия, знания.

На этапе первичного закрепления осуществляется дальнейшее совершенствование новообразованных понятий и представлений. Происходит это преимущественно в процессе применения полученных знаний и умений на практике. В арсенале средств, используемых учителем, – всевозможные упражнения, проблемные и поисковые задания, работа с опорными сигналами (конспектами) и т.д. На этом этапе происходит твердое запоминание знаний и умений, ведь более 80 % того, что накоплено в начальной школе, ученик будет помнить и использовать всю жизнь. Часто первичным закреплением учитель не ограничивается и организует специальные упражнения по упрочению изученного. Ученики учатся применению полученных знаний, умений, способа действий во взаимосвязи с уже известными им.

Без всего этого не может быть и речи о развитии ребенка, а поскольку мышление и память тесно взаимосвязаны между собой, на каждом уроке в различных формах проводится повторение. Оно препятствует забыванию, помогает увязать новый материал со старым, дает возможность уточнить, углубить, расширить, систематизировать усвоенное. Активное, интересное, опирающееся на мышление ребенка, а не на механическую память повторение – мощное средство упрочения изученного. В.Ф. Шаталов, например, применяет многократное повторение материала в различных вариантах, постепенно сжимая его объем и достигая прочного усвоения главных понятий, которые затем заносятся в опорный конспект.

Этап обобщения изученного предполагает включение приобретенных знаний, умений в общую систему имеющихся у учеников понятий и представлений. В начальных классах используются различные типы обобщений, но больше всего эмпирическое и теоретическое. В ходе первого на основе конкретных признаков дети вычленяют общий признак, в ходе которого обобщение идет благодаря аналитико-синтетическому осмыслению изучаемых явлений. Система постепенно усложняющихся типов обобщения применяется в зависимости от цели. Обычно сперва формируются частичные, потом понятийные и межпонятийные.

Учение в классе дополняется домашней работой ученика. Школьный урок можно рассматривать как приготовление к самостоятельной познавательной деятельности, в ходе которой происходит активное усвоение знаний. Каким бы хорошим ни был урок, как бы ярко он ни был проведен, но если ученик самостоятельно не поработает над материалом, не проведет через свой разум знания, не осмыслит и не запомнит их, проку от учения не будет. Поэтому к самостоятельному умственному труду детей нужно приучать в начальной школе. Качественный урок в начальной школе должен содержать отдельный этап ориентации в самостоятельной работе по совершенствованию и упрочению представленных на нем знаний. И хотя время выполнения домашних заданий в начальной школе следует сокращать до минимума, учитель будет действовать правильно, если не оставит без внимания ни единого момента самостоятельного учения вне школы. Уже при первых самостоятельных попытках возникают у школьника конфликты между его желанием выполнить домашнюю работу и пониманием того, как это сделать. Если ребенок столкнулся с этой трудностью и не преодолел ее хотя бы пару раз, то сознательное выполнение домашних заданий в будущем можно ставить под сомнение. Урок готовит ученика к преодолению трудностей самостоятельного обучения на всю жизнь.

Завершающий этап процесса преподавания – определение результативности обучения, а процесса учения – контроль и оценка знаний, умений, уровня обученности самими учениками. На этом этапе сам учитель или ученики под его руководством осуществляют диагностирование обученности – устанавливают, на каком уровне сформированы знания и умения. Полученные результаты диагностики (самодиагностики) становятся ориентиром для дальнейшей работы – вернуться назад и повторить еще раз, обратить внимание на отдельные пробелы, переходить к новому и т.д. После повторения и закрепления изученного, установления связей с тем, что уже знают дети, результаты обучения еще больше возрастают и достигают почти максимально возможных на данном уроке. Цель обучения достигается, когда продукты его соответствуют заданному уровню. Обучение при таком подходе представляет собой процесс постепенного управляемого перевода учеников с более низкого уровня обученности на более высокий.[9 с.119-123]

Если вести речь о содержании начального образования, то все упирается в возрастные возможности обучения. Уже не раз отмечалось, что запомнить ребенок может очень много, и чем моложе, тем больше и быстрее; другое дело – осмыслить, понять, сознательно усвоить все это он может только на определенном уровне развития.

Требования к содержанию обучения в начальной школе определяются государственной стратегией. В ней прослеживаются два аспекта – национальный и общечеловеческий. В государственных документах определены общие основы формирования содержания школьного образования: гуманизация, интеграция, дифференциация, направленность на всестороннее развитие личности и формирование гражданина, научная и практическая значимость, соответствие сложности образования возрастным возможностям, широкое применение новых информационных технологий.

Особое внимание уделяется гуманизации содержания обучения. Школьную науку ученики теперь усваивают вместе с знаниями о человеке, его жизни, что ведет к формированию гуманистического типа мышления, оптимистических взглядов на проблемы жизни и выживания, пониманию смысла жизни. Приоритетная роль в гуманизации школы принадлежит языковому и литературному образованию, эстетическому воспитанию, человековедческим курсам, позволяющим детям лучше познать себя и окружающий мир.

При формировании содержания для начальной школы руководствуются не максимумом того, что может усвоить ребенок, а тем, насколько оно отвечает социальному заказу и что дает ребенку для дальнейшего развития. В начальном звене образование направлено на всестороннее развитие детей и полноценное овладение всеми компонентами учебной деятельности. Поэтому при его формировании учитываются: последовательность и перспективность; потенциальные возможности для решения проблем обучения, воспитания, развития; достаточность по длительности и частоте влияний на конечные результаты; возможности организации деятельности учеников на различных уровнях сложности.[9, с 124-126]

Основу содержания воспитания в начальной школе составляет формирование всесторонне развитой личности, а конкретные разделы содержания группируются вокруг воспитания жизненно важных качеств гражданина, работника, семьянина.

В педагогике давно известно, что чем меньше возраст ребенка, тем больше возможностей для формирования его социальных чувств и стойких привычек поведения; пластичность его нервной системы позволяет достигать высоких результатов при решении всех воспитательных задач.

Как и учебный процесс, процесс воспитания облекается в определенные формы для реализации намеченного содержания. В начальной школе он органически связан с работой на уроках, но существуют особые формы внеурочной и внеклассной работы – воспитательные дела (ВД). ВД – это организация яркого, наполненного трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни сотрудничества. Здесь сливаются формы, средства и способы взаимодействия воспитателей со школьниками, а главные отличительные особенности их – необходимость, полезность, осуществимость.

В основе воспитательных дел два подхода – деятельный и комплексный. Первый требует организации различных видов деятельности школьников: познавательной, трудовой, общественной, художественной, спортивной, ценностно-ориентировочной и свободного общения, второй – органичного «сращивания» всех видов деятельности в ее нравственном, эстетическом, трудовом, интеллектуальном аспекте.

Специфика воспитания детей младшего школьного возраста. Особенности развития и воспитания детей младшего школьного возраста. Как воспитывать понимание самоценности у ребенка

Особенности воспитания детей младшего школьного возраста

Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Ведущей деятельностью становится учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими [26, c. 139].

Читать еще:  Недоношенные дети - особенности медицинского ухода. Принципы выхаживания недоношенного ребенка

Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Близкие взрослые, учитель, даже посторонние люди общаются с ребенком не только как с уникальным человеком, но и как с человеком, взявшим на себя обязательство (неважно — вольно или по принуждению) учиться, как все дети в его возрасте.

В биологическом отношении младшие школьники переживают период второго округления: у них по сравнению с предыдущими возрастом замедляется рост и заметно увеличивается вес; скелет подвергается окостенению, но этот процесс еще не завершается. Идет интенсивное развитие мышечной системы. С развитием мелких мышц кисти появляется способность выполнять тонкие движения, благодаря чему ребенок овладевает навыком быстрого письма. Значительно возрастает сила мышц. Все ткани детского организма находятся в состоянии роста. В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга, усиливается аналитическая и синтетическая функции коры. Вес мозга в младшем школьном возрасте почти достигает веса мозга взрослого человека и увеличивается в среднем до 1400 граммов. Быстро развивается психика ребенка. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится более сильным, но по-прежнему преобладает процесс возбуждения и младшие школьники в высокой степени возбудимы. Повышается точность работы органов чувств. По сравнению с дошкольным возрастом чувствительность к цвету увеличивается на 45%, суставно-мускульные ощущения улучшаются на 50%, зрительные — на 80% [26, 141].

Несмотря на вышесказанное, ни в коем случае нельзя забывать, что еще не прошло время бурного роста, когда дети тянутся вверх. Остается и дисгармония в физическом развитии, оно явно опережает нервно-психическое развитие ребенка. Это сказывается во временном ослаблении нервной системы, что проявляется в повышенной утомляемости, беспокойстве, повышенной потребности в движениях. Все это, усугубляет ситуацию для ребенка, истощает его силы, снижает возможность опоры на ранее приобретенные психические образования.

Из сказанного следует, что самые первые шаги ребенка в школе должны находится под пристальным вниманием родителей, педагогов и врачей.

Познавательная деятельность младшего школьника преимущественно проходит в процессе обучения. Немаловажное значение имеет и расширение сферы общения. Быстротекущее развитие, множество новых качеств, которые необходимо сформировать или развивать у школьников, диктуют педагогам строгую целенаправленность всей учебно-воспитательной деятельности.

Большое значение в познавательной деятельности школьника имеет память.

Мышление у детей начальной школы развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому. Задача школы первой ступени — поднять мышление ребенка на качественно новый этап, развить интеллект до уровня понимания причинно-следственных связей. В школьный возраст, ребенок вступает с относительно слабой функцией интеллекта (сравнительно с функциями восприятия и памяти, которые развиты гораздо лучше). В школе интеллект обычно развивается так, как ни в какое другое время. Здесь особенно велика роль школы, учителя. Исследования показали, что при различной организации учебно-воспитательного процесса, при изменении содержания методов обучения, методики организации познавательной деятельности можно получить совершенно разные характеристики мышления детей младшего школьного возраста [26, c. 149].

Произвольное внимание развивается вместе с другими функциями и прежде всего — мотивацией учения, чувством ответственности за успех учебной деятельности.

В первом-втором классах уровень произвольного поведения все еще невысокий, дети еще весьма импульсивны и не сдержанны.

Естественные возможности школьника первой ступени очень велики: его мозг обладает такой пластичностью, которая позволяет ему легко справляться с задачами дословного запоминания. Сравним: из 15 предложений дошкольник запоминает 3-5, а младший школьник — 6-8 [37, c. 44].

Мышление детей развивается во взаимосвязи с их речью. Словарный запас нынешних четвероклассников насчитывает примерно 3500-4000 слов. Влияние школьного обучения проявляется не только в том, что значительно обогащается словарный запас ребенка, но прежде всего в приобретении исключительно важного умения устно и письменно излагать свои мысли.

У учеников младших классов развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.) Возникают коллективные связи, формируется общественное мнение. Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но и одновременно свежестью, «созерцательной любознательностью». Младший школьник может путать цифры 9 и 6, мягкий и твердый знаки с буквой «Р», но с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь, которая каждый день раскрывает перед ним что-то новое [37, c. 49].

Малая дифференцированность восприятия, слабость анализа при восприятии отчасти компенсируются ярко выраженной эмоциональностью восприятия. Опираясь на нее, опытные учителя постепенно приучают школьников целенаправленно слушать и смотреть, развивают наблюдательность. Первую ступень школы ребенок завершает тем, что восприятие, будучи особой целенаправленной деятельностью, усложняется и углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает организованный характер [10, c. 116].

Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограниченно по объему. Поэтому весь процесс обучения и воспитания ребенка начальной школы подчинен воспитанию культуры внимания. Школьная жизнь требует от ребенка постоянных упражнений в произвольном внимании, волевых усилий для сосредоточения.

Память в этот период память имеет преимущественно наглядно-образный характер. Безошибочно запоминается материал интересный, конкретный, яркий. Однако ученики начальной школы не умеют распорядиться своей памятью и подчинить ее задачам обучения. Немалых усилий стоит учителям выработка умений самоконтроля при заучивании, навыков самопроверки, знаний рациональной организации учебного труда.

Основы нравственного поведения закладываются именно в начальной школе, ее роль в процессе социализации личности огромна.

В младшем школьном возрасте особую значимость и привлекательность приобретают для ребенка юность и взрослость. Именно эти возрасты кажутся детям наиболее счастливыми и желанными. Причем дети впервые начинают выделять для себя такой критерий, как социальный статус человека (его профессия, положение в обществе, семейный статус и пр.). Ребенок начинает думать о своем будущем и хочет занять определенное место в обществе (милиционера, начальника, ветеринара, мамы и пр.).

Представление о себе в новом социальном качестве выступает у младших школьников в виде освоения ролевого поведения как наиболее адекватной формы социальной активности. Именно в роли объективируется социальная по смыслу перспективная цель [10, c. 256].

Школа привлекает многих детей, прежде всего, своими формальными аксессуарами. Такие дети ориентированы прежде всего на внешние атрибуты школьной жизни — портфель, тетрадки, отметки, некоторые известные им правила поведения в школе. Желание учиться в школе для многих шестилеток не связано со стремлением к изменению дошкольного образа жизни. Напротив, школа для них — это своеобразная игра во взрослость. Такой школьник выделяет в первую очередь социальные, а не собственно учебные аспекты школьной действительности.

Податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для экономического воспитания. Начальная школа должна включать своих воспитанников в разумно организованный, посильный для них производительный труд, значение которого в формировании социальных качеств личности ни с чем несравнимо.

Стремление младшего школьника к яркому, необычному, желание познать прекрасный мир чудес и испытания, двигательную активность — все это должно удовлетворяться в разумной, приносящей пользу и удовольствие игре, развивающей у детей трудолюбие, культуру движений, навыки коллективных действий и разностороннюю активность.

Источники:

http://www.b17.ru/article/27665/
http://studopedia.ru/19_382502_osobennosti-obucheniya-i-vospitaniya-v-mladshem-shkolnom-vozraste.html
http://studbooks.net/2022559/pedagogika/osobennosti_vospitaniya_detey_mladshego_shkolnogo_vozrasta

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector