Усачев википедия. Андрей Усачев. Лучшие стихи для детей.

Писатель Андрей Усачев: биография, фото и интересные факты

Андрей Усачев – писатель многогранный и разноликий. Его талант проявляется и в поэзии, и в прозе, и в прикладной литературе. За свой немалый вклад в отечественную культуру Усачев был отмечен многими наградами и премиями.

О себе известный писатель не любит говорить. Он мало дает интервью о личной жизни, редко отвечает на интимные вопросы.

Родился будущий писатель в Москве в 1958 году, в обычной советской семье. После школы поступил в столичный институт, специализирующийся на электронной технике. Но, видимо, профессия была выбрана поспешно, потому что спустя четыре года парень бросил учебу.

И только отслужив в армии, молодой Андрей Усачев избрал себе дорогу в жизни – поступил на филологический факультет государственного университета.

Раннее творчество

В 18 лет парень написал свои первые поэтические произведения для вокально-инструментального ансамбля, в котором состоял в качестве барабанщика. Его мечтой было стать профессиональным музыкантом, молодой человек и не думал, что будущий известный писатель для детей – это он, бесшабашный Андрей Усачев, биография которого была отмечена лишь одной вехой – поступлением в вуз. Тогда у парня на первом месте стояло, как и у большинства молодежи того времени, – приобретение современных джинсов и модной рубашки.

В 27 лет, еще во время обучения в высшем учебном заведении, под влиянием творчества детского писателя Хармса, одаренный студент публикует свои первые стихотворения в журнале «Мурзилка». Это были нелегкие 1980-е годы, которые пережил вместе со своими соотечественниками Андрей Усачев. Биография и личная жизнь начинающего писателя того времени отличаются разными событиями. Печатая свои произведения – стихи, юморески, фельетоны, мужчина подрабатывает дворником, сторожем, посудомойщиком… Глядя на скромного работника из далекого 1985 года, невозможно и представить, что сейчас он – известный писатель Андрей Усачев, биография, фото которого украшают обложкии страницы многих литературных и светских изданий. Андрей Усачев женат, имеет двоих детей.

Знакомство с Успенским

Благодаря тому, что на начинающего автора обратил внимание известный и востребованный писатель Эдуард Успенский, Андрею Усачеву была дана возможность реализовать себя как детского поэта.

Вместе со старшим другом Усачев выпустил свой первый поэтический сборник «Если бросить камень вверх» с потешными и умилительными детскими стишками. За это начинающий литератор получает свою первую премию на Всероссийском конкурсе молодых писателей, а год спустя, в 1991 г., становится членом Союза писателей.

Писатель Усачев Андрей, биография и творчество которого резко обогащается с момента вступления в талантливое объединение, приступает к оживленной продуктивной деятельности.

Популярный сценарист

Дальнейшие старания Усачева на литературной ниве отражают всю глубину его таланта и образованности. Писатель становится сценаристом и ведущим многих популярных детских передач – «Весёлая радиоквампания», кварьете «Весёлая квампания», «Летающий диван».

По его работам создаются добрые, трогательные мультфильмы: «Умная собачка Соня» (1991), «Приключения в Изумрудном городе» (1999), «Рыцарский роман» (2003), «Девочка и крот» (2005), «Прекрасная лягушка» (2008), «Ку! Кин-дза-дза» (соавтор сценария), «Кукарача» (оба – 2013 год).

Он пишет развлекательные и вместе с тем поучительные пьесы для детских театров, сценарии к проведению детских праздников. Составляет сборник песен для ребятишек «Игра в классиков» (2003 год).

Талантливый поэт и прозаик

Его поэтические сборники поражают своей простотой и мелодичностью, они не только приятны для чтения, но и несут в себе нормы морали, правила этического поведения, эстетическое обучение. Это – и «Мы играли в паповоз» (1998 год), и «Шкатулка» (1999), и «Любопытная Варвара» (2003), и «Прогулки по Третьяковской галерее с поэтом Андреем Усачёвым» (2010), и «Что такое День Победы?» (2015).

Андрей Усачев признается, что он – грандиозный выдумщик, поэтому те сюжеты, которые не укладываются в поэтических произведениях, он воплощает в прозаических жанрах. И это у него тоже отлично получается.

Сборниками сказок и фантастических историй Усачева зачитывается уже второе поколение детей! Это, прежде всего, – «Умная собачка Соня», «Жуткий детский фольклор», «Оранжевый верблюд». Невозможно не отметить и его новые работы с 2000 года: «Сказочная история воздухоплавания», «Жили-были ёжики», «Чудеса в Дедморозовке», «Приключения Котобоя», «Почта Деда Мороза», интерпретированные для чтения современным ребенком. Они помогают маленьким читателям увидеть себя со стороны, оценить прекрасную пору своей жизни, найти гармонию и взаимосвязь себя с природой, сверстниками, взрослыми. Произведения местами ироничные, местами задумчивые, но они обязательно несут в себе искристый смех, веселую жизнерадостность, беззаботную оживленность, мягкую назидательность, что так любимы маленькими читателями.

Сфера образования

Андрей Алексеевич Усачев является автором пяти школьных пособий, которые были рекомендованы к применению Министерством образования и науки Российской Федерации. Это, прежде всего, – «Декларация прав человека», «Основы безопасности жизнедеятельности» с 1 по 4 классы, «Мои географические открытия», в которых автор в ясной понятной форме и интересным живым языком излагает четкие факты и понятия по изучаемому предмету.

Другие произведения автора – «Таблица умножения в стихах», «Азбука для Буки» и т. д., в которых весело и доходчиво писатель доводит до малышей такие серьезные дисциплины, как алгебра, геометрия и грамматика.

Произведения Андрея Алексеевича Усачева общим тиражом достигают трех миллионов экземпляров. Они переведены на некоторые языки мира – иврит, польский, сербский, молдавский.

За тридцать лет своего активного творчества писатель стал победителем многих литературных конкурсов и был награжден несколькими национальными премиями.

Андрей Усачев

У Андрея Усачева много талантов. Он драматург, сценарист и радиоведущий, основатель «Веселой школы детских писателей», где в театрализованной форме доводятся до юного поколения знания широкого спектра – от изобразительного искусства до астрономии. Но главным для себя Усачев считает литературное поприще, любимое занятие – писать книги для детей.

Детство и юность

Андрей Усачев родился в Москве в июле 1958 года в семье педагогов. Тяга к творчеству проснулась в школе, когда пришлось писать песни для школьного ансамбля «Ключи». Но стихи поначалу не очень интересовали, предпочитал прозу – зачитывался Вальтером Скоттом, Фенимором Купером и Майн Ридом. «Двух капитанов» Вениамина Каверина и «Урфина Джюса» Александра Волкова «затер до дыр».

Читать еще:  Познание мира ребенком. Малыш познает мир - понять и помочь

Писатель Андрей Усачев

Всерьез Андрей увлекся поэзией благодаря альбому «По волнам моей памяти» Давида Тухманова и попробовал сочинять лирические, а позднее юмористические стихотворения. Произведения Даниила Хармса, о которых писатель подготовил дипломную работу, помогли определиться с выбором между юмором и детской литературой. Произошло это ближе к 27 годам. А по окончании школы Усачев мечтал стать профессиональным барабанщиком, но поступил в институт электронной техники.

Андрею понадобилось 4 года, чтобы понять, что «подчиняться и командовать» не любит и не хочет, потому отслужил в армии и перевелся на филологическое отделение Калининского (ныне — Тверского) госуниверситета. Литератор, по мнению писателя, человек свободный.

Андрей Усачев

В трудовой биографии автора детских рассказов множество пунктов: он охранял железнодорожную станцию и играл в ресторане, работал дворником и машинистом сцены в театре, убирал пляжи и редактировал журнал.

Позднее Усачев пришел на радио, где вел передачи «Веселая радиоквампания», «Летающий диван», писал сценарии для мультфильмов. В ранг бестселлеров попал сборник «Малуся и рогопед», которым как методическим пособием пользуются логопеды. Учебник по «Основам безопасности жизнедеятельности» и «Декларация прав человека» рекомендованы для школьной программы

Литература

Осознанно на литературное поприще Андрей Усачев ступил в 1985 году, тогда же в журнале «Мурзилка» опубликовано первое стихотворение. Довольно быстро пришло признание в профессиональной среде: в 1990 году сборник «Если бросить камень вверх» удостоен премии на всероссийском конкурсе начинающих писателей. Через год вышла первая книга, а автор стал членом Союза писателей России.

Поэт Андрей Усачев с гитарой

Персонажами стихов Усачева становились конфета и божья коровка, цветы и рыбы, воздушные шарики, а прочитав «Нестрашные страшилки», дети знакомились с мифическим Чудом-юдом, барабашками и привидениями.

Популярный цикл «Умная собачка Соня» начался с одноименного мультфильма. Затем собачьи размышления и поиски ответов на вопросы обрели форму книг. Сборник рассказов о ежиках награжден главной премией международного литературного фестиваля «Ветер перемен». За «333 кота» Андрея в 2006-м отметили на национальном конкурсе «Книга года». «1000 и 1 мышь» и «Мышарики» Усачев написал по «заказу» юной читательницы, попросившей писателя уделять внимание не только кошкам.

Андрей Усачев и его книги

Первые экземпляры «Неправильных сказок» с удовольствием читали взрослые «дяди и тети» в издательстве, вспоминая собственное детство и такие знакомые стихи, песни и рассказы, которые приобрели несколько пародийный характер. Книга рассчитана на подготовленного читателя, знающего, что в «Репке» тянут именно репку, а не рыбку, а в «Красной Шапочке» волк съел девочку, а не мухомор.

На основе «Школы снеговиков» на радио был поставлен аудиоспектакль. Главные герои книги – Дед Мороз и Снегурочка, а снеговики – их помощники, и все вместе живут в деревне Дедморозовка. Этот сказочный населенный пункт Андрей придумал, по собственному признанию, в знак протеста. Усачеву категорически не нравится, как чиновники обставили историю вокруг дедушки и внучки, с возведением резиденций, косноязычными выступлениями на новогодних елках: «Как депутат-единоросс». Писатель считает, что детям Деда Мороза надо преподносить как

«нормального доброго простого человека, какие пока еще встречаются в наших вымирающих деревнях».

В серию входят также «Привидение из Дедморозовки», «Олимпийская деревня Дедморозовка», «Мешок со смехом» и другие.

Андрей Усачев раздает автографы детям

Из-под пера Усачева выходят не только художественные произведения, но и своеобразные учебники, названия которых говорят сами за себя. Например, «Таблица умножения в стихах», «Азбука хорошего поведения», «Уроки рисования», «Правила дорожного движения».

Книга «Зоология для детей» — мини-энциклопедия о животных, с красочными иллюстрациями и научными комментариями, изложенными доступным языком. «Великий и могучий русский язык» состоит из стихотворений, объясняющих детям идиоматические выражения и фразеологизмы.

Андрей Усачев

В 2013 году на экраны вышел мультфильм «Приключения “Котобоя”», для которого Андрей Усачев переработал 4 рассказа о Коте-капитане, его помощнике и Мышонке-юнге. Кроме него, писатель адаптировал для телевидения еще 14 произведений, в том числе «Девица Бигелоу», «Девочка и крот», «Рыцарский роман».

Впрочем, еще в 2011 году Андрей Алексеевич сказал, что мультипликаторов, понимающих авторский замысел и знающих, как донести его до малолетних зрителей, осталось мало. Потому и проект «Дед Мазай и другие» автору не понравился, а «Князь Владимир» — откровенно плохой.

Личная жизнь

В ответах на вопросы о личной жизни Андрей Усачев придерживается взятого в молодости юмористического тона — говорит, что в браке «30 лет и 3 года», прямо как в сказке. С супругой воспитал сына и дочь. Писатель всем дает положительные характеристики – жене, детям, родственникам, родному городу. Даже страна и «иногда – правительство», и те хорошие.

«И здорово повезло с планетой».

Социальными сетями Андрей не пользуется – нет на это времени, это «большая помойка», где царит безнаказанность. Человек, позволяющий себе оскорблять других в Интернете, никогда не скажет ничего в глаза, а за слова и поступки надо отвечать. Если кто-то захочет поискать писателя в Сети, то пусть обращается в интернет-магазины, распространяющие его произведения.

Андрей Усачев во дворе своего дома

Сам Усачев читает редко, поскольку устает от писательства. Однако если в руки попадает книга, то это будут сочинения Дины Рубиной, Юза Алешковского или Людмилы Улицкой.

Из современников-коллег Андрею нравятся Марина Потоцкая, Евгений Клюев, стихи Галины Дядиной и Михаила Яснова. По словам писателя, с детской поэзией в России дела обстоят гораздо лучше, чем с прозой. Помимо соотечественников, Усачев рекомендует обратиться к зарубежным авторам, среди которых ему самому нравятся Дик Кинг Смит и Роальд Даль.

Андрей Усачев сейчас

В 2018 году Андрей Усачев отпраздновал 60-летний юбилей. Как принято у представителей творческих профессий, писатель преподнес подарок почитателям своего труда – в свет вышла очередная книга, посвященная умной собачке Соне. На этот раз забавная дворняжка стараниями автора научилась вести дневник.

Андрей Усачев в 2018 году

Презентация произведения, которое так и называется – «Дневник собачки Сони», состоялась в сентябре в Доме книги на Новом Арбате, в Москве. Гости мероприятия получили возможность приобрести книгу с автографом Усачева и сфотографироваться вместе с писателем.

Подпортил праздничную картину конфликт со студией «Союзмультфильм», в частности, намерение компании снимать продолжение известных мультиков. Усачеву предложили разработать сценарий кинорассказов о Винни-Пухе, герое, которого в Советском Союзе прославил Борис Заходер. Писатель назвал подобный ход воровством и как отрицательный пример привел продолжение «Простоквашино», раскритикованное Эдуардом Успенским. Последний, как известно, был автором оригинальной, знакомой миллионам истории.

Поэт Андрей Усачев: »Не надо растить гения, растите ребенка»

Как приучить ребенка к чтению? «Списки литературы» от известного поэта и писателя Андрея Усачёва

Андрей Усачев, знаменитый детский поэт и писатель, автор всем известной «Умной собачки Сони» и логопедического бестселлера «Малуся и рогопед», размышляет о современных детских книгах, и о том, как и что читать детям — от малышей до подростков.

— Сейчас во многих школах детям выдают список литературы на лето. Как вы вообще относитесь к таким спискам?

Читать еще:  Особенности и нормы развития недоношенного ребенка по месяцам до года и возможные проблемы, что должен уметь. Недоношенные дети – важные правила ухода за малышами, которые поспешили родиться

— Я, честно говоря, редко выныриваю из своего писательства, поэтому, что происходит во внешнем мире, знаю плохо. И что наши руководящие педагогические государственные органы рекомендуют детям, не знаю. Могу сказать в самом общем виде. Самое главное в детском чтении: чтобы оно было по возрасту. Каждый костюмчик должен быть сшит по размеру.

Раз мы доросли до понятия «возрастная психология», то очень важно не вызвать у детей отвращения, навязывая те книги, которые им рано читать. Классические книги и писались не для всех — и уж точно не для детей. Например, «Войну и мир» 90% населения в царской России и не могло прочесть, потому что она была написана на пяти языках, а переводов тогда не предполагалось. А когда мы начинаем этим мучить детей, у них вырабатывается такое отношение к Толстому, что они его потом никогда не открывают. А почему вместо этого не читать «Казаков», которые вполне доступны для детского восприятия?

— Но каждый родитель упирается в школьную программу, когда, например, в 7 классе проходят «Тараса Бульбу» — иногда, чтобы все-таки смягчить жестокость произведения, предлагая усеченный вариант.

— Когда начинают вычеркивать что-то из произведения — это плохо. Тогда лучше вообще его не предлагать детям. Тогда можно — например, в рамках нынешней борьбы с курением — убирать упоминания, что Тарас Бульба курил трубку и вставлять ему в рот чупа-чупс. Или дети дозрели до каких-то вещей или нет — и нечего от них скрывать, что казаки напивались и участвовали в жестоких побоищах, показывая лишь патриотическую часть, где они кричат «За родину, за веру». Все эти выжимки ни к чему хорошему не приводят. Я тут с удивлением услышал, что одно издательство привлекло лучших французских писателей пересказывать классику для маленьких детей — например, «Преступление и наказание». Как они себе это мыслят? Я не знаю. Не надо уродовать книги, в конце концов, Достоевского и взрослые не все читают. Надо давать детям тот «корм», который идет им на пользу. Мы все любим оливки, но если 2-летнего ребенка кормить оливками, у него будет заворот кишок.

— Сейчас сознательные родители, наоборот, иногда стараются предложить ребенку книги «на вырост» — чтобы быстрее развивался.

— Не надо растить маленького гения, растите маленького ребеночка. Почему вы решили, если он будет заниматься 3 языками в младенчестве, он вырастет гением? Важно, чтобы он стал нормальным человеком. У человека либо есть гениальность — и она проснется — у некоторых она в 40 лет просыпается, между прочим. Например, Дик Кинг-Смит, который «Поросенка Бейба» написал — в 50 лет у человека писательский талант проснулся. И нормально. У кого-то — наборот, талант просыпается очень рано, как, например, у французского поэта Артюра Рембо — но он в 15 лет начал писать стихи, а в 21 год уже все закончилось.

По-моему, только неумные родители заставляют маленького ребенка учиться, требуют от него каких-то небывалых результатов. Сейчас, к сожалению, понятие «успешность» вышло на первый план: хочу ребенка не доброго, не гармоничного, не заботливого, не духовно развитого — хочу успешного. Я встречаю такое в обсуждениях в Сети, хотя вообще в Интернет хожу редко — слишком расстраиваюсь. А когда я вижу кучу вываленных глупостей — и через них надо продираться к чему-то стоящему. Мне времени жалко. Интернет — это огромный и слишком широкий срез общества. Читать какие-то отклики, ориентироваться на мнение мам — почему я должен на их мнение ориентироваться? Они очень разные — и глупые попадаются. Пусть они на меня ориентируются! Я готов послушать их, как пеленать ребенка, но в смысле чего почитать, тут я справлюсь сам.

«Списки литературы» от Андрея Усачева

— Так с чего же, по-вашему, ребенку лучше начинать самостоятельное чтение?

— Да с любого несложного текста. Ребенку ведь больше удовольствия доставляет то, что он вообще читает, что у него получается, а не содержание книги. Есть простенькие тексты специальные, детские сказки, чудесные маленькие рассказики Льва Толстого — «Филиппок» и другие.

— А какие вы можете порекомендовать книги, которых мы не читали в нашем детстве?

— Мы не знали двух замечательных авторов, которые считаются классиками мировой детской литературы — это уже упомянутый Дик Кинг-Смит, потрясающий писатель, у него замечательные сказки. И он дожил почти до конца XX века. И второй автор — тоже англичанин, я вообще их прозу люблю — это Роальд Даль. Ну это умереть можно — одна сказка лучше другой! У нас его лучше знают — спасибо фильму «Чарли и шоколадная фабрика», хотя версия Тима Бёртона мне не очень понравилась, это не лучшая его вещь. Но был гениальный фильм «Матильда» с Дэнни Де Вито, который играет скверного папашу, был фильм «Ведьмы». Хорошие фильмы — и книжки потрясающие. Мы такие, к сожалению, не умеем производить.

— Поэтому сейчас издаются, в основном, переводные детские книги?

— Это если говорить о прозе. Вообще, сейчас люди переходят на прозу, поэзия. Нет, она не умирает, поэзия не умирает никогда. Просто она и раньше была только для 3-5% образованного населения. А сейчас на фоне того, что все, вроде, образованные и грамотные, поэзия должна доходить до всех. Нет, она никогда не будет волновать всех. Но детская литература в этом отличается — там поэзия очень хорошо себя чувствует. И в нашей стране мощнейшая поэтическая традиция — и была, и есть. На Западе, насколько я знаю, детская поэзия практически отмирает, по разным причинам. У нас же, наоборот, поэтическая держава — до сих пор. У нас в школах проходят стихи, их учат в детском саду. Ни в одной стране мира не учат стихов в обязательном порядке — даже в той же Англии. У нас у детей есть привычка к повторению стихов — и если мы это потеряем, будет очень жалко, потому что это одна из немногих вещей, которой мы можем гордиться. В нашей литературе и было, и есть огромное количество прекрасных стихов.

— Кого из детских поэтов вы бы назвали среди любимых?

— Был великий Заходер, прекрасный Валентин Дмитриевич Берестов, была замечательная Эмма Мошковская, которую очень мало, к сожалению, знают. Михаил Яснов, Петр Синявский, Сергей Махотин, Григорий Кружков — даже среди живущих сейчас, рядом с нами — огромное количество поэтов мирового качества. Другой вопрос, что поэзия плохо конвертируется. Из молодых — по-моему, одна звезда у нас есть — Галя Дядина из Арзамаса. У нее свои фанаты, ее уже читают повсюду. У нее вышла красивая книжка, которую мы вместе написали — «Звездная книга. Поэтическая астрономия». Люди не могут отличить, где мои стихи и где Галины — и это классно. Есть и звезды не такого яркого сияния — Аня Игнатова в Питере, еще 2-3 девочки — все не москвички, кстати. Юлия Симбирская из Ярославля — у нее еще не изданы книги, но в Интернете они уже есть, на сайтах молодых писателей и поэтов.

Читать еще:  Ребенок не хочет смесь. Почему ребенок не ест смесь

— Тем не менее, иногда родители жалуются, что нечего читать детям.

— Да, бывает так, что матери, даже придя в книжный магазин, не знают, что взять. Есть, есть что читать. И не всегда даже надо искать чего-то нового. Вот 10 лет не издавали Юрия Коваля — не было его — сейчас стали, наконец, переиздавать.

— Какова, по-вашему, ситуация с детскими издательствами?

— Хорошо, что возникла конкуренция — и детский сектор, в отличие от взрослого, продолжает стабильно приносить прибыль. Уже даже традиционно «взрослые» издательства обращаются к детской литературе. Да, кто-то ширпотреб производит, что тоже необходимо — потому что это дешево, и в провинции люди могут себе позволить. Кто-то выпускает более сложные книги, с какими-то вывертами. Рынок большой, живой, пока не умирающий — и при нашей жизни смерть ему не грозит. Конечно, хочется лучше, хочется больше, хочется, чтобы до каждого села доходили рисунки, скажем, Вики Фоминой или кого-то еще.

— Вы ездите по стране с выступлениями, встречаетесь с детьми. Как меняется публика, отличаются ли чем-то дети в столицах и провинции?

— В провинции дети живее: они поздоровее, порозовее, не так измотаны большим информационным потоком, обилием культурных событий. Там еще играют во дворах в футбол, что замечательно. Они тоже, конечно, в Интернете сидят, но у них еще рядом природа есть. Я вот ездил в Плесецк — и отличные там дети, самые обычные школьники, которых привозят на встречу автобусами — и которым, по большому счету, вся эта поэзия по барабану.

Спрашивать о ситуации с детским чтением у чиновников или даже мамочек бессмысленно — надо спрашивать у библиотекарей. В провинциальной библиотеке все перед глазами, и библиотекари говорят: ходят дети, читают.

Но, конечно, меньше, чем раньше. Вообще, если я бы сейчас был ребенком, я что, только бы читал? Раньше же делать было нечего, а теперь я могу за границу поехать, могу поиграть с друзьями в компьютере, могу в Интернете что-то интересное найти. Это нормально. Процесс чтения находится в нормальных человеческих пределах. Сами понимаете: тот, кто читает — он не работает. Вот, скажем, вернулся сталевар после тяжелой смены — он что, должен Достоевского читать? Тот, кто хоть раз в жизни занимался тяжелым физическим трудом, знает, что вечером нужна не книга, а стакан водки — не чтобы напиться, а чтобы стресс снять, чтобы отпустило. Если вы хотите, чтобы страна перестала работать — тогда пускай все читают.

Никакая нормальная страна не может быть литературоцентричной. Англия — величайшая литературная держава, но не литературоцентричная, тем не менее. Либо надо достигнуть такого уровня развития, чтобы как в Древнем Риме: работают рабы, а граждане возлежат — и читают.

— А сами вы что читаете?

— Я мало чего читаю — сил нет, работы много. Это как раз к теме «почему люди не читают?» Да вкалывают они! Вообще Пелевина читаю, мне это интересно, это неожиданно. Улицкую, Дину Рубину — это большие писатели. Из иностранных — Умберто Эко мне нравится. Сейчас много всплывает классики, которую мы раньше не знали. Скажем, гениальная вещь Киплинга в переводе Григория Кружкова и Марины Бородицкой — «Пак с Волшебных холмов». У того же Киплинга я прочел «Сталки и компания» — повесть о детских годах в частной школе. Это была любимая вещь Стругацких — в честь Сталки они назвали своего Сталкера. Вот так все время выскакивает неожиданная классика, которую я еще читал — а за новизной не гонюсь.

Думал, что хорошо знаю Лескова, а тут обнаружил его публицистику. Прочел целый том пьес Платонова. У нас же Платонов рождается раз в сто лет, сейчас его восьмитомник вышел — я просто умираю.

Воспитание подростков: «поди угадай»

— Мамы подростков часто сталкиваются с тем, что ребенок ленится: «Ничего не хочет — только развлекаться».

— Это не новая проблема. Я помню, мне самому хотелось ходить на танцы, заниматься музыкой — я ее всегда любил — а книги. В 9-10 классе я читал в 3-4 раза меньше, чем в младших классах. Это нормальный для подростков процесс. Для них становится важнее общение, мода, все подростки становятся музыкальными дураками — это норма, это надо просто пережить.

— Хорошо, если музыка, а если бесконечные компьютерные игры?

— Ну а раньше? Бегали и жгли покрышки на свалке — те же квесты и стрелялки. Если разобраться: ну чем мы раньше занимались? Да тем же самым. Я не вижу ничего из ряда вон выходящего.

Другое дело, что у нас общий процесс загнивания и потери культуры, это да. А дети просто живут в этом всем, растут на этой почве. Мы же и есть перегной для будущих поколений.

— А что делать, если ребенку тяжело, он не хочет напрягаться, читает только от сих до сих?

— Не скажу. Моих детей не приходилось заставлять. Мы читали детям — не я, жена, скорее — уже когда они были в пятом классе, шестом. Они, по-моему, класса до восьмого все вместе читали, мне очень это нравилось. Сыну сейчас 27 лет, дочери — 24 года. Дочка в каком-то возрасте перестала читать вообще, а сейчас вдруг снова начала. Сын же, наоборот: в детстве, юности много читал, сейчас почти не читает. И вот поди угадай: выросли в одной семье, слушали одни книги. Ничего нельзя просчитать заранее.

Если хочешь, чтобы дети читали — то любым способом нужно находить время: садись с ними, читай. Мы же заставляем детей чистить зубы, умываться. Ты имеешь право не читать что-то, но хотя бы школьную программу. Тут уже надо настаивать.

Источники:

http://www.syl.ru/article/307878/pisatel-andrey-usachev-biografiya-foto-i-interesnyie-faktyi
http://24smi.org/celebrity/23996-andrei-usachev.html
http://www.7ya.ru/article/Pojet-Andrej-Usachev-Ne-nado-rastit-geniya-rastite-rebenka/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector