Учим буквы для детей 5 лет азбука. Буквы

Изучение букв русского алфавита для детей в возрасте 4–5 лет

Практически все родители понимают, что обязательно придет то время, когда нужно будет учить вместе с ребенком буквы русского алфавита. И перед ними возникает очень много вопросов. Например, в каком возрасте обучение будет наиболее успешным? Или как сделать занятия интересными для детей? И, вообще, как его изучать?

К ознакомлению с алфавитом можно приступить в любом возрасте. Некоторые родители начинают изучение алфавита, когда маленькому человечку даже не исполнился год. А многие не задумываются над этим до школы. Конечно, это крайности. В первом случае еще рано, во втором — уже поздно. Оптимальный возраст для изучения букв — это 4,5–5 лет. В этот период у детей развивается способность анализировать, сильно расширяется интерес к окружающему и повышается способность поглощать информацию. Именно в это время у ребенка может появиться желание научиться читать.

Буквы русского алфавита

Методики, помогающие обучению

Различных методик, способов и упражнений, с помощью которых изучение букв русского алфавита дается для детей легко, очень много. Это могут быть и специальные раскраски, и компьютерные игры, и вырезание букв, лепка их из пластилина и даже выпечка.

Оригинальный способ запоминания букв

Можно попробовать такую методику: сначала нужно запомнить 10 гласных букв, они идут парами и в рифму, поэтому выучить их будет просто: А-Я, У-Ю, О-Ё, Э-Е, Ы-И. А затем уже перейти к согласным, которые тоже можно разбить по парам, например, глухие – звонкие. А еще существует метод изучения звуков, а не букв.

Одним из самых результативных способов является пение. Нужно просто выучить песенку с азбукой и постоянно напевать ее. А также популярен такой вариант: изучение букв русского алфавита для детей в возрасте 5 лет не буквами, а сразу словами.

Лучше всего идет обучение и запоминание, если задействована зрительная память. Поэтому очень эффективным будет вырезать большие буквы и расположить их в зоне постоянной видимости, чтобы ребенок мог к ним привыкнуть и запомнить. Хорошо, чтобы они были красные, так как этот цвет привлекает внимание. Вообще, все инструменты, карточки, материалы, используемые при обучении, должны быть очень яркими, красочными, красивыми и привлекать своим видом.

Карточки для запоминания букв

Доказано, что дети быстрее и легче запоминают алфавит, если буквы изображены в виде животного. Или когда рядом с буквой нарисована какая-либо картинка. И тогда буквы будут ассоциироваться у детей с определенным образом. Например, А с арбузом или аистом, Б с барабаном и т. д.

Если одновременно научить свое чадо писать изучаемые буквы, то эффект многократно возрастет.

Обведение и написание букв помогает их быстрее запомнить

Только никаких экзаменов и насильственного навязывания! Это все должно быть интересно крохе. Информация пусть поступает медленно, чтобы ребенок не запутался и не отказался от обучения. Просто замечательно, если малыш самостоятельно начинает интересоваться буквами. А если нет, то нужно пробудить в нем это любопытство. И временно отложить занятия, если все-таки заинтересованность не возникнет.

Мягкие игрушки для изучения алфавита

Правила обучения

  1. Игра — чуть ли не единственная возможность научить в этом возрасте. Он должен быть увлечен тем, что изучает. Поэтому необходимо использовать различные игры и пособия, чтобы изучение азбуки для маленьких детей 4 лет прошло легко и просто.
  2. Занятия должны быть непродолжительными, не больше 15 минут, но достаточно частыми.
  3. Обучение можно начинать, если устная речь у ребенка в достаточной мере развита. Если нет, то нужно воспользоваться услугами логопеда.
  4. Если малыш вдруг потерял интерес к занятиям, то что-то идет не так. Необходимо это выяснить.
  5. Нужно помнить, что у ребенка есть полное право чего-то не знать и что-то не уметь!

Совместное обучение в игровой форме очень эффективно

  • Нельзя сравнивать своего ребенка с другими. Предположение, что кто-то лучше не даст хороших результатов. Каждый малыш — индивидуальность!
  • Конечно, нужен индивидуальный подход.
  • Заниматься, если у ребенка плохое настроение — пустая трата времени.
  • Понимание того, что во всем важна мера и разумность приведет к тому, что малыш освоит алфавит достаточно быстро.

    Нельзя требовать от крохи что-то запредельное или насильно заставлять его учить буквы. Ему должно быть интересно, он должен быть увлечен процессом и хотеть этих занятий. А если это не так, то, может быть, стоит отложить уроки или попробовать другой, более подходящий метод? Главное, помнить, что лучше всего дети учатся играя!

    Читать еще:  Как рассчитать пол будущего ребенка? Самые лучшие методы! Мальчик или девочка: кто в пузике живет

    Как научить ребенка запоминать буквы: методика от А до Я

    Всем родителям хочется, чтобы их ребенок был самым умным и умелым, чтобы все знал и понимал. Одним из поводов для гордости является знание алфавита. Мамы постоянно ищут возможность похвастаться друг перед другом тем, какую букву выучил малыш. Но так ли верно торопиться в этом вопросе? Когда же все-таки лучше начинать учить ребенка запоминать буквы и какие правила стоит учесть?

    Когда начать обучение?

    Условно назвать 4–5- летнего малыша готовым к изучению букв можно. Но следует ориентироваться на индивидуальные особенности развития вашего ребенка.

    Во-первых, он, скорее всего, сам станет проявлять интерес к закорючкам в книжках – буквам, которые вы читать умеете, а он – нет.

    Во-вторых, если у ребенка есть проблемы с произношением некоторых звуков (чаще всего [л], [р] и [с]), то сначала необходимо устранить эти трудности и только после этого приступать к занятиям. Вы всегда можете обратиться за помощью к логопеду или попытаться скорректировать произношение самостоятельно. Если вы этого не сделаете, малыш будет путать звуки и названия букв, не говоря уже о чтении слогов. Занятия его не заинтересуют, и он просто откажется от изучения азбуки.

    Также не стоит торопить ребенка, если словарный запас у него еще маленький. Да и зачем это делать? Вряд ли вы сильно пострадаете, если кроха начнет учить буквы не в 3-4 года, а в 5-6 лет. Оставляйте больше естественности в развитии малыша, и тогда он будет заниматься с удовольствием.

    Как научить ребенка алфавиту

    Прежде чем начать чему-то учить, нужно узнать, как это правильно делать. Есть определенная техника обучения чтению, которую многие игнорируют и стремятся научить ребенка алфавиту всеми возможными и невозможными способами. Отсюда столько ошибок и в итоге – трудностей у малыша.

    Рассмотрите 4 основных элемента техники чтения:

    1. изучение и запоминание букв и соответствующих им звуков;
    2. направление чтения слов;
    3. изучение слогов;
    4. умение делить слова на слоги и буквы.

    Чаще всего обучать детей алфавиту начинают неправильно. Сначала буквы (БЭ, ГЭ, КА и т. п.), потом звуки ([б], [г], [к]), на что ребенок справедливо замечает: «Но это же ЭМ, а не М!». А когда нужно будет прочитать слоги и слова, у него будет получаться не МА-МА, а ЭМ-А-ЭМ-А. Чтобы избежать этого, учите ребенка называть букву звуком! Поверьте, позже он успеет запомнить алфавитные названия букв. Но сейчас это приведет лишь к тому, что кроха запутается.

    Некоторые считают, что изучать алфавит нужно строго по порядку. Зачем? Изучать сначала нужно согласные и гласные, которые образуют простые слова и слоги, такие как «мама», «папа», «баба» и т. п. Так ваш малыш будет радоваться, что не просто выучил пару букв, но и знает теперь целые слова, состоящие из них. Для него этого настоящее достижение!

    Пример занятия

    «Сегодня в гости к нам пришли буквы М и А», — покажите их на карточках. «Скажи «М»!» — пусть малыш повторит за вами. «А теперь покажи, где буква М? Правильно! А ее подругу зовут А! Скажи «А»! А теперь покажи букву А? Молодец! Напомни, как зовут подругу буквы А?» — если ребенок забыл, а такое возможно, то подскажите.

    «У «М» и «А» есть свои домики, подскажи, где они живут?» — на плакате заранее нарисуйте дома с названиями М и А, а малыш должен будет положить карточки на соответствующие домики. «А давай поищем такие же буквы, которые живут у нас на холодильнике?» — ребенок должен найти среди магнитов буквы, но вам нужно заранее отобрать их так, чтобы они не затерялись среди других. Если вы увидели, что ребенку сложно, то разделите этот урок на 2 занятия.

    Если вы решили обучать ребенка азбуке в домашних условиях, не забывайте, что в 4-5 лет дети не могут долго концентрировать внимание, поэтому принуждать их к занятиям не рекомендуется.

    Как правильно организовать занятия?

    Учить алфавит для детей 4 лет не всегда желаемое времяпрепровождение. В этом возрасте им больше нравится прыгать, бегать, играть, а не учиться. Поэтому развивающие занятия важно организовать так, чтобы заинтересовать малыша и не отбить у него после первого же раза охоту что-то изучать.

    Какие правила необходимо соблюдать?

    1. Заниматься нужно 5-6 дней в неделю. Делать два занятия в день по 5-15 минут. Если ребенок сам тянет вас учиться, не отказывайте ему. Так вы поддержите его инициативность.
    2. Обязательно должен быть день или два без занятий.
    3. Не проводить занятия, когда малыш слишком активен или рассеян, а также в период болезни и плохого настроения. Помните, что это не взрослый, который умеет контролировать свои желания и поведение.
    4. Занятия лучше проводить в игровой форме. Для этого используйте всевозможные приемы: магнитные буквы, развивающие мультики, карточки, презентации, кубики, пирамидки и т. п. Дети обращают внимание на все красочное и новое, благодаря этим небольшим хитростям вы сможете заинтересовать малыша. Он будет воспринимать занятие как игру, а не как скучный урок.
    5. Если ребенок посреди занятия потерял интерес и решил поиграть во что-то другое, не стоит ругать его и принуждать к продолжению «урока». Лучше скажите: «Хорошо. Сейчас мы остановимся, но я положу наши буквы вот сюда, чтобы мы могли с тобой продолжить чуть позже».
    Читать еще:  Новый год в кругу семьи: как устроить незабываемый праздник? Как сделать новый год незабываемым для детей

    Заключение

    Обучение алфавиту – это долгий процесс. Нельзя назвать точный период, за который именно ваш ребенок запомнит все буквы, научится сопоставлять звуки с алфавитным названием буквы. Главное не ждать от малыша быстрых результатов, не выдвигать непосильных требований и не сравнивать своего ребенка с другими детьми. Во-первых, одинаковых детей не бывает. Во-вторых, ваша любовь и эмоциональное участие в данном возрасте для крохи важнее, чем знание азбуки.

    «Учим буквы весело!» — развивающие игры для нескучных детей!

    1. Раскрашиваем.

    Тут все просто! Можно скачать из интернета раскраски с буквами и предложить ребенку их раскрасить. Ребенок будет с интересом заниматься творчеством, а заодно закреплять знания о новой букве.

    Чтобы процесс раскрашивания не наскучил ребенку, нужно использовать для этого разные интересные техники:

    — раскрашивать буквы не только карандашами, но и красками, восковыми мелками, штампами;

    — раскрашивать пальцами, используя пальчиковые краски;

    — использовать нетрадиционные техники рисования (ватными палочками, скомканной бумагой, кляксами и т.п.).

    Дети с удовольствием будут буквы украшать!

    Украшать их можно пластилином, аппликацией, цветными стеклышками, детальками конструктора… да всем чем хочешь!

    Попробуйте украсить букву «А» — арбузиками, букву «Б» — бананами и т.п.

    Очень полезное занятие – лепить буквы из цветного теста или пластилина. А если соединить лепку с прослушиванием песенок Екатерины Железновой из альбома «Музыкальный букварь» (в которых очень интересно «пропевается» весь процесс лепки) – то лепить будет еще веселее.

    Замечательные мамы, увлеченные развитием детей, давно уже сделали из этих песенок забавные видео и выложили их в сеть.

    Вот так например, играя и просматривая веселый ролик, можно весело и интересно слепить букву А:

    Палочки две наклоните,

    Как палатка буква А!

    4. Половинки – игра на закрепление знаний об уже знакомых буквах.

    В процессе изучения алфавита важное значение имеет процесс повторения. Еще бы! Ведь пока дойдешь до «Я» – надо постараться букву «А» не забыть .

    Процесс повторения уже усвоенного материала будет веселее с игрой «Половинки»!

    Вырежьте красивые карточки с буквами, разрежьте их на две части, перемешайте.

    Предложите ребенку «сложить» буквы из двух половинок.

    Для закрепления пройденного материала также подойдет всем известная игра «Мемори» (заодно и внимание с памятью тренируются). Понадобятся набор карточек, в котором каждая из картинок с определенной буквой представлена в двойном экземпляре.

    Перемешайте карточки и разложите их перед ребенком белой стороной вверх.

    Попросите его перевернуть любую из карточек, назовите звук, который обозначает открытая буква. Затем игроку нужно найти точно такую же карточку среди остальных еще не перевернутых. Игрок ищет нужную букву, переворачивая остальные карточки и проверяя, что на них нарисовано.

    Открыл не ту букву? Переверни ее обратно белой стороной вверх и ищи пару дальше!

    Когда нужная карточка найдена – игрок забирает две карточки себе и игра продолжается, пока к каждой карточке не будет найдена пара.

    6. Пишем на манке.

    Дети обожают рисовать на манке! Без исключения все – от мала до велика! Даже если вашему ребенку уже 10 лет и он кажется уже «таким большим», поверьте от рисования на манке он придет в восторг!

    7. Лото и фольга.

    Еще один способ изучения и повторения букв – лото.

    Не все дети относятся к буквенному лото с энтузиазмом. Для того, чтобы заинтересовать ребенка этой игрой можно использовать фольгу или бумагу.

    Подготовьте игровое поле, а также заверните в фольгу или бумагу фигурки букв.

    Предложите ребенку развернуть букву и положить ее на свое место на игровом поле лото.

    Лото может быть звуковым – в этом случае нужно положить букву на карточку, на которой нарисован предмет, который начинается на эту букву.

    У вас дома может появиться веселый Буквоешка. Проще всего для этого взять перчаточную куклу или мягкую игрушку.

    Например вот этот петушок –

    очень необычный! Он ест буквы! Ну-ка! Дай ему покушать букву Б! А теперь он хочет букву А! Ах как вкусно ты петушка кормишь!

    В буквоешку можно поиграть и по-другому:

    В этой коробочке живут смешные человечки. Они не едят ничего кроме букв. Давай их покормим? (ротики человечков — прорези в коробке).

    Вот их еда (рисуем буквы фломастером на фасольках):

    Кормим человечков (каждому человечку свою букву, если малыш ошибется — человечки весело плюются, закрывают ротик и требуют чтобы их покормили другой едой, которая им больше подходит (фасолькой со «своей» буквой):

    9. Конструируем.

    Выкладываем силуэты букв из счетных палочек, спичек, конструктора Лего и всего остального, что попадется под руку:

    Читать еще:  Через сколько дней ребенок начинает держать голову. Когда ребенок начинает держать голову

    Некоторым детям может быть трудно строить буквы из подручных материалов (особенно если малыш младше 3,5 лет).

    С такими детками можно конструировать, используя метод «наложения».

    Для этого можно нарисовать вот такие простые схемы:

    Также, для того чтобы строить буквы, можно использовать музыкальный букварь Железновых, о котором уже писалось в п.3 этой статьи.

    Например стихи и песенку, которая описана в п.3 для «А» можно использовать и для конструирования этой буквы из палочек (Палочки две наклоните, наверху соедините, перекладина одна – как палатка буква А! )

    11. Протыкалочка.

    Нарисуйте букву на бумаге. Положите лист бумаги на ковер или мягкий диван и вручите ребенку зубочистку (предмет конечно острый… но в 90% случаев дети легко обучаются технике безопасности и проблем не возникает). Попросите его украсить буковку дырочками (проткнуть букву по контуру).

    12. Обводилочка.

    Это отличная игра, для того, чтобы научиться писать буквы.

    Нарисуйте букву красками. А затем попросите ребенка обвести её другим цветом… или несколькими цветами. Букву конечно лучше нарисовать на листе А4.

    Таким способом можно даже «писать» целые слова:

    13. Связь букв и звуков.

    Посмотри, эти зверики потеряли свои буквы:

    На какой звук начинается «Слон»? Правильно, на «С». Где же наша буква «С»? Давай вернем ее слонику!

    Найди на этой картинке все буквы «К» и обведи их в кружок!

    А на этой картинке — все буквы «Т»:

    Найди все красные буквы «М»… А теперь синие … А теперь оранжевые и т.п.

    А теперь посчитай – сколько букв «М» всего ты нашел?

    15. Игры с мозаикой.

    Выложи букву из мозаики по образцу:

    Вариант попроще и поинтереснее:

    Раскатываем тесто, рисуем на ней буковку фломастером… и украшаем ее мозаикой!

    Украшать буквы на тесте можно также и другими предметами, например крупой:

    16. Подвижная игра «Беги к букве»

    Эта игра хороша тем, что она подвижная – она больше похожа на веселую игру в «догонялки», а не на процесс обучения. Её можно использовать вместо подвижной паузы на занятии чтобы отдохнуть с пользой.

    Развесьте на стенах комнаты изображения различных букв (вы можете использовать буквы, которые «украшали» вместе с ребенком).

    А теперь даем команду ребенку: «Быстро-быстро беги к букве C!».

    А теперь к букве «А»!

    Эта игра не только помогает изучать буквы в движении, она также развивает внимание и память.

    Если ребенок отказывается бегать по вашей команде — можно взять его за руку и побегать вместе с ним.

    Очень интересную вариацию этой игры придумала и предложила на своем сайте Наталья Чистоклетова (ссылка на источник). Это игра — «Закрой букву ладошкой»:

    Игра «Накорми монстрика»:

    17. Подвижная игра «Прыг-скок-команда!»

    Эта игра тоже подвижная, и поэтому дети ее тоже очень любят!

    Помните веселую передачу «Прыг-скок-команда» на канале «Карусель»?

    Играть в «прыг-скок-команду» можно и с буквами!

    Берем кубик с буквами! (если нет готового – его можно сделать…. Ну уж в крайнем случае просто перевернуть карточки с буквами вниз изображением и вытягивать их по одной).

    Например вот такой простой кубик можно сделать, используя детский кубик, скотч и бумагу:

    Бросаем кубик…. Что у нас выпало? Ага! «У».

    Что бывает на «У»… Улитка? Давай ее покажем (кладем подушечку на спину и начинаем ползать по полу).

    А теперь что? Буква «С». На «С» у нас слон! Давай его тоже покажем!

    18. Звуковой плакат.

    Моя дочь выучила буквы за пару месяцев самостоятельно, без какой-либо помощи с моей стороны…

    А помог мне в этом – звуковой плакат!

    Смысл его действия прост — ребенок нажимает на картинку с буквой — плакат произносит как звучит звук, который она обозначает.

    Сколько сил и времени я сэкономила, благодаря этому плакату… И потратила их на другие полезные игры с дочерью, которые без моего участия не состоялись бы.

    Единственное «Но!» — лучше покупать плакаты, которые работают в режиме изучения не названия букв (например «Ка», «Ша», «Бэ» и т.п.), а названия звуков, которые обозначают эти буквы (не «Ка» а «К», не «Бэ», а «Б»). О целесообразности такого изучения уже говорилось в начале статьи. Плакатов, которые предлагают «звуковое» звучание каждой буквы, сейчас довольно много.

    Конечно в этой статье приведены не все возможные способы изучения букв с ребенком – на самом деле их намного больше! Играйте, играйте и не переставайте играть — лучшего способа обучения ребенка не существует!

    Если эта статья вам понравилась – не забудьте поделиться ею с друзьями в социальных сетях.

    Важно: Я буду не против если вы полностью или в переработанном виде выложите текст или фотографии из этой статьи на ваш сайт или в социальную сеть. Но при этом пожалуйста соблюдайте важное условие — укажите ссылку на источник (при отсутствии ссылки я буду считать, что вы нарушаете мои авторские права, а это уже серьезно ).

    Источники:

    http://detki.guru/kak-nauchit-rebyonka/izuchenie-bukv-alfavita-detej-4-5-let.html
    http://razvivashka.online/poznavatelnoe/uchim-bukvy-v-4-goda
    http://www.igraypodrastay.ru/razvivayuschie-igri/bukvy-i-chtenie/94-18-igr-dlya-izucheniya-bukv

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector