Упражнение договориться ребенок и родитель. Знакомство с правилами работы в группе и их принятие. «Где живут мои чувства?»
Содержание
- 1 Упражнение договориться ребенок и родитель. Знакомство с правилами работы в группе и их принятие. «Где живут мои чувства?»
- 1.1 Мастер-класс для педагогов «Формы общения педагогов с родителями» консультация (старшая группа)
- 1.2 Предварительный просмотр:
- 1.3 Мастер-класс для педагогов «Формы общения педагогов с родителями»
- 1.4 Конспект ОД «Где живут мои чуства»
- 1.5 Мастер-класс для педагогов «Учимся общаться с родителями!»
- 1.6 Ход мастер-класса:
Мастер-класс для педагогов «Формы общения педагогов с родителями»
консультация (старшая группа)
1.вступительное слово педагога
2,игра с родителями по снятию напряжения
3.вопросы и ответы
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов «Формы общения педагогов с родителями»
педагог Красникова Наталия Викторовна
МБДОУ БГО Детский сад №12 общеразвивающего вида
Педагог: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я проведу мастер-класс на очень важную, нужную тему : «Формы общения педагогов с родителями» .
Начать нашу встречу мне хочется словами Фредерика Саломона Перлза :
«Я пришел в этот мир Не для того, чтобы оправдывать твои надежды,Не для того, чтобы отвечать твоим интересам, Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. И ты пришел в этот мир Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям, Не для того, чтобы отвечать моим интересам, Не для того, чтобы оправдывать мои надежды. Потому что я – это я, а ты – это ты. Но если мы встретились и поняли друг друга – то это прекрасно! А если нет – то нужно стремиться к взаимопониманию.»
Я приглашаю участников для проведения мастер-класса. Сейчас я покажу вам несколько игр и упражнений для налаживания контакта родителей с педагогами, для их сближения и взаимопонимания.
Упражнение «негласный диалог» .
правило одно я подаю фразу, вы ее повторяете. (ритмические упражнения с хлопками) .
Вот вы все и улыбнулись. Сделав что- то приятное человек, становится лучше, чище, светлее. Поэтому мы должны быть уважительными и внимательными друг к другу. Не только говорить но и слушать, наблюдать.: В практике, часто сталкиваешься с такой проблемой как, «мама знает все лучше, потому что мать!» . Она озвучивает мысли ребенка, его желания, эмоциональное состояние и даже действия которые он при этом должен выполнять. Ребенок же при этом либо проявляет полную безучастность, либо уходит в протест.
Я предлагаю таким родителям вводить в общение с ребенком такой метод как «Час тишины» . Какие формы взаимодействия мы
при этом используем? (Слад на экране) . И сейчас я предлагаю поиграть в любимую детскую игру «Зеркало» вы видите эмоцию и пробуете её повторить.
Игра «Говорящие руки»
: Для снятия излишней напряженности родителей, например, во время родительского собрания, можно провести игру «Говорящие руки» в неё можно поиграть и с ребё нком : Для этого разделитесь на пары и повернитесь лицом друг к другу. Я буду давать задания вы молча их выполняете, только руками.
Варианты заданий парам : поздороваться с помощью рук; — помириться руками; — побороться руками; — выразить поддержку с помощью рук; — поругаться; — пожалеть; — пожелать удачи; — попрощаться; — выразить радость и т. п.
Это игра, помогает большему эмоциональному сближению за счет телесного контакта, улучшается взаимопонимание друг с другом. (Садятся) . И сейчас, поиграв в эту игру, я надеюсь вы тоже стали ближе друг к другу.
Игра «Я знаю 5 имен»
: Давайте с вами вспомним вами вспомним детскую игру с мячом «Я знаю 5 имен» . Образуем круг, сейчас я буду каждому из вас бросать мяч и задавать вопрос, а вы должны быстро на него ответить.
— назовите пять имён друзей (подруг) своего ребёнка;
-пять любимых занятий вашего ребенка;
-пять любимых блюд вашего ребенка;
-пять нелюбимых занятий вашего ребенка;
Такая игра, проведённая с родителями, позволит понять насколько родители хорошо знают своего ребёнка и близки с ним.
Игра «Тренировка интонации»
Чтобы осознать значение интонации для достижения цели воздействия воспитателя в общении с родителями.
Произнесите фразу : «Мне не безразличны успехи Вашего ребенка» .
— С оттенками иронии,
Какая интонация наиболее приемлема в общении с родителями?
«Где живут мои чувства?»
Все наши чувства живут внутри нас. В нас живут чувства : Радость, Грусть, Интерес, Страх, Злость, Любовь. Каждое чувство живет в своем доме. Перед вами силуэт человеческой фигуры. Мы попробуем сейчас определить, в каком именно месте живут ваши чувства.
— Представьте себе, что вы сейчас очень злитесь на кого-нибудь или что-нибудь. Постарайтесь всем телом почувствовать свою злость. Почувствуйте, где находится ваша злость в вашем теле? Как вы ее ощущаете? Может, она похожа на огонь в животе? Или у вас чешутся кулаки? Заштрихуйте красным карандашом место, где вы почувствовали злость.
— Представьте, что вы чего-то испугались. Что вас может напугать? Представили? Где находится ваш страх? Заштрихуйте это место черным карандашом.
— А сейчас вспомните, от чего вы грустите? Где находится ваша грусть? Возьмите синий карандаш и закрасьте это место.
— Представьте, что вы сейчас чему-то сильно радуетесь, вам легко, весело. Где живет ваша радость? Заштрихуйте это место желтым карандашом.
— Вспомните тех, кого вы любите? Что вы чувствуете при этом? Где вы почувствовали любовь, в каком месте она у вас живет. Возьмите зеленый карандаш и заштрихуйте это место.
— Посмотрим, что у нас получилось. Все фигурки разные. Почему?
— Вывод : мы все очень разные и чувствуем, тоже по-разному, и индивидуальный подход к родителям, важен так же как и при работе с детьми. Мы должны научиться, в общении быть ТЕРПИМЫМИ, уметь ЛЮБИТЬ и ПРОЩАТЬ.
— И в конце нашей встречи я вам предлагаю 7 обязательных правил для успешной работы по взаимодействию с родителями.
Семь обязательных правил :
Рефлексия «Все в твоих руках»
На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая – то позиция по отношению к сегодняшней нашей с вами встрече, по которой вы хотели бы высказывать свое мнение.
• «Большой» — для меня было важным и интересным…
• «Указательный» — по этому вопросу я получила конкретную рекомендацию
• «Средний» — мне было трудно (мне не понравилось)
• «Безымянный» — моя оценка психологической атмосферы.
Конспект ОД «Где живут мои чуства»
Где живут мои чувства!
(обобщающее занятие)
Цель:
— развитие эмоциональной сферы детей, раскрытие их творческого, нравственного потенциала, развитие навыков межличностного взаимодействия со сверстниками.
Возрастная группа:
Ход занятия:
Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть.
Наше сегодняшнее занятие называется «Где живут мои чувства»! Из названия мы можем догадаться, что разговор пойдет о чувствах!
1.Сегодня наше первое упражнение «Кто в домике живет?», которое поможет нам больше узнать друг о друге. А теперь каждый из вас пусть заберется в домик, а для этого каждый из вас смыкает руки уголком над головой в виде крыши. А я буду «стучатся» в каждый домик и спрашивать: «Кто в домике живет?», «А что ты любишь?», «Чем ты любишь заниматься?», «Что ты умеешь делать?».
Давайте вспомним, о каких чувствах мы с вами разговаривали на предыдущих занятиях.
2. Следующее наше с вами упражнение «Узнай эмоцию», и для этого мы с вами отправимся в чудесный мир рассказов, где, так или иначе, присутствуют различные чувства.
Сейчас я буду читать отрывки из разных произведений, а вы попытаетесь угадать о каком чувстве отрывок.
Шел король Боровик,
Через лес напрямик.
Он грозил кулаком,
Постучал каблуком.
Был король Боровик не в духе,
Короля покусали мухи.
Какое чувство испытывал король? когда постучал каблуком, погрозил кулаком. Злость!
Давайте изобразим его. Кто хочет показать?
Рады зайчики и белочки,
Рады мальчики и девочки,
Обнимают и целуют косолапого:
Ну, спасибо тебе, дедушка, за солнышко!
Какое чувство испытывали зайчики и белочки, мальчики и девочки? Радость!
Кто хочет показать его?
Крокодилы в крапиву забились,
И в канаве слоны схоронились.
Только и слышно,
Как зубы стучат,
Только и видно,
Как уши дрожат.
Какое чувство испытывает крокодил? Кто покажет его? Страх!
Но мохнатые боятся:
Где нам с этаким сражаться!
Он и грозен и зубаст,
Он нам солнца не отдаст.
А здесь, о каком чувстве идет речь? Кто покажет нам его? Грусть.
И доктор пришил ему ножки,
И заинька прыгает снова.
А с ним и зайчиха-мать
Тоже пошла танцевать.
И смеется она и кричит:
«Ну, спасибо тебе, Айболит!»
Что это за чувство? Радость.
Ребята сейчас я вам зачитывала отрывки, в которых, говорилась о чувствах, какие чувства вам было легко передавать, а какие – трудно?
А сейчас давайте мы с вами немного подвигаемся.
3. Следующее наше упражнение «Пересядьте все, кто…».
Мы все очень разные, но в то же время все чем-то друг на друга похожи.
Сейчас будут пересаживаться все, кто любит конфеты…играть на компьютере. плавать в реке…гулять на улице…слушать сказки…убирать игрушки…играть в футбол…собирать конструктор.
В конце делается вывод, что у нас есть много общего.
Ребята сегодня мы с вами проделали большой путь, и чтобы подвести итог, давайте вспомним все чувства, о которых говорилось на занятии! (Радость, страх, злость, любовь, грусть)
Наше занятие подходит к концу. Ребята, вам понравилось на занятии? Ответы детей.
Мы хорошо с вами поработали, и мне хочется предложить вам сыграть в игру «Аплодисменты».
Мы будем хлопать (аплодировать) тихо, затем сильнее и сильнее. Сначала одним пальцем, затем двумя пальцами, тремя пальцами, четырьмя пальцами, ладошкой.
Спасибо вам за работу. До свидания!
Мастер-класс для педагогов «Учимся общаться с родителями!»
Анна Катькалова
Мастер-класс для педагогов «Учимся общаться с родителями!»
Мастер-класс для педагогов:
«Учимся общаться с родителями».
Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.
• Выявить проблему в организации совместной работы педагога с родителями воспитанников
• Определить стратегии взаимодействия родителей и воспитателей
• Помочь педагогам в овладении понятием «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников»
Ход мастер-класса:
Педагог: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я проведу мастер-класс на очень важную, нужную тему: «Учимся общаться с родителями».
Начать нашу встречу мне хочется словами Фредерика Саломона Перлза:
Я пришел в этот мир
Не для того, чтобы оправдывать твои надежды,
Не для того, чтобы отвечать твоим интересам,
Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.
И ты пришел в этот мир
Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,
Не для того, чтобы отвечать моим интересам,
Не для того, чтобы оправдывать мои надежды.
Потому что я – это я, а ты – это ты.
Но если мы встретились и поняли друг друга – то это прекрасно!
А если нет – то нужно стремиться к взаимопониманию.
Нормативные документыдошкольного образования нацеливают нас на работу с родителями «на основе сотрудничества, вовлечения семей непосредственно в образовательную деятельность» (ФГОС, п. 3.2.1). Важно, чтобы педагог не только владел внедряемыми технологиями и ориентировался в новой организации воспитательно- образовательного процесса в соответствии с ФГОС, но и был открыт к общению.
Одной из актуальных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема построения конструктивных взаимоотношений с родителями воспитанников.
Как вы думаете, почему одним педагогам удается наладить с родителями контакт так, что те по первому зову готовы, что называется, горы свернуть, а другие, как ни бьются, — не могут достучаться до родителей и установить с ними взаимный контакт?
Ответы педагогов.
Трудности организации совместной работы педагога с родителями воспитанников:
1. Непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение
2. Отсутствие единства требований в семье и детском саду.
3. Отсутствие единства требований в семье и детском саду.
Даже при очень хорошем воспитателе и замечательном устройстве детского сада множество причин порождают сложные отношения.
Посмотрите на шарики в моей корзинке. Это трудности, с которыми сталкивается воспитатель в общении с родителями. Отдаю мячи одному педагогу и перечисляю их названия педагогу.
• Непонимание родителями самоценности периода дошкольного детства и его значения;
• Неоправданно позитивные ожидания родителей от дошкольного учреждения. Неоправданно позитивное ожидание возникает тогда, когда родители, отдавая ребенка в детский сад, думают о том, что детский сад всему научит, а родителям ничего не нужно будет делать. Если эти ожидания оказываются напрасными, возникает огромное напряжение между родителями и педагогами. На самом деле детский сад способен многое сделать для развития детей, но у него есть свои специфические задачи и он никогда не сможет полностью заменить родителей и воспитательное воздействие семьи;
• Неоправданно негативные ожидания родителей от дошкольного учреждения. Если личный детсадовский опыт родителя был неудачным или сам родитель не посещал детского сада, но слышал множество разговоров о том, что это очень плохо, возникает неоправданно негативное отношение. Такой заранее подготовленный отрицательный настрой обязательно передается ребенку и не лучшим образом влияет и на него, и на отношения между воспитателем и родителем;
• Излишняя озабоченность родителей о своем ребенке, только нервирует малыша, настраивает его против детского сада.
• Воспитатель порой становится для родителей символом власти, неким контролером, который оценивает их действия, поучает их. Когда воспитатель оценивает ребенка, дает какие-то рекомендации, родитель очень часто ошибочно считает, что оценивают его самого, его состоятельность как человека и родителя;
• Непонимание педагогами своей роли в отношениях с родителями, неуверенность и неспособность вести диалог, а порой и полное отсутствие навыков общения.
Скажите, удобно ли вам держать столько шариков? Что вам хочется
сделать? (Ответы участников семинара) Выбросьте их обратно в корзину.
Из чего же складывается успех общения? Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки.
• желание пойти на контакт, наладить отношения,
• помочь друг другу, увидеть в другом равного себе партнера,
• признать право другого на иную позицию и понять эту позицию.
Уважаемые коллеги, далее я хотела бы коснуться практической части общения с родителями.
Упражнений № 1. Коммуникативное упражнение «Дерево цели». (изображения дерева, подписано: корни – минимальный уровень коммуникативных умений, крона – максимальный уровень коммуникативных умений).
Педагог: Чтобы выявить для себя уровень коммуникативных способностей в данный момент, выполним коммуникативное упражнение «Дерево цели». Перед вами изображено дерево цели. Нарисованное дерево выступает символической шкалой ваших коммуникативных умений. Корни – это точка отсчета, минимальное проявление ваших качеств и умений, а крона – максимальный уровень проявления ваших реальных или возможных умений. Я предлагаю Вам на стикере написать свое имя и прикрепить на изображение дерева в том месте, где вы сейчас, по вашему мнению, находитесь на этой шкале. (педагоги оценивают свой уровень представлений по теме). А для чего мы это сделали, вы узнаете в конце мастер класса.
Упражнение № 2. «Общение с родителями»
На столе перед вами расположены установки на общение с родителями: из каждой пары приведенных утверждений выделите одно, которое применимо в вашем понимании этого слова.
I. А) я должна как можно чаще предоставлять родителям возможность самим принимать решения.
Б) мне нужно настоять на своей позиции или мнении.
II. А) меня должны уважать.
Б) я должна завоевать уважение.
III. А) я должна быть в центре внимания.
Б) необходимо держаться в тени, но знать, что работа идет.
IV. А) я считаю, что кредит доверия должен накапливаться.
Б) я всегда авансирую доверие родителям.
Оценка результатов: правильные ответы: 1Б, 2Б, 3Б, 4Б.
Упражнение № 3. «Волшебное озеро»
(Образуем круг). Давайте образуем круг. Я предлагаю вам выполнить упражнение “Волшебное озеро”.
Педагог: У меня в руках шкатулка, сейчас мы будем передавать ее друг другу. Тот, у кого в руках окажется шкатулка, должен заглянуть внутрь. Там, в маленьком “волшебном” озере, вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете, улыбнитесь ему. (Передают шкатулку.) Ответил вам этот человек на вашу улыбку? (отвечают и садятся). (картинка отражение в зеркале). Если мы будем улыбаться друг другу при встрече, то и нам будут отвечать добрыми, искренними улыбками.
Педагог: Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Поэтому мы должны быть уважительными и внимательными друг к другу.
Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников. Все это приводит нас к понятию «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников»
Упражнение № 4. Игра «Тренировка интонации»
Педагог: Чтобы осознать значение интонации для достижения цели воздействия воспитателя в общении с родителями.
Произнесите фразу: «Мне не безразличны успехи Вашего ребенка».
— с оттенками иронии,
Какая интонация наиболее приемлема в общении с родителями.
Педагог: Следующие упражнения направлены для налаживания контакта родителей с педагогами, для их сближения и взаимопонимания.
Упражнение № 5. Игра «Говорящие руки»
Педагог: Для снятия излишней напряженности родителей, например, во время родительского собрания, можно провести игру «Говорящие руки»: Для этого разделитесь на пары и повернитесь лицом друг к другу. Я буду давать задания вы молча их выполняете, только руками.
Варианты заданий парам: поздороваться с помощью рук;
— выразить поддержку с помощью рук;
— выразить радость и т. п.
Педагог: Это игра, помогает большему эмоциональному сближению за счет телесного контакта, улучшается взаимопонимание друг с другом. (Садятся). И сейчас, поиграв в эту игру, я надеюсь вы тоже стали ближе друг к другу.
Упражнение № 6. Игра «Я знаю 5 имен»
Педагог: Давайте с вами вспомним вами вспомним детскую игру с мячом «Я знаю 5 имен». Образуем круг, сейчас я буду каждому из вас бросать мяч и задавать вопрос, а вы должны быстро на него ответить.
-назовите пять имён друзей (подруг) своего ребёнка;
-пять любимых занятий вашего ребенка;
-пять любимых блюд вашего ребенка;
-пять нелюбимых занятий вашего ребенка;
Педагог: Такая игра, проведённая с родителями, позволит понять насколько родители хорошо знают своего ребёнка и близки с ним.
Упражнение № 7. «Где живут мои чувства?»
Педагог: Все наши чувства живут внутри нас. В нас живут чувства: Радость, Грусть, Интерес, Страх, Злость, Любовь. Каждое чувство живет в своем доме. Перед вами силуэт человеческой фигуры. Мы попробуем сейчас определить, в каком именно месте живут ваши чувства.
— Представьте себе, что вы сейчас очень злитесь на кого-нибудь или что-нибудь. Постарайтесь всем телом почувствовать свою злость. Почувствуйте, где находится ваша злость в вашем теле? Как вы ее ощущаете? Может, она похожа на огонь в животе? Или у вас чешутся кулаки? Заштрихуйте красным карандашом место, где вы почувствовали злость.
— Представьте, что вы чего-то испугались. Что вас может напугать? Представили? Где находится ваш страх? Заштрихуйте это место черным карандашом.
— А сейчас вспомните, от чего вы грустите? Где находится ваша грусть? Возьмите синий карандаш и закрасьте это место.
— Представьте, что вы сейчас чему-то сильно радуетесь, вам легко, весело. Где живет ваша радость? Заштрихуйте это место желтым карандашом.
— Вспомните тех, кого вы любите? Что вы чувствуете при этом? Где вы почувствовали любовь, в каком месте она у вас живет. Возьмите зеленый карандаш и заштрихуйте это место.
— Посмотрим, что у нас получилось. Все фигурки разные. Почему?
— Вывод: мы все очень разные и чувствуем, тоже по-разному.
Упражнение № 8. «Ладошки»
Педагог: А сейчас возьмем листы бумаги, они чистые как наши детки Листочки у нас разного цвета, они не похожи друг на друга, как и наши воспитанники: разные по характеру, по интересам, по поведению. Обводим свою ладошку и вырезаем. В центре ладони пишем имя своего ребенка, а на пальцах отличительные черты его характера. Готовые ладошки приклеиваем как лучики к солнышку. Посмотрите, какое у нас получилось доброе, ласковое, веселое солнышко. Все наши «детки» согреты теплом наших рук. Мы должны научиться в общении быть ТЕРПИМЫМИ, уметь ЛЮБИТЬ и ПРОЩАТЬ.
«Дерево цели». (изображения дерева, подписано: корни – минимальный уровень коммуникативных умений, крона – максимальный уровень коммуникативных умений).
Педагог: Уважаемые коллеги, я предлагаю вам, снова обратить внимание на наше «Дерево цели». Теперь переместите ваши стикеры, если вы считаете нужным, на изображение дерева в том месте, где вы сейчас, по вашему мнению, находитесь на этой шкале. Объясните, зачем вы переместили свои стикеры?
Правила общения с родителями:
Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.
Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.
Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе.
Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.
Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.
В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.
— И в конце нашей встречи я вам предлагаю 7 обязательных правил для успешной работы по взаимодействию с родителями.
Источники:
http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2019/07/13/master-klass-dlya-pedagogov-formy-obshcheniya-pedagogov
http://infourok.ru/konspekt-od-gde-zhivut-moi-chustva-1277779.html
http://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-dlja-pedagogov-uchimsja-obschatsja-s-roditeljami.html