Установление эмоционального контакта между матерью и малышом. Эмоциональный контакт с близкими людьми — источник полноценного развития ребенка

Эмоциональный контакт с близкими людьми — источник полноценного развития ребенка

Важнейшим элементом среды, определяющим характер развития человека, выступает свобода. Это очень сложное явление, которое в психологии и педагогике до недавнего времени никак не рассмат­ривалось. Потребность в свободе специалисты называют одной и исходных человеческих потребностей. На обыденном языке свобода предполагает ослабление управления, контроля и давления и предоставление человеку ответственности за свой выбор, возможн реализовать свою целостность, творческий потенциал. Обстоят ства, которые создают для ребенка (или взрослого) ощушение бессилия, пустоты и беспомощности, способствуют развитию. У жестокости и садизма. К таким обстоятельствам Фромм отнес все, что вызывает страх. Это может быть «авторитарное» наказание. Это такой вид наказания, который «не имеет строго фиксированной формы» и не связан с тем или иным проступком, а произвольно определяется по усмотрению «власть имущего». В зависимости от индивидуальных особенностей страх перед наказанием может стать доминирующим мотивом в жизни ребенка, что приводит к утрате им чувства собственного достоинства.

Другое важное обстоятельство, приводящее к утрате жизненных ожет быть связано с ситуацией душевного обнищания. Когда ребенок живет в безрадостной атмосфере черствости и душевной ты он внутренне «замерзает». Отсутствие эмоционального тепла, участия, любви вызывает чувство отчаяния и полного бессилия, которое может стать причиной его жестокости.

Немаловажным фактором, вызывающим нарушения личностного развития, являются характер, ценности, нормы, ориентиры, смыслы той социальной группы, частью которой является ребенок. Социальная группа (семья, школа) может усиливать те черты и формы поведения, которые ей соответствуют, и ослаблять нежелательные.

Известная американская исследовательница психоаналитиче­ской ориентации Карен Хорни полагает, что в развитии личности человека доминирует влияние социального окружения. Она исхо­дит из того, что определяющим в структуре личности является бессознательное чувство тревоги, беспокойства, изоляции и беспо­мощности. Главное понятие К. Хорни — «основная тревога», кото­рая понимается как «. чувство изоляции и беспомощности ребен­ка в потенциально враждебном мире. Это чувство небезопасности может быть порождением многих вредных факторов среды: пря­мого и непрямого доминирования, безразличия, нестабильности поведения, недостатка уважения к индивидуальным потребностям ребенка, недостатка реального руководства, слишком большого восхищения или его полного отсутствия, недостатка теплоты, по­нуждения принимать чью-то сторону в родительских ссорах, слиш­ком большой или слишком малой ответственности, сверхпротек­ции, изоляции от других детей, несправедливости, дискриминации, невыполнения обещаний, враждебной атмосферы и т.д.

Эти факторы становятся основой развития тревоги ребенка. Чтобы преодолеть это состояние, ребенок может прибегать к раз­ным стратегиям. Он может становиться враждебным и хотеть рас­катиться с теми, кто его отвергал или плохо к нему относился. Но может быть и очень послушным, чтобы вернуть потерянную любовь и расположение. У него может развиваться неадекватный, нереалистический образ самого себя, чтобы компенсировать чувства неполноценности. Он может подкупить других или пользоваться угрозами, чтобы получить уважение и любовь. Он может «застрять» на жалости к себе, чтобы вызывать сочувствие.

Чтобы обрести признание, уважение, любовь, ребенок может искать власти над другими или же прибегать к соревновательности, и при этом сама победа оказывается для него важнее, чем достижение как таковое. Возможно обращение агрессии внутрь и самоунижение.

Любая из этих стратегий характеризуется наличием конфликта, который может быть разрешен естественным способом, что говорит о нормальном развитии, или неестественным, иррационалъц В °» способом. Это может быть и агрессия, и чрезвычайная конформность, и замкнутость, и недисциплинированность, и др.

Проблемам развития ребенка, эмоциональным нарушениям рушениям поведения посвящено множество специальных исследований отечественных и зарубежных ученых, собран огромный фа тический материал (А.И. Захаров, М. Раттер, А.Е. Личко, Г.М. Бреслав и др.), позволяющий понять механизмы и причины нарушений. Бесспорными признаются следующие факты.

Нарушения в развитии ребенка связаны с неблагоприятными событиями в детстве ребенка. Прежде всего — семейные конфлик­ты, недостаток эмоционального тепла, любви, отзывчивости, от­ношений привязанности. Отношения в семье остаются значимыми не только в детстве, но и в более поздние периоды жизни. Дефи­цит общения, нарушение, деформация значимых отношений лич­ности, образующих целостную систему, обусловливают развитие личности по невротическому типу (В.Н. Мясищев). Это отноше­ния в семье, в других значимых для ребенка общностях.

Потребность в эмоциональном признании окружающими, эмо­циональных контактах с родителями особенно актуальна в детстве. К 4-5 годам эмоциональное развитие ребенка достигает своего мак­симума. Нарушение эмоциональных контактов с родителями, преж­де всего с матерью, вызывает значительные психологические про­блемы в развитии. Недостаток искренних, доверительно-теплых и непосредственно-эмоциональных отношений родителей с детьми становится основой возникновения невроза. Отсутствие эмоцио­нальной поддержки, любви и признания в семье вызывает у ребенка страх одиночества, ощущение изолированности, забытости и не­нужности. Острая потребность в признании — это одновременно и потребность в самоутверждении. Ребенок нуждается в раскрытии своего Я, поддержке и любящем отношении. Недостаточность любви и признания может компенсироваться страхами, капризам. У детей формируется замкнутость, недоверие к окружающим.

Выдающийся американский психотерапевт К. Роджерс на новации значительного клинического опыта пришел к убеждению, что в среде, социальном окружении содержатся условия для формирования «полноценно функционирующего человека», прогрессивного личностного развития. Самое главное – создание человеческих взаимоотношений, которые конкретный человекмог бы использовать для своего собственного личностного развития (К. Роджерс).

Базовая тенденция организма, согласно К. Роджерсу ция к актуализации, становлению и самоусилению. Тенденции к самоактуализации и саморазвитию заданы наследственно. Но тенденция движения вперед может быть осуществлена только при определенных условиях, а именно когда выборы поведения «ясно воспринимаются и адекватно символизируются», т.е. переживаются сознательно.

Особо выделяются им две потребности: в позитивном отношении и самоотношетш, которые возникают в результате научения. Первая из них возникает вследствие любви и заботы о ребенке, формируется при положительном отношении окружения. Оценки со стороны окружающих, особенно в детстве, могут искать внутренние переживания человека. Ребенок на основании положительных или отрицательных оценок его поведения взрослыми старается быть тем, что от него хотят, а не тем, что он есть. Внешние оценки ведут к искажению самоотношения ребенка. Навязанные образы, ценности вытесняют и замещают «истинные» переживания и ценности, что ведет к саморазрушению Я. Такой чело­век чувствует напряженность, дискомфорт. В детстве «Я-концеп­ция» искажается под влиянием чужих оценок. Следствием такого искажения могут стать агрессивность, конфликтность, замкнутость, тревожность, враждебность по отношению к другим людям, на­рушения общения.

Читать еще:  Как сыграть деда мороза, чтобы впечатлить ребенка. Как сыграть роль Деда мороза. Мастер-класс от профессионала

Как этого избежать? К. Роджерс разработал метод психотера­пии, который назвал клиент-центрированной терапией. Он пола­гает, что этот подход применим ко всем отношениям с людьми, а не только в работе с людьми, имеющими проблемы. Основу мето­да составляет создание помогающих отношений, которые актуали­зируют у человека способность к самоизменению и саморазвитию. Создание терапевтических, помогающих отношений возможно при реализации трех важнейших условий.

П е р в о е у с л о в и е — откровенность, искренность, правди­вость отношений с человеком. Значимые люди должны быть с ре­бенком искренними, не притворяться, не надевать «маски», «лож­ные фасады». Они должны быть едины и целостны в своих чувствах, в их восприятии и высказывании о них.

В т о р о е у с л о в и е — безусловное принятие человека. Под принятием человека К. Роджерс понимает «теплое расположение к нему как человеку, имеющему безусловную ценность, независимую от состояния, поведения или чувств». Человек с рождения испытывает нужду в принятии себя. Принятие предполагает не только уважение и теплые чувства, но и веру в положительные изменения в человеке, в его развитие. По мысли К. Роджерса, обычным является правило, что «каждый человек должен чувствовать, думать и верить так же, как я. Однако. различия между людьми, право каждого человека реализовать свой жизненный опыт по-своему и найти в нем свой смысл — все это бесценные возможности жизни».

Ребенок очень нуждается в положительном к себе отношении. Взрослые же стремятся оценивать, одобрять или не одобрять чувства и поведение ребенка, делать заявления и пугать лище любви и привязанности. Чтобы быть «хорошим», ребенок мится подстраиваться к оценке родителей, что приводит к жению его «Я-концепции», утрате внутренних регуляторов дения и к дальнейшей незрелости человека, который ориентируется только на внешние оценки. Безусловное принятие ребенка не означает отсутствия ограничений, дисциплины и отрицательн отношения к его поступку. Однако они должны строиться так, чтобы ребенок не сомневался в уважении к нему. Неудовольствие и отрицательные переживания должны высказываться не в виде отрицательной оценки личности человека, а в виде субъективнее отношения к данному «здесь и теперь» событию.

Необходимо, безусловно, приниматьне только других, но и себя,подчеркивает Роджерс. Безусловное принятие себя означает вос­приятие себя таким образом, что все твои качества нормальны и ни одно из них не является более стоящим, чем другое. Если чело­век не принимает себя, а ценит только те свои достоинства, кото­рые одобряются другими, то он испытывает напряженность и тре­вогу, его психическое здоровье ухудшается.

Принятие каждой меняющейся частицы внутреннего мира ре­бенка создает для него теплоту и безопасность в отношениях со взрослым, а любовь и уважение вызывают чувство защищенности, которое необходимо для полноценного развития человека.

Т р е т ь е у с л о в и е — эмпатическое понимание, без которого безусловное принятие может означать просто недифференциро­ванное благодушное отношение ко всем. Эмпатическое понима­ние включает в себя проникновение в чувства и мысли человека, умение видеть проблему с его позиции, встать на его место. Это «сопереживающее понимание, — говорит Роджерс, понимание вместе с человеком, а не понимание о нем — является настолько эффективным средством, что оно может привести к значительным изменениям личности».

Модели поведения значимых взрослых (родители, педагоги, «звезды», кумиры), по свидетельству исследователей, становятс основой не только приобретения привычек, но и выработки способов разрешения конфликтов, жизненных проблем. Особенно важны модели родительского поведения. Если родители уходят от трудностей или прибегают к агрессии при столкновении с ними, то р нок с большой вероятностью будет вести себя в аналогичной туации так же. Есть большая вероятность, что ребенок приобретет стиль реагирования на трудности, аналогичный родительскому.

То же характерно и для межличностных отношений. Дети осваивают те же отношения, которые они в течение длительного времени наблюдают в семье. Возможны ситуации, когда родители учат каким-то правилам поведения, но сами их не соблюладают, т.е.говорят одно, а делают другое. Например, призывают к честности, но сами обманывают друг друга, требуют от ребенка сдержанности, а сами вспыльчивы, агрессивны и распущенны. В такой ситуации и более вероятным становится выбор примера родителей. Ребенок может и расширять модель поведения, заданную ему родители, так что его собственное поведение окажется для них неприелимым, т.е. он может отвергать и то, чем родители дорожат. Вместе с тем дети не всегда принимают модели поведения и взгляды родителей. Это зависит от других людей (друзей, учителей, соседей и др.), а также и от отношений с родителями. Если отношения с родителями плохие или если дети видят, что поведение родителей приводит лишь к новым трудностям и неудачам, они могут отвергать родительские нормы (М. Раттер).

Дисциплинарные требования, характер наказаний и поощрений не менее важны для «хорошего» или «плохого» поведения. Пагуб­но положение, когда ребенок привыкает ориентироваться на внеш­ний контроль, у него оказываются неразвитыми внутренние меха­низмы контроля своего поведения, отсутствует собственная система ценностей, с помощью которой он может регулировать свое пове­дение вне зависимости от поощрений или наказаний со стороны других людей. С этой целью специалисты считают необходимым обсуждать с ребенком мотивы его поступков и привлекать его к выработке внутрисемейных норм поведения.

О негативной роли множества жестких ограничений и гипер­опеки мы упоминали в предыдущем параграфе. Основательная характеристика последствий этого фактора для становления ха­рактера ребенка дана известным русским педагогом, психологом, врачом П.Ф. Лесгафтом.

В литературе отмечается, что причинами нарушений поведения и даже эмоциональных расстройств может бъпъ разлука с родите­лями, жизнь вдали от семьи, потеря одного из родителей, ссоры и конфликты в семье, а также неврозы и патологические особенности личности родителей. Детский психиатр А.И. Захаров анализирует причины возникновения детских неврозов и отклонений в связи с которыми из названных факторов в книге «Как предупредить отклонения в поведении ребенка».

Асоциальное, криминальное поведение родителей приводит к формированию нарушений поведения у детей. Родительские ссоры, драки или враждебность, отчужденность создают атмосферу, в которой с большей вероятностью возникают нарушения поведения, особенно у мальчиков. Агрессивное поведение родителей становится моделью для ребенка. Здесь могут иметь место и другие механизмы.

Скудость, монотонностъ окружающей среды, ее ограниченность, по данным специалистов, может приводить к глубоким задержкам психического развития ребенка, тормозить его интеллектуальное развитие и вызывать нарушения поведения.

Читать еще:  Ребенок 7 месяцев навыки и умения. Психоэмоциональное развитие ребёнка: общение и речь, что он понимает. Психоэмоциональное развитие и восприятие мира

Значимость телесного и эмоционального контакта с родителями для детей

ЗНАЧИМОСТЬ ТЕЛЕСНОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОНТАКТА С РОДИТЕЛЯМИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

«Не держи ребенка долго на руках, избалуется», «Ребенок должен с младенчества приучаться быть самостоятельным», «привыкнет к рукам, до школы будете его носить», — такие слова нередко слышит молодая мама от старших родственников, которые воспитывали собственных детей по Бенджамину Споку (вы можете ознакомиться с его книгами «Ребенок и уход за ним» «О воспитании детей», «Проблемы родителей», «Проблемы младенчества» и многими другими). И, конечно же, у матери, каждый раз интуитивно отзывающейся на крик собственного ребенка, возникает сомнение в правильности собственных действий. И аргументы как будто весомые.

Что будет, если всегда брать ребенка на руки, услышав его крик? Не будет ли ребенок специально постоянно кричать, подзывая мать, тем самым управляя ею? Не вырастит ли ребенок «ручным», «мамсиком», неспособным и шагу ступить без мамы? Но возникает и противоположный вопрос. Что будет, если мать не по-возможности быстро и постоянно будет отзываться на крик ребенка? Отчасти ответ на этот вопрос мы рассмотрели в предыдущей главе, рассматривая теорию привязанности Д. Боулби. Также свет на этот важный вопрос проливают и исследования Гарри Харлоу, о которых мы расскажем ниже.

Важные для науки психологические эксперименты были проведены американским психологом Гарри Харлоу, проведенные в середине ХХ века. Он проводил свои исследования не на людях, а на макаках-резусах. Однако данные, полученные в его работе, заставляют задуматься нас о последствиях для детей разлуки с родителями. Г. Харлоу провел достаточно много разнообразных экспериментов на обезьянах, разлучая матерей с их детенышами и изучая поведение, а также эмоциональное состояние детенышей. До исследований Харлоу привязанность ребенка к матери скорее рассматривалось через призму пищевого взаимодействия. А именно, обращалось внимание на то, что ребенок любит мать в связи с тем, что она удовлетворяет одну из его основных потребностей, т.е. кормит его. Однако Харлоу заметил, что те обезьянки, которые были разлучены с матерьми и получали питание из бутылочек, демонстрировали странное поведение. Они были совершенно равнодушны к бутылочкам, из которых их кормили. Как только обезьянки утоляли голод, они тут же отворачивались от бутылочки и теряли к ней всякий интерес. Но зато обезьянки, разлученные с матерью, находили объект привязанности в клетке. Пол клетки был услан махровыми полотенцами и маленькие макаки прижимались к выбранному полотенцу, обнимали его. Если исследователь пытался отнять у них полотенце, обезьяны истошно кричали, цепко держались за полотенце. Казалось, что они любят полотенце не менее, чем мать, с которой их разлучили. Так родилась идея эксперимента.

Итак, малышей-макак разлучали с матерями и помещали в отдельное помещение. Харлоу создал суррогатных матерее: некоторые из них были матерчатыми и, соответственно, мягкими, а некоторые – проволочными. Часть маленьких макак были помещены в клетки, в которых находились обе «мамы»: проволочная и матерчатая. Причем некоторые обезьянки получали молоко от матерчатой матери, а некоторые – от проволочной. Выяснилось, что не смотря на то, что кормила детей проволочная суррогатная мать, они проводили с ней не более 1-2 часов в день, т.е. не более того времени, пока кормились. Все остальное время (от 15 до 18 часов) малыши-макаки проводили с тесном контакте с тряпочной матерью. Мало того, если позволяли условия, макаки старались кормиться от проволочной матери таким образом, чтобы не разлучаться с матерчатой. Харлоу сделал вывод, что тепло и комфорт, который маленькие обезьянки получали от матерчатой мамы, был очень важен для них. В моменты, когда детеныши испытывали страх они бежали к матерчатой матери. Получается, что суррогатная матерчатая мать служила для младенцев оплотом безопасности. Харлоу помешал обезьянок в новую комнату. Это изменение обстановки было травмирующим для малышей. Если новом в помещении не было матерчатой суррогатной матери, но была проволочная, обезьянки демонстрировали крайнее беспокойство: они плакали, кричали, сжимались в комочек, прятались в угол. Если же в этой ситуации рядом с ними оказывалась матерчатая мать, то обезьянки чувствовали себя отлично: они исследовали новую обстановку, играли, периодически подбегая в суррогатной матерчатой маме.

Исследования Харлоу наглядно показали, что для новорожденных обезьян крайне важен телесный контакт с матерью, пусть даже и суррогатной. Однако достаточно ли телесного контакта для полноценного развития? В эксперименте Харлоу обезьяны получали телесный контакт, но не получали эмоционального контакта. Мягкая суррогатная мать все-таки не была живым существом и не реагировала на детенышей. Узнать, насколько важен эмоциональный контакт, Харлоу смог не сразу. Ведь для этого было нужно наблюдать подросших обезьян, что и было осуществлено. Оказалось, что выросшие вне эмоционального контакта с матерью обезьянки не стремились к взаимодействию с себе подобными, не играли с другими обезьянами, не стремились образовывать пары, нередко нападали на других обезьян. У этих обезьян наблюдались эмоциональные нарушения. Когда выросшие в условиях изоляции от матери и других обезьян, обезьяны сами произвели потомство, то оказалось, что они не способны о нем заботиться. Некоторые матери убили своих детенышей, некоторые относились к ним равнодушно. И только незначительная часть обезьян вела себя так, как обычно ведут себя самки обезьян по отношению к потомству. Харлоу сделал вывод, что и телесный, и эмоциональный контакт являются жизненно важными для детей.

До этого в педиатрии и психологии доминировали такие взгляды: ребенка не следует баловать и долго носить на руках, даже если родитель испытывает в этом потребность и получает удовольствие от телесного взаимодействия с малышом. Рекомендовалось ограничивать контакт с младенцем моментами кормления и ухода за малышом. А так как кормление рекомендовывалось организовывать по часам, соблюдая длительные интервалы между кормлениями (3-4 часа) и длительность кормления также ограничивалась 20-30 минутами, то контакт младенца с ухаживающим взрослым был относительно непродолжительным.

В современной педиатрии и психологии этот подход уже не является популярным. На данный момент обращается внимание на значимость телесного и эмоционального контакта со взрослым для ребенка. И совсем не обязательно, чтобы это был процесс кормления грудью. Ребенок на искусственном вскармливании может точно так же получать необходимый ему телесный контакт. Не смотря на то, что сам период кормления у детей на искусственном вскармливании короче, чем у детей на грудном вскармливании, необходимое малышу общение может происходить вне процесса кормления.

Читать еще:  Детская усталость: почему дети устают? Если ребенок быстро устает: причины и как помочь

Установление эмоционального контакта между матерью и малышом

Рождаясь на свет, человеческое дитя еще не может жить самостоятельной жизнью. Ему нужна помощь взрослых людей. Он полностью зависим от социального окружения. Законы биологии проявляются в том, что чем на более высокой ступени психического развития находится животное, тем дольше длится период его детства, необходимый для полного созревания его органов и систем. В первую очередь это касается развития мозга, установления его связей, совершенствования функций.

В это время мозг малыша наиболее восприимчив и открыт внешним воздействиям. Поведение ребенка первого года жизни при поверхностном рассмотрении весьма просто и даже примитивно. Поскольку он не умеет говорить, ходить, обслуживать себя, младенца часто и не считают еще человеком, воспринимают его как растущий организм.

Более глубокий анализ поведения ребенка свидетельствует о наличии у него достаточно сложной внутренней психической жизни уже в первые месяцы после рождения. И надо помнить, что его психическое развитие осуществляется не само по себе, а посредством развертывания наследственных задатков по мере созревания, и здесь необходима помощь любящих родителей.

Родители детей младенческого возраста при уходе за малышом в основном ориентируются на соблюдение режимных моментов, гигиенических и медицинских процедур, а психологический уровень жизни младенца как еще маленькой, но индивидуальности, активно действующей, познающей, вступающей во взаимоотношения с окружающими, остается как бы на втором плане. В результате может произойти так, что, когда ребенок вырастет, он не будет ощущать интереса к жизни, а соответственно, к познаниям, в его поведении не будет инициативы. Родителям необходимо помнить, что особенно важным для физического и умственного развития ребенка является ранний период его жизни — младенчество. В первые минуты, часы, дни и месяцы закладывается фундамент будущего человека, начинается формирование его личности.

Единственное проявление активности ребенка в первые дни жизни, на которое реагирует взрослый, — крик, кряхтение, двигательное беспокойство. Взаимодействие ребенка и взрослого (родителей, бабушек или старших сестер) осуществляется только на уровне установления причины его недовольства, но это еще не общение.

В то время как младенцу нужны контакты с внешним миром не только на этом уровне, ему надо помочь войти в этот мир, увидеть и понять его, облегчить ему процесс познания самого себя и окружающих. Небольшой совет любящим мамам, которым можно легко воспользоваться: ласково нашептывайте малышу слова, можете строгим голосом пожурить за испачканные пеленки, но тут же утешить, сказать ему, что сейчас все будет в порядке. Вот сейчас вы вступаете в общение со своим малышом, наделяя его функция-ми собеседника.

Год с момента рождения — время важных событий в жизни новорожденного и родителей.
В этот период устанавливается сложная система взаимоотношений, которая может очень сильно повлиять на интеллектуальное развитие вашего малыша. Уже в первом полугодии на основе взаимных выражений любви складываются первые привязанности, умение открыто и полностью выражать свои чувства.

Сразу после родов для родителей, особенно для матери, наступает период особых эмоциональных отношений с ребенком. Известно, что у человека существует врожденный механизм привязанности. Критический (сенситивный) период, когда родители крепко привязываются к своим детям, наступает в первые полтора часа после рождения. Ученые обнаружили, что и у большинства матерей, рожавших без анестезии, и у новорожденных в первый час жизни было очень оживленное настроение, оно способствовало появлению особой взаимной восприимчивости. Почти все время, пока матери находились с детьми в родовой комнате, они смотрели в глаза младенца, и те в свою очередь тоже заглядывали матерям прямо в зрачки. После такого пристального «разглядывания» матери отмечали, что чувствуют еще большую близость к детям.

Важно, чтобы ваше общение с ребенком началось сразу же после его рождения. Прикосновения руки матери к ребенку очень важны. Прикасайтесь к нему в течение часа сразу после рождения и по пять часов (не считая времени кормления) в следующие три дня.
Во время медосмотра стойте рядом с малышом, внимательно смотрите за ним и успокаивайте его. Ласкайте при кормлении и не перекладывайте уход за ним на кого-то другого.

Такая привязанность матерей к детям, по утверждению специалистов, играет большую роль в развитии малышей: если матери дольше кормят детей грудью, они реже плачут, быстрее набирают вес, чаще улыбаются, смеются, имеют более высокие показатели умственного развития и лучше осваивают речь. Ранние контакты позволяют родителям и детям лучше настроиться на сигналы друг друга, что составляет суть первой стадии отношений между ними. У малышей теплое чувство к матери формируется в течение первого года жизни. По мере того как они устанавливают определенные отношения с родителями, начинают выражать его в специфических эмоциях и усваивают роли в зависимости от половой принадлежности.

Бывают такие случаи, когда при благоприятных условиях малыши привязываются к отцам столь же сильно, как и к матерям. Для формирования взаимной привязанности отцов и малышей важно, чтобы те их ласкали, целовали, разговаривали с ними заинтересованно, душевно, эмоционально насыщенно. Матери для кормления возьмут ребенка на руки и станут его переодевать, держа на коленях; а вот отцы берут детей на руки чаще всего для того, чтобы поиграть с ними или успокоить, если они плачут или просятся на руки.

Отцы играют с детьми в более эмоциональные игры, требующие от ребенка больших затрат сил. Маленькие дети предпочитают больше играть с отцами, так как это предполагает большую подвижность. Папы особенно любят подбрасывать малышей вверх, ловко их ловить, что приводит матерей в ужас. Такие полеты весьма полезны для физического развития детей, так как подобным образом стимулируются внутренние органы растущего организма, происходит нечто вроде массажа. А как нравятся такие игры самому малышу! Об этом можно судить по его задорному смеху.

Единение ребенка с родителями на начальном этапе развития очень важно для дальнейшего интеллектуального развития маленького человека. Недостаток адекватных социальных и эмоциональных стимулов у детей способствует их отставанию в двигательном, физическом и, соответственно, в умственном развитии, в формировании их отношений с окружающими. Дети, которые воспитываются в детских домах, лишены радости общения с родными людьми, не испытывают физической близости с любящим человеком, не видят дорогих им улыбок, не ощущают ласки какого-то одного, «постоянного» взрослого.

Наихудшие последствия для эмоционального развития ребенка имеет его разлука с матерью и воспитание в доме младенца через полгода-год после рождения, т. е. в период, когда достигает пика чувство привязанности.

Источники:

http://studopedia.ru/5_44502_emotsionalniy-kontakt-s-blizkimi-lyudmi—istochnik-polnotsennogo-razvitiya-rebenka.html
http://www.b17.ru/article/54184/
http://medport.info/pediatriya/ustanovlenie-emocionalnogo-kontakta-mezhdu-materyu-i-malyshom-2.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector