Старшие и младшие дети психология. Младшие дети — самые очаровательные. Воспитание среднего ребенка

Содержание

Секреты воспитания старшего, среднего и младшего ребёнка

Содержание:

Память у ребёнка начинает по-настоящему работать примерно с 3-4 лет, поэтому в семьях, где дети рождены с небольшой разницей по возрасту, старшие часто не помнят рождения младших, поэтому считают, что они «были всегда». Наоборот, когда возрастная разница между детьми значительна – 10, а то и 15 лет, то взаимоотношения у них будут складываться совершенно иные – старший ребёнок, уже ставший почти взрослым, воспримет рождение братика или сестрички по-взрослому. Для него малыш не будет конкурентом за внимание, а скорее объектом для проявления нежности, опеки, гордости, персоной для отработки пробуждающихся родительских рефлексов.
Лишь только в случае, когда переходный возраст у подростка проходит особенно трудно, когда он сам нуждается во внимании и поддержке родителей, то при появлении малыша могут возникнуть проблемы. Ведь родители основное внимание сразу же перекинут на крошку и не смогут активно помогать старшему в преодолении подросткового кризиса. Но появление нового члена семьи может обернуться и крайне благотворно, если удастся переключить внимание подростка с собственных проблем на заботу о крошке, тогда он получит мощный импульс к настоящему взрослению.
По мнению психолога А. Кузнецова, оптимальная разница в возрасте детей составляет 4-6 лет. Если при разнице в 3 года конкуренция будет слишком болезненной, то при разнице более 6 лет у них не будет общих интересов.
Разумеется, на характер ребёнка влияет родительская любовь, стиль воспитания, генетика, но важно также и то, каким по очереди он появился. Секреты воспитания старшего, среднего и младшего ребёнка не только в общем подходе ко всем детям, но и в работе с каждым по отдельности.

Старший ребёнок

Обычно первенцы являются объектами воздействия воспитательных экспериментов и родительских комплексов. Они чаще получаются более интеллектуальными благодаря тому, что в отсутствии братьев и сестёр получают максимум забот от всех домочадцев: им читают книжки, водят в кружки, постоянно разговаривают и играют с ними, то есть, всесторонне развивают. Дедушки и бабушки ещё полны жизни, поэтому с особым рвением берутся воспитывать единственного пока внука.
Когда появляется второй ребёнок, воспитательный энтузиазм слегка опадает. Первенец привык к участию и абсолютному вниманию взрослых, а тут вдруг оказывается предоставленным самому себе – излишняя опека улетучилась. Вместе с тем у него заметно расширяется личное пространство, поэтому он быстрее начинает становиться самостоятельным. Поскольку родители заняты малышом, старший не достаёт их многими своими проблемами, поэтому даже при отсутствии явной ревности старший ребёнок становится эмоционально менее устойчивым и более тревожным. Но при этом у него появляются новые, весьма серьёзные обязанности и ответственность за малыша: приглядеть, чтобы он не упал с кушетки, покачать коляску. А ведь совсем недавно у него практически не было обязанностей.

Зона риска

Когда появится следующий малыш, родителям нужно проявить максимальное внимание и терпимость к старшему ребёнку. Главное, чтобы у него не возник негатив и ревность в отношении крохи. Поэтому родителям на первых порах придётся уделять первенцу ещё больше внимания, чем до того, чтобы он понял, что по-прежнему всеми любим, не брошен и не забыт. Если родители смогут перенести этот очень непростой начальный период (месяц-полтора), то затем старший будет уже играть с крохой с удовольствием, искренне полюбит его и станет хорошим помощником родителям.

Выполнение ребенком типичных действий левой рукой наталкивается на негативный отклик со стороны многих родителей, некоторые из которых воспринимают да .

Секрет воспитания

Старшему ребёнку ещё больше, чем младшим, нужно иногда побыть наедине с мамой или папой, удостоиться персонального внимания. Психолог А. Кузнецов рекомендует устраивать периодически каждому ребёнку «мамин» или «папин» день, в который время родителя уделяется полностью одному чаду. В такой день можно вдоволь пообниматься, пооткровенничать, сходить в кино или на прогулку, либо играть дома, если того пожелает «объект внимания».

Как старшего ребёнка подружить с младшим?

Обычно после появления в доме младшего ребёнка начинаются сбои в поведении старшего:

  • Возникает ревность. Поскольку основное внимание родителей переключается на крошку, то старшему это сразу же кажется несправедливым по отношению к нему. Родители должны научиться не провоцировать ревность, вовремя вспоминая и о старших детях.
  • Иногда у старшего появляется чувство вседозволенности: «раз я самый старший, то мне всё можно». От родителей требуется бдительность, чтобы пресечь возникший деспотизм по отношению к самым младшим. Если старший обижает младшего, грубит ему, то ему нужно твёрдо сказать, что командирами и судьями дома могут быть только взрослые.
  • Общаясь со старшим ребёнком, нельзя экстраполировать его возраст до взрослого человека. Мамы иногда считают, что первенец сразу становится взрослым, даже если когда появится второй ребёнок, ему самому будет 2-3 года. Дети дошкольного возраста охотно берутся за роль помощника родителей. Но последним нужно чутко присматриваться, чтобы старший не начал унижать младшего, демонстрируя своё превосходство.
  • Важно научить старшего правильно отказаться от игры с «мелким», когда наступает такой момент, когда ему хочется побыть наедине с собой или поиграть в одиночестве. В таких ситуациях старшие обычно грубят младшим: «Отстань, я не хочу играть с тобой!», да ещё и толкают. Нужно научить их отказывать более тонко, переключая внимание младшего на иное занятие и не вступая с ним в конфликт.

Средний ребёнок

Положение в семье среднего ребёнка не так просто однозначно охарактеризовать – то он был младшим, потом вроде бы перестал им быть, но так и не перешёл на ступень старшего. Именно из-за такого размытого статуса средние дети чаще проявляют покладистый характер, лучше адаптируются к изменившимся обстоятельствам. Они получают чуть меньше внимания родителей, но зато имеют больше свободы: забота о младшем автоматически переходит на старшего ребёнка, а среднему остаётся самое приятное и необременительное – защищать малыша и играть с ним.
Благодаря появлению в семье очередной крохи у среднего ребёнка не закрепляется окончательно комплекс «младшего», ведь теперь это не он, а вон тот беспомощный маленький комок. Благодаря этому обычно существенно укрепляется самооценка среднего ребёнка, если до того он завидовал старшему, делая сравнения с ним не в свою пользу. Средние дети чаще получаются чуточку менее интеллектуальными и практичными, поскольку на них родители меньше надеются. К тому же им не приходится так переживать за любовь родителей, и что-то доказывать, как старшим, поскольку они чувствуют, что всем любви достаётся поровну.
Обычно средние дети имеют нормальные взаимоотношения и со старшими и с младшими, поэтому комфортно чувствуют себя в любой компании. Их «срединное» положение позволяет им не бороться за роль в семье, поэтому они чаще получаются менее конфликтными и амбициозными (если только не обделены вниманием родителей). Иногда из-за нежелания конкурировать, средних детей отодвигают на второй план или подвергают насмешкам даже младшие, но для них самих это не такой уж травмирующий фактор, как для старших и младших, поэтому они часто просто не обращают на это внимания.
Средние дети проще адаптируются к изменившейся обстановке и менее конфликтны. Им чаще удаётся выбрать себе занятие по душе, а не руководствуясь советами родителей, практическими соображениями или чувством долга. Разноплановая социализация средних детей делает их более искусными в общении, хорошими переговорщиками, они чаще заводят собственное дело.

Читать еще:  Новогодние загадки для детей в школу и детский сад. Христианские ресурсы

Отношения между братьями и сестрами часто бывают конфликтными и наполнены непониманием. Нередко между братом и сестрой ситуация доходит до острого обм .

Зона риска

Средним детям частенько трудно определить своё место в семье, поскольку ребёнку непонятно – он уже стал старшим или всё ещё ближе к младшим? Ему трудно выбрать образец для подражания, на чьё поведение ориентироваться.

Секрет воспитания

А. Кузнецов рекомендует искать у среднего ребёнка сильные стороны. Если он обычно уступает остальным в играх, то ему нужно найти занятие, где он будет лучше других, что поможет ему стать увереннее, почувствовать себя сильнее. В ходе соревнований нельзя сравнивать между собой детей, чтобы ни один из них не почувствовал себя хуже остальных. Правильно сравнивать ребёнка с самим собой, но прежним, это гарантирует прилив оптимизма.

Младший ребёнок

Младшие дети обычно растут, купаясь в любви и психологическом комфорте. За ними надолго, если не навсегда, закрепляется метка «маленького», их все защищают, заботятся о них, им достаётся самое лучшее, поэтому они уверены в себе и полны оптимизма. Малый возраст часто не является для них помехой, чтобы ярко проявлять лидерские качества. Они с удовольствием и ловко манипулируют родителями, старшими сёстрами и братьями, вытягивая из них поддержку и помощь.
Младшие дети больше всего тянутся к самым старшим детям в семье, а со средними соперничают. В детском саду с ровесниками они могут быть агрессивными, пытаются командовать ими, что им часто и удаётся. Что касается быта, то здесь они безынициативны и эгоистичны, предпочитают получать заботу, а не проявлять её, что может обернуться сложностями в семейных отношениях, особенно с другими самыми младшими детьми.

Зона риска

Младшие дети в семье часто оказываются перфекционистами, и это качество подталкивает их к одной из зон психологического риска: они тяжело переживают поражения и трудно свыкаются с положением «не самого лучшего». К тому же они любят производить на окружающих впечатление, восхитить родственников необычным сюрпризом, но в то же время они не способны заботиться о других планомерно, поскольку сами привыкли получать эту заботу.

Секрет воспитания

Благодаря склонности к манипулированию в младших детях существенно задерживается развитие ответственности за поступки внутри семьи. Родителям следует обращать особенно много внимания на то, чтобы младшие дети научились отвечать за свои действия, например, выполняли какие-либо обязанности по дому.
А. Кузнецов уверяет, что с конфликтами между детьми можно справиться. Секреты воспитания старшего, среднего и младшего ребёнка кроются в своевременном разрешении возникающих конфликтов. Стоит только возникнуть конфликтной ситуации, нужно сразу же обсудить её всей семьёй, включая детей, чтобы сообща найти из неё выход. Частенько бывает, что в этих обсуждениях от детей поступают неожиданно толковые предложения.

Старшие и младшие дети. Секреты эффективного воспитания

В психологии выделяют особенности в развитии детей в зависимости от их порядка рождения, которые необходимо знать каждому любящему родителю.

Начнем со старшего ребенка. Известный австрийский психолог, психоаналитик Альфред Адлер называл его «низложенным монархом». До рождения младшего, он получает безграничную любовь, поддержку и внимание взрослых. Однако, с появлением второго ребенка родители вынуждены делить все ресурсы, включая внимание, время, материальные блага уже между двумя. Старший часто воспринимает такие перемены очень болезненно, он думает, что родители больше его не любят. В эти моменты он может испытывать ревность, чувствовать себя покинутым и одиноким. Для того, чтобы вернуть любовь взрослых, ребенок может пробовать разные способы.

Одни дети начинают капризничать и не слушаться, нарушать правила, чтобы почувствовать себя в центре внимания. Другие начинают чаще болеть, потому что только тогда родители переключаются с младшего на него и снова начинают заботиться и баловать, а он вновь чувствует себя любимым и нужным. Но чаще всего старшие дети начинают стремиться к совершенству и успеху, берут на себя взрослые функции и роли (например, ухаживание за младшим), потому что кажется, что если они достигнут высот, будут хорошими и послушными, мама с папой снова их полюбят и оценят. Несмотря на то, что эти стремления способствуют развитию таких важных качеств, как ответственность, целеустремленность, трудолюбие, они могут привести к негативным последствиям. Это способствует развитию тревожности, завышенных требований к себе и другим. Кроме того, у ребенка формируются представления об условной любви, условном принятии, которое заключается в убеждение о том, что его можно любить только за что-то. За определенное поведение, проявление качеств, достижение каких-то результатов. Однако для развития гармоничной, здоровой, а главное, счастливой личности, необходимо транслировать идею безусловной любви и принятия, чтобы ребенок знал, что его любят и ценят просто за то, что он есть.

Младший ребенок, в отличие от старшего, не испытывает шока от лишения трона. О нем Альфред Адлер говорил как о «борющемся» ребенке. Он с момента рождения оказывается в амбивалентной среде.

С одной стороны, он окружен всеобщей заботой и вниманием не только родителей, но и старших братьев и сестер. Благодаря этому он хорошо умеет принимать помощь и поддержку от окружающих, получает богатый опыт построения отношений с людьми. Однако, окруженные заботой, они не учатся оценивать опасности, подстерегающие их на каждом шагу. Зная, что их в любой момент подстрахуют, подхватят, младшие начинают искать для себя экстремальные способы получения эмоций.

Читать еще:  Пословицы на тему важность дружбы. Пословицы и поговорки о дружбе, друзьях и взаимопомощи для детей дошкольного и школьного возраста, школы, ДОУ: сборник лучших пословиц с объяснением смысла. Какие есть, как найти пословицы и поговорки о друзьях и дружбе

С другой стороны, эта среда изначально является конкурентной. Ему с самого раннего возраста приходится соревноваться с другими детьми за внимание. Он стремится соответствовать брату или сестре, поэтому иногда младшие дети быстрее развиваются. Они учатся налаживать отношения с друзьями и знакомыми старшего, пробуют приобщаться к его увлечениям. К сожалению, родители часто приводят в пример достижения старшего в учебе и других сферах жизни, не учитывая индивидуальные особенности ребенка. Например, старший брат учится в престижном лицее на одни пятерки, а младший никак не может выучить таблицу умножения. Родители автоматически начинают сравнивать детей и такое сравнение чаще всего демотивирует малыша. Он не выдерживает неравной конкуренции и отступает, теряет всякое желание пробовать вновь и вновь.

Средние дети часто испытывают самые серьезные трудности. Представьте, до появления третьего малыша, он был младшим любимым ребенком, боролся за внимание со старшим, отстаивая свое место под солнцем. Преодолевая трудности положения младшего ребенка, он все же имел и его преимущества: заботу, внимание. Однако, с появлением брата или сестры, он практически полностью их утрачивает, сталкиваясь с ответственностью и обязанностями старшего ребенка. В этой позиции малыш нуждается в особом внимании и заботе взрослых.

Как мы видим, каждый ребенок сталкивается с уникальными, иногда неразрешимыми для него проблемами. Они, в свою очередь, становятся причиной охлаждения отношений в семье, трудностей в адаптации к социуму, неуспеваемости в школе.

9 секретов воспитания старших и младших детей в семье

Подготовьте старших детей к рождению малыша

Ожидая появления на свет малыша, родители усиленно готовятся, продумывают все до мелочей: от покупки коляски до организации ухода за ребенком. Но по каким-то причинам не многие уделяют внимание подготовке к этому знаменательному событию старшего ребенка. Однако это является важным этапом для его адаптации к новым условиям жизни. Рождения братика или сестрички для многих становится поворотным моментом. Расскажите ему о том, как и когда это произойдет (конечно, учитывая возраст ребенка). Опишите, что будет происходить в ближайшие месяцы: когда малыш начнет ползать, когда и как можно будет с ним играть.

Во многом от успешности прохождения этого этапа зависит дальнейшее отношение ребенка к младшему. Видя, как Вы ждете родов, он может начать испытывать ревность, страх быть разлюбленным родителями. Эти чувства естественны и закономерны. Поэтому бывает полезно рассказать ему, как сильно Вы ждали его рождения, как радовались его первой улыбке, первому шагу. Важно подарить уверенность в том, что Вы его любите и эта любовь останется несмотря на появление брата (сестры).

Помните, старший ребенок остается ребенком

Частой ошибкой в воспитании старшего ребенка бывает возложение на него взрослых функций и обязанностей. Естественно приобщать его к домашним делам: приготовлению пищи, уборке, походам за покупками. Можно просить его посидеть с малышом, помочь в прогулке или кормлении. Однако он не должен стать няней для младшего.

Старшие дети часто берут на себя родительские функции и ответственность для того, чтобы заслужить, вернуть любовь мамы и папы. Здесь важно придерживаться золотой середины. Просите его о помощи по мере необходимости, обязательно благодарите за нее и уважайте право старшего отказаться от каких-либо обязанностей. Позвольте ребенку быть прежде всего ребенком.

Поддерживайте самостоятельность младшего ребенка

В окружении заботы многочисленных взрослых, малыш часто лишается необходимой для развития свободы действий и выбора. С одной стороны, его часто балуют, но с другой – он чувствует, что его старшим братьям и сестрам позволено намного больше. Поэтому он может больше капризничать, сопротивляться и отстаивать свои права. Позволяйте ему брать на себя больше ответственности, поощряйте самостоятельность.

Не сравнивайте детей

Не стоит сравнивать детей по способностям и качествам. Помните, что каждый ребенок уникален и одарен по своему. Один хорошо танцует, другой – решает задачи; один может быть твердым и целеустремленным, а другой – мягким и заботливым. Подчеркивайте их индивидуальные достижения, каждый талант может быть развит.

Старайтесь распределять ресурсы равномерно

Этот пункт довольно сложный для выполнения. Несмотря на разницу возраста, пола, индивидуальных особенностей детей, важно равномерно распределять внимание, время, подарки. Дело в том, что эти ресурсы часто воспринимаются детьми как знаки и доказательства любви родителей. Поэтому, в случае если один получает больше или меньше других, возникает почва для ревности и конкуренции между детьми. Если равномерное распределение невозможно, следует поговорить об этом с ребенком, объяснить причины и обязательно сказать, что Вы его любите.

Организуйте личное пространство для каждого

В многодетной семье часто возникают сложности с организацией личного пространства. Если нет возможности предоставить комнату для каждого ребенка, необходимо выделить хотя бы небольшое пространство, которое будет принадлежать только одному человеку. Так дети учатся отстаивать свои границы и уважать чужие.

Прививайте семейные ценности

На собственном примере учите поддерживать друг друга в трудной ситуации, радоваться достижениям другого и сочувствовать в случае неудачи. Транслируйте те ценности, которые важны для Вас.

Важно, чтобы эти ценности были согласованы между мамой и папой. Они не должны противоречить друг другу, иначе детям будет сложно на них ориентироваться. В таком случае ребенок предпочитает ту позицию, которая более выгодна. Однако позиции родителей могут и должны дополнять друг друга, создавая целостную непротиворечивую картину.

Научитесь и научите детей принимать те чувства, которые они испытывают

Все мы хотим, чтобы в семье царили мир и спокойствие. Но между старшим и младшим ребенком неизбежно возникают конфликты – скрытые или открытые. Братья и сестры не обязаны любить друг друга, учитывая особенности их положения в семье, о которых мы уже поговорили, у них возникает целый спектр неприятных эмоций по отношению друг к другу: ревность, зависть, злость, обида и другие. Дайте детям возможность и право им испытывать эти чувства и научите грамотно их выражать.

Уделяйте время себе

Часто родители настолько стараются сделать все возможное для счастья семьи, что забывают про себя, свои мечты и стремления и посвящают свою жизнь воспитанию и заботе о детях. Однако такая самоотверженность не может быть полезна ни для Вас, ни для супружеских отношений, ни, тем более, для самих детей. Для них будет важно знать, что у Вас есть свои увлечения, представления о жизни, грандиозные планы, которые вскоре будут претворены в жизнь. Многому в этой жизни дети учатся на примерах, а главный пример для ребенка – его любимые и любящие родители.

Текст выложен на сайте Центра тренинга и консультирования «12 коллегий»

Старшие и младшие дети в семье

В каждой второй семье как минимум двое детей, где дети делятся на старших и младших. И как раз это разделение во многом влияет на развитие, психологические и поведенческие особенности ребенка.

Читать еще:  Алло! Мы ищем таланты! Раскрываем способности ребенка

Помните, как начинаются многие сказки, где у отца было три сына? Старший умный, средний – и так, и сяк, ну а младший – совсем «не вышел». Верно ли утверждение авторов русских народных и мировых сказок? Как влияет наличие старших и младших детей в семье на особенности развития первого, второго ребенка?

Старшие дети в семье

Детям, рожденным в семье первыми, принадлежит вся родительская любовь, внимание и забота. Чаще всего родители еще молоды и обеспокоены каждым чихом, взволнованы каждым новым движениям, рады новым достижениям.

Сохраняются первые зубки, запечатлеются на пленку чуть ли не каждый день жизни. Все это в новинку и родители чувствуют невероятную ответственность за своего кроху.

Старший ребенок при появлении младшего ребенка

Но наступает момент, когда вдруг жизнь старшего ребенка в семье круто меняется, все вокруг говорят о новом члене семьи и, хотя его пока даже нет и не видно, внимание к старшему ребенку ослабевает. И мысли родителей уже не принадлежат только ему.

Взрослые выпытывают у старшего ребенка, кого он больше хочет – сестренку или братика, как он хотел бы назвать младшего члена семьи. А пока еще единственный ребенок в семье недоумевает, что происходит вокруг и почему вдруг все озабочены и говорят о каком-то еще ребенке.

Затем мама на несколько дней пропадает, а папа в это время все время куда-то озабоченный бегает. И наступает тот самый час, когда домой приносят того, о котором говорили на протяжении последних месяцев. Теперь ни у кого не остается на старшего ребенка время, все умиляются и восхищаются непонятным существом, который еще даже не умеет ни говорить, ни ходить.

Старший ребенок недоумевает, что случилось? Почему некогда принадлежавшие только ему родители вдруг игнорируют его, а если даже находятся рядом, в основном говорят и думают о новом члене семьи? Неужели родители перестали любить?

Как ведут себя родители со старшим при появлении младшего?

Так-то оно так, но вот почему-то мама и папа забывают подготовить «взрослого» малыша к такой жизни.

И при неправильной подготовке, старший подвергается кризису ревности и родительской любви, что в свою очередь еще больше усугубляет обстановку. Ребенок закатывает истерики, капризничает, всеми силами обращает на себя внимание. А родители нервничают, и сами того не осознавая отталкивают старшего ребенка еще дальше, что приводит ко всяким проблемам: энурезу, замедлению развития, нечеткой речи и прочим.

Как подготовить старшего ребенка к рождению младшего?

Для предупреждения развития кризиса уделяйте старшему ребенку особое внимание еще до рождения младшего. Вовлекайте в общие семейные дела, общайтесь на равных, говорите о предстоящем событии. Ребенок должен слышать эти обращения от вас именно ему, а не додумывать что-то сам, услышав разговоры взрослых.

После рождения младшего отделите для выросшего ребенка час в день на совместные игры, не отвлекаясь на маленького. Пусть в это время малышом займется второй родитель, после чего поменяйтесь ролями. Так старший ребенок будет знать, что есть его личное время, когда братишка или сестренка не помешают ему провести его с мамой или папой.

С рождением крохи, ему покупаются много новых вещей, мебели, игрушек. Важно в такие моменты не обделять старшего ребенка. Помните, что для ребенка не важен размер подарка, а важно ваше внимание. Пусть это будет просто конфетка, но лично для него.

Вовлечение старшего в жизнь младшего

Прежде чем поручать старшему какие-либо задания, помните, рождение младшего ребенка – это ваше желание, а не первого ребенка. Поэтому не говорите ему, что он обязан сделать то-то или то-то только потому, что он старший. Ребенок должен иметь желание помочь, завлекайте его в игровой форме, а не в приказном тоне. Так первый ребенок отнесется к «работе» с интересом, а значит и более ответственно.

Ребенок, которого не обязывают любить и лелеять младшего, заботится о братике или сестренке по собственному желанию, в итоге в нем просыпается истинная любовь к маленькому человеку, а не агрессия, ревность и иногда даже ненависть.

Поведенческие особенности старшего ребенка

При правильном подходе к ребенку, старшие дети, в силу обстоятельств, становятся ответственными людьми. Они умеют и желают заботиться об окружающих, и контролируют происходящее вокруг.

Недостатком такого воспитания становится неумение отпустить любую ситуацию из-под своего контроля, нежелание увидеть в выросшем младшем брате или сестре личность, вечное желание опекать и наставлять.

Характер человека, условия жизни и прочие факторы корректируют некоторые особенности старшего ребенка. Но, в основном, старшие дети в семье опытнее и успешнее.

Младшие дети в семье

Младший ребенок в семье всегда, сколько себя помнит, окружен заботой, опекой и вниманием и со стороны родителей, и со стороны старших детей. Они постоянно находятся под защитой, им всегда готовы прийти на помощь.

Кажется, живи да радуйся, но и тут не все так просто. Да, с них меньше спрашивают, да, от них меньше ожидают, больше балуют и сюсюкают. Но, в то же время, их постоянно поучают, называют маленькими и редко дают принимать решения самостоятельно.

Поведенческие особенности младшего ребенка

И не, потому что старший в этом возрасте был умнее или делал лучше. А потому что они просто забывают, что и первый ребенок был когда-то в таком возрасте, им кажется, что старший сразу был таким взрослым и ответственным.

Отсюда у младших детей зачастую заниженная самооценка, что в дальнейшем им мешает в жизни. Неуверенность в собственных силах, неумение проявлять себя – это оттого, что рядом всю их сознательную жизнь были люди, которые лучше него знали, как и что делать. Нередко младшие дети в уже взрослом возрасте не знают, что хотят.

Однако они, как никто другой умеют приспосабливаться к обстоятельствам, людям и условиям. Кроме того, они с легкостью манипулируют людьми так, что люди даже не замечая этого, покровительствуют ему, поддерживают его и дают нужные советы.

Но и здесь, многое определяет, и характер человека, и условия в котором воспитывался ребенок. Младший при сильной опеке в детстве может вырасти эгоистом, которому все дозволено и ничего за это не будет. И такое поведение приводит к сложнейшим ударам судьбы, от которых порой очень сложно отправиться.

В заключение

Сколько бы детей в семье ни было, кто бы из детей ни был старшим или младшим, главное, что должны уяснить родители – каждый ребенок – это личность со своими переживаниями и потребностями. Старший ребенок в силу возраста при рождении младшего не становится в сию минуту взрослым, а младший не может оставаться маленьким всю жизнь.

Умейте находить взаимопонимание со своими детьми вне зависимости от их возраста и тогда они станут счастливыми членами семьи и общества.

Источники:

http://blogs.bebeshka.info/vospitanie-detey/sekrety-vospitaniya-starshego-srednego-i-mladshego-rebenka/
http://www.b17.ru/article/124259/
http://sunmag.me/sovety/26-02-2014-starshie-i-mladshie-deti-v-seme.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector