Умения ребенка к 3 месяцам. Задатки речевого развития. Развитие зрения и внимания

Содержание

Как происходит развитие вашего ребенка в возрасте 3 месяцев?

Детки до года развиваются весьма стремительно. Каждый месяц, а порой и каждый день приносит им все новые умения и открытия. Даже сейчас, в возрасте «раннего грудничка», когда родителям кажется, что прогресс не так заметен, изменения происходят постоянно: и внешние, и внутренние. Что же должен уметь ребенок в возрасте 3 месяцев, каким он стал?

Физиология малыша

К этому возрасту ребенок становится настоящим милашкой. Ушла желтуха новорожденных, кожа приобрела естественный розоватый оттенок. Активировалась подкожно-жировая ткань, благодаря чему карапуз заметно округлился: появились «щечки-мешочки», умиляющие складочки на ручках, ножках, шейке. Сейчас рост малыша может колебаться от 56 до 62 см, вес – от 4,8 до 7 кг. При этом у девочек эти показатели немного ниже, чем у мальчиков. Однако если ребенок немного недотягивает до них или превышает, определить точно, норма это именно для него или нет, может педиатр на ежемесячном осмотре. Ведь все детки разные, и факторов, влияющих на антропометрические данные, немало.

Многие родители начинают переживать, что у 3- месячного грудничка рекой текут слюнки. Это совершенно нормально, поскольку слюнные железы сейчас тоже стали работать активнее. Это и защитная реакция на стремление крохи все тянуть в ротик, и подготовка к скорому прорезыванию зубов.

К 3 месяцам постепенно вырисовывается определенный биологический ритм ребенка: время сна и кормлений можно довольно легко вычислить, проследив за ними несколько дней. Так что теперь пора приучать малыша к режиму дня. В дальнейшем это значительно облегчит жизнь и ему, и родителям.

Спит грудничок в среднем уже около 18 часов в сутки, при этом на дневное время приходится 4 сна продолжительностью 1,5–2 часа. Кушает кроха 6–8 раз в сутки с промежутками около 3 часов. Это говорит о том, что нервная система малыша значительно окрепла по сравнению с первым месяцем, когда ребенок не выносил практически никаких психоэмоциональных перегрузок, поэтому спал большую часть суток.

3- месячный грудничок, благодаря развитию памяти, начинает вырабатывать первые привычки. Поэтому если до этого возраста вы практиковали укладывание со всевозможными хиростями (укачивание, колыбельная, фитбол), сейчас нужно постепенно уходить от этих «подпорок». Ваш малыш в состоянии научиться засыпать самостоятельно, он уже пережил кризис адаптации к новому миру, когда мамы часто нет рядом. В противном случае проблем с засыпанием не избежать.

Что уже умеем?

Что он может уметь, кроме как плакать, махать ручками и лежать на животике? На самом деле в развитии ребенка в 3 месяца можно увидеть значительный прогресс по сравнению с предыдущими месяцами, ведь он уже не новорожденный кроха. Это касается как физического, так и эмоционального, и речевого развития.

Малыш проделал большую работу и многого достиг.

  • Почти уверенно держит голову, когда его удерживают вертикально или вкладывают на животик (некоторые малыши держат голову так, что их уже не нужно страховать маминой рукой под затылком).
  • Может фиксировать взгляд на предмете или глазах человека, находясь в вертикальном положении, и это большой прогресс: раньше он мог делать это только в положении лежа.
  • В положении лежа на животе может опираться на предплечья, поднимая голову и грудь – так намного интереснее наблюдать за миром.
  • Если ребенка поддерживать за подмышки, он встанет на опору ножками, не поджимая пальчиков, как было раньше (но сильно опирать его на ножки в этом возрасте пока рано – кости еще достаточно хрупкие).
  • К 3 месяцам постепенно угасают некоторые рефлексы ребенка: сейчас он научился самостоятельно отталкиваться от бортиков кроватки или спинки дивана (раньше это происходило рефлекторно). Теперь этого «лягушонка», способного таким образом «прыгать» вперед, оставлять одного в комнате небезопасно.
  • Может (или активно пытается) поворачиваться на бок (у особенно активных детей получается поворачиваться даже на живот – ведь они уже поняли, что так обзор намного лучше). Некоторые детки, лежа в кроватке, способны разворачиваться на матрасе на 90 градусов.
  • Во время сосания поддерживает грудь или бутылочку ручками.
  • Может схватить заинтересовавший его предмет обеими руками, чтобы пощупать или сунуть в рот.
  • Любит все ощупывать, особенно части своего тела: ручки, ножки, носик.
  • Старается дотянуться до яркого предмета, находящегося перед глазами. Если это подвешенная игрушка, которая может от прикосновения издать звук или подпрыгнуть, то он будет пытаться по ней бить.

Поскольку ваш кроха сейчас все тянет в ротик, следите, чтобы в зоне его досягаемости не было слишком мелких предметов, которые можно проглотить, а также ничего опасного (лекарств, колющих предметов). Все, что ребенок трогает, должно быть чистым, иначе он может «заработать» кишечную инфекцию или молочницу, ведь его иммунитет еще недостаточно крепок, чтобы бороться со всем вредными микробами.

Конечно, это не обязательный список того, что ребенок должен уметь в 3 месяца. Некоторые детки менее активны или слишком упитанны, им трудно перевернуться, кто-то не может схватить игрушку. Это не повод для серьезного беспокойства. Тревожиться нужно, например, если кроха к этому возрасту не делает попыток держать голову, смотреть на предмет перед глазами, поднимать голову в положении на животе, не реагирует на звуки. Более конкретно о тревожных сигналах может рассказать педиатр.

Память, мышление, эмоции, речь

Психоэмоциональное развитие ребенка на 3-м месяце жизни тоже шагнуло вперед. Он теперь не просто рассматривает и слушает все, что его окружает: он активно познает этот новый мир (начиная с собственного тела), ищет общения, новых эмоций и впечатлений. Развивается так называемый комплекс оживления – кроха проявляет бурную эмоциональную реакцию на ласковое обращение к нему взрослых.

Трехмесячный карапуз кажется уже таким смышленым. Его навыки в психоэмоциональной сфере впечатляют. Он уже умеет:

  • поворачивать голову в сторону громкого звука;
  • отделять просто звуки от голосов людей, в последнем случае активно призывая взрослых к «общению» улыбками, жестикуляцией, громким гулением;
  • не просто улыбаться, а вполне осознанно смеяться;
  • узнавать в лицо членов семьи (первая в этом списке, конечно, мама);
  • осознавать степень насыщения – во время кормления малыш теперь сам выпускает сосок, когда наелся;
  • понимать, что игрушка, за которой он следил, исчезла (когда ее прячут); при этом малыш будет смотреть туда, где видел ее до исчезновения, ожидая, что именно там она появится снова;
  • слушать приятные мелодии (особый интерес вызывает звук колокольчика, на него кроха реагирует с неподдельной радостью).

Трехмесячный кроха громко и выразительно гулит, при этом издавая не только гласные звуки, но и некоторые согласные, выдавая первые невнятные слоги (агу, абу, ага). Особенно радостно он делает это в ответ на обращение к нему родных, желая пообщаться, либо первый затрагивает взрослых, «приглашает к беседе». При этом малыш по-разному реагирует на тон голоса и выражение лица взрослых, понимая оттенки их настроения. Если к нему обращаются ласково, радостно, он реагирует веселым гулением, улыбками. Если строго или хмуро – может нахмуриться и даже заплакать в ответ.

Удивительно, но уже сейчас кроха начинает радоваться, если его действие вызывает радость и одобрение родителей (особенно если он что-то сделал в первый раз). Их оценка теперь будет для него все более важной.

Малыш уже начинает понимать, что такое скучно. В такие моменты он перестает гулить и начинает хныкать, капризничать. Плач в этом возрасте приобретает разные оттенки (скучно, устал, голодно, некомфортно, не нравится). Родители уже в состоянии их различить по различным интонациям, силе, длительности.

Развитие мышления на этом этапе связано с достижением какой-то практической цели (дотянуться, получить, попробовать). Более сложные процессы начнут происходить примерно после 6 месяцев.

Не отказывайте малышу в общении, всегда отвечайте на его «агушки». Можете повторять его звуки и интонации, ему это особенно понравится. Вскоре он научится отвечать тем же и вам. А это – первые шаги на пути к освоению такого важного умения, как говорение. Общаясь с крохой, делайте паузы – давайте ему «выговориться».

Читать еще:  Бесцветная моча у ребенка. Трактовка анализов мочи у детей

Снова отметим, что это не обязательный список того, что точно должен уметь ребенок в этом возрасте. Кто-то гулит менее активно, кто-то пока не научился смеяться, а только улыбается. Волноваться нужно, если малыш не демонстрирует никакого прогресса в развитии: не реагирует на обращения, не пытается произносить звуки, не улыбается.

Как вести себя родителям?

Итак, ребенку исполнилось 3 месяца. На что важно обратить внимание родителям?

  • В уходе за малышом нет ничего нового. По-прежнему для него важны водные процедуры (в том числе утреннее умывание).
  • Не менее важно продолжать закаливание крохи: обливать по завершении купания водой на 1-2 градуса прохладнее той, в которой он купался, устраивать воздушные ванны, обтирать влажным полотенцем (обычно обо всем этом родителям рассказывают еще в роддоме).
  • Если позволяет погода (нет сильного ветра, дождя или мороза ниже 10 градусов), прогулки должны длиться до 5–6 часов в день. Ведь сейчас маленькому организму необходимо вырабатывать витамин D – для профилактики анемии и рахита. При этом у коляски можно поднимать верх, чтобы кроха мог видеть летающих птиц, движение облаков, качание веток – это развивает внимание, мышление, память.
  • В этом возрасте еще весьма актуально предохранять ребенка от сквозняков, ведь его иммунитет пока что недостаточно окреп.
  • Если малыш еще не умеет переворачиваться на бочок, родители должны помочь ему научиться.
  • Ребенку в три месяца нужны физические упражнения, укрепляющие мышцы рук, ног, шеи, спины. Например, упражнение «велосипед» лежа на спине, частое выкладывание на животик. Или приподнимание ребенка в сидячее положение, притягивая за ручки.
  • Для нормализации тонуса мышц можно проводить массаж – поглаживающие движения по спинке, животику, попке малыша (не более 10 минут) стимулируют гармоничное развитие. А разминание ладошек, пальчиков рук, пальчиковые игры способствуют развитию речи.
  • Также развитию речи помогает активное общение с ребенком. Во время любого занятия важно поддерживать постоянный речевой контакт: рассказывать обо всем, что вас окружает, как это называется, для чего нужно.
  • Для развития вестибулярного аппарата, отвечающего за координацию и равновесие, нужно не просто носить кроху по комнате, а раскачивать, переворачивать вверх ногами, кружиться, подпрыгивать.

Гипертонус мышц может возникнуть у малыша этого возраста от нервного перенапряжения. Поэтому постарайтесь не просто оградить его от бесконечных «шумных обществ» у вас дома – обратите особое внимание на психологический микроклимат в семье. Постоянные скандалы, крики, озлобленность окружающих людей сыграют в этом вопросе не самую полезную роль.

Уделяйте внимание своему психическому состоянию: нервозность, недосып, истощение, состояние апатии или депрессии мамы непременно передаются крохе. Помимо тонуса, мешающего ребенку нормально развиваться в физическом плане, вы наверняка получите и проблемы со сном малыша.

Дальнейшее гармоничное развитие ребенка возможно только при самом активном участии родителей. Их любовь, забота, внимание, доброе отношение и участие в жизни маленького человечка помогут ему расти и гармонично развиваться.

Развитие речи ребенка на первом году жизни

В первый год жизни малыш обладает огромными возможностями для усвоения новой информации и развития речи. Это заложено природой. Маме остается лишь помогать крохе правильно подобранными играми по возрасту. И тогда занятия принесут ему и пользу, и радость.

Елена Федорова
Педагог-психолог, г. Екатеринбург

Развитие речи ребенка в 1–3 месяца

Первые голосовые проявления ребенка – крик и плач. Малыш плачет, чтобы привлечь к себе внимание, выразить ощущение дискомфорта, попросить о помощи. Возможность сообщить о своих потребностях через плач – важное умение ребенка, помогающее ему адаптироваться в изменившихся условиях жизни. В возрасте 1,5 месяца одной из форм выражения чувств и потребностей станет улыбка. Сопровождающие ее радостные вокализации – это предречевое общение ребенка, позволяющее удержать внимание и продлить контакт со взрослыми. Уже к 3 месяцам появляется гуление – процесс произношения протяжных гласных звуков (а, у, ы), а также совмещение гласных и согласных звуков (агу, гу, га, ха, кы, кхы).

Мир эмоций. Склонившись над малышом, с помощью мимики, жестов, интонации попробуйте выразить разнообразные эмоциональные состояния (радость, удивление). Вы заметите, как малыш внимательно рассматривает ваше лицо, прислушивается к интонациям вашего голоса. Возможно, он даже скопирует выражение вашего лица, начнет гулить. Такие передачи эмоций и звуков являются первыми актами общения с крохой, способствуют социально-эмоциональному развитию и формированию речи у ребенка.

Потешки, стишки, песенки. Почитайте ребенку вслух небольшие стишки и потешки, спойте детскую песенку. При этом важно смотреть на малыша, четко произносить слова, варьировать интонации. Обратите внимание: кроха замер, прислушиваясь к вашему голосу, внимательно наблюдает, как вы шевелите губами, произнося фразы. Вот он оживленно задвигал ручками и ножками – обрадовался вашему общению с ним. Такое взаимодействие с ребенком способствует накоплению словарного запаса. Вот, например, потешка:

Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду,
Потерял пастух дуду.
А я дудочку нашла,
Пастушку я отдала.

Поворкуем, погулим. Склонитесь над малышом и начните разговаривать с ним. Кроха будет пытаться вам отвечать на своем языке – гулить. Повторяйте звуки, которые он произносит. Затем отвечайте малышу на его гуление так, будто понимаете, о чем он говорит. Комментируйте «сказанное» им. Такое упражнение формирует ответную реакцию ребенка на словесное воздействие взрослого, побуждает его к гулению и способствует формированию речи у ребенка.

«Я расскажу тебе…». Дети тонко чувствуют оттенки речи и тембр голоса собеседника. Поэтому самое простое, что вы можете делать для развития ребенка, – чаще разговаривать с ним, причем в лицах.

Меняйте интонацию с повествовательной на вопросительную, говорите то тише, то громче. Обращайтесь к нему, когда вы ходите по комнате, а не только находитесь рядом с крохой. Малыш будет поворачивать голову в сторону вашего голоса. Называйте все предметы, которые показываете ему, свои действия и действия других, комментируйте происходящее. Четко произносите слова и повторяйте фразы несколько раз.

Развитие речи ребенка в 3–6 месяцев

В этом возрасте малыш прислушивается к окружающим его звукам, проявляет к ним интерес и повторяет их. При этом кроха понимает, что это издаваемые им звуки. Ваша задача – побуждать ребенка произносить звуки и звуковые сочетания.

«Язычок-проказник». Возьмите ребенка на руки. Смотрите ему в глаза и, высунув язык, издавайте разные смешные звуки. Затем спрячьте язык. Повторите те же действия, издавая уже другие звуки. Дети обычно пытаются подражать взрослому: тоже стараются высунуть язык и произнести несколько услышанных звуков. Так тренируется его артикуляционный аппарат, развивается подвижность губ и языка. В ходе игры пополняется запас звуков, малыш чаще пытается произносить их, начинает вступать в общение со взрослым.

«Эхо». Склонитесь над ребенком или возьмите его на руки, чтобы он видел ваше лицо. Поговорите с ним, стимулируйте голосовую активность крохи и повторяйте за ним звуки, которые он произносит, словно эхо. Малыш начинает гулить в ответ – завязывается своеобразная «беседа». Произнесение разных звуков и звуковых сочетаний способствует улучшению речевых способностей ребенка.

«Идет коза рогатая». Эта игра соединяет в себе несколько функций – речевую, двигательную, тактильную. Сложив пальцы рук определенным способом (сделав «козу»), легко пощекочите кроху, проговаривая при этом стишок:

Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
Кто каши не ест, молочка не пьет,
Того забодает, забодает, забодает!

Процесс игры доставляет малышу удовольствие, он может громко засмеяться, когда вы его щекочете. Такое двустороннее общение активизирует речевые центры головного мозга, способствуя речевому развитию.

Развитие речи ребенка в 6–9 месяцев

В этот период в развитии малыша появляется следующая стадия развития речи – лепет. Ребенок воспроизводит цепочки слогов «па-па-па», «ка-ка-ка», «ма-а-а», «ва-а-а» и многократно их повторяет, прислушивается к произносимым звукам. Стадия лепета длится до 11 месяцев. Постепенно лепетная речь усложняется, появляются новые слоги и звуковые сочетания.

Активизация речевых центров головного мозга может происходить через работу рецепторов на кончиках пальцев. Поэтому важно в занятиях с ребенком уделять особое внимание развитию мелкой моторики рук.

В этом возрасте самое время начать читать крохе. Книги нужно подобрать с различными дополнениями, например, с погремушками, липучками, кармашками, пищалками и т. п. Эти игрушки удерживают внимание малыша и способствуют развитию мелкой моторики.

Читаем и играем. Расширяйте понятийный словарь малыша. В этом поможет рассматривание картинок в книгах, чтение небольших рассказов и стихов (например, А. Барто). Для занятий подбирайте книжки с яркими, четкими и понятными иллюстрациями. Приготовьте игрушку, например зайца, и книжку с его изображением. Покажите ребенку игрушку и картинку: «Вот зайчик, и это тоже зайчик». Такие занятия обогащают словарный запас малыша, знакомят его с новыми понятиями, названиями предметов и явлений.

Читать еще:  Можно ли получить снилс на ребенка. Какие документы нужны для получения снилс на ребенка. Во сколько лет получают свидетельство

Игры для пальчиков. Уже в этом возрасте можно научить ребенка рисовать красками. Только вместо кисти пусть оставляют следы на бумаге детские ладошки и пальчики.

Лепите с малышом из пластилина: скатывайте из пластичной массы разные по форме и величине фигурки, а малыш пусть пальчиками расплющивает их.

Приобретите крохе развивающие игрушки или центры для развития мелкой моторики – с кнопочками, отверстиями, фактурной поверхностью деталей, музыкальным или голосовым сопровождением.

Новый друг. Для общения с ребенком выберите персонажа – перчаточную куклу, игрушку бибабо или мягкую игрушку. Можно знакомить малыша с предметным миром, новыми словами от лица этого героя. Пусть игрушечный Буратино покажет крохе картинки в книжке, расскажет о новых предметах, задаст вопросы, попросит ребенка повторить какие-либо действия. Ведите с ребенком диалог, обращаясь к нему от лица куклы. Поощряйте голосовую активность малыша, побуждая его отвечать и взаимодействовать с персонажем.

Развитие речи ребенка в 9–12 месяцев

В этом возрасте кроха активно подражает жестам, выражениям лица, разным звукам, которые слышит от взрослых (смех, кашель, щелканье языком). Подражание действиям и звукам переходит в подражание словам по мере того, как ребенок учится не только произносить звуки, но и понимать обращенную к нему речь. В этот период закрепляется лепетное говорение: малыш произносит целые тирады, меняя интонацию.

Время сказок. Можно выбрать русские народные: «Теремок», «Репка», «Колобок», «Три медведя». Малыш уже узнает многих зверей, может по просьбе взрослого показывать пальчиком на изображение названного вами животного. Внимательно рассмотрев картинки, спросите его, например: «А где медведь?» – и кроха покажет пальчиком на нужную картинку. Рассказывая сказку, соблюдайте тембр голоса и интонации каждого героя – мышка говорит тоненьким голоском: «Пи-пи», медведь – грубым: «У-у-у».

Попросите кроху повторять вслед за вами, каким голосом разговаривают животные. Игры на звукоподражание – хорошие артикуляционные упражнения, выполнение которых способствует развитию речи.

Тренировка языка. Это логопедическое упражнение тренирует рот и губы малыша, мышцы артикуляционного аппарата. Стройте малышу смешные рожицы и гримасы, провоцируя его повторять за вами. Покажите крохе язык и попросите его показать свой. Растяните губы в широкой улыбке и предложите ребенку улыбнуться так же. Для тренировки щек, губ и языка подойдут свистульки, игрушечные дудочки. Научите малыша правильно дуть в большой свисток или дудочку – и производимый звуковой эффект приведет его в восторг.

«Повторяй за мамой». Склонитесь над малышом так, чтобы он видел движение ваших губ при произнесении слов. Предложите ребенку повторять звуки вслед за вами:

Ла-ла-ла, ла-ла-ла, наша девочка мала.
Та-та-та, у нас дома чистота.
Му-му-му, молочка налить кому?
Ло-ло-ло, а на улице тепло!
Жа-жа-жа, есть иголки у ежа.
Ба-ба-ба, из окна торчит труба.
За-за-за, уходи домой, коза.

Произносите звуки, которые есть в лепете ребенка, постепенно вводя новые звукосочетания: «та», «да», «ва», которыми он еще не пользуется. Вы заметите, как ребенок чутко реагирует на новые звуки, прислушивается, всматривается в лицо говорящего.

Речевые умения ребенка к 1 году

  • Ребенок повторяет за взрослыми звуки, слоги и односложные слова.
  • Реагирует на свое имя.
  • Активный словарь малыша включает от 10 до 20–25 слов. В основном это упрощенные или звукоподражательные слова.
  • Пополняется пассивный словарь: ребенок знает названия многих предметов, понимает и выполняет просьбы взрослых.
  • Малыш внимательно слушает взрослого, а потом повторяет цепочки простых слов и звуки.
  • Общение между ребенком и взрослым начинает строиться с помощью речи.

Источник фото: Shutterstock

Современные родители отлично знают, что даже с новорожденным младенцем необходимо разговаривать. И чем больше, тем лучше. Это крайне важно для гармоничного развития малыша. Но многие мамы и папы просто-напросто не знают.

Любопытно, что уже с первых дней ребенок проявляет слуховые предпочтения: на какие-то звуки он не обращает внимания, к каким-то – прислушивается, а некоторые его раздражают. В течение первого года малыш научится ориентир.

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев», – заметил еще в прошлом веке выдающийся педагог В. А. Сухомлинский. Это значит, что родителям стоит уделить особое внимание тренировке тонких движений детских пальчиков, ко.

Развитие речи у ребенка первого года жизни. 0-3 месяца

Молодые мама и папа с трепетом разглядывают своего малыша. Кажется, он ничего, ну совершенно ничего не может и не умеет. А ведь именно в первые дни и недели жизни ребенок активно приспосабливается к существованию. И делает это с помощью родителей. Вы замечаете, что у него есть очень важные врожденные умения: он сосет, глотает, моргает. Попробуйте прикоснуться к крохе чем-нибудь холодным — реакция последует незамедлительно. Малыш чувствует и холод, и тепло, и даже то, как к нему прикасаются: нежно или грубо, уверенно или неуверенно. А уж о вкусе и говорить нечего: если недельного ребенка угостить чем-нибудь горьким или соленым, то такая еда будет немедленно выплюнута.

В первые дни жизни ребенок начинает видеть и слышать. Вы уронили что-нибудь с грохотом или выясняете отношения на повышенных тонах — новорожденный не оставит этого без внимания, заплачет, сморщится. Эти удивительные способности видеть и слышать обязательно развивайте: запаситесь воздушными шарами, объемными поделками из плотной цветной бумаги (кубиками, шариками). Не забывайте периодически менять игрушки, которые предлагаете для рассматривания. Ласково говорите с ребенком об игрушке: «Ах, какой шарик!».

Будете снабжать малыша интересными предметами для зрительного изучения, и примерно на десятый день жизни он сможет следить взглядом за передвигающейся игрушкой. А это уже достижение. Для того чтобы ребенок начал следить за игрушкой, постарайтесь сначала его положительно настроить. Как и любой человек, малыш любит делать то, что ему нравится. Похлопайте его по спинке, потормошите, а уж потом покажите заветный предмет. Держите игрушку над ребенком на расстоянии 50-60 см или чуть выше, медленно перемещайте, пока предмет не исчезнет из поля зрения малыша. Проделайте это несколько раз. Кроха при этом лежит на спинке, ну, а в недалеком будущем вы можете держать его на руках.

Хорошо бы укрепить над кроваткой что-нибудь звучащее, колокольчик или бубенчик. Если малыш случайно заденет игрушку рукой, то раздавшийся звук привлечет его внимание.

Ребенок очень активно двигает ручками. Малыш обязательно должен изучать свои ручки, смотреть, как они двигаются. Это важно для развития, поэтому не нужно ограничивать движения ребенка, пеленая его полностью. Достаточно того, что ножки окажутся запеленутыми. Пеленая малыша, следите за тем, чтобы ножки в пеленке могли двигаться. Возможность двигаться очень важна, особенно для развития речи.

Не жалейте для своего ребенка ласки, тепла и внимания, не бойтесь лишний раз погладить ручку, ножку, спинку, животик, обнять малыша, дать ему почувствовать вашу любовь и нежность. Очень скоро в ответ на ласковое слово, похлопывание, поглаживание вы получите улыбку, которая приносит родителям столько счастья.

Пускай вас не беспокоит, что ребенок очень много спит (и не только ночью), не может пока перевернуться, не держит головку — еще не время.

1-й месяц — первые достижения

Ну, вот вы и дождались: в возрасте одного месяца ваш ребенок уже может в течение нескольких секунд удерживать головку в вертикальном положении. И даже лежа на животе пытается поднять голову. А уж как двигает ручками и ножками! Все чаще и чаще радует вас своей улыбкой, и вы замечаете, как малыш фиксирует свой взгляд.

Старайтесь как можно активнее общаться с ребенком. Самый лучший контакт (и результативный) происходит тогда, когда кроха смотрит на вас и улыбается. Кормление — отличная возможность для контакта. Устройте малыша поудобнее, поближе, чтобы он хорошо видел ваше лицо (а он уже готовится к еде, причмокивает губками). Говорите ласково, спокойно, улыбайтесь и старайтесь заинтересовать своей речью.

Хорошо также приговаривать что-нибудь ласковое во время купания. Это очень приятная процедура и для ребенка, и для вас, так что используйте положительные эмоции и беседуйте, беседуйте. Помните, что гораздо результативнее выступать в роли партнера, а не учителя.

Вы будете вместе с ребенком познавать окружающий мир и обмениваться впечатлениями. Для малыша важны не только слова, но и жесты, выражение лица, интонация. Ведь еще до того, как малыш научится говорить, он с помощью жестов и выражения лица сможет добиваться понимания окружающих и устанавливать с ними контакт.

Очень быстро ребенок сообразит, что желаемого можно добиться криком. Ну, а вы-то уж именно по крику будете безошибочно определять, чего хочет ребенок, что его беспокоит. Вот и попробуйте проговаривать то, о чем малыш дает вам знать криком, например, констатируя: «Ты голодный», «Ты мокрый». Не забывайте, что все знания об окружающем мире ребенок приобретает, наблюдая, исследуя, общаясь с вами. Так что не ждите бурного развития речи, да и других функций, если ребенку приходится подолгу находиться в одиночестве или в обществе молчаливой мамы и необщительного папы.

Читать еще:  Ребенок 5 лет часто икает. Если ребенок икает

Однажды мне пришлось наблюдать показательную ситуацию. Очень передовые и энергичные молодые родители обеспокоились тем, что, несмотря на их усилия, ребенок месячного возраста несколько пассивен и, как выразилась мама, неэмоционален. Придя в эту семью, я увидела, что кроватка стояла у стены в большой, метров 25 площадью, комнате. Вся стена у кроватки была расписана живописью фантастического характера, какие-то абстрактные геометрические фигуры перемежались лицами и радугами.

Это были творения папы-художника. Им же были созданы укрепленные над кроваткой композиции из бумаги, трудно поддающиеся описанию. В кроватке лежал мрачный младенец, глядящий на окружающее искусство. Больше в комнате не было ничего, не наблюдалось даже детских игрушек. Собрав в кулак логопедическое мастерство, я попыталась привлечь внимание малыша бабушкиными методами, неизменно срабатывавшими во всех ситуациях, но была остановлена папой, заявившим, что жизнь ребенка должна быть организована по совершенно иным принципам, реализованным, в частности, методом привлечения младенца к длительному созерцанию. Для самого автора дальнейшее созерцание было просто невмоготу.

О некоторых результатах метода папы-художника стало известно через полгода, когда мама малыша обратилась с просьбой порекомендовать окулиста — надо было лечить косоглазие. Выводы из этой истории взрослые люди могут сделать сами.

2 месяца: уже кое-что умею

Теперь уже игрушки, висящие в поле зрения вашего малыша, он рассматривает внимательно. Это могут быть одна-две игрушки прямо перед глазами над грудью на расстоянии 30-40 см от лица. Иногда при этом у детей бывает совершенно потрясающее выражение лица, до того серьезное, даже крохотные бровки потешно сдвинуты. Приглядывайтесь к нему, копируйте движения и гримасы. Ваш малыш уже может повторить за вами простые жесты и движения: высунуть язык, вытянуть губки.

На первом месяце жизни ребенок лежал в основном на спине без подушки, это объясняется тем, что мышцы были напряжены. Теперь мышцы шеи окрепли настолько, что ваш маленький труженик, лежа на животе, уверенно приподнимает и удерживает голову, обеспечивает себе возможность не только свободно дышать, но и посмотреть вокруг: «Что там новенького происходит?» А вам нужно этот момент немедленно использовать. Уловите, на что упал взгляд ребенка, и назовите ему этот предмет, имя человека и т.д. У вас теперь гораздо больше времени для занятий с ребенком, ведь период активного бодрствования увеличился. Давайте малышу как можно больше возможностей слышать вашу речь и пытаться ее повторять.

К двум месяцам малыш начинает получать удовольствие от звуков, которые издает, так что самое время активно развивать эту способность. Воркуйте, «разговаривайте», повторяйте звуки, произнесенные маленьким человечком. И обязательно улыбайтесь во время этой игры! Лучше всего малышу сейчас удаются короткие звуки, так называемое гуканье. Услышав, как ребенок загукал, потормошите его, «ответьте», дайте понять, что слышите, понимаете, что вам очень нравятся производимые ребенком звуки. Малыш легко воспримет как звучное, так и беззвучное артикулирование вами звуков. Попробуйте чередовать эти варианты.

Ребенок учится каждый день. Даже изучение им собственных ручек очень полезно. Дайте ему повертеть в руках яркую мягкую или жесткую тряпочку, кусочек меха, перышко. Наденьте на ручку браслетик из мягкого шнура или ткани, вместе с малышом полюбуйтесь, «обсудите» эти вещицы.

Двухмесячный малыш уже может с вашей помощью уверенно схватить игрушку, удержать ее. Ребенку будет интересно почувствовать фактуру разных тканей, а также ощутить прикосновение к дереву, пластмассе. Не поленитесь вложить игрушку в ручку малыша, поговорить с ним ласково, потормошить, потом осторожно забрать игрушку и снова дать. Только не забудьте: такие вкладыши нужно мыть, стирать почаще.

Обратите внимание: даже если ребенок занят, а вы заговорили с ним, он повернет головку в вашу сторону. Ну, а уж если вы, спрятав звучащую игрушку или какой-нибудь музыкальный инструмент так, чтобы малыш не видел эти предметы, позвучите ими, то знайте: этим вы развиваете так называемое слуховое сосредоточение. Оно просто необходимо для развития речевого слуха и понимания речи. Расстояние от игрушки до малыша не должно быть большим, тогда ребенок прислушается к звуку и воспримет его. Малыш пока не понимает ваших слов, но, услышав вопрос: «Где погремушка?», начинает искать ее глазами.

Прячьте игрушку то с одной, то с другой стороны. Вы можете также взять звучащую игрушку и, потряхивая ее, передвигать так, чтоб малыш ее видел. Тогда он будет следить за ней взглядом, а потом, когда вы дадите ее ему в руки, крепко ухватит и, возможно, попытается издать какой-нибудь звук.

Здесь уже можно поговорить о так называемой любимой игрушке или сонной игрушке. Эта вещь может постоянно лежать в кроватке ребенка. Заметим, что чаще всего выбор принадлежит родителям, которые считают: это именно то, что необходимо. Но бывает и такое. Как-то мне пришлось увидеть игрушечную гориллу, заботливо уложенную рядом с ребенком, приютившимся сбоку от нее. Горилла была гораздо крупнее малыша. По словам мамы, игрушка стоила очень дорого. При этом мама малыша выражала беспокойство по поводу недостаточной подвижности и молчаливости ребенка. Горилла, надо полагать, тоже не была очень активной и разговорчивой.

Если в кроватке малыша находится постоянно какая-то игрушка, понаблюдайте, как ведет себя с ней малыш, не мешает ли она ему, не пугает ли. И, конечно, она должна быть всегда чистой.

3 месяца: посмеемся, мама?

Теперь уже успехи вашего малыша очевидны. Это особенно заметно, когда вы держите ребенка на руках, а он смотрит на вас совершенно осмысленно. Вы улыбаетесь ему, он улыбается вам в ответ. Более того, он умеет весело и громко смеяться, и можно представить себе, какое наслаждение доставляет родителям этот смех. Старайтесь больше и чаще разговаривать с ребенком, озвучивать и свои, и его действия. Малыш ответит вам улыбкой, звуками, движениями ручек и ножек.

Помните, мы говорили о том, как много значит для ребенка возможность исследовать, изучать окружающее? Старайтесь давать ему возможность знакомиться с разными предметами. Когда вы выкладываете малыша на животик, а эта процедура обычно доставляет всем участвующим большое удовольствие, обратите внимание, как хорошо и долго он уже умеет удерживать головку. Значит, и обзор тоже увеличивается. Кроме того, малыш немедленно поворачивает голову в сторону звука или яркой игрушки. Это надо обязательно использовать. Обозначайте словами, звуками, жестами предметы, людей, которые окружают ребенка.

И называйте, называйте, проговаривайте все, что делает ребенок, все, что делаете вы. В этом возрасте ребенок уже очень любит, когда с ним играют. Он вообще становится очень активным, сам переворачивается со спины на бок, внимательно смотрит за движущимися игрушками и предметами и ориентируется на голос, то есть пытается узнать, где находится говорящий. У вас появляется дополнительная возможность помочь малышу развивать свои умения. Разговаривая с ним, отдаляйте и приближайте свое лицо, отводите лицо влево и вправо, вообще уведите из поля зрения ребенка. Этим вы развиваете его умение слушать.

Играя, вы можете сначала показывать своему малышу одну игрушку, потом, позднее, две, но не более трех. Подойдут и резиновые, и пластмассовые, и деревянные, и тканевые игрушки: животные, погремушки, кольца, шары.

Прежде всего, добейтесь, чтобы малыш увидел игрушку, поводите ею около него, коснитесь ею малыша, поднимите над ним, спрячьте, пусть ребенок, слыша звучание, попытается отыскать игрушку. Ну, а потом вложите ее в ручку маленького труженика. Не торопитесь и не форсируйте события. Малыш не может сразу схватить предмет, сначала вы даете игрушку из рук в руки и помогаете удерживать. Вот если ребенок хорошо справился с этим (о чем вы ему, конечно, сказали, и погладили, и похвалили), можно попробовать подвесить игрушки над грудью. Они должны быть удобными для захватывания: кольца, шарики с дырочками, вкладыши-трубочки. Играя с малышом, вы обязательно проговариваете все манипуляции и не забываете называть предметы, попадающие в поле зрения ребенка. Ваша улыбка также постоянно при вас.

Поиск звучащих игрушек продолжается, причем вы можете использовать и другие предметы, как-нибудь скрипящие, шуршащие и т.д. Очень полезно мять бумагу и прислушиваться к раздающемуся при этом звуку.

Не забудьте, пожалуйста, о «Козе рогатой». Пора начинать играть в эту игру.

Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
Забодает, забодает.

Ребенок радостно смеется при приближении грозной козы из двух пальцев.

Источники:

http://razvivashka.online/sfery-razvitiya/umeniya-3-mesyatsa
http://www.9months.ru/razvitie_malysh/5635/razvitie-rechi-rebenka-na-pervom-godu-zhizni
http://www.ourbaby.ru/article/Razvitie-rechi-u-rebenka-pervogo-goda-zhizni-0-3-mesyaca/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector