Туристические походы с детьми. Походы с ребенком. Семейный туризм — зачем это родителям

Туристические походы совместно с родителями

Журавлева Светлана Анатольевна

воспитатель первой квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад №37» г. Тобольска

Туристические походы — одна из наиболее активных форм совместного отдыха, привлечения родителей к совместной деятельности дошкольного учреждения и семьи. Это — общение с природой, смена обстановки, психологическая разгрузка и физическая активность. Походы сближают родителей, детей и педагогов дошкольного учреждения, дают прекрасную возможность создания атмосферы взаимопонимания и сотрудничества, на что и был направлен проект.

Цель проекта: Содействие сохранению семьи, её приверженности здоровому образу жизни путём проведения совместно с родителями туристических прогулок — походов.

Задачи проекта:

Заинтересовать родителей детским туризмом, как средством активного совместного отдыха.

Расширить педагогические знания родителей по вопросам важности физической активности детей и родителей, здорового образа жизни (ЗОЖ), туризма.

Научить взрослых проводить совместные подвижные и спортивные игры с ребёнком в свободной самостоятельной деятельности.

Формировать у родителей и детей осознанное отношение к своему здоровью.

Воспитывать бережное отношение детей к растительному и животному миру.

Участники проекта:

Дети, родители и воспитатели группы «Светлячок» МАДОУ «Детский сад № 37. г.Тобольска.

Основное направление проекта – оздоровительное. Также проект направлен на экологическое воспитание старших дошкольников.

Сроки реализации проекта: август — октябрь 2011.

Ожидаемый результат: В ходе реализации данного педагогического проекта будет установлено единство дошкольного учреждения и семьи в вопросах воспитания здорового ребёнка. Родители на собственном опыте убедятся, что совместная спортивная деятельность полезна и необходима не только ребёнку, но и взрослому. Увеличится количество желающих родителей участвовать во всех формах организации физкультурно-оздоровительной работы, проводимой в дошкольном учреждении. Родители станут организаторами, активными помощниками и участниками в проведении различных спортивных мероприятиях, прогулок -походов. Огромную пользу от педагогического проекта получат не только взрослые, но и дети. Физические качества детей будут эффективно развиваться, повысится скорость формирования важных двигательных навыков детей, а здоровье будет сохраняться и укрепляться. Ожидается положительная динамика темпов прироста физической подготовленности детей. Снизится общая заболеваемость детей по дошкольному учреждению.

Критерии оценки эффективности проекта:

Повышение уровня активности участия родителей в совместных физкультурно-оздоровительных мероприятиях.

Обогащение педагогического просвещения взрослых в вопросах оздоровления и воспитания детей.

Формирование у детей и взрослых культуры здоровья.

Повышение темпов прироста физической подготовленности детей.

Описание проекта. Недалеко от нашего детского сада есть прекрасные места для отдыха, это сосновый бор. Большая поляна, подъём на возвышенность предполагает преодоление препятствий, что является прекрасной тренировкой на выносливость. Туристический поход не просто прогулка: у него есть точный маршрут, место, куда необходимо прийти. По карте маршрута все вместе отправляются в указанное место. С приобретением опыта походной жизни у детей формируются первоначальные навыки «выживания» в природной среде: умение ориентироваться на местности, находить ветки для костра, разжигать его и тушить, оказывать посильную помощь товарищам. Для того чтобы добиться поставленной цели и задач, предполагается данный проект реализовать в три этапа:

Есть ли место родителям в детском турпоходе?

Полярный путешественник и основатель сети детских лагерей Матвей Шпаро рассуждает, стоит ли родителям отправляться в туристические походы вместе с группой детей.

Этот текст для нас написал Матвей Шпаро, известный российский полярный путешественник, общественный деятель. В 2000 году Матвей Шпаро создал в Республике Карелия первый лагерь «Большое Приключение», в котором подростков обучают и воспитывают методом погружения в настоящее путешествие.

Кажется, с первого дня существования лагеря «Большое Приключение» мы слышим этот стон хорошей, белой родительской зависти: «А мы? А нас возьмёте?». Сказать, что нам это близко и понятно – ничего не сказать. Если честно, мы себе даже не представляем, как человек любого возраста может жить без походов, активных путешествий, треккингов и рафтингов. Что ж, время пришло: приглашаем вас принять участие в нашем мозговом штурме.

Читать еще:  Как сшить карнавальные костюмы для детей. Костюм из баранок. Костюмы из …

Читайте также :

Строго говоря, в детский лагерь не могут приезжать взрослые. Все взрослые, которые находятся в детском лагере – это сотрудники с медкнижками, сертификатами, благодарностями за отличную работу и прочими документами. Однако с этого года «Большое Приключение», например, в Карелии, формально – это туристическая база, которая оказывает услуги в области активного туризма и отдыха для разных людей. Документированно-дипломированные сотрудники никуда не денутся, а вот контингент участников программ мы теперь имеем право существенно расширить. Но это только формальная сторона вопроса, более простая. Теперь переходим к самой сути: что из себя представляет поход со взрослыми и какие проблемы он паровозом за собой привезёт.

Есть два варианта:

  • в путешествие отправляются только взрослые, или
  • смешанная, семейная группа «взрослые плюс дети».

Пожалуй, первый вариант – более простой и предсказуемый, «чисто взрослые» проблемы вырисовываются на горизонте сразу и можно заранее продумывать, как их решать. Алкоголь, курение, межличностные отношения, соблюдение режима, «а я вот так хочу, я заплатил» – все это вполне ожидаемо и имеет свои стратегии профилактики и решения.

Но второй вариант (родители и дети) – более тонкий и более опасный с точки зрения задач, которые мы перед собой ставим.

Читайте также :

Мы занимаемся воспитанием и развитием детей уже не один десяток лет. Лагеря «Большое Приключение» – это дом, фундамент под который закладывался еще с девяностых годов XX века. Уже тогда мы понимали, какие вызовы ставит перед детьми современная цивилизация и какой бедой является гибель системы активного самодеятельного туризма, которая летела в пропасть вместе с Советским Союзом.

Итак, мы хотим вытаскивать детей из компьютерного ступора, хотим, чтобы у них расправлялись плечи и в прямом, и в переносном смысле, и теперь нам важно осмыслить, как пойдет эта работа, если рядом будут… мама? папа? бабушка? дедушка?

Опыт папы-рыбака бесценен, мама сварит суп быстрее, и горячий обед будет во время и каждый день стопроцентно. Но вот что окажется на другой чаше весов? Поэтому мы просим: поразмышляйте вместе с нами, представьте себя в походе со своим ребенком, и напишите честно – как вам вся затея? Стоит ли игра свеч?

Давайте сделаем наброски самых простых, типичных походных ситуаций.

Скажем, идет мальчишка, явно переоценивший свои силы, и волочет полено для костра с себя ростом. Этот мальчишка – ваш сынишка, что вы делаете? Вскакиваете и спешите на помощь? Или, сжав зубы и испытывая сильнейший стресс, терпите из педагогических соображений? Заметьте – это ваш отпуск!

А вот у него (или у неё) сопля висит под носом, а на щеке комок присохшей грязи. Сколько минут вы воздержитесь от раздражённого: «Да высморкайся же ты, наконец! И помойся, сколько можно говорить?!».

А ещё: он поднял с земли хлеб и тянет в рот…

А ещё: дождь пошел, а она капюшон не надевает…

А ещё: он третий день в одной футболке.

Увы, отдых и самостоятельность у ребенка могут закончиться, едва начавшись. Это такая мощная и подчас разрушительная сила – психология родителя. Даже не осознавая того, родитель напряженно следит за своим ребенком, это его кровь, его жизнь, его все. Как он поел, как на него посмотрел сосед, как его подколол товарищ, почему на него прикрикнул инструктор, почему сделал замечание? Изо дня в день все это бьет по родительским нервам и вот вопрос – кто сколько выдержит?

Читать еще:  Как понять что малыш держит голову. Ребенок начинает держать голову: сроки, стадии развития, выработка навыка

Читайте также :

Понимаете, если родитель далеко, то всего этого как бы и нет. Грязь, промокшие ботинки, непогода – всё это воспитывает, абсолютно точно, но только в отсутствие родителей. Родитель женского пола будет стараться все неприятности стереть с лица земли и сделать жизнь ребенка комфортной, родитель мужского пола будет раздражаться: «неужели нельзя потерпеть и вообще вести себя как взрослый».

Именно поэтому мы даже рекомендуем звонить домой как можно реже, особенно в первые дни. Потому что любые мелочи терзают родительское сердце, ребенок их забывает через пятнадцать минут, а родитель носит в себе и копит. Да, прищемил палец, когда ставил палатку, и по телефону: «Ой, мама, мне больно-о-о-о-о-о!» Вечером мама, уже собравшая миниреанимацию для передачи в лагерь, звонит:

И так во всём – мама живет весь день его ранкой, а ребенок уже давно на велике носится и с хаски целуется. Каждый родитель, даже обоснованно относящий себя к адекватным, спокойным и терпеливым, в какой-то момент потеряет эти качества, потому что речь идет о главном сокровище его жизни. И самое печальное, что такое поведение родителей, украдет у ребенка то, за что мы изо всех сил, собственно говоря, и боремся – самостоятельность, ответственность, уверенность в себе.

Мы сгущаем краски? Это станет понятно из первого же опыта, но нам хотелось бы услышать ваше мнение заранее – из комментариев к этой статье. Для себя мы определили следующее:

  • Родителям лучше отдыхать вместе (идти в поход) с детьми младшего возраста — до 12 лет. Собственно говоря, дети старшего возраста в подавляющем большинстве сами не хотят ехать с родителями;
  • Совместный с родителями поход показан детям, у которых есть какие-либо трудности (психологического порядка – неконтактный ребенок, интроверт, стеснительный, физического или физиологического порядка – энурез, сахарный диабет в легкой форме и т.п.);
  • Родитель может отправляться в совместный поход с ребенком, если не уверен в его самостоятельности, психологической устойчивости, намерен помочь ему в первый раз, но сохраняет настрой «в следующее путешествие ты идешь сам!»;
  • Родители письменно соглашаются на ряд наших правил (запрет на алкоголь, главенствующую роль инструктора, оплату незапланированных расходов в случае снятия с маршрута и т.п.).

Это пока основные тенденции в наших размышлениях, но мы будем ждать ваших конструктивных предложений в комментариях, и уверены: что-то хорошее нам удастся совместно разработать. Без вашего мнения эта идея не станет реальностью.

Туристский поход-прогулка-эффективная форма работы дошкольного образовательного учреждения и семьи

Наталья Пуказова
Туристский поход-прогулка-эффективная форма работы дошкольного образовательного учреждения и семьи

Туристский поход-прогулка – эффективная форма работы дошкольного образовательного учреждения и семьи по воспитанию здорового ребенка

Всем известно, что даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если не реализуется совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети – родители – педагоги, для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.

Одной из форм работы с детьми и родителями по воспитанию здорового образа жизни является организация прогулок – походов. В дошкольный туризм входит: прогулки, экскурсии, походы, путешествия, занятия в кружках. Туристские прогулки не только сплачивают семью, но и оказывают ни с чем не сравнимый оздоровительный эффект. В природных условиях представляется великолепная возможность обогатить двигательный опыт дошкольника. Такие прогулки способствуют повышению выносливости организма ребенка, устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям, учат детей преодолевать различные препятствия. Дошкольники становятся более подвижными, ловкими, смелыми. Прогулки – походы укрепляют у детей мышечную систему, повышают жизненный тонус, развивают наблюдательность, расширяют представления об окружающем, способствуют воспитанию любви к родному краю, воспитывают трудолюбие, любовь и бережное отношение к природе.

Читать еще:  Ребенок начинает сидеть в возрасте. Во сколько месяцев ребенок начинает сидеть? Нужно ли ему помогать

Главное отличие прогулок – походов от обычных прогулок заключается в целенаправленном развитии физических качеств, насыщенной двигательной активности.

Дошкольный туризм помогает педагогам решать следующие задачи по всестороннему развитию и воспитанию детей:

— поддержание и укрепление здоровья дошкольников;

— расширение адаптационных и функциональных возможностей детей путем развития основных органов организма в ходе выполнения физических упражнений;

— совершенствование естественных видов движения и обогащения двигательного опыта;

— развитие координации и выносливости как основы физической подготовки ребенка — будущего туриста;

формирование межличностных дружеских отношений дошкольников в процессе игровой туристской деятельности, адаптированной к их возможностям;

— осознанное доброжелательное отношение к окружающему миру;

— уважительное отношение к окружающему миру;

— уважительное отношение к истории родного края;

— развитие психических процессов и расширение объема знаний в области физической культуры и туризма, краеведения, экологии.

Прогулка-поход рассматривается как:

• Одна из форм физкультурных занятий ;

• Комплексное занятие, в которое включаются программные задачи по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, конструированию, математике.

В проведении прогулок – походов участвуют не менее 2 – 3 взрослых. Мероприятия проводятся в первой половине дня за счет времени, отведенного на утреннюю прогулку и физкультурное занятие на воздухе.

Примерные темы мероприятий:

1. «Отважные путешественники» (на берег р. Волга);

2. «В лесу родилась елочка» (В лесопарковую зону);

3. «Вместе весело шагать» (на луг);

4. «Рыбка, рыбка, где ты спишь» (к р. Волга);

5. «Вокруг туристского костра» (в лес);

6. «Наша дружная семья» (туристский слет);

7. «Мы юные исследователи» (к достопримечательностям города).

Примерная структура прогулки-похода.

— Сбор и движение до первого привала (15-35 минут).

— Остановка, привал (10-20 минут). Природоведческая деятельность.

— Комплекс игр и упражнений (25-30 минут).

— Самостоятельная деятельность детей (15-20 минут)

— Сбор детей и возвращение в детский сад (15-35 минут).

Инструкции по охране жизни и здоровья детей.

При проведении прогулок-походов следует соблюдать определённые правила безопасности:

Маршрут должен быть тщательно изучен.

В проведении прогулки-похода должны участвовать не менее двух взрослых (а также родители).

Во избежание перегрева и переохлаждения одежда должна соответствовать сезону года и состоянию погоды.

Каждый взрослый должен хорошо знать содержание аптечки и уметь ею пользоваться.

При переходе улиц, дорог воспитатель следит за тем, чтобы дети соблюдали правила дорожного движения.

В поход желательно брать обычную кипячёную питьевую воду, одноразовые стаканчики, средства против укусов комаров, мошек.

— предстоящий маршрут тщательно изучается и утверждается у заведующей ДОУ;

— четко планируется содержание мероприятия и подбирается соответствующее оборудование (с учетом времени года и погодных условий);

— обязательное наличие аптечки;

— одежда и обувь участников должна соответствовать сезону и погодным условиям.

Данная форма работы позволяет формировать у детей навыки поведения на природе, развивать способности удивляться и удивлять, воспитывать заинтересованное и бережное отношение к окружающей среде, а также знакомить с историческими и культурными памятниками родного города, а самое главное, способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников.

«Здоровье с ранних лет» (из опыта работы по оздоровлению детей) «Здоровье с ранних лет» (из опыта работы по оздоровлению детей) Берегите здоровье смолоду” — этот девиз отражает необходимость укрепления.

Рабочая программа детско-родительского клуба «Здоровей-ка» Пояснительная записка: В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое.

Источники:

http://tmndetsady.ru/konkursyi-na-sayte/konkurs-metodicheskih-rabot-interaktivnyie-formyi-sotrudnichestva-s-roditelyami/news2563.html
http://newtonew.com/parenting/camping-parents
http://www.maam.ru/detskijsad/turistskii-pohod-progulka-yefektivnaja-forma-raboty-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdenija-i-semi.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector