Театрализованная деятельность в д с. Доклад«Театрализованная деятельность в детском саду

Доклад на тему «Театрализованная деятельность в ДОУ» музыкальный руководитель Филина С. В.

Опубликовано: 21:00:10 22-09-2016

Доклад на тему «Театрализованная деятельность в ДОУ»

Ни для кого не секрет, что в настоящее время значительно увеличилось число детей старшего дошкольного возраста страдающих отклонениями в эмоциональной сфере: тревожностью, агрессивностью, замкнутостью, застенчивостью и т. д. Все это в дальнейшем ведут к трудностям школьного обучения и взаимоотношениям ребенка со сверстниками и взрослыми.

Посещая детский сад, ребёнок, в течение 10-12 часов вынужден придерживаться одного и того же распорядка дня. Обыденность засасывает жизнерадостных, активных, деятельных и мечтательных дошкольников, превращая их в равнодушных, сонных и пассивных.

В свою очередь их спасение во многом зависит от того, как мы, педагоги сможем организовать время пребывания в стенах дошкольного учреждения.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру. Все это может дать театрализованная деятельность.

Театрализованная игра дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями: удивлением, волнением, радостью, восторгом и т.д. И это дает возможность использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания личности ребенка, но и для обогащения его эмоционального опыта.

Театрализованная деятельность создаёт предпосылки развития навыков общения со сверстниками, прививает интерес к литературе, народному творчеству.Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребёнка.

Театр — одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Он воздействует на воображение ребёнка различными способами: словом, действием, пантомимикой, музыкой и т.д.

Театрализованная деятельность способна создавать условия для развития творческих способностей дошкольников.

Под творческими способностями понимаются индивидуальные особенности человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода, требующей от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.

Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. При благоприятных условиях любой ребенок может проявить себя.

Для меня, как воспитателя и музыкального руководителя в одном лице, эта тема актуальна.

Цель моей работы по теме«Театрализованные игры как средство эмоционально-личностного развития детей»:

развитие эмоционально отзывчивого, любознательного, творческого ребёнка, овладевшего способами взаимодействия и необходимыми умениями и навыками посредством театрализованной деятельности.

Задачи, которые я ставлю:

— Учить согласовывать свои действия с другими детьми, общаться с людьми в разных ситуациях.

— Формировать навыки выражения эмоциональных состояний, используя мимику, жест, позу, движение.

— Развивать сферу чувств и образное мышление, пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.

— распознавать различное эмоциональное состояние и характер героев.

— Развивать связную речь, речевое дыхание, правильную артикуляцию, умение строить диалоги, обогащать словарный запас, интонационную выразительность речи.

— Воспитывать интерес к театрализованной деятельности.

— Воспитывать бережное отношение к игрушкам, куклам, костюмам, декорациям.

— Воспитывать стремление быть отзывчивым к взрослым и детям, проявлять внимание к их душевному состоянию.

Вот видов театрализованной деятельности, используемые в нашем детском саду:

– Игра драматизация –это деятельность, которая требует от ребенка перевоплощения в образ изображаемого персонажа, веры в правдоподобность разыгрываемого в действии содержания сказки.

— Настольный театр развивает у детей моторику, координацию движений, помогает ребенку выразить эмоции, способствует развитию речи. Использовать его можно как в НОД, так и в режимных моментах, вечерах развлечений, досугах.

— Пальчиковый театр прекрасный материал для развития у детей воображения, мышления и речи, способствует развитию мелкой моторики, т. к. в ходе игр дети, повторяя движения взрослых, активизирует моторику рук.

Кукольный театр оказывает существенную роль в воспитании и развитии ребенка. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью. Это совершенно особый вид искусства. Он связан с оживлением неживого.

В своей практике мне приходилось работать с куклами театра «Живая рука». Где за большими куклами (по высоте ребенка) дети чувствуют себя смелее и раскованнее. Ребенок завязывает у себя на шее сзади ленточки, которые прикреплены к голове куклы, ленточки на поясе за спиной (как фартук) — у пояса куклы. Ноги куклы и руки ребенок прикрепляет к запястьям и щиколоткам, надев резиночки, пришитые к рукам и ногам куклы.

Работа не представляется возможной без организации предметно-развивающей среды. Поэтому своими силами были изготовлены некоторые виды театров, которые хранятся в коробках на открытых полках.Материал меняется по мере возникновения у детей новых интересов, потребностей, а также в связи с постановкой нового спектакля-сценки.В костюмерной детского сада накоплено много костюмов к различным сказкам. Дети во время обыгрывания сюжетов пользуются предметами- заместителями.

Для работы имеется следующее оборудование: видео-, аудиоаппаратура, фонотека.

Наглядный материал: настольный, бибабо, пальчиковый театры. Мягкая игрушка, маски-шапочки, ширма, декорации, костюмы, атрибуты; художественная литература.

Данный вид театрализованной игры используется во время проведения праздников, развлечений, досугов. А также как самостоятельная театрализованная деятельность детей в режимных моментах, на прогулке.

В своей работе использую следующие технологии:

Э.Г.Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников».

Антипина А.Е. ««Театрализованная деятельность в детском саду», М., «ТЦ Сфера», 2006 г.

Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театра: Программа «Театр — творчество — дети», М., АРКТИ, 2004 г.

«Фольклор-музыка-театр» под редакцией С.И. Мерзляковой, М., Линка-пресс, 2009г.

На базе нашего детского сада разработана программа театрализованного кружка «Маленький актер» Она создана на основе программы «Театр-творчество-дети» (авторы Сорокина Н. Ф., Миланович Л. Г.) При составлении учебной программы использовано пособие Сажиной С. Д. «Составление рабочих учебных программ для ДОУ».

Цель программы «Маленький актёр» – развитие сценического творчества детей среднего и старшего дошкольного возраста средствами театральных игр и игр–представлений. Основу курсасоставляет направленность на приобретение детьми эмоционального и художественного опыта, знаний, умений, навыков, способствующих развитию творческой личности ребёнка.

Особенностью данного курса является направленность на реализацию национально-регионального компонента. Практической направленностью курса является использование навыков и умений, приобретенных на занятиях по театрализованной деятельности в различных формах организации в ДОУ: праздниках, развлечениях, самостоятельной деятельности, занятиях.

С целью успешной работы следует придерживаться следующих рекомендаций:

Следует выбирать художественные произведения в соответствии с уровнем развития и возрастных особенностей. При подборе произведений нужно соблюдать требования: произведения должны усложняться по содержанию, объёму и нравственному значению. При написании сценариев обязательным условием является наличие авторской речи, с помощью которой осуществляется руководство действиями детей на сцене, придающее им уверенность в себе. При распределении ролей нужно обязательно учитывать, какая речевая нагрузка возможна для данного ребёнка. Даже если у ребёнка есть дефект речи, нужно давать ему хотя бы маленькую роль, чтобы он выступал наравне со всеми, перевоплощаясь, отвлекался от своего речевого дефекта, обретая веру в себя. Также много и активно нужно работать над техникой речи – это произношение чистоговорок, скороговорок, разминка языка, ритмичные движения, разминка пальцев, упражнения, направленные на произнесение гласных, согласных звуков.

Большое внимание я всегда уделяла подбору музыки. Музыка — один из основ­ных элементов всех театраль­ных постановок, спектаклей, можно сказать действующее лицо. Она разнообразна. Во время показа кукольных театров обязательно использую музыкальное сопровождение и звуковое оформление. Она сопровождает действие или заполняет паузу, подчёркивает переживания героя либо аккомпанирует танцу. Прежде, чем оформить спектакль музыкой, необходимо подобрать музыку к постановкам, дать детям её послушать, попросить подвигаться передавая образ, если у ребёнка не получается показать взрослому. Как правило, спектакли начинаются музыкальным вступлением, маленькой увертюрой. Музыка помо­гает создать законченную художественную картину. Она, конечно, должна быть простой и доступной детям.

Читать еще:  Сказка на новый год петуха. Детская сказка про петуха на новый год. Стихи для вручения яиц

Еще хочется отметить использование средств фольклора в театрализованной деятельности. Как мы знаем фольклор — устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы, поговорки, потешки, частушки и т.д. – это неоценимое богатство народа, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и понимает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре народа. Д. С. Лихачев отмечал: «Фольклор создается всеми для всех и в рамках многовековых традиций. Во всем, что делал народ, — единые представления о красоте. Здесь нет разноречий. Единство представлений о красоте создавало единство стиля, и то и другое, как броней, защищало народное искусство от безвкусицы».

Обращение к фольклору, как к средству развития речи, способствует формированию и развитию личности, ее творческой активности.

Нельзя не сказать о трудностях, испытываемых в процессе работы по данному направлению.

В работе с детьми в начале года были выявлены следующие проблемы: — дети несколько пассивны, зажаты, не могли полностью раскрепоститься,

«вжиться в роль», инициаторами игр выступали одни и те же дети, они же играли главные роли. Отсутствовал опыт восприятия сценического искусства. Актерские умения у детей были развиты не в достаточной степени. Большинство детей с радостью принимали роль, но не могли активно пользоваться своей речью, движением, мимикой и пантомимой, мало импровизировали.

Развитие театральной деятельности и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей – длительная работа, которая требует участия родителей. Семья не готова была на тот момент осуществлять помощь, поддержку, участие так как для воспитывающих взрослых театральная деятельность – источник новых знаний, эмоциональных переживаний, ощущений, где развивается адекватное восприятие, понимание взрослым действий ребенка, приобретается опыт совместных переживаний, изменяется характер поведения, взаимодействия со взрослыми и детьми.

Группы нашего детского сада разновозрастные, что так же затрудняет работу. То, что по силам старшим дошкольникам, не всегда удается средневичкам. Но младшие с удовольствием следят за работой старших товарищей и охотно повторяют выразительные движения.

Что я ожидаю от детей как результат проделанной работы : умение выражать основные чувства, характер героев, пользоваться интонацией, мимикой, жестами, позой, движениями, произноситьтекст с разными интонациями, в разных темпах, проявлять творчество в работе над характеромперсонажа, умение согласовывать свои действия с другими детьми, быть отзывчивым, внимательным. А также проявлять устойчивый интерес к театрализованной деятельности.

Мой опыт работы показал, что дети ждут каждого занятия с нетерпением, занимаются с желанием и радостью, что, способствует раскрытию их творческих проявлений.

В дальнейшем планирую

  1. Продолжить знакомство детей с различными видами театра.
  2. Разнообразить методы и приемы обучения с учетом индивидуальных особенностей детей.
  3. Совершенствовать артистические навыки детей посредством переживания и воплощения образов внародных сказок.
  4. Работать над повышением своего профессионального и творческого уровня.
  5. Привлекать родителей воспитанников к активному участию в процессе подготовки и показа спектакля

Многолетний опыт доказывает, что в соприкосновении с театром вырастают активные творческие личности, способные выходить на прямое общение с другим человеком, имеющие внутреннюю потребность и возможность изменить окружающий мир, сделать его более совершенным.

Доклад «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к театрализованному искусству» (на семинаре – практикуме для воспитателей ДОУ ГКПД по теме: «Театрализованная деятельность в развитии детей дошкольного возраста»)
материал

Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. Театральная игра и игра ребёнка исходят из одной и той же условности и фокусируют в себе действительность в той самой степени, в какой каждый видите и в какой способен её выразить.

Театральное искусство оказывает сильное воздействие на детей дошкольного возраста и способствует их всестороннему развитию. Театр по своей природе, объединяет средства воздействия литературы, изобразительного искусства, музыки, танца, мастерства режиссёров и актёров, направляя весь этот сплав на ребёнка – зрителя. Сильно воздействуя на эмоциональную сферу, этот вид искусства открывает перед детьми мир прекрасного в его разнообразии и глубине. Родство театра с сущностью детской игры – основная причина интереса и предпочтения дошкольниками этого жанра.

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Лейсан» Комсомольского района Чувашской Республики

Доклад «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к театрализованному искусству»

(на семинаре – практикуме для воспитателей ДОУ ГКПД по теме: «Театрализованная деятельность в развитии детей дошкольного возраста»)

воспитатель МБДОУ детский сад «Лейсан»

1-ой квалификационной категории

Феткуллина Дина Гомеровна

детский сад «Лейсан»

Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. Театральная игра и игра ребёнка исходят из одной и той же условности и фокусируют в себе действительность в той самой степени, в какой каждый видите и в какой способен её выразить.

Театральное искусство оказывает сильное воздействие на детей дошкольного возраста и способствует их всестороннему развитию. Театр по своей природе, объединяет средства воздействия литературы, изобразительного искусства, музыки, танца, мастерства режиссёров и актёров, направляя весь этот сплав на ребёнка – зрителя. Сильно воздействуя на эмоциональную сферу, этот вид искусства открывает перед детьми мир прекрасного в его разнообразии и глубине. Родство театра с сущностью детской игры – основная причина интереса и предпочтения дошкольниками этого жанра.

Знание театра как вида искусства; эмоционально – положительное отношение к нему и определённый опыт собственной театрально – игровой деятельности. Что значит знать театр по отношению к детям старшего дошкольного возраста? Иметь представление о назначении театра как учреждение культуры, о специфике театральных профессий, особенностях процесса подготовки спектакля. В процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с театром и воспитания эмоционально – положительного отношения к нему необходимо формировать представления – о театре (его назначении, о внутреннем оформлении здания, где расположен театр, устройство театра) – о разных видах театрального искусства, о правилах поведения в театре.

Несомненно, что приобщение детей старшего дошкольного возраста к театральной деятельности требует целенаправленного руководства его со стороны воспитателя. Рекомендуется начинать работу по ознакомлению дошкольников с театром с бесед, цель которых сформировать на эмоциональном уровне представления о театре как виде искусства. Это беседы можно условно назвать «Здравствуй театр» . В процессе бесед воспитатель предлагает детям обсудить такие вопросы : Что делают в театре зрители? Кто участвует в спектакле? Как надо вести себя в театре? И т. д.

Далее детей знакомят с внутренними помещениями и их оформлением (фойе, зрительный зал, сцена и др.) подробная работа также обогащает и активизирует словарь детей (декорации, сцена, фойе) . После экскурсии и бесед детям можно предложить порисовать на такие темы как «Здание театра» «Приглашение в театр» «Мой театр» и т. д. Чтобы все поняли, что в этих рисунках речь идёт о театре. Это также способствует развитию творческого воображения и помогает воспитателю понять, сформировано ли у дошкольников представление о театре.

В «Программах воспитания и обучения в детском саду» «Детства» «Радуга» большое внимания уделяется театрализованной деятельности детей, которая способствует развитию творческих возможностей у детей, формирует навыки общения. Для организации этой деятельности можно использовать игрушки и куклы, выпускаемые промышленностью

(настольные театры, бибабо) .

Однако большую воспитательную ценность имеет изготовление игрушек самими детьми. С огромным желанием и старанием мастерят старшие дошкольники это игрушки и используют их в театральной деятельности. Самый простой в изготовлении

фланелевый театр – предложить нарисовать на тонком картоне фигурки, затем вырезать их. На обратную сторону наклеить кусочек фланели. Обтянуть куском фланели плотный картон – получится экран.

Читать еще:  В какой кружок пойти в 12 лет. Кружок социолого-педагогического направления. Чем полезны для детей занятия в технических кружках

настольный театр — игрушки для такого театра могут быть выполнены из бумаги, картона, поролона, коробок, проволоки, природного материала и д. р.

плоские игрушки – предложить детям нарисовать персонажей на тонком картоне положить изображение на другой, обвести и вырезать вторую часть, склеить обе части, вклеить между ними тонкую палочку. Устанавливаются фигурки в катушки от ниток.

игрушки из конусов – с помощью трафаретов или шаблонов дети вырезают круги разного диаметра, складывают их пополам, разрезают по линиям сгиба и складывают из полукругов конусы. Затем каждый конус превращают в зверька, птичку, человека. Оформлять эти игрушки лучше способом аппликации, используя бумагу или ткань, кружево, тесьму, нитки, которые не обязательно пришивать, а можно приклеить на игрушку.

игрушки из поролона – предварительно окрасить кусочки поролона. Чтобы он лучше покрасился, надо в краске сжать и отпустить его несколько раз.

Магнитный театр – детей можно порадовать, удивить если приспособить сделанные ими игрушки из бумажных конусов. цилиндров, поролона для магнитного театра. Для этого нужно полосками бумаги прикрепить кусочки металла. Сделать подставку для показа такого театра. К тонкой фанере или плотному картону приклеить кусок ткани, для того чтобы дети не увидели, как выбудете передвигать магнит под подставкой. игрушки будут «ходить» и «бегать» к изумлению ребят. После такого театраоткройте ребятам секрет, объясните им в доступной форме принципы действия такого театра.

Куклы из варежек и перчаток (пальчиковый театр) — старые варежки могут оказаться хорошим материалом для изготовления кукол. Такие игрушки для театратоже доступны для изготовления детьми. Если не найдёте нужные варежки, предложите сшить из старых вязанных вещей или ткани. разные детали пришиваются к варежки. Ещё персонажей для театра можно сделать из старых перчаток. (обратить внимание, что у такой перчатки не 5 пальцев,а 4) .

Оригинальных кукол можно сшить из старой перчатки. Лишние детали убираются т. е. загибаются и получаются любые персонажи сказки. Игрушки попрыгунчики,вертушки — для изготовления персонажей такого театра понадобится тонкая круглая резинка (шляпная) Скатать комочек из бумаги,чтобы резинка была внутри него, а кончик с узелком оставался снизу. вот из такого комочка можно слепить головку для персонажа или туловище. Остальные детали могут быть приклеены.

Игрушки — попрыгунчики интересны для ребят тем, что они очень подвижны умеют «бегать» «прыгать» «плясать». Для изготовления этих игрушек понадобятся палочки. Секрет игрушек в том. что дели прикрепляются на палочке и игрушка приводится в движение благодаря её повороту. Отдельные детали таких игрушек можно слепить из бумажной массы.

Куклы бибабо — способ действия их заключается в том, что они надеваются на руку. На указательный палец надевается головка куклы, а большой палец и средний служат кукле руками. Всё это ребята могут сшить сами. Головку могут быть изготовлены из разных материалов : вырезаны из поролона,слеплены из бумаги, сшиты из ткани, сделаны из папье — маше.

Куклы из воздушных шаров — для изготовления таких кукол понадобится воздушные шары, бумага, ткань и другие материалы. Голова делается из надувного шарика, нос можно сделать отделить часть слабо надутого шара и перетянуть ниткой. Шарик привязывается к палочке. Затем ткань сшивается крупными стежками, собирается на сборку, обтягивается и прикрепляется к шее (надевается как на вешалку) . Всё это после показа дети старшего возраста могут делать самостоятельно.

Большие куклы — такие куклы могут быть и плоскими и объёмными, делаются они из разных материалов. Действия с такими куклами доставляют детям большое удовольствие.

В работе с детьми по изготовлению кукол для театра, следует учитывать, что прежде всего нужно делать те персонажи. которые часто встречаются в народных сказках.

Кроме конкретных знаний обеспечивающих определённый уровень представлений о театре и устойчивый интерес к нему, необходимо дать детям и этические представления, познакомить с культурой поведения в театре. Этот аспект должен пронизывать всю работу : предшествовать непосредственному знакомству с театром. Необходимо неоднократно обсуждать с детьми следующие проблемы » Какие существую правила поведения в театре?» «Кто их должен соблюдать и почему?» «Можно ли опаздывать к началу спектакля?» «Можно ли разговаривать во время действия?» «Как выразить свою благодарность артистам за их труд и доставленное удовольствие?»

После бесед на эти темы желательно чтобы дети разыграли сценки на закрепление правил поведения в театре. Кроме того, детям можно предложить представить и разыграть ситуацию. «представь, что спектакль уже начался, а ты не можешь найти своё место?» «Как бы ты поступил?» «Тебя угостили конфеткой?»

Таким образом, работа по ознакомлению с театром и формированию знаний о нём, кроме приобщения детей к одному из древнейших и прекрасных видов искусства, способствует умственному развитию (расширение представлений о театральном искусстве) . Эстетическому (эмоциональное отношение к этому виду искусства) . Нравственному (правила поведения в театре) .

Доклад «Театрализованной деятельности и виды театров в детском саду»
учебно-методический материал по развитию речи (средняя группа) на тему

Доклад
«Театрализованной деятельности и виды театров в детском саду»

Театрализованная деятельность — самый распространённый вид детского творчества.

Она формирует опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Именно способность ребёнка к подражанию позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

Предварительный просмотр:

Доклад
«Театрализованной деятельности и виды театров в детском саду»

Театрализованная деятельность — самый распространённый вид детского творчества.

Она формирует опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Именно способность ребёнка к подражанию позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

Именно театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Она близка и понятна ребёнку глубоко лежит в его природе и находит отражение стихийно, потому что связана с игрой.

Театрализованные игры развивают способности, помогают общему развитию, проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, усвоению информации и новых способов действия, развивают мышление, формируют настойчивость. Кроме этого, эти игры развивают творческие способности и духовные потребности, раскрепощают и повышают самооценку.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, в умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связана и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй. Исполняемая роль , произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.

Понимая значение театрализованных игр в воспитании и обучении ребёнка дошкольного возраста, я использую это в своей работе. Задачи, которые я ставила перед собой, состояли в том, что создать условия для развития творческой активности; приобщить к театральной культуре; обеспечить её взаимосвязь с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.

Читать еще:  Прикорм ребенка по месяцам при искусственном вскармливании. Как кормить овощным пюре? Определяем готовность ребенка к прикорму

В своей группе в первую очередь я создала определённые условия для развития театральных способностей детей: театрализованную зону перспективный план, подбор соответствующей литературы, изготовление различных кукол.

Л. С. Выготский считал: чтобы создать достаточно прочные основы творческой деятельности, необходимо расширять опыт ребёнка. С помощью настольного, пальчикового театра, фланелеграфа, игр-драматизаций я пробуждала в детях желание быть артистами.

В младшем возрасте наиболее простой и самый интересный вид театра- пальчиковый. Игра с пальчиками- первый шаг, знакомство с первой игрой условностью. Это театр без атрибутов, но с самым главным – героем и его жизнью.

Удивительно, но эту непростую условность без труда воспринимает ребёнок. Параллельно с этим успешно драматизирует знакомые стихотворения и потешки. Занимаясь с малышами, я стремилась помочь им самостоятельно найти выразительные особенности для своих героев, используя мимику, игровые импровизации. Такая же работа продолжалась и в средней группе.

В старшем дошкольном возрасте необходимо развивать самостоятельность детей в организации театрализованных игр, учить понимать эмоциональное состояние другого человека и переживать своё. Этому помогают этюды на выражение внимания, страха, радости, удовольствия, огорчения: «Угадай, что я ем», «Отгадай где я», «Лисичка подслушивает» и др. В играх-драматизациях дети более выразительно передают образы героев, сами ставят сказки-спектакли, договариваются, распределяют роли. С большим желанием показывают спектакли малышам и родителям, среди которых: «Гуси-Лебеди», «Три поросёнка», «Красная шапочка».

Так же проводилась работа с родителями: беседы: «Как привить дошкольникам интерес к театральному искусству», консультации: «Театрализованная игра, как средство развития речи дошкольников», «Игра и театр», «Театр и родители», родительские собрания «Мир дошкольного театра», конкурс «Лучшая кукла для театра», «Лучшая театральная маска». Родители проявляли живой интерес к театрализованной деятельности, оказывали помощь в изготовлении костюмов, кукол для театра, исполняли роли в совместных с ребятами постановках спектаклей.

Работа по развитию у дошкольников творческих способностей в процессе театрализованных игр приносит свои плоды: у ребят активизируется и обогащается словарь, они стали свободнее, раскрепощённые в общении, а главное, они испытывают эмоциональный подъём.

При слове «театр» их глаза загораются радостными искорками, а лица светятся улыбкой.

Театрализованные игры являются важнейшим фактором, стимулирующим развитие у детей связной речи. В игре-драматизации каждый ребенок проявляет свои эмоции, чувства и взгляды, причем не только наедине с собой, но и публично не стесняясь присутствия слушателей.

К вопросу организации предметно-развивающей среды в группе мы подошли творчески, стараясь разнообразить все ее компоненты. Приведу пример организации предметно-развивающей среды по организации театрализованной деятельности в моей старшей группе.

бибабо (набор кукол для обыгрывания);

фланелеграф (сделан своими руками):

пальчиковый театр (сделан своими руками из соленого теста, ткани);

«театр в лицах»- маски героев, шапочки (сделан своими руками);

теневой театр (сделан своими руками);

театр плоскостной деревянный (для индивидуальной работы или игры малыми группами);

театр игрушек (используются любые обыкновенные игрушки, одинаковые по материалу);

атрибуты для ряженья (изготовлены с помощью родителей).

Каждый из перечисленных видов театра вводился в группу постепенно. И первым видом театра, с которым познакомились дети, был плоскостной театр на фланелеграфе, затем театр бибабо и настольный театр.

Знакомство происходило в I-младшей группе, дети смотрели театральные представления, показываемые воспитателем. На этом этапе важно сформировать интерес к театру, заинтриговать ребенка, привлечь его внимание. Затем дети познакомились с «театром в лицах», здесь они впервые сами выступали в роли актеров, конечно, их роль была еще мала, их реплики это скорее звукоподражание цыплятам, подражание движениям зайчика, лисички, но ведь и возраст детей в I-младшей группе всего 2 года.

Таким образом, дети пришли во II-младшую группу уже знакомыми с 4 видами театра. На этом этапе важно поддержать интерес детей к театрализованной деятельности. Слова для инсценировок заучиваются как потешки или стихи во время прогулки, повторяются неоднократно, так ребенок получает уверенность, становится способен на импровизацию.

Следующие виды театра, которые мы ввели в группу — это конусный театр, плоскостной театр для индивидуальной работы. Каждый вид театра сначала демонстрируется воспитателем, причем неоднократно показываются театрализованные представления, и только потом привлекаются для постановок дети ( в следующей очередности: педагог и 1 ребенок, педагог и несколько детей; дети и педагог-наблюдатель, дети показывают представления самостоятельно). На этом же этапе необходимо знакомить детей и с возможностью показа представления с помощью ряженья. Следующий вид театра, с которым можно познакомить детей младшего возраста – теневой театр. В теневой театр научить играть детей очень трудно, поэтому подготовительный этап и совместный этап будут несколько длиннее, чем при знакомстве с другими видами театра.

Следующий театр вводится пальчиковый и театр марионеток. Пальчиковый театр интересен, прежде всего, тем, что играя в него, ребенок тренирует мелкую моторику рук. Неважно из чего он изготовлен: из соленого теста или ткани, дерева или пенопласта – надевая его на пальчик, ребенок ощущает структуру куклы, ему необходимо совершать манипуляции пальцами и при этом следить, чтобы кукла оставалась на месте. Как известно «ум находится на кончиках пальцев».

Что касается театра «Марионеток», это трудная и емкая работа по обучению детей кукловождению и одновременному сопровождению голосом, но детям очень нравится управлять куклой, они получают массу удовольствия, проводя время за игрой с марионетками. Этот вид театра так же помогает тренировать способность ориентироваться в пространстве, развивают общую и мелкую моторику.

В средней и старшей группах, во всех видах театра дети становятся самостоятельными, часто придумывают сами сюжет, распределяют роли. Детям этого возраста очень нравится самим показывать представления со всеми видами театра, особенно бибабо и марионетки. Чувствуя свою самостоятельность, дети многограннее выражают свои эмоции, появляется эмоциональная и образная окраска речи, в новом сюжете дети не теряются, легко видоизменяют сюжет и реплики своих героев. Самостоятельно поставленные пьесы необходимо оценивать непременно положительно, иначе интерес ребенка угаснет. Положительный отклик воспитателя способен помочь преодолеть некоторую застенчивость, помочь поверить в себя, раскрепостить ребенка.

Важен этап подготовки декораций, особенно процесс создания декораций с привлечением детей очень интересен, познавателен для них, он так же способствует и развитию речи и развитию воображения. В старшей группе были изготовлены декорации ледяной избушки для спектакля «Заюшкина избушка». После изготовления декораций, разучивания ролей, показа спектакля родителям –дети полны новых идей и предложений. Самостоятельно рисуют эскизы будущих декораций.

Остановимся на работе с родителями. Театрализация – это, наверное, именно та область, к которой можно привлечь и которой можно заинтересовать каждого родителя. Опыт моей группы говорит о том, что все родители откликаются и стараются содействовать воспитателям в работе с использованием театрализованной деятельности.

Основными видами работы с родителями выступили:

беседа-консультация (о способах развития способностей и преодоления проблем конкретного ребенка);

выставки (фото выставки, выставка детских работ, например: выставка рисунков «Сказка», «Волшебный костюм»);

совместные творческие вечера (родители привлекаются для постановки спектаклей, для участия в конкурсах чтецов «расскажем стихотворение вместе»);

творческие мастерские (именно здесь родители и педагоги делятся опытом, совместно подготавливают материал для досугов детей)

Помимо всего выше перечисленного, родители привлекаются к изготовлению костюмов, атрибутов, декораций.

Полученный положительный эмоциональный заряд от показа спектакля, приобретенная вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами. Учатся размышлять, анализировать свое поведение и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Речь их становится более выразительной и грамотной. Игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность.

1. Е.А. Антипова «Театрализованная деятельность в детском саду» ТЦ «Сфера», Москва 2006г.

2. М.Д. Маханёва «Занятия по театрализованной деятельности в деском саду» ТЦ «Сфера», Москва 2007г.

Источники:

http://a2b2.ru/methods/24149_doklad_na_temu_teatralizovannaya_deyatelnost_v_dou_muzykalnyy_rukovoditel_filina_s_v
http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/04/06/doklad-priobshchenie-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-k
http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2015/04/13/doklad-teatralizovannoy-deyatelnosti-i-vidy-teatrov-v-detskom

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector